Беседа откуда хлеб пришел на стол

Обновлено: 18.04.2024

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно» . Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.

Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.

Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают

Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!

Конспект беседы «Откуда хлеб к нам пришел на стол»

- закрепить знания старых названий: рушник, жито, каравай, серп, щедрая, изобильная, агроном, пахарь и т. д.

- воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание интереса к труду людей, выращивающих хлеб.

- беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок;

- рассматривание колосьев, посевы овса, пшеницы;

- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К. Паустовского "Теплый хлеб", К. Д. Ушинского "Как рубашка в поле выросла".

Материал к занятию: дидактическая игра "От зернышка до булочки", колосья, всходы пшеницы, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, каравай.

Ход занятия:

Дети заходят, здороваются.

Воспитатель: - Ребята, сегодня нас пригласили в путешествие, а куда, отгадайте загадку:

Оно шумит и колосится,

Там растет лишь рожь, пшеница. (поле)

В. : - Ребята, а что растет в поле? (ответы детей)

Мы вырастили дружно

И теперь их с поля

Убирать нам нужно.

Колоски вы те срывайте,

На вопросы отвечайте.

В. : - Ну что, ребята, справимся с заданиями!

(дети подходят, срывают 1 колос, читают сами)

Отгадайте загадку: Меня бьют, режут, ворочают,

А я всё терплю и добром плачу (ответы детей) (земля)

В. : - Да, ребята, глубоки у нас моря,

Широки у нас поля,

Щедрая наша земля.

В. : - Ребята, почему называют "щедрая" земля?

(ответы детей обобщаю)

В. : - Какое самое главное богатство на земле? (хлеб)

(срывают следующий колос, читают)

"Вы знаете, откуда хлеб пришел на стол?"

В. : - Давайте расскажем, откуда к нам хлеб на стол пришел?

(выходят дети рассказывать)

1 ребенок: За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2 реб. : На широкие долины

Вышли новые машины,

Глянь в раскрытое окно,

Сеют сеялки зерно.

3 реб. : Сколько в это зернышко

Знает только солнышко,

4 реб. : Посеяли хлеб хлеборобы весной,

Согрелся и стал золотистой стеной,

И слышит страна, за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

5 реб. : Сколько рук его растило

И трудилось на земле,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Физминутка "Мы зернышки"

В землю зернышко попало,

Прорастать на солнце стало,

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал,

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

(дети садятся на стульчики)

В. : - Да, ребята, тяжелый труд у хлеборобов. Давайте теперь с помощью стрелочек покажем, как же все-таки и откуда хлеб пришел на стол. (на столе лежат картинки, дети отвечают на вопросы и ставят картинку со стрелочкой)

В. : - Что происходит весной в поле? (ответы детей)

Дети: - Выходят в поле трактора и пашут землю. Затем въезжают трактора с сеялками и сеют зерно. Появляются всходы пшеницы, ржи. Наступают жаркие дни, созревает пшеница, нужно убирать жатву. В поле выходят комбайны и грузовики.

В. : - Для чего грузовики? куда они везут зерно? (на элеватор)

В. : - Что делают с зерном на элеваторе? (сушат, очищают, хранят) (ответы детей)

Д: - Приезжают машины и везут зерно на мукомольный завод, там зерно мелят и получают муку.

Д:- С мукомольного завода муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб.

Д:- С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.

(Дети ставят картинки в последовательности)

В. : - Да, ребята, огромный путь прошел хлеб, прежде чем попасть на стол. Какие хлебобулочные изделия мы покупаем, назовите.

Проводится дидактическая игра "Мы покупаем в магазине. "

Дети срывают следующий колос, читают сами: "Соберите картинку и узнаете, кто кем работает"

Проводится игра "Кто кем работает"

У нас комбайн - на комбайне работает комбайнер и т. д.

Проводится физминутка "А мы пашенку пахали"

А мы пашенку пахали, в поле борозды копали,

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем,

В землю теплую уйдите, к солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,

Мы жито жали, на межу клали,

В поле - стогами, на стол - пирогами.

Дети срывают последний колос, читают: "Как выращивали хлеб в старину"

В. : - Какой хлеб пекли к празднику? (каравай) (ответы детей)

В. : - Мы говорили, что земля щедрая, а ведь русский человек тоже щедрый и хлебосольный. На Руси гостей встречали хлебом с солью. На каких праздниках? (ответы детей) (на свадьбах)

В. : - Как это делали, покажите гостям.

(Выходят девочки и несут на рушнике каравай)

1 девочка: На Руси гостей встречают

Пышным, круглым караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

2 девочка: С караваем соль подносят

Поклонясь, отведать просят,

Чтобы добрый гость и друг

Принимал хлеб, соль из рук.

(Девочки кланяются перед гостями)

В. : - Много песен, пословиц знает русский народ. А вы знаете? Назовите. (дети называют пословицы о хлебе)

В. : - Когда хлеб был дороже золота? (в годы ВОВ)

В. : - Как к хлебу относиться нужно? (бережно)

В. : - Да, ребята, без хлеба - нет жизни. Чтобы вырасти хлеб, нужно много трудиться, нужна доброта, дружба, мир. (Раздаю сердечки)

В. : - А что бы вы пожелали всем людям?

- Всем людям желаем мира на земле!

- Никогда не ссориться!

- Чтобы всегда был хлеб!

- Чтобы у всех детей были родители!

Исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришел?» 1. Пояснительная записка. Дети с раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность-это «желание знать». У детей имеется тяготение.

Конспект занятия в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел» Как хлеб на стол пришел. Жилкина Юлия Владимировна Группа: подготовительная. Тема: «Как хлеб на стол пришел.» Образовательная область: познавательное.

Конспект НОД «Как хлеб на стол пришел» Толстова Светлана Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №24» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект логопедического занятия «Откуда хлеб пришел?» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?» Занятие 1. Коррекционно-образовательные.

Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» Конспект НОД по познавательному развитию старший дошкольный возраст Тема: ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ? Организационный момент: Дети входят в зал.

Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (подготовительная группа) Конспект НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел» (Подготовительная группа) Задачи: • обобщать и систематизировать знания детей.

Конспект занятия «Откуда к нам хлеб пришел?» Конспект занятия «Откуда к нам хлеб пришел?» Журавлёва И. В. Программное содержание: Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу; Познакомить.

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Как хлеб к нам на стол пришел» «Как хлеб к нам на стол пришел» Цель: формирование у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащать знания о хлебе и его.

Конспект занятия по экологии «Откуда хлеб пришел» в старшей группе Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей, знаний о ценности хлеба. Задачи: 1. Расширить знания у детей о значении.

Конспект занятия в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел» Занятие в подготовительной группе: «Как хлеб на стол пришел». Цели: Дать представление детям, о том, что люди многих профессий задействованы.

Беседа "Откуда хлеб пришёл?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей , растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.

Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.

Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.

Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.

Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.

Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.

И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.

Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер.

Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.

Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….

Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.

Беседа «Откуда хлеб пришёл» (старшая группа)

Беседа «Откуда хлеб пришёл».

(старшая группа)

Воспитатель: Кузнецова В. С.

-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;

Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Ход беседы:

И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.

Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.

Хлеб получается из зернышек. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

Пословицы по теме «Хлеб» :

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).

— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).

— Хлеб – батюшка, вода – матушка.

— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

— Хлеб да соль, и обед пошел.

— Будет хлеб — будет и песня.

— Рожь поспела — берись за дело.

— Много снега — много хлеба.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Рассказ о том, почему хлеб надо беречь?

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы к детям:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? ( Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

В печи закаляют.

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,

Всем на загляденье.

Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила,

В нем – Чудесное тепло.

Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Потянулось к солнышку. (Потянулись)

С ветерком оно играет, (Руки вверх)

Ветерок его качает, (Прогнулись)

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! (Наклоны туловища, присели)

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти)

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. (Наклоны в сторону)

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков (Прыжки до пяти).

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Откуда хлеб пришёл?» Цель: формирование представления детей о процессе.

Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?»

Исследовательская деятельность «Откуда хлеб пришёл?» На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Конспект по развитию речи «Откуда хлеб пришёл» ТЕМА: Откуда хлеб пришел НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание,.

Логопедический проект «Откуда хлеб пришёл?» Актуальность. Тема хлеба никогда не теряет своей актуальности. Хлебу отведено главное место на столе у людей и в будни, и в праздники. Хлеб.

Презентация к познавательно-исследовательской деятельности «Откуда свет пришёл» Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. Говоря о познавательно- исследовательской деятельности мы имеем в виду активность.

Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл к нам на стол?» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: 1. Сформировать.

НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы «Откуда хлеб на стол пришёл?» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа) " Откуда хлеб пришел?"Цель: Знакомить детей с процессом получения хлеба, развивать связную речь, пополнять словарный запас, продолжать сохранять.

Занятие по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» (старшая группа) Хлеб - всему голова Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных.

Занятие «Откуда хлеб пришёл?» ТЕМА: «Откуда хлеб пришёл» 1. Сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда хлеб к нам на стол пришел»

Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.

1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны.

2. Расширить представления о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.

3. Закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди.

4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.

5. Развивать речь детей, обогащать активный словарь.

1. Рассмаривание иллюстраций и картин о хлебе, труд земледельцев, хлеборобов.

Ход НОД

Педагог читает стихотворение Я. Акимова “Хлеб”.

«Пашут каждую весну

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.»

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение? Откуда же берется хлеб?

С приходом осени на полях собирают зерновые культуры.

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки.

А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука?

Из чего ее получают? (Ответы детей)

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.

Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.

Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Послушайте пословицы о труде земледельцев.

«Труд земледельцев велик и почетен».

«Труд человека кормит, а лень портит».

Педагог: Ребята, какие вы знаете зерновые культуры?

Ответы детей, рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы.

Педагог: Чем похожи рожь и пшеница? (Это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают хлеб). Чем они отличаются друг от друга? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи, зерна пшеницы крупнее, а ржи длиннее; из ржи получают темную муку, поэтому из нее пекут черный хлеб- ржаной).

Показать детям отличие и сходство пшеничного и ржаного хлеба.

Педагог: Ребята, так, где же сеют хлеб?

Отгадайте загадки «Не море, а волнуется?», «В долг зерно возьмет, каравай вернет» (Поле)

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой. «Золотой дождик»

«По земле сырой, не жесткой,

Там,где тракторы прошли.

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались как дождик

Точно дождик золотой.»

Педагог: Ребята какие виды пшеницы вы знаете? (Яровая и озимая.)

Вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Педагог: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Ребята это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

-Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Педагог: Ребята, как раньше собирали урожай? (Рассматривание иллюстраций)Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Педагог: Скажите, как сейчас собирают урожай?

Дети: Людям помогают машины.

Педагог: Ребята посмотрите на картину «Уборка урожая»-комбайн срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы пшеничное зерно.

Физкульминутка «Трактора»

Тара – тара – та – ра – ра

(шагают на месте топающим шагом)

Будем землю пахать,

(имитируют работу плуга)

Будем рожь засевать,

(делают разбрасывающие движения руками как будто сеют)

Будем рожь молотить,

(руки кулачках вращаем перед грудью)

Малых деток кормить

(имитируют качание младенца)

Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Педагог: Растениям так же необходима поливка. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ”

Ребята, кто работает на комбайне?

Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Физкульминутка «Мельница»

За работу жернова,

Зёрна перетрём сперва.

Повторить 2 раза.

Делаем вращательные движения:

руки в стороны на уровне плеч,

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай

кулачками пред грудью.

Крепче трём зерну бока,

ладонь о ладонь, перед собой.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Педагог Ребята, хотите превратиться в пекарей? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, приготовила вам волшебное тесто,из которого приготовим баранки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску, соединяем края и придаем нужную нам форму. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.

«Замесим тесто»

Мы печём оладушки.

А тесту в миске тесно.

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой

Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой На прошедшей тематической недели «Космос»,уже было положено начало дистанционной работы с родителями. Итоги нас порадовали! Следующая тематическая.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел»

Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел» 16 октября отмечается Всемирный день Хлеба. Хлеб. что может быть важнее! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших,.

НОД с элементами лепки с детьми подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел». Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Совершенствовать.

Читайте также: