Монтаж шкафов кру целесообразнее начинать

Обновлено: 04.05.2024

Технологическая карта монтажа шкафов комплектных распределительных устройств (КРУ) 6 - 10 кВ внутренней установки предназначена для использования при монтаже КРУ на электростанциях и подстанциях, при составлении проектов организации строительства (ПОС) и проектов, производства электромонтажных работ (ППЭР).

КРУ предназначены для работы в сетях трехфазного переменного тока с номинальным напряжением 6 и 10 кВ.

В карте рассмотрен монтаж шкафов КРУ серии КМ-1Ф ПО «Запорожтрансформатор» (рис. 1); К-104 (рис. 2) Московского завода «Электрощит»; КЭЭ-6, КЭЭ-6С и КЭ-10 (рис. 3) Ровенского завода высоковольтной аппаратуры.

Технологическая карта содержит указания по организации и технологии монтажа, перечень механизмов, инструментов и приспособлений, сведения о затратах материалов, калькуляцию трудовых затрат, график производства работ.

Трудозатраты на наладочные работы графиком монтажа и калькуляцией не учтены.

Технологическая карта разработана в соответствии с «Методическими указаниями по разработке типовых технологических карт в строительстве». М.: ЦНИИОМТП Госстроя СССР, 1987.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Общие указания

2.1.1. К началу монтажных работ должны быть выполнены:

строительная часть ЗРУ, включая отделочные работы с обеспечением необходимых проемов для нормальной подачи шкафов;

кабельные каналы и проемы в полу для кабелей;

силовая сеть 380/220/12 В;

заземляющее устройство и электроосвещение;


Рис. 1. Шкаф КРУ серии КМ-1Ф:

1 - отсек линейных шин, трансформаторов тока и кабельных разделок; 2 - отсек сборных шин и отпаек сборных шин; 3 - шкаф релейный; 4 - отсек выдвижных элементов

Рис. 2. Шкаф КРУ серии К-104:

1 - отсек сборных шин; 2 - отсек линейных шин; 3 - шкаф релейный; 4 - отсек выдвижных элементов


Рис. 3. Шкафы КРУ серии КЭ-6, КЭ-6С (КЭЭ-6, КЭЭ-6С) и серии КЭ-10:

1 - отсек отпаек сборных шин; 2 - отсек линейных шин, трансформаторов тока и кабельных разделок; 3 - отсек сборных шин; 4 - шкаф релейный; 5 - отсек выдвижных элементов

2.1.2. Стены и потолки ЗРУ должны быть оштукатурены и побелены.

Конструкция полов должна исключать образование цементной пыли. Полы коридоров не должны иметь порогов и уступов. Кабельные каналы закрыты несгораемыми плитами.

2.1.3. Шкафы КРУ поставляются преимущественно блоками из трех шкафов с расположением шкафов в соответствии со схемой заполнения КРУ и выполненными электрическими соединениями в пределах блока.

Выдвижные элементы могут находиться в шкафу или отдельном ящике.

Во избежание поломок ящиков при подъеме краном необходимо, чтобы стропы образовывали с горизонтальной плоскостью крышки ящика угол не менее 45°. Стропить за места, указанные на ящиках.

Шкафы нельзя подвергать толчкам и ударам, перемещать только в вертикальном положении.

2.1.4. При получении шкафов КРУ необходимо проверить наличие полного комплекта поставки, количество мест, состояние упаковки, сохранность груза. Обнаруженные повреждения и некомплектность поставки оформляются актом.

Шкафы могут храниться под навесом в упаковке завода-изготовителя или без нее - в закрытых вентилируемых помещениях.

2.1.5. Распаковку шкафов и комплектующих изделий необходимо производить с учетом последовательности сборки и монтажа КРУ, обеспечив условия, предотвращающие увлажнение оборудования.

В зависимости от директивных сроков монтажа КРУ, наличия и возможностей мастерских шкафы могут монтироваться непосредственно в помещении КРУ или, в отдельных случаях, с предварительной обработкой в мастерской (установка на раму трех - пяти шкафов в соответствии со схемой заполнения КРУ, ревизия и наладка комплектующего оборудования).

2.1.6. Шкафы КРУ серии КМ-1Ф имеют следующее обозначение:


Условное обозначение каждого из шкафов, входящих в КРУ серии КМ-1Ф:


Обозначение шкафов КРУ серии К-104:


Обозначение шкафов КРУ серии КЭ-6 и КЭ-6С:


Обозначение шкафов КРУ серии КЭ-10:


Условное обозначение каждого из шкафов, входящих в КРУ серии КЭ-10:


2.1.7. При монтаже КРУ необходимо руководствоваться документацией, приведенной в прил. 1.

2.2. Подготовительные работы

2.2.1. Производится ознакомление со строительной частью помещения, чертежами проекта и технической документацией завода, поставляемой со шкафами.

2.2.2. Производится приемка от строителей помещения под шкафы КРУ. Проверяют соответствие проекту опорных металлоконструкций под шкафы, проемов для силовых и контрольных кабелей. Приемка оформляется актом, подписанным представителями заказчика, строительной и электромонтажной организацией.

2.2.3. Подготавливается площадка для разгрузки, размещения и распаковки доставляемых шкафов КРУ и работы автокрана (рис. 4). Доставляются монтажные механизмы, оборудование, инвентарные устройства и размещаются на площадке.

2.2.4. Уточняется рабочий график производства работ в соответствии с технологической картой и проектом производства работ. Электромонтажники знакомятся с технической документацией, объемом и принятой организацией работ. Бригада инструктируется по технике безопасности ответственным руководителем работ.

2.2.5. Шкафы распаковываются. Расконсервируются узлы и детали. Производится приемка шкафов в монтаж.

2.3. Монтаж шкафов

2.3.1. Освобождают от транспортного крепления выдвижные элементы и поворотные панели релейных шкафов. Выкатывают выдвижные элементы.

Рис. 4. План размещения оборудования и механизмов при монтаже шкафов

1 - площадка разгрузки и распаковки оборудования; 2 - шкаф КРУ; 3 - помещение ЗРУ; 4 - лебедка МЭЛ-1,5-19

2.3.2. Подъем шкафов в зависимости от типа производят с помощью стропов или подъемных приспособлений в соответствии с рис. 5. С помощью катков, приспособлений, приведенных на рис. 6 - 8, перемещают и устанавливают крайний шкаф. Проверяют правильность его установки с помощью отвеса и уровня. При необходимости выравнивают с помощью металлических прокладок толщиной 2 мм. При этом должна исключаться всякая деформация днища, так как это может привести к нарушению регулировок узлов и механизмов в шкафу.

2.3.3. Устанавливают последующие шкафы так, чтобы совпадали отверстия в боковых отсеках шкафов и отверстия в сборных шинах и линейных шинах для шкафов с выводами сбоку.

2.3.4. Проверяют правильность установки секции - отсутствие качания или перекоса шкафов. Соединяют шкафы между собой болтами, не допуская перекосов и повторно проверяют правильность их установки (нахождение верхних кромок дверей всех шкафов на одной линии и фасадных частей шкафов в одной плоскости). Соединение начинают с нижних болтов. Проверяют соосность втычных контактов шкафов и выкатных элементов.

2.3.5. Шкафы закрепляют к закладным конструкциям. Сварку в зависимости от типа шкафа производят в трех-четырех местах швом длиной 100 мм, катетом 4 - 5 мм (в соответствии с указанием заводской инструкции).

2.3.6. Монтируют шкафы токопроводов для вводов и шинного моста (при двухрядном расположении шкафов) полностью собранными или укрупненными блоками. Фиксируют их с помощью элементов подвески к строительным конструкциям. Подъем производят с помощью ручных рычажных лебедок или электропогрузчика (при компоновке, позволяющей его использовать). Заземляют эти шкафы на шкафы КРУ, секции токопроводов между собой соединяют шинами заземления.

2.3.7. Контактные поверхности отпаек и линейных шин промывают бензином - растворителем и смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201.

Запрещается зачистка контактных поверхностей, имеющих покрытие.

2.3.8. Производят монтаж сборных и линейных шин, шинного моста при двухрядном расположении шкафов. Установку сборных шин начинают с нижней фазы «С», закрепляют их в шинодержателях и присоединяют к ним отпайки в последовательности, удобной для монтажа. При соединении шин избегают перекосов опасных для изоляторов и поддерживающих изоляционных клиц. При длине сборных шин более 20 м в один из шкафов встраивают температурный компенсатор примерно в середине ряда. Производят монтаж магистральных шинок вспомогательных цепей.


Рис. 5. Схема строповки шкафов КМ-1Ф, К-104, КЭ-10, КЭ-6, КЭ-6С, КЭЭ-6, КЭЭ-6С:

1 - шкаф КРУ; 2 - строп 4СК1-2,0/Рт1-1,0/К-0,8/1500; 3 - труба стальная водогазопроводная с условным проходом 40 мм длиной 750 - 1350 мм; 4 - строп 4СК1-3,2/Рт1-1,6/К-1,25/3000; 5 - труба стальная водогазопроводная с условным проходом 40 мм длиной 1500 - 2700 мм; 6 - строп 4СК1-6,3/Рт1-3,2/К-2,5/1600; 7 - подъемное приспособление (кронштейн с траверсой)


Рис. 6. Комплекс механизмов КМБ:

1 - кран; 2 - направляющие (швеллер); 3 - платформа такелажная; 4 - рольганг; 5 - лебедка; 6 - шкаф КРУ


Рис. 7. Опора на воздушной подушке ОВП-1,6:

1 - устройство подачи и распределения воздуха; 2 - грузонесущее основание; 3 - гибкая оболочка; 4 - опорное ограничительное устройство


Рис. 8. Поворотная опора ОП-9:

1 - рама; 2 - колесо; 3 - подъемная лапа; 4 - гидравлический домкрат

Окончательную затяжку болтов контактных соединений производят после установки сборных шин на всей секции КРУ. Тупиковые концы сборных шин должны надежно крепиться в изоляционных клицах.

Болтовые соединения после затяжки закрывают изоляционными коробками, предусмотренными заводом.

2.3.9. Производят подготовку к работе комплектующего шкафы оборудования: выключателей, трансформаторов собственных нужд, разрядников и т.д. в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей этого оборудования.

2.3.10. Проверяют целостность фарфоровой и пластмассовой изоляций, протирают бязью, смоченной в бензине-растворителе. Контактные части ножей и розеток также протирают бязью, смоченной в бензине-растворителе и смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.

2.3.11. Производят тщательный осмотр всех элементов шкафов, подтягивают все крепежные болтовые соединения, контактные соединения ошиновки, первичных цепей, а также винты в зажимах, блок-контактах и других элементах вторичных цепей.

опирание выдвижных элементов на все четыре катка во включенном и зафиксированном положении (отсутствие качаний);

надежность фиксации выдвижных элементов в рабочем и контрольном положениях;

надежность сочленения розеточных контактов выдвижных элементов главной цепи с неподвижными контактами шкафа;

совпадение контактных заземлителей выдвижных элементов с заземляющей шиной шкафа;

работу шторочного механизма;

работу заземлителя от ручного привода;

работу блокировки заземлителя;

усилие вката и выката выдвижного элемента. Производят механические испытания (вкатывание и выкатывание выдвижных элементов; проверяют работу шторок, блокировок, фиксаторов; измеряют контактное нажатие разъемных контактов первичной цепи; проверяют работу и состояние контактов заземляющего разъединителя). Проверки и испытания производят в соответствии с указаниями инструкций заводов-изготовителей шкафов.

2.3.13. Группа наладки производит испытания шкафов КРУ:

измеряет сопротивление изоляции первичных и вторичных цепей; испытывает повышенным напряжением промышленной частоты изоляцию первичных и вторичных цепей;

измеряет сопротивление постоянному току соединений сборных шин, разъемных соединений первичных и вторичных цепей (если какие-либо элементы вспомогательных цепей не допускают испытания повышенным напряжением, то эти элементы должны быть отсоединены).

Производят проверку комплектующего оборудования: выключателей, измерительных трансформаторов, разрядников, предохранителей, разъединителей, силовых трансформаторов и т.д.

2.4. Заключительные работы

2.4.1. Подсоединяет силовые кабели. Места ввода кабелей в КРУ (промежутки между кабелями и патрубками) уплотняют асбестовым шнуром, смоченным в глиняном растворе или мастикой типа УС-65 (другими материалами в соответствии с РД 34.03.304-87).

2.4.2. Устанавливают на прежние места стенки, перегородки, крышки, которые снимались для удобства доступа к шинам при монтаже.

2.4.3. Восстанавливают места с поврежденной окраской, окрашивают сварные швы и конструкции блоков патрубков.

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

До начала работ по монтажу шкафов КРУ проверяют горизонтальности закладных конструкций.

При приемке шкафов в монтаж проверяют комплектность и целостность элементов (входной контроль).

Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 1. Приемочный контроль смонтированных шкафов КРУ осуществляется согласно СНиП 3.05.06-85. При приемке работ предъявляют протоколы испытаний и монтажа КРУ.

Инструмент и способ контроля

Технические критерии оценки качества

Подготовительные предмонтажные работы

Закладные конструкции. Неплоскостность (горизонтальность) швеллеров

До начал монтажа шкафов

Не более 1 мм на площади основания одного шкафа и не более 5 мм по всей длине секции

До начала монтажа шкафов

Соединение полосовой сталью сечением не менее 40 ´ 4 мм в двух местах с контуром заземления

Параллельность швеллеров между собой и осью здания

Проемы для прохода силовых и контрольных кабелей и шинного ввода снизу

Правильность выполнения проемов

Соосность проема в стене здания с местом установки шкафа шинного ввода

Несоосность не более 5 мм

До соединения шкафов

До приварки шкафов к закладным конструкциям

Совпадение отверстий в боковых стенках. Нахождение верхних кромок дверей всех шкафов на одной линии и фасадных частей в одной плоскости

Приварка шкафов к закладным конструкциям

До монтажа сборных и линейных шин

Наличие сварки каждого шкафа с закладными конструкциями в трех - четырех местах швом длиной 100 мм и катетом 4 - 5 мм

Монтаж сборных шин. Наличие компенсатора при длине шин более 20 м

До сдачи в эксплуатацию

Крепление тупиковых концов шин в клицах

Установка выдвижных элементов

Опирание выдвижных элементов на все четыре катка во включенном и зафиксированном положениях

Надежность фиксации выдвижных элементов в рабочем и контрольном положениях

Надежность сочленения розеточных контактов выдвижных элементов главной цепи с неподвижными контактами шкафа

Инвентарная тележка для контроля положения неподвижных контактов

Совпадение контактных заземлителей выдвижных элементов с заземляющей шиной шкафа

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

В карте рассмотрен монтаж шкафов КРУ серии КМ-1Ф ПО «Запорожтрансформатор» (рис. 1); К-104 (рис. 2 ) Московского завода «Электрощит»; КЭЭ-6, КЭЭ-6С и КЭ-10 (рис. 3 ) Ровенского завода высоковольтной аппаратуры.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ


2.1.7. При монтаже КРУ необходимо руководствоваться документацией, приведенной в прил. 1 .

2.2.3. Подготавливается площадка для разгрузки, размещения и распаковки доставляемых шкафов КРУ и работы автокрана (рис. 4 ). Доставляются монтажные механизмы, оборудование, инвентарные устройства и размещаются на площадке.

2.3.2. Подъем шкафов в зависимости от типа производят с помощью стропов или подъемных приспособлений в соответствии с рис. 5 . С помощью катков, приспособлений, приведенных на рис. 6 - 8 , перемещают и устанавливают крайний шкаф. Проверяют правильность его установки с помощью отвеса и уровня. При необходимости выравнивают с помощью металлических прокладок толщиной 2 мм. При этом должна исключаться всякая деформация днища, так как это может привести к нарушению регулировок узлов и механизмов в шкафу.


3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

Технические критерии и средства контроля операций и процессов приводятся в табл. 1 . Приемочный контроль смонтированных шкафов КРУ осуществляется согласно СНиП 3.05.06-85. При приемке работ предъявляют протоколы испытаний и монтажа КРУ.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технология монтажа комплектных распределительных устройств внутренней установки

Комплектные распределительные устройства монтируют только в помещениях, где полностью закончены строительные работы.
Для каждого ряда камер закладные основания монтируют по уровню (неровность допускается не более 1 мм на 1 м длины и 5 мм по всей длине). Несущие поверхности из отрихтованных полос угловой стали устанавливают в одной строго горизонтальной плоскости. Уголки или швеллеры присоединяют к контуру заземления полосовой сталью 40 х 4 мм не менее чем в двух местах. Кабельные каналы и проемы должны точно соответствовать чертежам, а трубы для прохода кабеля — выступать из стены или фундамента не менее чем на 30 мм.

Монтаж укрупненного блока КРУ


Монтаж укрупненного блока КРУ:
7 — монтажный проем; 2 — катки; 3 — платформа; траверса

При монтаже шкафов КРУ в помещении ширина прохода с фасадной стороны для однорядной установки должна быть равной длине выкатной тележки плюс 0,8 м, для двухрядной — длине выкатной тележки плюс 1 м. Расстояние от шкафов до боковых стен помещения при односторонней установке предусматривают не менее 0,1 м. Блоки ставят на направляющие уголки и швеллеры в последовательности, предусмотренной проектом.
Монтаж камер КСО и шкафов КРУ начинают с крайнего корпуса и к установке следующего приступают только после проверки правильности положения по вертикали и горизонтали предыдущего корпуса. По окончании установки корпуса блоки соединяют болтами, начиная с крайнего. В первую очередь затягивают нижние болты, затем верхние.
С помощью шнура проверяют прямолинейность верхней части камер и при необходимости регулируют их положение стальными подкладками. Вкатывая тележку, проверяют правильность установки шкафов КРУ, при этом подвижные и неподвижные части должны совпадать, а положение тележки — четко фиксироваться роликами.
Совпадения разъединяющих и заземляющих контактов при проверке добиваются медленным вкатыванием тележек в рабочее положение с помощью механизма. Комплектное РУ считается правильно установленным и может окончательно закрепляться, если корпус и тележка не качаются; нижняя рама корпуса располагается горизонтально; подвижные и неподвижные части разъединяющих контактов первичных и вторичных цепей совпадают; ролики механизма доводки четко фиксируют положение тележки; пазы скобы совпадают с осью роликов; зазоры между осью крепления коромысел шторок и роликами тележки примерно одинаковы; контрольные отверстия смежных корпусов совпадают; зазор между стенками смежно устанавливаемых корпусов не превышает 1 мм; двери в закрытом положении находятся в одной вертикальной плоскости. Особенно тщательно проверяют работу шторок, которые должны подниматься и опускаться без перекосов и заеданий, а также действие механической блокировки.
Выверенные шкафы КРУ и камеры КСО окончательно жестко прикрепляют электросварным швом длиной 60—70 мм к направляющим в четырех углах, это обеспечивает надежное заземление корпусов. Далее в шкафах снимают листы шинного отсека и освобождают от временного крепления ответвительные шины. Верхние части шинодержателей снимают, а на нижние части шинодержателей укладывают сборные шины с учетом цвета фаз. Ответвительные шины присоединяют к сборным болтами или сжимами, затем закрепляют на шинодержателях. Участки сборных шин в пределах одного щита сваривают, а между различными щитами соединяют болтами или сжимами.
Приборы и аппараты, демонтированные на время перевозки, устанавливают после монтажа шин и присоединяют их к первичным и вторичным цепям согласно схемам.
Поверхности сборных шин в местах контактов промывают бензином и смазывают тонким слоем вазелина. Эти поверхности нельзя зачищать напильником или наждачной шкуркой, так как на заводе они покрыты специальным сплавом олова с цинком во избежание коррозии. После установки сборных шин всей секции затягивают болты в контактных соединениях, а затем прокладывают магистральные шинки вторичных цепей. Далее проверяют работу выключателей, разъединителей, вспомогательных контактов и блокировочных устройств в соответствии с требованиями инструкции предприятия - изготовителя.
Ножи разъединителя в камерах КСО при включении должны входить в неподвижные контакты без ударов и перекосов и не доходить до упора на 3—5 мм. Неодновременность касания ножами неподвижных контактов не должна превышать 3 мм. Привод разъединителя в крайних положениях должен автоматически надежно запираться фиксатором.
Правильность установки штепсельных разъединителей в шкафах камер КРУ проверяют, наблюдая через люки отсеков корпуса шкафа за контактами при медленном вкатывании тележки.
Нож разъединителя неподвижного контакта в рабочем положении должен входить внутрь подвижного на глубину не менее 30 мм и не доходить до упора не менее, чем на 5 мм. Направляющие шпильки подвижной системы вторичных цепей должны входить в отверстия неподвижной системы раньше начала замыкания контактов вторичных цепей.
В камерах КСО выключатели серии ВМП-10 устанавливают на опорные конструкции и во избежании перекосов при монтаже выверяют их по вертикали и по главным осям камеры.
С помощью резьбовых соединений раму выключателя крепят к опорным конструкциям. Приводы выключателей поступают на монтаж в полностью собранном и отрегулированном состоянии. После установки в соответствии с разметкой и выверки положения выключателя и его привода регулируют ход подвижной части выключателя. Для этого выключатель и привод отключают и соединяют их валы тягой. Регулировку длины тяги производят при полностью включенных приводе и выключателе. Изменяя углы поворота рычагов, добиваются нормальной величины раствора контактов. Работу механизма свободного расцепления проверяют при полностью включенном положении выключателя и двух-трех промежуточных положениях. Маслоотделитель и верхнюю крышку каждого цилиндра снимают, и в резьбовые отверстия в торцах подвижных контактов ввертывают регулировочные стальные стержни диаметром 6 мм, длиной 400 мм с резьбой Мб на конце. Для контроля момента соприкосновения контактных стержней с неподвижными розеточными контактами монтируют вспомогательную схему с лампами сигнализации. Неодновременность касания контактов в различных полюсах не должна превышать 5 мм.
С помощью подвижной части при ручном управлении регулируют момент замыкания контактов и отмечают предельные положения подвижных контактов нанесением рисок на регулировочные стержни. При регулировке обеспечивают общую длину хода контактных стержней в цилиндрах в пределах 240—245 мм, длину хода в контактах (вхождение стержня в розетку) в пределах 52—64 мм и угол поворота вала выключателя в пределах 85—89°. Недоход контактного стержня до предельного нижнего положения должен быть не менее 4 мм.
Затем присоединяют отходящие и питающие кабели и провода вторичных цепей. После окончательной установки КРУ (КСО) все металлические конструкции, на которых они смонтированы, присоединяют к сети заземления. Заземление выполняют приваркой нижних рам корпусов камеры в двух местах к магистрали заземления либо к закладным частям, подсоединенным к магистрали заземления.

Читайте также: