Часы стекают со стола картина

Обновлено: 26.04.2024

Расплавленные часы стали синонимом имени Дали. Броский, легко тиражируемый и без труда расшифровываемый образ художник сделал программным для себя.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

«Постоянство памяти».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

«Дезинтеграция постоянства памяти».

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.

Судьба художника

Дали — автор более 1500 художественных произведений. Картины, иллюстрации, литографии, графика, скульптуры, театральные декорации и костюмы, ювелирные украшения.

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.

Сальвадор Дали.

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Секрет успеха картины

Дали. Постоянство памяти

Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.

Вспоминая Дали, мы волей-неволей думаем именно о картине «Постоянство памяти».

В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?

Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.

«Постоянство памяти» – есть над чем подумать

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.

Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.

Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.

Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.

Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.

Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Интересные детали «Постоянства памяти»

В тот день в июле 1931 года у Дали возник в голове интересный образ плавящихся часов. Но все остальные образы им уже были ранее использованы в других работах. Они и перекочевали в «Постоянство памяти».

Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.

Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.

Конечно, на «Геополитеческом ребёнке» оно – крупным планом. Но и там, и там яйцо несёт одинаковую символику – перемены, рождение чего-то нового. Опять же по Гераклиту.

На этом же фрагменте «Постоянства памяти» крупным планом – горы. Это мыс Креус рядом с его родным городом Фигерас.

Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.

Автопортрет Дали

Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.

Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.

Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?

Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер Эпохи Возрождения изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.

Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.

А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».

И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.

Ссылка на бесплатный курс

Пикантные подробности

В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.

А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.

Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.

Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.

Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.

Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.

Подведем итог

Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:

– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.

– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.

– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.

– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.

– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Похожее

2 комментария к “«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Секрет успеха картины”

Вячеслав, спасибо за такие подробные дополнения!

Добавить комментарий Отменить ответ

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает. Ok

Сумасшедший или гений? "Постоянство памяти" Сальвадора Дали

"Постоянство памяти"-одна из самых известных картин Сальвадора Дали. Для многих является визитной карточкой художника. Известна также как "Мягкие часы", "Твердость памяти", "Стойкость памяти", "Течение времени", "Время".

Работы Дали, которыми можно восхищаться или не принимать, но нельзя воспринимать равнодушно, позволяют совершить увлекательное путешествие по закоулкам внутреннего мира художника. Бессознательность, психоанализ Фрейда, детские травмы и взрослые комплексы зашифрованы в произведениях автора.

«Мягкие часы» (альтернативное название произведения) были написаны всего за пару часов, пока жена художника находилась с друзьями в кинотеатре. Дали, сославшись на сильную головную боль, остался дома. Сам автор говорил об этом, что образ стекающих часов был навеян размышлениями о сыре камамбере, которым в тот вечер супруги завершили ужин. Изменчивая форма и податливость сыра способствовали возникновению странных ассоциаций в голове художника, которые он незамедлительно перенес на холст.

Я вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена.

Многие исследователи связывают идею написания этого произведения с популярностью теории относительности Эйнштейна. Однако сам Дали утверждал, что в отношении создания «Мягких часов» он больше опирался на высказывание Гераклита-"Все течет, все меняется".

Картина Дали наполнена символами:

Мягкие часы- символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине-это прошлое, настоящее и будущее.

Расплывшийся объект с ресницами -автопортрет спящего Дали, который, кстати, присутствует на многих его картинах. Мир на картине-это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного.

В своей автобиографии художник писал:

Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна. Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта.

По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск -это свидетельство его беззащитности.

После смерти супруги Дали говорил:

Только Гала, зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла.

Твердые часы- лежат слева циферблатом вниз-символ объективного времени.

Муравьи- символ гниения и разложения.

Нина Геташвили, профессор Российской академии живописи, говорила о Дали:

Детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же-признак разложения.

Сам художник в "Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим" напишет:

По словам Сальвадора Дали, линейное время само себя пожирает.

Муха на часах слева. Художник именовал их феями Средиземноморья.

В "Дневнике одного гения" Дали писал:

Олива . Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Мыс Креус . Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, находится недалеко от города Фигераса, где родился Сальвадор Дали. Художник часто изображал его на своих картинах.

Здесь, в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой.-Прим. ред.). Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых-стоит лишь чуть изменить угол зрения.

Море для художника символизировало бессмертие и вечность. Дали считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

Мировое Яйцо (справа вдали) в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков-древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Говорят, что Сальвадор Дали был слегка не в себе. Действительно, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример-история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти»

Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали как набор символов

«Постоянство памяти» — самая знаменитая и наиболее часто тиражируемая картина великого Сальвадора Дали (исп. Salvador Dalí). На небольшом холсте изображен пустынный пейзаж каталонского побережья — море, пляж и мыс Креус, который часто рисовал мастер. На этом фоне разворачивается сюрреалистическое действо.

Передний план — прямоугольный камень, на котором небрежно брошены размягченные часы. Бронзовый брегет пожирают муравьи — в творчестве мэтра они означают гниение и смерть. На золотых часах примостилась муха — символ вдохновения, а еще одни — серебряные — вот-вот стекут с оливковой сухой ветви. Чуть дальше видна спящая аморфная голова — образ самого Дали, — укрытая еще одним размягченным хронографом.

Картина глубоко символична, наполнена цепляющими, двойственными образами, и относится к фрейдистскому этапу творчества Дали. Расплавленные часы на переднем плане обозначают утекающее время. Хронометр на столе — это настоящее, свисающий с голой ветки — прошлое, укрывший спящую голову — будущее.

Пустынный пляж, омываемый морем и расположившийся у подножия величественного мыса — символ душевного состояния самого мастера. Некоторые источники упоминают, что в тот период художник испытывал душевный дискомфорт, пустоту. Именно поэтому расплывшееся нечто, прикрытое стекающим циферблатом, немного напоминает выброшенную на берег рыбу.

Море для Дали всегда было желанным объектом. Он не просто обожал морские путешествия и предпочитал пляжный отдых всем прочим. Художник боготворил море и постоянно признавался ему в любви своими работами. Он был уверен, что эта стихия неподвластна времени — она бессмертна и вечна.

Еще один образ — зеркало — тоже часто встречается в творчестве художника. Этот объект означает двойственность, изменчивость. Зеркало с одинаковой легкостью отражает и реальность, и иллюзии, рожденные сновидениями.

Сухая ветвь — символ уже не способной плодоносить мысли, на которой держится ушедшее время. Интересно, что на заднем плане, у скал, Дали изобразил яйцо, означающее возрождение и жизнь. Это один из самых частых образов на произведениях мастера.

Сальвадор Дали. Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Название картины: «Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria).
  • Автор: Сальвадор Дали (1904-1989).
  • Год написания: 1931 год.
  • Размер: 24 х 33 см.
  • Стиль:сюрреализм, символизм.
  • Жанр:Пейзаж.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Сальвадор Дали — выдающийся каталонский художник XX века, сюрреалист, автор более чем полутора тысяч работ. Картина «Постоянство памяти» типична и даже собирательна для его творчества. В ней наличествуют все символы, столь любимые великим каталонцем. Неудивительно, что именно этот шедевр стал визитной карточкой мастера. Образы «Постоянства» наравне с известнейшими «губами» ассоциируются у широкой публики с сюрреалистическим творчеством Дали.

Очертание плавящихся хронометров на картине Дали «Постоянство памяти» (у холста есть и иные названия — «Мягкие часы», а также «Время») появилось в голове мастера во время наблюдения за куском растекающегося от июльской жары камамбера. Идея произведения родилась во время ожидания возвращения Галы из кино, а работа над ним заняла всего 2 часа.

Картина «Постоянство памяти» стала, без преувеличения самым знаменитым шедевром мастера. Он по-настоящему любил ее и часто говорил об этой работе. А сама Гала, вдохновившая Дали на произведение, сказала, что оно незабываемо.

Постоянство памяти

Сальвадор Дали. Постоянство памяти

Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали – прекрасная иллюстрация к поговорке «мал золотник, да дорог». Совсем небольшое (всего 24 на 33 см) полотно стало культовым произведением сюрреализма и одной из наиболее узнаваемых работ испанского художника.

Трудоспособность Дали была запредельной, и эту картину он создал при обстоятельствах, в которых большинство людей вряд ли вообще взялись бы за работу. После плотного обеда в жаркий день Гала с компанией друзей отправилась в кино, а художник решил остаться дома, сославшись на мигрень (хотя головная боль могла быть и оправданием для того, чтобы побыть наедине). В любом случае, Дали решил взглянуть на неоконченный пейзаж береговой линии близ мыса Креус, который неоднократно появлялся на его работах (1, 2).

Как вдруг на него снизошло вдохновение в виде сыра камамбер, плавящегося на послеобеденном солнце. Каким-то образом это видение преобразилось в гениальной голове художника в изображение мягких часов, которое он тут же воплотил на полотне, добавив к ним еще несколько выразительных штрихов. Когда Гала вернулась домой и обнаружила результат, то тут же отметила, что увидевший картину однажды, уже не сможет ее забыть.

Ее слова оказались пророческими. Спустя три года после создания, благодаря анонимному дарителю работа «Постоянство памяти» стала частью коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и остается ею по сей день. Мягкие часы нередко обыгрывались в популярной культуре, например, в сериалах «Симпсоны» и «Улица Сезам». Сам Дали также неоднократно возвращался к этому образу в нескольких скульптурах и позже, сменив свой параноидально-критический метод на «ядерный мистицизм», он переосмысливает работу двадцатилетней давности и создает картину «Дезинтеграция постоянства памяти» (1954).

В чем же секрет популярности весьма скромной по размеру картины? Может быть, в том, что она написана преимущественно в оранжевых и синих оттенках – а если верить теории о дополнительных цветах, такое сочетание должно быть максимально выразительным и комфортным для восприятия. Или в загадочности символов, которые Дали по своему обыкновению щедро рассыпал по полотну, заставляя арт-критиков и простых зрителей биться над их расшифровкой. Художник говорил, что он вручную рисует фотографии снов, и, кажется, «Постоянство памяти» – один из наиболее удачных примеров этого утверждения.

Что касается главного символа картины – собственно, мягких часов – им приписывается чаще всего художественное воплощение сущности теории относительности Эйнштейна. Искусствовед Доун Адес считала: « Мягкие часы – это бессознательный символ относительности пространства и времени, сюрреалистическая медитация и крах наших представлений о фиксированном космическом порядке» . По другой версии, Дали вдохновлялся крылатой фразой Гераклита: «Все течет, все меняется». Еще одна красивая интерпретация предполагает, что мягкие часы отображают причудливое течение времени во снах, где оно может растягиваться, сжиматься или вовсе прекращать существование.

Примечательны часы, сохранившие нормальную форму, в нижнем левом углу картины. По ним ползают муравьи, ставшие для Дали олицетворением разложения и смерти после одного случая из его детства с участием насекомых и полумертвой летучей мыши. В сочетании с другими его излюбленными символами, такими как море (бессмертие) и яйцо (жизнь), «Постоянство памяти» приобретает значение философской притчи о бренности человеческого существования.

В центр композиции художник поместил затейливый автопортрет, зачаточной формой и длинными, как будто детскими, ресницами напоминающий эмбрион. Это натолкнуло арт-критика Пол Мурхауса на мысль, что образ относится к предполагаемым воспоминаниям Дали о внутриутробной жизни, а сюжет картины выражает «ужасный травматизм рождения, из-за которого мы также изгнаны из рая» .

На самом деле, и сам автор вряд ли мог дословно расшифровать «Постоянство памяти», ведь он стремился извлекать образы из подсознания в обход голоса разума. «Я, когда пишу, сам не понимаю, какой смысл заложен в моей картине. Но не думайте, что она лишена смысла! – говорил Дали. – Просто он так глубок и сложен, непринужден и прихотлив, что ускользает от логического стандартного восприятия» .

Читайте также: