Чел бьется головой об стол

Обновлено: 16.05.2024

Пете 2 года, он ранимый и немного застенчивый ребенок. Последний месяц вынужденно живет у бабушки, потому что у родителей очень непростой период — бракоразводный процесс. Когда-то счастливая семья стала рушиться буквально на глазах после увольнения папы с работы. Ребенок все чаще становился свидетелем ссор и драк между родителями. После очередного конфликта терпение мамы подошло к концу, и она отвезла Петю в деревню к бабушке.

Каждый раз после того, как мама уезжала, мальчик долго плакал и с силой щипал себя за кожу в области запястья. Не помогали даже любимые игрушки и вкусные лакомства, заботливо приготовленные бабушкой. А еще, когда у него что-то не получалось во время игр, он бился головой о стену. Такое поведение стало пугать бабушку. Откуда у ласкового, ранимого мальчика, не отличающегося от сверстников, столько агрессии по отношению к себе?

Причины аутоагрессии у детей

Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей - внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.

Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией — злостью, — реакция может быть в форме "отзеркаливания" модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.

причины аутоагрессии у детей

Что чувствует малыш, если мама "загорается" как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: "Удары, шлепки — это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается".

Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: "Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей".

Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое "неправильное" поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.

Многие родители возмущаются: "Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?". Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени - не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль.

В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным. Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое.

Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии — нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.

Способы коррекции аутоагрессии

Один из эффективных методов — ежедневная работа над развитием эмоционального интеллекта ребенка, знакомство с базовыми эмоциями. Родители должны понимать, что эмоции не могут быть "плохими" или "хорошими". Финальный результат заключается не в запрете или избегании отрицательных чувств, а в обучении их правильному выражению.

Перед вами краткий алгоритм поведения родителя, столкнувшегося с детской аутоагрессией.

1. Расположитесь на уровне глаз ребенка, обозначьте его состояние и причину. Спокойно, без интонации проговорите все то, что ребенок чувствует в данный момент: "Ты злишься, потому что я не разрешила долго гулять".

Так вы позволяете малышу познакомиться со своими эмоциями, ведь он находится в том возрасте, когда еще не различает всю ту гамму чувств, которую испытывает. Родитель в данной ситуации берет на себя роль зеркала, словесно отражая поступок.

Один из ключевых моментов — это ваше расположение по отношению к ребенку. В случае если мама говорит это с высоты своего роста или вовсе отвернувшись, метод будет неэффективным.

2. Важно поддержать ребенка и принять его чувства: "Да, я понимаю, как тебе сейчас обидно и хочется еще погулять".

Такой способ поддержки и принятия чувств дает ребенку понять, что родители его "слышат" и находятся не по ту сторону баррикад. Многим взрослым кажется, что это делать бессмысленно, что такие фразы очень неестественны. Кому-то в принципе сложно перестроиться на новую манеру общения.

Возможно, для вас будет сюрпризом, но проговаривание и принятие чувств ребенка обоюдно полезно для гармоничного союза детско-родительских отношений. Родители, ежедневно прорабатывая чувства ребенка, начинают лучше понимать малыша, уходят от неэффективных моделей воспитания: крик, агрессия, физическое наказание. В итоге находят компромисс.

3. Родитель предлагает альтернативу выражения этих чувств: "Если ты злишься, топни ногой; сомни бумагу и т.д."

Проживание чувств — один из эффективных способов в развитии эмоционального интеллекта. Маленьким детям лучше всего проживать негативные эмоции через действия: что-то порвать, смять, топнуть, бросить.

После совершения действия родителю следует спокойно это прокомментировать. Ребенок должен осознать, что такие эмоции, как злость, гнев, ярость, — это нормально. С возрастом, когда центральная нервная система дозревает, ему будет достаточно выражения не физическим способом, а вербальным, например: "я возмущен", "я в ярости", "мне плохо", "мне это не нравится".

4. Далее родитель предлагает конкретное действие для разрешения сложившейся ситуации: "Мы обязательно еще выйдем погулять после обеда и возьмем с собой самокат".

Такое объяснение позволяет предотвратить у ребенка ощущение безысходности в ситуации с отказом и легче найти компромисс.

Поначалу малыш может оказывать сопротивление непривычной тактике родителя. Новые правила у многих сначала вызывают протестное поведение, но со временем привычка формируется и аутоагрессия уходит.

способы коррекции аутоагрессии

Также в коррекции может использоваться сказкотерапия — весьма результативный и действенный инструмент для проработки травмирующего эпизода через сюжет любимой сказки.

В первую очередь нужно четко выделить проблему. В данном случае это агрессия, направленная на самого себя. Далее стоит подобрать подходящую сказку, сюжет можно придумать самостоятельно. В таких историях важен главный герой, который встречается с такой же проблемой, как и ребенок. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них.

Контекст истории может быть совсем не похожим на реальную жизнь, поскольку в сказке уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

К работающим методам коррекции аутоагрессии дополнительно можно отнести психотерапевтические занятия, включающие игровую, песочную и арт-терапию, релаксационные игры.

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель — снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

"Муравей". Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: "Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают". (Повторить несколько раз.)

"Мороженое". Взрослый предлагает игру, объясняя правила: "Ты — мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…"

"Улыбка". Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: "Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка".

"Поймай бабочку". Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

"Холодно - жарко". Взрослый: "Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам — греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…" (Повторить действие несколько раз).

Аутоагрессия у взрослых

Взрослые, которым в детстве постоянно говорили, что злиться — это плохо, что хорошие мальчики и девочки так себя не ведут, с возрастом испытывают проблемы с нарушением собственных границ, могут иметь тревожно-депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению. Подавляя эмоции на уровне внутренних ощущений, человек становится беззащитным по отношению к стрессу, тем самым травмируя себя.

Максиму 27 лет, и только несколько месяцев назад по совету жены он обратился за помощью к психотерапевту. Супругу стали пугать последствия их ссор. После того как конфликт набирал обороты, Максим уходил в кладовку и со всей силы бил кулаками о стену. Объяснить поведение он не мог, да и за долгое время привык справляться со стрессом через физическую боль.

Парень не считал свое поведение необычным. Ведь еще с детства он привык так выражать отрицательные эмоции. Однажды в 16 лет после скандала с отчимом нож сам оказался в руках. Неглубокие порезы за минуту рассыпались на левой руке, словно гроздь винограда. Стало легче, но из-за угроз семьи принудительным лечением в психиатрической больнице он больше не прибегал к этому способу. Куда привычнее было сражение со стеной.

Еще в его жизни был период алкогольной зависимости, который благополучно завершился после встречи с будущей женой. Спустя два месяца плотной работы с психотерапевтом появились первые успехи. Руки Максима наконец-то зажили, а количество ссор резко снизилось.

Важна ли коррекция аутоагрессии в детстве? Несомненно. Закрывая глаза на поведение ребенка, мы сами создаем предпосылки многих проблем в будущей взрослой жизни. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, не подвергал себя девиантному поведению, мы должны приложить максимум усилий по коррекции, а не бездействовать.

Ребенок раскачивается и бьется головой: это нормально?


Когда ребенок вдруг начинает трясти головой или стучаться ею о кроватку, стенку или об пол, это не просто расстраивает, но и шокирует родителей. Все ли с ним в порядке? Однако в большинстве случаев такие движения головой не являются признаком проблемы. Скорее всего, это способ самоуспокоения, самостимуляции или просто попыка избавиться от разочарования и детской обиды. Если вы видите подобное, лучше всего разобраться с тем, что же беспокоит ребенка, что вызвало появление такой вредной привычки. Но сначала важно защитить малыша от травм, насколько это возможно, постараться не придавать большого значения происходящему и не ругать.

Малыши довольно часто в буквальном смысле бьются головой об стенки, и обычно беспокоиться особо не стоит. Однако у некоторых это может быть признаком расстройств развития. Если ребенок часто стучит головой и ничего не помогает, рекомендуется обратиться к врачу. Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, почему малыши вообще так делают, и как с этим правильно бороться.

Кто в группе риска?

Кто в группе риска?

Несмотря на то, что раскачивание и попытки стучать головой распространены среди малышей, это пугает и расстраивает. Вполне естественно сразу начать думать о худшем варианте: не признак ли это неврологической патологии или проблем с психикой, не сможет ли он так «настучать» сотрясение головного мозга или другие травмы? Наконец, отчего ребенок так сильно злится и почему вообще это началось?

По данным исследователей Ассоциации педиатров (США), такая привычка наблюдается очень часто, почти у 20% детей, или у каждого пятого малыша. Мальчики в три раза чаще бьются головой, чем девочки.

Появляется привычка чаще всего во второй половине первого года жизни, достигая пика между 18 и 24 месяцами. Она может длиться пару месяцев или даже лет, хотя большинство детей перерастают ее в возрасте от 3 до 5 лет.

Эпизоды стучания головой обычно короткие и длятся до 15 минут, хотя они могут казаться намного дольше, когда вы волнуетесь.

Ученые США определили «группу риска» возникновения такой привычки (Developmental Medicine & Child Neurology). К основным факторам относятся:

  • Возраст ребенка – 17 месяцев.
  • Пол мужской.
  • У родителей была такая же привычка в детстве, или есть тики, нарушения моторного развития, СДВГ и иные неврологические расстройства.

Вариантов такой привычки немало: некоторые малыши бьются головой только тогда, когда лежат лицом вниз в кровати, многократно ударяя головой о матрас или подушку. В других случаях дети бьются головой в вертикальном положении, например, о перила кроватки, стену или спинку сиденья. Некоторые раскачиваются всем телом, другие двигают только головой. Многие также при этом издают какие-либо звуки.

Так как малыш может все же не рассчитать силу и стукнуться головой всерьез, надо знать, на какие симптомы нужно обращать внимание. Читайте об этом в статье «Ответы на самые частые вопросы родителей о сотрясении мозга у детей».

Почему ребенок бьется головой?

И все же, почему дети вообще начинают это делать? Вот возможные причины возникновения привычки биться головой у детей.

Хотя это звучит странно, большинство малышей стучат головой, чтобы расслабиться. Они могут делать это ритмично, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи или даже когда спят. Некоторые малыши также раскачиваются на четвереньках, что вызывает намного меньше вопросов у родителей, так как выглядит «более нормальным».

Специалисты по развитию считают, что ритмичные движения, такие как раскачивание в стуле или эти странные удары головой, могут помогать малышам успокаиваться – они имитируют укачивание на руках.

Ребенок также может биться головой, если ему больно, например, из-за инфекции в ухе или прорезывания зубов. Раскачивание и стучание, по-видимому, помогает малышу чувствовать себя лучше, возможно, отвлекая его от болезненных десен или «прострелов» в ушке.

Если малыш бьется головой во время приступов истерики или из-за гнева, возможно, он пытается выплеснуть таким образом чрезмерно бурные эмоции. Он еще не научился адекватно выражать свои чувства словами или управлять своим состоянием, поэтому прибегает к физическим способам выражения эмоций. Кроме того, это также служит утешением в такой напряженный момент.

Постоянное раскачивание и стучание головой также может быть способом привлечь внимание взрослых, особенно если вы сразу же пытаетесь пресечь такое поведение или начинаете беспокоиться. Это вполне естественно – бросаться к ребенку, который вдруг начал биться головой. И, конечно, малыш это замечает и неосознанно делает выводы: чтобы мама подбежала и начала суетиться вокруг, надо постучать головкой или начать совершать другие саморазрушительные и опасные поступки.

Удары головой могут быть связаны с расстройством аутистического спектра (детским аутизмом) и другими нарушениями развития. Однако в большинстве случаев такое поведение – всего лишь один маркер проблемы из многих. Сама по себе такая привычка редко указывает на нарушения развития без сопутствующих искажений.

Хотя эта привычка чаще всего вреда не приносит, она точно относится к вредным. Так что бороться с ней можно и нужно. Как именно?

Дайте ребенку больше внимания и заботы, но только не тогда, когда он начинает вести себя неправильно и стучаться головой. Внимание должно быть позитивным и подкрепляющим хорошее поведение. Особенно это важно, если привычка уже закрепилась именно с целью обратить на себя внимание взрослых.

Так что помните, что резкая реакция, в том числе негативная, может привести к тому, что ребенок будет вновь и вновь повторять неприятную для вас ситуацию.

Регулярно проверяйте болты и винты на детской кроватке, чтобы убедиться, что они не ослаблены. Закройте углы у столов и другой мебели силиконовыми уголками. Разместите одеяло на стене у кроватки, чтобы смягчить удары, а также чтобы шум от стука был меньше и не испортились стены. Если у малыша есть излюбленное место для стучания головой, подумайте о том, чтобы прикрепить туда коврик из вспененной резины.

Однако если все это ребенок проделывает в постели, не кладите одеяла и подушки – это резко повышает риск удушья во сне. Можно прикрепить бампер в кроватке ребенка, но убедитесь в безопасности: бамперы на решетчатые стенки кровати должны быть тонкими, прочными и надежно закрепленными к перилам. Бамперам с пышными наполнителями – категорическое нет.

Если ребенку нравится ритмично стучаться головой, ему, вероятно, придутся по душе и другие варианты ритмичного движения, например, танцы, песни с гимнастикой для малышей, игра на барабанах (можно стучать ложкой по пластиковой миске) и тому подобные забавы.

Попробуйте также чаще включать ритмичную музыку, а еще побольше утомлять ребенка. Активная физическая нагрузка в течение дня помогает избавиться от части сдерживаемой энергии.

Если малыш успокаивается с помощью этой вредной привычки перед сном, обратите особое внимание на расслабление и соблюдение привычного распорядка. Можно и нужно слегка покачивать таких детей перед сном, например, пять минут в обнимку на коленках, включать тихую музыку, ритмично (медленно) поглаживать по спинке и голове.

Если ваш малыш продолжает биться головой, даже когда это причиняет боль, отведите его к врачу, чтобы проверить, нет ли других причин подобного поведения. В некоторых случаях такая привычка относится к группе стереотипий. Что это и о чем может говорить, читайте в статье «Стереотипии у детей: не только признак аутизма».

Плохое воспитание или нервное расстройство: что делать, если ребенок бьется головой о стену

Причины, по которым малыш бьется головой, причиняя себе вред, могут быть разными — от банального баловства до серьезных проблем со здоровьем. Давайте разбираться.

Если вы заметили, что ваш ребенок бьется головой о твердые предметы (обычно о стену), не закрывайте на это глаза. И уж тем более не пытайтесь прибегать к физическому наказанию. Да, возможно, речь идет просто о плохом поведении, однако в некоторых случаях это может быть и сигналом психоневрологического нарушения.

Почему ребенок бьется головой о стену? В каких случаях поможет детский психолог, а в каких нужно срочно бежать к психоневрологу?

За ответами на эти вопросы «Летидор» обратился в «Центр здоровья и развития им. Святителя Луки». Вот что мы узнали от Николая Владиславовича Романовского, кандидата психологических наук, детского психолога, который специализируется на нарушениях психического развития у детей.

Николай Владиславович Романовский

Причины такого поведения могут быть чрезвычайно разнообразными. Ведь мы наблюдаем лишь симптом, но не видим глубинных причин, которые провоцируют ребенка на такие действия. Начнем с самого простого.

Психическое напряжение

Причиной психического напряжения у ребенка может стать расстройство от совершенного им поступка: разбил чашку, не отстоял свою игрушку… Иногда дети пытаются снять это напряжение с помощью болевых ощущений — физической болью перекрывают боль психологическую.

Это тревожный сигнал, требующий вашего внимания. Ведь в зависимости от возраста ребенок должен уметь справляться со своими переживаниями иными способами, например:

— поделиться переживаниями с родителями,

— искать поддержку у близких взрослых,

Если он этого не делает, то возникает вопрос «Почему?».

Может быть, у него нарушены отношения со взрослыми и он давно потерял надежду на то, что будет услышан?

К кому обращаться? В этом случае стоит обратиться к детскому психологу с целью изменения отношений между ребенком и близкими взрослыми на более благоприятные.

Манипуляция

Мало кому из родителей хочется ссориться со своим ребенком, запрещать ему что-то, наказывать. Все это неприятно и требует больших моральных затрат. Дети это быстро понимают и пытаются манипулировать взрослыми для достижения своих целей.

С точки зрения ребенка, для получения чего-то желанного все средства хороши. Детская логика может быть такой:

«Я совершил проступок, и мама вот-вот меня накажет. Но мне очень не хочется, чтобы меня наказывали. Попробую-ка я побиться головой об стену, ведь мама всегда жалеет меня, когда мне больно!»

Ребенок ударяется головой об стену, мама в ужасе на него смотрит, начинает его успокаивать, жалеть и уже, конечно, не наказывает.

Ребенок понимает, что это срабатывает, поведение закрепляется.

Подобное поведение может наблюдаться и в ситуации, когда ребенок что-то хочет от родителей, например двадцатую конфету за день или мармелад вместо супа.

Удар головой об стену производит сильное впечатление на родителей, они уступают ребенку.

К кому обращаться? Если манипуляция используется ребенком постоянно, то причину следует искать опять же в нарушении детско-родительских отношений. В данной ситуации лучше обратиться к детскому психологу.

Сенсорные нарушения

Ребенок может биться головой о твердые предметы и по причине наличия у него нарушения — дисфункции сенсорной интеграции. Тут прежде всего речь идет о тактильной гиперчувствительности.

В таком случае ребенок не испытывает в обычной жизни необходимых ему ощущений от собственного тела.

Поэтому может пытаться получить их вот таким дисфункциональным образом. Если ребенка не спровоцировали на эти действия никакие события, если его не переполняют эмоции, то вероятность сенсорных нарушений повышается.

К кому обращаться? Здесь поможет клинический психолог, имеющий подготовку по сенсорной интеграции. Потребуется довольно длительный комплекс занятий по нормализации работы сенсорной сферы ребенка.

Потеря контроля над эмоциями

Если вы заподозрили, что ваш ребенок бьется головой, потому что потерял контроль над своими эмоциями, не откладывайте визит к специалисту. Такое поведение может наблюдаться при нарушении аффективной сферы у ребенка. Под аффективной сферой понимают чувственную сферу психики с ее эмоциональными процессами.

Говоря простым языком, малыш не в состоянии понимать свои чувства и выражать их приемлемыми способами.

К кому обращаться? Для уточнения состояния ребенка следует незамедлительно обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.

Аутоагрессия

Особо тревожным сигналом считается и детская аутоагрессия — агрессия в отношении себя самого. Каждый малыш может выражать ее по-своему: кто-то царапает себя, а кто-то бьется головой о твердые предметы.

К кому обращаться? В этом случае, как и в предыдущем, для уточнения состояния следует немедленно обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.

Травмы головы у детей: особенности течения и диагностики


Совсем свести на нет детский травматизм, к сожалению, не получится. Родители в быту могут максимально обезопасить своего ребенка. Но столкнувшись с окружающим миром, он получает ушибы, порезы и ссадины. Малыши первого года учатся ходить и держать баланс через падения, дети постарше травмируются все больше из-за познания мира, любопытства, любознательности и активности. Особое внимание необходимо уделять травмам головы и шеи, которые приводят иногда к тяжелым последствиям. В каких случаях следует вызвать скорую помощь, а в каких записаться на прием к врачу? Какую первую помощь важно оказать ребенку? Об этом расскажет портал MedAboutMe.

Черепно-мозговая травма и сотрясение мозга — одно и то же?

Черепно-мозговая травма и сотрясение мозга — одно и то же?

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — это повреждение мягких тканей головы, головного мозга или черепа. У трети детей, получивших различные повреждения в результате несчастных случаев, они связаны с получением именно ЧМТ. Травма головы и шеи относится к наиболее частым и тяжелым видам травматизма в результате падений, дорожно-транспортных происшествий, жестокого обращения или спортивных занятий.

Часто родители представляют себе ЧМТ в виде раны, полученной при серьезных обстоятельствах или авариях. Однако к ней относятся сотрясение и ушиб мозга, а также синдром детского встряхивания ("shaken baby syndrome", SBS). Последнее можно причинить младенцу по элементарному незнанию родителей, которые негативно реагируя на, как им кажется, беспричинный плач, активно трясут малыша за плечи.

Клинические проявления ЧМТ у детей в раннем возрасте отличаются от взрослых тем, что степень угнетения сознания не соответствует тяжести полученных повреждений. Иначе говоря, сотрясение мозга или его ушибы легкой и средней тяжести не сопровождаются потерей сознания, а неврологические проявления протекают с малой интенсивностью или вообще бессимптомно.

Энергия удара воздействует на мозг малыша сильнее, чем у взрослых в силу тонких костей черепа, что объясняет значительное число посттравматических осложнений. Поэтому, если ребенок сильно ударился головой и есть подозрение, что травма не пройдет бесследно, следует записаться на прием к врачу. Здесь действует правило: «Лучше перестраховаться». Если же после инцидента произошла кратковременная потеря сознания, развилась тошнота или рвота необходимо вызвать бригаду скорой помощи.

Особенности течения ЧМТ у детей

В связи с неоконченным костеобразованием черепа (остеогенезом) у детей раннего и дошкольного возраста ЧМТ протекает с рядом особенностей:

  • малосимптомное течение ушибов мозга средней тяжести;
  • ухудшение состояния через 3—5 дней после происшествия.
  • высокая доля переломов костей свода черепа у младенцев грудничкового возраста (81%).

Переломы костей свода черепа иногда сопровождаются разрывом сосудов мозговых оболочек с образованием очагов кровоизлияния и гематом.

Сложность диагностики также заключается в вариативности развития позвонков в возрасте до 8 лет, что приводит к рентгенологическим ошибкам при обследовании травм затылочно-шейной области. Доля таких ошибок достигает порой 25%.

Отсроченное проявление клинической симптоматики приводит к ложному ощущению легкого течения ЧМТ у детей раннего и дошкольного возраста, а также к поздней госпитализации. В связи с особенностями развития организма детская ЧМТ выделена в отдельную классификацию.

С другой стороны, ряд исследователей указывают, что за счет эластичности костей черепа из-за малой кальцинации, наличия родничков, незаконченности формирования системы кровообращения и структур нервных центров мозг ребенка более приспособлен к восстановлению функций после перенесенных повреждений. Высокая пластичность мозга обеспечивает лучший исход даже после тяжелых клинических форм ЧМТ.

Вместе с тем известно, что перенесенное в детстве даже легкая травма головы и шеи может иметь отдаленные последствия спустя годы.

Когда необходимо обратиться к врачу?

Вызвать скорую помощь следует, если ребенок потерял сознание или после удара у него развилась тошнота и рвота. Однако, как сказано выше, дети могут перенести повреждение достаточно легко, не вызывая беспокойства родителей. Врачи рекомендуют внимательно наблюдать за ребенком в течение недели после происшествия и обратиться к врачу при появлении следующих симптомов:

  • вялость,
  • сонливость,
  • адинамия,
  • тошнота,
  • головная боль,
  • головокружение,
  • беспокойный сон,
  • перепады артериального давления,
  • повышенная потливость,
  • нистагм (непроизвольное движение глазных яблок).

Лечение детской травмы головы

Лечение детской травмы головы

В настоящее время лечение заболевания зависит от периода течения: острый, промежуточный, отделенный. Но и здесь у детской травмы есть свои особенности, так продолжительность острого периода короче, чем у взрослых, а промежуточный, наоборот, длится дольше.

Любая терапия начинается с соблюдения постельного режима. Период покоя при ушибах мозга легкой степени тяжести составляет 15—20 суток. Ребенку назначают противосудорожные препараты и препараты, улучшающие микроциркуляцию, а также восстанавливающие ликвородинамический баланс.

Методы диагностики

В первые сутки после заболевания необходимо сделать:

  • рентгенографию черепа с целью исключения переломов;
  • нейросонографию в случае, если малыш грудного возраста и у него большой родничок;
  • компьютерную томографию.

При подозрении на кровоизлияние делают люмбальную пункцию, исследуют глазное дно, проводят ультразвуковое допплерографическое исследование. Если травма сопровождается судорогами, то показана электроэнцефалография.

Первая помощь при ушибах головы

Прежде всего, необходимо уложить ребенка в кровать, соблюдая при этом спокойствие. Нельзя плакать и паниковать, чтобы еще больше не испугать малыша.

  • На место удара приложить лед (замороженные продукты из морозильника), если образовалась шишка.
  • Если голова поранилась, то обработать края раны перекисью водорода, а для остановки кровотечения приложить марлевый тампон. Кровь должна остановиться в течение 10 дней, в противном случае необходимо вызвать врача.
  • Не класть спать ребенка сразу после ушиба, именно в этот период могут начать проявляться первые симптомы, в частности сонливость.

Склонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.

Она билась головой, но верила, что ее услышат


«Любовь творит чудеса», – уверены в Свято-Софийском социальном доме.

Виновата только система

Оля била себя. Била сильно. Через минуту все вокруг заливалось кровью. Особенно страдали уши. Она разбивала их «в тряпочку».

Ее руки приматывали пеленкой к груди (неплотно, только чтобы она не могла их разогнуть и ударить), и тогда Оля билась головой об коленки. Поэтому большую часть своей жизни Оля проводила сидя в манеже. Ее руки были примотаны пеленкой.

Под пеленку можно было просунуть игрушку, которую она могла ощупывать. Между головой и ногами – фитбол (большой надувной мяч), чтобы она не разбивала себе голову. Ходить она не умела. Так Оля жила в детском доме-интернате до 17 лет.

Петр Петрович Мейский работал тогда психиатром в том интернате.

«Никто не делал этого со зла, просто в той системе по-другому было невозможно, – объясняет он. – Персонала катастрофически не хватало. Уберечь ребенка от собственной агрессии можно было только так».

Школа для роллеров


Сейчас у Оли расписаны все дни в неделе: роллер-школа, столярная мастерская, художественная школа, бассейн.

Чтобы приехать в роллер-школу, Оля с сопровождающей Ларисой едет на маршрутке, на автобусе, поднимается по лестнице в подъезд раскрашенного дома, нажимает кнопку лифта.

Не торопясь, но очень уверенно Оля садится на кушетку, снимает ботинки, расстегивая одну за другой липучки. Она берет за руку Ларису, пробует привлечь ее к процессу. Но Лариса мягко, полушепотом, подсказывает ей, что делать, и не торопится помогать. Знает, что Оля может сделать сама.

«Оля, привет!» – инструктор Лиля помогает надеть ролики, защиту. Главное – шлем. У Оли с Лилей уговор: надевает и снимает шлем только Лиля. Они занимаются вместе уже полгода, и Лилю сложно разжалобить. Она точно знает, что Оля способна на многое.

За это время от специальной поддерживающей стойки, похожей на ходунки, в которой Оля была закреплена со всех сторон, они перешли к обычным роликам, которые требуют равновесия, баланса, устойчивости.

Оля пока держится за Лилю или за специальный канат. Но она стоит на роликах! И это та самая Оля, которая не могла встать на ноги до 18 лет.

Агрессия лечится любовью


В 2015 году Свято-Софийский социальный дом – Домик, как все зовут его – забрал из государственного интерната 21 ребенка с тяжелыми множественными нарушениями и стал первой негосударственной организацией для людей с такими особенностями. Если бы этого не случилось, Оля по достижении 18 лет стала бы пациентом психоневрологического интерната.

«Скорее всего, она стала бы постоянным пациентом психиатрической клиники, – предполагает Светлана Бабинцева, директор Домика. – С аутоагрессией не умеют справляться ни в детском интернате, ни в ПНИ. Это показание для психиатрического обследования. И Оле, пока она жила в интернате, два раза в году по три месяца нужно было проходить плановую госпитализацию в психиатрической клинике. То есть шесть месяцев из двенадцати, полжизни, она проводила в психушке. Если бы мы не забрали ее в 17 лет, наверное, с 18 она бы так и жила в психиатрических клиниках.

Это не вина врачей или воспитателей этих заведений. В этой системе невозможно по-другому. Аутоагрессия действительно опасна, прежде всего, для самого человека. Попросту говоря, он может себя убить. Но в Домике мы понимаем, что аутоагрессия лечится не только и не столько медицинскими препаратами, сколько пониманием и любовью».

Не было бы пахнущей весенним дождем остановки


Мы едем с Олей и Ларисой домой после занятия. Стоим на остановке. Оля прошла всю дорогу от роллер-школы до остановки приставным шагом, лишь придерживаясь за Ларису. И теперь терпеливо ждет с нами автобуса, показывая, правда, на желтую машину такси.

«Нет, – улыбается Лариса, – сейчас нет денег на такси, будем ждать автобуса».

Оля перехватывает мою руку и теперь опирается не на Ларису, а на меня.

«Можно я поеду к тебе в гости?» – спрашиваю ее.

Оля заглядывает мне в глаза и едва уловимо кивает головой. Мне приятно, что у нас получился небольшой разговор. Промокшая под весенним дождиком и подмерзающая, я с удовольствием ощущаю тепло ее руки.

Автобуса нет долго. Оля терпеливо рассматривает проезжающие машины, проходящих людей. А я думаю о том, что было бы, если бы наша Оля, девушка с характером, попала шесть лет назад в ПНИ.

Такой была Оля девять лет назад. Тогда мы впервые сделали о ней материал. Это было еще до ее жизни в Домике.

Не было бы роликов, и этой пахнущей весенним дождем остановки, и она никогда не узнала бы, что такое такси… Скорее всего, не было бы уже в живых и самой Оли…

«Такие ребята, как наши, с тяжелыми нарушениями, попадая в ПНИ, часто погибали от истощения и обезвоживания, – говорит Светлана Бабинцева. – Во-первых, многие из них не могут есть самостоятельно, а персонала на тот момент катастрофически не хватало (1 санитарка на 60 лежачих пациентов).

Во-вторых, они испытывают колоссальный стресс от самого переезда. Представьте, что с 4 до 18 лет ваша жизнь предсказуема до мелочей. Одни и те же решетки кроватей, звуки, запахи, одни и те же руки кормят, одни и те же эмоции от персонала. И вдруг переезд, привычный мир рушится. От стресса многие впадают в апатию, отказываются от еды».

Несокрушимая воля


В 2015 году Петр Петрович Мейский ушел вместе с ребятами в Свято-Софийский Домик. Он видел, как Оля в буквальном смысле стала оживать:

«Оля всегда привлекала мое внимание своим необычным видом. У нее всегда был какой-то высокомерный взгляд, который, впрочем, она не фокусировала на людях.

Постепенно стало понятно, что любовь и внимание дают гораздо больше, чем психотропные препараты. Количество и дозы препаратов стали уменьшаться. А уровень ее общительности стал расти. Раньше ее будто не существовало, сама себе она казалась предметом, поэтому и люди вокруг были для нее предметами.

Теперь же она начинала по-разному строить отношения с людьми. И очень часто, по причине сильного характера, побеждала их, настаивала на своем.

«У Оли была врожденная косолапость, – продолжает Петр Петрович. – Даже когда мы пытались ставить ее на ноги, это не удавалось. Стопа была подвернута вовнутрь. Видимо, просто было очень больно наступать.

Только после того, как сотрудники Домика свозили ее на операцию в Санкт-Петербург, и после длительной послеоперационной реабилитации Оля встала на ноги. А главное – научилась ходить!

И это тоже благодаря силе ее характера. Ей понравилось, она добилась. Это было совершенно удивительно. Мало кто верил, что это возможно. И, конечно, меньше всего я ожидал, что она когда-то сможет встать на ролики, плавать в бассейне, что у нее будет такая хорошая координация».

«Оля – невероятно сильный, волевой человек. Практически все остальные наши ребята приехали к нам со сломанной волей, – делится Светлана Бабинцева. – В системе интернатов невозможно уделять каждому персональное внимание.

Хочешь есть – жди обеда. Хочешь гулять – хоти дальше.

В ситуации, когда твои желания никогда не бывают услышаны и учтены, они просто пропадают. В общении с нашими ребятами до сих пор нам приходится по 5-7 минут дожидаться обратной связи. Им нужно время, чтобы понять, что обращаются персонально к ним, спрашивают именно их мнения.

Оля, несмотря на 17 лет отсутствия обратной связи, всегда продолжала ярко сигнализировать о своих эмоциях, о своем несогласии. Все ее приступы аутоагрессии – демонстрация сопротивления.

И воспитателям понадобилось много времени, терпения и чуткости, чтобы научить ее договариваться. И то, что сейчас она перестала биться головой, – наша радость, наш флаг, который хочется поднять на древко».

Любовь – это… мыть вместе посуду

Автобус, маршрутка, небольшая прогулка по дачному поселку, и мы дома у Оли. Полгода назад Оля переехала в квартиру сопровождаемого проживания вместе с Юлей, своим ассистентом.

«Я не чувствую себя ее мамой», – улыбается Юля. – Даже по возрасту я не гожусь ей в мамы. Я – друг, ассистент».

Оля деловито и резко сбрасывает обувь.

«Поставь на полочку, Лелеш», – Юля говорит одновременно тихим и твердым голосом, и мне как многодетной маме хочется взять у нее урок общения.

Оля идет прямиком к плите и ловко накладывает кашу из ковшика в свою большую чашку, не проронив мимо ни капли. А я думаю о том, что эта та самая девушка, которая 17 лет сидела со связанными руками и не умела держать ложку.

«Сначала – помыть руки. И ты забыла взять из рюкзака свой фартук», – напоминает Юля.

Все приготовления выполнены, и мы сидим с Юлей и Олей за маленьким столиком. Чинно и тихо. От нас Олю отличает только то, что она ест, держа свою чашку с кашей на груди, над детским слюнявчиком, на стол не ставит.


Сложно представить, что полтора года назад ее нельзя было посадить близко к столу, потому что она начинала биться об него головой.

«Ты будешь чай или сок?» – Юля показывает жестовым языком «чай» и «сок».

Оля мычит, не отвечает. Юля не торопит ее, но и не наливает без ее решения.

Мы продолжаем разговор. А Оля уже надела фартук и отправилась мыть посуду. Это ее любимое занятие! Посуду она моет долго, самозабвенно. Юля придерживает кран с водой и продолжает свой рассказ:

«Первый раз, когда я ее увидела, это была лысая девочка с разбитыми ушами и незаживающей раной на лбу. Но в ней всегда было столько обаяния! Вы не видели, как она смеется? Очень выразительно!»

«Невозможно заранее придумать и предугадать, как будут развиваться отношения у наших ребят и воспитателей», – делится Светлана Бабинцева, – но, если настоящая любовь случилась, это сразу видно. Случай Оли и Юли – это именно такая история!


Не было бы Юли в жизни Оли, не было бы сопровождаемого проживания, роликов и многого другого.

Да, то, что Оля научилась ходить в 18 лет, это, конечно, чудо. Но меня больше поражает то, что она научилась слушать, сдерживать эмоции, договариваться. Настоящая любовь творит чудеса».

Петр Петрович не работает сейчас в Свято-Софийском Домике, он вернулся в интернат. Но приезжает к Оле на каждый день ее рождения. В этом году впервые – на квартиру сопровождаемого проживания.

«Что нужно человеку для развития? – переспрашивает профессиональный психиатр. – Чтобы его любили!»

Оля и другие молодые люди из Домика плавают в бассейне, но эти занятия платные. Плавание очень укрепляет их. Просим помочь со сбором средств, чтобы занятия продолжались!

Читайте также: