Шина в шкаф электрический

Обновлено: 18.05.2024

В квартире, подъезде или развлекательном центре всегда можно встретить ящик для электрических автоматов. Это обязательный элемент любой электрической сети. На первый взгляд, такой бокс представляет собой простую железную коробку. Но если вникнуть, все оказывается намного сложнее и интереснее.

Зачем нужны боксы для автоматов

Автоматические выключатели содержат множество медных электрических контактов и подвижных механических частей. Эти элементы конструкции исправно работают, пока находятся в частоте. Если в защитный прибор попадает влага или грязь, то начинаются проблемы. Медные проводники покрываются окисью, греются и обгорают. Механика автомата заклинивает и приходит в негодность. Это основная причина, из-за которой электрические автоматы необходимо монтировать в защитные боксы. В итоге выделяются следующие назначения боксов:

  • защита автоматов от пыли, влаги;
  • снижение риска распространения огня при возгорании выключателей;
  • возможность закрыть защитные приборы на ключ (например, от детей в школе);
  • эстетичный внешний вид щитового оборудования и удобство эксплуатации.

Виды электрических щитов по ГОСТ

Согласно ГОСТ 32395-2013 электрические щиты подразделяются по назначению. Аналогичное деление имеется и у боксов. С точки зрения расположения выделяются 2 вида защитных ящиков:

Отличия есть и по способу установки ящика:

  • встраиваемые в стену боксы;
  • с крепежом на дюбели.

Дополнительная информация. Также щиты подразделяются по типу сети. Буквы «ЩО» на дверце означают, что это щит освещения, а ЩС — щит силовой.

Щит освещения наружного размещения

Конструкция электрического шкафа

Конструкция всех используемых в РФ электрических шкафов должна соответствовать требованиям ГОСТ. Как правило, у зарубежных компаний с этим нет проблем. Но если бокс приобретается у малоизвестного импортного производителя, то следует убедиться, что он соответствует российским стандартам.

Принципиальное отличие металлических изделий — наличие на дверце медного винта для заземления. Он предназначен для надежного электрического соединения подвижной дверцы ящика с его неподвижным корпусом. Пластиковые модификации в подобных мерах не нуждаются, так как их корпус не проводит ток, а прикосновение к нему не способно навредить человеку.

Каждый ящик под автоматы оснащается дверцей. У металлических изделий дверца часто дополнена замком. Ключ от замка поставляется вместе с ящиком. Обычно он находится внутри него. Пластиковые боксы для автоматических выключателей также оснащаются дверцами, выполненными из полупрозрачного оргстекла.

Обратите внимание! Внешне ключи от ящиков выглядят одинаково. Но на деле их несколько видов. Ключ от одной дверцы не подходит к другой. Поэтому важно подписать ключи или пометить их любым другим способом. Например, с помощью бирки.

Технические характеристики боксов

При выборе бокса для автоматов необходимо руководствоваться его техническими характеристиками. От них зависит количество защитных устройств, которое получится поместить в каждый конкретный шкаф, в каких условиях его допустимо эксплуатировать, и насколько он безопасен с точки зрения поражения электрическим током.

Класс надежности изоляции

Глава 2 ГОСТ 12.2.007.0-75 определяет 5 классов электротехнических изделий по способу защиты человека от поражения электрическим током. Электрические ящики под автоматы относятся к I и II классам. Их свойства таковы:

  • класс I — электрические аппараты, оснащенные рабочей изоляцией и элементом для заземления;
  • класс II — аппараты, оснащенные двойной или усиленной изоляцией, но без элементов для заземления.

Дополнительная информация. Рабочей изоляцией называется электрическая изоляция, необходимая для нормальной работы устройства и защиты человека от поражения током. Иными словами, это самая тонкая и слабая изоляция, без которой невозможна нормальная работа электрического ящика. Двойная и усиленная изоляции имеют большую толщину и электрическую прочность. Соответственно они гарантируют меньшие риски поражения человека электрическим током.

Материал боксов для автоматов

Материал корпуса ящика для автоматов главным образом определяет условия его эксплуатации и безопасность использования. С этой точки зрения, в продаже есть 2 типа изделий:

  1. Пластиковые боксы. Обычно это небольшие квартирные щиты. Они производятся из жаростойкого АБС пластика, способного выдерживать нагрев до температуры 650 °С. Такой материал плохо поддерживает горение, не гниет от влаги и прост в механической обработке. Эти факторы способствуют тому, что специалисты отдают предпочтение пластиковым коробкам.
  2. Металлические боксы. Для этих изделий характерен I класс защиты от поражения электрическим током. Металлические модели покрывают полимерным покрытием, защищающим их от пагубного воздействия влаги и химически агрессивной среды. Металлические ящики под автоматы в обязательном порядке заземляются. Они проще переносят удары. Поэтому их устанавливают в местах, где возможны механические повреждения извне.

Количество рядов под автоматы

Другая важная характеристика бокса — это количество рядов под автоматы. Автоматические выключатели устанавливаются на DIN-рейки. Каждая рейка — это горизонтальный ряд, на котором в последующем расположится линейка автоматов. Чем шире этот ряд, тем больше защитных устройств получится разместить в щитке.

В одном электрическом щите может быть несколько рядов. На каждом из них, в зависимости от модели щита, можно разместить от 2 до 180 стандартных автоматов с шириной 17,5 мм.

Корпус под два ряда автоматических выключателей

Допустимые напряжения

Характеристики электрических щитов указываются в технической документации. При выборе данного изделия необходимо учитывать его максимальное рабочее напряжение.

В обычном квартирном боксе имеется напряжение 220 В переменного тока. В общем этажном ящике оно достигает 380 В. В электрических шкафчиках промышленного оборудования напряжение способно достигать 600 В постоянного тока.

Трехфазный щит с автоматами на 380В

Рекомендации по выбору и сборке щитов

Выбор, установка и сборка квартирного щита не вызовет трудностей у опытного электромонтера. Неопытному же человеку правильнее обратиться за помощью к профессиональному электрику.

Если вы решили самостоятельно установить и подключить ящик для автоматов, то необходимо придерживаться следующих советов:

  1. Металлические боксы требуют подключения заземления. Для этого внутри ящика предусмотрены медные болты с соответствующей пиктограммой «земля».
  2. Кабели запрещено проводить под DIN-рейкой. В идеале они вообще не должны касаться металлических частей.
  3. Провода подключаются с учетом цветовой маркировки. Коричневый — фаза, синий — ноль, желто-зеленый — земля.
  4. Рядом с автоматическими выключателями указывается их назначение. Например, «автомат гостиная», «автомат кухня» и так далее.
  5. Если в бокс устанавливается прибор учета электроэнергии, то его дисплей должен быть визуально доступен. Желательно расположить щит на удобном для глаз уровне от пола в 1,5-1,8 м.

Выбор места для щитка

Главное, что стоит учесть при выборе ящика для автоматов, это его доступность. Защитные устройства, расположенные внутри, должны быть легкодоступны для жильцов квартиры и ремонтного персонала. Поэтому встраиваемые в стену ящики нельзя заделывать штукатуркой или гипсокартоном.

Другое условие выбора — удобство. Бокс с автоматами необходимо располагать на уровне глаз человека. Особенно это касается щитов, в которых находится счетчик электроэнергии.

Место для установки зависит и от характеристик среды. Если подразумевается, что бокс будет находиться на улице, то желательно использовать пластиковые модели. Они, в отличие от железных, не ржавеют от сырости или дождя. С другой стороны, если ящику с автоматами предстоит служить в подъезде или на оживленной улице, то лучше использовать металл. Железный бокс с большей вероятностью переживет случайные и не очень толчки и удары от других жителей подъезда или вандалов.

Щит распределительный подъездный

Пример электрощита в собранном виде

В качестве примера электрощита в сборе можно рассмотреть типичную разводку для квартиры. На входе в бокс установлен вводной диф автомат QF на 30 А. С него белый (фазный) и синий (нулевой) провода поступают на однофазный счетчик электроэнергии Меркурий 201. Оба устройства зафиксированы с помощью DIN-рейки. Синий (N) проводник со счетчика поступает на нулевую шину. А белый провод (L) на линейку групповых автоматов QF1-QF4. Впоследствии с этих автоматов будут запитаны отдельные потребители в квартире.

Щит дополнен собственной розеткой, остающейся под напряжением, даже если вся квартира обесточена. Она пригодится, например, во время ремонтных работ.

Собранный электрощит для дачи

Оборудование квартирного щита

Квартирные электрощиты комплектуются самым разным оборудованием. Одни устройства присутствуют практически в каждом боксе. Другие, напротив, встречаются крайне редко.

Автоматические выключатели обязательно устанавливаются в каждый квартирный щит. В первую очередь они выполняют функцию защиты от КЗ и перегрузки по току. Но часто их используют в роли обыкновенного выключателя, чтобы обесточить квартиру.

Автоматические выключатели на дин-рейку

Прибор учета — счетчик электроэнергии. Устанавливается практически в каждой квартире. Служит для подсчета намотанных кВт*ч для дальнейшего их пересчета на деньги. Для бытовых потребителей ставятся однофазные счетчики. Для промышленных — трехфазные.

Однофазный электронный счетчик

УЗО — используются для защиты людей от поражения электрическим током. А также для предотвращения возгорания проводки при повреждении изоляции. УЗО обычно встречается в квартирных электрощитах.

Устройство защитного отключения

Реле напряжения используются реже. Применяются для защиты бытовых электроприборов от чрезмерно высокого или низкого напряжения. В случае превышения этого параметра реле напряжения отключает квартирую проводку от общей сети.

Обзор популярных моделей

Выпуском щитов обычно занимаются те же производители, что разрабатывают электрические счетчики и автоматические выключатели. Поэтому если вы покупаете оборудование ABB, то и бокс лучше приобрести у этого производителя.

Ниже приведен обзор и сравнение некоторых моделей ящиков под автоматы и счетчики.

Электрические боксы позволяют предотвратить попадание пыли в автоматы, УЗО и счетчики. Эксплуатация подобных устройств без защитного ящика считается недопустимой. Наличие бокса проверяется контролирующими электросети организациями.

При выборе ящика под электрощит необходимо уделить внимание материалу. Для сухого отапливаемого помещения подходят пластиковые боксы. В уличных условиях, подъездах и местах, где возможны механические повреждения, желательно использовать металлические модели.

Соединительная шина для автоматов, зачем она нужна и как ее правильно использовать

Выполняя сборку распределительных щитков, очень часто приходится соединять защитные автоматы параллельно при помощи перемычек. Если делать перемычки соблюдая все правила, то такое соединение является надежным и долговечным. Недостатком же является сплошное нагромождение проводов, в котором даже можно запутаться. Единственным выходом, чтобы разгрузить щиток от проводов, является использование специальных шин (гребенок), о них мы и поговорим в этой статье.

Содержание

Что такое соединительная шина (гребенка)

Особенности конструкции

Разновидности зубьев гребенки

Плюсы и минусы такого изделия

Алгоритм подключения

Что такое соединительная шина (гребенка)

Соединительная шина для автоматов или проще говоря гребенка, представляет собой пластину из медного сплава, которая упакована в пластиковый корпус, выполненный из негорючего пластика. От этой пластины отходят штыри (зубья), которые не имеют защитного пластикового кожуха (так как они вставляются в клеммы автоматов). Форма у этих отходящих штырей может быть Г-образная или U- образная. При этом медная пластина с зубьями представляет собой монолитную конструкцию, которую очень легко можно вытащить из защитного кожуха.

Особенности конструкции

Данные гребенки выпускаются в однополюсном, двухполюсном, трехполюсном и даже четырехполюсном исполнении. Давайте рассмотрим их более подробно.

Однополюсное исполнение

Итак, гребенка однополюсного исполнения представляет собой одинарную медную пластину с зубьями, расположенными через определенное расстояние.

Двухполюсное исполнение

У такой соединительной шины будет уже две медных пластины, у которых расстояние между зубьями будет больше. Причем зубья второй пластины изогнуты таким образом, чтобы составлять единую линию с зубьями первой пластины.

Увеличение расстояния между зубьями двухполюсной гребенки обусловлено тем, что они используются для подключения автоматов где используется сочетание L+N и L1+L2, поэтому зубья обязаны располагаться через один.

Трехполюсные и четрырехполюсные гребенки довольно экзотический товар и применяются крайне редко, поэтому рассматривать их нет никакого смысла.

Разновидности зубьев гребенки

Соединительные шины продаются на число зубьев: 12, 24, 36, 48, 60 и более. Причем расстояние между ними составляет 1,8 сантиметра. Причем эти зубья могут быть в виде штыря ( PIN ) или в виде вилки ( FORK ).

Наиболее распространенным товаром является гребенка с контактами типа PIN , так как они подходят для всех существующих разновидностей и марок автоматов, а вот гребенки с контактами FORK требуют наличие специального разъема в автомате, так как в стандартный клеммник она не входит. Такие контакты используют брендовые фирмы.

Плюсы и минусы такого изделия

Давайте теперь рассмотрим все положительные и отрицательные моменты использования этого изделия и начнем с плюсов:

Плюсы соединительной шины

1. В основном соединительные шины рассчитаны на стандартный ток в 63 Ампера (что с головой хватает для абсолютного большинства подключаемого оборудования), но встречаются и шины на 100 Ампер.

2. Использование такой шины гарантирует более качественный контакт, так как клемма зажимает только один контакт (за исключением первой клеммы, куда вводится питание от линии при использовании PIN шины, а FORK шина лишена и этого недостатка)

3. Применение такой шины позволяет разгрузить щиток от лишних проводов, что делает монтаж более аккуратным.

Сборка электрощитов, автоматика и автоматизация для квартир и частных домов. Программы для ПЛК. Сценический свет (световые шоу, настройка оборудования). Консультации, мастер-классы.

Щит с автоматикой IPM для коттеджа (Поварово)

Щит с автоматикой IPM для коттеджа (Поварово)

Автоматика моего санузла на логическом реле ABB CL

Автоматика моего санузла на логическом реле ABB CL

Щиты TwinLine в Долгопрудный (таунхаус) и Солнечногорск

Щиты TwinLine в Долгопрудный (таунхаус) и Солнечногорск

Щит для котельной на базе сенсорного ПЛК ОВЕН (Папушево)

Щит для котельной на базе сенсорного ПЛК ОВЕН (Папушево)

Щиты с IPM (сеть, генератор, UPS) в Ядромино и Победа-2

Щиты с IPM (сеть, генератор, UPS) в Ядромино и Победа-2

Щит в ЖК Монэ на ПЛК ОВЕН со сценарным управлением светом

Щит в ЖК Монэ на ПЛК ОВЕН со сценарным управлением светом

Силовой щит в Весёлово (Тула): Простой трёхфазный

Силовой щит в Весёлово (Тула): Простой трёхфазный

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

Силовые шины в щитах: суровые и красивые соединения

Силовые шины для PE и N

Силовые шины для PE и N

Внимание! Этот пост выделен из поста про сборку ВРУ на силовых шинах. Тут рассказано про сами шины, а приключения с ВРУ можно прочитать в исходном посте.

Силовые шины — штука брутальная и удобная. Я долго обходил их стороной, потому что думал: «Ну нафига они мне нужны, если я собираю щиты на мелкие токи до 63А, и больше напичканные автоматикой, чем силовыми автоматами типа TMax?» А на деле потихоньку (с 2014 года) пропёрся шинами и стал их использовать и для того, чтобы сделать шины N/PE в щитах ВРУ или других, и даже для того, чтобы сделать при помощи шин большой кросс-модуль. Вот как раз когда я сделал кросс-модуль, я и решил собрать всю информацию про шины в отдельный пост на блоге.

Силовая шина — это брусок (или кусок) из МЕДИ или алюминия (вот блин радости у цветметчиков-то), который может проводить гораздо больший ток, чем провод. Ну например моя любимая шина 12×5 мм расчитана на ток 250А. Из-за этого у меня сразу придумалось два варианта, как это можно применить: или для шины PE в вводном щитке дачного дома, или для какого-нибудь злого кросс-модуля, где кросс-модули и распределительные блоки на DIN-рейку не пойдут из-за огромного количества толстых проводов, которые к ним надо будет подвести.

А ещё мне повезло, потому что я не застал старую «школу» работы с этими шинами: когда в них сверлили дырки и все отходящие линии прикручивали наконечниками при помощи болтов. В тех щитах, с которыми работаю я (на небольшие токи) для силовых шин давно используются специальные П-образные зажимы (и такие системы есть не только у ABB, а у многих других производителей), которые позволяют подключить провод, не сверля шину и не ловя гайку от болта где-то там внутри щита под шинами. И вот это и было тем, что перевернуло моё представление о шинах и после чего я и стал их использовать у себя в щитах.

Итак, из чего это всё состоит у ABB. Я разделю всю систему шин на такие части:

  • Сами силовые шины. Они различаются шириной и толщиной. Есть ряд шин толщиной 5 мм, и есть ряд шин толщиной в 10 мм. Для этих шин будут нужны разные зажимы. В каталогах у ABB есть куча разных вариантов обычных шин полоской (их так и зовут — полосовые): и разной длины, и даже нарезанные точно под ширину по панелям системы CombiLine. Но учтите, что все эти нарезанные шины всегда заказные (4-6 недель), потому что в Германии на заводе лично под вас берут шину длиной в 4 метра и режут как вам надо.
    Поэтому если вы хотите заказать шину — то лучше берите её длинным цельным куском в 4 метра. Да-да! В ЧЕТЫРЕ МЕТРА =) Правда у нас в Москве дорогущий магазин «Электромонтаж» продаёт шины по метрам, и вот там вы совершенно спокойно можете попросить отрезать себе кусок шины 12×5 длиной в метр.
    Ещё надо заметить что кроме вот моего любимого размера 12×5 никто не заставляет заказывать шины именно от ABB. Если вы хотите использовать шину 20×5, то вы совершенно спокойно можете заказать её и нашенского производства.
  • Специальные зажимы кабелей на шину. Зажимы отличаются между собой сечением кабеля, которые они могут прижать к шине и толщиной шины, на которую они рассчитаны. Есть зажимы от 1,5 до 16 квадратов, а есть, например до 70 квадратов. Такие зажимы продаются или в коробке по 50 штук, или в розницу — зависит от магазина.
  • Готовые собранные шины. Их я ни разу не использовал, потому что не дошёл ещё до злых ВРУ (и надеюсь, не дойду, потому что там работы мало, а ненавистных мне бумаг тьма). Это части шин, которые заранее заточены под определённые шкафы. Благодаря этому собрать какую-нибудь систему шин внутри шкафа можно сразу, используя прямые и угловые участки шин — надо только скрутить их между собой, а резать, гнуть и делать отверстия — не надо.
  • Специальные болты и пружинные тарельчатые шайбы для шин. Это надо для шкафов на большие токи. Нормативы говорят, что при коротком замыкании шина может нагреваться до 300 градусов. Из-за такого нагрева обычные шайбы Гровера перестают пружинить и поджимать соединения и, как говорится, коротнуло — иди и протягивай все болты. Вот чтобы такого не было, есть специальные тарельчатые пружинные шайбы, которые не теряют своих свойств от нагрева и продолжают пружинить дальше. Я их ещё не заказывал, но артикулы уже выписал: ZX216P10 — 6мм, ZX217P10 — 8 мм, ZX218P10 — 10 мм.
  • Держатели и крепления для шин. Такие держатели предназначены для того, чтобы изолированно закрепить шину где-то в щите. Обычно они созданы для того, чтобы крепиться на EDF/WR-профиль. Шина прижимается в них при помощи изолированных крышек или винтов, что опять удобно: не надо делать в шине дырок для крепления. Часть этих держателей будет заказная, потому что они идут в комплекте CombiLine-модулей, а часть — складская. Ну и если вам хочется — то вы легко можете использовать обычные изоляторы-бочонки.
  • Модули CombiLine для шин. Это готовые комплекты (без самих шин), чтобы быстро огранизовать в щите или кросс-модуль на шинах, или шины N/PE или ещё чего-нибудь. В таком модуле будут все нужные крепления, изоляторы и держатели — только подбери подходящие шины и используй!

Важно! Штатно всё это не влезает в шкафы серии AT/U из-за того, что у них мелкая глубина. Самый минимум для шин — это шкафы типа TwinLine (или «B», но это я ещё не проверял) глубиной 225 мм. Но если применить свои хитрые крепления — то конечно шины можно и в AT/U запихать без проблем.

Когда я делал тот самый ВРУ на базе серии AT/U, то я купил вот что:

ABB ZX350 Шина медная 12×5 мм 250А, длина 4 м
ABB ZX351 Шина медная 20×5 мм 320А, длина 4 м
ABB ZX157 Держатель одной шины 12×5..30×5 мм на EDF-профиль / монтажную панель
ABB ZK79P50 Зажим кабеля 1,5..16 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)
ABB ZK81P50 Зажим кабеля 1,5..35 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)

На тот момент я пилил шины ножовкой по металлу, а потом для этого дела отлично приспособил торцовку и до сих пор все шины ей и пилю. Вся купленная шинная фигня выглядела вот так:

Медные силовые шины ABB и специальные зажимы для них

Медные силовые шины ABB и специальные зажимы для них

Тут как раз видны те самые хитрые зажимы для подключения проводов к шине. Шина при этом не сверлится, и про «сурового мужика», который будет затягивать болты на шине гаечными ключами, можно опять забыть. За счёт этого мелкая шинка 12х5 мм позволяет тащить ток 250 ампер, потому что никакие дырки не ослабляют её сечения. А если подключение не нужно — достаточно просто снять зажим.

Однако, у такого решения есть минус: оно рассчитано строго на медь! Провод там прижимается вплотную к шине, и поэтому алюминиевый провод всё-таки придётся подключать по старинке, без таких зажимов (или как-то переходить на медь, а может и использовать алюминиевые шины). Но вот в варианте «поставили злобный вводной автомат, с него подали всё на шины» — это идеальное решение.

Вот держатель шины ZX157. Всё просто: он крепится винтами на EDF-профиль, или на монтажную панель, а в него вставляется шина и зажимается внутренним пластиковым винтиком. Держатель за счёт своей конфигурации может держать шины разных размеров. А продаётся он поштучно, поэтому при длинной шине таких держателей можно ставить столько штук, сколько надо.

Держатель силовых шин ZX157

Держатель силовых шин ZX157

А вот шинный зажим ZK79P50. Тут тоже всё просто: нащёлкнули его сбоку на шину, и всё.

Зажим на шину ZK79P50

Зажим на шину ZK79P50

А в открытое «отверстие» заложили провод и до одури затянули винтом. Уже проверено: шуруповёрт и тут жжот! =)

Зажимы надеваются на шину и затягиваются винтом

Зажимы надеваются на шину и затягиваются винтом

Ну и вот подобие кросс-модуля: скажем, два зажима до 35 кв.мм, чтобы подтащить ввод, а потом рядком зажимы до 16 квадратов. На большие токи всё получается гораздо компактнее чем болты и наконечники типа ТМЛ.

Если поставить зажимы подряд, то получится злобный кросс-модуль!

Если поставить зажимы подряд, то получится злобный кросс-модуль!

Тогда я просто поставил в ВРУ парочку шин N/PE и сдал его. А вспомнил про шины только в этом, 2016 году, когда делал дядьке щиты TwinLine для коттеджа. Там мне надо было сделать ему шины PE сверху и снизу, и я вместо того чтобы городить мелкие шинки на WR-профиль, решил поставить туда брутальную медную шину.

Решение получилось настолько клёвым, что я его уже почти что запатентовал и вовсю использую в больших шкафах, если там все отходящие линии не делаются на клеммах. Мы берём модуль для клемм MBK (ну или MBB — с глухим пластроном без всего), оставляем от него пластрон и регуляторы глубины. И прямо на них прикручиваем кусок шины! Ну а если модуль MBB — то можно прикрутить шину прямо на EDF/WR-профиль, если она будет шиной PE. Всё выходит очень технично: и шину по глубине можно регулировать, и контакт с корпусом шкафа есть (и если надо — его можно усилить, подключив кусок жёлто-зелёного провода.

Использование силовых шин для шины PE в щите

Использование силовых шин для шины PE в щите

А вот я тут собирал очень скандальный шкафчик для офиса в СИТИ (от которого блевать охота), и там хоть все линии и были сделаны на клеммах .NLP, всё равно надо было сделать небольшую шинку PE для того, чтобы подключать заземление от потолков и металлических лотков с кабелями. Шинка PE была загнана в глубину шкафа, а поверх и ниже неё было немного клемм для отходящих линий (основная масса клемм справа и на фотке не видна).

Использование силовых шин для шины PE в щите

И в этом же шкафу было много дифов для отходящих линий. Ввод там был на 40..50А, трёхфазный. И вот я и решил вместо хилых и в таком шкафу неудобных кросс-модулей на DIN-рейку (пост про все виды кросс-модулей) поставить шинный модуль. Я выбрал модуль MBS224 (2 панели шириной), а есть модули и MBS124 и MBS324 — на одну и на три панели, если надо. Также есть такие модули с разным расстоянием между шинами и на разное количество шин и их ширину.

Будьте внимательны! У этих модулей сейчас большой срок поставки — 4..6 недель. Я заказал модуль MBS124 для щита ещё одному аудиофилу 29 июня, а приедет он только 7 августа.

Такой модуль состоит из шинных держателей ZB5, крепёжных скоб (пара для EDF-профиля и пара — для WR-профиля) и глухого пластрона. Всякие крышки шин в комплекте не идут, потому что считается: внутри шкафа шины закрывать и изолировать нехрен, потому что они вообще могут через весь шкаф идти и вокруг ничего не будет, а снаружи крышкой является сам пластрон.

Шинные модули Combiline MBS

Шинные модули Combiline MBS

Держатели ZB5 хитрые — они могут зажимать шины разной ширины: 12×5, 12×10, 20×5. Эта фишка реализована при помощи хитрых пазов в крышке, которая шины прижимает: если повернуть её одной стороной — то паз для шин будет широкий. А если другой — то узкий, как у меня на фотке.

Держатель шин ABB ZB5

Держатель шин ABB ZB5

Варианты извращений с модулем или такими держателями у меня родились вот какие:

  • Выкинуть кронштейны и прикрутить держатели ZB5 напрямую на профиль, если это прокатит по высоте. Тогда такой модуль можно ставить в щитки мелкой глубины.
  • Взять стеклотекстолит, текстолит и соорудить к модулю задник, чтобы изолировать шины сзади. Подложить изолятор прям под кронштейны и радоваться.
  • Аналогичную фишку провернуть спереди, чтобы закрыть шины снаружи. У держателя ZB5 наружу выступают две втулки — вот на них оргстекло и надеть.
  • Собрать аналог модуля MBS, купив пару держателей и модуль с глухим пластроном.

Вот в щите аудиофила я как раз попробую все эти варианты покомпоновать и потом напишу, что получилось. Стеклотекстолит и оргстекло для его шин я уж прикупил: у него будет голая WR-рама без корпуса, и там шины сзади конечно же надо будет изолировать.

Подключение питания к шинному модулю MBS

Подключение питания к шинному модулю MBS

В этом же шкафу я ничего не изолировал, потому что создал такую компоновку шкафа, что вокруг шин в нём пусто и ничего не проходит. На шины надел зажимы ZK79P50 (их на щит ушло две коробки по 50 штук) и заготовил шины к подключению проводов.

Зажимы ZK79P50 на шинах 12x5 мм

Зажимы ZK79P50 на шинах 12x5 мм

А после того, как всё подключил — порадовался тому, как моя конструкция выглядит! Мне очень понравилось! Это не мелкий кросс-модуль тебе, где всё рядышком и хрен что увидишь. Тут тебе и свободное пространство есть, и места навалом и всё свободно и наглядно.

Кросс-модуль на базе силовых шин в щите

Кросс-модуль на базе силовых шин в щите

А в готовом щите всё это выглядит как просто глухой пластрон. Я наклеил на него молнию для красоты, и так щит и сдал. С боем и криками (как-нибудь расскажу длинным постом).

Готовый щит с кросс-модулем на базе силовых шин

Понятно что всё это стоит недёшево. Поэтому использовать такие шины и шинные модули надо там, где это оправдано — не только там, где большие токи, а например там где много соединений и их надо оформить красиво и более просторно. Ну а сами шины как N/PE для всяких ВРУ у меня прижились без проблем и я их так и использую.

Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов

В старых квартирных электрощитах групповые автоматы объединялись с помощью перемычек. Способ дешевый, доступный, но не отличающийся надежностью. Сегодня для подобных целей применяется соединительная шина. За счет этого упрощается электромонтаж и проводка выглядит аккуратней.

Разновидности гребенок

Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.

По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:

Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:

Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:

  1. На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
  2. На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
  3. На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
  4. На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).

Важно! Если пришлось пилить одну большую шину на несколько маленьких, то необходимо обратить внимание на полученный спил. Отдельные проводники не должны быть гнутыми или замыкаться между собой. После резки нужно удалить из гребенки медную пыль.

Конструкция

Гребенки обладают сборной конструкцией. В основе строения плоская медная шина. На ней имеются отводы для установки на автоматы. В зависимости от количества подключаемых фаз, в одной гребенке бывает 1 или 4 шины. Они изолируются негорючим пластиком. Обычно белого или серого цвета.

Устройство соединительной шины

Конструкция выполнена так, что в собранном виде практически отсутствуют открытые токопроводящие части. Это повышает безопасность обслуживающего персонала. А распределительная коробка становится менее восприимчивой к пыли.

Форма выводов

Наиболее распространены гребенчатые шины со штыревыми отводами (гребенки типа pin). Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей.

Штыревая гребенка для DIN-рейки

Второй вид отводов — вилкообразный (тип fork). Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А.

Гребенка двухполюсная вилкообразная

Плюсы и минусы соединительных шин

Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа:

  1. Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки.
  2. Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки.
  3. Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки.

Существуют и недостатки:

  1. При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки.
  2. Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее.
  3. Цена. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине.

Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей.

Подключение автоматов через гребенку

При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод. Она размножает его по отдельным групповым автоматам.

Если шина двухфазная, то на автоматы приходит фаза и ноль. В таком случае необходимы двухполюсные устройства защиты.

Соединение автоматов защиты с помощью гребенки

Правила монтажа

При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:

  1. Перед установкой гребенки необходимо убедиться в механической целостности межфазной изоляции. Прозвонить выводы мультиметром на предмет КЗ. Это уменьшит риск межфазного замыкания.
  2. Пластиковая выступающая часть гребенчатой шины должна находиться со стороны рычага автомата и полностью закрывать проводящие части. Гребенка устанавливается так, чтобы медные выводы были недоступны для касания обслуживающим персоналом.
  3. Некоторые модели автоматических выключателей имеют 2 вида клеммников. Одни предназначены для подключения штыревых гребенок, другие для вилочных. Перед монтажом необходимо выяснить с чем именно вы имеете дело.
  4. Вилочные гребенки применяются на токах до 63 А. Перегрузка изделия приведет к нагреву, расплавлению изоляции и межфазному КЗ.

Подключение однофазных устройств

Однофазное включение наиболее простое. Оно используется для автоматов на один полюс. Порядок действия следующий:

  1. Все устройства защиты устанавливаются в ряд. Для этого потребуется DIN-рейка.
  2. У каждого отдельного аппарата до некоторого момента ослабляются винты в клеммниках. Это делается с верхней стороны.
  3. В клеммники автоматических выключателей вставляется одна однополюсная шина. Шаг ее зубьев должен составлять 17,5 мм.
  4. Винты затягиваются. Затяжка производится достаточно туго, чтобы надежно зафиксировать штыри шины.

Подключение УЗО и дифференциальных автоматов

Для подключения однофазных УЗО и дифференциальных автоматов потребуется двухрядная гребенчатая шина. Ее необходимо установить в верхней части защитных устройств. Одна шина считается фазной. Ее штыри следует подключать к L выводам УЗО. Вторая шина нулевая. Подключается к N выводам.

В собранном виде в линейке будет чередоваться фаза и ноль. А расстояние между отдельными штырями одной шины составит удвоенную ширину обычного автоматического выключателя, то есть 35 мм.

Шина Hager для УЗО

Подключение трехфазных автоматов и УЗО

С трехфазными устройствами защиты понадобится гребенчатая шина на 3 или 4 полюса. Четырехполюсная гребенка необходима, когда помимо 3 фаз используется и нулевой провод.

Сборка цепи выполняется аналогично предыдущему способу. Шина располагается сверху УЗО или диф автоматов. Гребенка, к которой подключается провод L1, должна подать напряжение на все выводы L1 защитных устройств. Для L2, L3 и N — так же. При этом L1, L2, L3 и N не должны замыкаться между собой. После монтажа необходимо отключить все автоматы и убедиться, что подобное замыкание отсутствует.

Четырехполюсная шина для трехфазных автоматов

Типичные ошибки при монтаже

Подключение гребенчатой шины не является сложной операцией. Достаточно базового понимания того, как и куда должен протекать электрический ток. Однако даже опытные электромонтажники периодически допускают ошибки подключения гребенки:

  1. При монтаже необходимо учитывать максимальный ток изделия. Еще лучше использовать гребенчатую шину с запасом по току.
  2. В некоторых случаях целесообразно учесть и напряжение. Изоляция типичной гребенки рассчитана на 500 В. Иногда на производстве используется и более высокий вольтаж.
  3. Не стоит забывать про вилкообразные шины. Их максимальный ток составляет 63 А.
  4. Ошибки при выборе гребенки. Этот вид соединителя приобретается после покупки автоматических выключателей, когда известно их точное количество и расположение.

Производители гребенок

В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:

Дополнительная информация. Гребенчатая шина проста в изготовление. Поэтому ее подделки производят все кому не лень. В оригинальной шине должна быть прочная межфазная изоляция и качественная гибкая медь. Не стоит экономить на этих изделиях.

Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.

Сборка электрощита с помощью фазной шины

Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться. Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации.

Читайте также: