Платяной шкаф родоплеменной строй

Обновлено: 16.05.2024

В VII-IX вв. восточные славяне переживали раз­ложение родоплеменного строя.

Признаки разложения родоплеменного строя восточных славян:

    1. община изменялась от родовой к соседской;
    2. частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще­ственного неравенства внутри общин еще не было;
    3. выделение родоплеменной знати (князья и старейшины).

    В родовой общине все ее члены родственники — члены одного рода. Они совме­стно ведут хозяйство и владеют имуществом.

    В соседской общине основой стано­вится не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство инди­видуально, имеют частную собственность. Вместе с тем они чаще всего являются родственниками. Могут совместно осуществлять некоторые работы, например расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не входят в частную собственность.

    Князья и старейшины окружали себя дружинами , т. е. вооруженной силой, не за­висящей от воли народного собрания и способной принудить ря­довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

    Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез», означающего «вождь»). Одним из та­ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий , княживший в племе­ни полян, которого русская летопись «Повесть временных лет» называет основателем Киева.

    Замечание: Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно­гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

    Возникновение государства восточных славян

    Возникновение государства у восточных славян летопись «Повесть временных лет» связывает с призванием варягов. По изложенной в ней легенде, словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междо­усобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за мо­ря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. По­сле смерти братьев Рюрик правил здесь один (862-879).

    Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки», однако осели в Киеве и княжили там.

    На основе легенды во второй четверти XVIII в. возникла нор­маннская теория, сформулированная Г. 3. Байером, Г. Ф. Мил­лером и А. Л. Шлёцером. Она утверждала, что государство у вос­точных славян создали пришельцы-скандинавы, т. е. германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе).

    Русские ученые-монархисты XIX в. на основе норманн­ской теории доказывали невозможность революционных потря­сений в России. Они рассуждали так: на Западе государство заро­дилось в результате завоевания, а в России — в результате добро­вольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России — мирными.

    Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманнская теория использовалась для того, чтобы объ­явить славян неполноценным народом, не способным самостоя­тельно создать государство.

    В середине XX в. эти утверждения взяла на вооружение гит­леровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполно­ценными.

    В русской науке реакцией на норманизм стал крайний анти-норманизм — стремление доказать, что или варягов на Руси не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживались, в частности, М. В. Ломоносов, Д. И. Иловай­ский.

    Сегодня в науке подобные крайности почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе давно уже не пишут о том, что сла­вяне получили государственность извне. В то же время большин­ство российских авторов считает, что первыми общерусскими князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были варяги скандинавами или западными славя­нами, жившими на южном побережье Балтийского моря (поль­ское Поморье).

    • историчность Рюрика;
    • вымышленность Трувора и Синеуса;
    • варяжское происхождение первых русских князей, имена которых явно скандинавские (Олег — Хельг, Игорь — Ингварь, Ольга — Хельга).

    В то же время все историки разделяют мнение о том, что при­звание варягов не являлось началом государственности на Руси.

    Государство возникло в результате закономерного развития вос­точнославянского общества.

    Скорее всего, враждующие племена призвали норманнов как нейтральную силу, способную прекра­тить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждую­щих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала.

    Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи


    Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй. Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.

    Современные бушмены из пустыни Калахари

    Общность, основанная на кровном родстве

    Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.

    Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины. Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д. могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.

    Поселение родовой общины

    Объединение родов в племена

    Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.

    Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек. Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации. Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.

    Социальный строй, переживший тысячелетия

    Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком. Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство. Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.

    Представители народности фулани

    Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством. В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр. Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.

    Пути изучения родового строя

    Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.

    Совет племени

    Пример древнейшей демократии

    Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента. Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.

    Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода. В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись. Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.

    Значение родоплеменного строя в мировой истории

    Этнограф Л.Г. Морган

    Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.

    Ослабление родственных связей у славян

    Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.

    Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин. Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей. Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.

    Родовая община восточных славян

    Распад родового строя

    Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.

    В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром». Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы. Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.

    Родоплемеиной строй у восточных славян. Появление и закрепление государственно-правовых институтов у славянских племен. Древнейшие сведения о русском праве

    В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно­общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточ­но-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанно­го с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

    Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хо­зяйство, продукт труда и частное пользование и владение участком пахотной земли (до очередного передела земли в общине). Родовая общи­на заменяется территориальной соседской общиной.

    Развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности соз­давали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения богатой вер­хушки, обогащавшейся за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся кре­стьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, "большим" хозяевам (боярам).

    Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружин­ники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказы­валась и значительная часть рабов из пленных.

    Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывает­ся постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только ра­бов, но и рядовых крестьян-общинников.

    Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классо­вого общества способствовали многочисленные войны, ставшие средст­вом обогащения путем захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов.

    Политическая власть наряду с функциями обслуживания интересов и организации принуждения в интересах части общества, оп­ределенного класса сохраняла и функции так называемых общих дел, обслуживания интересов всего общества.

    В VIII в. источники свидетельствуют о существовании трех больших политических объединений восточных славян: Куявия, Славия (в районе озера Ильмень), Артания (предположительно Тмутаракань, располагав­шаяся на Таманском полуострове).

    Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, ос­тавшихся от родоплеменного строя, значительно увеличивалась, усили­валась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществле­ния. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

    Государства восточных славян были раннеклассовыми по своей сущ­ности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения еще в полной мере не сформировались. Классы только за­рождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство - землю.

    Платяной шкаф родоплеменной строй


    Несмотря на тот факт, что от концепции марксизма большинство современных историков-исследователей старается отходить, эта классификация по-прежнему остается актуальной для выпускников старшей школы и студентов младших курсов разных специальностей.

    Чтобы разобраться в самых популярных понятиях истории, порожденных концепцией марксизма, предлагаем вам посмотреть особенности некоторых из них.

    ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ (РОДОПЛЕМЕННОЙ) СТРОЙ

    Сегодня многие историки обращают внимание, что родоплеменной строй – это общественный порядок, для которого характерно социальные связи внутри племенных, догосударственных обществ . Основу экономической жизни таких обществ, как правило, составляло собирательство, охота и другие занятия.

    В этом обществе частной собственности не было, практически все блага находились в коллективной собственности, например, промысловая территория, охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь, а также собственность на пищу или другую добычу была также коллективной.

    Распределение ее было уравнительным. Индивидуальные орудия труда – луки со стрелами, домашняя утварь, украшения находились в личной собственности людей.

    СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия (В Древней Руси, например, существовало Вече).

    Все важные вопросы решались на общих собраниях. Старшее поколение здесь играло особую роль, т.к. старейшины принимали все важные решения на таких собраниях.

    Они выдвигали лидеров, вождей, которые руководили повседневной экономической и религиозной жизнью племени.

    Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

    1. Народное собрание
    2. Совет старейшин
    3. Вождь (военачальник, предводитель охоты)

    816513_900

    СТАНОВЛЕНИЕ СОЮЗОВ ПЛЕМЕН

    Время шло, вскоре соседние родовые общины объединялись в племена с похожей социальной структурой, что и в родах, но большие по масштабу человек и территории.

    Над племенами практически никто не возвышался, кроме позже возникших конфедерации или союза племен(В Древней Руси вожди племен кривичей, вятичей, уличей, тиверцев и т.д.).

    Этот общественный строй предшествовал государственному образованию. Например, на Руси такой союз племен (временное объединение родственных или соседствующих племен) создавался для отпора общему врагу – печенегам или тем же хазарам.

    Союзы племен, возникшие в оборонительных целях, продолжали свое существование, но уже в социально-экономических интересах входивших в них племен.

    Обычно после устранения военной угрозы союзы распадались.

    Этот исторический период принято называть временем «военной демократии», когда наряду с обычным выборным вождем возрастает социальная роль военачальников, избираемых демократическим путем членами племени или совета племен.

    Эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – праобразом королевской, княжеской власти.

    ФЕОДАЛИЗМ ИЛИ ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ

    Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе (и частично для Российского Государства) Средневековью, развивалось в историографии Франции еще с начала девятнадцатого века.

    В таком обществе (на Руси оно начинает складываться на рубеже X-XI вв.) владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод) и крепостных (если они есть) у вышестоящего (сеньора).

    Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров. Но они не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

    1455198933151021129

    ОФОРМЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    В феодальном обществе экономические блага производятся крестьянином, который пользуется землей феодала и платит за нее ренту.

    Здесь экономическая жизнь основывается на внеэкономическом принуждении. (В российской истории это принуждение заключалось в установлении, а затем дальнейшем грубом ужесточении крепостного права).

    Ресурсы производства феодального общества были медленными, рутинными и малоэффективными.

    На определённой ступени развития феодального общества резко усиливается разделение сельскохозяйственного и ремесленного труда, растёт городское ремесленное производство с его диференцированной ручной техникой.

    Наконец, на высшей ступени феодализма появляется мануфактура, которая начинает развивать капиталистические отношения.

    КАПИТАЛИЗМ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    Капитализм представляет собой общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. В российской истории первые зачатки капитализма стали появляться в середине семнадцатого века, когда зародились в русской экономике ярмарки, мануфактуры и товарная специализация районов.

    Однако капитализм это ещё и свободное предпринимательство, наличие развитого общественного разделения труда, превращение рабочей силы в товар.

    Этот строй возник не в одночасье. Так, капитализму предшествовал период первоначального накопления капитала, которое стало важной предпосылкой расширения внутреннего рынка.

    Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наемных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления.

    natyurmort-karta-knigi-lampa

    Великие географические открытия в XV – XVII веках, захват колоний на разных континентах в XV – XVIII веках дали Европе богатейшие ресурсы для накопления капиталов.

    Эти процессы сопровождались захватом золота, серебра, драгоценных камней, редких специй и трав. Помимо формировавшегося международного разделения труда, решающую роль играла и духовная жизнь общества.

    Так в средневековой Европе огромный толчок развитию капитализма дала начавшаяся в XVI веке Реформация, один из деятелей которой, Мартин Лютер, заложил основы протестантской трудовой этики.

    Именно эта этика и изменила отношения к деньгам и оплачиваемому труду в целом.

    Новый импульс к развитию капитализма был подхвачен переходом от мануфактуры к фабричной системе. События промышленного переворота (например, изобретение парового двигателя) привели к появлению ряда машин.

    Переход к машинной стадии производства способствовал возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей, главная цель которых заключалась в систематическом получении прибыли.

    РОДОПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ

    Самым продолжительным общественным строем, который только знало человечество, является родоплеменная организация. Он возник несколько тысяч лет назад и сохранился на обширных пространствах Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и даже Европы по сей день. Разумеется, в виде исторических пережитков. И действительно: мозаика сословий, племен, кланов, сект, линиджей, джати, конфессий, миллетов пронизывает всю историю традиционных обществ. Несмотря на гигантские успехи научно- технического прогресса, до сих пор в различных уголках планеты сохраняются племенные пережитки в форме трайбализма.

    Хозяйственным укладом и экономической основой родоплеменного строя выступают охота и собирательство.

    Родоплеменной строй — обобщающее понятие для описания архаических обществ, до сих пор существующих в Африке, главным

    образом небольших групп охотников и собирателей, численностью 30—50 человек (бушмены в пустыне Калахари), кочевых племен и мультинациональных объединений в несколько миллионов человек, познавших уже радости товарно-денежных отношений, как, например, народность фулани (англ. Fulani).

    Древний Рим, первоначально представлявший собой родовую общину, со временем стал могущественной державой, которая включала значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Другие племена, а их большинство, канули в безвестность, почти ничего не оставив после себя. Это и не удивительно, поскольку родоплеменной строй — это еще ранний, дописьменный этап существования человечества. В эпоху бронзы (3—2 тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Они давно вымерли, а об их существовании известно только по археологическим раскопкам.

    Напротив, племена пуштунов в Афганистане, корни которых тоже уходят в глубокую древность, не только существуют сегодня, но способны даже противостоять великим державам, обладающим ядерным оружием. Их не могли покорить ни Великобритания в XIX в., ни СССР в XX в. Только США в XXI в. удалось установить в Афганистане хрупкое равновесие, договорившись с воинственными племенами и пообещав им крупную финансовую помощь.

    С давних времен чукчи и эскимосы жили также территориальнородственными группами. Общинно-родовой строй и родовые традиции сохранились местами в этом регионе вплоть до начала XX в.

    Род — совокупность кровных родственников, имеющих общее родовое имя, выступил основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды, надстроившейся над ним. У американских индейцев роды являлись экзогамными коллективами матрили- нейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимоза- щиты. Они имели свои тотемные имена.

    Вторым этажом служила фратрия (от греч. phratria — братство) — подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода 1 . В Афинах, согласно конституции Солона, каждая из четырех фил подразделялась на три фратрии, а каждая фратрия — на 30 ген (т.е. родов). Попасть во фратрию было не так-то просто. Только после семилетнего возраста ребенок вносился в списки фратрии, т.е. становился настоящим товарищем, сочленом. Их объединяли преимущественно религиозные цели.

    Третий этаж — племя, соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры — бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестар- ными функциями 1 .

    Четвертым этажом выступала конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалектах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству.

    В результате получалась вкладывающаяся структура: рода входили во фратрии, те — в племена, которые объединялись в конфедерацию либо союз племен (рис. 5.1).

    Социально-политическая организация родоплеменного общества

    Рис. 5.1. Социально-политическая организация родоплеменного общества

    Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

    • 1) общее собрание рода;
    • 2) совет старейшин (старейшина);
    • 3) вождь (военачальник, предводитель охоты).

    Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Особым авторитетом пользовались зрелые и умудренные опытом люди.

    Предводителем становился самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Впрочем, и сегодня представители высшей власти выдвигаются по тем же самым критериям — умение красиво говорить, вызывать доверие и интерес у широкой публики, воодушевлять массы своей харизмой.

    Племенем в зарубежной антропологии чаще всего называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно — родственными связями.

    Племя — это макроструктура первобытного общества. Над ним возвышалась еще одна надстроечная структура — конфедерация, или союз племен. У племени два органа управления: собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Племя объединяли родственные и хозяйственные узы, общая территория, оборона и общая культура (культ предков, обычаи и традиции, отправление религиозных ритуалов), наконец, управленческая структура. В первобытном обществе род был экзогамен, племя эндогамно.

    Согласно мнению Л. Моргана, именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Историю человечества Морган разделил на два периода: ранний, когда общественный строй основывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только благодаря родовой организации — самому устойчивому и универсальному институту древнего общества — возможна преемственность развития культуры.


    Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляли несколько конфедераций племен: конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, конфедерация криков (шесть племен), конфедерация оттава (три племени), лига дакота (семь «огней совета»), конфедерация моки (семь пуэбло) и ацтекская конфедерация из трех племен.

    У некоторых племен, например моки, оседлых индейцев Аризоны, члены рода вели свое происхождение оттого животного, имя которого они носили, веря, что их отдаленные предки были превращены Великим духом из животных в людей.

    Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был неполон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ, строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом, или военачальником. Народ был свободен, а его учреждения демократичны.

    Племя, с одной стороны, является кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой — территориальным союзом, поскольку группы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню.

    Экономической основой родоплеменного общества выступают чаще всего два уклада: огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальный характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, высту-

    пают а) клан — совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка; б) возрастные классы — разделение людей на разные статусные группы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам; в) группы интересов, которые со временем выделяются в политические партии, экономические классы, религиозные конфессии.

    Племена больше и сложнее, чем бэнды, часто они состоят из нескольких подгрупп, таких как кланы Zuni пуэбло. Каждый клан имеет отдельные обязанности в племени. Как и группы, племена состоят в основном из родственных семей, живущих вместе. Специализация является минимальной, без профессиональных солдат, ремесленников, священников или чиновников. Каждый помогает другим вырастить и собрать урожай. Вождь или совет старейшин могут рекомендовать курс действий и принятие решений, но у них нет власти государства по обеспечению выполнения этих решений. В сущности, племя функционирует как большое скопление независимых лиц, управляемых только убеждениями 1 .

    Читайте также: