Паспарту для шкафа что это

Обновлено: 01.05.2024

Представить картину без рамы невозможно, т.к. без этого важного элемента произведение искусства выглядит неполноценным. К тому же, ничто так не украшает и не придает изображению большей оригинальности, как искусно подобранный паспарту (passe partout). Он добавит творению необходимую эффектность и завершенность, благодаря чему картина станет важным акцентирующим элементом в любом помещении. Она будет приковывать внимание ваших гостей и гармоничным образом вписываться в общий стиль дизайна интерьера.

Что такое паспарту

Прежде чем заказать такое изделие, запомните, что паспарту – это широкая рамка (фр. passe partout), выполненная из многослойного картона, которая обрамляет фотографию, коллаж, рисунок, иллюстрацию или какое-либо другое произведение искусства. Благодаря этому создается граница между рамой и картиной. Таким способом принято выделять портреты. Отличие паспарту от обычной рамки заключается в том, что оно является, по сути, куском картона, в середине которого вырезано овальное, круглое или четырехугольное отверстие. Причем сделано это под рамку меньшей толщины.

Паспарту представлены на современном рынке богатой палитрой цветов и оттенков и широким ассортиментом размеров, что позволяет свободнее подбирать рамку под конкретное изображение. Помимо этого, на таком изделии часто располагают автограф изображенного или поясняющие подписи. Правильно подобранный вариант придает творению полноценность и помогает решить целый ряд декоративных задач, связанных с художественным оформлением. При оформлении дизайнеры могут накладывать как двойные, так и тройные паспарту.

Назначение

Решив заказать паспарту для фото или какого-либо изображения, который будет выглядеть эстетично и оригинально, ознакомьтесь для начала с назначениями такого предмета. Часто он выступает в качестве своеобразного элемента искусства, подчеркивающего то или иное творение искусства. Кроме того, рамка такого типа выполняет следующие функции:

  • облегчение восприятия произведения за счет того, что оно отделяется от остального интерьера;
  • акцентирование внимания на отдельных элементах изображения, которые способствует усилению воздействия на зрителей;
  • защита предмета искусства от негативного воздействия окружающей среды.

Размеры

Рамка паспарту (большая часть) имеет одинаковые размеры, причем со всех сторон. Такой подход считается оправданным с коммерческой точки зрения, т.к. его можно использовать как для книжного, так и альбомного варианта. Правда, этот формат не всегда уместен с эстетической точки зрения. Объясняется это особенностями зрительного восприятия человека, т.к. при рассмотрении вертикальных объектов самым гармоничным будет тот, нижняя часть которого имеет больший вес.

Следует сказать, что симметричная рамка – это не всегда плохо, например, если картинка имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления в зрительном плане не потребуется. Необходимости в несимметричном паспарту нет, если оно приобретается для познавательных и научных иллюстраций. В целом, удачно подобранное обрамление и размеры способны придать статус произведения любому линейному и цветовому хаосу, и даже наивным детским рисункам.

Из чего изготавливают

Планируя приобрести паспарту для фотографий, ознакомьтесь с материалами изготовления такого предмета. Для этой цели производители используют лист бумаги или картона в форме листы, который с обеих сторон покрыт слоям бумаги. Лицевая сторона при этом покрывается цветным слоем. Картон бывает однотонным и цветным – толщина колеблется от 0,5 до 3 мм. В первом случае цвет среза и лицевой стороны одинаковы, а во втором – срез отличается по цвету верхнего слоя.

Лучшие свойства имеет картон музейного качества, менее подверженный воздействию грибка. Более качественным считается картон с качество консервации, изготовленный из натурального хлопка – он совсем не дает возможности грибку распространяться. Еще есть материал из целлюлозы с содержанием лигнина – подвергается окислению и портит бумагу картинки. Подробнее об изготовлении паспарту:

  • Картон для такой рамки представляет собой спрессованные в несколько слоев листы ватмана, которые покрыты листом цветной бумаги. Для изготовления часто применяется целлюлоза из древесного волокна.
  • Картон состоит из поверхностного слоя, внутреннего и изнанки. К каждому из них предъявляются особые требования.
  • Кроме эстетических требований, поверхность изделия должна быть устойчивой к воздействию света. В связи с этим, бумагу для поверхностного слоя изготавливают на узкоспециализированных бумажных фабриках, отвечающие высоким стандартам качества.
  • Задняя часть предмета – не менее важна, чем другие, т.к. этот слой соприкасается и произведением искусства. Для изготовления изнанки применяется бумага, не содержащая кислоты и обработанная карбонатом кальция.
  • Внутренний слой является самым толстым. В большей степени применяется стандартный внутренний слой, выполненный из древесины и слой из неокисляющейся целлюлозы. Если первый изготовлен из отборного и лишенного каких-либо примесей древесного волокна, то это сводит к минимуму появление черных точек. Преимущество целлюлозы заключается в том, что она со временем не желтеет и такая структура обеспечивает надежную защиту от любых внешних воздействий.
  • Дополнительный эстетический эффект при обрамлении придает окрашенный внутренний слой картона. Контрастный контур помогает ярче выделить произведение искусства.

Способы расположения паспарту

Картины с паспарту могут подсознательно восприниматься в качестве арт-объектов. Иногда для повышения декоративных свойств применяют кант для паспарту, изготавливаемый в виде деревянной или пластиковой планки – располагается между изображением и полем. Желательно, перед выбором того или иного предмета определиться с оптимальным способом его расположения. Всего их существует два:

  • Под рисунком. В таком случае картинка закрепляется на сплошном листе картона. Для этого может применяться резиновый клей, который в случае необходимости с легкостью снимается – рисунок от этого не испортится. Другой способ – воспользоваться уголками или двухсторонними стикерами. Такой вариант расположения не подходит, если фотография будет помещена под стекло. Она может приклеиться намертво и быть безвозвратно потерянной. Кроме того, этот тип предмета добавляет жесткости детской поделке и в дальнейшем ее можно разместить на стене.
  • Над рисунком. Этот вариант выглядит как плотная рамка, под которую помещается готовое произведение искусства. Для изготовления можно взять пару листов картона: тонкий используется на подложку, а более толстый – для изготовления рамки. В последнем потребуется вырезать окошко по размеру картинки, оставив припуск в 3 мм, который пойдет на наклонный срез под 45-градусным углом. Картинка закрепляется на подложку, а затем к краям 2-сторонней клейкой лентой прикрепляется верхняя рамка.

Картина в passe partout с фигурным резом

Варианты

Паспарту может отличаться по фактуре или покрытию, в качестве которого используется бархат, шелк, лен и декоративные пленки. Белое, серое или решение другого цвета идеально подходит для гравюры, картины, обычной фотографии. В зависимости от величины творения для его оформления можно выбрать узкой или широкое паспарту. Первый вариант акцентирует внимание на раме, а второй добавляет картинке «воздуха». Кроме того, определитесь с подходящим вариантом такой детали:

  • Многослойное. Отличается тем, что состоит из двух или трех вариантов картона с разными оттенками. При этом обязательно сочетается с изображением. Внутренний слой бывает темнее или светлее внешнего. Часто в качестве нижнего слоя применяется изделие золотого цвета, идеально сочетающееся с рамой из золотого багета. Двойной вариант из близких оттенков одного цвета способен создать эффект глубокого «фацета», который усиливается при использовании картона большей толщины. Некоторое распространение приобрел вариант оформления с применением многослойного паспарту, где применяется овальный фацет, а потом, в виду прямоугольника – отделенный широким кантом.
  • С кантом. Это планка (линейка) из пластика или дерева, внешний вид которой разнообразен: от тонированной и окрашенной до состаренной, от резной до гладкой. Кант выступает в качестве перегородки между рисунком и паспарту, являясь дополнительным декором. Планка должен сочетаться с паспарту и рамкой, как по цвету, так и по отделке. За счет особой формы профиля, он может вставляться в окно паспарту. Кант не дает соприкасаться картине со стеклом, если последнее используется при оформлении.
  • Без выреза окна. Работа в этом случае накладывается на лист изделия, благодаря чему изображение сохраняется полностью. Приграничные части творения не закрываются.

Выбор размера

При подборе оптимального решения обратите внимание на диагональ, высоту и ширину изделия. Слишком маленькие поля не будут выполнять свою основную функцию. Их ширина практически всегда выбирается немного больше ширины рамы. Иногда широкие поля считаются неуместными, т.к. чрезмерно большое изделие отвлекает внимание от самой картины. Ширины поля находится в пределах от 1/4 до 1/3 узкой стороны рисунка. Если изображение само по себе не сбалансировано, то допускается делать боковые поля очень широкими. Помимо этого, широкий вариант может использоваться в следующих случаях:

  • изображен портрет, натюрморт;
  • большой предмет практически на всю картину;
  • пейзажу не хватает моря (сделать низ еще больше) или неба (увеличить полосу сверху).

Выбор размера является серьезным делом. Если вы не ошибетесь с ним, то сможете представить изображение в самом лучшем восприятии. Варианты:

  • для изображений всех размеров – верхнее и боковые поля равны по ширине между собой, нижнее – чуть шире;
  • для средних и больших – около 1/3 узкой стороны картины;
  • для вертикально направленных – боковые поля размером 1/3 от ширины узкой стороны изображения, нижнее поле – 1/3 от высоты, верхнее – 1/5;
  • для небольших рисунков с большим количеством мелких деталей (к примеру, гравюрных) – широкое изделие до 15-ти см, а порой и больше.

Фото в рамке с паспарту

Выбор цвета

Однотонная продукция производится в широчайшей цветовой гамме – от снежного белого до глубокого черного. Паспарту выступает в качестве инструмента для достижения цветового баланса между картиной и рамой. При подборе очень важно следить за цветовым сочетанием:

  • Для черно-белых работ используйте похожие варианты изделия и рамы: черное-черное, белое-белое, черно-белое и наоборот.
  • Белый цвет и его оттенки широко используются при оформлении монохромной графики и черно-белых фотографий.
  • Оформляя цветные работы, следите за тончайшими нюансами цвета и света на изображении и тем, в каком стиле выдержан интерьер помещения.
  • Темные изделия способны усиливать интенсивность красок на рисунке в зависимости от их оттенка, выделяя холодные или теплые тона в общей гамме.
  • Старинные офорты и гравюры часто требуют для своего оформления варианты спокойных пастельных оттенков, не отвлекающих внимание от самой работы.
  • Используя цветное обрамление, целесообразно ориентироваться на приглушенные, спокойные тона. Насыщенные цвета используются при оформлении постеров, современной графики, а броские плакатные – уместны при решении специальных задач (оформительских).
  • Часто цвет изделия выбирается в тон одного из элемента картины. В большинстве случаев он отличается от оттенка рамы, хотя порой встречаются и удачное сочетание обоих элементов близких по цвету.
  • Цвет взбитых сливок (кремовый) – это нейтральный белый с легким желтоватым оттенком, давно ставший неотъемлемым элементом «новой» цветовой гаммы. Она гармонично сочетается с цветом камня, замши, сланцевым серым.
  • Белый зрительно увеличивает творение, а черный – уменьшает. На белом фоне картинка будто бы выходит на передний план, а черное обрамление является своего рода окном, сквозь которое зрители смотрят картину. Правда, белый цвет нередко излишне отвлекает от работы, а черный способен негативно влиять на правильное восприятие тональностей.
  • Оттенок слоновой кости – это мягкий белый, более приятный для глаз. В искусстве интерьера сочетание слоновой кости и черного помогает добиться самых драматических звучаний. Такой оттенок может отражать свет, создавая ощущение тепла – хорошо сочетается с приглушенными темными красками.
  • Если речь заходит о черно-белых фотографиях, то имеет смысл подобрать обрамление серого оттенка – от белого до черного.

Паспарту своими руками

Если вы собираетесь сделать паспарту самостоятельно, то подготовьте линейку, ножницы, картон, плотную цветную бумагу, линейку, металлический уголок и клей. Этапы работы:

  • Нарисуйте на пустом листе плотного картона прямоугольник размером вдвое больше, чем размер готовой работы. Затем разрежьте по сделанной разметке и разместите в центре получившегося прямоугольника фотографию, картину и т.п. Убедитесь, что расстояние до краев одинаковое. Аккуратно обведите снимок карандашом, уберите и, отступив от краев 1-2 мм, вырежьте прямоугольник поменьше. Итог – прямоугольник с вырезанным по центру окном.
  • Приступите к изготовлению контрастного канта. Вырежьте из цветной бумаги (плотной) две пары полосок: размеры первых двух должны соответствовать длине внутреннего окна, а вторых – ширине. Согните каждую полоску пополам и оставьте по центру узкий кант – ширина 2 мм. Воспользовавшись металлическим уголком проверьте, подходят ли все вырезанные полоски.
  • Далее соедините полосы с картонной рамкой клеем, который наносится только на картон. Особое внимание уделите стыкам на углах.
  • Как только клей подсохнет, подложите с обратной стороны паспарту фото и украсьте готовую работу рамкой – со стеклом или без нее. Если вы собираетесь разместить в обрамление вышивку, то сначала прикрепите ее на плотный картон и зафиксируйте с обратной стороны ткань маленьким степлером или двусторонним скотчем.

Паспарту с вышивкой

Прежде чем выбрать паспарту на свой вкус, ознакомьтесь с разбросом цен. Ассортимент, представленный в специализированных магазинах, в т.ч. и в интернете, очень большой. При выборе осмотрите изделие, переверните его, проверив обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. В стоимость часто включается вырезка окошка для вашего постера, фотографии или другой работы:

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

304

Декорирование — один из важнейших этапов в дизайне интерьера. Именно с его помощью помещение приобретает ту индивидуальность и самобытность, которой не хватает сразу по окончании ремонта.

Наверное, самым используемым приемом стало декорирование стен. Это могут быть картины, постеры, гобелены — да все что угодно. Но чаще всего — это рамки с изображениями.

В рамки могут быть вставлены фотографии членов семьи, пейзажи, абстрактные рисунки, детское творчество, гравюры. Все это добавляет свою нотку в создание уюта.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Что такое паспарту?

Но есть один маленький секрет, который сделает ваши изображения в рамках еще более выразительными. И секрет этот — паспарту. Да. все именно так просто. Говоря простым языком, паспарту — это контрастная по цвету «окантовка» вашего изображения.

Паспарту может быть тонким — см 5 или очень широким — 10, 15 или даже 30 см. Его размер регулируете исключительно вы в зависимости от ваших вкусовых предпочтений.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту?

Решение №1: Чаще всего паспарту имеет одинаковую ширину со всех четырех сторон. Но это совершенно не догма. Очень интересным может стать и решение, когда паспарту шире в нижней части ( это наиболее выгодная сторона для того, чтобы подчеркнуть все достоинства вашего изображения и не исказить восприятие).

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Решение №2: В идеале паспарту должно быть контрастным как по отношению к рамке, так и к изображению. То есть, если рамка черная, а фотография черно-белая — паспарту априори белого цвета.
Его, конечно же, можно сделать и ярко-салатовым, но не будем вдаваться в крайности.
Обсудим ключевые базовые приемы, а уже интерпретировать их каждый может на свое усмотрение.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Решение №3: Паспарту даже может быть… два. Это в случае, когда рамка и изображение между собой контрастны. В этом случае уместен вопрос: «Для чего же в этой ситуации паспарту?»

Дело в том, что парспарту очень хорошо фокусирует внимание. И любое изображение будет выглядеть более выигрышно в окружении контрастных цветов. Кроме того, не пользуясь паспарту, вы рискуете «украсть» часть своего изображения. Оно будет спрятано под рамой.

Решение №4: Нетрадиционным решением может стать прозрачное паспарту. То есть, скорее — его отсутствие.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Решение №5: И еще одно решение — паспарту в один цвет. Особо выигрышно смотрится в белом цвете.
И это еще одно приятное исключение, которое подтверждает правила, описанные выше.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как сделать паспарту?

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

2 вариант: Сделать паспарту своими руками. Этот вариант уместно использовать, если изображения будут под стеклом. В этом случае просто вставьте в рамку лист плотной белой бумаги, а потом аккуратно по центру разместите ваше изображение (можно его немного закрепить сухим карандашным клеем).
Предварительно, конечно же, следует сделать соответствующие замеры, чтобы все точно и ровно соприкасалось.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Экспериментировать с диагональной прирезкой в домашних условиях и без соответствующих навыков и инструментов, думаю, не стоит. Хороший результат придет к n-ному разу. А сумма за испорченные материалы превысит стоимость услуг багетной мастерской.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Декорирование — один из важнейших этапов в дизайне интерьера.
Именно с его помощью помещение приобретает ту индивидуальность и самобытность, которой не хватает сразу по окончании ремонта.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

В рамки могут быть вставлены фотографии членов семьи, пейзажи, абстрактные рисунки, детское творчество, гравюры.
Все это добавляет свою нотку в создание уюта.

Но есть один маленький секрет, который сделает ваши изображения в рамках еще более выразительными.
И секрет этот — паспарту. Да. все именно так просто. Говоря простым языком, паспарту — это контрастная по цвету «окантовка» вашего изображения.
Паспарту может быть тонким — см 5 или очень широким — 10, 15 или даже 30 см. Его размер регулируете исключительно вы в зависимости от ваших вкусовых предпочтений.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Решение №2: В идеале паспарту должно быть контрастным как по отношению к рамке, так и к изображению.
То есть, если рамка черная, а фотография черно-белая — паспарту априори белого цвета.
Его, конечно же, можно сделать и ярко-салатовым, но не будем вдаваться в крайности.
Обсудим ключевые базовые приемы, а уже интерпретировать их каждый может на свое усмотрение.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Решение №3: Паспарту даже может быть… два.
Это в случае, когда рамка и изображение между собой контрастны.
В этом случае уместен вопрос: «Для чего же в этой ситуации паспарту?»
Дело в том, что парспарту очень хорошо фокусирует внимание. И любое изображение будет выглядеть более выигрышно в окружении контрастных цветов.
Кроме того, не пользуясь паспарту, вы рискуете «украсть» часть своего изображения. Оно будет спрятано под рамой.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

2 вариант: Сделать паспарту своими руками.
Этот вариант уместно использовать, если изображения будут под стеклом.
В этом случае просто вставьте в рамку лист плотной белой бумаги, а потом аккуратно по центру разместите ваше изображение (можно его немного закрепить сухим карандашным клеем).
Предварительно, конечно же, следует сделать соответствующие замеры, чтобы все точно и ровно соприкасалось.

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений

Как оформить картину в раму, что такое паспарту и другие вопросы

Исходя из ассортимента моего магазина и того вида творчества, которым я занимаюсь, мне кажется логичным осветить тему, в первую очередь актуальную для тех, кто совсем недавно стал обладателем произведения изобразительного искусства.

Речь пойдет о вопросах оформления картины в раму.

Ведь покупка картины предполагает в конечном итоге размещение ее в интерьере — покупаем мы ее для себя или в подарок, любая картина нуждается в обрамлении, которое гармонично впишет ее в окружающее пространство. Грамотно подобранная рама сделает восприятие картины законченным и эффектным, и все в целом станет замечательным дополнением интерьера или, больше того, задаст тон, придаст новое звучание привычному облику помещения.

Я поясню, почему предпочитаю продавать свои работы без оформления, так сказать, в первозданном виде. Тому есть две причины. Первая — сугубо прагматического свойства, это вопрос доставки. Сам по себе лист, допустим, акварельной бумаги гораздо проще упаковать безупречно надежным образом для почтовой пересылки, нежели раму со стеклом. Помимо риска, такая посылка и по стоимости обойдется вам дороже, а я этого не люблю :)

Вторая причина, и главная, в том, что в оформлении картины слишком многое зависит от личного вкуса ее обладателя. Дело это творческое, вариантов подбора рамы может быть много, и выбор я предпочитаю оставить за новым владельцем картины.

Вы всегда можете рассчитывать на мою помощь и поддержку в этом вопросе — я не оставлю вас без совета и подсказки в любой момент. Однако помимо этого я хочу, чтобы здесь, в пределах моего магазина, вы всегда могли найти необходимую информацию о том, что и каким образом делать с картиной после ее приобретения. И не боялись заниматься ее оформлением самостоятельно :) Я постаралась свести для вас воедино основные, базовые моменты, рекомендации специалистов багетного дела, от которых принято отталкиваться.

Итак. Нас интересует оформление работ, выполненных в графических техниках — в том числе акварели. Относить ли акварель к графике или к живописи — этот вопрос до сих пор остается неоднозначным с художественной точки зрения, но, как говорится — «щас не об этом». В контексте нашего вопроса мы отнесем акварель именно к графике — по признаку единого носителя. Живопись — это то, что на холсте с подрамником. Графика — все, что на бумаге. Живопись с подрамником оформляется непосредственно в раму (багет), и все. Графика, как и фотографии, требует твердой основы внутри, паспарту и стекла сверху. Да, без паспарту, разумеется, можно обойтись, но его использование все-таки рекомендовано крайне настоятельно.

На всякий случай, что есть что:

Багет — специальная планка из дерева, пластика и т.д., которая служит для изготовления рамок для картин, фото, документов и других изображений, а также зеркал. То есть, то, что мы, собственно, обычно и подразумеваем в обиходе под понятием «рама».

Паспарту — кусок картона или бумаги с вырезанным в нем отверстием под рамку, в которую вставляют фото, рисунок и т.д. Дополнительное непосредственное обрамление изображения, фон или «прослойка» между самим изображением и рамой.

Паспарту, таким образом, служит связующим звеном между картиной и багетной рамой.

Паспарту имеет значение не только эстетическое, но и выполняет защитную функцию: предохраняет от воздействия окружающей среды — влаги, солнечных лучей, механических повреждений, также за счет толщины картона предупреждает взаимодействие красочного слоя со стеклом (иногда это бывает крайне важно).

Но здесь даже больше важен вопрос эстетического восприятия. Произведения графики — визуально тоньше, легче, воздушнее живописных полотен. И сама бумага как основа играет значительную роль, будь то фон карандашного рисунка или фрагменты чистого белого листа, дающие свет в акварели. Паспарту облегчает восприятие картины, зрительно гармонизирует работу в целом, несет необходимый картине «воздух», свободное пространство. Как поля в книге.

Как оформить картину в раму, что такое паспарту и другие вопросы, фото № 1

Оформлением картин профессионально занимаются багетные мастерские. В современных багетных ателье, как правило, достаточно исчерпывающий выбор и багета, и образцов паспарту, а многие мастерские на своем сайте имеют также удобный онлайн-конструктор, при помощи которого вы сможете самостоятельно «примерить» к своей картине разные варианты обрамления.

Не забывайте только, что «примерять» вы будете не саму картину, а ее фотографию, которая в сравнении с оригиналом может не вполне точно передавать колорит работы. То же касается цветопередачи образцов на сайте — настройки монитора могут значительно искажать цвет.

Здесь нам нужно выбрать для своей картины паспарту и багет. С чем конкретно нам предстоит определиться, это:

  • цвет и ширина паспарту,
  • цвет, ширина и материал багета.

Я начну с общих моментов, от которых будем отталкиваться при выборе.

  • Любая графика — карандаш, акварель, пастель — предполагает более легкое и тонкое решение в оформлении, нежели живопись. Поэтому в первую очередь берем на вооружение принцип «чем проще — тем лучше». Рама — простого лаконичного дизайна. Из материалов — простое дерево, в некоторых случаях будет уместен тонкий пластик или алюминий. Минимум декора. Уж точно никакой лепнины с золотом :)
  • Запоминаем последовательность решений: сначала подбираем паспарту к картине (не к стене, мебели или занавескам, нет — к картине!). Затем — раму. Вот ее как раз — к интерьеру и картине одновременно.
  • В увлеченных эстетических изысканиях не забываем о главном — в дуэте рамы и картины доминировать однозначно должна картина.

Правильное обрамление ни в коем случае не «спорит» и не «соперничает» с произведением, а, напротив, гармонично его продолжает, дополняет и выгодно подчеркивает. И задачи выбора рамы — это история, прежде всего, о том, как максимально раскрыть достоинства представленного изображения. Это как с истинно правильным нарядом для женщины: окружающие не должны запомнить, во что именно вы были одеты, они должны запомнить, что вы выглядели потрясающе :)

В случае сомнений лучше остановить выбор на более простом, сдержанном решении.

Определяемся с цветом.

Как оформить картину в раму, что такое паспарту и другие вопросы, фото № 2

Универсальным классическим цветом паспарту будет нейтральный белый или максимально близкий к нему цвет. С ним можно быть уверенным в том, что он не «забьет» колорит работы, не перетянет внимание на себя и, с другой стороны, уместно будет смотреться на любой стене.

Поэтому, если сомневаетесь — выбирайте белый, это никогда не будет ошибкой.

Со всеми остальными вариантами нужна действительно стопроцентная уверенность в полном «попадании» как в цвет, так и в тон (тон — градация в плане светлый-темный). Неверно выбранные тона или оттенки могут крайне невыгодно приглушить контрастность и колорит изображения; слишком темные — могут оказаться излишне резкими, тяжелыми.

Если все же хочется «включить цвет», придерживаемся следующих рекомендаций.

  • Ориентируемся на цветовое решение картины. Выбираем «родственные» оттенки — то есть те, что присутствуют в самой картине в виде доминирующей цветовой гаммы или дополнительных оттенков.

Цвет паспарту — чуть темнее или, наоборот, светлее основного цвета картины, или совпадает с одним из неосновных цветов.

Классическим вариантом считается оттенок на полтона темнее самого светлого цвета в картине. Для темного паспарту цвет определяется на полтона светлее самых темных элементов изображения.

  • Цвет паспарту выделит, «усилит» соответствующий цвет в картине. Поэтому ориентируемся на то, какой из оттенков цветовой гаммы картины мы хотим «поддержать» или что именно в картине вывести на первый план восприятия.
  • Для картин, решенных с преобладанием теплых тонов, подбираем так же «теплое» обрамление. Для «холодных», соответственно, наоборот.

К холодной гамме — чистый снежно-белый или светлый оттенок, родственный цветовой гамме картины. К теплым тонам — теплый сливочно-белый, кремовые, кофейные оттенки.

  • Отдаем предпочтение спокойным приглушенным оттенкам. Ярких цветов, как и излишне резких тональных контрастов, лучше избегать, для графики и акварели это в подавляющем большинстве случаев будет невыгодным соседством. К тому же усложнит поиск подходящей рамы.
  • Светлое паспарту зрительно расширяет и «облегчает» картину, темное — как бы сжимает, ограничивает, но порой может неожиданным и интересным образом раскрыть цветовую насыщенность оттенков, придать глубину и «звучность» отдельным цветам. Однако, повторюсь: если нет полной уверенности в однозначном преимуществе темного или достаточно насыщенного «цветного» оттенка паспарту, лучше не рисковать. Во всяком случае, проявить максимальную осторожность.
  • В багетной мастерской вам скорее всего предложат для выбора образцы паспарту достаточно небольшого размера. Цвет образца при окончательном оформлении картины будет смотреться чуть темнее, насыщеннее, чем кажется на образце. Его и в буквальном смысле, и, главным образом, визуально станет как бы «больше», эффект восприятия цвета усилится. Не забываем об этом. И этот совет тем более актуален, чем больше цвет паспарту отличается от простого белого.

Что касается выбора цвета и «фасона» багетной рамы — отталкиваемся от функции рамы как связующего звена между картиной и интерьером.

Как оформить картину в раму, что такое паспарту и другие вопросы, фото № 3

Багет должен гармонично сочетаться одновременно и с картиной, и с паспарту, и с окружающим пространством (непосредственно стеной и помещением в целом).

  • В том, что касается подбора рамы к интерьеру, классическим вариантом считается сочетать деревянный багет с деревянной же мебелью. Подбираем в тон оттенки древесины. Цветной багет уместно сочетать с цветными элементами декора — цветовые акценты в текстиле, аксессуарах и т.д. Можно найти массу интересных сочетаний. Металлические элементы багета, если они есть, должны поддерживать металлические элементы во всех остальных аксессуарах — детали светильников, фурнитура и т.п. (то есть если в предметах интерьера присутствует, скажем, только матовый хром — не выбираем раму с «золотой» полоской, и т.п.).
  • Багет так же поддерживает «теплую» или «холодную» гамму картины и, соответственно, паспарту.
  • Цвет багета подбираем на полтона темнее или светлее преобладающего цвета картины, или совпадающий с неосновным цветом картины.

Темный багет — на полтона светлее самых темных деталей картины.

  • Цвет багета не должен совпадать с цветом паспарту!
  • Общий совет: когда дело касается тонкого выбора подходящего оттенка, делайте это при хорошем освещении, крайне желательно — дневном. Освещение может здорово исказить восприятие цвета, тем более тонких нюансов в оттенках! Меня, признаюсь, когда-то это пару раз подводило. Случалось, что рама выбиралась при ярком солнечном свете и потом в помещении, где освещение только неяркое искусственное (коридор) — полностью «поблекла». Было и наоборот: выбранное в помещении мастерской паспарту, казавшееся идеальным продолжением картины, в светлой солнечной комнате «расцвело» немыслимым, совершенно неподобающим оттенком… Не повторяйте моих ошибок :) Организуйте выбор образцов так, чтобы результат был именно тем, что вам нужен :)

Давайте теперь определимся, какой ширины должны быть наши паспарту и рама.

  • Ширина багета не должна совпадать с шириной паспарту! Паспарту — шире рамы.
  • Чем крупнее картина — тем шире обрамление.
  • Для определения гармоничной ширины паспарту обычно руководствуются следующим правилом: ширина полей примерно равна 1/3 или 1/2 от ширины узкой стороны картины. Для работ среднего размера классическим вариантом будет паспарту шириной 5-10 см.

Однако очень часто с маленькими по размеру картинами весьма эффектно смотрятся как раз широкие паспарту, площадью больше площади картины. Они как бы концентрируют взгляд в центре, подчеркивают мелкие детали. Главное только не переборщить с размером, не «задавить» работу.

  • Слишком широкое паспарту в большинстве случаев зрительно «сжимает» картину. Но бывает и иначе — легкие светлые картины гармоничнее смотрятся с широким оформлением, оно привносит ощущение простора, воздушности. Также более широкое паспарту лучше подойдет картинам с выраженным ощущением динамики, движения, особенно если перспектива картины как бы уходит за пределы рамы. Таким работам также нужен «простор» вокруг, иначе визуально будет создаваться ощущение тесноты, дисгармонии.
  • Чем тоньше, легче, изящнее работа, тем тоньше выбираем багет. Тем более к графике. Широкий багет отлично подойдет к работам динамичным, ярким, сочным, глубоким. Также багет пошире можно выбрать к изображениям с преобладанием крупного плана (или, как вариант, узкий багет с широким паспарту).
  • Нижнюю сторону паспарту рекомендуют делать чуть шире остальных.

Наше зрение работает таким образом, что при симметричной ширине обрамления у нас создается ощущение «проваленности» картины. Этому феномену восприятия даже есть имя — «bottom weighting effect». И гармонично мы воспринимаем раму, где нижнее поле паспарту будет шире верхнего. Вспомните, например, те же поля в книге — они обычно организованы аналогичным образом. Возможным исключением будут картины, где визуальный «центр тяжести» явственно концентрируется в нижней части. Но и здесь увеличение ширины нижнего поля будет также уместным, просто возможны варианты.

При ширине паспарту 5-10 см достаточно будет прибавки 1-2 см к нижнему полю. Верхнее и боковые поля — одинаковые по ширине.

Существует также еще одна точка зрения на ширину верхнего и боковых полей. К изображениям ориентированным вертикально — верх делается шире, чем стороны. К горизонтальным картинам — наоборот, стороны шире верха. Квадрат — верх и бока одинаковые, низ – шире. Скажу честно, я сама никогда не применяла это на практике. Для своих работ всегда делала три стороны одинаковыми и более широкий низ.

А теперь к вопросам практического воплощения наших оформительских идей.

Как багетную раму, так и паспарту, и все остальные детали обрамления, можно заказать в любой багетной мастерской по отдельности. Тут наша задача только не ошибиться с размерами.

Рамку можно вообще купить в готовом виде, и обойдется это в большинстве случаев куда дешевле заказного багета, а выглядеть будет в итоге ничуть не хуже. Выбор готовых фоторамок зачастую более чем удовлетворительный, особенно с учетом того, что нам ведь нужна рама самого простого дизайна. Дополнительно заказываем только паспарту в «багетке».

Как вообще «устроена» рама для картины. Сборка представляет собой следующие детали: картонный задник, на него — сама картина, потом паспарту, поверх — стекло. На это все как бы «надевается» рама, и при помощи специальных жестяных скобочек скрепляет всю конструкцию. Все из этого набора, кроме паспарту, входит в комплектацию готовых фоторамок

Чтобы заказать паспарту, понадобятся следующие размеры. Внешний размер — под размер рамы. Скажем так, соответствует размеру вставляемого стекла. Тот размер, что указан на готовых рамках, – 30*40, 40*60, и т.д.

И размер внутреннего окна — под размер картины. С учетом того, что края картины должны находиться под паспарту, мы берем припуск на эти края минимум от 0,5 см по каждой стороне. Но, как правило, произведения графики никогда не попадают вам в руки обрезанными точно по краю рисунка. Сама техника их создания предполагает крепление краев листа на некой основе, например, при помощи малярного скотча или как-то еще. И у готовой работы остаются эти «поля», которые художник обычно оставляет необрезанными именно в расчете на оформление под паспарту. Таким образом, чтобы определиться с размером внутреннего окна паспарту, мы замеряем края непосредственно изображения на листе. То, что мы будем в итоге видеть обрамленным, а остальное скроет паспарту.

С готовым паспарту поступаем следующим образом. Примеряем к окну рисунок, отмечаем с задней стороны карандашом, где располагаются края листа, и аккуратно закрепляем лист по краям с задней стороны паспарту. Крепить лучше всего малярным скотчем — он при необходимости отклеивается легко и без повреждения бумаги. В отличие от обычного скотча и тем более клея, их поэтому лучше не использовать. Еще раз проверяем с лицевой стороны, все ли получилось как надо, и приступаем к сборке.

Удобнее всего будет положить раму на стол лицевой стороной вниз, потом в раму — стекло, потом паспарту с картиной, и в завершение картонный задник. .Не забудьте проверить, не осталось ли на стекле, особенно с внутренней стороны, каких-либо пятен, соринок или следов ваших пальцев. Лучше на всякий случай еще раз протереть его жидкостью для чистки стекол или чем-то подобным. Теперь плотно скрепляем этот «бутерброд» жестяными ламелями по всем сторонам рамы (не забываем также проверить крепление, которым будем цеплять картину к стене — расположено ли оно точно по центру верхней стороны). Имейте в виду, ламели не рассчитаны на многократное сгибание туда-сюда, они легко ломаются, и конструкция останется без закрепления. Опять же — «семь раз отмерь и один раз отрежь» :)

Несколько слов о стекле. В готовых рамах бывает как обычное стекло, так и пластик. У того и другого есть свои плюсы и минусы, не стану на них останавливаться подробно. Упомяну только о том, что в тех же багетных мастерских можно заказать специальное антибликовое стекло с дополнительными защитными свойствами.

Обычное стекло: светопропускание около 90%, отражение УФ около 8%. Антибликовое стекло, матовое стекло: светопропускание около 80% отражение УФ около 30%. Музейное стекло, безбликовое стекло, в зависимости от производителя — светопропускание до 99%, отражение УФ до 99%.

Имейте в виду: антибликовое (матовое) стекло сделает цвет паспарту на полтона темнее.

Вот, пожалуй, и все. Советы, которыми я поделилась с вами, собраны из разных источников, от профессиональных художников до специалистов-багетчиков. Я буду очень рада, если эти советы будут вам полезны.

И пусть картины, приобретенные вами для любимого дома или в подарок близким людям, принесут исключительно положительные эмоции. А для каждой картины в доме пусть найдется самая «своя» рамка :)

Читайте также: