Чем в древнем риме натирали столы перед пирами

Обновлено: 18.05.2024

Торжественная трапеза, праздник с обильными угощениями и выпивкой – это одна форм общения между людьми. Многие из нас принимали участие в таких мероприятиях. Обычно, каждый участник застолья стремится испробовать хорошие горячительные напитки, поесть всяких вкусностей, и, конечно, душевно пообщаться с народом.

Пиры в Древнем Риме

В 3 веке до н.э. в Риме начало бурно развиваться кулинарное искусство: были разработаны основы здорового питания, изобретены новые сочетания продуктов и блюда. Некоторыми из античных кулинарных открытий мы пользуемся до сих пор.
Пища небогатых людей была проста и традиционно использовалась на протяжении веков. Однако среди богатого населения древнего Рима возникла необычная мода на изысканную пищу и многочасовые пиры. Это привело к развитию особой изощренно-расточительной кухни, культу чревоугодия и обжорству.
Какие продукты использовались для пиров? Очень ценилось свиное и козье мясо. Говядина использовалась только тогда, когда быков приносили в жертву богам. Популярна на пиршественных столах была дичь и рыба. Специально для пиров богатые горожане разводили фазанов, цесарок, павлинов. Они украшали великолепное застолье. Мода на экзотические кушанья не стояла на месте: при императоре Августе для пиров стали приготовлять блюда из аистов, а при римском императоре Тиберии в большой цене были соловьиные языки!

Обычно, вино употреблялось в повседневных трапезах. Для пиров наиболее ценными и дорогими винами считались те, которые были приготовлены из определенных сортов винограда и хорошо выдержаны.

Важным атрибутом римского пира была беседа. Когда на пиру было не слишком много народа, то небольшая группа пирующих легко могла поддерживать разговор на тему, интересную для всех. Но во время многолюдных застолий у императоров и вельмож вести общую беседу не было никакой возможности.

Где и как хозяева организовывали пир

Пиршественный зал, обычно, располагался в задней части дома и примыкал к саду.
В середине трапезной стоял большой стол, окруженный каменными ложами, которые назывались триклиниями. На такой лежанке размещались три гостя. Место было не много, поэтому возлежащие пирующие чувствовали себя не очень комфортно. От выпитого и съеденного было жарко, рядом сосед жаркий, как печка. Окна и двери в помещении открыты. Чтобы не простудиться, хозяин снабжал гостей накидками, которые многократно менялись в течение трапезы, по мере того, как они становились мокрыми от пота.

На столе очень плотно стояли блюда, и их было очень много. Чтобы дать возможность сотрапезникам отведать максимальное количество приготовленных блюд, рядом с лежаками ставились дополнительные сервировочные столики.

На особых столах стояли сосуды с вином. Пирующих обслуживали рабы, разносящие пищу на серебряных подносах. Каждый гость сам накладывал себе угощение в тарелку. Что интересно, наиболее воспитанным считался тот человек, который помогал себя пальцами во время еды, и при этом пачкался меньше других!

Итак, гости заняли предназначенные им места, столы ломятся от угощений, пришла пора начинать торжественную трапезу.

Пир в древнем Риме традиционно состоял из трех частей. Сначала подавались закуски, потом обильный обед, затем наступало время для десерта. В качестве закуски подавали яйца, различные салаты, капусту, артишоки, дыни с начинкой, соленную рыбу и устриц и массу других возбуждающих аппетит кушаний. Во время закуски пирующие пили красное вино.

Главная часть торжественного обеда состояла из множества перемен: от 5 до 9! Каждая перемена блюд включала в себя наборы кушаний, которые иногда плохо совмещались друг с другом. Пирующие вкушали, что Бог послал, лежа. От неудобной позиции, жары, выпитого вина и скушанной пищи многие гости уже не могли наслаждаться новыми переменами. Наиболее смышленые люди выходили «до ветру», и там изрыгали из себя глубокое внутреннее содержимое. Затем они возвращались «налегке» и с удовольствием продолжали трапезничать под завистливые взгляды соседей по ложу.

Пиры в древнем Риме продолжались по многу часов. Кроме насыщения плоти в каждой большой трапезе была предусмотрена и «культурная программа» Ее цель заключалась в том, чтобы развеселить гостей. Для этого приглашали актеров, танцовщиц, музыкантов и поэтов.

Пиры – живучая традиция

Традиция, устраивать пиры по поводу и без него, продержалась в Риме несколько веков. В конце существование Римской империи пиры превратились в откровенные оргии и обжорство. Например, императора Вителлий прославился своим обжорством. Гораций писал об этом времени: «хороший вкус и нравы были потеряны полностью. За столом песни были непристойными, а женщины почти неодетыми».

Бесконечные пиры с неумеренным потреблением пищи стали мишенью для римских писателей. Они не упускали возможность сочинять сатирические произведения на эту тему. Сенека неоднократно в своих эпиграммах высмеивал
«обжорство на пирах, бездонное и ненасытное» и убеждал сограждан в том, что нападавшие на них болезни являются следствием их чревоугодия и пьянства.
Но граждане не торопились внимать ему…

Трудно себе представить, что на заре существования империи римские врачи продолжали развивать науку о рациональном питании – диетологию. А на ее закате – продолжались бесконечные безумные пиры, и достучаться ученым до разума пирующих так и не удалось.

Что подавали на пирах в древнем Риме

Пир в античности для римлян, как и для древних греков, был не просто трапезой. Во время пира не сидели за столом, а возлежали за ним на удобных ложах. Слух пирующих услаждали музыканты, зрение — танцовщицы и актёры. Впрочем, главным развлечением на пиру для умных людей была живая «сократическая» беседа на философские, литературные или повседневные темы, собеседники при этом состязались в находчивости и остроумии. Но разумеется, не все умели и хотели развлекаться на пирах настолько утончённым образом. Гораздо чаще хозяин хотел продемонстрировать своё богатство и ради этого пускался на всякие ухищрения. Отсюда и весьма своеобразные блюда, которые иногда подавали на пирах в Древнем Риме.

Самое известное описание древнеримского пира оставил известный поэт Петроний Арбитр в «Сатириконе». Гостям богача Трималхиона предстояло отведать 62 разных блюда. На столе стояла деревянная курица на павлиньих яйцах, внутри которых находились винные ягоды, под соусом из перца и яичного желтка. Любителей мясных блюд ждал кабан, начинённый кровяными и жареными колбасами. «На круглом блюде были изображены кольцом 12 знаков Зодиака, причём на каждом кухонный архитектор разместил соответствующие яства. Над Овном — овечий горох, над Тельцом — говядину кусочками, над Близнецами — почки и тестикулы, над Раком — венок, над Львом — африканские фиги, над Девой — матку неопоросившейся свиньи, над Весами — настоящие весы с горячей лепёшкой на одной чаше и пирогом на другой, над Скорпионом — морскую рыбку, над Стрельцом — лупоглаза, над Козерогом — морского рака, над Водолеем — гуся, над Рыбами — двух краснобородок».

Для обслуживания подобного роскошного пиршества требовался многочисленный персонал: повара во главе с шеф-поваром, главный «устроитель пиршества», поставщик съестных припасов, булочник, кондитер, пекарь, готовивший особые печенья на молоке. А кроме того, многочисленные рабы, каждая категория которых имела специальное наименование: structores — накрывали на стол; scissores и carptores — разрезали мясо на кусочки, и раскладывали их, придавая кушанью на блюде изящный вид; nomenclator встречал гостей и называл их имена присутствующим, а также произносил названия блюд при подаче; ministratores заносили блюда; ministri подавали напитки; после пира scoparii убирали остатки пищи с пола. Всем обслуживающим персоналом управляли tricliniarches — от слова триклиний, то есть зал для приёма пищи.

Римский историк Светоний описывал пир императора Виттелия, который заплатил стоимость целого поместья за уникальное блюдо из сладкого мяса, печёных птиц, фазаньих и павлиньих мозгов и языков попугаев. Ещё одно столь же необычное угощение, придуманное лично Виттелием, называлось «Щит Минервы». Оно состояло из печени рыбы скара, фазаньих и павлиньих мозгов, языков фламинго, молок мурен. Компоненты для приготовления этого блюда везли из Парфии и Испании. Плиний писал, что для приготовления «щита» потребовалось построить печь на открытом воздухе и отлить невероятных размеров серебряное блюдо. Брат этого императора устроил более скромный пир, на котором было подано 2 тысячи отборных рыб и 7 тысяч птиц.

Впрочем, на императорских пирах бывали и более экзотические яства. Гелиогабал предлагал своим гостям блюдо, изготовленное из мозгов шестисот страусов, зелёные бобы сервировались с янтарём, рис подавался смешанным с жемчугом, а горошек — с золотом. Гостям подавались слоновьи хоботы, паштеты из соловьиных и павлиньих языков и петушиных гребней, печень рыб-попугаев. Такими блюдами гостей на пирах угощали не только императоры. Некий Клодий Эзоп однажды выкупил за баснословную сумму в сто тысяч сестерциев шестнадцать певчих птиц, обученных говорить по-латыни и по-гречески, единственно для того, чтобы насадить их на вертел и подать гостям.

Простые граждане Рима иногда устраивали пиры вскладчину. Древнеримский поэт Филодем в I в. до н.э. описывал подготовку такой трапезы: «Афинагор дал нам капусту, рыбу соленую должен дать Аристарх, печень несет Филадем, свинину приносит Аполлфан». Небогатые люди могли позволить на пиру говядину только после больших жертвоприношений, после которых жрецы распродавали мясо жертвенных быков. Зато виноградные улитки и устрицы в прибрежных городах стоили сущие гроши.

Кроме еды, древние римляне знали толк в винах. В Риме употреблялись как местные итальянские сорта, так и привозные. Особенно ценилось старое, выдержанное вино. Популярным было красное вино, однако среди лучших изысканных вин присутствовали и белые — цекубское и фалернское. Фалернское вино — первоклассное белое вино из Кампании янтарного цвета считалось самым благородным сортом. Цекубское вино — белое вино хорошего качества из Caecubum к югу от Рима (район южного Лация). Вина часто настаивались на пряностях или цветочных лепестках, смешивались с ароматными водами.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Рассказываем почему древние римляне ели лёжа

Римляне, как и древние греки, предпочитали за трапезой возлежать, а не сидеть за пиршественным столом. Почему два великих народа древности, обычаи которых во многом различались, в данном конкретном вопросе были полностью солидарны? Тут нужно заметить, что римские патриции предпочитали лежать не только во время пиров, но и при чтении, письме, обсуждении хозяйственных вопросов и прочей интеллектуальной деятельности. На то была серьёзная причина — когда мышцы организма расслаблены, в мозг от них поступает меньше сигналов и можно сосредоточиться на процессе мышления.

Из всех полисов античной Греции сидя обедали и ужинали только аскетичные спартанцы. Все остальные древние греки ели, сидя за столом, только если сильно торопились. Но на любой праздничной трапезе, не говоря уже о дружеских посиделках, которые назывались «симпосион», гости и хозяева вольготно располагались вокруг стола на лежаках. Скорее всего, римляне переняли обычай пировать лёжа именно у греков, вместе с названием такого пира (на латыни оно произносилось как «симпозиум»).

Великий античный философ Платон писал, что человек, едящий в одиночестве, всего лишь наполняет съестным желудок. Настоящая трапеза обязательно должна была включать дружескую беседу, а если средства хозяина, устраивавшего пиршество, позволяли — то и музыку, а также прочие развлечения. Греческое слово «товарищ» (синтрофос) в буквальном переводе означает «человек, с которым ты вместе ешь». Говорили, что в компании за столом должно быть «не меньше числа Харит, не больше числа Муз», то есть от 3 до 9 человек, чтобы не было ни скучно, ни тесно.

В отличие от спального ложа, мебель для застолья (она называлась апоклинтра, от слова «апоклино» — «разгибаю спину») была приспособлена для полулежачей позы. При этом предполагалась опора на левый локоть, чтобы правая рука была свободна. Левый бок, где находился желудок, покоился на мягкой поверхности. За всё время трапезы не было необходимости менять позу, настолько удобными и эргономичными были апоклинтры.

Для трапезы три апоклинтра сдвигались вместе буквой "П", с четвертой стороны рабы подносили маленькие столики с едой и вином. Перед тем, как пригубить вино, полагалось омыть руки в специальной чаше, украсить голову венком и совершить возлияние богам — отплеснуть чуть-чуть вина в качестве символической жертвы. Описания подобных пирушек можно найти у прославленных древнегреческих писателей и философов: ведь на симпосионах велись беседы на самые разнообразные темы. Самый знаменитый философский диалог Платона с участием Сократа так и называется — «Пир».

Римские пиры несколько отличались от греческих. Вместо маленьких индивидуальных столиков у них был один общий квадратный стол. Вместо апоклинтров — длинные кушетки, на каждой из которых помещались три человека. В отличие от индивидуалистов — греков, римляне тем самым показывали общность как стола (поскольку на него выкладывались все блюда, и есть их мог любой из гостей), так и пиршественного ложа. Кроме того, римская трапеза требовала меньшего количества прислуги — не было необходимости подносить блюда или подливать вино каждому гостю, можно было просто ставить их на общий стол.

Интерьер для приватной беседы на троих. Современная реплика древнеримской мебели в Баварском археологическом музее.

Что думает про обычай возлежать за столом современная медицина? Если во время или после обильного приема пищи лечь на левый бок, это уменьшит давление съеденного на нижний отдел желудка и таким образом ослабит дискомфорт от переедания. Кроме того, если принимать пищу лежа, то углеводы расщепляются и усваиваются медленнее, чем когда мы едим сидя, что поможет избежать скачкообразного поступления глюкозы в кровь и связанных с этим резких колебаний уровня инсулина.

Так что же, есть лёжа полезно для здоровья? Не совсем. Чувство насыщения при таком приёме пищи наступает позже и ощущается слабее, чем во время еды сидя. Именно поэтому возлежали на пирах, где подавали много блюд, и гости должны были распробовать каждое из них. Такие ужины весьма способствуют набору избыточного веса. Для людей, которые вели активный образ жизни и посещали подобные застолья не каждый вечер, это не слишком критично, но древнеримские богачи и патриции, часто устраивавшие пышные пиршества ради престижа, неизбежно должны были страдать ожирением и связанным с ним болезнями.

Почему в древнем Риме перед принятием еды снимали обувь?

То же самое делали и древние греки:
В Древней Греции за пиршественным столом не сидели, а возлежали. Преж­де чем сесть, точнее, лечь за стол, гости снимали обувь и мыли ноги и руки. Затем в пиршественный зал вносились уже накрытые столы.

Древние римляне уже разделяли обувь уличную и домашнюю. Обувь обретает социальную значимость. Консулы ходили в красных сапогах (позднее это стало императорской привилегией) . Черная обувь со скрещенными спереди ремнями отличала сенаторов. Деревенские жители носили высокую обувь из сыромятной кожи. Сандалии как таковые знатные римляне носили только дома, а перед едой их снимали, и выражение «снять сандалии» означало «пожалуйте к столу»

Обед, в том числе и торжественный, устраивался не раньше двух часов и занимал всю вторую половину дня. Во время пира происходило не только принятие пищи, но и обсуждение философских вопросов, литературные диспуты, чтение стихов. Столы с кушаньем расставлялись так, чтобы каждый из них был окружен тремя ложами. Такие столы назывались триклиниями. Зала полностью заполнялась ими. Наиболее почетным было центральное ложе. На каждом ложе, которое с помощью покрывал и валиков превращалось в диван, размещалось по три человека. Рабы сопровождали хозяина на торжественный пир, неся с собой его парадную одежду и обувь, в которую римляне переодевались перед едой.
В начале пира возносили молитвы богам. Пищу и вино выставляли на очаг в дар домашним богам-ларам. Обед состоял из трех блюд — закуска (яйца, салат, овощи, устрицы) и собственно обед, состоящий из нескольких мясных и рыбных перемен. Пир завершал десерт с вином. Кушанья подавали на больших серебряных блюдах, с которых их брали руками. Хлеб и вино разносились прислугой. Во время еды руки вытирали полотенцем и салфеткой. На пиру произносились тосты. В отличие от Греции у римлян жены посещали пиры вместе с мужьями. Описание роскошных пиров, сохранившиеся в изобилии у античных авторов, повествуют о всевозможных ухищрениях устроителей и поваров. Экзотические блюда доставлялись в Рим со всех концов империи. Римляне ценили не только вкусовые достоинства, но и другие необычные качества пищи. Так, скромная рыбка-султанка приводила всех в восхищение своей способностью менять цвет — ее закалывали прямо на виду у пирующих. Чтобы позабавить гостей, устраивались разнообразные сценки, нередко шуточные перебранки между рабами. Пирующим раздавались иногда весьма ценные подарки, например, в раковинах моллюсков оказывались жемчужины. Зал для пиров украшался цветами, цветочные, чаще розовые лепестки сыпались с потолка. Такая роскошь осуждалась многими римскими интеллектуалами. «Городу, в котором рыба стоит дороже упряжного вола, помочь уже ничем нельзя! » — так восклицал один из них.

В Риме III века до н. э. словосочетание calceus mutare означало не только «обуться» , но и «стать сенатором» . Выражение soleas deponere – снять сандалии, значило также «пожалуйте к столу» . Обувь – предмет царской роскоши.

Но значительно раньше, как сообщает Ксенофонт (430 – 355 до н. э.) , сапожники Эллады трудились на кооперативных началах и были разделены на мужских и дамских мастеров. В цехах была специализация: один резал кожу, другой пробивал отверстия, третий соединял кусочки кожи между собой звериными жилами, а последний, пользуясь колодкой, ставил подметки. Любой экономист подтвердит, что это описание типичной средневековой мастерской.

В средневековой Европе первая гильдия сапожников появилась в Геттингене (Германия) в 1251 году, и лишь затем постепенно сапожное ремесло стало одним из распространенных.

Чем в древнем риме натирали столы перед пирами

Как пировали в Древнем Риме

У французов есть поговорка, которая выражает восторг гостя от трапезы: «Сегодня я обедал у Лукулла». Этого древнеримского полководца и политика иногда вспоминаем и мы, говоря про «Лукулловы пиры». Известная присказка означает роскошное пиршество, когда накрытый стол ломится от изобилия. И совершенно неважно, сыты гости или нет. Их будут кормить насильно, часами, считая, что чем дольше длится пир, тем гостеприимнее и богаче выглядит хозяин. Сегодня многие грешат чересчур обильными столами, непомерными порциями и слишком рьяным подходом к красным дням календаря. Новогодние праздники в России уже стали притчей во языцех. Но даже наш Новый год не сравнится с самым обычным древнеримским застольем.

Завтрака не будет

Искусство трапезы античные римляне переняли у греков, но с некоторыми отличиями. Изначально греческие застолья проходили в складчину: фиги, ячменные лепёшки, мягкие сыры, разведённое вино, яйца, зелень – каждый приносил то, что может. Древний поэт Филодем прекрасно описал скромное застолье, упоминая и своё участие в дружеской пирушке: «Афинагор дал нам капусту, рыбу солёную должен дать Аристарх, печень несёт Филодем, свинину приносит Аполлфан».

Греки больше предавались философским беседам, нежели чревоугодию, но эти беседы были обставлены эстетически. Беседовавшие возлежали на околостольных ложах в лавровых венках. Позже эта идея духовного пира была извращена. Греки стали объедаться мясными блюдами огромных размеров. Целиком запекались быки, бараны и олени. Вкусовые предпочтения тоже были своеобразными. Гомер в «Одиссее» описывает одно такое застолье, где главный герой одаривает певца, который своим искусством растрогал Одиссея до слёз. Он отдаёт ему «полную жира хребтовую часть острозубого вепря». Именно подобный вид трапезы и переняли римляне, которые находились на вершине мира несколько веков. Авторитет Римской империи до V века нашей эры был настолько велик, что продукты для стола императоров и богатых патрициев свозились со всего мира.

И чем мощнее становилась империя, тем больше происходило социальное расслоение. Интересно изучать историю по кулинарии! Основатель Римской империи Октавиан Август на завтрак ел грубый хлеб, мелкую рыбу, влажный сыр и зелёные фиги. А спустя несколько веков император Нерон уже вовсе не завтракал. Он просто не переставал обедать. Пиры, на которых творились гнусности и беспредел, попросту не прекращались.

Воспитатель Нерона, философ-стоик Сенека, был в ужасе от того, во что превратился его венценосный воспитанник. Сам Сенека оставался идейным аскетом, он питался так же, как и большинство римлян, – кашами, лепёшками и лишь по праздникам – отварной козлятиной и свининой. Говядина особой популярностью не пользовалась, поскольку быки и коровы использовались исключительно для работы в поле, поэтому мясо их было жёстким и непригодным для еды. Но в одном говядина считалась вне конкуренции – в жертвоприношении. Перед каждым пиром специально откормленные быки закалывались на алтаре, и самые жирные куски приносились в жертву богам.

Луций Лициний Лукулл, выдающийся деятель Великого Рима, был успешным военачальником второй половины I века до нашей эры. Он сделал хорошую карьеру, приумножив территории и богатство империи. Самым большим его военным успехом являются победы в так называемых Митридатовых войнах, во время которых царь Митридат покушался на римские земли. Одну из блестящих операций Лукулл предпринял, когда узнал, что войска мятежного царя терпят нужду в воде и продовольствии. Римский полководец уничтожил оставшийся провиант, угнал всех вьючных животных и решил подождать. Во вражеском лагере стали массово умирать от голода, началось людоедство. Возможно, именно тогда Лукулл по-настоящему оценил, что значит еда и что такое – её отсутствие.

Награбленные трофеи позволили Луцию Лицинию войти в историю не только как устроителю роскошных пиров. Несмотря на противоречивость натуры, Лукулл был филантропом. Он открыл в своём поместье общедоступную библиотеку с уникальными рукописями, которыми могли пользоваться все – от грамотных рабов до вельмож. Знаменитые сады Лукулла возвестили о зарождении римского садового искусства. В 60-х годах до нашей эры полководец привёз из Армении первое вишнёвое дерево. Сады на римском холме Пинчо (там же располагалась и роскошная вилла Лукулла) были украшены дорогими скульптурами, вазами и фонтанами. Огромные питомники, в которых разводились экзотические птицы и животные исключительно для гастрономических целей, дополняли картину.

Современники по-разному относились к Лукуллу. Помпей, его политический противник, однажды заболел, и врач посоветовал ему съесть дрозда в качестве лекарства. Птичку эту можно было найти только в питомнике Лукулла. Помпей отказался принять помощь идейного врага, сказав: «Неужели жизнь Помпея может зависеть от причуд роскоши Лукулла?»

Ложитесь, гости дорогие

На Лукулла и его пиры равнялась знать, пытаясь превзойти их в роскоши и изобилии.

Историческая ирония заключается в том, что фраза «Лукулловы пиры» вошла в мировой фольклор, а их описание не сохранилось. Только в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха можно найти отрывочные сведения: «Лукулл устраивал ежедневные пиры с тщеславной роскошью человека, которому внове его богатство. Не только застланные пурпурными тканями ложа, украшенные драгоценными камнями чаши, увеселительное пение и пляски, но также разнообразные яства и не в меру хитро приготовленные печенья вызывали зависть у людей с низменными вкусами».

Кстати, знаменитое угощение от шеф-повара Лукулла, которое называлось «холодная собака», делалось из шоколадной массы и дроблёного печенья. Похоже, что это древнеримское лакомство явилось прародителем нашего любимого пирожного «картошка».

Включив воображение, можно представить, как проходили застолья на холме Пинчо.

Итак, добро пожаловать в атрию – просторную залу в передней части дома знатного патриция. Позже, когда в римскую архитектуру проникли греческие нотки, застолье переместилось в триклиний – столовую. Такое название пошло от расположения мраморных лож по краям стола. Три ложа ставились с трёх сторон квадратного стола, четвёртая сторона оставалась свободной, поскольку оттуда подавали еду. На каждом ложе могло лежать по три дорогих гостя. Ели именно лёжа, поскольку считалось, что так проглотишь больше еды. Девять человек тёрлись боками друг о друга – похоже, что патриции лежали в тесноте. Но зато уж точно не в обиде.

Трапеза длилась от шести до десяти часов. Хозяева и гости были весьма тучными людьми, а жаркий климат располагает к обильному потоотделению, так что над столом стоял запах пота. Для борьбы с этим злом существовали специальные рабы. Они покрывали пировавших разноцветными накидками и периодически их меняли, порой уходило по десять штук на человека. Накидки выполняли функцию потоприёмников.

Сам пир делился на три части: закуски, бесконечный обед, состоящий из горячих блюд, и десерт.

У других вы такого не увидите

Древняя трапеза, так же как и современная, была социальным явлением. Люди схожего статуса и схожих взглядов, собравшись за столом, беседовали о философии и коммерции. За столом решались важнейшие вопросы, начиная от объявления перемирия и вплоть до постройки новых городов. И конечно, эти дела считались сугубо мужскими. Женщины не имели права возлежать на ложах вокруг столов, поэтому скромно сидели на стульях в стороне.

Но, тем не менее, женское присутствие на пирах считалось обязательным – в рамках «культурной программы». Танцовщицы и гетеры были желанными гостями, как и певцы, поэты, музыканты, акробаты и заморские факиры. Пиры были «тематическими». Так, помощник Нерона Тигеллин как-то раз особенно ублажил своего императора и его гостей кулинарным праздником на воде. Пиршество проходило на огромном плоту, который курсировал по озеру.

Ещё одним приближённым безумного императора был Гай Петроний, получивший за свои таланты прозвище, которое в переводе означает «человек с безупречным вкусом». При Нероне он служил распорядителем пиров, но помимо этого был ещё и прекрасным литератором. Именно его перу принадлежит знаменитый «Сатирикон» – роман о любовных похождениях некоего Энколпия и его друзей. В этом произведении Гай Петроний во всех подробностях описал удивительное застолье, в котором участвовали его герои.

Пир устраивал разбогатевший вольноотпущенник Тримальхион, лысый старик, который имел милую привычку справлять нужду в серебряные чаши и тут же вытирать руки о волосы раба. Вот этот самый высококультурный человек решил как-то раз поразить своих гостей. Мальчики-рабы омывали ноги Энколпия, противно завывая что-то из Гомера, а потом подали «невредные» закуски. Стоит отметить, что понятие «диетология» тогда уже существовало, и пришло оно, как нетрудно догадаться, опять же из Греции. На столе стоял бронзовый ослик с тюками на спине, в которых красиво лежали маслины и оливки. Выше располагались массивные серебряные блюда с инициалами Тримальхиона, где лежали жареные сони, приправленные маком и мёдом. Напомним, что соня – это мелкий грызун, похожий на мышь. На другом пиру подавались новорождённые мышата, запечённые в меду.

Но ещё до основного меню воображение гостей следовало поразить чем-то невиданным, чего не было у других. Хозяин дал знак рабам, и те внесли столы с изображениями двенадцати знаков зодиака. Каждому знаку соответствовал гастрономический символ. Надо Львом лежали африканские фиги, рядом с Девой – матка неопоросившейся свиньи, над Близнецами – почки и бараньи яички. И так далее.

Наиболее ценными поварами считались те, кто мог искусно приготовить не само мясо, а то, что мы называем субпродуктами: почки, печень, кишки, язык, мозги, сердце. Даже кожу! К «здоровым» закускам, кроме маслин и несчастных сонь, Петроний относит скворчащие на жаровне колбаски, сирийские сливы и гранатовые зёрна. Небольшие столы не вмещали всех блюд, поэтому рядом стояли дополнительные столики – серванты. А если наступало время перемены блюд, то рабы просто уносили столы и приносили новые с очередными кушаньями.

Вы есть очень много кушать

Как же ели патриции? Вилок ещё не существовало, но уже были ножи и разнообразные ложки, которые подавались к блюдам. Однако большинство блюд ели просто руками. Наиболее воспитанными считались те, кто умел аккуратно хватать пищу пальцами и при этом не выглядел, как извазюканный в грязи поросёнок.

Салфетки появились не сразу. Поначалу кому-то пришло в голову вытирать рот хлебными лепёшками, но позже появилось такое диво, как тканые салфетки, которые стоили очень дорого. Самым важным гостям хозяин выдавал по одной штуке в качестве эксклюзивного подарка.

Порой на пиры заявлялись так называемые «убогие гости» – просто чтобы поесть задарма и предаться разврату. Их социальный статус был настолько низок, что даже рабы относились к подобным людям с презрением. «Убогие» шли на всякие ухищрения, чтобы урвать лишний кусок. Они приносили свои салфетки, куда заворачивали еду, унося её домой.

Но самым интересным на древнеримских пиршествах было меню, которое у современного человека может вызвать шок.

Перед основным блюдом Тримальхион подавал павлиньи яйца, в которых лежали запечённые винноягодники под соусом из желтка и перца. Винноягодниками называли птиц, считавшихся деликатесными; у них было жирное мясо. Основным блюдом стало мясное ассорти, но какое! На огромной тарелке лежали птицы, вымя, а посередине восседал заяц в перьях, символизируя Пегаса. По краям тарелки стояли четыре сатира, которые держали в руках меха, из которых выливалась подливка на жареных рыб, плававших в жиру, будто в настоящем водоёме.

Но это меню, так сказать, средненького пира. Да и что взять с вольноотпущенника, не патриций же!

А вот иные свидетельства, которые, по счастью, дошли до наших дней. На закуску подавали продукты, которые вызывали аппетит: яйца, салаты, артишоки, спаржу, дыню под перцем и уксусом, огурцы, лук-порей, отваренный в вине, сливы, солёную рыбу, устриц, трюфеля и многое другое. Запивали всё это красным разведённым вином. И хотя на пирах порой творилось нечто невообразимое, количество выпитых чаш на одного человека строго регламентировалось. Известен случай, когда молодой человек, перепив, стал неистово отплясывать и даже встал на голову. Тогда отец его невесты сказал: «Ты только что проплясал свою свадьбу!» – и отменил предстоящее торжество. Невеста осталась безутешна.

Основных блюд изначально было три, но потом римляне дошли до десяти смен горячего. Причём, в отличие от «невредных» закусок, основные блюда часто были несовместимыми.

Одна перемена блюд вовсе не означает, что со стола уносят жареную свинью, а взамен приносят тушёную рыбу. Совсем нет. В каждую перемену входило до двадцати и более кушаний. Самые богатые хозяева, в том числе и Лукулл, могли позволить себе угостить друзей, к примеру, блюдом из соловьиных язычков. Учитывая, что один язычок весил не больше 0,01 грамма, ради нескольких порций убивали тысячи птиц.

То же происходило с дроздами и даже с фламинго. За ценой никто не стоял. Римская империя настолько зажралась, что не могла уже разглядеть границ дозволенного. Из многих стран в Рим свозились продукты и различные диковинки. Пряности везли из Азии, фрукты – из Египта, фазанов – из Греции, кроликов – из Испании. Целая армия поваров готовила блюда-загадки. Считалось шиком подать яство, которое гость не сразу распознает. Вот повара и старались, подавая беременных зайчих, птичьи лапки с гарниром из петушиных гребешков, поросят с начинкой из мозгов, филе жирафа и фаршированные слоновьи хоботы. На десерт подавались пироги, засахаренные фрукты и нескончаемое количество вина.

Лукулл у Лукулла

Как же справлялись римляне с таким количеством еды и питья? Старинный рецепт переняли современные модели, страдающие анорексией. Патриции попросту вызывали у себя рвоту, засовывая в глотку павлиньи перья. А затем, посвежевшие, возвращались в триклиний, готовые к новой порции обжорства. Культ еды настолько превалировал над здравым смыслом, что некий Марк Гавий Апиций, живший при императоре Тиберии, покончил с собой, когда врачи сказали, что здоровье уже не позволяет ему ублажать себя обильными трапезами. Марк Гавий решил, что при таком раскладе просто нет смысла жить дальше.

…Великий полководец Лукулл иногда уставал от многочисленных гостей и оставался в одиночестве. Как-то в тихий день он приготовился к обеду и увидел, что раб накрыл очень скромный стол. На грозный вопрос хозяина «Почему?» раб пролепетал, что, мол, он подумал, раз Лукулл один, то особых излишеств не потребуется… И получил ответ, который тоже вошёл в историю: «Сегодня Лукулл обедает у Лукулла!» – а это означало, что пир должен быть более роскошным, чем для пятисот гостей!

Читайте также: