Был у поэта письменный стол

Обновлено: 21.05.2024

а) применение знаков препинания в повседневной жизни.

  1. История возникновения знаков препинания.
  2. Классификация знаков препинания.
  3. Влияние знаков препинания на разговорную речь.

На примерах объявлений показать изменение смысла текста после перестановки или замены знаков препинания.

ВложениеРазмер
Знаки препинания.Зачем они нужны? 74 КБ
1znaki_prepinaniya._zachem_oni_nuzhny.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

" Сорская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов"

Секция гуманитарных наук

Зачем они нужны?

Выполнил: Безуглов Сергей Алексеевич,

ученик 6А класса

Руководитель: Анпилогова Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

II. Основная часть

  1. История возникновения знаков препинания.
  2. Правила постановки знаков препинания.

2.3 Практическая работа:

а) перестановка знаков препинания в произведениях.

б) знаки препинания в повседневной жизни.

IV. Список литературы

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки.
В одной - запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак, и так

Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

Сегодня я хотел бы поговорить о знаках препинания, рассказать о том, что могут знаки препинания и зачем они нужны.

Цель моей работы:

Расширить представление о знаках препинания.

  1. История возникновения знаков препинания.
  2. Провести практическую работу:

Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол). Пункт - точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально "постановка точек или учение о точках". Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. И зачем же они нужны? Ведь у нас есть буквы.

Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему человеку? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятым. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. И уж совсем огорчаетесь, если из-за знаков препинания получаете "двойку". Может, они и не очень нужны? Решайте сами.

2.1 История возникновения знаков препинания.

До пятнадцатого века на Руси писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами.

Предлагаю: прочитайте текст. если сможете.

(Московский летописный свод)

Ну, как? Трудновато? Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.

Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки кавычки . В наше время знаков препинания стало еще больше. Всего знаков препинания теперь насчитывается больше десяти.

У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий М.В.Ломоносов в своей "Российской грамматике": "Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам".

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Развивается народ, ничего не скажешь, «окультуривается»!

С XVII по XX век получала силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащие отрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании (чтобы чтец мог верно произнести этот текст вслух), а смысловые связки слов, важные для понимания текста. Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выбором нужного пунктуационного знака.

Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению со временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл.

В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак.

2.2 Правила постановки знаков препинания.

Пунктуация дается далеко не всем. Поэтому многие из нас задаются вопросом: "Зачем нужны знаки препинания?". Я считаю, знаки препинания очень важны, хотя бы для того, чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого будет меняться смысл этого предложения. Знаки препинания помогают нам правильно прочитать тот или иной текст, предложения в нужной интонации и с правильными эмоциями. Одно из главных предназначений знаков препинания - это разделение.

А А.П. Чехов писал: "Знаки препинания – это как ноты при чтении".
С. Шапиро говорил: «Основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».
Теперь разложим по полочкам, для чего служит каждый из знаков препинания. С помощью запятых, точек, восклицательных и вопросительных знаков, текст делится на части или предложения.

Точка показывает завершённость мысли. Отделяет одно законченное выражение от другого и не даёт слиться словам в один большой и непонятный монолит.

Запятая паузы поменьше обеспечивает, но смысл схож.

Вопросительный знак (кстати, ранее его называли точкой вопроса), как и восклицательный эмоционально окрашивают нашу речь на письме. А сколько комбинаций можно создать, используя их! Например, вопрос с восклицанием «!?» или риторический вопрос, на который ответа и не ждут, в общем-то «. »

Три точки обозначают незаконченность мысли. Это вообще находка для писателей. Закончилась фантазия, поставил многоточие, а там как получится. Или читатель сам историю додумает, или у автора идея для продолжения созреет.

Тире используют для объяснения предыдущих слов. А ещё им можно слова в предложении заменять!

Это, конечно, далеко не все знаки препинания, но на письме именно они используются чаще всего.

Кстати, интересным фактом является то, что почти у каждого знака есть «родитель». Круглые скобки впервые употребил Мелентий Смотрицкий, а кавычки и многоточие – Николай Карамзин!

В наш компьютеризированный век точка, тире, скобка - это наш всеми любимый смайлик! С помощью его мы передаем свои эмоции в СМС-ах.

И вообще, знаки препинания не только для удобства нужны. Кроме всех своих основных функций, они и степень развития носителей языка показывают. Вот до пятнадцатого века на Руси, например, писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами, но люди хотели совершенствовать написанное, максимально приблизить его к сказанному. Поэтому и точка появилась, а за ней и остальные знаки. Развивается народ, ничего не скажешь, «окультуривается»!

Есть такое шутливое выражение: "Вот тут-то и запятая". В нём слово "запятая" означает затруднение, препятствие. Это неслучайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание - исторически однокоренные.

Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру.

"Поставить статую золотую пику держащую."

1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» из не менее знаменитой сказки "12 месяцев" про избалованную принцессу, которая считала, что знаки препинания не особо-то важны. Этот пример связан с историческим фактом. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII-XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него возник заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили предписание, сформулированное без запятых: "Эдуарда убить не смейте бояться полезно". Все зависело от того, как прочитать текст.

1. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться).

2. Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась "кровавая" запятая.
Эта фраза, кстати, и отражает одну из причин, по которой нам эти самые знаки препинания и нужны. Причина эта – однозначность.

На женских форумах, посвящённых любви, эту фразу несколько перефразировали: "Любить нельзя использовать". Вот и думай после этого, что у этих женщин на уме! Так что если хотите, "милые блондинки", чтобы Вас понимали правильно, будьте добры синтаксис уважать.

А вот примеры из жизни. Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах, в художественной современной литературе: пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы.

Объявление: "Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен". Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.

Телеграммы вообще принято отправлять без "лишних" знаков, но как понять такую: "Мама выезжает утром встречайте". Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует.

А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой.

Интонация в предложении. Роль жестов в различных ситуациях. Урок чтения в 1-м классе

Оборудование: схемы к трем предложениям (в каждом по три слова), карточки со знаками (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” (для всех детей), картинку с изображением лисы и мыши, карточки с различными знаками препинаниями.

I. Организационный момент.

II. Разминка. Скороговорки.

  • Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Кукушка сшила кукушонку капюшон, кукушонок в капюшоне смешон.

- Составьте предложение со словом “погода”.

- Послушайте предложение (произносится с разной интонацией). Что заметили?

- А как на письме можно обозначить интонацию?

- Откройте азбуку на странице 31. Прочитайте предложения под картинками.

- Что одинаковое в этих предложениях? (Количество слов.)

- Чем различаются? (Знаками в конце.)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться читать и проговаривать предложения с различными знаками в конце.)

2. Работа над предложениями. (В процессе разбора на доску вывешиваются схемы предложений).

- Произнесите эти предложения еще раз за всех участников сценок.

- Что вы заметили? (Меняется интонация, голос.)

- А что повлияло на голос, интонацию? (Знак в конце предложения)

- Эти знаки называются знаками препинания. Какой знак препинания стоит в конце первого предложения? (?)

- Как мы произнесем это предложение? (Мы будем спрашивать. В конце предложения голос (интонация?) повышается)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

- Какой знак препинания стоит в конце второго предложения? (.)

- Как мы произнесем это предложение? (Спокойным голосом, в конце предложения интонация понижается)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТОЧКА, НАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

- Какой знак препинания стоит в конце третьего предложения? (!)

- Как мы произнесем это предложение? (Громко, в конце предложения интонация повышается)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

- Начертите схемы этих предложений.

Вывод: скажите, как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?

3. Чтение стихов.

- Ребята нам подготовили стихи о знаках препинания. (Выходят к доске дети. У каждого в руках знак)

Вопросительный знак.

Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? откуда?
Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот такой я мастак,
Вопросительный знак.

Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (А.Тетивкин)

4. - Какие еще знаки препинания вы видели в книжках?

- Для чего они нужны? (Чтобы наша речь стала более выразительной; правильно делать паузы; правильно передать чувство, которое автор вложил в предложение).

- Послушайте шуточное стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской. (Выходят дети. В руках – карточки со знаками препинания)

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

IV. Работа с текстом.

- Скажите еще раз: как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?

- Сейчас я прочитаю рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” и постараюсь при помощи интонации передать настроение, которое хотел передать нам автор.

- Послушайте и скажите : чего же боится мышь?

Лиса : - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Мышь : - Ни крошечки не боюсь!

Лиса : - А громкого топота?

Мышь : - Ни капельки не боюсь!

Лиса : - А страшного рёва?

Мышь : - Нисколечко не боюсь!

Лиса : - А чего же ты тогда боишься?

Мышь : - Да тихого шороха…

- Так чего же боится мышка? Почему?

- Сейчас мы напишем с вами диктант, но диктант не простой. Я еще раз прочитаю текст, а вы запишете в тетради те знаки препинания, которые услышите в конце предложений. (Один ученик у доски).

- Прочитайте текст вполголоса самостоятельно.

- Какие знаки вы увидели в конце предложений? Что означает многоточие?

- Прочитайте текст в парах по ролям.

Чтение вслух (2-3 пары).

- Какая из пар прочитала лучше?

V. Жесты.

- Бывают в жизни ситуации, когда люди общаются между собой движениями и жестами. В каких случаях так бывает?

  • не слышу;
  • подойди ко мне;
  • не вижу;
  • позвони мне;
  • напиши мне;
  • сколько времени.

Каждая группа демонстрирует свое задание у доски. Класс угадывает.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке о предложении?

- Какие бывают предложения?

- Как люди могут общаться между собой?

Домашнее задание для тех, кто хочет. Придумайте небольшой рассказ об осени, в котором встречались бы предложения с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком.

1-й ведущий: Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием? (Участники игры произносят эти слова с разной интонацией.)

2-й ведущий: Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что так легко произнести?

Третий ведущий записывает на доске слово “Школа”, произнесенное с разной интонацией: Школа. Школа? Школа!? Школа! Школа… Школа- Школа: Школа. (Участники игры вместе с ведущим произносят слова.)

1-й ведущий: При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным: решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!

2-й ведущий: Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.

Ученик читает стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской, в котором вместо слов, называющих знаки препинания, делает паузы. Все участники мероприятия вместе с ним заканчивают строчки.

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки:
В одной запятые, в другой были скобки.
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в ( ),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится ?
В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит – ,
Порою “ ”, порой:
И не жалел для концов …

3-й ведущий: Когда же люди стали пользоваться знаками препинания? Какова история пунктуации? Узнать следующие интересные факты нам помогла замечательная энциклопедия для детей “Языкознание”, выпущенная издательством “Аванта +” в 1998 году (стр. 231).

“Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования. Оные препинания ставятся по силе разума и по его расположению и союзам”, – писал Н.Г. Курганов в “Письмовнике, содержащем в себе науку российского языка, со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия”.Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означал крест; изредка встречается осмысленное употребление точек.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания в современном смысле этого слова постепенно проникали и в рукописные тексты. А уже в “Российской грамматике” М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный “строчным знакам”.

1-й ведущий: Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и “удивительном” знаках, о запятой, точке с запятой и “двух точках”, о “вместительном” (скобки) и “единительном” (дефис) строчных знаках. В конце 18 века в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. В последних изданиях “Письмовника” Н.Г. Курганова (1725–1796 гг.) к знакам препинания были причислены “примечательный” (подчеркивание или шрифтовое выделение) и “отменительный” (кавычки).

2-й ведущий: В 1797 году в грамматике Антона Алексеевича Барсова (1730 – 1791 г.г.) уже описаны тире (“молчанка”), кавычки (“вносный” знак), звездочка (“примечательный”) и параграф (“статейный”). Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Позже в особых случаях стали использовать комбинацию знаков препинания.

3-й ведущий: А возможно ли сейчас придумать еще какие-нибудь знаки?

Ведущий предлагает учащимся попробовать изобрести новые знаки препинания.

С этого момента зал можно разделить на две команды, предложить командам придумать название и выбрать капитанов.

1-й ведущий: Подумайте, каково “географическое положение” пунктуационных знаков? Подсказываю: у них есть три самых любимых места обитания.

Учащиеся, принимая за основу сложное предложение, изображают его в виде рисунка какой-либо местности и показывают место знаков препинания.

(В конце предложения: . ! ? …;
между простыми в составе сложного: , ; : – ;
внутри простого предложения: , : ,, ( ) …)

2-й ведущий: Теперь, когда мы вспомнили все знаки препинания, знаем их место в предложении, подумаем над тем, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания.

Учащимся предложено составить текст телеграмм или записок с использованием только знаков препинания.

Одна команда демонстрирует записки, другая – расшифровывает.

3-й ведущий: Да, одна из команд повторила замечательный опыт самой короткой переписки в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был напечатан роман “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. И получил ответ: “!”. Так он узнал, что его книга очень заинтересовала читателей.

1-й ведущий: А был ли в истории еще какой-нибудь удивительный случай, связанный со знаками препинания?

2 ведущий предлагает командам тексты и предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания. Знаки препинания расставляют команды.

1. Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.

2. …Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

(Если позволяет время, можно предложить несколько текстов.)

3-й ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию. Некоторые ученики читают свои сочинения.

1-й ведущий загадывает веселые загадки о знаках препинания.

( Если позволяет время, можно после каждой загадки сочинять предложение с данным знаком препинания на какую-нибудь интересную тему.)

2-й ведущий: Одним из самых любимых знаков препинания у детей является, конечно же, вопросительный. Нас постоянно что-то интересует. Всегда ли мы получаем на свои вопросы ответы? К сожалению, не всегда. Как называются такие вопросы? (Риторические.) Приведите примеры таких вопросов из своего опыта.

А знаете ли вы, что такие вопросы встречаются часто в художественных текстах?Попробуйте определить, какие настроения и чувства эти вопросы помогают выразить А.С. Пушкину в стихотворении “Певец”. (От каждой команды приглашается по одному участнику для выразительного чтения стихотворения.)

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

1-й ведущий: Бесконечен мир человеческих чувств: радость, счастье, восторг, гнев, отчаяние, страх, печаль… Показать их в письменной речи нам помогают разные знаки препинания. Мы смогли в этом убедиться, прочитав стихотворение А.С.Пушкина. И помог нам вопросительный знак. А можно ли при помощи восклицательного знака показать эти чувства?

Прочитайте данные отрывки выразительно. Определите, какие из чувств выражены в прочитанных отрывках. (Можно предложить придумать рисунки-ассоциации.) Попробуйте угадать произведение.

Надо мною
небо.
Синий шелк!
Никогда
не было
так хорошо! (В. Маяковский)
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит. (А.С.Пушкин)
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А.С.Пушкин)
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло. (А.С.Пушкин)
И вслед раздался голос шумный:
“Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад; я не шучу!
Как раз нахала проглочу!” (А.С.Пушкин)
Осада! приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой. (А.С.Пушкин)
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.Чуковский)
Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас. (С.Михалков)
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы. (А.С.Пушкин)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
(А.С.Пушкин)
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”– говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”
“Хлеб да соль!”…
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
“В счастливый час!” (А.Яшин)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
(А.С.Пушкин)

3-й ведущий: И всем участникам нашей “полезнозабавной” игры мы желаем: “В счастливый час!” Игра позволила нам убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. Мы желаем вам не бояться знаков препинания, проникать в их секреты, хорошо учить правила, и тогда вам будет очень легко говорить, читать и писать “ с чувством, с толком, с расстановкой”!

Был у поэта письменный стол

ЕГЭ 2023

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

Кто знает стихи про знаки препинания

Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? откуда?
Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот такой я мастак,
Вопросительный знак.

Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (А. Тетивкин)

Бегает по строчкам
Взгляд лукавых глаз,
Ищет – многоточие.. .
Есть в стишке у Вас?

Знаки препинания
Обожаю издавна!
Привлеку внимание –
Знаками (невидными) !

Вот он – восклицательный,
Вытянулся в струнку…
Очень обаятельный
Знак! Как будто – юнкер!

Знак же вопросительный
Что-то вопрошает –
Он такой стеснительный…
Ничего не знает? !

Если есть неточности,
Или недомолвки –
Тут же многоточие
Устранит все толки.. .

Запятая, дефис,
Даже двоеточие –
Знаки – просто прелесть,
Так же, как и прочие!

Но всего важнее –
Вовремя проститься:
Точка! А под нею –
Пол пустой страницы!

Cношу в абзацы трепетные встречи,
Роман названьем: " Наше " облекаю.
Вся в "вопросительном" ты, словно в подвенечном,
Я "восклицательные" фраки примеряю.

Мы юны – каждый день, как с новой строчки,
Твой голос, опьяняя, возбуждает.
Я задыхаюсь в междометиях порочных,
Трою согласные, глаголами сужаю.

Купаясь в прилагательном – "медовый",
Мы пауз не заметили холодность.
Я под диктовку спотыкаюсь – "неудовый",
Ты вся с учебника, графою "невозможность"

Закляксена глава " Непониманье ",
Изорвана, исчёркана, измята.
И точкой в окончанье – расставанье,
Наивность изложенья виновата.

За запятую выброшу прощанья,
Кавычками обиды я закрою,
В тире сожму меж нами расстоянье,
Забудешь – многоточием завою!

С. Я. Маршак
Знаки препинания

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.. .

Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой, -

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

- Нет. -сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, -
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.. .

Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!

- Так, - сказала точка,
Точка-одиночка. -
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой!
Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.

Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

– Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

– Нет. – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

– Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Бегает по строчкам
Взгляд лукавых глаз,
Ищет многоточие.
Есть в стишке у Вас?

Знаки препинания
Обожаю издавна!
Привлеку внимание –
Знаками (невидными)!

Вот он – восклицательный,
Вытянулся в струнку…
Очень обаятельный
Знак! Как будто юнкер!

Знак же вопросительный
Что-то вопрошает –
Он такой стеснительный…
Ничего не знает?!

Если есть неточности,
Или недомолвки –
Тут же многоточие
Устранит все толки.

Если вам дают заданье
Стих для школы сочинить,
Он про знаки препинанья
Очень даже может быть.

Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.

Чуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.

Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.

Знаки есть ещё другие:
Восклицанье и вопрос.
Предложения простые,
А ответ порой не прост.

Есть подвижные кавычки –
Открывают их везде.
Это дружные сестрички –
Их всегда и всюду две.

Вот и всё. Конец страданьям.
Стих готов. Оценка пять.
Можно знакам препинанья
Благодарность объявлять.

ТОЧКА
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка –
Вывод прост:
Это значит –
Точка.

Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.

И хотя она тверда
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,

Если только мысли нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.

ТОЧКА .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

ЗАПЯТАЯ ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня "тире" зовут,
Нужно – буду тут как тут.

СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.

КАВЫЧКИ " "
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас

Читайте также: