Шкаф питания шп 21 выход 1 диапазон рабочих токов

Обновлено: 04.05.2024

Для снабжения электроэнергией цепей управления, освещения, сигнализации и подзаряда аккумуляторной батареи электровозов переменного тока В/185 с № 230, ВЛ65 и ЭП1 применяют шкафы питания ШП-21. Их также предполагают устанавливать при модернизации ранее выпущенных электровозов ВЛ80Т и ВЛ80С.

Эти устройства преобразуют переменное напряжение 380 В, подаваемое от обмотки собственных нужд тягового трансформатора, в стабилизированное выпрямленное напряжение 50 В пульсирующего тока Предусмотрено быстродействующее переключение питания цепей управления от выпрямителя на аккумуляторную батарею и обратно, например, при проходе электровозом нейтральных вставок в контактной сети или отрыве токоприемника.

Номинальное входное напряжение переменного тока, В. 380

Диапазон изменения входного напряжения, В. 280 — 470

Номинальная частота питающего напряжения, Гц. 50

Максимальная потребляемая мощность не более, кВт. 13

Номинальное напряжение постоянного тока

на выходах 1 и 2, В. . 50

Напряжение подзаряда аккумуляторной батареи на выходе 3

в диапазоне рабочих температур -50 . +60 °С, В. 60 — 80

Номинальное напряжение переменного тока, В

Отклонение напряжения на выходах 1 и 2 в диапазоне рабочих

токов и температуре -50 . +60 °С, В. ±2,5

Диапазон рабочих токоа, А

выход 1. . 14,5 — 65

выход 2. . 1,5 — 40

выходы 4 и 5. . 0 — 10

Коэффициент пульсации выпрямленного напряжения, %

выход 2, не более. . 90

выход 3, не более. . 12

На электрической принципиальной схеме (см. рисунок)

видно, что питающее напряжение поступает на контактный зажим Х1 и от него на выводы 1 и 2 трансформатора Т1. С выводов 4, 6 и 7 вторичной обмотки подается напряжение на электроплиту (выводы 5 — 7 контактного зажима ХЗ).

Напряжение питания для остальных потребителей поступает со вторичной обмотки трансформатора на тиристорно-диодный преобразователь, состоящий из тиристоров V1, V2 и диодов V3 — V5 Для защиты этих выпрямителей от перенапряжения к выводам 3 и 7 трансформатора Т1 подключена защитная панель, на которой размещены резисторы R1, R2 и конденсаторы CI, С2.

Неуправляемый выпрямитель с диодами V3 — V5 выполнен по схеме двухполупериодного выпрямителя. Управляемый выпрямитель преобразователя выполнен на тиристорах V1, V2 с использованием плеч неуправляемого выпрямителя V4, V3.

Принцип действия преобразователя основан на наложении регулируемого по фазе напряжения на нерегулируемое. В начале каждого полупериода питающего напряжения, до подачи управляющих импульсов, тиристоры V1 и V2 заперты. Контур тока составляют диоды V3, V5 или V4, V5 и резисторы R5 — R7.
При подаче управляющих импульсов с определенной фазой регулирования тиристор VI или V2 открывается. Разделительный диод V5 закрывается обратным напряжением, контур тока составляет диод V4 или V3.

На выход 1 подается напряжение непосредственно от панели преобразователя, на выход 2 — через дроссель L1, который снижает пульсации тока в нагрузке.

Для заряда и подзаряда аккумуляторной батареи предусмотрена цепь, состоящая из дросселя L2, трансформатора Т2 и тиристорного ключа V7. Чтобы контролировать среднее значение тока подзаряда и формирование сигнала, в цепь заряда включен трансформатор Т2. С помощью резистора R9 данный сигнал выделяется на вторичной обмотке.

Сигнал обратной связи по напряжению аккумуляторной батареи образуется на резисторах R13 — R15. Уставку ограничения напряжения на ней устанавливают с помощью резистора R14. Она изменяется автоматически во всем диапазоне рабочих температур за счет терморезистивных свойств катушки R15. После отключения питающего напряжения отпирается тиристорный ключ V8, и нагрузки с выходов 1 и 2 подключаются к аккумуляторной батарее.

Батарея защищена от токов коротких замыканий быстродействующими плавкими предохранителями F1 и F2, а питающий трансформатор Т1 и выпрямители V1 — V5 — предохранителем, установленным вне шкафа.

Рубильником SA1 переводят цепи нагрузки данной секции к шкафу питания другой секции. Рубильник SA2 позволяет присоединять цепи нагрузки секции шкафа к источнику напряжения депо. Чтобы подключать аккумуляторную батарею к источнику депо или к конкретному шкафу питания, предназначен рубильник SA3.

Для формирования импульсов управления тиристорами в схему шкафа введены следующие функциональные узлы: регулятор напряжения (РН); тиристорный импульсный регулятор напряжения и тока подзаряда аккумуляторной батареи; узел управления обратным тиристорным ключом.

РН предназначен для формирования, усиления и выдачи импульсов на открытие тиристоров VI и V2 управляемого выпрямителя. Принцип действия регулятора заключается в автоматическом изменении фазы импульсов управления в зависимости от значений напряжений на входе и выходе устройства.

Это достигается изменением времени разряда конденсаторов СЗ и С4 во времязадающих R—С-цепях. Каждый из них разряжается по двум цепям, одна из которых неуправляемая, другая — управляемая сигналом обратной связи по напряжению, снимаемым с регулируемого резистора R8.

На выходе неуправляемой времязадающей R—С-цепи установлен двухкаскадный транзисторный ключ. Он открывается в момент окончания разряда конденсатора и выдает управляющий сигнал на соответствующий тиристор (V1 или V2). Параметры неуправляемых разрядных цепей конденсаторов СЗ и С4 выбраны так, чтобы при отключенной управляемой цепи разряда среднее значение выходного напряжения составляло бы около 40 В. При подключенной управляемой цепи время разряда уменьшается. Соответственно изменяется фаза импульсов управления тиристорами V1 и V2, обеспечивая увеличение выпрямленного напряжения до 50 В.

Конденсаторы СЗ, С4 заряжаются в нерабочие для тиристоров V1 и V2 полупериоды питающего напряжения от выводов 4 — 6 трансформатора Т1 через диоды V7 и V8 до амплитудного значения напряжения на этой обмотке. В рабочие полупериоды конденсатор СЗ разряжается через резисторы R9 — R11 и базо-эмиттерный переход транзистора V6 до опорного напряжения на стабилитроне V11.

Одновременно эти конденсаторы разряжаются через транзисторы V13 и V14, управляемые сигналом обратной связи, снимаемым с резистора R8. В зависимости от величины сигнала обратной связи изменяется степень открытия транзисторов V13 и V14. В конечном итоге это изменяет общее сопротивление разрядной цепи и, следовательно, постоянную времени разряда конденсаторов СЗ и С4.

В периоды протекания тока разряда конденсаторов СЗ и С4 транзисторы V5 и V6 открыты, a V3 и V4 — закрыты. После того как напряжение на конденсаторах СЗ и С4 снизится до уровня опорного напряжения на стабилитроне V11, откроется соответствующий транзистор V3 или V4. Затем будут выданы импульсы управления от импульсных трансформаторов Т1 и Т2 на соответствующие силовые тиристоры V1 и V2.

При снижении напряжения на выходе шкафа пропорционально снижается напряжение обратной связи. В случае, если напряжение станет ниже опорного на стабилитроне V12, транзистор V1 закроется, а транзистор V14 откроется. Это приведет к уменьшению общего разрядного сопротивления и сокращению времени разряда конденсаторов СЗ и С4. Уменьшение фазы открытия силовых тиристоров V1 и V2 приводит к увеличению напряжения на выходе шкафа питания.

После возрастания напряжения на выходе шкафа питания происходит обратный процесс. Таким образом обеспечивается стабилизация выходного напряжения. При этом ее точность зависит от стабильности опорного напряжения стабилитрона V12 и коэффициента усиления каскада транзисторов V13 и V14.

В состав импульсного регулятора напряжения и тока заряда аккумуляторной батареи входят основной тиристорный ключ V7 и вспомогательный тиристор V22. Принцип действия данных устройств основан на регулировании скважности открытого состояния тиристора V7. Управление им происходит в каждый полупериод питающего напряжения по следующей цепи: положительный выход преобразователя напряжения, провод 12, конденсатор С12, резистор R35, диод V28, провод 47, управляющий переход тиристора V7, аккумуляторная батарея, «минус» преобразователя напряжения. При запертом тиристоре V22 тиристор V7 отпирается каждый полупериод питающего напряжения и пропускает импульсы тока заряда аккумуляторной батареи с частотой 100 Гц.

Система автоматического ограничения тока заряда и напряжения на батарее сравнивает сигналы, пропорциональные среднему значению тока подзаряда и напряжению на аккумуляторной батарее, с опорным напряжением стабилитрона V23. При этом сигнал обратной связи по току снимается с регулируемого резистора R9, выпрямляется диодным мостом V24 — V27, сглаживается фильтром из дросселя L2 (РН), конденсатора С14 и поступает через разделительный диод V31 на резистор R38.

Сигнал обратной связи по напряжению, снимаемый с делителя напряжения из резисторов R13 — R15, поступает по проводам 19 и 13 через диод V30 на конденсатор С13 и на резистор R38, включенный параллельно стабилитрону V23, через управляющий переход тиристора V22.

Если напряжение на резисторе R38 больше напряжения на опорном стабилитроне V23, откроется тиристор V22, что, в свою очередь, приведет к запиранию тиристорного ключа V7 и пропуску серии импульсов тока подзаряда аккумуляторной батареи. Следующее отпирание тиристорного ключа произойдет лишь тогда, когда контролируемый параметр будет меньше величины уставки, что, в свою очередь, вызовет запирание тиристора V22.

Обратным тиристорным ключом V8 управляет узел, состоящий из дросселя LI (РН), конденсатора С11, стабилитрона V21 и диода V20. Сглаживающий фильтр L1 — С11 включен на разность напряжений аккумуляторной батареи и преобразователя напряжения. В случае исчезновения питающего напряжения разность этих напряжений станет больше напряжения на стабилитроне V21, и тиристорный ключ V8 откроется током аккумуляторной батареи. Цепи управления получают питание от аккумуляторной батареи сначала через тиристор V8, а после замыкания силовых контактов КМ — минуя тиристор V8.

Из-за задержки на срабатывание контактора КМ до 0,05 с и для исключения нежелательных бросков тока через аккумуляторную батарею на это время искусственно завышается сигнал обратной связи по выходному напряжению. С этой целью резистор R8 шунтируется контактом контактора КМ. После включения контактора КМ его контакты размыкаются, и уставка выходного напряжения возвращается к первоначальной величине.

К этому моменту времени тиристорный ключ V8 будет заперт, так как его анод-катод был зашунтирован силовым контактом контактора КМ. Ток подзаряда аккумуляторной батареи будет протекать только через прямой тиристорный ключ V7.

Чтобы исключить нежелательные провалы и всплески регулируемого выходного напряжения в момент восстановления питающего напряжения, предусмотрена подача сигнала, соответствующего сигналу обратной связи номинального режима (50 ± 0,5 В). Он формируется на параметрическом стабилизаторе R33—V17 и по цепи R32 — КМ:4 — КМ:3 — R26 подается в цепь базы транзистора V13. Таким образом, в момент восстановления питания от выпрямителя угол отпирания тиристоров V1 (V2) соответствует необходимому значению для поддержания среднего выходного напряжения (50 ± 2,5 В). При этом перерегулирование минимально.

Цепь, состоящая из предохранителя F3, тумблера S1 «Включение ШП», предназначена для подачи и снятия напряжения питания на шкаф. Вспомогательный размыкающий контакт контактора КМ 1 — 2, подсоединенный к разъемам Х3:2 и Х3:3 шкафа, выключает цепь сигнализации заряда аккумуляторной батареи «ЗБ» на пульте машиниста. Замыкающий контакт КМ:7 — КМ:8 подсоединяет катушку контактора питания обогрева лобовых стекол электровоза (подобное внедрено с электровоза ЭП1 № 22).

Вольтметр PV с помощью тумблеров S3 и S4 можно подключать как к преобразователю шкафа «Напряжение выпрямителя» и аккумуляторной батареи «Напряжение батареи», так и к цепи преобразователя шкафа другой секции «Аварийно». Для того чтобы вольтметр PV показывал напряжение преобразователя своего шкафа или другой секции, необходимо перевести тумблер S4 в положение «Напряжение выпрямителя».

Конструктивно шкаф питания ШП-21 представляет собой функционально-модульный блок, все элементы которого собраны в едином каркасе. Это облегчило его обслуживание и ремонт, значительно уменьшились габариты.

Для сравнения: на электровозах ВЛ80Т и ВЛ80С ранее применяли распределительные щиты, на которых были установлены преобразователь напряжения, приборы управления и защиты. Трансформаторы и дроссели размещали отдельно в кузове электровоза. На электровозах ВЛ85 до № 230 применяли блок питания БП-6 в двухкорпусном исполнении. По установочным размерам новый шкаф питания ШП-21 полностью взаимозаменяем с блоком питания БП-6.

Канд. техн. наук В.В. ДУБОВ,
инж. А.И. СТРЕЛЬЦОВ, ОАО «ВЭлНИИ»,
инж. В.З. ГАЛАНСКИЙ, ОАО «НПО НЭВЗ»

Шкаф питания шп 21 выход 1 диапазон рабочих токов

Обновление электрооборудования электровозов переменного тока

Для снабжения электроэнергией цепей управления, освещения, сигнализации и подзаряда аккумуляторной батареи электровозов переменного тока ВЛ85 с № 230, ВЛ65 и ЭП1 применяют шкафы питания ШП-21. Их также предполагают устанавливать при модернизации ранее выпущенных электровозов ВЛ80Т и ВЛ80С.

Технические данные ШП-21

Номинальное входное напряжение переменного тока, В. 380
Диапазон изменения входного напряжения, В. 280 — 470
Номинальная частота питающего напряжения, Гц. 50
Максимальная потребляемая мощность не более, кВт. 13
Номинальное напряжение постоянного тока
на выходах 1 и 2, В. . 50
Напряжение подзаряда аккумуляторной батареи на выходе 3
в диапазоне рабочих температур -50 . +60 °С, В. 60 — 80
Номинальное напряжение переменного тока, В
выход 4. . 75
выход 5. . 100
Отклонение напряжения на выходах 1 и 2 в диапазоне рабочих
токов и температуре -50 . +60 °С, В. ±2,5
Диапазон рабочих токов, А
выход 1. . 14,5 — 65
выход 2. . 1,5 — 40
выход 3. . 0 — 31
выходы 4 и 5. . 0 — 10
Коэффициент пульсации выпрямленного напряжения, %
выход 1. . 100
выход 2, не более. . 90
выход 3, не более. . 12
Масса, кг. . 350


На электрической принципиальной схеме (см. рисунок)видно, что питающее напряжение поступает на контактный зажим Х1 и от него на выводы 1 и 2 трансформатора Т1. С выводов 4, 6 и 7 вторичной обмотки подается напряжение на электроплиту (выводы 5 — 7 контактного зажима Х3).

Напряжение питания для остальных потребителей поступает со вторичной обмотки трансформатора на тиристорно-диодный преобразователь, состоящий из тиристоров V1, V2 и диодов V3 — V5 Для защиты этих выпрямителей от перенапряжения к выводам 3 и 7 трансформатора Т1 подключена защитная панель, на которой размещены резисторы R1, R2 и конденсаторы C1, С2.

Принцип действия преобразователя основан на наложении регулируемого по фазе напряжения на нерегулируемое. В начале каждого полупериода питающего напряжения, до подачи управляющих импульсов, тиристоры V1 и V2 заперты. Контур тока составляют диоды V3, V5 или V4, V5 и резисторы R5 — R7.
При подаче управляющих импульсов с определенной фазой регулирования тиристор V1 или V2 открывается. Разделительный диод V5 закрывается обратным напряжением, контур тока составляет диод V4 или V3.

РН предназначен для формирования, усиления и выдачи импульсов на открытие тиристоров V1 и V2 управляемого выпрямителя. Принцип действия регулятора заключается в автоматическом изменении фазы импульсов управления в зависимости от значений напряжений на входе и выходе устройства.

Это достигается изменением времени разряда конденсаторов С3 и С4 во времязадающих R—С-цепях. Каждый из них разряжается по двум цепям, одна из которых неуправляемая, другая — управляемая сигналом обратной связи по напряжению, снимаемым с регулируемого резистора R8.

На выходе неуправляемой времязадающей R—С-цепи установлен двухкаскадный транзисторный ключ. Он открывается в момент окончания разряда конденсатора и выдает управляющий сигнал на соответствующий тиристор (V1 или V2). Параметры неуправляемых разрядных цепей конденсаторов С3 и С4 выбраны так, чтобы при отключенной управляемой цепи разряда среднее значение выходного напряжения составляло бы около 40 В. При подключенной управляемой цепи время разряда уменьшается. Соответственно изменяется фаза импульсов управления тиристорами V1 и V2, обеспечивая увеличение выпрямленного напряжения до 50 В.

Конденсаторы С3, С4 заряжаются в нерабочие для тиристоров V1 и V2 полупериоды питающего напряжения от выводов 4 — 6 трансформатора Т1 через диоды V7 и V8 до амплитудного значения напряжения на этой обмотке. В рабочие полупериоды конденсатор С3 разряжается через резисторы R9 — R11 и базо-эмиттерный переход транзистора V6 до опорного напряжения на стабилитроне V11.

Одновременно эти конденсаторы разряжаются через транзисторы V13 и V14, управляемые сигналом обратной связи, снимаемым с резистора R8. В зависимости от величины сигнала обратной связи изменяется степень открытия транзисторов V13 и V14. В конечном итоге это изменяет общее сопротивление разрядной цепи и, следовательно, постоянную времени разряда конденсаторов С3 и С4.

В периоды протекания тока разряда конденсаторов С3 и С4 транзисторы V5 и V6 открыты, a V3 и V4 — закрыты. После того как напряжение на конденсаторах С3 и С4 снизится до уровня опорного напряжения на стабилитроне V11, откроется соответствующий транзистор V3 или V4. Затем будут выданы импульсы управления от импульсных трансформаторов Т1 и Т2 на соответствующие силовые тиристоры V1 и V2.

При снижении напряжения на выходе шкафа пропорционально снижается напряжение обратной связи. В случае, если напряжение станет ниже опорного на стабилитроне V12, транзистор V1 закроется, а транзистор V14 откроется. Это приведет к уменьшению общего разрядного сопротивления и сокращению времени разряда конденсаторов С3 и С4. Уменьшение фазы открытия силовых тиристоров V1 и V2 приводит к увеличению напряжения на выходе шкафа питания.

Обратным тиристорным ключом V8 управляет узел, состоящий из дросселя L1 (РН), конденсатора С11, стабилитрона V21 и диода V20. Сглаживающий фильтр L1 — С11 включен на разность напряжений аккумуляторной батареи и преобразователя напряжения. В случае исчезновения питающего напряжения разность этих напряжений станет больше напряжения на стабилитроне V21, и тиристорный ключ V8 откроется током аккумуляторной батареи. Цепи управления получают питание от аккумуляторной батареи сначала через тиристор V8, а после замыкания силовых контактов КМ — минуя тиристор V8.

Канд. техн. наук В.В. ДУБОВ,
инж. А.И. СТРЕЛЬЦОВ, ОАО «ВЭлНИИ»,
инж. В.З. ГАЛАНСКИЙ, ОАО «НПО НЭВЗ»

Электровоз типа ЭП1. Регулировка шкафа питания ШП-21, блока питания БП-192 Р.1

Регулировка выходного напряжения шкафа питания ШП-21

Регулировку производить с помощью резистора R8. Рубильники SA1. SA3, тумблер S3 при этом должны быть в положении НОРМАЛЬНО, тумблер S4 в положении НАПРЯЖЕНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЯ. Тумблер S1 - ВКЛЮЧЕНИЕ ШП включить. Вращая движок резистора R8 выставить по вольтметру PV шкафа питания (50+/-0,05) В, после чего стопорную гайку резистора R8 зафиксировать.

Р.2 Регулировка уставки ограничения тока подзаряда аккумуляторной батареи шкафа питания ШП-21. Регулировку производить с помощью резистора R9. Рубильники SA1. SA3, должны быть в положении НАПРЯЖЕНИЕ БАТАРЕИ. Тумблер S1 -ВКЛЮЧЕНИЕ ШП включить. Разрядить аккумуляторную батарею до

43 В, при этом ток разряда должен быть в пределах от 10 до 15 А. Напряжение и ток разряда аккумуляторной батареи контролировать по вольтметру PV и амперметру PA шкафа питания соответственно.

Включить тумблер S1- ВКЛЮЧЕНИЕ ШП. Контролируя ток подзаряда аккумуляторной батареи по амперметру PA шкафа питания и, вращая отверткой движок резистора R9, добиться снижения его значения до 30А, после чего зафиксировать стопорную гайку. Тумблер S4 переключить в положение НАПРЯЖЕНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЯ.

Р.3 Регулировка уставки ограничения напряжения подзаряда аккумуляторной батареи шкафа питания ШП- 21.

Регулировку производить с помощью резистора R14. Рубильники SA1. SA3, должны быть в положении НОРМАЛЬНО. Тумблер S1 ВКЛЮЧЕНИЕ ШП включить. Зарядить аккумуляторную батарею. Ток подзаряда заряженной аккумуляторной батареи не должен превышать 2А. Определить значение уставки ограничения напряжения подзаряда аккумуляторной батареи для данной температуры окружающей среды.

Вращая движок резистора R14, выставить напряжение ( U АБ

+/-1) В по вольтметру PV шкафа питания.

Учитывая большую постоянную времени заряда аккумуляторной батареи, положение движка резистора R14

необходимо корректировать в течение 3-5 минут. По окончании регулировки зафиксировать

стопорную гайку резистора R14. Тумблер S4 переключить в положение НАПРЯЖЕНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЯ. Если не удается с помощью регулируемых резисторов выставить необходимые значения уставок, заменить регулятор напряжения на заведомо исправный и настроенный на специальном стенде или отыскать и заменить неисправный элемент шкафа питания.

В случае замены регулятора напряжения, дополнительно произвести ранее описанные регулировки и регулировку с помощью резистора R32, находящегося на панели регулятора напряжения. Для чего с помощью соединительного устройства подключить вольтметр класса точности 0,5 для измерения постоянного напряжения до 50 В к выводам 9 и 10 диагностической вилки X4 шкафа питания.При поданном питающем напряжении ~380 В на вход шкафа питания произвести измерение с помощью упомянутого вольтметра с точностью до десятых долей вольта и записать его показание. Отключить питающее напряжение тумблером S1 -ВКЛЮЧЕНИЕ ШП и сравнить полученное показание дополнительного вольтметра с ранее измеренным. В случае несовпадения текущего значения напряжения с ранее измеренным, произвести регулировку резистором R32 до совпадения текущего значения напряжения с ранее измеренным с точностью до десятых долей вольта.

По окончанию регулировок зафиксировать движки регулировочных резисторов, поставить на них метки теплостойкой эмалью. Опломбировать крышку и лицевую панель.

Р.4 Регулировка входного напряжения блока питания БП-192

В обесточенном состоянии снять планку, закрывающую доступ к регулировочному резистору R18. Установить движок регулировочного резистора R18 в среднее положение. Параллельно цепи нагрузки БП- 192 при подключенном холодильнике "Вояж ХТП - 1802" к розетке X26 электровоза и выводам 4-3 колодки клеммной X2 блока питания подключить вольтметр класса точности 0,5 для измерения постоянного напряжения до 50 В. Подать питающее напряжение на вход болка питания и, контролируя по вольтметру выходное напряжение, убедиться, что его значение будет от 10,8 до 13,5 В. Если выходное напряжение будет за пределами рабочего диапазона, измениять положение движка регулируемого резистора R18 до достижения выходного напряжения (12,0+/-0,5) В. Корректировать положение движка резистора R18 необходимо в обесточенном состоянии блока питания или производить регулировку БП-192 на специальном стенде с целью соблюдения мер безопасности. По окончанию регулировки крышку над резистором R18 опломбировать.

Методы испытаний оборудования и балансировка

С.1 Система вентиляции и кондиционирования С.1.1 Вентиляторы

В случае замены заклепок, восстановления покрытия или сборки колеса с другим электродвигателем, произвести статическую балансировку колеса и динамическую балансировку вентилятора (двигателя в сборе с колесом).

Статическую балансировку произвести на параллельных призмах. Призмы должны быть строго горизонтальны. На верхней части призм не должно быть забоин и заусенцев. Шероховатость поверхности верхней части призм должна соответствовать Ra 2,5. Ширина верхней части призм должна составлять (1,2+/-0,1) мм.

Призмы должны быть не менее 300 мм длиной.

Для выполнения балансировки колесо одевается на цилиндрическую оправку и фиксируется гайкой. Оправка устанавливается на призмы. Диаметр опорных поверхностей оправки должен составлять 45 мм. Оправка изготавливается из того же материала, что и призмы. Шероховатость поверхности по кругу катания должна соответствовать Ra 2,5. Радиальное биение посадочной поверхности и опорных поверхностей оправки должно быть не более 0,02 мм. Радиальное биение остальных поверхностей оправки должна быть не более 0,1 мм.

Для проведения балансировки установить оправку с колесом на призмы так, чтобы диск колеса был параллелен призмам.

Прокатить по призмам и остановить колесо.

Слегка привести колесо во вращение. При этом перед остановкой колесо, имеющее дисбаланс, будет совершать маятниковые движения. В период одного маятникового перемещения отметить мелом в верхней части колеса, против вертикали, границы перемещения. Поделить пополам дугу окружности между отмеченными границами. Найденная точка является легкой, а диаметрально противоположная ей - тяжелой. Установить колесо так, чтобы тяжелая и легкая точки оказались на горизонтали. Уравновесить тяжелую точку технологическим

(временным) грузом, располагая его на диаметрально противоположной стороне колеса, вблизи плоского диска.

Взвесить технологический груз. Подобрать постоянный груз из углеродистой стали обыкновенного качества

по массе меньше технологического на величину, соответствующую массе сварного шва. Приварить электродуговой сваркой постоянный груз в том месте, где был установлен технологический. Постоянный груз должен устанавливаться на плоском диске с внутренней стороны колеса. Допускается установка груза в межлопаточном канале колеса.

Сварочные работы должны производить сварщики, допущенные к сварке ответственных конструкций. Сварные швы и околошовные зоны не должны иметь видимых шлаковых включений, газовых раковин, подрезов, резких углублений, наплывов и трещин.

Допускается устанавливать постоянный груз на радиусе, отличном от радиуса, на котором был установлен технологический. В этом случае следует изменить массу постоянного груза, которая определяется по формуле

где Р - масса постоянного груза на выбранном радиусе R;

р - масса технологического груза на радиусе r.

После установки постоянного груза произвести проверку выполненной операции, установив колесо на параллельные призмы. В случае если колесо вновь перед остановкой совершает маятниковые движения, повторить балансировку по описанному выше методу. Если колесо останавливается без маятниковых движений, то момент от дисбаланса не превышает момента от сил трения, инерции колеса, допусков и отклонений.

В этом случае выполнить следующую балансировочную операцию. Разделить внешнюю окружность плоского диска колеса на шесть равных частей (отложить хорды на окружности, равные радиусу диска). Пронумеровать по порядку (1 - 6) полученные точки. Установить на призме оправку с колесом так,

чтобы точка 1 расположилась на горизонтали. В точке 1 установить груз и постепенно увеличивать его массу до тех пор, пока колесо не выйдет из состояния равновесия и не начнет медленно двигаться. Снять груз и взвесить его. Повторить эту операцию для всех остальных точек. Результаты опыта нанести на координатные оси: по оси абсцисс отложить массу грузов; по оси ординат - номера точек (1 - 6). Соединить между собой полученные точки плавной линией. Полученная кривая должна иметь форму синусоиды. Если полученная кривая не имеет форму синусоиды, следует повторить эту операцию более внимательно, строение синусоиды требуется для проверки тщательности выполнения этой операции). После построения синусоиды определить полуразность масс наибольшего и наименьшего грузов и, исходя из этой величины, подобрать постоянный груз. Установить постоянный груз в точке, где потребовался наибольший груз для выведения колеса из состояния равновесия.

Для оценки результатов балансировки вновь произвести описанную выше операцию и построить синусоиду. Произведение полуразности масс максимального и минимального грузов на радиус их установки является значением остаточного дисбаланса. Значение остаточного дисбаланса колеса не должно превышать

Для проведения динамической балансировки установить электродвигатель с колесом на жестком постаменте (раме).

При этом наибольший зазор между опорной поверхностью одной из лап электродвигателя и рамой при полностью отпущенных болтах, крепящих двигатель, должен быть не более 0,2 мм. Если он больше, устранить его регулировочными прокладками соответствующей толщины. Затянуть болты.

С целью безопасности, а также для снижения мощности, потребляемой электродвигателем, закрыть колесо надежным герметичным кожухом.

Подвести к коробке выводов подсоединительный кабель от сети с напряжением, соответствующим питанию приводного электродвигателя, соблюдая правила техники безопасности.

Произвести пробный запуск вентилятора и убедиться в правильности направления вращения (должно совпадать со стрелкой на колесе). При необходимости изменения направления вращения поменять местами любые два наконечника подсоединительного кабеля.

Запустить вентилятор, замерить вибрацию электродвигателя прибором, удовлетворяющим требованиям ГОСТ 25275-82. Измерения производить на подшипниковых щитах или близких к ним точках в трех взаимно перпендикулярных направлениях, предусмотренных ГОСТ 20815-93.

При размахе колебаний (удвоенной амплитуде виброперемещения) для вентиляторов Ц9-37,6-7,6 и для вентиляторов ЦВ9-37,6-7,6 выше 80 мкм применить технологический груз из гибкой проволоки или металлической пластины, согнутой по профилю лопатки колеса, концы которой должны плотно охватить

лопатку и удерживаться на ней при вращении. Начните установку технологического груза с места, где приварен груз при статической балансировке.

Добейтесь допустимого значения вибрации, переставляя технологический груз от первоначального положения влево или вправо, с одной лопатки на другую (располагая его у переднего или заднего диска) и меняя его массу. Одновременно фиксировать уменьшение или увеличение вибрации по прибору.

Заменить технологический груз на постоянный, меньший по массе (без учета массы сварного шва), и приварить на плоском диске с внутренней стороны, или на коническом диске с наружной стороны, в зависимости от того, ближе к какому диску крепился технологический груз.

Прокрутить вентилятор и еще раз проверить величину вибрации, прокрасить места приварки груза.

При монтаже вентиляторов следить за тем, чтобы в улитку одного направления вращения не попало колесо другого направления вращения, для чего на улитке и колесе нанесены стрелки, показывающие направление вращения.

Проверить в блоках вентиляторов правильность установки зазоров А, Б, В. Кроме того, колесо устанавливается соосно с входным патрубком улитки. Допуск соосности - R5MM. СООСНОСТЬ колеса и входного патрубка вентиляторов контролируется по смещению внутренней цилиндрической поверхности патрубка относительно входного отверстия колеса.

Регулировку зазора А вентилятора ЦВ9-37,6-7,6 произвести путем переме-щения приводного электродвигателя; вентилятора Ц9-37,6~7,6 - путем перемещения улитки, для чего в каркасах вентиляторов имеются овальные отверстия.

Регулировку зазора Б вентиляторов произвести путем осевого перемещения входного патрубка улитки, для чего в патрубке предусмотрены овальные отверстия. Регулировку зазора В и соосности колеса с входным патрубком улитки выполнить путем установки пластинчатых металлических прокладок под лапы приводного электродвигателя для вентилятора ЦВ 9-3 7,6-7,6 и под опорные кронштейны улитки для вентилятора Ц9- 37,6-7,6.

Читайте также: