Возгорания в вытяжном шкафу

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.017-80 «ССБТ. Пожаровзрывоопасность нефтепродуктов и химических органических продуктов. Номенклатура показателей» все вещества принято делить на негорючие, трудногорючие и горючие. В Типовых перечнях негорючих веществ примерно 60%, остальные же или сами при обычных условиях хорошо горят, или активно поддерживают горение.

1/5 упомянутых в Типовых перечнях реактивов и материалов органического происхождения. Они, кроме того, физиологически активны и оказывают воздействие на организм в капельножидком и парообразном виде.

Во время подготовки опытов по химии и при хранении веществ следует учитывать, что в результате контакта некоторых реактивов возможно воспламенение. Например, смесь концентрированной серной кислоты с перманганатом калия может послужить причиной загорания этилового и других спиртов, а также диэтилового эфира, уксусной кислоты и ацетона. Эти и другие органические вещества из Типовых перечней относятся к легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ) или горючим жидкостям (ГЖ) и являются огнеопасными веществами.

Легковоспламеняющимися могут быть и твердые вещества, которые при определенных обстоятельствах способны без предварительного подогрева возгораться при кратковременном воздействии источника зажигания с низкой энергией (от пламени спички, искры, накаленного электропровода и пр.).

Наиболее важными показателями, по которым судят о способности жидкостей к горению, являются температура вспышки и температура воспламенения. Их определяют по ГОСТ 12.1.021-80 «ССБТ. Пожарная безопасность. Методы определения температуры вспышки в открытом тигле и температуры воспламенения». Так, первый из этих параметров представляет собой температуру жидкости (в °С), при которой над ее поверхностью образуются пары, способные в смеси с воздухом вспыхивать при поднесении источника зажигания. Дальнейшего самостоятельного горения при этом, однако, не происходит: новая паровоздушная система просто не успевает образоваться из-за недостаточной скорости испарения сравнительно холодной жидкости. Если температуру повышать, то воспламенение горючей системы приведет к возникновению устойчивого пламени. Измерив степень нагретости ЛВЖ и ГЖ в этот момент, можно определить температуру воспламенения. Обычно второй показатель превышает первый на 10-20 °С.

Температура вспышки - общепринятый критерий классификации ЛВЖ по ГОСТ 12.1.004-76 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Различают три категории ЛВЖ:

I разряд - особо опасные ЛВЖ с температурой вспышки -18 °С и ниже (ацетон, авиационный бензин Б-70, диэтиловый эфир). Характерной особенностью этих веществ является высокое давление насыщенных паров при температуре даже ниже нуля. В жаркую погоду внутри сосудов давление повышается, и это увеличивает возможность взрыва.

II разряд - постоянно опасные ЛВЖ с температурой вспышки -17 °С - +23°С (бензол,толуол,этиловый спирт, этилацетат и др.). Пары этих веществ образуют с воздухом взрывчатые смеси преимущественно при комнатной температуре.

III разряд - опасные при повышенной температуре воздуха ЛВЖ с температурой вспышки +23°С - +61°С (бытовой растворитель уайт-спирит, керосин, скипидар и др.). Горючие системы на основе паров этих жидкостей могут образоваться только при нагревании. Но и при комнатной температуре не исключено воспламенение жидкостей данного разряда от источника повышенной энергии (короткого замыкания электропроводки, искр электросварки и даже окурка, температура светящейся части которого достигает 600-700 °С).

Жидкости с температурой вспышки выше +61°С принято называть горючими (ГЖ). К их числу относятся сырая нефть, дизельное топливо, водные растворы формалина.

При организации эксперимента в химических лабораториях институтов и кабинетах химии школ принимают во внимание в первую очередь пожарную опасность ЛВЖ. Поэтому запрещается концентрировать работы с использованием этих веществ в одном месте лаборатории, чтобы ЛВЖ не скапливались в значительных объемах. Приказом руководителя учебного заведения оговаривается максимальный объем ЛВЖ, хранящихся в данном помещении (рис. 10). Как правило, он не превышает суточной потребности в них. Когда же намечается проведение лабораторного практикума или исследовательских работ, требующих повышенного расхода, следует предусмотреть дополнительные меры безопасности, согласованные с пожарной охраной.

Знак - Запрещается пользоваться открытым огнем

Лабораторный эксперимент с ЛВЖ необходимо проводить в вытяжном шкафу или в аппаратуре, обеспечивающей аспирацию или адсорбцию выделяющихся паров. При выполнении работ в школьном кабинете химии полумикрометодом допускается использование ЛВЖ на рабочих местах, если общий объем реактивов II или III разрядов не превышает 50 мл. ЛВЖ в этом случае выдают только на время проведения эксперимента. ЛВЖ I разряда можно пользоваться только в помещении, где полностью исключено применение открытого огня и других возможных источников воспламенения.

Таблица - Допустимые предельные объемы ЛВЖ в одной расфасовке, разрешенные к хранению в химической лаборатории

Нагревание и перегонка ЛВЖ относятся к наиболее пожароопасным лабораторным операциям. В этом случае обязательны следующие правила:

1. Нагревание сосудов с ЛВЖ и ГЖ вести только на закрытых колбонагревателях с плавной регулировкой силы тока или использовать предварительно нагретые на удалении не менее 3 м от места работы водяные бани.

2. Перед работой с ЛВЖ (особенно I и II разрядов) проверяют наличие и подготавливают первичные средства пожаротушения.

3. Если объем ЛВЖ превышает 250 мл, под колбонагреватель ставят металлический противень вместимостью не менее 1 л или оставляют в бане столько места, чтобы там, кроме теплоносителя, поместилась ЛВЖ в случае разрушения сосуда.

4. Перегонку ЛВЖ, в частности I разряда, заканчивают, когда в колбе остается не менее 1/4 первоначально взятого объема. Если выпарить ЛВЖ досуха, в сосуд обязательно проникнет воздух (подпор паров прекратится) и внутри возникнет взрывоопасная газовоздушная система.

Ящик для хранения ЛВЖ в учебных помещениях

5. Лабораторные установки, в которых проводилось нагревание ЛВЖ и ГЖ, разбирают только после остывания всего оборудования до комнатной температуры.

Об уборке пролитых ЛВЖ рассказывается на странице 87. Заметим здесь, что после засыпки ЛВЖ адсорбентом выключают все работающие газовые горелки, а помещение обесточивают извне (в этом случае дуга размыкания неопасна). Если разлилось более 3 л ЛВЖ, открытый огонь перекрывают и в соседних комнатах.

ЛВЖ и ГЖ в стеклянной посуде хранят в специальных металлических ящиках с крышками (рис. 11), стенки которых изнутри выстилают асбестом, на дно насыпают песок слоем 10-15 мм или укладывают лист асбеста. Чтобы в ящике не создалась взрывоопасная концентрация паров, в крышке делают 5-6 отверстий диаметром 5-10 мм. Ящик снаружи окрашивают светлой краской, на крыше и стенках его изображают знак 1.1 или 2.1. ГОСТ 12.4.026-76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности» (рис. 12). В помещении ящик располагают вдали от нагревательных приборов и радиаторов отопления, а рядом - средства пожаротушения. На внутренней стенке крышки перечисляют хранящиеся ЛВЖ и разрешенные приказом по организации их максимальные объемы.

Знак - Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества

Посуду для ЛВЖ применяют только толстостенную. Полимерные материалы при длительном хранении в них ЛВЖ теряют эластичность и прочность. Склянки закрывают корковыми или легко вынимающимися притертыми пробками, чтобы дать выход образующимся при повышении температуры парам. В настоящее время налажен выпуск специальных сосудов для ЛВЖ и ГЖ с предохранительными колпачками на горловинах.

Особого внимания требует серный (диэтиловый) эфир, так как под действием света в нем образуются пероксиды, вызывающие самовоспламенение. Хранят вещество отдельно, лучше всего в холодильнике, в посуде из темного стекла, или покрывают обычную склянку черной масляной краской. В школе эфир хранят вместе с ЛВЖ.

Срок хранения эфира - до одного года. Однако им можно пользоваться и по истечении этого периода, если предварительно провести проверку на наличие пероксидов. Для этого 20-30 мл эфира смешивают в делительной воронке с равным объемом водного раствора иодида калия (массовая доля вещества 7-10%), добавив в него немного раствора крахмала. Содержимое воронки встряхивают в течение 1 мин, удерживая ее горлышком вниз и открывая три-четыре раза кран, чтобы понизить давление паров эфира. Если в эфире содержатся пероксиды, после отстаивания и расслоения жидкостей образуется слой синего цвета. Эфир, содержащий пероксиды, или уничтожают вместе с отходами ЛВЖ, или отгоняют 3/4 его исходного объема. Перед использованием дистиллат снова проверяют на наличие пероксидов.

Отработанные ЛВЖ и ГЖ строго запрещается сливать в канализацию: скапливаясь в гидрозатворах под раковинами, они образуют взрывоопасные паровоздушные системы. Отходы ЛВЖ и ГЖ собирают в герметически закрывающуюся тару, например в стеклянные консервные банки вместимостью 0,5-3 л с полиэтиленовыми крышками. Один раз в неделю (или чаще) по мере наполнения сосуда отходы сжигают в специально отведенном месте.

На открытой площадке, не менее чем в 50 м от жилых зданий и построек (расположение участка согласуется с управлением пожарной охраны), вырывают яму глубиной 0,2 м и размерами 0,4X0,4 м. Грунт оставляют в виде вала по краям. В образовавшееся углубление устанавливают металлический или фарфоровый широкий сосуд вместимостью до 2 л, заливают не более 1,5 л отходов ЛВЖ, встают так, чтобы ветер дул в спину, зажигают жгут из бумаги и, когда он разгорится, бросают в сосуд. После того как пламя погаснет, сосуд вынимают, засыпают воронку землей, начиная с краев. Новые порции ЛВЖ сжигают на этом же месте не ранее чем через 3 ч, когда почва остынет.

Школьной программой предусмотрены опыты, связанные с использованием ЛВЖ и ГЖ: получение диэтилового эфира, горение бензола, крекинг керосина, горение спирта. При проведении опытов обязательно присутствует лаборант, проинструктированный учителем о действиях в случае пожара. Подобные наставления даются в повседневном (текущем) инструктаже. Первичные средства пожаротушения приводят в готовность, проверяют, нет ли поблизости сосудов с ЛВЖ или легкогорючих материалов. Если лаборант по каким-либо причинам не может присутствовать на уроке, учитель поручает одному или двум учащимся быть готовыми подать ему в случае необходимости накидку из огнезащищенной ткани, порошковый огнетушитель и т.д. Аналогичная работа проводится преподавателем института со студентами.

При демонстрации горения спирта или бензола в открытой чашечке сосуд с ЛВЖ после взятия необходимой порции убирают в ящик для хранения и только после этого выполняют опыт. Когда возникновение открытого пламени предусматривается ходом эксперимента, держат наготове асбестовый или промазанный силикатным клеем картонный кружок с ручкой, чтобы в любой момент, накрыв им чашечку с ЛВЖ, прекратить горение.

16.7. Возгорание в вытяжном шкафу

Интенсивный приток воздуха при работающей вентиляции способствует распространению пламени, поэтому, если загорание не удалось ликвидировать в первые несколько секунд и горение усиливается, следует отключить мотор вентилятора и закрыть шибер вентиляционного канала. К числу первоочередных мероприятий относятся:

подача сигнала голосом для привлечения помощи;

удаление всех способных воспламеняться материалов и в первую очередь ЛВЖ из зоны горения или, в случае возможности, удаление источника воспламенения;

обесточивание электросети внутри шкафа или отключение электроэнергии общим рубильником;

применение первичных средств огнетушения

Последовательность действий определяется здравым смыслом и зависит от конкретной ситуации.

Если в вытяжном шкафу проводились работы с токсичными летучими веществами, отключение вентиляции сопряжено с опасностью отравления участников ликвидации пожара. В таких случаях всем находящимся в помещении необходимо надеть противогазы.

16.8. Тушение горящих щелочных металлов

При выборе способа пожаротушения следует различать горение собственно щелочных металлов, горение водорода, выделяющегося в процессе взаимодействия металла с водой, и горение органического растворителя в присутствии щелочного металла. Наиболее опасно, когда загорается сам щелочной металл, хотя такие случаи происходят редко.

Тушение натрия, калия и сплава натрий-калий

Наилучшие результаты при тушении этих металлов достигаются путем использования огнетушителей, снаряженных порошками ПС-1 и ПС-2. Порошок должен полностью покрыть поверхность горящего металла.

Горение прекращается также при засыпании металлов мелким сухим кварцевым песком, кальцинированной содой, мелкой поваренной солью. Поваренная соль предпочтительнее песка, поскольку при высокой температуре натрий и калий могут реагировать с диоксидом кремния.

Рекомендуемый иногда в качестве средства пожаротушения порошкообразный графит пригоден для тушения горящего натрия, но не калия. При горении калия и сплава калий-натрий образуется надпероксид калия, реагирующий с графитом со взрывом. Непригодны для подавления горения натрия и калия порошковые огнетушители, заряженные составом ПСБ на основе бикарбоната натрия и составом СИ-2, содержащим тетрафтордибромэтан.

Натрий и калий можно тушить аргоном и азотом. Аргон эффективнее, поскольку существенно тяжелее воздуха.

Диоксид углерода непригоден для тушения натрия и калия, однако углекислотным огнетушителем можно успешно потушить горящий растворитель в присутствии натрия. Обычно натрий не воспламеняется, пока не выгорит весь растворитель, так как пары растворителя защищают металл от контакта с кислородом воздуха. Иногда этот эффект удается использовать при тушении горящего металла. Если на горящий в какой-либо емкости натрий вылить небольшое количество керосина, образовавшийся в результате очаг пламени можно полностью загасить с помошью углекислотного огнетушителя.

Щелочной металл считается потушенным только после полного остывания. Несгоревшие остатки металла тщательно собирают в толстостенный фарфоровый стакан и уничтожают обычным способом.

Вопросы по теории бжд

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства.

Потоки масс, энергии и информации, распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы-человека, флоры, фауны. Американский зоолог В. Шелфорд сформулировал закон толерантности: «лимитирующим фактором процветания популяции может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости организма к заданному фактору».

Толерантность – способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Зона оптимума с точкой комфорта и зоны допустимых значений фактора воздействия являются областью нормальной жизнедеятельности, а зоны с большими отклонениями-зонами угнетения. Пределы толерантности по фактору воздействия совпадают со значениями минимума и максимума фактора, за пределами которых существование организма невозможно. Внешние воздействия на организм вынуждают его в процессе эволюции вырабатывать защитные реакции. Принцип эволюции защитных свойств всех материальных объектов в направлении создания механизмов компенсации внешнего воздействия сформулировал Ле-Шателье: «Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности».

Жизнь организмов требует определенного сочетаний условий обитания. Если все условия благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни организма. В соответствии с законом Либиха выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.

Гибель организма происходит при значениях фактора воздействия, лежащие вне зоны толерантности, ее можно рассматривать как процесс распада организма на простые подсистемы. Изменяя потоки в среде обитания, можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек-среда обитания», а именно:

-комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

-допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного воздействия на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

-опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и приводят к деградации природной среды;

-чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других недопустимы для сохранения и развития природной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информаций. [1]

72. Особенности тушения некоторых типов пожаров и загораний (тушение одежды на человеке, возгорание в вытяжном шкафу)

Тушение одежды на человеке.

При воспламенении одежды очень важно действовать быстро, но не поддаваться панике. Нельзя совершать резких движений и бегать в горящей одежде- это усиливает горение. При воспламенении небольшого участка иногда удается сорвать горящую одежду и затем потушить ее на полу. Сбивание пламени руками может привести к дополнительным ожогам. Если огонь охватил большую часть одежды, необходимо повалить пострадавшего на пол, чтобы пламя не распространялось к голове, и немедленно применить огнетушащие средства. Вода наиболее эффективна при тушении загоревшейся одежды, при ее использовании уменьшается тяжесть ожогов. Другие средства огнетушения применяют только в тех случаях, когда вода по каким-либо причинам недоступна в данный момент. Допустимо использование воздушно-пенного и даже химического пенного огнетушителя. В последнем случае пену нельзя направлять на голову, а пострадавший должен закрыть глаза. При умелом применении весьма эффективны и порошковые огнетушители. Накрывание пострадавшего асбестовым одеялом, ватником и т.п. позволяет быстро тушить пламя, но приводит к прижиманию горящей или тлеющей одежды к коже и увеличивает тяжесть ожогов, особенно при горении синтетической одежды. Углекислотные огнетушители не предназначены для тушения горящей одежды, поскольку существует опасность обморожения незащищенной кожи. Однако в экстренных ситуациях, если других средств под рукой не оказалось, лица, имеющие опыт работы с углекислотными огнетушителями, могут применять их для тушения одежды, соблюдая меры предосторожности.

После ликвидации пламени необходимо быстро удалить тлеющие остатки одежды, кроме тех, которые прилипли к обожженным участкам кожи, и немедленно приступить к оказанию первой помощи при термических ожогах.

Действия при возникновении возгорания в вытяжном шкафу.

Интенсивный приток воздуха при работающей вентиляции способствует распространению пламени, поэтому, если возгорание не удалось ликвидировать в первые несколько секунд и горение усиливается, следует отключить мотор вентилятора и закрыть шибер вентиляционного канала. К числу первоочередных мероприятий относятся:

а)подача сигнала голосом для привлечения помощи;

б)удаление всех способных воспламеняться материалов и в первую очередь ЛВЖ из зоны горения или удаление источника воспламенения;

в)обесточивание электросети внутри шкафа или отключение электроэнергии общим рубильником;

г)применение первичных средств огнетушения.

Последовательность действий определяется здравым смыслом и зависит от конкретной ситуации. Если в вытяжном шкафу проводились работы с токсичными летучими веществами, отключение вентиляции сопряжено с опасностью отравления. В таких случаях всем находящимся в помещении необходимо надеть противогазы.[2]

6.1.8. При работах в вытяжном шкафу створки шкафа следует поднимать на высоту не более 20 - 30 см так, чтобы в шкафу находились только руки, а наблюдение за ходом процесса вести через стекла шкафа.

6.1.9. При работе с химическими реактивами необходимо включать и выключать вытяжную вентиляцию не менее чем за 30 минут до начала и после окончания работ.

6.1.10. Смешивание или разбавление химических веществ, сопровождающееся выделением тепла, следует проводить в термостойкой или фарфоровой посуде.

6.1.11. При упаривании в стаканах растворов следует тщательно перемешивать их, так как нижний и верхний слои растворов имеют различную плотность, вследствие чего может произойти выбрасывание жидкости.

6.1.12. Во избежание ожогов, поражений от брызг и выбросов нельзя наклоняться над посудой, в которой кипит какая-либо жидкость.

6.1.13. Нагревание посуды из обычного стекла на открытом огне без асбестированной сетки запрещено.

6.1.14. При нагревании жидкости в пробирке держать ее следует отверстием в сторону от себя и от остальных сотрудников.

6.1.15. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать нагревание жидкостей в колбах или приборах, не сообщающихся с атмосферой.

6.1.16. Нагретый сосуд нельзя закрывать притертой пробкой до тех пор, пока он не охладится до температуры окружающей среды.

6.2. Работа с кислотами и щелочами

6.2.1. Работа с концентрированными кислотами и щелочами проводится только в вытяжном шкафу и с использованием защитных средств (перчаток, очков). При работе с дымящей азотной кислотой с удельной плотностью 1,51 - 1,52 г/куб. см, а также с олеумом следует надевать также резиновый фартук.

6.2.2. Используемые для работы концентрированные азотная, серная, соляная кислоты должны храниться в вытяжном шкафу в стеклянной посуде емкостью не более 2 куб. дм. В местах хранения кислот недопустимо нахождение легковоспламеняющихся веществ.

Разбавленные растворы кислот (за исключением плавиковой) также хранят в стеклянной посуде, а щелочей - в полиэтиленовой таре.

6.2.3. Работа с плавиковой кислотой требует особой осторожности и проводится обязательно в вытяжном шкафу. Хранить плавиковую кислоту необходимо в полиэтиленовой таре.

6.2.4. Переносить бутыли с кислотами разрешается вдвоем и только в корзинах, промежутки в которых заполнены стружкой или соломой. Более мелкие емкости с концентрированными кислотами и щелочами следует переносить в таре, предохраняющей от ожогов (специальные ящики с ручкой).

6.2.5. Концентрированные кислоты, щелочи и другие едкие жидкости следует переливать при помощи специальных сифонов с грушей или других нагнетательных средств.

6.2.6. Для приготовления растворов серной, азотной и других кислот их необходимо приливать в воду тонкой струей при непрерывном помешивании. Для этого используют термостойкую посуду, так как процесс растворения сопровождается сильным разогреванием.

Приливать воду в кислоты запрещается!

6.2.7. В случае попадания кислоты на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2 - 5% раствором карбоната натрия.

6.2.8. Пролитую кислоту следует засыпать песком. После уборки песка место, где была разлита кислота, посыпают известью или содой, а затем промывают водой.

6.2.9. Пролитые концентрированные растворы едкого натра, едкого калия и аммиака можно засыпать как песком, так и древесными опилками, а после их удаления обработать место слабым раствором уксусной кислоты.

6.2.10. Использованную химическую посуду и приборы, содержащие кислоты, щелочи и другие едкие вещества, перед сдачей на мойку необходимо освободить от остатков и обязательно ополоснуть водопроводной водой.

1 Используйте золь, приготовленный по методике, описанной в работе “Получение и обнаружение золей”.

2 Вместо спиртового раствора говяжьего жира можно использовать спиртовой раствор серы.

3 Осадок промывают водой, чтобы удалить излишки исходных солей. Можно получить золь, промывая осадок на фильтре пептизатором, например 20% раствором (NH4)2SO4. В результате этой операции золь пройдет через фильтр и его можно собрать в отдельной посуде.

4 Для приготовления раствора смешайте белки 1 -2 куринных яиц со 100 см 3 воды и профильтруйте смесь через вату или бумажный фильтр.

5 Используйте золь, полученный при выполнении работы ”Получение и обнаружение золей, или приготовьте нужный золь по методике, описанной в этой работе.

6 Следует иметь в виду, что данные этой работы будут исходными данными для расчетно-графической работы.

7 График следует строить на бумаге с миллиметровой координатной сеткой (миллиметровке), откладывая по ординате значения поверхностного натяжения, а по абсциссе – концентрации.

Методика ликвидации типичных пожаров и загораний

Действия при возникновении очага пожара в работающем вытяжном шкафу. Поскольку работа вытяжного устройства обеспечивает интенсивный приток воздуха, необходимо в данной ситуации отключить мотор вентилятора и закрыть шибер вентиляционного канала. Затем обесточивают электросеть внутри шкафа, отключают газ, опускают все дверцы передней стенки, кроме той, что напротив очага загорания, и применяют первичное средство пожаротушения. Сосуды с ЛВЖ убирают из вытяжного шкафа.

Тушение загорания на лабораторном столе. В первую очередь следует убрать источник воспламенения (перекрыть газ к упавшей горелке, обесточить стол общим рубильником, переставить подальше тигельными щипцами охваченную пламенем спиртовку и т.д.), а затем переместить от очага пожара ЛВЖ и горючие предметы. После этого применяют соответствующие первичные средства пожаротушения. По соседству прекращают все работы с открытым огнем. Если дыма в помещении мало, отключают общеобменную вентиляцию, чтобы сократить приток воздуха. При сильном задымлении проветривают помещение.

Тушение пожара на электроустановках. Немедленно обесточивают оборудование. Если это невозможно, применяют неэлектропроводящие огнегасительные средства: песок, порошковые огнетушители, огнезащищенную ткань.

Тушение одежды на человеке. При воспламенении одежды действуют с учетом конкретных обстоятельств. Нельзя допускать резких движений и бегать в горящей одежде - пламя от этого только усиливается! Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали от легковоспламеняющихся предметов. Нельзя сбивать пламя руками, так как появятся дополнительные ожоги. Когда пламя охватывает всю или большую часть одежды, прежде всего нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем применять воду (разовая порция не менее Зл), снег, песок, жидкую грязь, огнегасительные порошки. Допустимо даже использование пенного огнетушителя (но не углекислотного!). Пострадавший на это время должен закрыть глаза. Огнезащищенная ткань для тушения загоревшейся одежды применяетсяесли никаких других возможностей оказания помощи нет. При этом способе увеличивается время воздействия высокой температуры на обожженные участки тела.

После удаления тлеющих остатков одежды (кроме тех, которые плотно пристали к поверхности кожи) применяют экстренные меры по охлаждению обожженных участков: не менее 10 мин выдерживают под скользящей струей холодной воды, накладывают толстый слой ткани, смоченной водой, полиэтиленовый мешочек со снегом или битым льдом. Все эти меры не исключают обращения за квалифицированно медицинской помощью! До передачи пострадавшего под врачебный контроль поверхность ожога изолируют асептической повязкой или чистой мягкой тканью, смоченной спиртом. Строго воспрещается использовать при ожогах всякого рода «народные средства», различные жиры, вазелин. Не следует применять и красящие вещества: водные растворы перманганата калия, бриллиантовую зелень и т.п., которые затрудняют распознавание степени тяжести ожога.

Читайте также: