А по утрам на столе как всегда

Обновлено: 05.05.2024

1) В русском языке есть существительные общего рода (их около 200). Они могут употребляться как в значении женского, так и в значении мужского рода: плакса, задира, умница, молодчина, жадина, сирота, обжора, запевала, соня, ябеда, растяпа. Например: Он такой умница. Она такая умница.

2) Существительные мужского рода, обозначающие лиц по роду деятельности или профессии (педагог, врач, доктор, учитель, адвокат, судья, прокурор, инженер, банкир, менеджер, предприниматель, лауреат, режиссёр и т. д.) согласуются с прилагательными в форме мужского рода, а с глаголами в форме мужского или женского рода (в зависимости от принадлежности лица к мужскому или женскому полу). Например: Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. Опытный адвокат Иванов выиграл процесс.

3) Несклоняемые названия предметов, неодушевлённые существительные–это по преимуществу слова среднего рода:кафе, какао, эскимо, жюри, пианино, фойе, кино, такси, метро. Но есть среди несклоняемых неодушевлённых существительных и слова других родов:авеню – ж.р. (широкаяулица, обсаженная деревьями), салями – ж.р. (твёрдая, копчёная колбаса), кольраби – ж.р.(капуста), хинди – м.р. (один из индийских языков).

· Мужской или женский род у неодушевлённых несклоняемых существительных появляется под влиянием рода слова, обозначающего более общее понятие.

4) Несклоняемые географические названия, а также некоторые другие имена собственные (например, названия газет) имеют род, соответствующий роду существительного, обозначающего более общее понятие: Тбилиси, Чикаго (города, м.р.), Янцзы, Миссисипи (реки, ж.р.), «Юманите», «Таймс» (иностранные газеты, ж.р.).

5) Сложносокращённые слова имеют род главного слова: СНГ – СодружествоНезависимых Государств, ср. р.

● практика

Словарь

дизайнер модельер кассир бухгалтер лауреат забияка неряха умница капризуля финский салями авеню хинди заморский кольраби МХАТ (Московский художественный академический театр) ТЮЗ (Театр юного зрителя) УДН (Университет дружбы народов) АЭС (Атомная электростанция) Гоби «Юманите» Перу эсперанто Сочи Сухуми

Упражнение 1. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления наименования лиц. Исправьте предложения.

1) Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2) Кассирша опять долго отсутствовала. 3) Главная бухгалтер закончила работу. 4) Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6) Выступила лауреатка второй премии из Японии.

Упражнение 2. Определите род выделенных существительных и согласуйте с ними в роде прилагательные, местоимения.

1) Этот малыш – ужасн… забияка.

Эта малышка – ужасн… забияка.

2) Нельзя быть девочке так… неряхой.

Нельзя быть мальчику так… неряхой.

3) Сережа – больш… умница.

Наташа больш… умница.

4) Ваш сын – ужасн… капризуля.

Ваша дочь – ужасн… капризуля.

Упражнение 3. Определите род несклоняемых существительных. Свой выбор обоснуйте.

1) А по утрам на столе, как всегда, появлял. сь(ся) тоненьк… финск… салями. 2) Широк… авеню в тот час, когда машины не создают пробок, привлекал… множество водителей. 3) Хинди официально принят… в Индии. 4) Бледно-зелён… заморск… кольраби – особый вид капусты.

Упражнение 4. Употребите в прошедшем времени глаголы, данные в скобках. Обозначьте род аббревиатур.

1) ТОГУ (объявить) набор студентов. 2) МХАТ (поставить) пьесу Чехова. 3) ТЮЗ (открыть) новый театральный сезон. 4) УДН (собрать) в своих аудиториях студентов из разных стран. 5) АЭС (дать) электрический ток. 6) Гоби (раскинуться) в Монголии.

▲теория

Информация 2

Употребление падежных форм существительных

1) Некоторые существительные мужского рода в родительном падеже един­ственного числа наряду с окончанием –а(-я) имеют окончание –у (-ю):производство сыра –кусок сыру,посевы чая – стакан чаю.

Окончание –у (-ю)характерно для существительных, обозначающих ве­щество при указании на часть этого вещества: сбор винограда –килограмм винограду.Если при существительном стоит определение, то обычно употребляется форма на –а, -я: килограмм чёрного винограда.

Окончание –у (-ю)характерно также для собирательных существительных неопределённого множества: много народу.

2) В предложном падеже единственного числа имён существительных воз­можны окончания –у(ю) или –е.

Варианты с окончанием на –ураспространены лишь в сочетании с пред­логом ви напри обозначении места, реже – состояния или времени дей­ствия: в шкафу, на берегу, в жару, в цвету, в году.

Лишь немногие слова допускают свободное варьирование окончания –еи –у:отпуск,грунт, холод, цех, чай и др. Эти варианты различаются в ос­новном сферой применения. Варианты на –еупотребляются в письменной речи: в отпуске, в грунте, на холоде, в цехе, в чае. Варианты на –у имеют разговорную или просторечную окраску: в отпуску, в грунту, на холоду, в цеху, в чаю.




табак зажигалка навалило снега виртуальный присказка пряники сковорода горячий цех золотистые чаинки стальной круг горячий бред астрономический год китовый жир

Упражнение 5. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажи­те возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.

1) Стакан ча… . Выпить ча… 2) Ложка сахар… . Производство сахар…. 3) Много народ… . История народ… . 4) Банка лак… . Изготовление лак… .

Упражнение 6. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

1) Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. 2) Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… 3) Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград… 4) За ночь навалило снег…, так что не пройти к дому.

Упражнение 7. Определите, чем отличаются вариантные формы предложного падежа имени существительного на –у(ю)и на –е. Дайте стилистическую характеристику этих форм.

1) Златая цепь на дубе том. (А. П.) 2) Новая книга поэта Андрея Вознесенского называется «На виртуальном ветру». 3) У Юриной бабушки была присказка: «Бой в Крыму, всё в дыму, ничего не видно». 4) Эти пряники готовятся на мёде(меду). 5) В сковороде с особым покрытием не нужно жарить пищу на жиру (жире). 6) В мёде(меду) содержится много витаминов. 7) Каждый год в августе все преподаватели в отпуске(отпуску) 8) Он работал всю жизнь в горячем цехе(цеху). 9) В чае (чаю) плавало несколько золотистых чаинок.
10) Серёжа простудился, потому что долго простоял на ветре (ветру).

Упражнение 8. Сопоставьте словосочетания и назовите смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.

В прямом угле – в тёмном углу; в двадцатом веке – на своём веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячем бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в «Русском лесе» – в тёмном лесу; в «Вишнёвом саде» – в нашем саду.

Информация 3

Употребление форм числа существительных

Многие существительные имеют вариантные нормы в употреблении форм числа. Например, существуют варианты окончаний родительного па­дежа множественного числа существительных мужского рода. С нулевым окончанием употребляются обычно следующие существительные:

– названия лиц по принадлежности к национальным группам: болгар, гру­зин;

– названия парных предметов, предметов, состоящих из нескольких час­тей: ботинок, брюк, погон;

– существительные, употребляемые только во множественном числе: кани­кул, потёмок, сумерек.

Окончание -ов имеют:

– названия многих народов: греков, монголов;

– названия овощей, фруктов: ананасов, бананов, лимонов, томатов;

– названия отвлечённых понятий: комментариев, критериев.

Некоторые слова имеют вариантные формы. С нулевым окончанием эти слова употребляются в основном в устной речи (грамм, килограмм, апель­син); с окончанием –ов – в письменной (граммов, килограммов, апельсинов).

узкий разрез глаз округа рельсы (Род. п. мн. ч. – рельсов) кетчуп чулки (Род. п. мн. ч. – чулок) носки (Род. п. мн. ч. – носков) макароны (Род. п. мн. ч. – макарон) мандарины (Род. п. мн. ч. – мандаринов) лимоны (Род. п. мн. ч. – лимонов) апельсины (Род. п. мн. ч. – апельсинов) баклажаны (Род. п. мн. ч. – баклажанов) джинсы (Род. п. мн. ч. – джинсов) консервы (Род. п. мн. ч. – консервов)

Упражнение 9. Выберите форму родительного падежа множественного числа имени существительных.

1) (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо. 2) Взвод (солдаты) маршировал на плацу. 3) Топот солдатских (сапоги) раздавался по всей округе. 4) От сильного удара поезд сошёл с (рельсы).
5) Для приготовления кетчупа надо много первосортных (помидоры). 6) На складе магазина огромный запас (чулки) и (носки).

Упражнение 10. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже множественного числа.

1) Он всех принимал одинаково радушно: (русские), (грузины), (англичане). 2) Сейчас трудно даже себе представить, что было такое время, когда не было (джинсы) и женских (сапоги). 3) Без (комментарии) этот текст непонятен. 4) На всех не хватило одной баночки рыбных (консервы). 5) Возможно, (критерии) истины не существует.

Информация 4




Нормы употребления рода существительных

А по утрам на столе как всегда

Один день Ивана Денисовича

В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.

Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.

И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.

Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет, и своему пополнению, привезенному с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:

– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.

Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.

Всегда Шухов по подъёму вставал, а сегодня не встал. Ещё с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь сон чудилось – то вроде совсем заболел, то отходил маленько. Всё не хотелось, чтобы утро.

Но утро пришло своим чередом.

Да и где тут угреешься – на окне наледи намётано, и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку – здоровый барак! – паутинка белая. Иней.

Шухов не вставал. Он лежал на верху вагонки, с головой накрывшись одеялом и бушлатом, а в телогрейку, в один подвёрнутый рукав, сунув обе ступни вместе. Он не видел, но по звукам всё понимал, что делалось в бараке и в их бригадном углу. Вот, тяжело ступая по коридору, дневальные понесли одну из восьмиведерных параш. Считается инвалид, лёгкая работа, а ну-ка поди вынеси, не пролья! Вот в 75-й бригаде хлопнули об пол связку валенок из сушилки. А вот – и в нашей (и наша была сегодня очередь валенки сушить). Бригадир и помбригадир обуваются молча, а вагонка их скрипит. Помбригадир сейчас в хлеборезку пойдёт, а бригадир – в штабной барак, к нарядчикам.

Да не просто к нарядчикам, как каждый день ходит, – Шухов вспомнил: сегодня судьба решается – хотят их 104-ю бригаду фугануть со строительства мастерских на новый объект «Соцгородок». А Соцгородок тот – поле голое, в увалах снежных, и, прежде чем что там делать, надо ямы копать, столбы ставить и колючую проволоку от себя самих натягивать – чтоб не убежать. А потом строить.

Там, верное дело, месяц погреться негде будет – ни конурки. И костра не разведёшь – чем топить? Вкалывай на совесть – одно спасение.

Бригадир озабочен, уладить идёт. Какую-нибудь другую бригаду, нерасторопную, заместо себя туда толкануть. Конечно, с пустыми руками не договоришься. Полкило сала старшему нарядчику понести. А то и килограмм.

Испыток не убыток, не попробовать ли в санчасти косануть, от работы на денёк освободиться? Ну прямо всё тело разнимает.

И ещё – кто из надзирателей сегодня дежурит?

Дежурит – вспомнил – Полтора Ивана, худой да долгий сержант черноокий. Первый раз глянешь – прямо страшно, а узнали его – из всех дежурняков покладистей: ни в карцер не сажает, ни к начальнику режима не таскает. Так что полежать можно, аж пока в столовую девятый барак.

Вагонка затряслась и закачалась. Вставали сразу двое: наверху – сосед Шухова баптист Алёшка, а внизу – Буйновский, капитан второго ранга бывший, кавторанг.

Старики дневальные, вынеся обе параши, забранились, кому идти за кипятком. Бранились привязчиво, как бабы. Электросварщик из 20-й бригады рявкнул:

– Эй, фитили!– и запустил в них валенком. – Помирю!

Валенок глухо стукнулся об столб. Замолчали.

В соседней бригаде чуть буркотел помбригадир:

– Василь Фёдорыч! В продстоле передёрнули, гады: было девятисоток четыре, а стало три только. Кому ж недодать?

Он тихо это сказал, но уж конечно вся та бригада слышала и затаилась: от кого-то вечером кусочек отрежут.

А Шухов лежал и лежал на спрессовавшихся опилках своего матрасика. Хотя бы уж одна сторона брала – или забило бы в ознобе, или ломота прошла. А ни то ни сё.

Пока баптист шептал молитвы, с ветерка вернулся Буйновский и объявил никому, но как бы злорадно:

– Ну, держись, краснофлотцы! Тридцать градусов верных!

И Шухов решился – идти в санчасть.

И тут же чья-то имеющая власть рука сдёрнула с него телогрейку и одеяло. Шухов скинул бушлат с лица, приподнялся. Под ним, равняясь головой с верхней нарой вагонки, стоял худой Татарин.

Значит, дежурил не в очередь он и прокрался тихо.

– Ще-восемьсот пятьдесят четыре! – прочёл Татарин с белой латки на спине чёрного бушлата. – Трое суток кондея с выводом!

И едва только раздался его особый сдавленный голос, как во всём полутёмном бараке, где лампочка горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек, сразу заворочались и стали поспешно одеваться все, кто ещё не встал.

– За что, гражданин начальник? – придавая своему голосу больше жалости, чем испытывал, спросил Шухов.

С выводом на работу – это ещё полкарцера, и горячее дадут, и задумываться некогда. Полный карцер – это когда без вывода.

– По подъёму не встал? Пошли в комендатуру, – пояснил Татарин лениво, потому что и ему, и Шухову, и всем было понятно, за что кондей.

На безволосом мятом лице Татарина ничего не выражалось. Он обернулся, ища второго кого бы, но все уже, кто в полутьме, кто под лампочкой, на первом этаже вагонок и на втором, проталкивали ноги в чёрные ватные брюки с номерами на левом колене или, уже одетые, запахивались и спешили к выходу – переждать Татарина на дворе.

Если б Шухову дали карцер за что другое, где б он заслужил, – не так бы было обидно. То и обидно было, что всегда он вставал из первых. Но отпроситься у Татарина было нельзя, он знал. И, продолжая отпрашиваться просто для порядка, Шухов, как был в ватных брюках, не снятых на ночь (повыше левого колена их тоже был пришит затасканный, погрязневший лоскут, и на нём выведен чёрной, уже поблекшей краской номер Щ-854), надел телогрейку (на ней таких номера было два – на груди один и один на спине), выбрал свои валенки из кучи на полу, шапку надел (с таким же лоскутом и номером спереди) и вышел вслед за Татарином.

Вся 104-я бригада видела, как уводили Шухова, но никто слова не сказал: ни к чему, да и что скажешь? Бригадир бы мог маленько вступиться, да уж его не было. И Шухов тоже никому ни слова не сказал, Татарина не стал дразнить. Приберегут завтрак, догадаются.

Так и вышли вдвоём.

Мороз был со мглой, прихватывающей дыхание. Два больших прожектора били по зоне наперекрест с дальних угловых вышек. Светили фонари зоны и внутренние фонари. Так много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды.

Скрипя валенками по снегу, быстро пробегали зэки по своим делам – кто в уборную, кто в каптёрку, иной – на склад посылок, тот крупу сдавать на индивидуальную кухню. У всех у них голова ушла в плечи, бушлаты запахнуты, и всем им холодно не так от мороза, как от думки, что и день целый на этом морозе пробыть.

А Татарин в своей старой шинели с замусленными голубыми петлицами шёл ровно, и мороз как будто совсем его не брал.

«Я не любил ее…» — этот стих должен прочитать каждый мужчина

Отношения — довольно сложная штука… Чтобы обрести счастье, нам так мало надо, лишь любимый человек рядом. Но почему мы не ценим эти минуты и отдаляемся из-за мелочей, которые не стоят потраченного времени.

И только потеряв любимого, мы понимаем, что родственную душу больше не найти…

Стихотворение Александра Гортовина прекрасно демонстрирует всю суть современных отношений, когда хочется успеть все, но платить приходится любимыми…

Я не любил её, мне просто было в кайф,
Когда она сопела мирно рядом,
Читала фэнтези и слушала свой Чайф
И провожала по утрам влюбленным взглядом.

Я не любил её, мне было хорошо —
Ни одиночества с ней не было, ни скуки.
Мне было по фигу их сколько там ещё,
Но мне не нравились на ней чужие руки.

Я не любил её, но помнил всё о ней:
Любимые цветы и тон помады,
Всех тараканов в голове и всех друзей.
Зачем-то мне всё это было надо.

Я не любил её и никогда не врал,
Я тормозил её — малыш, всё несерьёзно.
Рассказывал, когда и с кем я спал,
Но сам боялся на щеках увидеть слёзы.

Я не любил её, меня манила страсть,
Когда шептала: «Хочешь, рядом буду?»
Да, я боялся сдаться и пропасть,
Когда скользили ниже её губы.

Я не любил её, но слушал её пульс,
Пытался отогреть её ладони.
Когда она теряла верный курс,
Я возвращал её настойчивым: «Родная…»

Я не любил её, мне нравился в ней шарм,
Улыбка и тату на пояснице.
В попытках отыскать, где мой журавль,
Я называл её «моя синица».

Я не любил её, но позволял не всё,
Душе израненной моей была приютом…
Во сне шептал так часто имя не её…
Но все же шел порой одним маршрутом,

Я не любил её, но помнил наизусть
Все цифры номера и те шальные строчки,
Что посвящала, чтобы спрятать грусть,
Чтоб мы чуть дольше подбирались к «точке».

Я не любил её, но не давал уйти…
Нет, не держал, а приглашал остаться,
Я делал больно, но твердил «прости»,
Так, сотни раз заставив сомневаться…

Я не любил её, но закрывал глаза,
Когда губами вновь касалась кожи…
И в том момент, когда текла слеза…
Не мог похожей скрыть в ладонях дрожи,

Я не любил её, но возвращался сам
И снова пристально следил за взглядом,
Не верил призрачным её мечтам…
Но забывал все прошлое с нею рядом…

Я не любил её, но как-то раз признал,
Что в этом мире не найду похожей…
Что лишь по запаху парфюма вспоминал,
Что ей не быть в судьбе моей «прохожей»

Я был всех ближе… крепче обнимал…
Но никогда ей не устраивал «допроса»,
Я так настойчиво и нежно целовал…
«Я не любил её», а дальше знак вопроса.

Я не любил её, но улыбался ей.
Смеялся от души когда она шутила.
Я шептал ей :»Просто мне поверь.»
«Я доверяю»,- она мне говорила

Я не любил ее, она меня любила..
Приходила, раздевалась, отдавалась.
И долго мне о чем-то говорила.
Одевалась, уходила. Снова возвращалась

Я не любил её, она казалась странной.
Как-то наигранно, а может быть смеясь
Она была не той, хотя желанной…
Вставала с постели, мило улыбаясь.

Я не любил её, хотя уже не важно.
Она пришла, я, может быть и ждал
Я вел себя с ней как-то эпатажно,
Она вся была чиста как идеал.

Я не любил её, но подолгу ее ждал,
И даже никогда не видел ее слез.
Не Знаю почему, но её я ревновал.
У нас с ней всё было не всерьез

Я не любил её и ей не увлекался,
И не любить ее я толком не умел..
Не Знаю почему, может боялся,
А может быть я просто не хотел..

Я не любил ее, она меня любила.
Она словно надо мною издевалась,
Как будто на столе что-то забыла…
Так же легко все время возвращалась,

Я не любил её, когда она пришла.
Я и не понял, что тогда случилось —
Однажды утром она взяла и вдруг ушла,
Так же внезапно, как и появилась.

5 случаев, когда запятая перед «как» не нужна. И 5 случаев, когда всё-таки нужна

Перед союзом «как» нужна запятая. Кажется, об этом знают более-менее все. А вот о том, что запятая нужна далеко не всегда, — из головы пропадает. Напоминаем, когда запятым перед «как» место, а когда лучше воздержаться (первое запомнить проще).

Когда запятую надо ставить


Правильно: Хочу быть таким же сильным, как папа

Первая подсказка, которая говорит нам о том, что оборот с союзом «как» нужно немедленно обособить, это указательные слова: «так… как», «такой… как», «тот… как» и «столь… как». Если они встречаются в основной части предложения, значит, впереди ставим запятую: «Хочу быть таким же сильным, как папа» (ну или как Халк!), «Делай так, как сказал учитель».


Правильно: Мы, как обычно, проведём лето на даче

Всегда выделяются запятыми конструкции, близкие к вводным (или прямо-таки вводные): «как правило», «как один», «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как например», «как следствие», «как обычно», а ещё конструкции «не кто иной, как…» и «не что иное, как…». И, как всегда, примеры: «Это был не кто иной, как наш сосед по даче», «Запятая, как правило, ставится».


Правильно: Физику, как и химию, реже всего сдают на ЕГЭ

Третий сигнал, кричащий нам о наличии запятой, это оборот с союзом «как и…». Если вы его видите — ставьте запятую и даже не думайте. Часто в этот же оборот входят указательные слова: «Игра так же формирует личность, как и знания», «Гугл, как и мы, может ошибаться». Но с нашими подсказками ошибиться почти невозможно.


Правильно: «Мел» советует, как провести лето с пользой

Ещё одно правило (простое!), которое мы рассмотрим, — это запятая перед союзом «как» в сложноподчинённых предложениях. Запятая ставится, если «как» присоединяет придаточное предложение: «Эксперты рассказывают, как не забыть английский за лето», «Я помню, как получил первую двойку».


Правильно: Её глаза были прекрасны, как донья океанов

Пример, который перекочевал из другого выпуска грамотности про множественное число. Из него очень уж хорошо видно, какие обороты мы можем считать сравнительными и как их нужно выделять на письме (подсказка — запятыми). «Восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи», «Я люблю полежать на диване, как Обломов, и подумать».

Когда запятую НЕ надо ставить


Правильно: Аня может поступить в вуз без ЕГЭ как победитель Всероса

Переходим к сложному. И сразу расскажем о самых (!) распространённых ошибках. Не нужно ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве». Проблема в том, как это «в качестве» отличить от, допустим, сравнительного оборота. Никак. Только внимательно вчитываться в предложение и пытаться понять, есть ли здесь сравнение или нет. «Аня поступает без ЕГЭ как („в качестве“) победителя Всероса».

Теперь внимание. Если в предложении улавливается значение «причины», то есть из одной части можно составить вопрос, а из другой ответ, — оборот с «как» обособляется. Главное, не спутать его со значением «в качестве». Для этого задаём вопрос. Почему Аня может поступить в вуз без ЕГЭ? — Потому что победитель Всероссийской олимпиады школьников (сокращённо Всерос).


Правильно: Дождь льёт как из ведра

Привет фразеологизмам и устойчивым сочетаниям (у нас тест такой был). Запятая не ставится, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. То есть если убрать этот оборот, предложение теряет смысл. Сюда же относятся сравнительные обороты, ставшие со временем устойчивыми выражениями: бледна как смерть, принять как должное, льёт как из ведра, всё как по маслу, чувствовать себя как дома, голодный как собака и так далее. Конечно, все фразеологические выражения знать нельзя, поэтому не стыдно заглянуть в словарь (или в Гугл).


Правильно: Нам нужно сдать работу как можно быстрее

Верим, что вы не запутаетесь в разных словах-подсказках. Не поддавайтесь уговорам на запятую в сочетаниях «как ни в чём не бывало», «почти как», «вроде как», «как можно», «точь-в-точь как» и просто при наличии отрицательной частицы. «Она рассуждала совсем как взрослая», «Я постаралась приехать как можно раньше», «У них всё не как у людей».


Правильно: Школа как лучшее время жизни (но это не точно)

Правило младших классов. Перед подлежащим и сказуемым запятой не место, допускается лишь тире или вообще ничего. «Жизнь как чудо», «Школа как лучшее время жизни (но это не точно)», «Озеро как зеркало» и другие не менее красивые метафоры.


Правильно: Порхай как бабочка, жаль как пчела

Девиз боксёра Мохаммеда Али, который идеально подходит под наше правило. Оборот с союзом «как» не обособляется, если он выступает в роли обстоятельства образа действия, которое надо отличить от сравнения (опять). Для проверки можно заменить творительным падежом существительного или наречием (порхай бабочкой, жаль пчелой) или задать к обстоятельству вопрос. Вот ещё пример: в школе японский нам преподавали как факультатив. Преподавали как? — Факультативно.

Читайте также: