Ария свеча горела на столе

Обновлено: 15.05.2024

Бывает такое, услышишь композицию и она никак не идет из головы. Чаще всего это легко прилипающие мотивы, избавиться от которых очень трудно. Но бывает и наоборот, «липнет» прекрасная композиция, более того романс, поражая своей глубиной и болью, и вроде бы не раз ее слышал, а все равно цепляет за живое, вызывая разнообразные эмоции и переосмысление. Так неделю нахожусь под очередным впечатлением от композиции «Свеча горела. ». Так недавно на шоу Голос от Виктора Кириллова, на тот момент подопечного наставницы Пелагеи, прозвучала очередная прекрасная версия не менее прекрасной композиции на стихи Пастернака «Зимняя ночь».

Все ее знают как песню Аллы Борисовны «Свеча горела на столе», да что там для большинства, именно исполнение Пугачевой служит своего рода эталоном звучания, поэтому этот вариант я и не стала брать в подборку, отдавая предпочтение чуть менее известным.

Стоит отметить, что песня в исполнении Пугачевой стала настолько популярной, что помимо А.Б. многие старались выразить свое виденье не только в правильности звучания поэтических строк, но и в музыке. Это и Нани Брегвадзе и Валерий Леонтьев, Александр Градский, Людмила Соколова и др. Но мне хочется отметить те, что запомнились ярче всех и даже заняли свое место в «копилке» часто переслушиваемых. Да и вдруг кому помогу открыть новое, ведь приятно не только слушать хорошую музыку, но и помогать ее найти.

Так что, то как песня прозвучала от Виктора на шоу Голос, произвело неизгладимое впечатление и думаю понравилось не только мне. Мощно, ярко, по-своему отличительно и запоминающеся. Цепляет надолго и заставляет переслушивать повторно. Вообще на протяжении всех этапов Виктор только радовал, не просто стабильно проходя, но и каждый раз удивляя своим умением найти нужную волну и сделать песню своей. Но увы, Виктор дальше не прошел, выбыв на этапе четвертьфинала. Но он определенно надолго запомнится и харизмой, и манерой исполнения, и конечно, интересным тембром. И также запомнится эта необычная самобытная трактовка. Жаль, что не увидим Виктора дальше, он определенно достоин не только полуфинала, но и финала.

И еще одна из вариаций принадлежит участнице шоу и даже победительнице, - Дине Гариповой. Вероятно то, что Дина вошла в подборку, учитывая ее «волшебный» голос никого не удивит, но вот то, что она исполнила «Свечу», удивить может. Дина почти не исполняет эту песню и очень жаль, весьма сильная и интересная по вокалу версия у нее получилась.

Как осторожно, даже бережно она начинает и как эмоционально, но без надрыва передает заложенный печальный смысл. А Голос так и льется, даже на высоких нотах, получается без крика. Как мы знаем, в исполнении романсов Дина настоящая мастерица. Умеет вывернуть душу буквально парой фраз и причем не только своим вокалом, но и продуманными эмоциональными акцентами. Так что и этот романс получился «своим» проникновенным и непохожим на других, со своей душевностью

А вот как раз исполнение Николая Носкова стало сюрпризом, за что огромная благодарность читателям за подсказку. Была удивлена, что Николай пел этот романс, точнее удивлена, что это событие прошло мимо, поскольку как правило за вариацию Николая можно не беспокоиться. Если за композицию берется Носков, значит будет особенно выразительно, с глубиной, новым звучанием и своим драматическим посылом. Так и получилось в итоге, не просто спел, а прожил каждую строчку. В результате, особая красота, смысл, который каждый сам для себя найдет и пронзительность до мурашек.

Ну и напоследок, совершенно очаровательная версия от своего рода королевы романса Ирины Сказиной, которую люблю давно и безмерно. До мурашек трогательное исполнение поэзии Пастернака. Хрустальный голос, идеальная гармоничность музыки и эмоционально прочувствованного раскрытия глубины поэтических строк.

И если у Носкова определенно надрыв и драма, то у версии Ирины больше лиричности и душевности. Знаете, мне даже кажется, кто услышит эту версию, позабыть больше не сможет. Настолько изумительно нежно, мягко, невесомо даже, душе одновременно и грустно, и тепло, уютно.

Конечно каждому будет близка своя вариация. Что самое интересное, сколько версий, столько восхищения, ведь каждая из них хороша по-своему и, что самое важное, каждая дарит свои эмоции и смысл: грусть, печаль и даже умиротворение

"Свеча горела на столе" Пастернака| 4 исполнителя которые подарили композиции новое звучание и смысл

«Свеча горела…» — какая версия лучше? 8 разных песен на одни и те же стихи

«Зимняя ночь» Бориса Пастернака — одно из самых узнаваемых произведений русской поэзии. И этому стихотворению в прошлом месяце исполнилось 75 лет!

Точная дата написания — под вопросом, самый ранний черновик датирован декабрём 1946 года. По воспоминаниям спутницы Пастернака Ольги Ивинской, декабрьским вечером они ехали в гости к пианистке Марии Юдиной на читку глав из романа «Доктор Живаго», но из-за метели не могли найти нужный дом, пока не увидели в его окне огонь свечи. А утром поэт сказал Ивинской, что написал стихотворение «Зимняя ночь». Правда, автор биографии поэта Е.Пастернак утверждал, что вечер у Юдиной состоялся 6 февраля 1947 года, когда «Зимняя ночь» уже была готова. Впрочем, это не так уж и важно, главное, что стихи получились потрясающие!

«Зимняя ночь» впервые была опубликована в 1958 году, в Милане — как часть романа «Доктор Живаго» (за десять лет до этого стихотворение напечатали в сборнике «Избранное», но под влиянием Союза писателей весь тираж был уничтожен). В этом романе «Зимняя ночь» — центральное стихотворение из всего, что написал главный герой, Юрий Живаго, а горящая свеча — символ произведения. И даже сам роман мог называться «Свеча горела» — Пастернак обдумывал этот вариант…

За 75 лет «Зимнюю ночь» неоднократно превращали в песню, причём стили исполнения были довольно разными. Песни окончательно закрепили «культовость» стихотворения. Вот их мы и будем рассматривать в данной публикации.

Александр Градский

Вариант Александра Градского — самый необычный, из разряда «не для всех». Музыку к «Зимней ночи» он написал в 1978 году, и поначалу исполнял песню под гитару. Несколькими годами позже Градский включил её в альбом «Флейта и рояль. Вокальная сюита на стихи В.Маяковского и Б.Пастернака» (записан в 1983, выпущен в 1988).

Нани Брегвадзе

Оскар Фельцман, известнейший советский композитор («Огромное небо», «За полчаса до весны» и ещё множество популярных песен) написал свой вариант музыки специально под Нани Брегвадзе. Позже певица рассказала любопытную историю о своём первоначальном восприятии этого стихотворения.

Я не всегда в полной мере понимала то, о чём пою. Вот, например, Оскар Фельцман написал для меня музыку на стихи Пастернака «Свеча горела», а я не поняла их. Думала, что подразумевается что-то политическое. Только с возрастом и опытом осознала, что это же . кс.

Алла Иошпе и Стахан Рахимов

Александр Подболотов

Честно признаюсь, что Александра Подболотова я ранее не слышал. Во время работы над этой публикацией при изучении комментариев мне неоднократно попадались рекомендации обратить внимание и на его версию, что я и сделал. Тенор у Подколотова очень красивый, сама песня получилась в цыганском стиле.

Ирина Сказина

Украинская певица Ирина Сказина российскому слушателю мало знакома. Но её песню «Свеча горела» (музыка Игоря Печерского), записанную в 90-е годы, стоит послушать! На мой взгляд, который я никому не навязываю, у Сказиной — самое лучшее исполнение. Именно так я и чувствую строки этого стихотворения.

Конечно же, восприятие — дело личное, и только сам автор мог бы сказать, какая версия ему больше нравится. Может, он вообще не хотел бы превращать эти стихи в песню…

Николай Носков

У Николая Носкова — тоже очень удачный вариант. Музыку написал А.Бальчев, песня вошла в альбом «Дышу тишиной» (2000).
Пожалуй, у Сказиной лучшая женская версия, а у Носкова — лучшая мужская. Мелодии у них имеют некоторое сходство. Но Николай вкладывает «Зимнюю ночь» более глубокий смысл. Здесь уже не просто лирика, здесь стихи воспринимаются не отдельно, а как часть романа, и чувствуется драма как Юрия Живаго, так и самого Пастернака.

Алла Пугачёва

Самый знаменитый вариант — конечно же, у Аллы Борисовны Пугачёвой. Её «Свеча горела» вошла в альбом «Речной трамвайчик» (2001) и активно ротировалась на радио и ТВ.
Что касается музыки, написанной самой Пугачёвой, то сама мелодия вышла красивая — композиторский дар у Аллы Борисовны, безусловно, есть. По поводу исполнения… Каждый чувствует стихи по-своему, видимо, Примадонна посчитала, что таинственность и интим «Зимней ночи» лучше всего передать переходом на крик и дикими завываниями в финале…

Александр Градский о песне Пугачёвой неоднократно довольно резко высказывался:

Однажды я сказал, что Алла Пугачева сделала глупость, спев песню «Свеча» на стихи Пастернака. Я спел ее за 20 лет до нее, эта вещь была для меня находкой. У нее же получился какой-то кабацкий вариант. Я сказал, что это глупость.
А в Интернете написали, что Градский назвал Пугачеву дурой. Она обиделась ужасно… Вот и не знаешь, чем наше слово отзовется. Говорят, сейчас Леонтьев тоже спел эту песню. Слава Богу, я не слышал! А то и с Валерой поссорился бы.

Валерий Леонтьев

Не знаю, послушал ли всё-таки Градский версию Валерия Леонтьева (музыка В.Евзерова). Если бы ознакомился, оценку бы, наверное, дал ещё более резкую.
Да простят меня поклонники Леонтьева, но эта версия — самая неудачная из всех, которые я слышал. На мой личный взгляд, дискотечный ритм никак не вяжется с этими стихами, музыка примитивная. Зачем убрали первую строчку «Мело, мело по всей земле, во все пределы»?

И редакторы телеверсии концерта, с которого представлена следующая видеозапись, тоже показали своё «бережное» отношение к классике, обозначив автора ПОстернак. Наверное, решили, что фамилия произошла от слова «постер»…

Я перечислил самые известные версии — их на самом деле больше.
А какие нравятся вам?

Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе): Стих

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Б. Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом. В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь». Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа. Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»). Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.

Читайте также: