Пароль славянский шкаф откуда фраза

Обновлено: 19.05.2024

Статья эта незапланированная. Несколько дней назад я попробовал сделать нарратив с таким же названием, где собрал эпизоды из разных советских фильмов про разведчиков, в которых произносится некий пароль.

Вот только я не учёл, что нарративы предназначены для смартфонов, а пользуется ими, главным образом, молодежь, которая советских фильмов не смотрела. Потому мой нарратив оказался провальным полностью, но, чтобы уж совсем впустую труд не пропадал, решил сделать небольшую заметку.

Итак, давайте вместе вспомним наши самые известные фильмы, где какой-то пароль используется.

Конечно, логично сразу начать с фильма «Подвиг разведчика», коли фраза из него вынесена в заголовок.

Фраза про славянский шкаф среди нашего поколения давно стала нарицательной, но увы, через два-три десятка лет, её могут забыть.

Если задуматься, то прийти ночью к человеку, а спросить про шкаф… гм… Но стоит отнестись снисходительно к тем, кто писал сценарий.

К числу уж точно не забываемых фраз стоит отнести и пароль из фильма «Новые приключения неуловимых», который Данька говорит карусельщику:

А вот из всенародного шедевра «Семнадцать мгновений весны», я, как не стыдно, пароль, который профессор Плейшнер должен был сказать, помнил смутно. Извиняет меня лишь то, что сам профессор забыл услышать отзыв.

… и Плейшнер зашел в квартиру, не дождавшись отзыва: «Странно, я был дома, но, видимо, он перепутал номер».

А вот потрясающую сцену из фильма «Щит и меч» забыть невозможно. А музыка какая! А Янковский! А как снято.

Пожалуй, к очень известным стоит отнести и пароль из фильма «Ошибка резидента»:

И главное, все же помнят и предложенный Бекасом вариант: «А может лучше насчёт пива?».

Не знаю, как вы, а я помню хорошо и пароль из фильма «Майор «Вихрь». Может быть потому, что сам фильм люблю очень.

Пройти мимо фильм «Адъютант его превосходительства», было бы кощунством. Как же можно забыть про Павла Андреевича. Я вот сам пароль точно не помнил, точнее не помнил о каких именно монетах шла речь.

Кстати, из любопытства решил их найти, хоть и не интересовался никогда монетами. «Солнечником» назывался русский рубль 1724 года. Название своё получил из-за расположения солнца внутри монограммы.

Ну, а про название «двухрублевик» понятно, думаю.

Кстати, монеты действительно редкие и коллекционеры за ними гоняются. Так что для пароля вполне подходят, поскольку вероятность того, что они окажутся случайно — весьма мала.

Вообще выбор пароля штука сложная. Надо ведь так построить фразу, чтобы она была уникально, и случайный человек бы на неё не откликнулся. С другой стороны, в ней не должно быть ничего такого, что привлекло бы внимание постороннего человека.

Кстати, пароли ведь очень хорошая тема для комедий.

Один шедевр: «Как пройти в библиотеку», чего стоит. Напоминать откуда он, полагаю не стоит.

Но в большой степени всевозможные пароли в фильмах, совершенно не комедийных, послужили темой для большого количества анекдотов, порой удачных. И хотя я уверен, что это вы знаете, но не удержусь.

«У вас продается славянский шкаф?»

У ВАС ПРОДАЁТСЯ СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ.

На этот раз, речь пойдёт о популярном Советском фильме, снятом в 1947 году. Причём популярным до такой степени, что фраза-пароль про Славянский шкаф, стала крылатой и давно ушла в народ.

Не скрою, что в бытность когда я был сопливым пацаном, мне тоже этот фильм нравился. Пока в зрелом возрасте я не начал писать книгу, где героем был ехидный человек, напрочь лишённый моральных и патриотических чувств.

А поскольку требовалось полностью погрузится в образ отрицательно персонажа, пришлось отставить в сторону всему чему меня учили хорошему в детстве и закатать рукава эсэсовского мундира.

Это конечно шутка. На самом деле, герой подколол крылатой фразой-паролем пожилых разведчиков, которые начинали служить ещё в КГБ. Естественно старики, зная с кем они имею дело, попросили героя не шутить с любимым фильмом их голодного детства.

На что ехидный герой, с душой конченого подонка, довольно грамотно обосновал, почему разведчик-истеричка, это из области фантастики.

Но, начал он с фразы немецкого разведчика, который почему то был в эсэсовской форме. А у немцев, как мне помнится, разведкой занимался Абвер, а СС кошмарил партизан и выискивал крамолу среди своих. Но оставим это на совести режиссёра, который несмотря на явный ляп с формой, подарил эсэсовцу мудрую фразу: "У разведчика не должно быть Родины".

И любой здравомыслящий человек, даже не являясь разведчиком, согласится с этой фразой. Лишь когда разведчик сможет с каменным лицом наблюдать как умирает его учитель или вешают патриота, он сможет остаться для врагов своим и выполнить задание.

В последствие, было много снято фильмов о настоящих разведчиках с каменными лицами и безразличных к чужим страданиям.

Вы скажите, что это были разведчики глубокого залегания. Пожалуйста. Разведчик-диверсант Кузнецов, который стрелял немецким офицерам в спину.

Именно образ разведчика-диверсанта, был взят за основу сюжета фильма. Как говорится стрельнул разок и к бабе своей под бок. Хотя тот же Кузнецов, не летал в Москву после каждого удачного выстрела, а перемещался в другой город. Какие обнимашки, когда война идёт?

А немецкого генерала и без него доставили бы в Москву. Тем более сам же Кадочников и рассказывал, что прототип его героя, тиснул сразу двух высокопоставленных немецких офицеров.

Не буду перечислять все ляпы неплохого по Советским меркам фильма. Назову только главные. Вот допустим идут по ночному Киеву два немецких офицера и в полный голос лаются, выясняя кто и кого в довоенной Москве предал.

Может я в разведке не смыслю или действительно Штирлиц ходил в Будённовке по Рейхсканцелярии. Хотя по моему разумению, немцу достаточно было стрельнуть русскому разведчику в затылок и грамотно обосновать это тем, что видел этого мутного перца в Советской форме на улицах Москвы.

После чего, гестапо пробило бы по своим записям и выяснило: "А был ли мальчик". Вместо этого, сыкливый немец согласился сотрудничать с разведкой русских. И опять наш бравый разведчик начал тупить. При следующей встречи, они остановились напротив тёмной арки, под которой могли скрываться агенты гестапо. Но немец не затупил и тут, передав записку при рукопожатии. Когда как наш герой, тупо развернул записку и начал её читать в полной темноте.

Следующий момент. Много слов при аресте немецкого генерала. И ладно бы актёр был полной бездарностью. Так нет. Как раз у Кадочникова было полно героических ролей.

Взять хотя бы безногова лётчика Мересьева, которого талантливо сыграл именно Кадочников. Причём сыграл без дурацких истерик и актёрского пафоса.

Из остальной ляпов, можно взять фразу: "Вы не разменяете мне десять рублей?" Какие нахер рубли в оккупированном немцами Киеве, где все расчёты шли в оккупоционных марках. На крайняк могли быть украинские карбованцы, но никак не русские рубли.

Ну и напоследок мой герой признал, что послевоенным мальчишкам нужны были именно такие фильмы, но при этом указал на то, что сами знаете кто, пришёл в разведку под впечатлением от фильма "Подвиг разведчика", но его героем стал не разведчик-истеричка, а разведчик с каменным лицом и у которого нет Родины, друзей, родных и патриотического пафоса в словах.

«У вас продаётся славянский шкаф?» Знаменитые киноразведчики и их реальные прототипы


В отечественном кинематографе шпиона-разведчика такого типа не было, но свои у нас тоже не промах. И практически за каждым из героев стоит реальный прототип, чья реальная судьба порой складывалась интереснее, чем любое кино.

«Подвиг разведчика»

Именно в этом фильме появился теперь всем известный пароль: «У вас продаётся славянский шкаф?». Также запомнился момент, когда Федотов в роли фашиста Эккерта за праздничным нацистским столом поднимает многозначительный тост: «За нашу победу!»

Судьба Николая Кузнецова сложилась трагичнее, чем у киногероя. Если разведчик Федотов благополучно вернулся домой, то Кузнецов весной 1944 года погиб в бою с украинскими националистами под Львовом.

«Майор Вихрь»

В 1967 году была экранизирована история о советской разведывательной группе, которая была заброшена в немецкий тыл с целью не допустить уничтожения фашистами сокровищницы мировой культуры – города Кракова.

Драматическая история основана на реальных событиях, а у майора «Вихря» оказалось даже два прототипа – Евгений Березняк и Алексей Ботян. Дело в том, что задачу по предотвращению уничтожения города решали сразу две советские разведывательные группы. Эпизод фильма, где советский разведчик сбегает из-под ареста на городском рынке – абсолютно реальный факт из истории Березняка.

Кстати, Евгению Березняку факт пребывания в немецком гестапо дорого обошёлся – после возвращения к своим он долгое время подвергался проверкам со стороны коллег-чекистов. И только задержание одного из краковских гестаповцев, подтвердившего все обстоятельства побега советского разведчика, вернуло Березняку доверие руководства.

В отличие от майора «Вихря» из кино, погибшего в бою, и Березняк, и Ботян остались живы. Алексей Ботян долгое время работал в спецслужбах и даже имел отношение к созданию группы специального назначения «Вымпел». А все обстоятельства спецоперации в Кракове стали известны лишь в начале XXI века, когда героям, прожившим долгую и увлекательную жизнь, были, наконец, вручены награды за спасение польского города.

«Адъютант его превосходительства»

В 1969 году был снят фильм, посвящённый работе советской разведки в Гражданскую войну. Разведчик Павел Кольцов попадает в ряды белой Добровольческой армии и становится адъютантом генерала Ковалевского.

Жизнь прототипа Павла Кольцова Павла Макарова куда запутаннее, чем судьба его двойника из кино.

Известно, что с началом Гражданской войны бывший фронтовик и выпускник Тифлисской школы прапорщиков Павел Макаров примкнул к красным. Однако под Мелитополем он попал в руки белых, но сумел уцелеть и даже был зачислен в Добровольческую армию. Макаров умел располагать к себе людей и, благодаря этому качеству, сумел занять пост адъютанта командующего армией генерала Май-Маевского.

Однако выполнял ли он при этом задание чекистов или просто был удачливым авантюристом, исследователи не могут определиться до сих пор. Так или иначе, впоследствии Макарова заподозрили в связях с большевистским подпольем, и ему пришлось бежать. Затем Макаров примкнул к «зелёным», во главе отряда которых провёл успешный рейд в тылах белых, за что был награждён красными.

После занятия Крыма красными Макаров поступил на работу в ЧК и опубликовал книгу «Адъютант генерала Май-Маевского», где рассказал о себе как о разведчике-чекисте.

Именно эта книга ляжет в основу написанного Игорем Болгариным и Георгием Северским сценария. Однако у авторов и Макарова случился конфликт, и писатели стали отрицать, что прототипом Кольцова является Макаров.

Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны Павел Макаров был одним из организаторов партизанского движения в Крыму, и этот героический период жизни бывшего генеральского адъютанта никто не оспаривает.

Макаров умер в 1970 году, не получив и малой толики той славы, которая обрушилась на фильм.

«Семнадцать мгновений весны»

У, пожалуй, самого известного советского разведчика штандартенфюрера фон Штирлица нет точного прототипа. Хотя многие эпизоды его биографии, разведывательные операции, в которых он участвует, имеют под собой вполне реальную почву. Частью биографии Штирлица является биография сотрудника гестапо, гауптштурмфюрера СС Вилли Лемана, который был завербован советской разведкой ещё в 1929 году. Он передавал в СССР важнейшую информацию о военной программе Германии, о новейших технических разработках. За три дня до начала войны сотрудник гестапо передал советской разведке информацию о том, что боевые действия начнутся 22 июня. Леман был разоблачён фашистами и ликвидирован в 1942 году.

Ещё одним прототипом Штирлица называют обер-лейтенанта немецких ВВС Харро Шульце-Бойзена, антифашиста, члена так называемой «Красной Капеллы». С 1936 года он активно сотрудничал с советской разведкой, передавая ценнейшую информацию. В 1942 году немецкой контрразведке удалось расшифровать радиопередачи из Москвы, что позволило разоблачить Шульце-Бойзена. Он был казнён в Берлине в декабре 1942 года.

«Мёртвый сезон»

Этот снятый в 1968 году фильм называют первой советской картиной о работе разведчиков в условиях «холодной войны». Прототипом разведчика Ладейникова стал один из асов отечественной разведки Конан Молодый, успешно работавший в Великобритании на рубеже 1950–1960-х годов. Молодый, помимо сбора разведданных, проявил себя как успешный бизнесмен и заработал крупные суммы для нужд советской разведки.

Мало того, Молодый, известный в Англии как бизнесмен Гордон Лонсдейл, незадолго до своего ареста получил от английской королевы рыцарский титул за «успехи в развитии предпринимательства».

Молодого, как и большинство разведчиков послевоенного периода, выдал перебежчик. В 1961 году разведчика задержали в момент передачи секретных документов и приговорили к 25 годам тюрьмы. Через три года в Берлине Молодого обменяли на провалившегося в СССР английского разведчика Гревилла Винна.

Интересно, что сам Молодый тоже имеет отношение к картине – он был одним из консультантов фильма. А вступительное слово к картине говорит ещё одна легенда советской нелегальной разведки – Рудольф Абель, он же Вильям Фишер. Абель, работавший в США и арестованный агентами ФБР, как и Молодый, был обменян на осуждённого в СССР западного агента – сбитого лётчика самолёта-шпиона У-2 Фрэнсиса Пауэрса.

«ТАСС уполномочен заявить»

В отличие от других картин, эта вышедшая в 1984 году лента посвящена работе не разведки, а контрразведки. Может, поэтому в центре внимания оказался отрицательный персонаж – американский агент «Трианон». Роль «Трианона» сыграл Борис Клюев, известный поклонникам современных сериалов как Воронин-старший из сериала «Воронины».

У «Трианона» был реальный прототип – сотрудник Отдела Америки Управления по планированию внешнеполитических мероприятий МИД СССР Александр Огородник. Операция по его выявлению и нейтрализации в картине изложена во всех подробностях. Огородник действительно был завербован ЦРУ с участием красотки Пилар, действительно отравил ядом, полученным от своих кураторов, ставшую его подозревать любовницу по имени Ольга и действительно покончил с собой при помощи начинённой ядом авторучки.

Сотрудникам контрразведки удалось оставить ЦРУ в неведении относительно гибели агента, и благодаря этому, при закладке тайника был с поличным задержан сотрудник посольства США. Только в действительности это был не мужчина, а женщина – Марта Петерсен.

Когда сотрудники КГБ вскрыли тайник, закамуфлированный под камень, то, помимо шпионских принадлежностей, золота и денег, нашли ещё и записку, приготовленную сотрудниками ЦРУ на случай попадания закладки в чужие руки: «Товарищ! Оставь деньги и золото у себя, но не трогай других вещей в пакете, чтобы не узнал слишком много и не подвергнул свою жизнь и жизнь твоих близких опасности».

Впрочем, и у положительного героя картины, советского разведчика Славина, есть свой прототип. Автор романа и сценария к фильму Юлиан Семёнов написал этот образ со своего друга, генерал-майора КГБ Вячеслава Кеворкова. Хотя история Славина, в отличие от истории «Трианона», отнюдь не столь документальна.

Читайте также: