Чей столик в плацкарте

Обновлено: 19.05.2024

– Я купила билет маме на нижнее место, так как у неё болят ноги и давление, нужно больше лежать, но пассажирка с верхней полки заявила, что теперь она имеет право сидеть на нижнем месте с 2020 года! Можете разъяснить, какие права у пассажиров верхних полок по новым правилам РЖД?

Право сидеть на нижней полке

– По сложившейся практике на постсоветском пространстве пассажиры поездов дальнего следования, имеющие билет на верхние места, в дневное время пользуются нижней полкой, как местом для сидения, а также столиком наравне с другими пассажирами.

В декабре 2017 года руководство РЖД опубликовало разъяснение для пассажиров, в котором был неожиданный момент – оказывается, пассажиры нижних полок имеют приоритетное право:

  • пользоваться откидным столиком;
  • складывать багаж под полку;
  • размещаться на полке в дневное время.

Последний пункт толковался в РЖД таким образом, что нижние пассажиры имели полное право занимать всю свою полку в течение поездки и не разрешать пассажирам с верхних полок даже просто сидеть внизу и пользоваться столиком, когда он занят нижними пассажирами.

Такое толкование объяснено правилами Минтранса, которые гласят, что проездной документ закрепляет за пассажиром право занимать конкретное место в течение всей поездки (п. 51 Приказа Минтранса №473) – то есть раз нижний имеет право на свое место, он может не пустить верхних даже сидеть с краю полки. Впрочем, РЖД призвали все конфликтные ситуации решать путем переговоров и помнить о взаимопонимании.

Развитие ситуации

Данная позиция РЖД вызвала широкую дискуссию – многие посчитали возможный запрет сидеть на нижних полках ущемлением своих прав и нарушением правил безопасной перевозки пассажиров.

Пенсионерка Галина Ивановна рассказала: «Мне достался билет на верхнюю полку, и я рассчитывала, что мне уступят нижнюю, потому что наверх мне забраться трудно. Какое там! Хамоватая молодежь снизу даже сидеть на полке мне не разрешала, тыкая какими-то новыми правилами! У меня после той поездки случился криз. Разве нам не должны обеспечить нормальные условия в дороге, раз мы купили билет?»

Кто имеет право на столик в купе?

Если раньше преимущественным правом на стол обладали только нижние пассажиры, то с 2020 года и верхние, и нижние пассажиры увидели надпись в электронном билете: «Стол общий». Таким образом, пользоваться столиком могут все пассажиры, необходимо только учесть один нюанс, что сидеть на месте нижнего пассажира без его разрешения нельзя.

Использование общего стола вызвало вопросы у пассажиров верхних боковых полок – ведь пользоваться столом они могли только при сложенной нижней боковой полке.

Денис М. рассказал:

«Ехал на верхней боковой полке, внизу ехала женщина, которая просто весь день пролежала на полке. На мои просьбы убрать постель и позволить мне хотя бы один раз за день нормально принять пищу, она заявила, что купила билет и может лежать хоть круглые сутки».

По рекомендациям РЖД в дневное время пассажир нижней боковой полки должен предоставить возможность пассажиру верхней воспользоваться столом за исключением случаев, когда нижнему пассажиру трудно вставать из-за болезни или инвалидности – тогда рекомендуется воспользоваться столиком купе напротив.

Важно учесть, что эти рекомендации не закреплены нормативными документами, а выпущены с целью снизить число конфликтов между пассажирами и сделать проезд более комфортным.

Куда складывать багаж

Согласно рекомендациям размещения багажа:

  • для пассажиров верхних полок – на полке под потолком;
  • для нижних пассажиров – под спальным местом.

Исключения допускаются по договоренности между пассажирами при условии разрешения конфликта на основе уважения прав и личного пространства друг друга.

Нюансы и разрешение конфликтов

Право на занятие места пассажирами регламентируется п. 51 Приказа Минтранса №473 от 2013 года.

В общем случае верхним пассажирам, желающим сесть на нижнее место или воспользоваться столиком, рекомендуется попросить разрешения присесть у пассажира снизу. Если пассажир снизу против, то тогда придется провести всю поездку на своем месте.

Пассажиры, нарушающие правила рассадки и расположения багажа и причиняющие неудобство другим пассажирам, получают от проводника предупреждение и при дальнейшем нарушении общественного порядка подлежат высадке на ближайшей станции по распоряжению начальника поезда.

Имеет ли право пассажир нижней полки в поезде не пускать к столику пассажира сверху?

Вы удивитесь, когда узнаете, что говорят по этому поводу Правила: чье место на нижней полке днем? Только нижнего пассажира, у которого на нее билет или пассажир с верхней тоже имеет право на ней сидеть? Какие у кого права на столик для еды?

Иногда так бывает, что те, кто купил билет на нижнюю полку убеждены, что раз они её купили, значит это их место и столик рядом предназначет только для них, не убирая постель и не пуская на свою полку присесть пассажира сверху. Как разбираться, если возникает конфликт и "нижний" пассажир не пускает к столику "верхнего" и имеет ли он право это делать? Равные ли у обоих пассажиров права?

На самом деле, эти ситуации урегулированы в Правилах пассажирских перевозок и есть четкие ответы на все эти вопросы, вот только, если их внимательно почитать всем, кто едет в поезде, конфликтом может стать больше.

Багаж и место под полкой.

"Извините, вы не могли бы привстать, мне нужно положить сумку в рундук". На эту фразу нижний пассажир вправе ответить отказом: преимущественное право на место для багажа под своей полкой имеет он, а для багажа пассажира сверху предназначена третья полка или верхний рундук над коридором вагона (в купейном вагоне).

Звучит волне логично, ведь если верхний пассажир выходит на промежуточной станции ночью, ему придется будить нижнего, чтобы достать свой багаж, что несправедливо по отношению к нижнему. Вот только если мы говорим о привычных классических вагонах, то все понятно, а вот если о двухэтажных, то там у пассажиров верхних полок своего места для багажа просто не существует. В правилах по этому поводу пока ничего не сказано.

Чей столик и имеет ли право "верхний" сидеть днем внизу?

В Правилах четко сказано, что во время следования поезда каждый обязан занимать именно то место, которое у него указано в билете. То есть находиться на своей полке. Оговорок про дневное время, питание и т.д. в них нет, так что если говорить сухим языком, то пассажир снизу имеет полное право вообще не пускать на свою полку других пассажиров, включая того, кто едет над ним.

Причем, не важно, это ночной поезд или поезд дальнего следования. Даже если это Москва-Владивосток, то, будь добры, все семь дней лежи у себя на верхней полке.

Пусть ли верхнего пассажира попить чаю, пообедать к столику или просто посидеть в пути - целиком добрая воля того, кто едет снизу. Обязанности делать это у него нет. Не раз наблюдал ситуации, когда, едва проснувшись, "верхний" спускался вниз и требовал "нижнего" сворачивать свою постель, чтобы попить чаю перед прибытием поезда. На подобные требования нижний имеет полное право отвечать отказом.

Конечно же, мы говорим о правилах и заложенных в них нормах, и никто не отменял правила хорошего тона. В большинстве случаев пассажиры нижних полок сворачивают постель днем, не возражают против того, чтобы "верхний" сидел на ней и не препятствуют в доступе к столику, чтобы перекусить или выпить чаю. Но бывает и иначе.

Если уж "нижний" не сворачивает постель, его можно только попросить это сделать, но никак не требовать.

Ссылка на Правила перевозок пассажиров ж/д транспортом.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , если вам понравится этот материал

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ , где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.

Загрузка

Мирослава Мири

Татьяна, зачем вы врете? За 15 лет странствий на поездах не было такого априори, чтобы билетов на нижнюю полку за месяц не было. И никогда проводники и начальник поезда не будет уговаривать соседей впустить вас на полку! Вы там часом не поехали кукушкой? Почему вас должны пускать? Обнаглевшие борзые рожи. Давайте я к вам на верхнюю полку спать полезу с вами вместе?

Мирослава, за 3 месяца уже билетов нет на нижние места, дело даже не в желании сэкономить, просто физически их нет, поезд до Симферополя.

Владимир Вольфович

Мирослава, Все правильно!! Это обнаглевшая баба!!

Ехала с ребенком на двух верхних полках - не было других мест. Соседи на нижних разлеглись и уснули сразу же после отправления поезда и проснулись за час до прибытия( 21 час). Ели на своих верхних полках, чай оплаченный даже не стали брать. И всю дорогу в лицо дул с потолка кондёр. Отдала кучу денег за билеты. Считаю, что цены на верхние полки должны быть в таком случае в 2 раза ниже.

Ирина, в тексте есть про это. Можно было попросить проводника помочь или пойти в вагон ресторан.
И разница между полками в цене есть давно.

Ольга Ямадакова

Галя, в купе - да. А в плацкарте одинаковые. И как быть? И не каждый может позволить себе ресторан, а идти туда с горячей лапшой быстрого приготовления как-то не айс. Тут правила не продуманы. Должно быть отведено обязательное время для принятия пищи, например три раза по 15 минут утром, днем и вечером, скажем.

Lisska

Ольга, в плацкарте тоже разница в цене есть. Кроме того, нет ничего зазорного в том, чтоб идти в вагон-ресторан со своей едой. На моей памяти никого за это не ругали. Лично я уходила туда просто пить чай и читать, когда в моем вагоне ехал цыганский табор в прямом смысле слова.

Lisska, но вагоны-рестораны есть не во всех поездах. Да и сейчас Ген. директору Белозёрову пришла в голову идея - убрать все рестораны, а приносить пищу по заказам на крупных станциях.

Lisska, на одну полку возле туалета, и то не всегда

Ольга, эти правила изобретены давным-давно. Цена билета одинаковая. Права у пассажиров равные. Никаких 15 минут. Ну и кто-это будет стоять с секундомером и засекать время обеда? Столик общий на все четыре полки. Днём оба пассажира сидят и едят на нижней полке столько сколько сочтут нужным. В противном случае пусть выдают стулья для пассажиров верхних полок для сидения за общим столом днём в проходе. Надо всего лишь оповестить пассажиров о правилах проезда в спальных вагонах с наличием верхних и нижних полок.

Галя, смотря в какое время покупать билет, если за 90 и 60 дней цена на верхние полки почти всегда одинакова, а если жрать ближе к дате отъезда то цена бывает боле чем в два раза дешевле на верхние полки, поэтому выво : если Вы не успели купить билет на нижнюю полку, то два варианта, либо просматривать сайт ржд постоянно т.к. либо добавляют вагоны, либо кто то может сдать билеты, или же покупать ближе к отправлению поезда , например за неделю.

Ирина, я когда еду в Сочи сплю почти двое суток и счастлива от этого, открываю глаза только на посмотреть чем занят ребенок (развлечений ей на дорогу берется куча от игрушек до ноута, планшет и смартфон где-то посередине). Приезжаю туда уже отдохнувшая и готовая развлекать и развлекаться с дочкой. и да, я ЗАРАНЕЕ беру две нижние полки в купе. Кстати, это удобно, когда кондиционер (а не всегда угадаешь в каком купе будет такая дрянь) дует как не нормальный и в купе не больше 10 градусов, когда в вагоне 25. Лично я просила проводника вызвать ремонтника поезда, он заложил нам решетку кондиционера газетами, но все равно на ночь завешивала дочь одеялами.

Светлана, - это всё хорошо, но только всем нижних полок не хватит. В этом случае надо вообще ликвидировать верхние полки, но для РЖД - это не выгодно. А, если верхние полки убрать нельзя, то надо предусмотреть равные права и условия проезда пассажиров и на нижних, и на верхних полках, тем более, что цена на все полки в основной части вагонов одинаковая. Что касается меня лично, то за всё время частых поездок мне ни разу не попадались люди, которые не разрешали бы днём сидеть на их нижних полках и тем более питаться также, сидя на их нижней полке. Подавляющее большинство пассажиров, к счастью, доброжелательные люди. Но, как известно, "Ложка дёгтя бочку мёда портит"

Ольга Чекалина

Игорь, всем нижних мест не хватит, значит, халявщики сверху должны их отнять у нижних.

Светлана, Правильно Светлан,что бережетесь, кондер очень опасная вещь!!

Ирина, я полностью сВами согласна на счёт цены на билеты.

Любовь, да. при таких условиях цена билета на верхнюю полку купе должна быть меньше раза в четыре, а на верхнюю боковушку раз в шесть меньше, чем на нижнюю полку, потому что на верхней боковушке негде питаться.

Ирина, да чистая правда верхние полки поправде должны стоить гораздо дешевле

Звербокс, судя по современным явно ненормальным правилам проезда пассажиров на верхних полках, верхняя полка должна стоить раза в 4 дешевле нижней полки, а верхняя боковушка должна стоить раз в 6 дешевле, потому что верхняя боковушка фактически полка без питания. Если в купе можно хотя бы питаться, стоя у столика в проходе купе или сидеть у столика в этом же проходе на складном стульчике, если он, конечно, у Вас имеется. А вот пассажиру верхней боковушки и - это сделать невозможно, не стоять же ему с тарелкой в проходе вагона, в том числе и в составе самого долгого поезда Москва-Владивосток - это 7 или 8 суток.

анастасия, и высадят. А за кипяток и отделение полиции проводят. Не имеете права причинять неудобство другим пассажирам. А окна давно не открываются, везде кондеи.

Всегда покупаю себе нижнее купе. Столик уступаю. Правила хорошие, спасают от такой категории халявщиков, которые покупают верхнее место в самый последний момент и считают, что им все должны.
Лет 5 назад я впервые с этим столкнулась. Заходит на станции женщина с 4мя детьми (1 младенец на руках) и муженьком-мудаком провожающим. Все в разных (. ) купе на верхних. Муженек показушно вопрошает: "Ооох, и как же ты будешь?". И тут вся эта семейка смотрит на меня с мольбой. Я не хотела чтобы всю дорогу меня сверлили взглядом и уступила, дура блин.
Начался ад. Вся эта арава тусовалась в нашем купе. На последний день сломался кондиционер, и эта мамаша запретила открывать окно - "Ребено4ек же заболеет". А а верху намного жарче.
И казалось бы, тебе помогли, будь благодарной. Просто сиди и помалкивай, но она решила меня отсчитывать всю дорогу- "У вас волосы крашенные?? Вы зачем себя химией портите". "У Вас насморк? Вы зачем больная едите?" (к слову, начался аллергический насморк на нее).
Вообще, приключений с ними было много и мне на всю жизнь хватило

Леонтий Марципанов

Magdalena, всё просто: надо было СРАЗУ как только пассажиры стали наглеть после предоставления им своего места, послать их нах и занять место согласно билету. Устная договорённость в вашем случае не является официальным подтверждением замены места.

Magdalena, а зачем вы тогда вообще уступали? Сразу послать это семейство в грубой форме, запретив при этом присаживаться даже

Magdalena, это и есть, как раз, тот случай, когда снижение цен на верхние полки купе ниже стоимости плацкарта открыло обратную сторону медали и привело к соединению в одном купе людей разных социальных групп, а люди, привыкшие ездить в плацкарте, нередко оказываются невоспитанными. Но они не всегда - халявщики (в Вашем случае возможно так и было), из-за отсутствия плацкартных мест, кассиры им предлагают верхние полки в купе, а они зачастую и не знают того, что нижняя полка в купе стоит в два с лишним раза дороже верхней, а иногда оказываются на дешёвых верхних полках купе такие пассажиры, которые держат в страхе пассажиров нижних полок, хотя подобные случаи бывают, конечно, редко. Но, после подобных ситуаций, пассажиры купе, которые часто ездят, начали покупать по две полки и верхние и нижние или даже купе, чтобы исключить подобное соседство.

Magdalena, да. Речь и идёт о таких халявщиках - это инвалиды, маломобильные пассажиры, пассажиры с безбилетными детьми до 5 лет, которые умышленно берут верхние дешёвые полочки в купейных вагонах, а, попав в вагон начинают "давить на жалость" и просить, чтобы им уступили нижние места без доплаты или, как в Вашем случае, молча оказывать моральное давление на пассажира, рассчитывая, что Вы им уступите нижнюю полку. Что в Вашем случае и произошло. Или поведением своих детей начинают издеваться над пассажирами нижних полок. Выход из такого положения только один. Сделать так, чтобы цена билета на верхнюю полку в купе была в любом случае выше, чем в плацкартном вагоне. Исключить возможность продажи билетов пассажирам с детьми до пяти лет на верхние полки по причине безопасности, запретить продажу билетов инвалидам и маломобильным пассажирам на верхние полки вагонов по причине отсутствия в вагонах приспособлений (лифтов) для подъёма на верхние полки пассажиров неспособных на них подняться и спустится по состоянию здоровья. Запретить продажу билетов маломобильным пассажирам и их сопровождающим в разные купе. В случаях приобретения ими билетов в интернете на верхние полки или в разные купе не допускать их к посадке с направлением в комнаты отдыха вокзалов до выделения им отдельных купе и нижних полок в других поездах с целью исключения причинения ими дискомфортных условий для окружающих пассажиров.

Игорь, думаю, вы слишком категоричны. Случаи бывают разные. Я и есть как раз инвалид, лишний раз сама не стремлюсь куда-то ехать. Но вот пришлось срочно срываться на похороны очень близкого человека, и пришлось брать те билеты, что были, а это верхняя полка. Брать билеты на самолет не позволяет карман, да и нет на нужное время рейсов, а похороны не ждут. Просить поменяться не буду, никогда не прошу, неважно, на какую полку билеты, плохо ли, хорошо ли, но взберусь. А если кто- то сам предложит поменяться, то буду очень благодарна и разницу доплачу, если она есть. Так что не надо зарекаться, ситуации разные в жизни бывают.

«Рядом ехал беглый уголовник»: 16 попутчиков, с которыми мы боимся оказаться в одном вагоне

В поездах случаются ситуации, которые вспоминаешь с содроганием даже спустя годы.

Семейный бойцовский клуб

Лет 8—10 назад я ехала в плацкарте на концерт в Санкт-Петербург. Лежу на верхней полке, никого не трогаю. Заходит семья: бабушка, мама и двое детей.

Бабуля сразу за Библию, сидит читает. Тут на нее налетает с кулаками малой и начинает бить по лицу, рукам и животу. Бабушка в долгу не остается и бьет его в ответ. К ним присоединяются мама с дочкой. Они со всей дури начинают кошмарить друг друга, не разбирая, кому прилетает. Семейный бойцовский клуб.

Закончилось все так же быстро, как и началось. Всю оставшуюся дорогу я пребывала в шоке. Старалась не спускаться без особой нужды: вдруг бой повторится. В их клуб вступать не хотелось.

Беглый уголовник и его семья

После школы я уехала за три тысячи километров от родного дома. Каждые полгода ездила к родителям на каникулы в плацкартном вагоне. Трое суток в дороге. Было тяжко. С тех пор ненавижу поезда.

Запомнились разные ситуации. Например, бабуся из соседнего купе своим храпом всю ночь не давала спать всему вагону. Наутро жаловалась, что кто-то храпел и она никак не могла заснуть.

Ко мне приходили наглые детишки, постоянно у меня тусили, рисовали в моих блокнотах. Один был особенно наглым: он забегал есть мои конфеты и бананы. «Але, родители, я студентка со стипендией 1500 Р . Заберите отпрыска, хватит меня объедать!» — увы, я так не сказала. Была слишком скромной.

Однажды со мной в купе ехала семья беглого уголовника: он сам, его жена и ребенок. Они сели ночью и тихо, по их мнению, переговаривались. Я никак не могла уснуть. Иногда они даже ругались. Из их разговора стало понятно, что он сбежал из тюрьмы и они едут туда, где им помогут.

Мне это надоело. Я сказала семье, что если они не замолчат, то позвоню своей маме — работнику прокуратуры — и сдам его. Помогло. Позже я сдала уголовника проводникам. На следующей станции их сняли с поезда.

Неутомимый пьяница

Студентом часто катался в плацкарте. Кто только не попадался за это время: пьянствующие дембеля, вахтовики, просто мутные типы.

Особенно запомнился неунывающий мужик, которого за драку ссадили с другого поезда. Он продал таксисту мобильник, на полученные деньги купил выпивку и билет на мой поезд. Заложил паспорт проводнице, взял еще выпить, затеял драку. Обошел несколько вагонов, надеясь настрелять еще денег. Снова затеял драку — и его опять высадили.

Во всей этой истории меня поразило, насколько естественной была для него эта ситуация. Он вел себя, будто проводит так каждый вторник.

Вахтовик, который справляет нужду прямо в купе

У меня что ни поездка, то триумф поездной жизни над здравым смыслом. Самая эпичная случилась в 2019 году, в ночь с 1 на 2 мая.

Почти в полночь я села в поезд. В вагоне со мной ехали вахтовики. Едут и едут. Я дождалась выдачи белья и легла спать. Параллельно с этим проводница выяснила, что у одного вахтовика в купе рядом со мной нет ни паспорта, ни билета. Он подрался со своим коллегой на предыдущей станции. Оба были пьяные. В итоге один из них сел в поезд, а другой остался в неизвестном ему городе.

Проводница сказала, что высадит его на следующей станции, и пошла за начальником поезда. Я подумала, что инцидент исчерпан, и заснула. Но история не закончилась.

В два часа ночи я проснулась оттого, что этот вахтовик упал с верхней полки. В полете ударился о стол. Пока я соображала, что нужно делать, он невозмутимо поднялся с пола и начал справлять нужду прямо в купе. Потом завалился с незастегнутой ширинкой на нижнюю полку.

Почему его не высадили на следующей станции, как говорила проводница, осталось тайной. Потом ее разгадывали в РЖД. К их чести, они дважды принесли извинения: по телефону и письменно. Но с тех пор я побаиваюсь ездить в поезде.

Забулдыга в крови

В 1990-е ездила из Петербурга на Селигер в гости к подруге. Как-то «повезло» ехать в общем вагоне с пьющей компанией. Я забралась на третью полку и вырубилась от усталости, не слыша гулянки.

Очнулась от воплей и вижу: один из забулдыг рвется из рук трезвых мужиков. Удерживают его с трудом. Двое пытаются повалить на залитый кровью матрас, а третий — наложить жгут на бедро этому идиоту. Оказывается, он вздумал ногой открыть застекленную дверь в тамбур. В пьяном угаре ничего не почувствовал. Веселенькая ночка выдалась у всего вагона!

Невозмутимая похитительница

В плацкарте оставила на верхней полке наушники, когда ходила умываться. Возвращаюсь, а вместо моих наушников лежит беспросветный ком из жеваных проводов. Я спрашиваю у соседей: «Не видели, кто подменил?» Они мне с невозмутимым лицом: «Неа».

И тут дочка соседки достает мои наушники и начинает слушать музыку на мобильнике. Я опешила: получается, заменили свои моими и сидят с покерфейсом.

Пошла жаловаться проводнице. Та сказала, что ничего поделать не может, кроме как переселить меня в другой вагон.

Проводница, которой нечего терять

В 18 лет я часто моталась в другой город к своему парню за 1200 километров. Ехать почти сутки. Это Север, и в поездах постоянно были вахтовики. Как-то раз билет покупала не сама, а попросила парня. Он не посмотрел, что за вагон, и взял мне в первый.

Захожу я ночью в поезд, а там прокуренный сидячий вагон. Тогда еще курили в тамбуре. Полно пьяных гогочущих мужиков. Заглядываю на свое место — там уже кто-то спит.

Я в ужасе пошла плакаться проводнику. Он вошел в положение: на 300 километров до пересменки пустил поспать к себе в каморку. Ближе к утру пришлось идти на свое место. Компания, конечно, была так себе, но особо не доставали. В Сургуте почти все вышли. Я даже смогла нормально лечь и поспать. Но вспоминаю ту поездку с содроганием.

В другой раз на том же маршруте мне в компанию попалась проводница. Она отработала последнюю смену в своей карьере и ехала домой. Глушила водку из пластиковой бутылки из-под воды , водила в гости каких-то мужиков, мыла волосы в раковине в туалете. В свободное время пыталась найти во мне собеседника и рассказать о своей чудной жизни.

Впечатлительный мальчик со слабым желудком

Мы с подругой возвращались с моря в плацкарте — со слезами на глазах, ностальгической музыкой в ушах и ноткой драматизма в душе. Я захотела поспать и отправила ее на верхнюю полку. Мол, ты и так два раза ездила на нижней. Впервые она уступила. Я радостно улеглась на долгожданную нижнюю и погрузилась в сладкий сон.

Проснулась через пару часов. Соседский мальчик сидел рядом со мной за раскладным столиком у окошка и доедал пюре а-ля доширак. Вдруг он тонким, комариным голоском произнес: «Бабушка, колеса так странно стучат! Мы, наверное, разобьемся?» Я и все вокруг расхохотались и стали его успокаивать: «Ну что ты, малыш, нет, конечно».

Внезапно этот малыш встал и невероятным фонтаном, как в фильмах, выдал все, что съел в пути, прямо мне на одеяло. Половина вагона замолчала. Оставшийся путь ехали, остерегаясь встречи с нашим купе.

Подруга долго насмехалась, как сильно я хотела ехать на нижней полке и сразу получила такое. С тех пор в плацкарте мы не ездим — стараемся на самолетах.

Любовники, для которых нет преград

В поезде Красноярск — Анапа больше всего запомнилась пьяная компания ближе к концу пути. Они матерились на весь вагон, пили, дрались. Проводник сразу спрятался в купе, и больше мы его не видели.

Кое-как угомонились. Над верхнюю полку надо мной легла спать девушка из этой компании. Только я стала засыпать, к ней пришел парень, и они начали заниматься любовью — прямо надо мной! В итоге оба упали на откидной столик.

Все закончилось тем, что мой будущий муж подрался с этим горе-любовником и выкинул его из нашего купе. Любовник наконец-то угомонился. Остальные из этой компании спали пьяные.

Потом, вспоминая эту историю, смеялись. Но в тот момент почему-то было несмешно.

Человек, который не верит в существование России

Понервничала в прошлом году: оказалась в одном купе с человеком, который верит в существование СССР. Черт меня дернул ответить на вопросы о моей профессии: я юрист. Попутчик стал докапываться, по каким же законам я работаю, если России нет.

Раз в несколько часов возвращался к этой теме. До этого я думала, что истории про таких людей — выдумки. Оказалось, они даже специальные документы себе делают.

Бывший заключенный, которому нужно срочно выговориться

Я окончила первый курс и ехала домой из Москвы на юг. Провела в поезде уже 24 часа из 28. Убрала все постельные принадлежности на своей нижней боковушке, чтобы досидеть до прибытия, поглядывая в окно.

Был уже поздний вечер, и в вагоне почти все спали. На остановке зашел странный тип кавказской наружности. Оказался соседом по полке сверху. Лезть на свою верхнюю боковушку ему явно не хотелось, поэтому он решил излить мне душу.

Как оказалось, это была кровная месть, о которой он не жалел. Рассказал занимательные подробности о тюремном быте, родственниках, приглашал в гости в Кисловодск к его сестре. Я чувствовала себя ужасно странно и неловко. Сидела как придавленная, не знала, куда уйти. Да и вещи как-то боялась оставить.

В его поведении не было ничего вызывающего — похоже, ему нужны были уши, чтобы выговориться. С двойственным чувством я прослушала непростой четырехчасовой монолог и убежала на своей станции. Было не по себе.

За годы поездок поняла, что эффект попутчика срабатывает у многих людей. Я молчун и никого на разговоры не провоцирую, но пооткровенничать хотят многие. Решила проблему постоянным пребыванием на верхней полке, а потом познала прелесть авиаперелетов.

Любвеобильный дембель

В 14 лет меня отправили из Ижевска в Екатеринбург погостить у бабушки. Со мной в купе ехали дембеля. Поезд не успел тронуться, как они достали водку. Крики, песни, ор, алкогольный дух.

Первую часть поездки мне приходилось сидеть на мусорке у туалетов. Дембеля периодически ходили мимо меня курить в тамбур. Один из пьяных парней начал сально флиртовать и хватать за руки. Я подняла крик, парень испугался и ретировался. Перед тем как выйти на своей станции, он вернулся и попытался стрельнуть у меня 5 Р на проезд. С тех пор очень боюсь незнакомцев и не езжу в купе. Лучше в плацкарте: безопаснее.

Человек, который так и норовит упасть с верхней полки

Регулярно езжу в поезде, в котором возвращаются домой вахтовики и пьют как не в себя.

Однажды в 18 лет села в вагон. Там ехал мужчина лет 45 и уже еле держался на ногах. Я попросила у проводника ремень, чтобы не упасть с верхней полки. Сосед посмеялся надо мной. Говорю: «Вы бы тоже себе взяли — свалитесь». Он погоготал и ушел пить в вагон-ресторан.

Среди ночи вернулся совсем пьяный, кряхтя залез на верхнюю полку, отвернулся к стенке и моментально начал храпеть. Через пять минут раздался дикий рык. Он перевернулся и начал падать.

Каким-то чудом я умудрилась пнуть его обратно. Он, не просыпаясь, снова отвернулся. Через час история повторилась. За ночь я ловила его раз семь. Сама практически не спала: попробуй усни под такой храп.

Утром это чудо просыпается и гордо заявляет мне, что не свалился без ремня. Герой! Теперь уже я погоготала над ним от души и рассказала, как все было. Он сделал вид, что не поверил. Но на моей станции вышел со мной, помог донести багаж до автобуса и всучил шоколадку.

Школьный класс на выезде

Самое ужасное путешествие было из Саратова в Волгоград лет десять назад. Покупали билеты в спешке, оставались только боковые места. Как выяснилось, все не боковые места выкупила школа: младшие классы ехали на экскурсию. На боковушках — несколько учителей и простых смертных вроде нас. Отправление в 12 ночи.

Я узнал, что это такое, когда вокруг тебя десятки маленьких людей в возрасте 7—8 лет. В полночь они не хотят спать, но хотят есть, общаться, петь, играть. Часам к двум большинство успокоилось. Дети отправились на боковую, кроме одной девочки. Она бродила по поезду и всех доставала. Кого за ухо дернет, кого — за косичку, кого просто разбудит: «Давай поболтаем». Никто не мог ее успокоить.

Проводник, который любит щекотку

Чаще всего беру боковушку в плацкарте: если ездить вдвоем, не нужно делить столик с соседями. А то всякое бывает.

Как-то ехали с дембелями, которых высадили за дебош. В другой раз сели в Екатеринбурге. Через проход ехала женщина с ребенком. Туалеты были закрыты, и ребенок пописал в горшок. Этот горшок стоял в проходе даже после того, как поезд тронулся и туалет открыли. Содержимое весело плескалось. Почему я ничего не сказала, не знаю. Постеснялась, наверное.

Еще как-то раз ехали в Новосибирск, и проводник пальцем трогал меня за пятки. Только задремлешь, а он — раз! Ужас.

Полный вагон китайцев

Часто езжу на «Сапсане» по маршруту Нижний Новгород — Санкт-Петербург. Прошлым летом возвращалась в Нижний Новгород. «Сапсан» идет восемь часов. Это быстрее, чем другие поезда в этом направлении, но не очень-то мало. Так получилось, что в седьмом вагоне были только китайцы и я.

Все знают об общительных, громко разговаривающих китайских туристах. Но когда они в закрытом помещении — это что-то. Они одновременно болтали друг с другом, ели остро пахнущую еду из контейнеров, а где-то в конце вагона плакал китайский ребенок. Изредка они жестами просили меня пересесть: купив билет, я разъединила двух подруг.

Обычно в «Сапсане» тишина, которую изредка прерывают объявления. Такой фон на несколько часов немного утомил.

Зачем вы эту тему опять теребите? Уже же писали ранее комментарии, в начале статьи ссылка (там и я отписал). Или хотите новых историй? Ладно, расскажу.)
В начале 0-х любил я ездить в Крым, когда он был еще Крым-не-наш. В те дивные времена поезда туда отходили с Курского вокзала Москвы, как и положено. И сразу же после отправления начинались приключения. В начале проводницы продавали постель, за русские рубли - одна стоимость, за гривны - раза в полтора поменьше. Ессно, я как опытный путешественник, расплачивался гривнами (6:1 по официальному курсу, у проводников 4:1). Зато у них можно было купить правильное пиво - "Бiле" черниговского завода. У нас в те времена царствовала гнусная Балтика с нумерами от 0 до 12 вроде. Потом всю дорогу слушаешь Верку Сердючку, он же Андрiй Данiлко, модный певец того времени, без бороды кстати, когда еще был торт (реально, первый альбум мне зашел). Ну, там тульские пряники по дороге, рижские конфеты в Орле, раки в Курске. Ночью неожиданно включают свет, всем встать, Козаччя Лопань, мать ее (фильм про батьку Махна помните?). Бандеровцы местные проверяют паспорта и ставят штампы, у меня даж есть в загранпаспорте того времени, кстати, первый по списку перед Тунисами и Турциями всякими. Потом получасовая стоянка в Харькiве, местная объявлялка по вокзалу спать не дает, а также носят опять пiво, грех не купить. Наутро озеро Сиваш, оно же гнилое море, уже хотца выйти. Но еще потерпеть немного. Утренние шпроты. Вокзал Симферополя, красивый с фонтанчиком, как в Сочи. В обменнике долго думаешь, что означает в строке "Руб." число 1,666. Только в местном привокзальном Макдональдсе слышна украинская речь "Вiльна касса!", в остальном Крыму ее больше нигде нет, кроме рекламных плакатов с еще живым Януковичем. Но если маковцам отвечаешь по-русски "Биг-мак", то встречают как родного. Кстати, те симферопольские Биг-маки поострее, чем в Москве. Сейчас, говорят, Мака там уже нет после революции 2014 года. Ну потом уже троллейбус до Орлиного гнезда, но это уже не про поезда, а про Крым, заведите новую статью, напишу продолжение.
Кароче, люблю я ездить в поездах)

Лара Леонтьева

Андрей, душевно так описали. Спасибо.

Эхх, разбередили вы мне душу своими рассказами. Так сильно сейчас захотелось хоть куда-нибудь на поезде поехать, лучше всего в плацкарте, лучше всего на верхней боковой. Даже запах вокзала всегда меня с ума сводил - а эти потусторонние голоса из динамиков на пустых ночных станциях с удивительными названиями, и потом такой толчок лёгкий - и поплыла тихонечко ночная станция со своими фонарями назад в темноту и туман. будто приснилась. И нигде никогда так упоительно не спится, как в поезде. А попутчики. А обеды на газете - почему они такие вкусные были всегда? Да ладно, что там. В поездах во всем есть волшебство.

Всё-таки самолёты это категорически не то. Совсем не то. Скука одна.

Лара, да, есть такое. Как раз на таких стоянках слышен чей-либо храп сильно, а через три купе кто-то шелестит курицей в фольге среди ночи, а еще через пять тихо ржут картежники. Хотя, глубокой ночью последние два пункта не всегда. Но храп точно чей-нибудь должен быть. И обязательно кто-нибудь с огромным чемоданом садится/выходит на этой самой станции, задевая вся и всех по проходу. Т.к. тамбур открыт, в вагон проникает свежий ночной воздух, ммм. Потом то, что Вы так душевно описали, легкий толчок, но сразу после него железный удар закрываемой проводником лестницы, и конец свежему воздуху. Поезд сильно ускоряется (ночью почему-то они летают быстрее, или кажется), и если не закрыть жалюзи, то периодически по глазам резко проскакивает свет от фонарей на переездах и мелких полустанках. А еще периодически навстречу товарняки с грохотом проскакивают. А еще пассажирские поезда с по-разному освещенными вагонами, у некоторых холодный свет, а у некоторых теплый. Но больше всех создают шум встречные ночные электрички, и что поразительно, свет в них самый яркий. )

Не знаю, дикая или нет, но самые дебильные в моей жизни такие:
1) компашка, которая играла на марокасах с энтузиазмом, как будто хотели осчастливить всю планету. Но делали ровно наоборот
2) Когда попутчиками была семья с ребенком, который ныл с начала движения поезда и ровно до момента, когда они сошли под утро на своей станции. Ныл таким противным хныком,"ыыыы", почти не затыкаясь.
3) Когда ехала бабушка с внучкой, и бабушка доставала внучкин горшок в нужный для нее момент и ненужный для всех. Нюхать было как-то не очень. Ну, отвела б ее в туалет и там бы посадила, что ли.

А есть счастливая история. В эпоху, когда интернет еще только начал широко распространяться,но не дошёл до меня, я оставила записку в поезде, что ищу друзей по переписке по почте. Не электронной. Обычной. Электронная у меня появилась через года полтора. И я получила действительно письмо на домашний адрес. Переписка продлилась год. Сейчас эти письма как памятник эпохи. Жаль, что не сохранились.

РЖД так и не смогло ответить - чей же столик в купе?

РЖД так и не смогло ответить - чей же столик в купе?

Не прошло и года, после того как РЖД попыталось поставить точку в бесконечной борьбе пассажиров верхних и нижних полок за свои законно приобретенные места в плацкартных или купейных вагонах. Вполне четкие разъяснения были даны на письменную претензию очередного недовольного пассажира, который обратился к перевозчику с вопросом о возможности нахождения на нижнем месте пассажиров сверху.

«Приобретая проездной документ (билет), пассажир вступает в договорные отношения с АО «ФПК» и соглашается на условие проезда в поезде дальнего следования именно на верхней полке. Следовательно, право находиться на нижнем месте, оплаченном другим пассажиром, без его согласия отсутствует» - вот такой был ответ РЖД и даже юридическое обоснование (п. 51 Правил перевозок) приведено.

После такого категоричного утверждения РЖД, страсти в интернете о правах путешествующих в поездах дальнего следования на полки, багажные места и столики разгорелись не меньше чем в самих поездах и не прекращаются до сих пор. Многих интересует вопрос: в чем причина такой дискриминации пассажиров верхних полок? Ответ сторонников РЖД достаточно прост, - это не дискриминация, а вполне логичные последствия сторон договора. Человек, приобретающий билет, знает, на что соглашается. Если его что то не устраивает, можно покупать билет в СВ, где верхних полок нет совсем. В итоге каждый получает тот уровень комфорта и обслуживания, за который платит.

Исходя из п. 112 тех же Правил перевозок, которыми руководствуется РЖД, вытекает, что пассажир сверху не может требовать место для своего багажа под нижней полкой. В Правилах не указано, что это место является общим и его надо делить пополам.

Так же в Правилах отсутствуют разъяснения, как пользоваться общим столиком и есть ли на него приоритеты у кого-то из пассажиров. Получается, что оставлять на столике чашки, напитки и кушать за ним могут все. Но требовать от хозяина нижней полки подвинуться, пересесть или уступить место на время обеда – нельзя. Об этом можно только попросить в надежде на адекватность «нижнего» попутчика. Что же делать, если он откажется временно уступить своё место? РЖД предлагает пассажирам следующие варианты:

- сказать о проблеме проводнику, который поищет вам подходящее место, что бы перекусить;

- при наличии свободных мест в вагоне более высокого класса перейти туда с соответствующей доплатой;

- сходить в вагон ресторан и покушать там.

По утверждению некоторых интернет-знатоков, вагон ресторан это единственный ресторан, куда можно приходить со своей едой и вас никто не имеет право прогнать. В официальных правилах об этом ничего не сказано.

После своего письменного ответа въедливому клиенту и возникшей в СМИ шумихи, РЖД/ФПК опубликовали своеобразное Опровержение. Что именно они опровергли не совсем понятно, но «стрелки перевели» это точно:

«Федеральная пассажирская компания (холдинг «РЖД») никогда не вводила запрет на проезд пассажиров, купивших билет на верхнюю полку, на нижней полке плацкартного вагона или купе.

Право пассажира проезжать в вагонах поездов дальнего следования только на том месте, что указано в его проездном документе, без возможности занять иное утверждено пунктом 51 приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 473, вступившего в законную силу в 2014 году после актуализации аналогичных приказов Минтранса. Данный порядок не является новшеством, а действует на протяжении многих лет. ».

Далее в Опровержении следовал призыв ко всем клиентам не забывать о взаимопонимании и общечеловеческих ценностях и относиться к соседям по купе с тем же вниманием и уважением, которое хотели бы получить в свой адрес.

Может быть, действительно, планы РЖД предложить пассажирам, в недалеком будущем, вместо стандартных полок отдельные капсулы не лишены глубокого смысла?

С декабря прошлого года появилась возможность покупать билеты на поезда по России за 90 дней. Поэтому, если человек планирует дальнюю поездку, взять с собой ребенка или имеет проблемы со здоровьем, лучше не оттягивать время покупки билетов и выбрать заранее удобные для себя места.

Экстренные поездки не всегда могут быть обеспечены билетами на места, которые хотелось бы приобрести потенциальному пассажиру, поэтому, покупая «неудобный» билет важно помнить, что никто не обязан уступать вам свои лучшие места, даже если вы пенсионер, инвалид или беременная женщина. Хотя, безусловно, среди наших пассажиров всегда такие найдутся.

Читайте также: