Был организован круглый стол

Обновлено: 14.05.2024

Цель занятия: поиск форм конструктивного сотрудничества с социальными партнерами и потенциальными работодателями в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников.

При подготовке мероприятия следует уделить внимание организационным вопросам, таким, как прием и регистрация гостей, организация кофе-паузы, памятные сувениры. Также необходимо наметить проект решения круглого стола, который будет корректироваться в ходе мероприятия.

  1. “Портрет выпускника XXI века”.
  2. “Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи”.
  3. “О программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”.
  1. “Договор о социальном партнерстве, – каким ему быть?”.
  2. “Положительный имидж рабочих профессий через сотрудничество”
  1. Наставничество молодежи на предприятиях.
  2. Трехсторонний договор.

Участники мероприятия: ресурсный центр лицея, представители предприятий и организаций, центра занятости населения, СМИ.

Ход мероприятия

Вступительное слово:

Сегодня время стремительных перемен. Мы видим преобразования, проводимые правительством во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти изменения касаются и образовательной среды. Перед нами поставлена серьезная задача – подготовка высококвалифицированных рабочих с учетом реальных потребностей экономики в соответствии с запросами работодателей. Решение этой задачи представляется возможным лишь при создании и развитии новой системы взаимоотношений – социального партнерства. Суть его состоит в том, что сфера образования должна готовить специалистов рабочей профессии и осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями федеральных стандартов начального профессионального образования и рынка труда, в то время как работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества , а также его финансирования. Конечно, развитие подобных взаимоотношений не сиюминутно. Оно требует тщательной проработки и, соответственно, времени. Но важно сдвинуть дело с мертвой точки, и этот круглый стол – наш первый шаг на пути созидания сотрудничества.

Зав.ресурсного центра:

Данный круглый стол проводится по инициативе ресурсного центра металлообрабатывающего профиля, действующего на базе Профессионального технического лицея № 2. Ресурсный центр был открыт в 2009 г. с целью повышения качества подготовки рабочих кадров, оказания методической помощи преподавателям спец.дисциплин и мастерам производственного обучения. Одной из задач работы ресурсного центра является развитие системы социального партнерства с потенциальными работодателями, службой занятости населения и средствами массовой информации.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия – поиск форм конструктивного сотрудничества в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников. Последнее представляет собой серьезную многогранную проблему, для разрешения которой необходимо понимание таких важных аспектов, как портрет самого выпускника, характер процесса профессиональной подготовки, имидж рабочих профессий. Поэтому этим мероприятием мы хотели бы не только способствовать развитию сотрудничества со сферой труда (и поэтому здесь сегодня не только наши социальные партнеры и их представители), но и вовлечь в это сотрудничество глав местного самоуправления и СМИ с тем, чтобы начать целенаправленную совместную работу по созданию положительного имиджа рабочих профессий.

Разрешите представить программу сегодняшнего мероприятия, включающую три блока: информационный, практический и дискуссионный. В информационном блоке мы предлагаем вашему вниманию короткие выступления по темам: “Портрет выпускника ХХI века”, “Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи”, “О программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”, “Договор социального партнерства – каким ему быть?”.

В этом году ресурсным центром было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить их мотивы поступления в лицей и планы по окончанию обучения. Анализ анкет показал, что большинство опрошенных учащихся (80 %) поступили в лицей, чтобы получить профессию и пойти работать. Однако только 37% из них собираются по окончании лицея идти работать по специальности. Фактически количество устроившихся работать по специальности гораздо меньше. Чтобы разобраться в причинах этого явления, давайте попробуем понять, кого именно мы выпускаем из стен лицея, создать портрет выпускника XXI века.

(Выступление представителя ресурсного центра, ответственного за информационное направление о портрете выпускника лицея)

Образование, как и многие другие сферы, переживает многочисленные преобразования. 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения в обязательном порядке перешли на обучение на основе новых ФГОС. О том, какие изменения в профессиональной подготовке произошли в результате этого перехода и о том, в какой мере эти преобразования касаются социального партнерства, расскажет ….

(Выступление представителя ресурсного центра, ответственного за методическое направление о ФГОС и необходимости взаимодействия предприятий и образования в вопросе составления вариативной части программ профессиональной подготовки)

На нашей встрече присутствует ведущий инспектор ЦЗ по вопросу трудоустройства выпускников, которая познакомит вас с программами государственной поддержки выпускников.

(Выступление представителя Центра занятости населения)

Практический блок

Информационный блок окончен и нам предстоит поработать практически. Для этого предлагаем разделиться на две секции. В первую (“Договор социального партнерства – каким ему быть?”) мы приглашаем представителей предприятий совместно с ресурсным центром разработать проект Договора социального партнерства.

Во вторую секцию мы приглашаем представителей СМИ и ЦЗ с тем, чтобы обсудить идею взаимодействия в вопросе создания положительного имиджа рабочих профессий и наметить направления предполагаемого сотрудничества.

Секция 1. “Договор о социальном партнерстве – каким ему быть?”

Развитие экономики страны ставит перед учебными заведениями задачу подготовки высококвалифицированных, профессионально-мобильных на рынке труда рабочих. Реализация этой цели предполагается посредством тесного сотрудничества с субъектами рынка труда. От качества этого сотрудничества напрямую зависит качество профессиональной подготовки. Участие производства и бизнеса в повышении престижа рабочих профессий, в трудоустройстве выпускников – это, прежде всего, хорошо налаженная система социального партнерства, рамки которого определяются документально путем заключения Договора социального партнерства. В этом году Министерством образования нам предложено рассмотреть новый тип договора, представляющего собой трехстороннее соглашение между лицеем, работодателями и выпускниками по предмету профессиональной подготовки учащихся. Заключение этого договора производится на основании двустороннего соглашения, проект которого нам сегодня и предстоит разработать.

(Во время работы секции представителям предприятий предлагается макет Договора социального партнерства. Происходит обсуждение всех составляющих макета, вносятся коррективы и предложения).

Макет договора социального партнерства прилагается в Приложении 1.

Секция 2. “Положительный имидж рабочих профессий через сотрудничество”.

Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой и трудоустройством молодежи, имеют ряд причин, одна из которых – отрицательный имидж рабочих профессий. Еще недавно престиж рабочих профессий был огромен. О рабочих снимали фильмы и складывали песни. Приучение к труду было неотъемлемой частью воспитательной работы общеобразовательных учреждений. Однако с начала 90-х гг. ситуация начала меняться. Престиж рабочих профессий упал до критической отметки. Сегодня в России наблюдается острый дефицит рабочих кадров, в связи с чем происходит переосмысление отношения к рабочим профессиям.

Ломать легче, чем строить. Для того, чтобы вернуть рабочим профессиям былой престиж, необходимо объединить усилия и разработать программу мероприятий, включающих, прежде всего, усиленную работу по профориентации учащихся общеобразовательных школ и информирование населения о преимуществах рабочих профессий, главное из которых – их востребованность на рынке труда.

(Обсуждается идея совместного проекта, направленного на формирование положительного имиджа рабочих профессий, вносятся предложения).

Дискуссионный блок

В последнем блоке нашего мероприятия мы предлагаем обсудить актуальные вопросы трудоустройства и профессиональной подготовки учащихся.

Как провести "круглый стол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Круглый стол на тему "Трезвость - великая ценность, данная человеку от рождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники круглого стола: ученики 11 класса, классный руководитель Тхагалегова М.А., Социальный педагог Георгиева Асият Хачимовна.

Оборудование: ПК, стол, ручки.

Вступительное слово: Ученица 11 класса: Георгиева Милана:

1. Первое празднование Дня Трезвости состоялось более 100 лет назад, в 1911 году в Санкт-Петербурге, под лозунгом «В Трезвости счастье народа». Спустя три года, благодаря мощным действиям народного трезвого движения, Россия стала одной из самых трезвых стран Европы и вышла на среднемировой уровень потребления алкоголя лишь к шестидесятым годам XX века. Сейчас как никогда потеря Трезвости обществом ощущается во всех сферах жизни нашей страны. Актуальность лозунга 1911 года понимают все больше и больше людей.

1. «Все люди рождаются трезвыми. Трезвость это естественное, творческое состояние человека, семьи, общества в целом, свободное от запрограммированности на самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем, другими ядами) и физического отравления ими в любых дозах».

2. Две трети населения Земли живут в трезвости. Трезвость у людей отнимается насильно под действием трёх традиционных корыстных интересов: это денежный интерес, политический интерес (интоксиканты резко снижают интеллектуальный потенциал общества) и геноцид.

3. Проблему самоотравления населения интоксикантами (табаком, алкоголем и другими) нельзя решить запретами, ограничениями и другими полумерами. Её можно решить только через утверждение и сохранение трезвости.

4. Процесс самоотравления населения упомянутыми интоксикантами в свою очередь держится только на двух условиях – информационном терроре населения, формирующем всеобщую запрограммированность на самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем и другими), и их доступности.

5. Современное законодательство России исходит из ложных посылок, что алкоголь – пищевая продукция, в то время как наука и практика давно определила алкоголь как опаснейший яд.

Ученик 11 класса: Георгиев Астемир.

В 90-е годы ХХ века пошел бурный процесс алкоголизации россиян. Особую роль в нем сыграла агрессивная реклама спиртных напитков. На рубеже тысячелетий государство пошло на то, чтобы ограничить рекламную политику отдельных организаций, однако было уже поздно. Если раньше молодые люди начинали принимают алкогольные напитки в студенчестве, а девушки преимущественно не курили, то сейчас уже 12-13-летние употребляют пиво и вовсю дымят. Специалистам известен тот факт, что подавляющее большинство детей, которые начали пить спиртные напитки до 13 летнего возраста, вырастая, сменяют алкоголь на наркотики, становясь наркоманами. Причем подростки предпочитают пить пиво, но это не является смягчающим обстоятельством, так как обычный и пивной алкоголизм ничем не отличаются и одинаково разрушают личность. И значительную роль в этом пагубном пристрастии играет реклама пива, явно рассчитанная на молодежную аудиторию.

В 1913 году в России количество алкоголя на душу населения составило 4,7л в год. А в настоящее время количество спиртного на душу населения, включая несовершеннолетних, составляет 18 литров в год, что выходит далеко за пределы нормы.

Ученица 11 класса: Георгиева Милена.

Алкоголизм в современном мире

Во всем мире злоупотребление алкоголем представляет серьезную проблему, приводящую к гибели миллионов людей. По оценкам экспертов от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек. Алкоголь относится не только к причинным факторам многих заболеваний, но и является предвестником травм, насилия, преступности, дорожно-транспортных происшествий, убийств, самоубийств, разрушения семей, детской беспризорности, алкоголизации детей и подростков, снижения рождаемости и многих других негативных последствий.

А что сегодня?

Сегодня алкоголизм в нашей стране продолжает набирать обороты, влияя на длительность жизни россиян, общую мораль, а также уровень преступности и нормы социального поведения. Продолжает увеличиваться число заболеваний сердца и самых разных травм по его вине. Та же безрадостная статистика потребления алкоголя в России отмечает, что примерно 20% дохода российских семей тратится на покупку спиртных напитков. Ну а пьянство в семье влечет за собой череду разводов и увеличивает случаи домашнего насилия и детской беспризорности.

Правительство нашей страны в последние годы делает определенные шаги в борьбе с этой страшной проблемой. Но они явно недостаточны, так как по данным статистики, употребление алкоголя в России растет, а сам алкоголизм молодеет

Ученик 11 класса : Уначев Шамиль.

Алкоголизм в России

Здесь просто факты

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало статистику употребления алкоголя в переводе на чистый 99% этиловый спирт на душу населения, выпитого в 2015 году. Цифра вплотную приблизилась к 18 литрам.

Ученица 11 класса: Шогенова Рузана.

По данным Роспотребнадзора:

Количество алкоголиков в России превысило отметку в 5 000 000 человек, или 3.4 % от всего населения. На учете стоит всего 1.7% больных алкоголизмом.

Алкоголизм стал причиной смерти 33% всех мужчин и 15 % женщин, т.е. приблизительно 500 000 человек в год. Шокирующие данные! Столько людей не умирает от войн, эпидемий и стихийных бедствий, даже если сложить смертность от них вместе.

Со злоупотреблением алкоголя в России напрямую или косвенно связано: 62.1% самоубийств,72.2% убийств, 60% смертей от панкреатита, 67.7% от цирроза и 23.3% от сердечно - сосудистых заболеваний.

По статистике, большинство детей пробуют алкогольные напитки в 13 лет. При этом 1/3 часть парней и 1/5 часть девушек с 13 до 18 лет, употребляет водку, пиво, слабоалкогольные напитки каждый день.

Ученик 11 класса: Османов Ислам.

Пик массового употребления алкоголя в России сместился в возрастную группу 14-15 лет. Врачи прогнозируют, что большей части этих людей вскоре потребуется лечение алкоголизма, потому что молодой организм особенно склонен к привыканию.

Сегодня Всероссийский День трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач, стоящих перед современным обществом. Неотъемлемое условие антиалкогольного воспитания – формирование у подростков высоконравственных качеств личности, сильной воли, стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

2. Презентация «Влияние алкоголя на человека».

3. Слово экспертам. Выступление, социального педагога – Георгиева А.Х.

3. Алкоголь разрушает личность, приводит к гибели, что подтверждается примерами из литературы. Слово предоставляется ученикам 11 класса.

Вопрос участникам. Алкоголь – это наркотик?

Что такое наркотическая зависимость?

непреодолимое желание принимать наркотик и доставать его любыми средствами;

тенденция увеличивать дозу;

невозможность жить без наркотика;

появление «ломки» и депрессии, когда наркотик недоступен;

Разрушительное воздействие на здоровье, личность, окружение.

Алкоголь – это наркотик, потому что это:

Депрессант:

притупляет способность ясно мыслить;

нарушает координацию движений;

ядовитое химическое вещество, попадая в кровь, быстро разносится по всему организму;

Воздействует на мозг, отключая «контрольные» центры.

Вывод. Важно помнить, что алкоголь – это наркотик, и принимая его даже в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость.

Никто не может дать 100 % гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.

Поэтому пить умеренно – вопрос весьма сомнительный, особенно, в подростковом возрасте. Например, у молодых людей, которые начинают пить в возрасте 15 лет, вероятность стать алкоголиками в 4 раза больше, чем у тех, кто начинает в 21 год.

Как вы думаете, почему подростки начинают пробовать сигареты или алкогольные напитки? (из интереса, за компанию, заставляют, чтобы самоутвердиться в компании, чтобы казаться взрослее и т. д.)

Учащимся предлагается выполнить практическое задание.

Каждая группа должна придумать 5 убедительных отказов человеку, предлагающему выпить спиртное.

«Подумайте, как можно отказаться от употребления алкоголя в каждой из ситуаций».

1.Несколько твоих друзей в школьном туалете. Один говорит: «Старик, как насчет покурить?», другие говорят: «Да он новичок!», предполагая, что ты хочешь покурить. Ты никогда прежде не курил. Твои действия.

2.Ты на вечеринке, и все, пробуют алкогольные напитки. Некоторые из них предлагают и тебе попробовать. Твои действия.

3Друг просит, чтобы ты одолжил для него у своих родителей крупную сумму денег, на что не говорит.

4.Ты вместе с ребятами вне здания школы. Ребята пьют пиво и курят. Ты выглядишь белой вороной. Кто-то пустил по кругу пачку сигарет. Твои действия.

5.Одноклассница пригласила тебя на день рождения. Ты знаешь, что в ее доме не будет спиртных напитков и сигарет. И вдруг твой приятель предлагает покурить курительную смесь. Твои действия.

6Твой друг попросил у тебя новый фотоаппарат. Ты не хочешь давать, так как опасаешься, что он его сломает, потеряет. Как отказать?

7.Ты в доме приятеля. Все решили попробовать неизвестное вещество. Предлагают тебе. Ты не хочешь. Как отказаться?

Легко или сложно отказывать? В каких ситуациях?

Какие способы вы считаете оптимальными?

3. Обсудить с учениками эффективность следующих форм отказа:

- «Нет, спасибо!» + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).

- «Нет, спасибо!» + предложение чего-либо другого (поиграть в футбол, предложить вместе послушать музыку, посмотреть фильм и др.).

- «Нет, спасибо!» (говорится уверенным тоном без объяснения причин).

- Сделать вид, что не услышал (а) предложения.

- Односложный ответ на все предложения и уговоры: «Нет!»,

«Не буду!», «Не хочу!».

- Уйти в сторону от тех, кто предлагает.

На слайде: Как сказать «НЕТ»

1. Спасибо. Я больше в этом не нуждаюсь.

2. Спасибо, мне этого не нужно.

3. Я не курю (не употребляю).

4. Я не собираюсь загрязнять организм.

5. Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.

6. Нет-нет, не сегодня или не сейчас.

7. Нет, мне не нужны неприятности.

8. Спасибо, когда мне понадобится, я дам тебе знать.

9. Мои родители меня убьют.

10. Я таких вещей боюсь.

11. Как-нибудь в другой раз.

12. Эта дрянь не для меня.

14. Если тренер узнает, то заставит меня бежать 20 кругов.

15. Если родители узнают, мне целый год не будут давать денег!

16. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.

17. Я за витамины!

18. Нет, спасибо, препаратов я не хочу!

19. Я и без этого превосходно себя чувствую!

20. Нет, спасибо, у меня сегодня еще важная встреча.

21. Нет, спасибо, у меня на это аллергия.

22. Нет, спасибо, это опасно для жизни.

23. Ты с ума сошел? Я даже сигарет не курю!

24. Эти «химические радости» не для меня.

25. Нет, я это пробовал, и мне не понравилось.

Классный руководитель: Тхагалегова М.А..

Сейчас я назову вам русские народные пословицы и поговорки, а вы прокомментируйте их.

Бутылочки да рюмочки доведут до сумочки.(человек, пристрастившись к алкоголю тратит на его приобретение много денег; некоторым алкоголикам приходиться даже просить милостыню.)

Было ремесло, да хмелем поросло (иногда очень умные люди увлекшись употреблением алкоголя, теряют в жизни все, забывая в том числе и о работе. Или они уже не в состоянии делать то, чем талантливо занимались раньше, потому что у них дрожат руки, не все понимает и воспринимает мозг.)

Вино полюбил – семью разорил (если в семье кто-то из родителей пьет, то от этого страдают все члены семьи .И в первую очередь –дети. Случается, что в такой семье детям нечего одеть, им не дают денег даже на школьные завтраки. Ребят из таких семей всегда жалко. Хочется им помочь, сказать им доброе слово, потому что дома они слышат совсем другие, грубые слова.)

Выпил две, да и не помнит где (люди, которые пьют много спиртного, могут находится в таком состоянии, что даже не всегда понимают, где они находится. Потому что «выпьешь вина, так убавишь ума». О таких людях говорят «Ум отпил».

Высока у хмеля голова, да ноги жиденьки (алкоголь так действует на человека, что он не в состоянии удержаться на ногах. Люди падают в грязь, лужи. Иногда даже засыпают в луже или на морозе. И обмораживают руки, ноги. Могут совсем замерзнуть и погибнуть.)

Кто пьет, тот и горшки бьет (.потому что пьяные люди не понимают, что они делают. Затевают ссоры и скандалы. И мы знаем, что, что нередко такие хмельные «разборки» оканчиваются даже смертью одного из собутыльников или вообще случайных людей).

– А теперь мне хочется подытожить ваши выступления одной из русских пословиц:

«Пить да гулять – добра не видать».

Групповая работа (10 мин.)

Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:

Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер.

Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать.

Влиться в компанию

Стать лидером компании, а не последователем;

Понравиться молодому человеку (девушке)

Проявлять уважение и искренность, естественность

Сходить на каток или в аквапарк.

Забыть о проблемах

Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы

Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры

Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться

Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино

Ведущий: Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть у человека, который употребляет алкоголь?

в школе: изменяются цели, мысли о будущем только мешают;

в семье: теряется контакт с близкими людьми, изменяются ценности, привязанности мешают;

в твоем окружении: многие друзья перестают понимать тебя, они растут, а ты нет;

чувства и эмоции притупляются;

сложно управлять собственными мыслями;

возникают проблемы с законом.

Значит, лучший способ сохранить себя для хорошей, плодотворной жизни – не делать первый шаг. А чтобы его не сделать, нужно понять причины, которые толкают к употреблению психоактивных веществ.

Классный руководитель: Перечислите причины, по которым подростки начинают принимать алкоголь.

Примерный перечень:

1. Чтобы выстоять при стрессовых ситуациях или заглушить проблемы.

2. Тебя довели друзья, родственники.

3. Казаться взрослым.

4. Не отставать от ровесников.

5. Подражание своим героям.

6. Под давлением друзей.

Природа создала все, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Вокруг столько интересного и удивительного!

У меня есть незаконченное предложение:

«Вокруг столько способов быть счастливым: можно…»

Как бы вы закончили это предложение?

Примерные ответы детей:

- путешествовать, открывать новые города и страны;

- изучать музыку, петь, танцевать;

- ходить по музеям, смотреть картины великих художников;

- заниматься спортом, болеть за любимую команду;

- стать автомобилистом, гонщиком;

- создать хорошую семью, воспитать детей;

- добиться славы, успеха, сделать карьеру;

- просто стать уважаемым человеком, мастером своего дела;

- создать своё дело, разбогатеть;

- заниматься туризмом, альпинизмом;

- построить свой дом, посадить сад;

- написать книгу, сочинить песню, сделать научное открытие;

- знакомиться с людьми, узнавать об их жизни;

- делать добрые дела, помогать людям.

Заключение: Каждый человек – хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твёрдо идти к этой цели. И в этой жизни нет места вредным привычкам. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья.

У меня есть незаконченное предложение: я никогда не буду таким, потому, что…

Круглый стол с позиционной технологией работы с текстом

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть»

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

  • «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» — определить основные понятия данного текста;
  • «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

Читайте также: