Шкаф для обучения канареек

Обновлено: 18.05.2024

Во время обучения клетки с молодыми кенарами затемняют то сильнее, то слабее с помощью занавесок синего, зеленого или голубого цвета. Занавеска может быть общей для всех клеток или индивидуальной. Последнее удобнее, так как позволяет открывать любую клетку для прослушивания пения ученика, не снимая затемнения с других клеток. Можно затемнить и всю комнату, где находятся обучаемые птицы, занавешивая окна. В этом случае учителей помещают на подоконник за занавеской.

Однако наиболее удобно обучать кенаров пению в специальном учебном шкафу, который может быть рассчитан на любое количество учеников. Он состоит из отдельных ячеек с задней стенкой и дверцей, застекленной матовым или молочным стеклом. Для доступа воздуха и вентиляции в задней стенке ячейки нужно просверлить отверстия.

Учебный шкаф можно сделать самому из сухих досок или многослойной фанеры. Для этой цели пригоден и книжный шкаф, но его нужно разделить перегородками на соответствующее количество ячеек и прикрепить к ним на петлях дверцы.

В каждую ячейку ставят одну клетку с молодым кенарем. Клетка должна свободно входить в ячейку. Открывая или закрывая дверки в каждой ячейке, можно регулировать световой режим для содержащихся в нем птиц. Это делают для того, чтобы с помощью затемнения (полумрака) создать необходимые условия во время обучения. Сидя в полумраке, молодой самец внимательно слушает песню учителя, не отвлекаясь ничем посторонним.

Клетку с ведущим певцом лучше ставить напротив учебного шкафа, в крайнем случае в одну из верхних ячеек шкафа. Обычно клетки с плохо поющими молодыми самцами размещают как можно ближе к секции с учителем. Такой режим обучения благотворно влияет на становление голоса молодого кенара - в его песне появляются новые колена и исчезают резкие звуки и выкрики.

Для прослушивания песни молодых самцов их следует поодиночке освобождать от затемнения и давать возможность в течение 30-40 минут свободно петь. За песней молодых птиц необходимо следить внимательно, не допуская ее искажения. При ошибках или искажениях пение нужно немедленно прекратить, применяя затемнение. Неисправимых надо выбраковывать. Таким образом, процесс обучения очень сложен. Отсюда понятно, почему из всех обучающихся молодых самцов только небольшая часть становиться хорошими певцами. Остальные остаются или посредственными, или вовсе негодными певцами, у которых в песне сплошной брак: "рычки", "трещотки" и "цывки".

Когда молодая птица научится хорошо исполнять песню, необходимо закрепить этот навык. Поэтому не надо спешить с окончанием учебы, а нужно предоставить молодым певцам возможность продолжать слушать песню учителя.

Затемнение следует применять с большой осторожностью, так как птицам в таких условиях живется трудно. Несколько раз в день дверцы открывают, чтобы кенары могли вдоволь поесть, напиться воды и выкупаться. На ночь шкаф оставляют с открытыми дверцами для свободного доступа воздуха. Некоторые любители используют учебные шкафы как средство изоляции взрослой птицы. И делают это под разными предлогами: сорят, мешают песней что-то делать, привлекают внимание посторонних лиц и др. И никто обычно не задумывался над тем, а сколько же еще "затемненных часов" добавляется к ночным. А иногда получаете", - что в общей сложности канарейки сидят в темноте более 16 часов в сутки. И так почти каждый день. Есть любители, которые в какой-то мере понимают отрицательное воздействие искусственно созданной темноты и делают шкаф из светопроницаемых материалов. Но и это не намного улучшает содержание канареек.

Некоторые любители считают, что плановая песня - это только постоянное чередование колен. Подобное мнение ошибочно. Плановая песня должна соответствовать двум основным требованиям. Во-первых, необходимо правильно чередовать колена и гармонично их сочетать с мягкими, не резкими переходами. Во-вторых, устойчивое чередование колен должно сочетаться с исполнением всей песни от начала до конца без остановки.

Очень красиво, когда кенар, пропев песню, повторяет вторую ее половину. Такая песня бывает продолжительной и интересной.

Для обучения молодых самцов пению, кроме хороших поющих кенаров и певчих птиц, иногда применяют также технические средства: органчик, свистки, записи ведущих певцов на грампластинку или магнитофонную ленту. Удачным вспомогательным средством для обучения канареек пению является органчик. Но секрета изготовления его нет. По-видимому, следовало бы разработать образец такого органчика и начать его массовое изготовление для продажи любителям, а также организовать обучение молодых канареек пению и продавать их через сеть зоомагазинов.

Обучение кенара с помощью свистков. Несколько слов о свистках. Они просты в изготовлении. На рис. 18 показан воздушный свисток, рекомендуемый А. Рыбаниным для воспроизведения различных россыпей. Если в резервуар не наливать воду, получится невибрирующая россыпь, пригодная для обучения канареек запевке. Если резервуар наполнить до определенного уровня водой, получится вибрирующая россыпь. К этому свистку необходимы 2-3 сменяемые трубки разного диаметра, что позволит варьировать тональность звуков.

Основная деталь в свистке для обучения россыпям - трубка, изготовленная из мягкой жести. Короткий свисток при минимальном сечении дает более высокий звук. Верхняя часть трубки при продувании воздуха закрывается для регулирования звука. Нижний конец служит для насадки резьбы и соединения с резервуаром. На расстоянии 20 мм от верхнего конца просверливают отверстие диаметром 2-3 мм. Внутрь вставляют перегородки из пчелиного воска или пробку, соответствующую диаметру трубки, длиной 4-6 мм. Примерно на 1-1,5 мм по длине срезают пластину. Перегородку вставляют в трубку через длинный ее конец так, чтобы передний край доходил до края вырезанного отверстия.

Учебный шкаф для обучения кенаров пению

Как уже говорилось ранее, клетку с «учителем» устанавливают напротив шкафа, в котором содержатся «ученики», или в одну из верхних ячеек этого шкафа. Плохо поющие птицы должны быть помещены ближе к «учителю», что будет способствовать лучшему становлению их голосов. Канаровод изо дня в день должен наблюдать за распевкой своих питомцев и периодически прослушивать их. При появлении в пении молодых кенаров резких и громких трелей он усиливает их затемнением, чтобы птицы сами пели тише и лучше прислушивались к пению учителя.

Со временем бессвязные, еще совершенно не похожие на красивое стройное пение звуки молодых самцов преобразуются в отдельные колена – составные части их будущей песни. Примерно через месяц в напевах самцов начнут проявляться различия, которых новичок-любитель может и не заметить. Поэтому для прослушивания птиц рекомендуется приглашать опытного специалиста.

Первое прослушивание кенаров проводится примерно через месяц после начала обучения. Для этого их поодиночке высвобождают из затемненной клетки или помещают в отдельную светлую комнату, где они имеют возможность свободно петь в течение 30–40 мин.

Если специалист обнаружит в песне птицы ошибки и искажения, клетку тут же затемняют, прекращая пение. Если при следующих прослушиваниях эти недостатки не исправятся, кенара забраковывают как певца.

Прослушав всех кенаров, их клетки следует переставить. В отдельные группы собираются самцы, в пении которых проявляется примерно общий набор колен. Таким образом, птиц разделяют по напевам, в соответствии с выработанными задатками. Расставленные таким образом клетки помогут канароводу добиться наилучшей слаженности в пении птиц и, как следствие, устойчивости их пения.

Певцы-самоучки самостоятельно формируют свою песню, на что уходит гораздо больше времени.

Молодых, недавно сформировавшихся певцов уже можно использовать в качестве помощников ведущего певца при обучении более позднего выводка. Но, прежде следует убедиться, что новый певец действительно правильно перенял песню учителя и постоянно выдерживает ее план.

Планом, или структурой, песни является постоянное чередование колен в определенном порядке. Это чередование должно быть правильным и гармоничным, а переходы от одного колена к другому – мягкими. Помимо этого, певец должен исполнять сразу всю песню от начала до конца и без остановок.

Очень красивым приемом считается, когда кенар, полностью пропев всю песню, повторяет ее вторую половину. Такое пение получается не только продолжительным, но и интересным.

Использование музыкальных инструментов.

Для обучения канареек пению с помощью музыкальных инструментов в настоящее время используются специальные воздушные свистки, которые воспроизводят звучание различных россыпей.

Основной деталью такого свистка является трубка из мягкой жести. Чем она короче и уже, тем более высоким будет издаваемый звук. Его громкость регулируется прикрытием верхней части тр убки.

На расстоянии 2 см от верхнего конца просверливается отверстие диаметром 2–3 мм, в которое вставляется перегородка из пчелиного воска или пробка соответствующего диаметра и длиной 4–6 мм. Вставляемая через край трубки перегородка должна доходить до вырезанного отверстия.

К нижней части трубки прикрепляется специальный резервуар, заполняемый водой. Когда он пуст, свисток звучит как невибрирующая россыпь. Такие звуки используются для обучения птиц запевке. Заполненный водой до определенного уровня резервуар придает свистку звучание вибрирующей россыпи. Тональность звучания свистка меняется путем замены трубки на трубку другого диаметра.

Использование электронной записи.

Этот метод включает в себя использование записей пения лучших певцов-кенаров. Этот способ удобен тем, что не требует присутствия самой птицы-»учителя», которую очень трудно найти. Качественная запись вполне может заменить певца-кенара.

В настояще е время обучение канареек с помощью подобных записей является на Западе самым распространенным методом. Однако не всегда такое обучение заканчивается удачно, поскольку эта методика еще полностью не разработана.

Для российских канароводов часто записи песен хороших певцов являются недоступными из-за дороговизны. Кроме того, обладатели птиц с красивым напевом обычно неохотно делятся своим искусством с другими канароводами, желая сохранить уникальность пения своего питомца и единоличное владение определенным напевом. В результате птицы так и исчезают, не передав своего умения ни одному кенару, либо переходят в частные руки богатых владельцев, которые приобретают птицу скорее просто для развлечения, не заботясь о развитии певческого искусства канареек. Если к тому же таким владельцем является иностранец, это, как правило, сопровождается резким изменением условий содержания кенаров. В результате их песня изменяется и чаще всего страдает качество исполнения.

Для тех, у кого е сть возможность, предлагаются некоторые рекомендации по записи пения кенаров и использованию ее при обучении:

› во время записи в комнате не должно быть посторонних шумов (в том числе и шума от работы аппаратуры), которые будут отвлекать от обучения и, что хуже всего, могут оказаться включенными в песню кенара;

› песню кенара необходимо записать несколько раз под– ряд – впоследствии из этих записей выбирается наиболее чистая по звучанию и правильная по исполнению или делается монтаж из набора отдельных колен, собранных в определенном порядке;

› можно объединить в одной записи 2 разные песни, однако сделать это очень трудно;

› наилучшим временем для начала обучения кенара с использованием записей являются утренние часы;

› после каждой песни необходимо делать интервал не менее чем в 10 с – во время этой паузы вставляется позывка кенара;

› запись должна прослушиваться учеником не менее чем по 40–50 мин 4 раза в день;

› записи рекомен дуется использовать только на начальной стадии обучения, а также для совершенствования песни ведущего кенара, чтобы он не забывал плана исполнения песни.

Ученики с хорошей наследственностью легко воспринимают записанную и проигранную песню, даже если она очень сложная по содержанию. Однако, когда они выйдут на полный голос, необходимо перейти от записей к кенару-учителю.

Запись ведущего кенара полезно ставить и во время линьки самцов, когда они поют редко. Кроме того, ее используют в случае когда приобретается самец с еще незакрепившимся планом песни.

При правильном выполнении всех описанных действий результат будет обязательно даже в том случае, если заводчик раньше не имел никакого опыта обучения канареек пению.

10. Разведение канареек.

Птицы, используемые в качестве производителей, должны быть здоровыми, подвижными и энергичными. Помимо больных и слабых особей, для разведения не стоит использовать также птиц м оложе 10 мес и старше 4 лет. Не рекомендуется прибегать к инбридингу, то есть спариванию близкородственных особей. Как правило, в результате такого спаривания получается слабое, нежизнеспособное потомство.

Большое внимание нужно уделить рациону канареек, о чем было рассказано в предыдущей главе.

Начинающим канароводам следует знать, что не только самки, но и самцы должны быть в хорошей физической форме. Поэтому, перед тем как пустить кенаров в гнездовые садки, их надо как можно чаще выпускать на прогулки. Особенно это касается канареек певчих пород, которых во время обучения пению держат в маленьких одиночных клетках, что не очень хорошо сказывается на физических данных птицы.

Начинать разводить канареек следует в марте-апреле, когда заметно прибавляется световой день и появляется первая зелень, необходимая для подрастающего поколения. Впрочем, современные канароводы получают потомство от птиц практически в любое время года. Для этого используется электр ическое освещение, с помощью которого можно ежедневно удлинять световой день на 1–1,5 ч в неделю, постепенно доводя его до 14–15 ч в сутки. При разведении канареек освещенность помещения в утренние и вечерние часы должна быть близкой к освещенности в дневное время.

Одним из самых важных моментов в разведении канареек является подбор пары. Дело в том, что партнеры должны соответствовать друг другу по породным признакам – напеву, экстерьеру, окраске и т. п. Не рекомендуется составлять пару из птиц разных породных направлений – цветного и певчего. Кроме того, производители не должны иметь врожденных физических недостатков – кривых лап и пальцев, деформированного клюва и т. д.

Спаривать птиц следует только при условии, что они физиологически готовы к гнездованию. Это очень легко определить по их внешнему виду и поведению.

Готовность к размножению может проявляться по-разному. Самки обычно ведут себя очень возбужденно в этот период. Если их содержится несколько штук в одной клетке, часто вспыхивают ссоры. Еще одним признаком готовности самки к размножению является стремление к постройке гнезда – самка начинает переносить в клюве травинки, перышки, обрывки бумаги и собирать все это в разных уголках клетки.

Можно безошибочно определить степень готовности самки к спариванию, положив на дно клетки мелко нарезанную марлю или вату. Если птица начнет энергично теребить ее клювом, значит, пришла пора пустить ее в гнездовой садок с кенаром (самцов помещают туда на неделю раньше, чем самок).

При внешнем осмотре канареек также можно выяснить, готовы ли они к размножению. Незадолго до спаривания на брюшке у самки появляется так называемое наседное пятно, представляющее собой участок голой кожи, который со временем увеличивается в размерах. Гузка самки в период готовности к спариванию сильно выдается вперед, заметно утолщается и сравнивается с брюшком.

Клетки

В квартире удобнее всего держать канареек в клетках. Известно несколько их типов и конструкций. Они могут быть изготовлены полностью из металла (сталь алюминий или дюраль) — цельнометаллические; из дерева (каркас и прутья из крепких пород дерева); или комбинированные (каркас из дерева, прутья из стальной проволоки).

Клетки: а - б — цельнометаллические, в — комбинированные

Клетки: а - б — цельнометаллические, в — комбинированные

В последние десятилетия получили широкое распространение клетки из органического стекла, гетинакса и других синтетических материалов с металлической решеткой.

Для содержания домашних канареек подходят все типы клеток, но в каждом типе имеются определенные недостатки и преимущества, которые необходимо учитывать при покупке или изготовлении клетки. Так, цельнометаллические клетки, особенно никелированные, долговечны, гигиеничны, их ажурные решетки пропускают много света. Если клетка такого типа имеет прямоугольную форму с плоским верхом, она очень подходит для содержания большого количества птиц, так как позволяет ставить одну клетку на другую и тем самым экономить место. Цельнометаллические клетки при обработке их кипятком, дезинфицирующими растворами или на огне не повреждаются. Однако у таких клеток есть и отрицательные качества: при каждом прыжке канарейки с жердочки на жердочку или на пол она издает шум. Кроме того, изготовление цельнометаллических клеток в домашних условиях сложно, так как для соединения прутьев и металлических планок необходима точечная сварка; пайка же электропаяльником отнимает очень много времени и не всегда возможна. В связи с этим у любителей канареек большей популярностью пользуются клетки других типов.

Очень хорошо содержать кенара в деревянной клетке. Прутья для решетки таких клеток делают из крепких пород дерева (дуба, бука, березы), просовывая их в отверстия, просверленные в деревянном каркасе. Прыгая в таких клетках, птицы практически не издают шума, и при резком броске испуганного чем-то кенара он не травмирует себя о решетку. Деревянные клетки красивы, но, к сожалению, они боятся сырости, в их щелях гнездятся кровососы, беспокоящие птиц, и их нельзя обрабатывать дезинфицирующими растворами и кипятком.

Комбинированные клетки имеют сумму преимуществ и недостатков как цельнометаллических, так и деревянных клеток. Однако их изготовление проще и занимает меньше времени, чем изготовление деревянных или цельнометаллических, поэтому они являются наиболее популярными среди канароводов.

Клетки, изготовленные из органического стекла, гетинакса или других синтетических материалов, с металлической решеткой также очень прочны, гигиеничны и не подвержены действию химических веществ, но они боятся горячей воды и высокой температуры. В таких клетках можно держать как кенаров, так и самок в период покоя. В клетке из синтетических материалов при прыжках птицы производят излишний шум, как и в цельнометаллических клетках. Но эти клетки легко сделать в домашних условиях.

Особое внимание при выборе клетки нужно уделять дверкам, которые должны находиться ниже жердочек и надежно закрываться. Такое расположение дверок удобно для того, чтобы налить канарейкам воды в поилку или насыпать корма в подвесную кормушку; тогда птица не может вылететь из клетки случайно.

В каждой клетке должен быть поддон (выдвижное дно), чтобы клетку можно было легко убрать и вычистить, не беспокоя птицу. Размеры клетки должны соответствовать времени года и повадкам канареек (табл. 1). Ни в коем случае нельзя содержать половозрелых самцов в одной клетке с самками или нескольких самцов вместе в период покоя. Кенара при таком содержании не будут петь и будут постоянно ссориться, что может привести к преждевременной гибели некоторых птиц. Для содержания самок в период покоя и линьки, а также молодняка до половозрелости нужны пролетные клетки. Размеры пролетных клеток могут быть и больше, чем указаны в табл. 1, а для поющих кенаров следует, наоборот, не увеличивать клетки больше указанного размера.

Учебный шкаф

Для канаровода, который содержит не одну пару канареек, необходим специальный учебный шкаф для обучения кенаров пению. Учебный шкаф состоит из перегородок с общей задней стенкой, образующей ячейки для клеток. Спереди у шкафа имеются дверцы и рамы, застекленные матовым или молочным стеклом, пропускающим свет в количестве, необходимом для того, чтобы видеть корм и воду. Для доступа воздуха и вентиляции при закрытых дверцах в задней стенке каждой ячейки внизу делают ряд отверстий. Днем дверцы закрывают, и кенар более внимательно слушает учителя, а на ночь их открывают для большего доступа свежего воздуха.

Учебный шкаф для одного самца

Учебный шкаф для одного самца

Учебный шкаф должен быть изготовлен из ценной породы дерева, красиво оформлен изнутри и снаружи, гармонировать с мебелью, находящейся в комнате. Лучше всего для этой цели подойдут липа или ель. Шкаф, изготовленный из этих пород деревьев, обладает хорошими акустическими данными. Все отделения шкафа должны быть разделены между собой глухими перегородками из этих же пород дерева. Настоящие канароводы обычно имеют небольшое количество кенаров. Они имеют столько птиц, сколько могут обучить качественному пению. Следовательно, шкаф делают не более чем на 4—6 клеток. Все отделения шкафа лучше сделать по возможности просторнее, чем сами клетки, в которых по одному сидят пернатые ученики. Благодаря этому в отделениях лучше вентилируется воздух, а отходы кормов, испражнения, перо будут меньше попадать в комнату из шкафа. В задней стенке шкафа, при каждом отделении, высверливают 2—4 отверстия диаметром 18—20 мм. Многие любители для содержания молодых кенаров, а также учителей, кроме шкафа на несколько кенаров, используют также индивидуальные шкафчики, рассчитанные на одного кенара. Они изготовляются примерно так же, как и отделения шкафа на большее число кенаров. Пол в каждом отделении шкафа должен быть гладким, чтобы можно было свободно ставить клетку и убирать мусор.

Учебный шкаф для 4-х кенаров

Учебный шкаф для 4-х кенаров

Купалка для птиц

Купалка для птиц

Оборудование клеток и садков. В каждой клетке обязательно должна быть одна, либо несколько кормушек, поилок, баночка для минерального корма, несколько жердочек и купалка. Кроме того, в гнездовой период к садкам подвешивают гнездовые устройства, в которых канарейки откладывают яйца, их насиживают, выкармливают птенцов.

Кормушка для канареек может быть выдвижной, ставиться на дно клетки или подвешиваться к решетке. Наиболее удобны и гигиеничны кормушки из обычного стекла, оргстекла, пластмассы или фарфора.

Глиняные, медные и из консервных банок кормушки непригодны.

Поилки должны быть из прочного материала: стекла, фарфора или пластмассы. Очень удобны для канареек пневматические (вакуумные) поилки, в которых вода долго сохраняется чистой, так как поступает в чашку постепенно и не загрязняется остатками корма. Канарейки очень любят купаться. Купалка должна быть подвесной. Для этой цели нельзя ставить на дно клетки ванночки, так как капли воды будут разлетаться во все стороны во время купания птиц и будет создаваться сырость, которая способствует размножению и развитию различных паразитов. Купание в воде позволяет канарейкам держать свое оперение в чистоте, соблюдать гигиену тела (предохраняются от воспаления копчиковая железа, вырабатывающая жир для смазывания оперения). Однако приучать к купанию птиц следует с само го раннего возраста, после вылета их из гнезда. Они будут видеть как купаются в воде их родители и сами начнут с удовольствием купаться. Некоторые особи не любят купаться в купалке, а используют для этого поилки, поэтому их нужно на время купания убрать (примерно на 10—30 мин). Для питья и купания нужно использовать только сырую воду, но чистую и не загрязненную вредными веществами.

Различные способы крепления жердочек

Различные способы кр еп ления жердочек

Жердочек в клетке не должно быть много: при одиночном содержании кенара их может быть не более двух, лучше одна; в период спаривания, когда в садке самец и самка, жердочек — не более трех, лучше две; в пролетной клетке, в связи с содержанием нескольких птиц, необходимо не менее четырех жердочек и разместить их нужно так, чтобы сидящие вверху птицы не пачкали птиц на нижней жердочке. Толщина жердочки должна быть такой, чтобы сидящая на ней птица не полностью обхватывала жердочку пальцами. На тонких жердочках ей неудобно сидеть и, кроме того, птица когтями может поранить себе ногу или натереть на лапке мозоль. Чтобы жердочки не качались их нужно надежно закрепить, для этого на концах в торце делают угловой вырез, который при установке жердочки заходит за проволоку решетки и удерживает ее от качания. На рисунке показан и другой способ крепления жердочек, благодаря которому добиваются тех же результатов. Жердочки нужно делать из мягких пород дерева: ивы, осины, липы, бузины.

При изготовлении жердочек лучше не снимать с них кору — так канарейкам удобнее будет сидеть, и их лапки не будут скользить по жердочке. Некоторые любители нижнюю часть жердочек обклеивают наждачной бумагой или обмазывают глиной. По их мнению, это способствует постепенному стачиванию когтей и тем самым предотвращает чрезмерное их удлинение. Я не могу оценить этот способ, так как его не применял и в этом не было необходимости.

Жердочки нужно располагать как можно дальше друг от друга, чтобы канарейки могли перепархивать с одной жердочки на другую и тренировать мышцы. Расстояние между жердочкой и верхней решеткой, а также между верхней и нижней жердочкой, должно быть больше, чем сидящая на ней птица, иначе при взлете она может удариться головой. Жердочки также не следует размещать слишком близко к боковым стенкам клетки, чтобы избежать повреждения хвостовых перьев. Жердочки нельзя располагать над кормушками или поилками, чтобы не загрязнять корма и воду пометом птиц.

После установки жердочек на дно клетки насыпают чистый песок или стелят лист бумаги, дают корм и воду, и клетка готова к заселению ее канарейками.

Как дикая канарейка стала домашней

Когда в 1478 году испанские завоеватели высадились на Канарские острова, их соблазнила богатая природа и они силой оружия подчинили себе коренное население и превратили весь архипелаг в свою колонию. Среди представителей животного мира внимание испанских мореплавателей привлекли прекрасно поющие маленькие птицы, обитавшие в садах, а также в кустарниках и рощах. Уже в то время многие местные жители содержали канареек в сплетенных из тростника или веток ивы клетках. У жителей островов они в неволе не только пели, но и хорошо размножались. Испанцы издали закон, по которому под страхом сурового наказания запрещалось отлавливать и вывозить самок канареек за пределы Канарских островов и Испании. Каким образом они впервые появились в Европе, до сих пор точно не известно. Однако существует несколько легенд, указывающих, каким путем впервые канарейка появилась в Европе в качестве комнатной певуньи. Одной из самых достоверных легенд является та, в которой рассказывается, что испанцы, монополизировав право на торговлю этими птицами, держали в тайне способы их разведения и продавали только самцов, за которых любители платили баснословные деньги. Запрет на вывоз самок с Канарских островов позволил испанцам почти сто лет удерживать в своих руках торговлю канарейками. Но однажды произошло непредвиденное событие.

Испанский корабль вез на продажу самцов канареек, и возле берегов Италии случилась катастрофа. Судно получило пробоину и начало тонуть. Люди терпели бедствие, и все же кто-то сумел открыть клетки, и канарейки вылетели на свободу. Они поселились на острове Мальта, где благодаря схожим с их родиной климатическими условиями они стали размножаться. Более того, новоселы там встретили своего близкого родича — европейского канареечного вьюрка и дали гибридное потомство. Так, первой страной в Европе, где началось разведение канареек, стала Италия. Отсюда канароводство распространилось в Германию, и в 1600 г. итальянские канарейки появились в Тироле, ставшим впоследствии центром племенного разведения канареек в Европе.

Опыт содержания и разведения домашних канареек распространился и в другие европейские страны. В России они появились спустя 300 лет после завоевания испанцами Канарских островов.

Центрами племенного канароводства в России стали в те времена Москва, Калуга, Тула, Медынь, Киев. В Москву канарейки впервые были завезены в XVIII веке из Тироля. Любителям пение заморских птиц понравилось. Особенно пленяли слушателей своими песнями московские канарейки. А еще лучше пели канарейки из Царицына (под Москвой). До этого русские любители занимались преимущественно содержанием певчих диких птиц: щеглов, чижей, юл, синиц, овсянок, соловьев и других. Вместе с дикими певчими птицами они поселили в клетках и тирольских канареек, которые проявили большие способности к подражанию нежным трелям овсянок, синиц и других певчих птиц. Так появилась русская школа обучения канареек пению, а напев был назван овсяночным. В дальнейшем в России появились талантливые селекционеры, которые в числе учителей использовали не только хорошо поющих кенаров, но и диких птиц — преимущественно овсянок и синиц. С тех пор благодаря селекционной работе было дано начало отбору чистопородных производителей, т. е. началась настоящая племенная работа с домашними канарейками.

Годы упорного и настойчивого труда русских канароводов дали со временем хорошие результаты. Канарейки овсяночного напева еще в конце XIX века славились во всем мире. Сохранились имена русских канароводов в знаменитых, прославленных в свое время коленах песен у канареек: «рябовские», «горшковские» и другие.

Одомашнивание канареек в разных странах происходило различными путями и привело к образованию основных групп этих птиц: певчих и декоративных канареек. Птицы первой группы ценятся за приятные, насыщенные звуками, песни, поэтому окраска оперения у певчих канареек имеет второстепенное значение. Певчих канареек подразделяют на такие подгруппы.

Канарейки (белая и оранжевая)

Канарейки (белая и оранжевая)

Простая канарейка. Ее песня очень схожа с песней дикой канарейки и не обладает большим богатством звуков. Кенар поет всегда с открытым клювом и на сравнительно высоких тонах. Молодых самцов не обучают.

Русская канарейка. Песня этой канарейки овсяночного напева. При обучении молодых кенаров песню насыщают добавочными коленами из песен диких птиц, преимущественно овсянок. Чередование звуков в песне может быть по плану или свободное. В первом случае колена следует строго по намеченному плану — от запевки до конца.

Гарцская канарейка, или ролле. Песня дудочного напева — плановая. Исполнение песни кенаром с открытым клювом не допускается. Обучение молодых кенаров производится с помощью специальных свистков, а также используются органчики, записи ведущих певцов на магнитофонной ленте. Голос у роллеров значительно более низкий, чем у простой канарейки, что и определяет в первую очередь своеобразное пение гарцских канареек. Туры (колена) песни у этих канареек звучат более тихо, глубоко и глухо. Да и набор колен у певцов этой подгруппы несколько иной, чем у простых канареек. Родиной роллеров считается один из старинных горнозаводских городков Верхнего Гарца — Андреасберг. Канареек сюда завезли из Тироля, из маленького района Имст, куда первые канарейки были завезены в конце XVI столетия из Северной Италии. В Имсте канароводство развивалось настолько успешно, что вскоре стало источником дохода для птицеводов. Каждый год из Имста пешком отправлялись продавцы канареек, которые продавали своих птиц во многих странах Европы, добираясь даже до России, Турции, Сирии, но больше всего канареек продавалось в Англии.

Свисток для обучения кенаров пению

Свисток для обучения кенаров пению

В наше время основными турами песни гарцских канареек считаются глухой раскат, кнорра и журчащий раскат. Эти туры получают наивысшую оценку — до 9 баллов. К второстепенным турам относятся глухой колокольчик, раскат колокольчика, шокель, клохтание, свистки и звонкий колокольчик. Все туры этой группы, исключая раскат колокольчика и звонкий колокольчик, получают оценку до 6 баллов. Наименьшую оценку — до 3 баллов — получают звонкие колокольчики и раскат колокольчика, объединяемые в последнее время в один тур.

Бельгийская певчая канарейка. Песня исполняется кристально чистым голосом и состоит из множества колен, среди которых есть колена дудочного напева и колена соловья, очень ценимые любителями. Песня плановая. В отличие от других певчих канареек, окраска бельгийской певчей яркая и имеет различные оттенки, из которых наиболее эффектным считается яркий желто-оранжевый.

Если русские и немецкие канароводы отдавали предпочтение певчим породам, обращая внимание лишь на красоту песни, то в других странах Западной Европы выводили различные породы цветных канареек. К последним относятся птицы с ярким цветным оперением: канарейки с желтым, белым, оранжевым и другим оперением или с оригинальным строением тела (фигурные) и пера (курчавые). Родоначальниками цветных канареек являются голландские канарейки, фигурных — парижские трубачи, имеющие на груди красивое жабо из удлиненных перьев и мантию из перышек, покрывающих верхнюю часть крыльев в виде эполет. В Бельгии была выведена горбатая канарейка, у которой спина изогнута наподобие горба, в Англии — шотландские канарейки на высоких ногах, с изогнутой спиной и хвостом, подтянутым под брюшко.

За пять веков человек сильно изменил канарейку, и теперь на выставках и конкурсах демонстрируются красные, белые, дымчатые, шафрановые, оранжевые и других цветов птицы. В погоне за внешностью голландские, французские и английские канароводы не уделяли, как правило, достаточного внимания качеству пения, поэтому все породы цветных канареек оказались неважными певцами.

Читайте также: