Шкаф в кабинет логопеда

Обновлено: 18.05.2024

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС

Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50x150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Оформление логопедического кабинета в детском саду по ФГОС

Нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста встречаются все чаще. Это проблема, которая является очень серьезной, потому что наличие дефектов речи, если они не будут устранены в раннем возрасте, приведет к проблемам в освоении школьной образовательной программы и трудностям в коммуникации со своими сверстниками. Если проблему не решать и запустить, то нарушения речи останутся и во взрослой жизни, что станет препятствием в освоении ряда профессий и даже проблемам в личной жизни из-за низкой самооценки.

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед – это квалифицированный специалист с профильным образованием. Чтобы его работа была максимально продуктивной, важно создать все необходимые условия для этого. Одним из этих условий является правильное оформление логопедического кабинета в детскому саду и школе.


Требования со стороны ФГОС

Федеральный государственный стандарт предъявляет ряд требований, которым обязательно должен соответствовать логопедический кабинет в ДОУ. В нем должно быть все необходимое для создания благоприятной речевой среды – это основное условие, которое позволяет детям избавиться от речевого нарушения, а также подготовиться к дальнейшему обучению в стенах общеобразовательного учреждения.

Вот основные требования:

  • Площадь кабинета должна составлять не менее 20 квадратных метров. Здесь будут проводиться индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
  • Освещение, а также все необходимое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам.
  • Рабочее пространство должно быть разделено на несколько зон: рабочая зона логопеда, зона индивидуальной работы и учебная зона.

Кабинет должен быть оснащен всем необходимым логопедическим оборудованием, методическими пособиями, а также специализированной мебелью и литературой. Еще одно требование – это наличие прогрессивных интерактивных устройств, которые являются важным условием организации учебно-воспитательного процесса.

Особых требований к дизайну самого интерьера нет, поэтому оформлять кабинет можно в зависимости от личных предпочтений, но в строгом соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН. Кабинет должен выглядеть уютно и визуально красиво, поэтому ничего не должно вызывать дискомфорт и отвлекать от занятий.


Какие принципы нужно учитывать при создании логопедического кабинета?

Оформление логопедического кабинета в школе или детском саду должно соответствовать определенным правилам и принципам. Вот основные из них:

  1. Принцип доступности. Весь материал, который будет использоваться детьми для самостоятельной работы, должен быть для них в свободном доступе – в открытых полках на уровне детей.
  2. Системность. Весь рабочий материал должен быть систематизирован по темам, чтобы логопед мог свободно ориентироваться в нем, беря для работы то, что необходимо в конкретный момент.
  3. Соблюдение принципа интеграции. Это значит, что все материалы и игры должны подбираться в соответствии с возрастом детей, а также типом их речевого нарушения. Оборудование и дидактические материалы для одной образовательной отрасли могут использоваться и в других областях.
  4. Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  5. Соблюдение принципа вариативности. Все материалы, дидактические игры и пособия должны быть разнообразны и вариативны (в зависимости от возраста, целей коррекции и т.д.).


Основные зоны кабинета

Оформление кабинета должно проводиться с учетом того, что он должен быть разделен на несколько функциональных зон:

  • Артикуляционная. Здесь располагается большое настенное зеркало, смотря в которое, дети наглядно видят, как правильно должны располагаться органы артикуляционного аппарата при произношении того или иного звука. Обязательно наличие индивидуальных зеркал, плакатов с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики и т.д.
  • Зона дыхания, где находится необходимый материал на развитие речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия: с игрушками, музыкальными инструментами и т.д.
  • Зона развития общей моторики: с различным дидактическим материалом для проведения пальчиковых игр и т.д.
  • Методическая зона, где хранится необходимая литература и конспекты для логопеда.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Зона мотивации. Здесь могут находиться различные предметы, которые будут использоваться для поощрения детей за их успешную работу на занятиях.

Оформление логопедического кабинета – это очень важный момент, который напрямую влияет на успешность логопедической коррекции. Детям должно быть здесь комфортно, потому что если обстановка будет слишком строгой и угнетающей, то продуктивность логопедического воздействия будет на очень низком уровне. Работа с такими детьми требует не только особого к ним отношения, но и соответствующей обстановки, в которой они хотели бы проводить свое время из-за того, что здесь им максимально комфортно.

КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА: логопедические пособия

Логотека: авторские пособия

Открыть приложение

Подписаться

КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА: логопедические пособия

КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА: логопедические пособия запись закреплена




О, а нас уже 5 тысяч! Как здорово! Небольшой подарочек - картотека по формированию эмоциональной лексики у дошкольников.
Игры найдены в интернете, оформлены мною.

Идея оформления Звуковичков для группы. От нашей подписчицы Елены Вешторт

Делюсь дополнением к игре "Роботы" По ссылке http://ds-102.dou.tomsk.ru/roditelskij-klub/ на страничке нашего сада можете найти видео, где мы играем в эту игру (пролистайте вниз, найдите видео: "Логопедическая игра на дифференциацию звуков С-Ш").
На листочках подсказки для артикуляции: круг для Ш и прямоугольничек для С.

Обзор лэпбука для работы над свистящими звуками. Часть материалов для создания лэпбука можете найти в товарах.

Около года назад заглядывала к нам в Сибирь Светлана Михайловна Томилина. Очень мне понравилась её идея проводить артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой под музыку.
Ввела в практику Действительно работает: и весело - детям не надоедает, и ритм есть, и руки заняты Поделитесь, под какую музыку вы проводите такую "музыкальную" гимнастику? Использовала четыре мелодии - уже как-то приелись.
Давайте обменяемся! Прикрепляю свои хиты (про "Часики" - использовала минусовку, а этот вариант для примера)

Елена Шишелева

Елена, спасибо за идею! Сегодня с ребятами делали гимнастику под музыку Маши и Медведя, из серии про варенье)

Александра Корнилова

Видеоролик про игру "Переключалки" записывали с коллегами для конкурса. Можно приобрести (смотрите в товарах). Ссылка на игру будет в комментариях

Юлия Одегова


Давненько от меня не было никакой активности, поэтому начнем с начала!)

Мой логопедический стаж не очень большой, около 5 лет.
Работаю в общеразвивающем саду г.Томска на логопункте для детей с ТНР (знаю, что не во всех регионах есть такое чудо Показать полностью.


Но еще больше мне нравится самой придумывать и создавать что-то новое, интересное!

, я ее вырастила - это мой ребёночек!)

Группа работает) Спасибо всем, кто приобретает игры - это очень мотивирует!
Надеюсь, что свободное время и вдохновение сделают свое дело и вскоре я порадую вас новыми интересными материалами

Читайте также: