Схема строповки шкафа электрического

Обновлено: 18.04.2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
НА МОНТАЖ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ПОДСТАНЦИЙ 4-ТО-2-630, 2-ТО-400 И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ, СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

MOCKBA - 1 981

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

МОСОРГСТРОЙ

А . Л . Коробанов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
Н A МОНТАЖ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ПОДСТАНЦИЙ 4- ТО -2-630,
2- TO -400 и ПОГРУЗОЧНО - РАЗГРУЗОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ , СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ И
ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

Москва - 1981

«Технологические схемы на монтаж надземной части трансформаторных подстанций 4-ТО-2-630, 2ТО-400 и погрузочно-разгрузочные операции, складирование материалов и оборудования при производстве электромонтажник работ» разработаны отделом проектно-технологическим и средств малой механизации треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, В.Г Поляков), утверждены начальником Технического управления т. А.Л. Коробановым и согласованы с заместителем начальника УМГО Госгортехнадзора т. Г.З. Щубочкиным и начальником Управления монтажных, электромонтажных и санитарно-технических работ Главмосстроя т. А.И. Мармерштейном.

Отзывы и замечания по технологическим схемам направлять по адресу: Москва, 118095, Б. Полянка, 51а, трест Мосоргстрой Главмосстроя.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. СКЛАДИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ НА СКЛАДАХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

4. УКАЗАНИЯ ПО РАЗГРУЗКЕ И МОНТАЖУ БЛОКОВ БТП

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ

МОНТАЖ ОБЪЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БТП ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ 4-Т0-2-630 ПНЕВМОКОЛЕСНЫМИ КРАНАМИ К-255 и КС-5563

МОНТАЖ ОБЪЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БТП ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ 2-Т0-400 ДВУМЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ КРАНАМИ К-162 или КС-4571

РАЗГРУЗКА КАБЕЛЬНОГО БАРАБАНА № 30 МАССОЙ 9000 кг КРАНАМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ ДО 16 Т. К-162 или КС-4571

РАЗГРУЗКА ПУЧКА ТРУБ ДЛИНОЙ ДО 8 м МАССОЙ 2500 кг КРАНАМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 6-7,5 т.

ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ по ГОСТ 12.4.026-76

ТАБЛИЦА транспортных средств

ГРУЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРАНОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

ОГРАЖДЕНИЯ ОПАСНЫХ ЗОН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Технологические схемы на разгрузку и монтаж надземной части трансформаторной подстанции из объемных железобетонных элементов БТП, а также на погрузо-разгрузочные операции, складирование оборудования и различных материалов для электромонтажных работ имеют своей целью обеспечить правильное использование и безопасную работу грузоподъемных кранов.

1.2. Погрузо-разгрузочные операции и складирование материалов и оборудования должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 и « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и информационных писем Госгортехнадзора СССР № 06-27/171 от 11.10.76., № 3/4 от 11.11.76., № 06-27/65 от 18.04.77.

1.3. Завоз материалов, изделий и оборудования на территорию строящегося объекта допускается только, когда подготовлена площадка под складирование.

1.4. Для производства погрузо-разгрузочных работ стреловые самоходные краны должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы расстояние от строений, штабелей грузов и других предметов до поворотной части крана в любом её положении было бы не менее 1 м. Автомобильные и пневмоколесные краны должны быть установлены на выносные опоры.

1.5. Схемы строповок показаны для основных электротехнических материалов, изделий и оборудования.(В составлении схем строповок принимал участие отдел № 9, A.M. Рыбкин).

В случае необходимости погрузо-разгрузочных работ и складирования материалов, изделий и оборудования, не указанных в схемах строповок, производить работы следует по указанию и с обязательным присутствием инженерно-технического работника, аттестованного по статье 300 вышеуказанных «Правил».

Примечание: Схемы на разгрузку и монтаж надземной части трансформаторной подстанции (ТП) из объемных железобетонных элементов составлены в соответствии с ППР, разработанными трестом Мосоргстрой (отдел № 3, В.Б. Зайцев) трестом Мосэлектромонтаж № 1 (проектно-сметная группа, В.И. Комаров).

2. СКЛАДИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ НА СКЛАДАХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ

2.1. Материалы, изделия, приборы и оборудование при хранении на складах и строительных площадках должны укладываться, следующим образом:

- крупногабаритное и тяжеловесное оборудование (и его части) - в один ряд на подкладках;

- черные прокатные материалы (сталь листовая, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабели высотой до 1,5 м. с подкладками и прокладками;

- пучки труб диаметром до 100 мм. увязанные надежно катанкой, - в один ряд на подкладках;

- контейнеры с электротехническими материалами и оборудованием - в один ряд на подкладках.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

3.1. При погрузке, разгрузке и складировании материалов, изделий, приборов и оборудования не допускается перегрузка крана и строго соблюдается его грузовая характеристика.

3.2. При погрузке на автомобили и разгрузке на площадке под материалы, изделие и оборудование, не имеющее чалочных петель, необходимо укладывать подкладки, обеспечивающие заводку и освобождение кольцевых строп.

3.3. Грузозахватные приспособления на кране должны соответствовать его максимальной грузоподъемности.

3.4. Кран должен быть оснащен 4-ветвевым стропом соответствующей грузоподъемности, и двумя кольцевыми стропами.

3.5. При необходимости установить кран для работы на краю откоса котлована или траншеи необходимо соблюдать расстояния, указанные в таблице № 8 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Глубина котлована Н,м

песчаный и гравийный

Наименьшие допустимые расстояния от основания откоса до ближайшей опоры крана, м.

3.6. При необходимости установки крана вблизи ЛЭП следует строго соблюдать порядок установленный ст. 344 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Установка и работа стрелового крана на расстояний ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 36 В может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы.

Наряд-допуск должен подписываться руководителем (начальником, главным инженером) предприятия или организации, производящей работы, или другим руководящим лицом по их указанию и направляется владельцу крана Управлению механизации (УМ) вместе с заявкой на кран. Наряд-допуск выдается крановщику с проведением инструктажа главным инженером УМ или другим лицом, назначенным приказом по управлению механизации, одновременно с выдачей путевого листа.

При производстве работ в охранной зоне ЛЭП или в пределах, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей разрывов, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Установка и работа крана в указаниях в настоящей статье случаях должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и за выполнение указанных в наряде-допуске условий работы крана.

В путевом листе крановщика стрелового крана администрация должна ставить штамп о запрещении самовольной установки крана для работы вблизи ЛЭП без наряда-допуска.

Работа грузоподъемных кранов под проводами действующих ЛЭП запрещается. При необходимости производить работы под проводами, владелец ЛЭП должен снять напряжение и в письменном виде уведомить об этом организацию, выполняющую работы с указанием времени, предоставленного для выполнения работ. В наряде-допуске делается соответствующая запись и указывается время, отведенное на выполнение работ.

3.7. При отсутствии ограждения строительной площадки забором по контуру опасной зоны устанавливаются стойки инвентарных ограждений (Мосоргстрой, проект № 7453 или № 3945). Пролеты между стойками - 5,0 м. Пролеты загораживаются в один ряд хлопчатобумажной веревкой Диаметром не менее 12 мм, предупреждающими знаками и красными флажками по середине пролета (см. стр. 20).

3.8. У входов в опасную зону устанавливаются предупреждающие знаки - «Осторожно, работает кран!» - по ГОСТ 12.4.026-76.

3.9. При работе в стесненных условиях, требующих ограничения действий крана, необходимо выставлять предупреждающие и запрещающие знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

3.10. Высота подъема до низа блоков БТП не должна превышать 4 м. Граница опасной зоны определяется необходимым рабочим вылетом крюка крана +0,5 длины данного элемента +2,2 м (схема № 3 «Указаний по составлению проектов производства строительно-монтажных работ грузоподъемными кранами». Мосоргстрой, вып. IV ).

3.11. Все работы грузоподъемными кранами должны производиться в соответствии с должностными инструкциями крановщиков, стропальщиков и лиц, ответственных за безопасное производство, работ по перемещению грузов кранами, при строгом соблюдении правил по технике безопасности.

4. УКАЗАНИЯ ПО РАЗГРУЗКЕ И МОНТАЖУ БЛОКОВ БТП

4.1. Разгрузка и установка на фундамент блоков БТП производится кранами грузоподъемностью не менее 25 т (К-255, КС-5563) со стрелой длиной 15 м.

4.2. Для подъезда стреловых самоходных кранов и автомобилей с прицепами-тяжеловозами к месту разгрузки и монтажа блоков БТП должны устраиваться временные дороги и площадки для стоянки кранов. Основания грунтовых дорог и площадок должны выдерживать нагрузки, создаваемые кранами и автомобилями с прицепами-тяжеловозами. При слабых основаниях дорог и площадок укладываются дорожные плиты типа ПДП размером 6,0 × 1,75 м на выровненный грунт с подсыпкой слоя песка в 10 см.

Ширина дорог должна быть 5250 мм (три плиты ПДП 6,0×1,75 м, укладка вдоль а ширина площадок для стоянки кранов - 6000 мм (плита ПДП 6,0×1,75, укладка поперек).

4.3. Трансформаторная подстанция 4-ТО-2-630 выполняется отдельно стоящей, сборной из четырех самостоятельных объемных железобетонных блоков (БТП-1, БТП-2, БТП-3, БТП-4). Конструкция объемных блоков БТП-1 и БТП-2 и конструкция объемных блоков БТП-3 и БТП-4 - одинаковая. В зависимости от технических условий к подстанции при необходимости пристраиваются два объемных блока-приставки: БТП-5 уличного освещения и БТП-6 телефонной сети. Каждый объемный блок монтируется с оборудованием, установленным в заводских условиях, за исключением силовых трансформаторов. Блок (БТП-1 и БТП-2) состоит из камеры силового трансформатора (360 кВа) и помещения распределительного устройства (380/220 В). Блоки БТП-3 и БТП-4 - из помещения для распределительного устройства напряжением 6-10 кВ.

4.4. Трансформаторная подстанция 2-Т0-400 выполнена отдельно стоящей, сборной из двух блоков БТП-1 и БТП-2. На стр. 11 - 12 приводится вариант разгрузки и установки блоков БТП-1 и БТП-2 двумя автомобильными кранами грузоподъемностью 16 т (К-162 или КC-4571).

4.6. При подъеме с трейлера блок поднимают на 0,5 м над платформой, а после отъезда трейлера начинают перемещение его к месту установки. Для удержания блоков от раскачивания и для установки на фундамент пользуются канатными расчалками длиной не менее 7 м.

4.7. Монтаж объемных элементов БТП производится в условиях, близких к предельной грузоподъемности, поэтому объемный элемент должен быть предварительно приподнят на высоту 200-300 мм для проверки надежности действия тормозов и строповки.

4.8. За нулевую отметку на чертеже (стр. 8) принята отметка верха фундамента ТП. Перед установкой объемных элементов БТП производится тщательная нивелировка верха фундаментов. Объемные элементы ставятся на раствор.

4.9. Работу следует производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами (аттестованного по статье 300 « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»).

1. Приведенные грузовые характеристики кранов сверены с паспортными данными.

2. Высота подъема указана от уровня земли до крюка крана.

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ

проект № 5494, СКБ «Мосстрой»

1. Строп 4СК-5; 4-ветвевой, длина ветви 2,6÷3,0 м., нагрузка 5 т.

2. Строп 4СК-10; 4-ветвевой, длина ветви 4,0 м., нагрузка 10 т.

3. Строп 4СК-10; 4-ветвевой, длина ветви 6,0 м., нагрузка 10 т.

4. Строп УСК2-2,5 кольцевой, длина ветви 2,0 м, нагрузка 2,5 т.

5. Строп УСК2-2,5 кольцевой, длина ветви 4,0 м, нагрузка 2,5 т.

6. Строп УСК2-3,2 кольцевой, длина ветви 4,0 м, нагрузка 3,2 т.

7. Строп УСК2-5 кольцевой, длина ветви 4,0 м, нагрузка 5 т.

8. Строп УСК2-5 кольцевой, длина ветви 6,0 м, нагрузка 5 т.

9. Строп УСК2-8 кольцевой, длина ветви 6,0 м, нагрузка 8 т.

10. Строп УСК2-10 кольцевой, длина ветви 6,0 м, нагрузка 10 т.

МОНТАЖ ОБЪЕМНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БТП ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ 4-Т0-2-630 ПНЕВМОКОЛЕСНЫМИ КРАНАМИ К-255 и КС-5563

Схемы строповки грузов

Под строповкой понимают обвязку и зацепку различных грузов, обеспечивающих их безопасный подъем и перемещение к месту назначения. Типовые схемы строповки обеспечивают детализацию методов зацепки, поднятия и перемещения конструкций. Графические изображения и схемы строповки и зацепки выдаются стропальщикам и крановщикам на руки либо развешивают в местах проведения работ. Разработка безопасных способов строповки грузов производится отправителем продукции или специализированными компаниями.

Как делается обвязка груза

Как делается обвязка груза

Обвязка и зацепка груза выполняются с использованием нескольких видов оснастки.

На любой строительной или производственной площадке не обойтись без таких приспособлений, как:

  • Стропы. Представлены цепными, ленточными, канатными видами. Канатные изделия наиболее востребованы для работы с конструкциями сложных форм, цепные – применяются для операций с конструкциями, имеющими острые ребра, ленточные – используются для подъема, перемещения и опускания более деликатных товаров. Дополнительно могут использоваться гибкие оттяжки;
  • Захваты. Представлены приспособлениями, навешиваемыми на крюк крана и могут быть клещевыми, эксцентриковыми, коромысловыми, винтовым и др.; . Конструкции балочного типа с полуавтоматическими или автоматическими захватами на концах. Балочные траверсы используются в комплекте со стропами, тем самым облегчая и ускоряя зацепку и перемещение грузов.

Методы обвязки грузов:

  • Свободная укладка. Простой и щадящий метод обвязки, при котором конструкция/оборудование размещаются между стропами и не могут сдвигаться относительно такелажных приспособлений. Предупредить смещение поклажи помогают специальные распорки. Стропы практически не соприкасаются с конструкцией, что минимизирует риск их деформации и износа;
  • «на удавку». Фиксация продукции производится за счет собственного веса. По надежности строповка на удавку текстильными стропами превосходит свободную укладку, но имеет и слабые места. К ним относят более быстрый износ стропов и риск повреждения конструкции в результате сдавливания.

Грузоподъемность стропов



Выбор грузовых строп должен учитывать массу и тип поднимаемого оборудования/материала. Также важно учесть число ветвей и допустимые углы строповки. Стропы общего назначения подбирают так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Расчет грузоподъемности оборудования производится с учетом вида строповки и сложности такелажных работ.

Небольшие металлоконструкции и небольшие металлоизделия поднимаются и перемещаются с помощью захватов и скоб. Железобетонные плиты перекрытия, перемычки, прогоны и другие ж/б и стальные элементы поднимают с использованием траверс, предусматривающих возможность многоярусного размещения конструкций. Траверсы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Данное оборудование может быть линейного или пространственного типа – в зависимости от характеристик товара.

При работе с листовой продукций используется схема строповки труб текстильными стропами универсального двухпетлевого типа методом «на удавку». Строповка труб, круглого проката, бревен производится методом «на удавку». В петлю продевается один конец стропа, а второй – накидывается на крюк крана так, чтобы при подъеме петля затянулась, и был обеспечен надежный захват. Схема строповки двутавровой балки предусматривает использование 2-х одноветьевых стропами по тому же принципу «на удавку».

Грузоподъемные работы со стропами должны выполняться квалифицированными специалистами.
При расчете грузоподъемности и длины строп учитываются следующие показатели:

  • Масса товара, указанная на продукции согласно требованиям ГОСТ 14192-96;
  • Центр тяжести;
  • Количество и расположение мест креплений для транспортировки;
  • Угол наклона ветвей стропа к вертикали, их длина.

Нагрузка на стропы может снижаться в зависимости от применяемой схемы обвязки. Для расчета рабочей грузоподъемности применяют определенные коэффициенты.

Таблица коэффициентов и грузоподъемности строп при разных схемах строповки


Изменение грузоподъемности грузоподъемного оборудования происходит в зависимости от количества ветвей. При выборе такелажа, захватных приспособлений важно рассчитать нагрузку на каждую ветвь. Выполнить расчет можно по формуле:


где
S – нагрузка на одну ветвь;
G ‒ вес груза;
m ‒ количество ветвей;
k – коэффициент распределения веса на ветви;
b – угол наклона ветвей к вертикали;
9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).

Коэффициент распределения веса груза на ветви (k) рассчитывается по количеству ветвей.

Коэффициент распределения веса груза на ветви

Расчет нагрузки на ветвь позволяет определить разрывное усилие стропа:


, где kзап – коэффициент запаса прочности.

Данный коэффициент отражает во сколько раз натяжение ветви должно быть меньше разрывного усилия стропа, прописанного в паспорте изделия. У изделий, произведенных из разных материалов, показатель может отличаться.


Как зацепить ветвевые стропы

Как зацепить ветвевые стропы

Основные правила строповки грузов содержат условия зацепа поклажи ветвевыми изделиями:

  • Размер крюка должен отвечать петле или рем болту – крюк должен беспрепятственно в них проходить. Зацеплять стропу следует так, как это показывает карта строповки грузов;
  • Установка крюков должна проводиться по направлению от центра тяжести;
  • Предусмотренные производителем петли (рымы) обязаны захватываться крюком. Если цеплять груз не на все петли, возрастает риск повреждения или разлома товара;
  • Максимальный угол между стропами должен составлять 90°.

Наибольшей уязвимостью среди текстильных, канатных и цепных строп отличаются текстильные. Их не рекомендуется применять во влажном виде при минусовых температур, подвергать действию пламени, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы зацепки грузов с целью предупреждения разреза текстильных строп, их следует осторожно использовать для работы с товарами с острыми кромками, защитить ленты прокладками.

Правила перемещения грузов

Правила перемещения грузов

При выборе способа строповки груза важно учесть основные требования к проведению данной процедуры:

  • Используемые грузозахватные механизмы не должны снижать прочность конструкции и деформировать товар. В их задачи также входит защита от опрокидывания и падения;
  • Все грузозахватное оборудование, крепления конструкции и подъемный кран должны быть надежны;
  • Предусматривается возможность дистанционной расстроповки – без участия стропальщика;
  • Возможно многократное использование такелажа.

Чаще всего схемы строповки представляются в виде плаката с графическим изображением. Особых требований относительно цветового исполнения схем законодательство не предъявляет. Стенды могут содержать фирменную символику, иметь подсветку.

К основным правилам строповки и перемещения товаров относятся:

  • Соблюдение схем строповки для габаритных, негабаритных и длинномерных грузов;
  • Использование специальных устройств (рым, цапф, петлей и пр.);
  • При отсутствии схемы строповки и перемещение продукции должно проводиться под руководством сотрудника, ответственного за безопасность производства работ;
  • Перемещение оборудования, вес которого неизвестен, разрешено только после его взвешивания и определения фактической массы;
  • Выбор грузозахватных приспособлений (траверс, захватов, строп и пр.) должен производиться с учетом разработанной схемы обвязки и характеристик товара;
  • При обвязке строп не должно быть узлов и перекручиваний;
  • Должен быть исключен риск задевания предметов на пути движения незадействованными зацепами на концах строп;
  • Обязательно учитывать расположение центр тяжести. Это предупредит выскальзывание груза во время отрыва от поверхности. Особенности строповки длинномерных грузов заключаются в том, что такелаж должен располагаться на удалении 1/4 длины конструкции от ее концов. Предусматривается обязательная фиксация не менее чем в 2-х местах;
  • Крюки строп следует направлять от центра груза. На крюках следует предусмотреть предохранительные замки;
  • При строповке с затяжной петлей канатного стропа грузоподъемность рекомендуется снизить на 20%;
  • При свободной укладке товара на петлевые стропы перемещение производится независимо от количества петель и предусматривает обязательное наличие на поклаже элементов, предупреждающих его смещение в продольном направлении;
  • При работе с цепными стропами важно не допустить деформацию звеньев на ребрах конструкции;
  • Обвязка «на удавку» (в обхват) при длине груза менее 2 м может производиться в одном месте. Кроме случаев, когда используется схема строповки профилированного листа и другого металлопроката.


Примеры схем строповки различных грузов.


Строповка строительных конструкций, арматурного каркаса, фундаментных стеновых блоков (ФБС), вагончика бытовки, бочки 200 литров, еврокуба с пенообразователем, барабана с кабелем, складирование, перемещение краном поддонов с кирпичом производится согласно заранее разработанным схемам. Учитывается высота подъема и опускания грузов, необходимость складирования грузов, в том числе лестничных маршей, тип погрузочно-разгрузочного оборудования.


Схема строповки арматуры в прутках



Строповка технологического оборудования


Перейти в каталог товаров

Обращаем Ваше внимание, что цены на продукцию, представленные на сайте, указаны в информационных целях, и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Актуальные цены и условия поставки уточняйте у менеджеров.

Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

58

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

59

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.


Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.


Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)


Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт



Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

http://66

http://65

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |

Схемы строповки разных видов грузов

Во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ важно придерживаться ряда правил. Одно из таких требований состоит в том, что для сотрудников предприятия должны быть выданы типовые схемы строповки (или же вывесить их в доступном для специалистов месте). Без наличия схем работать с грузами запрещается. Точное их соблюдение позволяет существенно снизить вероятность непредвиденной ситуации во время производственного процесса. В нашей статье мы обсудим основные схемы строповки грузов с самыми типичными грузами.

Правила схем строповки

При разработке схем строповки руководители погрузочно-разгрузочных работ должны придерживаться ряда правил. Основными из них являются:

  • груз изображается объемным;
  • с грузами неправильной формы обязательно указывают центр тяжести;
  • на схеме обвязки должны присутствовать видимые и невидимые ветви узла;
  • в случае многоветвевых строп должен присутствовать угол между ветвями.

Схемы строповки с картинками

Ниже приведены схемы строповки самых распространенных грузов, которые широко используются на предприятиях различных сфер: от строительных компаний до производственных фирм. Знание и соблюдение подобных схем является залогом безопасных и эффективных погрузочно-разгрузочных работ.

Схема строповки труб

При строповке труб, как правило, применяются все требования, связанные с длинномерными объектами. Трубы длинной до двух метров можно транспортировать с помощью одноветвевых строп.

Виды строповок труб

На схеме представлена строповка труб:

а) с помощью торцевых захватов;

б) используя двухпетлевые стропы с втулкой;

в) схема строповки траверсами;

г) используя клещевой захват;

д) полотенчатыми стропами;

ж) транспортировка пакета труб двухпетлевыми стропами.

Цифрой 1 отмечена проставка.

Стоит отметить: выгружая трубы из полувагонов, а также в ходе их погрузки на трубовозы, транспортное средство следует установить параллельно к рельсам.

Схема строповки балки

В случае с балками все происходит практически так же, как и при строповке труб. Единственное, тут важно учитывать параметр А – длину обхвата балки стропами. Необходимо, чтобы расстояние от крюка крана до самой балки было не меньше, чем 75 % от показателя А, а расстояние между точками крепления разных ветвей к балке равнялось параметру А.

Виды строповок балок

На схеме можно увидеть строповку балок:

а) металлических (в обхват);

б) железобетонных (в обхват);

в)металлических (траверсой,используя клещевые захваты).

Схемы строповки оборудования

Особый интерес подобные схемы строповки деталей и оборудования представляют для промышленных предприятий. Прежде всего, тут стоит отталкиваться от ряда параметров, включая тип такого агрегата, его размер и форму. Как правило, используют многоветвевые стропы (а именно 4СК, или же 2 стропы 2СК). Это позволяет добиться максимальной устойчивости тяжестей во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ с оборудованием.

Виды строповок оборудования

На схеме представлена строповка:

а) сосудов с помощью двух двухпетлевых строп;

б) задвижки двухпетлевым стропом;

в) агрегата, применяя две двухпетлевые стропы;

г) резервуара цилиндрической формы (две двухпетлевые стропы);

д) коробки при помощи двух двухпетлевых строп;

е) схемы строповки деталей станков (две двухпетлевые стропы);

ж) оборудования, которое находится в деревянной таре (две двухпетлевые стропы).

Схема строповки металлоконструкций

Еще одной актуальной схемой является схема строповки металла. В силу популярности подобных конструкций важно знать, как именно осуществляется их транспортировка при помощи строп.

Виды строповок металлоконструкций

На схеме можно увидеть строповку:

а) одиночного груза;

б) пакета листовой стали;

в) проволочной бухты;

г) пакета с двутавровыми балками;

д) пакета листовой стали (в случае, когда захваты расположены симметрично по отношению к центру тяжести, расстояние – 1/3 длины от крайней точки металлоконструкции);

е) эксцентриковых зажимных устройств.

Цифрой 1 отмечена струбцина, 2 – монтажные скобы, 3 – проставки.

Схема строповки колонны

Процесс транспортировки колонн может проходить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При этом, как правило, используются двухветвевые стропы или траверсы.

Схема строповки на металлические опоры

В случае, когда груз перемещают на специальные металлические опоры, используется следующая схема строповки.

Схема строповок на металлических опорах

За две точки стропят фермы, которые имеют длину меньше,чем 18 м. В случае, когда конструкции превышают длину в18 м, используют четыре точки крепления, или же применяют траверсы, что способны обеспечить стабильное натяжение на всех этапах подъема.

Стоит отметить: Нельзя, чтобы ветви снастей отклонялись от вертикального положения, иначе будет создаваться сильное сжатие в верхнем поясе фермы.

Схема строповки плит

В случае перемещения подобных объектов, обязательно использовать четырехветвевые стропы, или же пару двухветвевых строп. Недопустимо применять одни двухветвевые стропы, делая точки крепления в противоположных углах.

Схема строповки плит

Схема строповки панелей практически идентична.

Схема строповки контейнера

Схема строповки контейнера достаточно сильно напоминает предыдущий вариант. Единственное, тут можно закрепить стропы за проушины. В случае не слишком длинных контейнеров, допустимо использование двухветвевых строп.

Схема строповки контейнера

Схема строповки поддона

При транспортировке поддонов важно учитывать размер и форму такой конструкции, а также наличие на поддоне дополнительных грузов. В последнем случае необходимо принять меры, чтобы предупредить самопроизвольное перемещение грузов по поддону, а также их падение с него.

Дополнительные рекомендации

Независимо от того, как выглядит схема строповки текстильными стропами и другими схожими приспособлениями, важно придерживаться ряда правил:

  • во время обвязки грузов не допускается перекручивание строп, а также наличие на них узлов. Если у груза есть острые узлы, необходимо использовать специальные проставки, которые предупреждают повреждение снастей;
  • в случае наличия неиспользованных ветвей многоветвевых стропов, их необходимо укрепить так, чтобы отсутствовала возможность задевания свободными ветвями сторонних предметов;
  • при использовании цепных стропов, нельзя, чтобы были изгибы звеньев на ребрах груза;
  • перемещать грузы со свободной укладкой на петлевые стропы можно лишь в случае наличия на грузе элементов, которые предотвращают его самовольное смещение;
  • во время строповки груза способом затяжки петлей, необходимо снижать показатель грузоподъемности снастей на 20 процентов;
  • при регулярной эксплуатации канатных строп с целью обвязки грузов с закруглениями, радиус которых менее 10 диаметров каната, следует снижать допустимую нагрузку на ветви снастей.

Если придерживаться этих правил, а также схем строповки грузов по ГОСТу и СТО, то можно избежать большинства непредвиденных ситуаций во время погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, следует покупать только качественные снасти от проверенных производителей, которые имеют все необходимые сертификаты для подобной деятельности. Ознакомиться с разрешительной документацией компании «Грузовая механика», которая является подтверждением высокого качества, долговечности и надежности наших грузоподъемных снастей, вы можете прямо на сайте.

Читайте также: