Анри фантен латур угол стола

Обновлено: 17.05.2024

Анри Фантен-Латур (фр. Henri Fantin-Latour; 14 января 1836, Гренобль — 25 августа 1904, Буре ) - французский живописец и литограф, известный своими натюрмортами и групповыми портретами художников и музыкантов.

Особенности творчества художника Анри Фантен-Латура: Мастерски писал цветочные натюрморты, его кисти принадлежат примерно 800 полотен. Благодаря дружбе с Уистлером, нашел в Англии свою публику и покупателей для картин. Во Франции больше известен как художник-портретист. Дружил со многими импрессионистами, хотя сам он работал в реалистической манере.

Анри Фантен-Латур родился в семье портретиста Жана-Теодора Фантен-Латура и Елены Найденовой, русской по происхождению - из города Орел. В 1841 семья переехала из Гренобля в Париж, глава семейства надеялся, что в столице продажа картин будет более успешной.

Отец рано заметил талант сына и стал его первым учителем - учеба заключалась в копировании гравюр и литографий. В 15 лет в Париже Анри поступил в художественную школу Лекока де Буабодрана с новаторскими методами обучения: ученики выходили на улицу, а потом по памяти рисовали все, что видели.

Лувр в творческой и личной жизни Фантен-Латура

Лувр для художника был особенным местом. В 16 лет Анри Фантен-Латур пришел копировать картины и был очарован музеем. Он говорил: «Лувр! Лувр! Только Лувр! Чем больше вы будете копировать, тем лучше» . Репродукции старых мастеров - Тициана, Веронезе и Ван Дейка - стали частью обучения и приносили постоянный доход в течении 12 лет. Даже квартиру Анри выбрал рядом с Лувром на улице Искусств, дом 8. Фантен-Латур жил в ней 30 лет, почти ежедневно навещая любимый музей.

В 1866 в Лувре художник познакомился с Викторией Дюбург - художницей, пианисткой и будущей женой. Застенчивый Анри на самом деле уже был «главой» семьи - после смерти матери в 1858 он заботился о больном отце и сестре Натали, которую пожизненно поместили в больницу для душевнобольных Шаратон. Они поженятся только через 10 лет, после смерти отца, и этот брак станет счастливым союзом единомышленников.

Свой среди чужих

Фантен-Латура трудно отнести к какому-либо художественному течению. Он не называл себя реалистом, как Курбе, учеником которого он был. С импрессионистами его связывала больше дружба и идейное родство, чем живописная практика. Он наблюдал за художественными течениями XIX века, не присоединяясь ни к одному из них. На картинах Фантен-Латура «Портрет Альфонса Легро», «Стул у окна» можно заметить эксперименты со стилем: крупные нерастушеванные мазки, эмоциональность, живость портрета - это явное влияние импрессионистов.

Портреты людей, портреты цветов и абсолютная живопись

Его картины были популярны в Англии. Благодаря Уистлеру и художнику-любителю Эдвину Эдвардсу, цветочные натюрморты Фантен-Латура раскупали, как горячие пирожки, и художнику постоянно поступали новые заказы. Во Франции же он известен как портретист - его сдержанные реалистичные картины и групповые изображения художников и музыкантов тепло принимала публика.

Несмотря на признание, художник мечтал о новом жанре, об абсолютной живописи, совершенно противоположной реализму, которая не имеет «ничего общего с жизнью». Он назвал свои экспериментальные композиции «воображаемые сюжеты» (1, 2, 3). Это картины с фантастическими и мифологическими сценами, на которых фигуры обнажены или одеты в пеструю одежду, с нечеткими контрастами света и тени, иногда элементы на полотне буквально растворяются и трудно различить, что рисовал живописец в своем воображении и на полотне.

Часто это картины по сюжетам музыкальных произведений (1, 2) - художник был страстным поклонником музыки. Он назвал Вагнера, Шумана, Берлиоза, Брамса «композиторами будущего» и вдохновлялся их музыкой: «Если бы был музыкантом - писал бы как они, но увы»

В последние годы жизни Фантен-Латур уделял большое внимание литографии, которой он заинтересовался еще в 1862 году. Тогда его произведения посчитали слишком революционными, и работу в этом жанре художник возобновил за несколько лет до своей смерти в 1904.

LiveInternetLiveInternet

Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно

Эти забавные зверушки 22:14 02.06.2009 Фотографий: 7 Всяко-разно 23:04 07.05.2009 Фотографий: 3

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

"Угол стола" Фантен-Латура

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 53 - КАК ФАНТЕН-ЛАТУР ОСТАВИЛ ДЛЯ ИСТОРИИ ПОРТРЕТЫ СВОИХ СОВРЕМЕННИКОВ. ГЛАВА 4.)

3. «Угол стола»
(Le Coin de table)
1872 г.

Henri Fantin-Latour Coin de table 1872 г.

Следующий групповой портрет был написан два года спустя. Называется картина «Угол стола» и изображает поэтов, драматургов и журналистов, собравшихся в кафе в годовщину смерти поэта Шарля Пьера Бодлера ( Charles Pierre Baudelaire, 9 апреля 1821 — 31 августа 1867). Практически все герои картины были объединены участием в альманахе «Современный Парнас» (издатель Альфонс Лемер), первый выпуск которого состоялся в марте 1866 года, поэтому их часто называют в литературе «парнасцами».


На переднем плане сидящими изображены (слева направо):

- Поль Мари Верлен (Paul Marie Verlaine, 1844—1896) — французский поэт, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма.

Gustave Courbet Portrait of Paul Verlaine 1866 г.

Верлен родился в семье капитана инженерных войск, и все детство провел в переездах, связанных с гарнизонной службой отца. В 1851 году семья поселяется в парижском предместье Батиньоль.
В 1858 Верлен начинает писать стихи, посылает Виктору Гюго стихотворение «Смерть».
В 1862 году Верлен получает степень бакалавра словесности (с отличием по латыни), записывается в Школу права и занимается арифметикой, надеясь сдать экзамен в Министерство финансов. В 1870 году Верлен вступает добровольцем в Национальную гвардию. После падения Коммуны, опасаясь доносов, уезжает к родственникам в Фанпу. В этом же году Верлен получает письмо от Рембо со стихами и просьбой о поддержке. Он приглашает Рембо в Париж и оплачивает ему дорогу. Верлен и Рембо принимают участие в собраниях литературных кружков «Дрянные мальчишки» и «Чертыхатели», пьянствуют, их дружба перерастает, как они выражаются, в «жестокую страсть», которая продолжалась почти пять лет.
Последующая биография поэта – это и пьянство, и судимость, развод с женой, потеря приемного сына и одновременно гениальные стихи.
В 1886 году после смерти матери и суда с женой Верлен остается без средств к существованию.
Последние годы Верлен кочевал из больницы в больницу, жил в отелях с проститутками, по приглашению литераторов ездил с лекциями в Голландию и Англию, и при этом активно печатался.
В 1894 году Верлен был избран «принцем поэтов» вместо скончавшегося Шарля Леконт де Лиля.
8 января 1896 года Верлен умирает от воспаления легких.

- Артюр (Жан Николя) Рембо ( Jean Nicolas Arthur Rimbaud,1854—1891) — французский поэт, один из основоположников символизма, представитель группы «прóклятых поэтов».

Félix Valloton Portrait of Arthur Rimbaud 1898 г.

В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится с Верленом и на некоторое время становится его интимным другом. Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осужден на 2 года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше, перестает писать и путешествует по миру. В Египте, Эфиопии и Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием. В феврале 1891 года Рембо возвращается во Францию, где ему ампутируют ногу из-за раковой опухоли. Рембо умирает в госпитале Марселя 10 ноября 1891 года.

- Леон Валаде (Leon Valade, 1841-1883) – французский поэт, зарисовывал в стихах сцены парижской жизни, писал отличные триолеты, переводил Гейне.

Памятник Леону Валаде

- Эрнест де Эрвилль (Ernest d'Hervilly, 26 мая 1839 - 18 ноября 1911) - журналист, писатель, поэт и драматург, большой друг Виктора Гюго.

Ernest d'Hervilly 1903 г.

- Шарль Камиль Пелльтан (Charles Camille Pelletan, 28 июня 1846 – 1915) – французский политический деятель и журналист, сын писателя Эжена Пелльтана.

Photo of Charles Camille Pelletan 1900-е

Камиль состоял в левом крыле Республиканской, радикальной и радикально-социалистической партии, созданной в 1902 году. Камилль учился в Национальной школе Шарт, где получил специальность «архивист-палеограф». В возрасте двадцати лет он стал активным журналистом, критикуя правительство. В 1881 году он был избран депутатом округа Париж, в 1885 году - департамента Буш-дю-Рон. С 1912 по 1915 г. Пелльтан был избран сенатором в Буш-дю-Рон.

На заднем плане стоят (тоже слева направо):

- Элзеар Бонье - Ортолан (Elzéar Bonnier-Ortolan, 1849 - 1916) - французский поэт и драматург, известен под именем Пьер Эльзеар.

Pierre Elzéar (репродукция с титульного листа книги поэта)

В юности с помощью Жана Экара перевел «Фауста». В 1872 году одно из его стихотворений было включено в литературный альманах, посвященный памяти Теофиля Готье. Получив образование, Пьер стал адвокатом, продолжал писать, в частности, пьесы для театра, а в 1898 году основал два литературных журнала в Тунисе.
Историки считают, что это имя было бы забыто, если бы он не позировал в 1872 году для картины Фантен-Латура.

- Эмиль Блемон (Emile Blémont, 17 июля 1839 - 1 февраля 1927) - французский поэт и драматург.

Frédéric-Auguste Cazals Portrait of Emile Blemont 1895 г.

- Жан Франсуа Виктор Экар (Jean François Victor Aicard, 4 февраля 1848 - 13 мая 1921) - французский поэт, драматург и романист.

Félix Régamey Jean Aicard, sketch. 1878 г.

Родился в Тулоне. Его отец Жан Экар был журналистом, поэтому сын рано начал свою карьеру, в 1867 году он стал печататься, в 1870 году написал одноактную пьесу для театра в Марселе. В 1909 году Экар был избран членом Французской академии.

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 53 - КАК ФАНТЕН-ЛАТУР ОСТАВИЛ ДЛЯ ИСТОРИИ ПОРТРЕТЫ СВОИХ СОВРЕМЕННИКОВ. ГЛАВА 4.)

Рембо и Верлен: два поэта, отношения между которыми очень точно назвали "полным затмением"

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - о двух знаменитых французских поэтах, Артюре Рембо и Поле Верлене, отношения между которыми, длившиеся всего один год, сильно повлияли на жизнь обоих.

Оба поэта обладали огромным талантом, их тянуло друг к другу, притом Рембо играл в этой паре доминирующую роль, а Верлен следовал за ним. Есть замечательный фильм Агнешки Холланд "Полное затмение", где прекрасно показаны их сложные отношения. Рембо там играет Леонардо Ди Каприо, а Верлена Дэвид Тьюлис. Название фильма очень точно характеризует то, что было между этими двумя поэтами.

На картине Анри Фантен-Латура оба поэта изображены рядом. Вообще эта картина, которая называется "Угол стола", показывает компанию французских писателей и поэтов. У Фантен-Латура подобных коллективных портретов его друзей из среды литературной и художественной богемы несколько.

Рембо сидит, отвернувшись от всей компании и с задумчиво-нежным видом смотрит вдаль. Верлен серьезен, как-то отрешен, его взор обращен тоже куда-то в пространство. Не зря оба поэта находятся рядом - между ними тогда были волнующие отношения.

Поль Верлен был старше Артюра Рембо на 10 лет и на момент их знакомства был уже известным поэтом. Его талант высоко оценил Виктор Гюго - признанный мэтр французской литературы. Жизнь Верлена шла спокойно и достойно. Он вращался в литературном кругу, писал, работал в мэрии Парижа, встретил девушку, женился. В общем, жизнь человека среднего достатка, без особых эксцессов. Когда произошла Парижская Коммуна, Верлен поддержал восставших, поэтому его оставили в мэрии, где он стал руководить бюро по печати.

Когда Коммуна потерпела поражение, Верлен сумел спастись от репрессий, уехав в провинцию к тестю и пересидев там опасное время. Потом он вернулся в Париж и продолжил свою обычную жизнь. К тому времени у него родился сын.

И вот в этот момент в размеренное существование уважаемого поэта ворвался неистовый юноша с отвратительным характером, болезненной психикой и невыразимо пленительным талантом. Артюр Рембо рос в провинции, отец бросил семью, а мать была очень строгой и авторитарной женщиной. В результате мальчик стал, что называется, трудным подростком.

Он сбегал из дома и вообще вел себя как настоящий хулиган. Никаких условностей для него не существовало. При этом Артюр писал стихи, в которых явно сверкал его талант. Из всех современных ему поэтов мальчик признавал только Поля Верлена, поэтому именно ему написал письмо и прислал свои стихи, чтобы узнать его мнение. Артюру тогда было 17 лет.

Верлен, прочитав опусы юного поэта, был сражен ими в самое сердце. Талант Рембо он признал выше своего, это его заставляло, с одной стороны, страдать, с другой - радоваться, что есть во Франции поэт гениального уровня. Обуреваемый такими сложными чувствами, он встретился с Артюром воочию.

Увидев юношу, Поль Верлен моментально попал под его личностное влияние. У Рембо было сильное обаяние, которое часто присуще умным и талантливым негодяям. Невзирая на молодость, он уже давно вкусил запретные плоды порока, поэтому легко и просто схрумкал робкого законопослушного Верлена, тот не успел даже охнуть, как оказался в психологическом подчинении у своего юного друга.

В семье Верлена начались скандалы. Всю свою любовь и страсть Верлен обратил на Рембо. Они почти не расставались и вели разгульный образ жизни. С женой Поль договорился о временном разводе (типа отдохнуть друг от друга) и уехал с Артюром в путешествие. Финансировал этот вояж, конечно, Верлен.

Скандальные слухи о похождениях мужа дошли до мадам Верлен, и она подала на окончательный развод. Поскольку Поль уже не работал, деньги ему давала мать, но она отказала в этом. узнав подробности отношений сына с молодым человеком. Между Полем и Артуром начались выяснения отношений, закончившиеся весьма драматично - Верлен прострелил Рембо руку. За это он сел на два года, полностью опустошенный, опозоренный, потерявший смысл жизни.

Рембо потом продолжал много ездить, писал стихи, а потом заболел и умер. Ему было 37 лет. Верлен всю оставшуюся жизнь не мог избавиться от любовной зависимости. Он опускался все ниже, но талант его не тускнел. Когда он умер в нищете, в пьяном угаре, его хоронила огромная толпа поклонников его поэзии.

Анри Фантен-Латур: зигзаги его удивительного творчества

Есть же удивительные художники, творчество которых демонстрирует поразительное разнообразие тем и стилей! Возьмем того же Анри Фантен-Латура. Люди, знакомые с живописью немного глубже, чем рисование усов портрету Пушкина в школьном учебнике, знают его в основном как автора красивых натюрмортов, показывающих цветы и фрукты.

Несомненно, эти натюрморты написаны с большим мастерством. Не зря Фантен-Латур родился в семье художника, учился у своего отца и уже в юном возрасте не вылезал из Лувра, где делала копии шедевров. А ведь это лучшая школа для живописца.

Очень изящная картина с названием "Угол стола". Она выглядит как фрагмент большого полотна, а на самом деле является отдельным законченным произведением. Но вообще мотив этой картины использован в другой, которая тоже называется "Угол стола", но там изображен групповой портрет знаменитых французских писателей и поэтов, включая скандальную пару - Верлен и Рембо.

Поразительно мастерство в передаче фактуры, материала!

Анри Фантен-Латур родился в 1836 году, то есть его самые продуктивные годы пришлись на то время, когда во Франции развивался импрессионизм. Художник был знаком со всеми знаменитыми представителями этого направления, дружил с Эдуардом Мане, Густавом Курбе, но в искусстве пошел своим путем. Он не стал импрессионистом, хотя использовал некоторые идеи и приемы этого стиля.

Его "Урок рисования" - пример близости Фантен-Латура к импрессионистскому искусству. Мы видим девушек, занимающихся рисованием. Это один момент повседневной жизни, остановленный художником. В живописном отношении чувствуется влияние Мане.

Итак, Анри Фантен-Латур - прекрасный натюрмортист и мастер изображения жизненных сцен в стиле импрессионизма? Отнюдь и не только.

Он вдруг обращается к мифологии и пишет обнаженных женщин в образе наяд или иных мифологических персонажей. В Салоне, где художник начал выставляться с 1863 года, его работы пользовались успехом, их охотно покупали. Кстати, когда он попытался представить свои картины в Салон четырьмя годами ранее, их не приняли, посчитав недостаточно мастеровитыми для такой престижной выставки.

Обратите внимание, как меняется стиль письма в тех картинах, где дан мифологический сюжет.

И не скажешь, что это писал тот же художник, что и абсолютно четкие и реалистические портреты современников. Тела обнаженных моделей размыты, они как бы растворяются в воздухе, сливаясь с фоном, что создает ощущение зыбкости. Но именно портреты принесли ему славу + натюрморты.

Фантен-Латур некоторое время жил в Англии, где прославился именно как портретист. Его умение абсолютно точно передать сходство и выразить характер изображенных людей очень ценилось.

Знаменитые групповые портреты Фантен-Латура - тому подтверждение. Он писал своих друзей и знакомых, собрав их в своих картинах в одном месте. Но все же между изображенными чувствуется какое-то отчуждение, никто не смотрит друг на друга, каждый сам по себе. Думаю, художник намеренно сделал так, чтобы подчеркнуть ту мысль, что каждый творец - отдельная Вселенная.

Посмотрев на эти картины, видишь, как разнообразен был стиль Анри Фантен-Латура. Так что это не только про цветочки.

Подписывайтесь на мой канал и жмите на "поделиться". Я пишу о том, что меня так или иначе удивило.

Читайте также: