Шкаф обдува трансформатора шаот

Обновлено: 19.05.2024

Управление работой системы охлаждения осуществляется автоматически.

Охлаждающие устройства в системах охлаждения мощных трансформаторов разбиты на несколько групп, которые последовательно включаются в работу в зависимости от изменения условий работы трансформаторов. Электрическая схема управления системой охлаждения типа ДЦ должна обеспечивать:

1. Автоматическое включение основной группы охлаждающих устройств одновременно с включением трансформатора на номинальное напряжение в режиме холостого хода.

2. Автоматическое включение первой дополнительной группы при повышении нагрузки трансформатора свыше 40% номинальной.

3. Автоматическое включение второй дополнительной группы при повышении нагрузки трансформатора свыше 75% номинальной.

4. Автоматическое отключение охлаждающих устройств при указанном выше изменении нагрузки и отключении трансформатора.

5. Автоматическое включение резервного охладителя вместо вышедшего из строя в результате аварии рабочего.

6. Автоматическое включение резервного питания при недопустимом снижении или исчезновении напряжения в основной питающей цепи, а также обратное переключение в основную цепь при восстановлении в ней допустимого напряжения.

7. Возможность ручного управления каждым охладителем.

8. Сигнализацию на щит управления о прекращении работы системы охлаждения, о включении в работу резервного охладителя, о включении резервного питания.

9. Защиту электродвигателей от токов короткого замыкания, перегрузок и работы на двух фазах.

Для включения и отключения основного и резервного

Заводами выпускаются несколько типоисполнений шкафов управления типа ШАОТ-ДЦ:

- основной шкаф для одного резервного охладителя, двух охладителей основной группы и одного охладителя дополнительной группы;

- основной шкаф для одного резервного охладителя, одного охладителя основной группы и одного охладителя дополнительной группы;

- дополнительные шкафы соответственно для двух, трех и четырех рабочих охладителей.

Систему охлаждения мощного силового трансформатора комплектуют одним или несколькими шкафами, обеспечивающими заданный режим работы.

На рисунке 1 показана принципиальная схема управления работой охлаждающих устройств системы охлаждения типа ДЦ. Силовые цепи электродвигателей насосов и вентиляторов питаются от сети трехфазного переменного тока напряжением 220 или 380 В; цепи управления и сигнализации питаются от сети однофазного переменного и постоянного тока напряжением 220 В.

1Qa, 1Qb, 1Qc — контакты выключателей трансформатора; К20 — промежуточное реле включения рабочего и резервного вводов питания; S1F—S8F, S30F, S31F — автоматические выключатели; K2S — реле времени; K11, К12— магнитные нереверсивные пускатели рабочего и резервного вводов питания; К1—К4 — магнитные нереверсивные пускатели охлаждающих устройств; l—IV — охлаждающие устройства соответственно: резервного охладителя, рабочего охладителя, рабочего охладителя первой дополнительной группы и рабочего охладителя второй дополнительной группы; S1—S4, S21 — универсальные переключатели; К21-К26 — реле промежуточные; H1 — лампа сигнальная; К31, К32 — контакты реле тока; E1, Е2 — контакты термосигнализатора

Рисунок 1 - Принципиальная электрическая схема управления системой охлаждения типа ДЦ

Для автоматического управления универсальные переключатели устанавливают в положение «Автоматическое», а автоматические выключатели в положение «Включено».

При включении трансформатора в сеть размыкаются вспомогательные контакты выключателей трансформатора и обесточивают катушку промежуточного реле К20. Контакты этого реле замыкаются, что приводит к включению охлаждающих устройств основной группы.

При повышении нагрузки трансформаторов свыше 40% номинальной закрываются контакты токового реле К32 в цепи управления выключателей трансформатора. Это приводит к срабатыванию реле К22, которое закрывает свои контакты в цепи управления охлаждающих устройств первой дополнительной группы. Охлаждающие устройства включаются в работу.

При повышении нагрузки трансформаторов более 75% номинальной закрываются контакты токового реле К31 в цепи управления выключателей трансформатора. Это приводит к включению охлаждающих устройств второй дополнительной группы.

Отключение охлаждающих устройств происходит аналогично.

При выходе из строя одного из рабочих охлаждающих устройств замыкаются контакты пускового реле этого устройства в цепи управления резервного охлаждающего устройства, которое с выдержкой времени включается в работу. Резервное охлаждающее устройство включается в работу также при повышении темпера: туры масла в трансформаторе выше допустимых значений. Для этого в схему управления выключателями трансформатора введены контакты термосигнализаторов, контролирующих температуру масла. При срабатывании контактов термосигнализатора происходит включение или отключение промежуточного реле, имеющего контакты в цепи управления резервным охлаждающим устройством.

При снижении напряжения в рабочем вводе питания ниже 85% номинального или при полном его исчезновении отключается магнитный пускатель рабочего ввода, который замыкает свои контакты в цепи магнитного пускателя резервного ввода. Магнитный пускатель резервного ввода включает резервное питание.

При падении напряжения до 85% номинального в рабочем и резервном вводах питания произойдет возврат реле минимального напряжения. Своим замыкающим контактом в цепи сигнализации реле дает сигнал о падении напряжения.

Ручное управление каждым охлаждающим устройством осуществляется установкой универсального переключателя в схеме его управления в положение «Местное».

Защита электродвигателей насосов и вентиляторов осуществляется автоматическими выключателями.

Электрическая схема управления системой охлаждения типа Ц должна обеспечивать:

1. Автоматическое включение всех рабочих электронасосов при подаче напряжения на трансформатор, если температура верхних слоев масла в баке равна или превышает 15°С.

2. Автоматическое отключение всех рабочих электронасосов при снятии напряжения с трансформатора или при снижении температуры верхних слоев масла в баке трансформатора ниже +15°С, но только после закрытия моторных задвижек подачи воды.

3. Автоматическое включение пускового электронасоса при подаче напряжения на трансформатор, если температура слоев масла в баке трансформатора ниже 15°С.

4. Автоматическое отключение пускового насоса при снятии напряжения с трансформатора или при включении в работу рабочих электронасосов.

5. Автоматическое включение резервного питания при недопустимом снижении или исчезновении напряжения в основной цепи, а также обратное переключение на основную цепь при восстановлении в ней допустимого напряжения.

6. Автоматическое включение резервного маслонасоса вместо аварийно отключенного рабочего.

7. Сигнализацию о включении и отключении пускового электронасоса, о включении и отключении каждого рабочего электронасоса, о включении резервного электронасоса вместо вышедшего из строя рабочего, о прекращении работы всех рабочих электронасосов, о включении резервного источника питания.

8. Сигнализацию о закрывании и открывании автоматических задвижек на линии подачи воды в маслоохладители.

9. Автоматическое включение циркуляции воды через маслоохладители только после включения рабочих электронасосов циркуляции масла. Автоматическое отключение циркуляции воды при снижении температуры масла ниже 15°С или при снятии напряжения с трансформатора.

На рисунке 2 показана принципиальная электрическая схема управления системой охлаждения типа Ц.

схема управления системой охлаждения трансформатора

1Qa, 1Qb, 1Qc — контакты выключателей трансформатора; К20 — реле промежуточное для включения рабочего и резервного ввода питания; S1F—S3F, S30F, S31F — автоматические выключатели; K1, К2 — магнитные нереверсивные пускатели рабочего и резервного ввода питания; КЗ—К5 — магнитные нереверсивные пускатели управления электронасосом; I — пусковой (резервный) электронасос; II, III — рабочие электронасосы; S1—S3 — универсальные переключатели; К21, К22 — реле промежуточные; E1, Е2 — контакты термосигнализатора

Рисунок 2 Принципиальная электрическая схема управления системой охлаждения типа Ц

Для автоматического управления работой системы охлаждения автоматические выключатели необходимо установить в положение «Включено», а универсальные переключатели — в положение «Автоматическое».

В случае включения трансформатора при температуре масла в нем ниже 15°С включается только пусковой насос, рабочие насосы не включаются благодаря наличию нормально открытых контактов пускового реле в их пусковой цепи.

При повышении температуры масла более 15°С замыкаются контакты термосигнализатора, срабатывает пусковое реле, включаются пусковые .цепи рабочих маслонасосов и одновременно разрываются цепи питания пускового насоса. Одновременно с пусковым реле срабатывает реле открывания задвижек, которое с выдержкой времени включает электрическую цепь открытия задвижек по воде. При понижении температуры масла ниже 15°С вначале срабатывает электрическая цепь закрытия задвижек по воде, а затем цепь отключения рабочих охладителей и включения пускового насоса.

Аппаратура управления работой системы охлаждения располагается в шкафах типа ШАОТ-Ц или ШАОТ-ЭЦ.

Шкаф обдува трансформатора шаот

Шкаф автоматического управления охлаждением трансформаторного оборудования ШАОТ-М предназначен для управления, защиты и сигнализации состояния электродвигателей маслонасосов (ЭМ) и вентиляторов (ЭВ) систем охлаждения (СО) трансформаторного оборудования.
ШАОТ-М разработан с учетом требований к современным системам управления нового поколения и обеспечивает наблюдаемость и управляемость из ОПУ, а также позволяет перейти к необслуживаемому принципу работы. ШАОТ-М соответствует принятой технической политике ПАО "Россети" по созданию цифровых ПС без постоянного оперативного персонала.

SHAOT 01

Преимущества ШАОТ-М

  • Расширенная диагностика с контролем токов нагрузки электродвигателей;
  • Определение остаточного ресурса по каждому электродвигателю;
  • Адаптивный алгоритм управления системой охлаждения;
  • Дублированная оптическая помехозащищенная линия связи с ОПУ, взамен многочисленных медных кабельных трасс;
    возможность подключения к ШАОТ-М различных типов входных сигналов («сухой» контакт, 220 АС/DС, 0-1(5)А, 0(4)-20мА, Рt100, RS485, Ethernet и т.п.);
  • Сокращение числа шкафов промежуточных клеммных зажимов, кроссовых шкафов и сокращение кабельных трасс от технологического оборудования в ОПУ за счет наличия в ШАОТ-М резервных каналов для ввода сигналов от датчиков трансформаторного оборудования и передачи информации по цифровым протоколам в АСУ ТП;
  • Применение современных микропроцессорных контроллеров, поддерживающих открытые протоколы цифрового обмена данных (МЭК61850, Modbus и др.), позволяет эффективно интегрировать ШАОТ-М с объектами автоматизации и АСУ ТП ведущих фирм;
  • ШАОТ-М адаптирован для замены традиционных релейных шкафов управления и реализации нестандартных алгоритмов Заказчика;
  • Дистанционный режим управления ЭВ и ЭМ с помощью панели дистанционного управления (ПДУ);
  • Режим корректировки уставок алгоритма ШАОТ-М оператором непосредственно с ПДУ (для опытных и пусковых работ);
  • Компактные размеры, высокая степень защиты от воды, пыли, холода и тепла;
  • Повышенная надежность контроллера (более миллиона часов наработки на отказ основных модулей) и энергонезависимая память управляющего контроллера.

Функции управления, реализованные в ШАОТ-М

ШАОТ-М предназначен для управления СО трансформаторного оборудования типа М/Д/ДЦ/Ц в трех режимах:
- Ручной (местный) режим управления СО непосредственно с ШАОТ-М, независимо от состояния входных сигналов;
- Автоматический режим управления СО трансформаторного оборудования по заданному алгоритму в зависимости от входных сигналов;
- Дистанционный режим управления СО оператором из ОПУ с помощью ПДУ или дистанционное управление от АСУ ТП, удаленных диспетчерских пунктов.

Функции защиты, сигнализации, информационного обмена ШАОТ-М

  • Индивидуальная защита электродвигателей маслонасосов и вентиляторов от перегрузки, короткого замыкания, исчезновения фазы и от асимметрии фаз;
  • Плавный пуск или/и частотное регулирование электродвигателей маслонасосов и вентиляторов;
  • Индикация нагрузки электродвигателей с функцией выявления ненагруженного двигателя или двигателя, работающего с повышенным моментом нагрузки;
  • Автоматическое включение резервного двигателя для обеспечения равномерного износа оборудования;
  • Автоматическое или ручное переключение на резервное электропитание СО при отказе основного;
  • Контроль состояния (исправности) коммутационных аппаратов, управляющих двигателями;
  • Наличие панели дистанционного управления, устанавливаемой в ОПУ, для оперативного управления СО и визуализации её состояния;
  • Наличие канала связи для передачи в систему мониторинга или АСУ ТП информации о состоянии СО и параметров самодиагностики шкафа;
  • Обобщенная сигнализация (в том числе световая) и детализированная технологическая сигнализация рабочих и аварийных параметров СО и диагностических сигналов ШАОТ-М;
  • Достоверный контроль ресурса электродвигателей СО по количеству пусков и моточасов.

Варианты исполнения и поставки согласовываются на основании технических требований Заказчика:

Основной шкаф, предназначен для управления максимум шестнадцатью электродвигателями системы охлаждения.
Шкаф расширения, поставляется дополнительно к основному шкафу при количестве электродвигателей СО более 16-ти.

Оба шкафа аналогичны по конструктиву и габаритно-присоединительным размерам. ШАОТ-М устанавливается на открытом воздухе в непосредственной близости от трансформаторного оборудования.

SHAOT 02

Панель дистанционного управления

Панель дистанционного управления (ПДУ) в составе ШАОТ-М предназначена для:
- визуализации состояния СО трансформаторного оборудования;
- оперативного управления СО трансформаторного оборудования;
- связи с АСУТП по цифровому каналу.

На лицевой панели ПДУ размещена графическая панель визуализации и управления. ПДУ позволяет управлять СО при отсутствии (неготовности) АСУ ТП или дублировать/резервировать дистанционный режим управления. Одна ПДУ объединяет до 16-ти сдвоенных ШАОТ-М.

SHAOT 04
SHAOT 03

Обеспечение качества и надежности

  • разработка и серийный выпуск на собственных производственных площадях компании;
  • применение высоконадежных комплектующих промышленного исполнения (наработка на отказ основных компонентов более миллиона часов);
  • контроль и организация всего цикла заказа, проектирования, сборки, наладки, отгрузки и внедрения, применением специализированного инструмента;
  • 100% заводская наладка и тестирование ШАОТ-М перед отправкой Заказчику.

ШАОТ-М перед отправкой упаковывается в тару, обеспечивающую надежную защиту продукции в процессе транспортирования и хранения на площадке Заказчика.

Производство, техническое обслуживание, сервис

Исследование, разработка и серийное производство размещено на собственных производственных площадях ЗАО "Интера". Для всей выпускаемой продукции разработаны типовые решения, схемы привязки, регламенты технического обслуживания, эксплуатационная документация.
Специалисты ЗАО "Интера" выполняют шефмонтажные и пусконаладочные работы. При выполнении пусконаладочных работ проводится обучение эксплуатационного персонала на Объектах установки.
Вся выпускаемая продукция проходит 100% наладку и испытания после изготовления, что сокращает сроки внедрения продукции на объектах Заказчика.
Отдел сервиса и технической поддержки ЗАО "Интера" оперативно осуществляет гарантийную поддержку поставленной продукции в режиме on-line консультаций и с выездом на объект в случае необходимости.
Осуществляется послегарантийное сопровождение продукции: регулярное техническое обслуживание, переобучение персонала и продление гарантийного срока эксплуатации.

Системы мониторинга и технического диагностирования трансформаторного оборудования «СКУ», производства АО «ИНТЕРА», приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №2461 от «31» декабря

Изменение фирменного наименования ЗАО "Интера"

Фирменное наименование Закрытого Акционерного Общества «Интера» в связи с приведением Устава и наименования Общества в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской

"РПН-Монитор" - успешные испытания с РПН производства MR

19 июля 2017г. специалисты ЗАО "Интера" совместно с сотрудниками "Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы" провели испытания прибора контроля параметров устройств РПН в режиме

Участие в работе международной ассоциации "ТРАВЭК"

07-08 июня 2017 года в г. Москве, в рамках XХV Международной научно-технической конференции "Силовые и распределительные трансформаторы. Реакторы. Системы диагностики", ЗАО "Интера" был

XIII Московский международный инновационный форум и выставка "Точные измерения – основа качества и безопасности 2017"

С 17 по 19 мая 2017 года по приглашению ФБУ "Кировский ЦСМ" представители ЗАО "Интера" в очередной раз приняли участие в XIII-ом Московском

ООО

ООО "ИНТЕРА ИНЖИНИРИНГ"

• выполнение монтажных и шеф-монтажных работ
• выполнение пусконаладочных работ
• проведение обучения персонала Заказчика

Шкаф управления ШАОТ-М

Назначение и область применения

Охлаждающие устройства трансформаторов, автотрансформаторов и их обслуживание

Теплота, выделяющаяся в обмотках, магнитопроводе и стальных деталях конструкции работающего трансформатора, рассеивается в окружающую среду, при этом процесс передачи теплоты может быть разбит на два этапа: передача теплоты от обмоток и магнитопровода охлаждающему маслу и от масла окружающей среде. На первом этапе передача теплоты определяется превышением температуры обмоток и магнитопровода над температурой масла, на втором — превышением температуры масла над температурой окружающей среды.
Принято считать, что охлаждающее устройство масляного трансформатора состоит из системы внутреннего охлаждения, обеспечивающей передачу теплоты на первом этапе охлаждения, и системы наружного охлаждения, обеспечивающей передачу теплоты на втором этапе.
Элементами системы внутреннего охлаждения являются горизонтальные и вертикальные каналы в обмотках и магнитопроводе, а также специальные трубы и изоляционные щиты, создающие направленную циркуляцию масла по каналам. Все элементы системы внутреннего охлаждения находятся внутри бака трансформатора, поэтому визуальный контроль за их состоянием невозможен.
Система наружного охлаждения включает маслоохладители, фильтры, насосы, вентиляторы и другое оборудование, расположенное снаружи трансформатора. За работой этого оборудования ведется систематический эксплуатационный надзор.
На подстанциях энергосистем применяются трансформаторы отечественного производства с системами охлаждения М, Д, ДЦ и Ц.
Система охлаждения М применяется у трансформаторов сравнительно небольшой мощности напряжением, как правило, до 35 кВ. Баки таких трансформаторов гладкие с охлаждающими трубами или навесными трубчатыми охладителями (радиаторами). Каждый радиатор представляет собой самостоятельный узел, присоединяемый своими патрубками к патрубкам бака. Между фланцами патрубков встроены плоские краны, перекрывающие доступ масла в радиатор. Естественное движение нагретых и холодных слоев масла в трансформаторе происходит за счет разной их плотности, т. е. за счет гравитационных сил. В окружающую среду теплота передается конвекционными потоками воздуха у поверхности бака и радиаторов, а также излучением.
Система охлаждения Д применяется у трансформаторов средней мощности напряжением 35, 110 и 220 кВ. Оно основано на использовании навесных радиаторов, обдуваемых вентиляторами. Вентиляторы устанавливаются на консолях, приваренных к стенке бака. Каждый вентилятор состоит из трехфазного асинхронного двигателя типа АЗЛ-31-4У и крыльчатки серии МЦ. Ступица крыльчатки имеет шпоночную посадку на вал двигателя, исключающую соскакивание крыльчатки во время работы.

Схема питания электродвигателей вентиляторов системы охлаждения Д


Рис. 1.6. Схема питания электродвигателей вентиляторов системы охлаждения Д

На рис. 1.6 приведена схема питания электродвигателей вентиляторов от электрической сети. По кабелю 1 напряжение от источника питания подается в магистральную коробку 2 , установленную на баке трансформатора. От этой коробки кабели идут к распределительным коробкам 3, соединенным между собой в кольцевую цепь. Из распределительных коробок через предохранители 4 (типа ПД1 с плавкими вставками на 4А при напряжении 220 В) питание по проводам 5 подается к электродвигателям.
Включение и отключение электродвигателей вентиляторов производятся автоматически и вручную. Для автоматического управления используются термометрические сигнализаторы типа ТС-100.
Система охлаждения ДЦ получила распространение для охлаждения мощных трансформаторов наружной установки напряжением 110 кВ и выше. Она основана на применении масляно-воздушных охладителей с принудительной циркуляцией масла и форсированным обдувом ребристых труб охладителей воздухом. Охладители комплектуются бессальниковыми центробежными насосами серии ЭЦТ и тихоходными вентиляторами типа НАП-7,4.
Для повышения эффективности теплообмена у крупных трансформаторов, выпускаемых отечественной промышленностью, движение масла внутри трансформатора упорядочено: охлажденное масло подается по специальным трубам к определенным частям обмоток, в результате чего создается направленная циркуляция масла по охлаждающим каналам. Для охлаждающих устройств с направленной циркуляцией масла через обмотки трансформаторов применяются насосы с экранированным статором типа ЭЦТЭ.
Управление охлаждением ДЦ автоматическое и ручное. Аппаратура управления смонтирована в специальных шкафах автоматического управления охлаждением трансформатора типа ШАОТ-ДЦ или ШАОТ-ДЦН (в обозначении типа шкафа: ДЦ - масляное охлаждение с дутьем и ненаправленной циркуляцией масла; ДЦН - то же, но с направленной циркуляцией масла).
Схема автоматического управления обеспечивает включение основной группы охладителей при включении трансформаторов в сеть, увеличение интенсивности охлаждения включением дополнительного охладителя при достижении номинальной нагрузки или заданной температуры масла в трансформаторе, включение резервного охладителя при аварийном отключении любого работающего, отключение вентиляторов обдува без остановки циркуляционных насосов.
Шкафы управления охлаждением оборудованы постоянно включенной сигнализацией о прекращении циркуляции масла, остановке вентиляторов дутья, включении резервного охладителя, переключении питания двигателей системы охлаждения от резервного источника при исчезновении напряжения или его понижении в основной сети. В шкафах имеются нагревательные элементы.
Система охлаждения Ц применяется для трансформаторов как наружной, так и внутренней установки. Она компактна, обладает высокой надежностью и тепловой эффективностью, что объясняется большей интенсивностью теплообмена от масла к воде, чем от масла к воздуху. Однако применение охлаждения Ц возможно только при наличии мощного источника водоснабжения.
Для трансформаторов наружной установки охладители размещают в помещениях с положительной температурой. Предусматриваются также меры, предотвращающие замерзание воды в маслоохладителях, насосах, водяных магистралях в зимнее время (слив воды из охладителей при отключении.

Принципиальная схема охлаждения Ц


Рис. 1.7. Принципиальная схема охлаждения Ц:
1 - трансформатор; 2 - рабочий насос; 3 - нормально открытый обратный клапан; 4 - резервный насос; 5 - пусковой насос; 6 - нормально закрытый обратный клапан; 7 - нормально открытая задвижка; 8 - дифманометр; 9 - адсорбер; 10 - пробковый кран;
11 - сетчатый фильтр; 12 - нормально закрытая задвижка; 13 - охладитель; 14 - дроссельный клапан; 15 -задвижка с электроприводом; 16 - расходомер воды; 17 –манометр трансформатора, отепление охладителей и др.).

На рис. 1.7 приведена принципиальная схема охлаждения Ц. Горячее масло из верхней части бака трансформатора 1 перекачивается насосом 2 через маслоохладитель 13, охлаждается циркулирующей в нем водой и возвращается через сетчатый фильтр 11 в нижнюю часть бака. Циркуляция воды через охладитель осуществляется с помощью водяного центробежного насоса.
Чтобы исключить подсосы воды в масло в случае образования неплотностей и трещин в трубах, по которым циркулирует вода, маслонасосы устанавливают перед маслоохладителем. С этой же целью избыточное давление масла в маслоохладителе поддерживают выше давления воды не менее чем на 0,1-0,2 МПа.
В схеме охлаждения Ц имеется ветвь с пусковым насосом 5 , который предназначен для перемешивания масла и выравнивания его температуры во всех зонах бака трансформатора. Пусковой насос создает циркуляцию масла вне контура охладителей. Он автоматически включается при включении трансформатора под напряжение и отключается при достижении температуры масла 15°С. Далее включаются рабочие насосы, которые должны работать при всех режимах работы трансформатора.
В системах охлаждения Ц имеются приборы для контроля температуры, расхода и давления масла и воды, для очистки масла и воды, а также аппаратура управления охлаждением и различные сигнальные устройства.
Автоматическое и ручное управление охлаждением Ц осуществляется при помощи шкафов типов ШАОТ-ЦТ и ШАОТ-ЦТЭ (в обозначении шкафа: Ц - условное обозначение системы охлаждения; Т - для управления насосами серии ЭЦТ; ТЭ - то же для насосов ЭЦТЭ). В шкафах имеются индивидуальные ключи для выбора режима работы каждого насоса с положением: "Отключено", "Ручное управление", "Автоматическое управление".
При ручном управлении включение в работу системы охлаждения производится после включения трансформатора в сеть: сначала включают в работу масляный насос и проверяют циркуляцию масла в маслоохладителе, затем подают охлаждающую воду и проверяют соотношение давлений воды и масла. При необходимости регулируют давление воды. Маслоохладители в системе масловодяного охлаждения снижают температуру масла на 10-15°С и способны поддерживать температуру верхних слоев масла на уровне 50-55°С. Поэтому подачу охлаждающей воды в маслоохладители производят при температуре не ниже 15°С. Циркуляцию воды прекращают при понижении температуры масла до 10°С. Отключение масловодяного охлаждения производят после отключения трансформатора от сети: сначала прекращают доступ воды в маслоохладитель, а затем отключают маслонасос.
Схема шкафа при автоматическом управлении обеспечивает следующие процессы: автоматическое включение пускового насоса при подаче напряжения на трансформатор, если температура верхних слоев масла в баке ниже 15°С; отключение пускового насоса при отключении трансформатора от сети, а также при включении рабочего насоса; включение рабочего насоса при подаче напряжения на трансформатор, если температура масла равна или превышает 15°С; отключение рабочего насоса при снятии напряжения с трансформатора или снижении температуры масла ниже 15°С (только после закрытия задвижки подачи воды); включение нагревателей в шкафу при температуре окружающей среды -20°С; включение резервного насоса вместо рабочего, вышедшего из строя; включение резервного источника питания при исчезновении напряжения в основной питающей сети; защиту насосов от перегрузки, КЗ и обрыва фазы электродвигателя, что часто имеет место при нарушении контакта в предохранителе вследствие повышенной вибрации.
Обслуживание систем охлаждения состоит в наблюдении за работой и техническом уходе за оборудованием, используемым в системе охлаждения. При техническом уходе руководствуются заводскими инструкциями и местными указаниями по эксплуатации оборудования. Осмотр систем охлаждения производится одновременно с осмотром трансформаторов. При осмотре проверяется целость всей системы охлаждения, т.е. отсутствие течей масла, работа радиаторов - по их нагреву, определяемому на ощупь, работа охладителей охлаждения ДЦ - по их нагреву и по показаниям манометров, установленных вблизи патрубков маслоперекачивающих насосов, работа адсорбных фильтров - ощупыванием рукой, состояние креплений трубопроводов, охладителей, насосов и вентиляторов, работа вентиляторов - по отсутствию вибрации, скрежета и задеваний крыльчаток за кожух. Попутно заметим, что главными причинами поломки крыльчаток, износа подшипников и течей масла из охлаждающих устройств являются повышенные вибрации, появляющиеся из-за несвоевременного устранения мелких дефектов, ослабления болтовых креплений, плохой смазки подшипников, осевых биений крыльчаток вентиляторов и т. д.
Технический уход за устройствами систем охлаждения включает в себя устранение обнаруженных при осмотрах неисправностей, замену износившихся деталей (лопаток насосов, лопастей вентиляторов, подшипников), чистку охладителей и вентиляторов, смазку подшипников, контроль сопротивления изоляции электродвигателей.
При уходе за охладителями системы охлаждения Ц выполняются периодические очистки труб и водяных камер от ила и других отложений на поверхностях охлаждения.
При осмотре шкафов автоматического управления охлаждением проверяется отсутствие нагрева и коррозии контактов, а также повреждений изоляции токоведущих частей аппаратуры, уплотнение днищ и дверей шкафов от проникновения в них пыли и влаги.
Внеочередной осмотр автоматических выключателей в шкафах следует производить после каждого отключения ими тока КЗ, а также следует осматривать контакты магнитных пускателей и автоматических выключателей после автоматического отключения электродвигателей вентиляторов и насосов. При осмотрах необходимо руководствоваться требованиями общих правил техники безопасности, так как наличие напряжения на токопроводящих частях аппаратов и сборных узлов, не имеющих защитных кожухов, представляет опасность для персонала.
Исправность схем питания двигателей охлаждения и действие АВР проверяются по графику не реже 1 раза в месяц.
Эффективность работы систем охлаждения в целом проверяется по температуре верхних слоев масла в трансформаторе. При исправном охлаждении максимальные температуры масла не должны превышать в трансформаторах с охлаждением М и Д 95°С, с охлаждением ДЦ при мощности до 250 MB А включительно 80°С и при мощности выше 250 MB·А 75°С, у трансформаторов с охлаждением Ц температура масла на входе в маслоохладители не должна превышать 70°С.
За максимальную температуру масла здесь принимается температура масла под крышкой бака, измеренная при работе трансформатора с номинальной нагрузкой в течение 10-12 ч для трансформаторов с охлаждением М и Д и в течение 6-8 ч для трансформаторов с охлаждением ДЦ при неизменной температуре охлаждающего воздуха, равной 40°С. Такой большой период времени наступления установившегося теплового режима у трансформаторов с охлаждением М и Д объясняется небольшим перепадом температур между обмотками и верхними слоями масла при сравнительно низких скоростях движения масла в баке. У трансформаторов с принудительной циркуляцией масла (охлаждение ДЦ) скорость перемещения масла в баке выше и перепад температур между обмотками и верхними слоями масла близок к расчетному превышению средней температуры обмоток над средней температурой масла, который составляет около 30°С.
В эксплуатации при номинальной нагрузке трансформатора температура верхних слоев масла редко достигает максимального значения. Однако если это имеет место, и особенно у трансформаторов, включаемых в работу после ремонта, то возможны следующие причины повышения нагрева масла для охлаждения М и Д: закрыты или не полностью открыты плоские краны радиаторов, из верхних коллекторов радиаторов не выпущен воздух при заполнении радиаторов маслом, сильно загрязнены наружные поверхности радиаторов. Для охлаждения Д кроме перечисленных могут быть названы следующие причины: в работе находятся не все вентиляторы, крыльчатки вентиляторов вращаются в обратную сторону. Для системы охлаждения ДЦ характерны следующие причины: рабочее колесо насоса вращается в обратную сторону, недостаточно число работающих вентиляторов, крыльчатки вентиляторов вращаются в обратную сторону, сильно загрязнены поверхности ребер трубок охладителей и т. д.
Если неисправность в работе механизмов охлаждения не будет обнаружена при внешнем осмотре, следует предположить, что причиной повышенного нагрева является неисправность самого трансформатора.

Читайте также: