Бильярдный стол без луз для чего

Обновлено: 13.05.2024

Бильярд считается игрой богатых и успешных. Он ассоциируется с мужчинами в костюмах, сигарами и кулуарными беседами. Однако на самом деле бильярд – это настоящий профессиональный спорт, по нему проводятся соревнования, ему обучаются и им занимаются на постоянной основе.

Существует множество разновидностей бильярда. Одной из них является американский пул. Каждому увлекающемуся бильярдом человеку полезно знать, в чём особенность этой разновидности, как в бильярд пул играют, а также какова его философия.

Требования к оборудованию для игры в пул

Самым авторитетным мировым стандартом оборудования для игры в пул является стандарт WPA. Он используется на Чемпионате мира по пулу и многих других соревнованиях.

Стол для игры в пул всегда стандартный, девятифутовый. Это правило сохранилось еще с середины XX-го века, когда его ввёл Billiard Congress of America. Параметры стола, который можно использовать для соревнований, таковы:

  • Высота поля – от 74,3 до 78,74 см;
  • Ширина игровой площади – 1,27 м;
  • Длина игровой поверхности – 2,64 м;
  • Створ угловой лузы – от 11,43 до 11,75 см;
  • Створ средней лузы – от 12,7 до 13,01 см.

Стандартами регулируется даже качество покрытия стола. Оно должно состоять из бильярдной ткани без ворса, не скатываться и не линять. В состав такой ткани должна входить максимально качественная натуральная шерсть (не меньше 85%) с минимальным содержанием нейлона (до 15% от состава). Идеальным считается покрытие из стопроцентной вычесанной шерсти.

Стандартный кий для игры в пул должен быть длиной от 1,016 метров, диаметром до 14 мм и массой до 708,75 граммов. Кий должен быть покрыт наклейкой, исключающей возможность царапанья игральных шаров. Наклейка изготавливается из выделанной кожи или любого иного эластичного материала, повторяющего очертания кия.

Комплект шаров для игры пул включает 16-ть единиц: одного белого битка и 15 прицельных шаров, которые имеют нумерацию от 1 до 15 и окрашены в разные цвета в соответствии с номером. Шары с номерами от 1 до 8 окрашены в один цвет, а на шарах от 9 до 15 есть цветная полоска. При этом сами шары под этими номерами белые. Например, шар под номером 1 – жёлтого цвета, а шар под номером 9 – белый с жёлтой полоской.

Виды пула

Существует большое количество разновидностей пула. В основном они отличаются правилами и числом шаров на столе.

В «пулах с номером» основная цель игрока – загнать шары своей группы (полностью окрашенные или с полоской) или цвета, а затем – последний шар – «восьмерку» (он чёрного цвета, что дало название игры в Блэкбол).

Эти разновидности очень похожи друг на друга и различаются только количеством шаров на игровой площади. Классическим считается Пул-9. Его суть в том, чтобы битком ударять только по шарам с минимальным номером. Бильярдисты должны в итоге загнать девятый шар. Пул-10 и Пул-7 на неё очень похожи и отличаются только сложностью и числом шаров. В Пуле-10 участвуют 10 шаров, в Пуле-7 – семь. Пул-7 обычно используют в качестве тренировки.

Данную разновидность пула ещё называют «14+1 с продолжением». Здесь каждому игроку начисляется по очку за сыгранный шар. Победителем объявляется набравший максимально возможное число очков.

До начала игры каждый спортсмен выбирает лузу путём жребия или договоренностей. Во время игры они должны забивать шары строго в свои лузы. Побеждает тот, кто больше забил.

В пуле «Через шар» шары должны загоняться при помощи удара прицельным шаром по другому прицельному шару. Для этого удар совершается по битку, затем биток бьёт по промежуточному прицельному шару, а тот в свою очередь по инерции бьет по нужному.

Эта игра немного напоминает Стрейт. Игроки загоняют шары по порядку и получают очки, равные номеру забитого шара (одно очко – за шар номер 1, два очка – за шар номер 2 и так далее). Побеждает тот, кто первым наберет 61 очко.

В Бортовом пуле игра также ведётся за очки. В данной ситуации очки присуждаются только за те шары, которые загнаны в лузу не напрямую, а через что-то: от бортика или от других шаров. За каждый загнанный в лузу шар присуждается по одному очку.

Его ещё называют Русским пулом. Каждому игроку назначаются свои шары (по цвету или группе – окрашенные или полосатые), которые нужно загонять рикошетом от битка. Русский пул напоминает Пул-8 и игру «Через шар».

Важно заметить, что все вариации пула используют единое специальное оборудование – ни столы, ни кии, ни сами шары не различаются.

Правила классической игры в пул

Не менее важным этапом в игре является подготовительный процесс.

Приготовления к игре

У подготовки есть два этапа: это разбитие и установка шаров. Разбитие необходимо, для того чтобы определить, кто из игроков ходит первым.


Для разбития берутся одинаковые по размеру и массе шары. Это могут быть и битки, и прицельные шары – главное, чтобы они были одинакового размера. Разбитие проходит парно. Для этого шары кладутся по разные стороны центральной отметки. Разбивающие игроки ударом из дома отправляют шары к дальнему бортику так, чтобы они его коснулись и откатились обратно, не попав на сторону оппонента. Разбитие выигрывает тот бильярдист, шар которого оказался ближе других к переднему борту. Второй игрок, соответственно, объявляется проигравшим. Проиграть разбитие можно и по другим причинам:

  • если шар, отправленный игроком, не докатился до заднего бортика;
  • если шар попал на сторону оппонента;
  • если шар упал в лузу или застрял в ней;
  • если шар ударился о длинный борт;
  • если шар соприкоснулся с задним бортиком несколько раз.

Если игра парная, первым играет победитель. В ином случае при помощи серии разбитий определяется порядок игры.

Следующий этап – подготовка игрового поля. На соревнованиях поле подготавливает к игре судья. В обычной игре это может делать и судья, и сами игроки. Шары устанавливаются на отметке при помощи треугольной формы. Первый шар должен располагаться на дальней стороне отметки, а все остальные шары располагаются относительно него. То, как именно должны быть расположены шары и какой шар должен быть первым, определяется правилами партии в конкретной разновидности игры.

В зависимости от вида игры очерёдность первого (начального) удара при игре партиями определяется либо победителем, либо судьями. В таком случае разбивать может проигравший или проигрывающий, либо игроки по очереди.

Отдельно отметим, что иногда игре что-то мешает: посторонний человек, не являющийся игроком, или какая-то чрезвычайная ситуация. Если в такой ситуации положение шаров, даже движущихся, меняется, игрока, на чью очередь играть выпал форс-мажор, не наказывают. Однако ход последнего начинается заново, и судья (если это происходит на соревновании) или игроки восстанавливают изначальное положение шаров. Разбитие не проводится. Зачастую право первого удара предоставляется игравшему в этот момент, однако в некоторых играх его определяют при помощи жребия (например, в Стрейте).

Ход игры

Победивший в розыгрыше начинает первым. Он ударяет по битку с руки из дома. Игрок устанавливает биток любой частью кия или рукой. При осуществлении удара одна нога игрока обязательно должна находиться на полу. Биток считается введённым в игру, если он пересёк переднюю линию. Если биток не касается ни одного легального, то есть разрешённого правилами игры к удару прицельного шара, то удар считается неправильным.


Правильный удар – это удар по битку, после которого прицельный шар либо падает в лузу, либо касается борта. Сыгранным называют шар, упавший в лузу. Если он выскочит из неё на игровое поле, очки не засчитываются. Упавшие вместе с сыгранным шаром шары также засчитываются.

Если игроком не совершён правильный удар или на него наложен штраф, или объявлен фол, в игру вступает противник. У последнего, если его оппонента оштрафовали, есть право предоставить сопернику возможность завершить удар.

Победитель в игре определяется правилами конкретной партии. Иногда он определяется по числу очков, иногда – по числу успешно выигранных партий.

Фолы и штрафы

Фолы объявляются в самых разных случаях. В первую очередь фол объявляется при падении битка в лузу. Кроме того, фол объявляется при ударе по движущемуся шару. Движущимся считается не только шар, который непосредственно движется по полю, но и вращающийся на месте.

Штрафуют игрока в случае двойных ударов и толчков. Двойной удар – это удар, при котором наклейка кия касается шара несколько раз. Толчком называется ситуация, при которой во время удара кий задерживается на шаре слишком долго, словно подталкивая его.

Фолом наказывается неправильно совершённый перескок. Перескок считается правильным, когда удар приподнятым джампером совершается по верхней поверхности шара.

Игроков штрафуют за выскочившие шары. Шар считается выскочившим, если оказывается на любой не относящейся к игре поверхности – столе, бортике, полу и так далее. Если шар вернулся на поле, не коснувшись ничего за его пределами (стола, пола и так далее), то он не считается выбывшим.

Фолом наказывают неправильные удары по прицельным шарам, находящимся плотно к борту. Если прицельный шар находится плотно к борту, удар по нему должен завершиться:

  • прикосновением битка к борту;
  • падением прицельного шара (любого) в лунку;
  • прикосновением прицельного шара к другому борту;
  • прикосновением другого прицельного шара к борту.

В ином случае объявляется штраф.

Если игрок совершил одновременно несколько нарушений, ему объявляется один, но максимально жёсткий штраф.

Словарик юного бильярдиста

Фол (штраф) – нарушение игроком правил.

Игра (удар) с руки – право игрока выполнять удар из любого отведённого для этого места.

Дом – специальная часть игрового поля, составляющая примерно 25% от его площади, откуда в пуле можно играть с руки.

Биток – белый шар, при помощи которого совершают удары по прицельным шарам.

Перескок – удар, с помощью которого можно попасть по прицельному шару. Биток как бы перескакивает шар, загораживающий нужный.

Джампер – специальный кий для выполнения перескока.

Федерации по бильярду

Существует множество организаций разного уровня, занимающихся продвижением бильярда, но несколько наиболее авторитетных и крупных заслуживают отдельного упоминания.


Всемирная ассоциация бильярда пул была основана в 1987 году в Германии. Организация включает в себя множественные локальные федерации по бильярду. WPA устанавливает мировые стандарты и правила игры в бильярд и является одной из самых влиятельных и престижных бильярдных федераций.

WPA проводит мировые соревнования по бильярду пул, некоторые из которых базируются в России.

Бильярдный конгресс Америки – одна из старейших бильярдных организаций. Конгресс был основан в 1942 году, и уже к 1949 начал реформировать стандарты игры в бильярд, которые до сих пор использует WPA.

В ФБСР входят все региональные федерации бильярдного спорта. Организация проводит различные соревнования по бильярду, в том числе и пулу. Кроме того, Федерация занимается и образовательной деятельностью: проводит лекции и семинары, ведет YouTube-канал.

На сайте ФБСР регулярно публикуются анонсы, пресс-релизы и отчёты с мероприятий и соревнований.

История бильярда пул

Бильярд пул – относительно молодой вид спорта. Он возник в 1857 году благодаря американцу Майклу Фелану. Этот человек изобрел новый тип лузы, который впоследствии запатентовал, и это обстоятельство явилось толчком для развития нового вида бильярда. До той поры в США бильярдные любители и профессионалы играли только на классических английских столах, которые сегодня известны как столы для снукера.

Чем же так кардинально отличалась новая луза Фелана? Дело в том, что на английских бильярдных столах губы у луз закруглённые, шар в них вкатывается. Майкл Фелан, кроме всего прочего, сделал края лузы острыми.


Название «Пул» произошло от английского слова «pool room». Так назывались комнаты на ипподроме, где принимались ставки. В таких комнатах стояли бильярдные столы для развлечения гостей. Постепенно, когда американский бильярд становился всё более популярным, слово «pool» прижилось как его название.

После изобретения Фелана изменился и размер столов. Вплоть до середины XX-го века столы были большими, а лузы – узкими. До 1870-х столы были 11 футов длиной, а позже стали короче еще на фут. До 1949 года такая длина была стандартом. Бильярдный конгресс США пришел к выводу, что игра на длинных столах с маленькими лузами ограничивает игроков. Было принято решение изменить стандарты, в том числе и для соревнований. Размеры стола стали 4,5 на 9 футов, а диаметр лузы – 5 дюймов. Благодаря этому стало возможным большее число атак, выросли мировые рекорды.

Книги

Бильярд – всеми любимая и очень популярная игра, а также серьёзный спорт. О нём написано достаточно много книг, некоторые из которых обязательно должны находиться на полке как у любителя-новичка, так и у профессионала.


  • Роберт Бирн. «Бильярд для всех. Пул и карамболь».

Пособие для начинающих игроков в бильярд, написанное известным американским бильярдным игроком Робертом Бирном. В своей книге Бирн учит читателей играть в два популярных типа бильярда: карамболь и пул. Работа легко читается благодаря доступному изложению и юмору автора.

Настольная книга любого игрока в бильярд. В «Азбуке бильярда» сочетаются два произведения – пособие-учебник по игре в лузный бильярд (в том числе и пул) и словарь-справочник бильярдных терминов с иллюстрациями. Эта книга подойдет как начинающим игрокам, так и профи.

Анатолий Леман, написавший «Теорию бильярдной игры» – один из самых известных бильярдистов XX-го века. В пособие включены не только классические приемы игры, но и авторские методы – так называемые «лемановские удары», которые в свое время мог провернуть только Леман. Эта книга – проводник в мир бильярда, ведь в ней кроме уроков самой игры описывается история и философия бильярда. Издание обучит начинающих азам игры, а более опытным любителям и профессионалам позволит взглянуть на бильярд с другой стороны.

Подводя итоги отметим, что бильярд – это отличный способ разгрузиться как физически, так и морально, познакомиться с интересными людьми, глубже узнать самого себя и просто отлично провести время. Как сказал Анатолий Леман, «опытный, хороший мастер игры – это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

Карамболь: как играть?

Карамболь: как играть?

Люди стали катать шары по столу уже очень давно, поэтому никто не знает даже приблизительной даты появления бильярда на свет. С течением времени игра развивалась и разделилась на несколько подвидов: русские любят играть в пирамиду, англичане — в снукер, а французы — в карамболь. О последней игре мы сегодня с вами и поговорим.

История возникновения

Большинство исследователей бильярда считает, что карамболь обязан своей популярности Людовику XI, королю Франции, заказавшему себе специальный стол во второй половине XV века. Первые же упоминания об игре тремя шарами датируются уже XVIII веком. В первое время для игры в карамболь использовались привычные для нас бильярдные столы, однако через несколько десятилетий был создан и первый стол без луз.

Любопытно, что первой бильярдной игрой в Российской империи был как раз карамболь. Петр I привез стол для этой игры из Нидерландов. Только спустя некоторое время «русская пирамида» смогла обогнать безлузовый бильярд по популярности.

Инвентарь

Удивительно, но самый необычный факт касательно бильярдных столов для карамболя заключается не в отсутствии луз. А в том, что их изготавливают с подогревом плит. Шары в этой игре сильно крутятся и перемещаются по удивительным траекториям. Теплая поверхность стола позволяет увеличить скорость раската в несколько раз. Столы для безлузового бильярда ничем не отличаются от обычных: их длина составляет 9 или 10 футов, а высота — чуть больше 2 футов.

Масса шаров начинается от 198 грамм и заканчивается 220. Их диаметр — 60-62 мм. Можно использовать и цельный, и составной кий из любого материала. Главное, чтобы его вес был не меньше 480 и не больше 520 г, а длина составляла от 135 до 150 сантиметров.

Основные разновидности и правила

У карамболя есть несколько подвидов, и этим он не отличается от других бильярдных игр. В каждой из этих разновидностей одна и та же цель — набрать наибольшее количество очков.

  • В однобортном карамболе бильярдисты играют белым, жёлтым и красным шарами. Игра заканчивается, когда один из соперников по партии наберет 30 или 60 очков. Спортсмены наносят удары по битку, который сталкивается с прицельным шаром. Удар засчитывается, если биток перед столкновением попадает в борт. После столкновения биток может сначала попасть в борт, а после этого задеть оставшийся прицельный шар.
  • При игре в трехбортный карамболь партия продолжается до 30 или 60 очков. За успешный удар спортсмен получает 1 очко. Удар засчитывается, если биток попал в прицельный шар и отскочил от 3 или большего количества бортов, а затем коснулся второго прицельного шара. Кроме того, разрешено сначала попасть в борта, а уже после этого в прицельный шар. Также эти 2 вида ударов можно смешивать, и тогда биток будет попадать в прицельные шары между касаниями бортов.
  • В открытой партии игра заканчивается, когда кто-то набирает 400 или 500 очков. В отличие от двух предыдущих разновидностей здесь на столе расчерчены зоны по углам. В них разрешено делать лишь один карамболь. Впоследствии красный шар или биток должны оказаться вне угловой зоны.
  • В названии «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» уже указаны габариты зон и число карамболей. Для победы в партии вы должны набрать 15 очков. Игра длится до 3 побед по партиям.
  • В средиземноморских странах пользуется популярностью карамболь с фишками. Благодаря дополнительному инвентарю игра может показаться очень необычной. Помимо правильных ударов, здесь игроки могут получить очки, если собьют фишки.
  • Артистический карамболь считается большинством игроков наиболее зрелищным подвидом. Для него есть 76 позиций, в которых регламентировано количество попаданий битка в прицельные шары и борта. Чем сложнее удар, тем больше очков вы за него получите. Максимум за успешное попадание можно набрать 11 очков, минимум — 4. Некоторые виды ударов, используемые здесь, в других видах бильярда не применяются.

Естественно, ни в одном из видов бильярда ничего не получится без должных тренировок. Обучение бильярду поможет вам вывести свои умения в карамболе на высокий уровень. С практикой придут и победы!

Правила русского бильярда

Правила русского бильярда

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей "Пирамиды" следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие "Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию".

2. Разметка бильярдного стола

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

3. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: При игре в "Свободную пирамиду", "Комбинированную пирамиду" и "Динамичную пирамиду" допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. Биток и прицельные шары

4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. При игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" битком служит цветной шар.
4.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

5. Соударение битка с прицельным шаром

5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

6. Игра после нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами "Свободной пирамиды", "Комбинированной пирамиды" и "Динамичной пирамиды") штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

7. Розыгрыш начального удара

7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров

8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п. 14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

9. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома

10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара

14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.(Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола

При выполнении удара по битку, по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17. Запрещенное касание шаров

17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

18. Запрет двойного удара

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19. Запрет пропиха

19.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия - биток - прицельный шар", то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит до другого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит до любого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отражается от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как "пересечение центральной линии".
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр, по меньшей мере один раз пересек центральную линию. правильным, если имело место два отдельных соударения - "биток - прицельный шар" и "прицельный шар -биток".

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. При игре в "Комбинированную пирамиду" удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3.Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.

22. Правильно и неправильно забитые шары

22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.
Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

23. Шар на краю лузы

23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

24. Выскочивший шар

24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" - в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

29.1.Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при двойном ударе (см. п. 18);
(8) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

Всё о бильярде «Карамболь». Почему его считают самой сложной версией игры?

Французский бильярд «Карамболь» считается одной из самых сложных версий игры. Он требует дополнительных навыков и хорошего знания правил. Сейчас в него играют во многих странах по всему миру, и это неудивительно: карамболь развивался на протяжении практически 600 лет.

Инвентарь для карамболя

Игра ведется на столе без луз размером 2,84 х 1,42 метра (±5 мм). Основой такого стола служит грифельная плита, толщина которой не должна быть меньше 45 мм. Поверхность для игры ограничивают борта высотой 37 мм (±1 мм), максимальная ширина которых – 12,5 см (±1 см), их матовый цвет должен гармонично сочетаться с цветом сукна.

Материал для обивки бильярдных столов стали использовать с XV века. В настоящее время большинство столов для игры в карамболь обтянуто сукном, сделанным из натуральной камвольной шерсти, окрашенной в зеленый цвет. Изготовленное подобным образом покрытие должно обеспечить сниженное сопротивление бильярдным шарам. Такой цвет используют с XVI века: по одной из версий, он был выбран, чтобы имитировать игру на траве. Но есть и другая причина: зеленый цвет считается наиболее успокаивающим среди других, поэтому легче проводить длительные матчи.


Чтобы играть в бильярд, понадобятся шары. За долгую историю игры их делали из множества самых разных компонентов. С наступлением XX века набравшую популярность слоновую кость постепенно перестали применять для производства шаров, поскольку затраты на нее были слишком большими, а популяция слонов оказалась под угрозой.

В современных играх шары изготовлены из фенолоальдегидных полимеров или иных упругих пластмасс. Они могут быть диаметром от 61 до 61,5 мм и массой от 205 до 220 граммов. Комплект состоит из трех шаров: белого битка, белого битка с черными или красными точками, а также красного шара, который считается прицельным.

В отличие от другого инвентаря, кий для игры в карамболь может быть любым по составу и размерам. Поэтому строгих требований к ним нет, и каждый участник выбирает наиболее удобный для себя вариант.

Общие правила игры

Правила большинства видов карамболя не слишком сильно отличаются между собой.

В каждом из них есть общие моменты. Партия начинается с установки красного шара на заднюю отметку, в то время как биток оппонента стоит на передней. В то же время биток бильярдиста находится на передней линии не дальше 15 см от передней отметки. Выполняя первый удар, нужно добиться касания красного шара своим битком. При каждом следующем ударе биток можно отправлять в направлении любого шара. Во время отыгрыша нужно, чтобы после удара битка о шар произошло касание борта одним из снарядов.

Биток ставится игроком на передней отметке, если он упал со стола. Если же нужная метка занята, то биток могут поставить на отметку в центре или сзади. При одновременном уходе со стола битка и прицельного шара первым выставляется биток.


В случае, если вылетают два прицельных шара, то их выставляют так, как указано выше. Иногда случается, что биток может мешать выставить один из шаров. В таком случае первым ставится снаряд, место которого свободно. При отсутствии на столе трех шаров их расстановка производится по схеме для начального удара.

При расположении битка вблизи от прицельного шара игрок может расставить соприкасающиеся шары следующим образом: красный стоит на задней отметке, собственный биток – на передней, соперник же располагает свой на центральной.

Разновидности карамболя

Существует достаточно много вариаций этой игры, благодаря чему каждый может найти себе версию по душе. Здесь представлены несколько популярных видов карамболя.

Однобортный карамболь

Задача бильярдиста – набрать необходимое число очков раньше, чем противник. При допущении ошибки со счета бильярдиста снимается очко. При удачном ударе бильярдист может продолжать подход.

Трехбортный карамболь

Цель трехбортного карамболя схожа с однобортным. Однако если в однобортном достаточно коснуться одной стороны стола, то в этой версии биток должен соприкосться минимум с тремя бортиками, а затем – двух прицельных шаров. Кроме того, касание трех бортов может быть и в ином порядке, например, сначала борта, после – прицельного шара, затем еще двух бортов, а в конце – второго прицельного шара. В этом виде игры присутствует понятие фола, при котором любое количество шаров падает со стола.

Артистический карамболь

Этот вариант игры считается одной из наиболее сложных версий карамболя. В ней бильярдисту необходимо осуществлять удары так, чтобы каждый раз получалось нужное число соударений битка с прицельными шарами в конкретной последовательности. При каждом ударе позиция, в которую выставляются шары, меняется. Иногда на стол могут выставлять не все фишки.

Чтобы выполнить удар, игрок получает три попытки. Очки начисляются в зависимости от того, насколько удар был сложным: от 4 за простые до 11 за самые трудные. Ни один снаряд не должен покинуть пределы стола, иначе результат не засчитают. Расстановку для каждого состязания определяют с помощью случайного выбора из списка 76 основных позиций. Артистической эта версия игры называется потому, что применяемые в ней удары обычно требуют особых умений и слишком сложные, чтобы использовать их в обычных соревнованиях.

Карамболь с фишками

В этой игре, похожей по правилам на однобортный карамболь, помимо шаров используют фишки. Они представлены в виде 5 кеглей из дерева диаметром 7-9 мм, высотой 25-30 мм. Одна из них, «король», выделяется на фоне других цветом или высотой (выше на 5 мм). Фишки располагают по центру стола в форме креста с «королем» посередине. Расстояние между ними немногим больше диаметра шара. В данном случае очки присуждаются не только за результативные удары, но и за удачно сбитые фишки, ставящиеся заново после каждого сбивания. Максимальное количество очков может принести сбитый «король» при условии, что остальные фишки будут стоять.

Где популярен карамболь?

Этот вид бильярда получил признание в странах Европы, где он широко распространен. Нидерланды, Франция, Греция, Италия, Дания – это далеко не полный список регионов, в которых умеют и любят играть в карамболь. Не забывают про него и в России, где это увлечение имеет весьма долгую историю. Северная и Южная Америка – США, Колумбия, Венесуэла, Эквадор – тоже интересуются им. Кроме того, в восточных странах, к примеру, в Японии, Корее и Вьетнаме, а также в Турции и Египте, есть свои поклонники карамболя.

Федерации

Чаще всего соревнования по карамболю находятся под наблюдением различных федераций, связанных с бильярдом. К примеру, во Франции им занимается La Fédération française de billard.

Также одной из важных европейских федераций можно назвать The Confédération Européenne de Billard, созданную в 1923 году, а также Всемирный бильярдный союз, имеющий более широкий охват регионов. Помимо факта наличия различных организаций с 1986 года по артистическому карамболю проводят мировые чемпионаты, что подтверждает его широкое распространение.

История игры

По некоторым данным, в Европе этот вид бильярда стал популярным благодаря королю Франции Людовику XI, который в конце XV века приобрел для себя бильярдный стол. В то же время, первое официально зафиксированное упоминание о версии игры с тремя шарами (двумя белыми с цветными метками и одним красным) датировано 1775 годом. Со временем для пущего удобства были сделаны специальные столы без луз, первые из которых появились в XIX веке.


С развитием и популяризацией карамболя право играть в него предоставили женщинам. Таким образом даже в высшем обществе карамболь обрел коронованных поклонниц, например, Марию Стюарт и императрицу Анну Иоанновну. Самый первый стол для карамболя, в свою очередь, был привезен в Россию из Голландии Петром I.

Список полезной литературы

Есть множество книг и журналов, посвященных игре в карамболь. В некоторых из них можно найти достаточно интересных фактов.

  1. «Мировые правила карамболя», Всемирный бильярдный союз, приняты 1 января 1989 г.

Представляют собой общий свод основных моментов игры, созданный для комфортного проведения соревнований.

  1. «Новая иллюстрированная энциклопедия бильярда», Майк Шэймос, издательство New York: Lyons Press, ISBN 1-55821-797-5, 1999 г.

Объемное издание с прекрасными кадрами и историческими справками. Полезно тем, кто интересуется этой игрой. Можно узнать о различных тонкостях игрового процесса и некоторых моментах развития бильярда.

  1. «Все, что вы хотели знать о спорте». Энциклопедия, Нил Коэн, издательство Toronto: Bantam Books. p. 79. ISBN 0-553-48166-5, 1994 г.

Книга, посвященная различным спортивным дисциплинам. Автор не мог пропустить в том числе карамболь, присутствующий там наряду с баскетболом и художественной гимнастикой.

  1. «Американская энциклопедия», издательство Connecticut: Grolier Incorporated, ISBN 0-7172-0131-7, 1998 г.

Сборное издание с информацией о различных моментах жизни, включая спорт.

  1. «Игры Хойла Эдмонд Хойл», издательство New York: A. L. Burt Company, 1907 г.

Книга, написанная известным британским игроком и писателем, который считается родоначальником подобной литературы. В ней он рассказывает о различных играх своего времени, в том числе и о видах бильярда.

Таким образом, карамболь можно считать весьма интересным видом игры в бильярд. Эта непростая, пусть и (по мнению некоторых) немного скучная игра нравится многим. Особенно популярна она среди профессиональных игроков. Поэтому французский бильярд до сих пор остается востребованным и продолжает развиваться как спортивная дисциплина.

Что такое карамболь?

Карамболь - это многозначное слово. В карамболь можно играть или попасть, его можно совершить или съесть. Ведь это слово может означать удар в бильярде, вид бильярдной игры, столкновение пар в танце, затруднительное положение и экзотический фрукт. Каждое значение стоит рассмотреть более подробно.

Карамболь в бильярде

Карамболь в своем первом значении - разновидность бильярда. Одновременно это слово означает удар в этой игре, когда биток или шар, по которому бьют, последовательно ударяется в 2 прицельных шара.

В карамболе используется стол без луз с грифельной плитой в основе, покрытый сукном. Играют в карамболь полимерными шарами диаметром около 61 мм. Комплект включает полностью белый биток, белый биток с красными или черными точками и красный прицельный шар. Иногда вместо второго типа шаров берут однотонные желтые. Прицельный шар должен стоять на задней отметке, первый биток - на передней. Второй биток устанавливается на переднюю линию. Задача бьющего - выполнить удар так, чтобы его биток сначала ударил красный шар.

Карамболь может быть различных видов: однобортным и трехбортным, когда нужно выиграть соперника по очкам, кадре 47/1 или зонным, кадре 74/2, с фишками и артистический. В карамболях кадре стол делят на зоны с определеннымми сторонами в зависимости от названия. Шары должны покидать свои зоны, которые ограничиваются тонкими линиями или метками. Для игры в карамболь с фишками нужны деревянные кегли, которые стоят в середине стола. Их нужно сбивать для получения максимума очков. В последнем виде карамболя важна строгая последовательность соприкасания шаров при каждом ударе.

Карамболь в танцах

Карамболем обозначают столкновение пар в танцах, нампример, во время выполнения фигур в вальсе. Считать карамболь танцем - ошибка, хотя с таким определением можно встретиться из-за песни в исполнении М.Шуфутинского. Возможно, это значение связано с бильярдным термином, где карамболь, кроме разновидности бильярда, означает удар шаров друг о друга. Когда танцевальные пары сталкиваются из-за неверного исполнения фигур, зрительно можно наблюдать похожий эффект.

Переносное значение

Карамболем называют неприятное, щекотливое положение. Обычно этот термин имеет отношение к каким-то скандалам и выяснениям отношений. Противостояние людей, спор, ссора, возможно, даже потасовка - все это называли карамболем 200-300 лет назад. Дворяне могли назвать так и дуэль. В переносном же значении карамболь иногда обозначает весьма неожиданный поступок, форс-мажор или затруднительное положение.

Растение

Карамбола или карамболь - вечнозеленое индийское дерево, которое также растет на Шри-Ланке, в Индонезии, странах Южной и Юго-Восточной Азии, Бразилии, Гане, Гвиане, Французской Полинезии, США и Израиле. Дерево может достигать 5 метров в высоту. Желтые плоды карамболя называют тропическими звездами, так как в разрезе они имеют пятиконечную форму. Это сочные, хрустящие, сладкие или кисло-сладкие фрукты, богатые витамином С. Карамболу используют как для украшений десертов и напитков, так и в пищу.

Читайте также: