Интерстеллар как он оказался в шкафу

Обновлено: 04.05.2024

У многих зрителей при просмотре фильма «Интерстеллар» (2014) возникал вопрос: куда же на самом деле попал главный герой, когда отстыковался от космического корабля и полетел прямо в черную дыру? Ответ на этот вопрос требует к себе серьезного подхода и обоснования.

Как известно из сюжета фильма «Интерстеллар», главный герой по имени Купер вместе с группой ученых отправился в дальний космос, чтобы найти способ спасти человечество. На космическом корабле, собранном по последнему слову техники, герои фильма посетили несколько планет в поисках пригодных для жизни условий, и в конечном итоге добрались до черной дыры Гаргантюа. Череда событий привела к аварии на борту корабля.

Опасно ли было лететь в черную дыру? Ответом на этот вопрос служит понимание того, что она из себя представляет. Сайт Wikipedia дает следующее определение:

Черная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света.

По одной из версий эти космические объекты представляют собой звезды, которые сжались по направлению к своему центру, стали очень плотными и таким образом приобрели сильное гравитационное притяжение. Следовательно, если бы Купер достиг границы черной дыры, то испытал значительные перегрузки и погиб. Он бы разорвался на части, или с ним произошло что-нибудь намного хуже.

Как же тогда в фильме «Интерстеллар» выжил главный герой? После входа в черную дыру Купер вместе с роботом попал за заднюю стенку шкафа своей дочери. Эта сцена была предметом шуток многих зрителей, а у кого-то даже вызывала недовольство и разочарование. На самом деле в черных дырах нет никаких шкафов, а Купер вовсе не был в черной дыре. Робот сообщил главному герою, что их спасли существа из пяти измерений. Это свидетельствует о двух вещах:

  1. Если бы Купер вместе со своим спутником вошли в настоящую черную дыру, то их ждала неминуемая гибель;
  2. Помощь Куперу и его спутнику оказал высший разум, сущность которого станет понятна чуть позже.

Робот сообщил Куперу, что существа из пяти измерений создали специальный гиперкуб, в котором представили в виде трехмерной реальности свою пятимерную. Что это означает? Дело в том, что современные люди живут в условиях трех измерений. Теория относительности Эйнштейна утверждает, что существует четыре измерения, которые вместе образуют пространство-время. Этот термин на сайте Wikipedia имеет следующее определение:

Пространство-время физическая модель, дополняющая пространство равноправным временным измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.

Из этого следует, что во времени можно перемещаться, как в пространстве. Помимо этого, в фильме «Интерстеллар» утверждается, что существует пятое измерение, коим является гравитация. На нее можно воздействовать через пространство, так же как и на время.

Таким образом, когда Купер вместе с роботом подобрались близко к черной дыре, более разумные существа оказали на них воздействие с помощью подвластных им дополнительных измерений, времени и гравитации. Главного героя перенесли в безопасное место, где уже и создали для него гиперкуб. В дальнейшем Купер догадался, что существа из пяти измерений это эволюционировавшие люди, подчинившие себе пять измерений и дающие ему подсказки через временное пространство из далекого будущего.

Помогая главному герою, люди из будущего помогали также и себе. Ведь, если бы человечество погибло, то никогда не совершило эволюцию, и никаких людей в будущем не существовало. Купер, воздействуя сквозь время, с помощью гравитации передал своей дочери важное послание, благодаря чему люди смогли спастись и улететь с погибающей Земли. Купера же заботливо вынули из гиперкуба и в целости и сохранности доставили к орбите Сатурна, где его подобрал патрульный космический корабль.

Эта сцена и весь фильм могут по праву считаться гениальными. По сути, фильм «Интерстеллар» это своего рода реинкарнация легендарного шедевра «2001 год: Космическая одиссея» (1968). Оба фильма в свое время заставили людей думать о перспективах покорения космоса и смотреть далеко в будущее.

«Интерстеллар» — скрытый смысл фильма

Идею снять фильм, основанный на научной теории, придумал американский физик Кип Торн. Он же активно помогал Кристоферу Нолану писать сценарий «Интерстеллара», и сделал это так хорошо, что даже Стивен Хокинг и Нил Деграсс Тайсон не нашли противоречий в научной составляющей фильма.

Позже Кип Торн написал книгу, в которой объяснил физическое и астрономическое основание «Интерстеллара». У нас книга вышла в 2015 году под названием «Интерстеллар: Наука за кадром» в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Не все мы, однако, обладаем багажом знаний Хокинга, на книгу может не быть времени, а понять смысл фильма «Интерстеллар» хочется. В этой статье я постараюсь ответить на те вопросы, которые могли у вас возникнуть во время просмотра.

В каком веке происходят события фильма?

«Интерстеллар» начинается с картин тотального голода и опустошения на Земле. Неизвестная болезнь поражает одну за другой полезные злаковые культуры: пшеница уже вымерла, на очереди кукуруза. В каком году началась катастрофа и какой сейчас век — мы так и не узнаем. Можно, однако строить догадки.

Во время бейсбольного матча тесть Купера Дональд заявляет, что «в его время» люди умели играть в бейсбол, а сейчас на игроков жалко смотреть. Купер возражает на это: «В моё время люди были слишком заняты добычей еды, чтобы играть в бейсбол». Куперу сейчас около 40; из его слов можно сделать вывод, что засуха и голод начались во времена его молодости, то есть 20-30 лет назад.

Поколение Дональда ещё застало мир здоровым и сытым. При этом мир «Интерстеллара» слишком напоминает наш с вами, чтобы относить события фильма к далёкому будущему. Скорее всего, действие разворачивается в конце 21 века, но это лишь догадка. Зато нам доподлинно известно, какими реальными событиями вдохновлялся Нолан.

Пыльный котёл — так называют опустошительные пыльные бури, прокатившиеся по прериям США и Канады в 1930-1940 годах. Если вы читали роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева», то наверняка помните эти страшные картины голода и нищеты — Стейнбек писал как раз о событиях Пыльного котла. Американские фермеры неправильно обрабатывали свои поля и пересушили почву; это совпало с долгим отсутствием дождей.

В результате на поля и дома фермеров обрушились пыльные бури, которые снесли верхние слои почвы, привели к голоду и болезням и заставили несколько миллионов человек бежать из своих родных мест. Помните стариков, которые рассказывают про засуху, пыль и голод с экранов в новом доме Купера? Часть из этих кадров Нолан позаимствовал из документального фильма о Пыльном котле.

Что такое червоточина и кто её создал?

Профессор Бренд объясняет Куперу, что единственный выход для людей — бежать с Земли и основать колонию на новой планете, пригодной для жизни. Поскольку в Солнечной системе таких планет не обнаружено, нужно выбираться за её пределы — к другой звезде. Тут мы подошли к смыслу названия фильма: Interstellar значит «межзвёздный». Перед людьми стоит задача долететь от одной звезды (Солнца) до другой, но технических возможностей для этого у них недостаточно. Человеческой жизни и запасов топлива не хватит, чтобы добраться до новой солнечной системы.

Путешествие к другой звезде становится возможным, когда учёные открывают червоточину (кротовую нору) возле Сатурна. Червоточина — это гравитационная аномалия, которая позволяет астронавтам достаточно быстро переместиться из Солнечной системы в отдалённый участок Вселенной. Червоточина или кротовая нора — это реально существующий в науке концепт, выросший из общей теории относительности Эйнштейна. Ромилли демонстрирует Куперу, как работает кротовая нора, сворачивая лист бумаги; эту же модель вы можете увидеть в разделе Википедии, посвящённом червоточинам.

Профессор Бренд говорит, что червоточины сами по себе не появляются; Кип Торн подтверждает это заявление в своей книге. Герои фильма решают, что червоточину создали некие «они» — более развитая форма жизни, которая существует в пяти измерениях. Но в финале оказывается, что «они» — это человечество будущего. Получается, что люди будущего проложили этот мостик в виде кротовой норы для людей прошлого — чтобы те могли спастись и построить эту самую будущую цивилизацию.

Почему время идёт с разной скоростью на разных планетах?

Один час на планете Миллер равен семи земным годам — и Купер ни на минуту не забывает об этом, пока его товарищи бродят по колено в воде в поисках обломков корабля. Герои объясняют: время на планете Миллер идёт быстрее из-за того, что она расположена очень близко к чёрной дыре под названием Гаргантюа. Если честно, не самое исчерпывающее объяснение.

Согласно общей теории относительности, выдвинутой Эйнштейном, массивные объекты вызывают искривление пространства-времени. Это как если на натянутое полотно сверху положить мяч: мяч тяжёлый, поэтому он немного продавит полотно. Планеты и чёрные дыры продавливают полотно пространства-времени вокруг себя.

Это уже доказанный факт: например, в 2004 году спутник Gravity Probe B собрал данные, которые подтвердили, что вокруг Земли пространство-время искривлено. Чёрная дыра Гаргантюа гораздо массивнее Земли, поэтому искривление пространства-времени вокруг неё несравнимо больше. Это и заставляет время на планете Миллер бежать быстрее.

Куда попадает Купер из чёрной дыры?

В сценарии фильма это странное место называется «тессеракт». Вообще тессеракт — это геометрическая фигура, четырёхмерная версия куба. То есть тессеракт по отношению к кубу — то же самое, что куб по отношению к квадрату. В «Интерстелларе» тессеракт — это трёхмерная модель четырёхмерного пространства, которую построили люди будущего специально для Купера.

Непонятно? Сейчас объясню. Давайте вспомним слова Амелии Бренд: «Для „них“ время может быть физическим измерением… А будущее — горой, на которую „они” могут взобраться». «Они», как мы помним, это и есть люди из будущего. «Они» научились свободно перемещаться во времени так же, как и в пространстве. У Купера такой способности нет, но внутри тессеракта он может передвигаться между разными временными точками. Теперь и для него время стало физическим измерением.

Здесь важно понять, что физически Купер не может переместиться в прошлое. Единственная сила, которая свободно проникает из его времени в прошлое, — это гравитация. Её-то Купер и использует, чтобы передать информацию себе и Мёрф в прошлое.

Как Мёрф спасла человечество?

Профессор Бренд-старший с самого начала понимает, что Землю уже не спасти, с неё нужно бежать. Он также знает, что вывезти всех людей с Земли невозможно: не хватит ракетных мощностей. Поэтому ключ к решению этой проблемы он ищет в гравитации. Но перед смертью он признаётся Мёрф, что уравнение давно решено, а управлять гравитацией он так и не научился.

Мёрф продолжает искать решение проблемы и находит его на стрелке часов: данные, которые передал ей отец, оказываются недостающим звеном в уравнении. Но в фильме не показано, как именно Мёрф удалось эвакуировать всех людей с умирающей планеты. Решение Мёрф объясняет в своей книге Кип Торн. По его словам, Мёрф придумала, как снизить силу гравитации на Земле.

Таким образом стало проще запускать в космос ракеты, полные людей. Правда, нарушение гравитационного поля Земли также привело к ещё большим катастрофам вроде землетрясений и цунами, но для людей теперь это не имеет значения.

Станция Купер, на которой в финале встречаются отец и дочь, не единственная — надо полагать, что к этому моменту всё человечество обитает на нескольких похожих станциях и готовится к переселению на планету Эдмундса.

В чём смысл фильма «Интерстеллар»?

С теоретическими вопросами мы разобрались, но «Интерстеллар» всё-таки фильм художественный, а не научно-популярный. Значит, есть какая-то идея, которую Нолан хотел нам передать, помимо важных открытий в физике и астрономии за последние сто лет. Чтобы понять эту идею, надо проанализировать две ключевые темы фильма — любовь и тягу к знанию.

Сила любви

Все герои, которые вносят вклад в дело спасения человечества, делают это ради любви. Амелия хочет увидеть Эдмундса — в финале окажется, что именно его планета оказалась единственной пригодной для жизни. Купер любит дочь и ради её спасения готов нырнуть в чёрную дыру — и так ему удаётся передать на Землю самые ценные для учёных данные. Мёрф, в свою очередь, любит отца и возвращается в свою комнату спустя много лет, чтобы забрать его подарок — часы. А в часах оказывается зашифрована информация, которая спасёт людей на Земле.

«Меня тянет через всю вселенную к человеку, которого я не видела десять лет, и который, возможно, уже мёртв. Любовь — это единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы времени и пространства»

Эти слова — монолог Амелии Бренд — на мой взгляд, являются ключевыми для понимания темы любви. Любовь — основная движущая сила в фильме, но не только к другим людям. Есть ещё любовь к знанию.

Тяга к знанию

Все герои «Интерстеллара» очень явно разделены на два лагеря. В первом — люди, прилагающие все усилия для решения проблемы, не готовые сдаваться, стремящиеся открывать новое. Это Мёрф и весь экипаж космического корабля Endurance: Купер, Амелия, Ромилли и Дойл. Наиболее ярко тяга к знанию проявляется, конечно, у Купера и Мёрф. Купер, даже став фермером, не может забыть те знания, которыми он владел раньше.

Он настаивает на том, чтобы его сын получил образование. Он до последнего ищет способ спасти Мёрф и остальных людей на Земле. Мёрф продолжает работать над планом А, даже услышав от Бренда, что он неосуществим. Она пытается спасти семью брата от бедствия, хотя тот противится ей.

Во втором лагере — противники знания и просто инертные люди, довольные своей участью. Это Том, сын Купера, которому нравится быть фермером. Это тесть Купера Дональд. Наиболее вредные персонажи здесь — учителя в школе, в которую ходят дети Купера. Они преподают ложные знания, которые только помешают детям выжить.

Профессор Бренд-старший и доктор Манн по сюжету переходят из первого лагеря во второй. Их первоначальной целью было спасение человечества, и они внесли большой вклад в решение этой задачи. Но позже оба опустили руки: Бренд разочаровался в своём уравнении, а Манн попросту сошёл с ума на безлюдной планете.

Смысл фильма «Интерстеллар», если свести его к одному предложению, предельно прост: знания и поиск нового — хорошо, ограниченность и бездействие — плохо. Жизни миллионов людей зависят от таких, как Мёрф и Купер — готовых решать задачу до конца и рисковать ради её решения.

Одного знания недостаточно: без любви оно не приносит добра. Мы знаем, что у доктора Манна на Земле не осталось родных и близких, а потому судьба человечества его не волнует, собственная жизнь оказывается дороже. Профессор Бренд-старший, с одной стороны, обеспечивает своей дочери относительно неплохую судьбу: у неё есть реальный шанс выжить, в то время как оставшиеся на Земле в соответствии с его планом неминуемо погибнуть.

Но с другой стороны, он скрывает от неё свой план, и это делает её невольной соучастницей отцовского преступления. Любовь Бренда к Амелии не так сильна, как любовь Купера к Мёрф, поэтому Купер и Мёрф становятся спасителями человечества, а не профессор Бренд.

Объяснение смысла концовки фильма Интерстеллар

Как добраться до планеты Эдмундс

ТАРС, Купер и Гаргантюа

Из-за истощения запасов топлива Endurance должен уменьшить свой вес, чтобы вырваться из силы притяжения Гаргантюа после завершения гравитационного манёвра. Перед началом маневра Купер решает, что челнок, в котором находится TARS, отстыкуется и упадет в черную дыру. В дополнение к снижению веса Endurance, Купер надеется, что TARS сможет собрать квантовые данные внутри сингулярности, которая необходима ученым НАСА на Земле, чтобы завершить гравитационное уравнение, которое позволит человечеству улететь. И пускай шансы на то, что TARS сможет передать эти данные на Землю, невелики, Купер полон решимости, по крайней мере, попытаться, поскольку это – последняя надежда его детей на выживание. Однако Купер не говорит Брэнд, что отстыковка шаттла с TARS-ом недостаточно снизит вес корабля. Необходимо убрать ещё один шаттл для того, чтобы Endurance вырвался из гравитационного колодца. Купер решает, что он должен пожертвовать собой, чтобы Брэнд продолжила путь к планете Эдмундса и там дала человеческой расе второй шанс. Он не говорит Брэнд до последнего момента, потому что знает, что она не будет согласна с его решением, но даже оставляя все шансы на возвращение к детям, Купер готов пойти на такой шаг.

Выживание Купера

Попав в черную дыру, Купер продолжает записывать то, что он видит, и передает информацию TARS в надежде, что дополнительные данные могут помочь ученым Земли. И пускай он ожидает, что в конечном итоге его раздавит гравитация Гаргантюа, Купер чудесным образом выживает, как только его шаттл разрывает на куски. И вот тогда начинается безумие. Пережив это дикое падение, Купер переносится в бесконечную многомерную библиотеку, которая позволяет ему оглядываться на различные временные периоды в спальне своей дочери, в том числе и на следующий день, когда он отправился на миссию на “Endurance”. TARS определяет, что “они” помогли ему выжить в Гаргантюа и защищали его те самые таинственные существа, которые и построили эту червоточину. С самого начала фильма эти самые “они” были загадкой. И пускай НАСА осознало, что червоточина была построена искусственно некими продвинутыми, разумными существами, у них не было никакой информации о них, кроме предположения, что они, должно быть, сделали это с мирными целями. TARS делает вывод, что именно “они” построили библиотеку, чтобы помочь Куперу понять их пятимерную реальность. И конечно же, это сбивает с толку, хотя приятно осознавать, что мощные потусторонние существа на твоей стороне.

Мёрф в черной дыре

Кто такие “они”?

Кстати, ставь лайк и подписывайся на канал, если нравится статья. Все мои статьи можно найти тут

На что способна любовь?

Понимая, почему существует библиотека и что “они” хотят, чтобы Купер передал Мёрф квантовые данные, необходимые для спасения мира, TARS спрашивает, как Купер планирует передать такую ​​сложную информацию из другого измерения. Робот не понимает, но Купер объясняет, что он может доверять своей любви к дочери, которая направит его туда, где он должен быть. Как Брэнд объяснила ранее в фильме, любовь – это единственное, что превосходит все измерения, включая время и пространство. Купер решает закодировать квантовые данные в часы, которые он подарил Мёрф перед тем, как уйти, заверяя ТАРС, что она однажды вернет их ему. Когда TARS спрашивает, почему Купер так в этом уверен, он отвечает: – Потому что я дал их ей. Он уверен, что её любовь к нему приведет её туда, куда ей нужно прийти, точно так же, как его любовь привела его к ней. И пока всё это происходит, взрослая Мёрф действительно возвращается в свою спальню детства, влекомая неведомой силой. Внезапно она понимает, что “призрак” из её далёкого прошлого – сущность, которая пытается связаться с ней с помощью рисунков пыли на полу в её спальне – на самом деле её отец. Вспомнив о своей любви к нему, она находит часы, и человечество, наконец, получает шанс на выживание.

Что происходит после?

Когда планета умирает, люди должны быстро покинуть это место. Но чтобы решить гравитационное уравнение, которое позволит человечеству сбежать с Земли, необходимы квантовые данные, собранные из черной дыры. Предполагая, что сбор таких данных физически невозможен, Мёрф считает, что люди Земли обречены, и что её отец её бросил. Однако, как только она понимает, что Купер был тем самым "призраком" её детства, и что именно он передал ей данные, которые ей нужны, буквально за часы она решает уравнение, обеспечив выживание человечества. Как только Купер передаёт квантовые данные, библиотека начинает коллапсировать, потому что её задача завершена. Купер теряет сознание, и позже просыпается в космической среде обитания, вращающейся вокруг Сатурна. Подобно тому, как “они” привели Купера в библиотеку и позволили ему общаться с дочерью и спасти человечество, “они” также вернули его обратно в безопасное место, как только он завершил свою миссию. Только вместо Земли он оказывается в гигантской колонии, плавающей в космосе. Благодаря вычислениям Мёрф и данным, полученным из черной дыры, люди наконец смогли массово покинуть Землю, и теперь они рассредоточены по нескольким различным космическим станциям. И все благодаря тем таинственным силам, которые помогли Куперу в библиотеке и позаботились о том, чтобы люди нашли его, как только библиотека схлопнулась.

Пункт назначения Купера

Брэнд предупреждала перед выполнением гравитационного маневра вокруг Гаргантюа, что для людей Земли пройдёт не менее 51 года, однако для Купера прошло лишь несколько часов. К тому времени, как он добрался до космической среды обитания, известной как Станция Купера, его дочь Мёрф, которую он в последний раз видел ещё маленькой девочкой, уже находится на грани смерти. А Купер, при этом, остался в том же возрасте, что и при их последней встрече. Купер невероятно рад, что наконец воссоединился со своей дочерью, а Мёрф знает, что ей осталось недолго, поэтому говорит ему, что он должен уйти, чтобы ему не пришлось смотреть, как она умирает. – Ни один родитель не должен видеть, как умирает его ребенок. Купер прислушивается к совету своей дочери и крадет корабль, намереваясь вернуться через червоточину и присоединиться к Брэнд на планете Эдмунда. По аналогии с Купером она только недавно прибыла туда, и скоро должна войти в гиперсон, чтобы она осталась его ровесником, когда он доберётся до неё. К сожалению, сам Эдмундс умер в какой-то момент, пока ждал, что НАСА отправит команду на его планету. Но когда Брэнд снимает свой шлем и вдыхает воздух своего нового дома, становится очевидным, что именно эту планету искали астронавты, и именно здесь человечество сможет восстановиться и, в конце концов, начать снова процветать.

«Интерстеллар»- сюжет «по полкам» (СПОЙЛЕРЫ!)


После просмотра фильма Нолана «Интерсталлар» у многих зрителей возникли вопросы по сюжету. В отзывах часто звучали фразы: «Слишком все запутано… Хотелось бы объяснений…».

Давайте рассмотрим два основных момента: приглушенные диалоги (почему был «плох» звук?) и детали сюжета.

1. Звук и диалоги.

Постановщик блокбастера отметил, что это было сделано с определенной целью — подчеркнуть громкость шума, сообщает The Hollywood Reporter. «Существуют моменты в фильме, где я решил использовать диалог в качестве аудиоэффекта, поэтому иногда он немного смешивался с другими звуками — это подчеркивало, насколько громкий окружающий шум», — пояснил режиссер. Он также добавил, что не согласен с традицией кинематографистов использовать ясные диалоги, чтобы в полной мере донести рассказываемую историю. «Я применяю все, что можно: и картинку, и звук», — прокомментировал Кристофер Нолан.


2. Сюжет (внимание СПОЙЛЕР. — раскрытие всех деталей сюжета).

Недалёкое будущее. Концентрация азота в атмосфере необратимо растёт, что приводит к ухудшению климата и неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Его дочь Мёрф рассказывает о том, что её комнату посещает призрак и сбрасывает книги с полки. Купер, разобравшись, понимает, что аномальные явления не выдумка и даже обнаруживает вместе с дочерью в действиях призрака закономерности. Проанализировав их, он вычисляет координаты некоего объекта, оказавшегося секретным подразделением НАСА.


Руководитель лаборатории профессор Бренд и его сотрудники несколько лет назад обнаружили в районе орбиты Сатурна червоточину в пространстве, позволяющую быстро переместиться в другую галактику. Профессор полагает, что проход открыла безымянная сверхцивилизация в целях спасения человечества. Население Земли между тем вынуждено выживать и поэтому космические полёты считаются нецелесообразной тратой ограниченных ресурсов. Поэтому первые экспедиции в рамках программы «Лазарь» (отсылка к библейскому Лазарю) были осуществлены в обстановке полной секретности. По ту сторону червоточины исследователи обнаружили звёздную систему. Особенности коммуникаций через «кротовую нору» таковы, что экспедиции могут посылать через неё сигналы на Землю только односторонне и раз в год.

Вокруг чёрной дыры с аккреционным диском, названной Гаргантюа, вращаются несколько планет. Три из них наиболее перспективны и получили названия в честь своих первооткрывателей: Миллер, Эдмундс и Манн. Куперу предлагают возглавить следующую экспедицию. Профессор Бренд рассматривает основной и запасной план. Из-за замедления времени экспедиция может оказаться очень продолжительной по времени Земли и профессор сможет закончить свои исследования по разработке способа массовой отправки людей через кротовую нору. Если не получится, то есть «план Б»: на новое место отправляется ограниченная группа людей, и запас генетического материала (замороженные яйцеклетки) с целью основать колонию. Поэтому миссия «Лазарь» сразу забирает с собой контейнеры с яйцеклетками.

Мёрф не соглашается отпускать отца в экспедицию, откуда он может и не вернуться, но Купер покидает семью. Дочь профессора Бренда Амелия, физик Ромилли, географ Дойл, командир корабля Купер, а также многоцелевые роботы ТАРС и КЕЙС — составляют команду. Миссия «Лазарь» отправляется на орбитальную станцию «Эндюранс» и через два года полёта в криосне достигает орбиты Сатурна и червоточины. Успешно пройдя через прокол в пространстве-времени, земляне оказываются перед нелёгким выбором — с какой планеты начать. На исследование всех трёх планет-кандидатов может не хватить топлива.


Экспедиция начинает с планеты Миллер, но ввиду её близости к чёрной дыре, один час на поверхности равен семи годам на Земле. Посадочный модуль приводняется там, откуда поступали сигналы экспедиции Миллер и находит бакены которые даже не успело разбросать волнами. Появляется колоссальная волна, Купер и Амелия едва успевают заскочить в модуль, Дойл погибает. Когда Купер и Амелия возвращаются назад, задержавшись на несколько часов, они обнаруживают на борту «Эндюранс» постаревшего на 23 года Ромилли.

На Земле Мёрф выросла, стала учёным и присоединилась к команде профессора Бренда. Они безуспешно бьются над проблемой массовой отправки людей через прокол пространства-времени. На смертном одре профессор признаётся, что весь его основной план спасения человечества был не более чем блефом — исследования зашли в тупик. Если бы он сразу признался, экспедиция вообще бы никуда не полетела. Теперь основной план — это «план Б». Мёрф не оставляет надежд о том, что секрет пространственно-временных складок будет раскрыт. Проблема в связи времени и гравитации, но разгадка скрыта в недрах чёрных дыр и добраться туда невозможно. Астронавты в отчаянии выслушивают эту новость. Тем не менее, им необходимо довести до конца начатое.

Топлива хватит только на одну планету. Амелия признаётся, что была влюблена в Эдмундса и поэтому настаивает на полёте к его планете. Однако Купер выбирает планету Манн. Уже при посадке оказывается, что это холодный и недружелюбный мир. В атмосфере присутствует кислород и аммиак. На ледяной поверхности на станции астронавты обнаруживают спящего в анабиозе доктора Манна. После пробуждения и радости по поводу спасения, тот рассказывает, что планета хороший кандидат на колонизацию, так как на поверхности подо льдом есть места, где можно свободно дышать, есть органика. Впрочем, при попытке исследования сразу выясняется, что доктор Манн подделал результаты исследования, для того, чтобы за ним прилетели и забрали его. Доктор Манн убивает Ромилли, пытается убить Купера, обвиняя его в неспособности ставить интересы всего человечества выше интересов его семьи. Купер в свою очередь называет Манна трусом, с чем тот соглашается. Манн угоняет посадочный модуль, однако при попытке аварийной стыковки к орбитальной станции, взрывает шлюз «Эндюранс» и гибнет.


Купер пересекает горизонт событий и падает в чёрную дыру. Он катапультируется из разрушающегося корабля и через некоторое время его падение замедляется. По радиосвязи с Купером связывается ТАРС, который сообщает, что они попали в пятимерное пространство. Купер рассматривает нечто напоминающее развертку многомерного куба на трёхмерное пространство и видит юную Мёрф и события прошлого до отлёта. Купер предполагает, что таинственная сверхцивилизация — это человечество из будущего, преодолевшее границы бытия и пытающееся теперь помочь своим предкам преодолеть трудный этап развития.

Купер не может общаться визуально или голосом, но может подавать сигналы, воздействуя на книги на полке и пыль на полу комнаты, тем самым предопределяя основные события, предшествовавшие старту экспедиции «Лазарь». Робот собрал данные о структуре чёрной дыры и квантовой сингулярности и Купер передаёт эти данные посредством азбуки Морзе на секундную стрелку часов, оставленных дочери много лет назад.


Мёрф принимает полученный сигнал, и пятимерный куб схлопывается. Вскоре в лаборатории НАСА она торжественно заявляет о раскрытии проблемы, над которой бился профессор Бренд. Купер теряет сознание и приходит в себя на больничной койке. Оказывается, что его в скафандре и робота ТАРС выловили в космическом пространстве около Сатурна спустя много лет после того, как он покинул Землю, в возрасте 124 лет (с точки зрения земного наблюдателя).

Около Сатурна человечество основало станцию и большую колонию, названную в честь Мёрф Купер, куда переселилось значительное количество землян. Купер встречается со своей постаревшей дочерью, которая ещё жива. Он рассказывает ей, что он и был тем «призраком» из её детства (действовавшим из чёрной дыры), и Мёрф отвечает, что она догадалась об этом. Она просит Купера не оставаться здесь и лететь назад на помощь Амелии. Купер садится в корабль и готовится к полёту. В последних кадрах показана Амелия на планете Эдмундс. На планете пригодная для дыхания атмосфера и небольшая земная колония.

Читайте также: