Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф как изменилась концентрация солей и воды

Обновлено: 17.05.2024

1. Примеры новых заданий линии 2 в ЕГЭ 2022 по биологии

2. Задания №2 с сайта ФИПИ

Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в
сушильный шкаф. Как изменились концентрация
солей и количество воды в клетках семян?
Для каждой величины определите соответствующий
характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой
величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация солей
Количество воды

4. Решение задания

Т.К. семена помещены в сушильный
шкаф, вода будет активно испаряться.
Количество воды уменьшится, а
концентрация минеральных солей
станет выше. В ответе необходимо
записать: 12
Количество солей
1
Количество воды
2

1. Ученые-агрономы внесли в почву опытной
делянки препарат, содержащий клубеньковые
бактерии.
Как
изменится
концентрация
аммонийных солей в почве и урожайность сои,
возделываемой на опытной делянке?
Для каждой величины определите соответствующий
характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой
величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация
Урожайность
аммонийных солей
сои

6. Решение задания

Т.к. клубеньковые бактерии являются
азотфиксаторами, следовательно
концентрация солей аммония в почве
возрастет. Между этими бактериями и
растениями семейства Бобовых, к которым
относится и соя, существует симбиоз. Соли
аммония стимулируют рост растения,
поэтому урожайность сои также возрастет.
В ответе необходимо записать: 11
Концентрация солей
аммония
1
Урожайность сои
1

Экспериментатор удалил источник света от водного растения элодея (схема
эксперимента показана на рисунке). Как изменится за единицу времени объем
выделяемого растением кислорода и масса синтезированного органического
вещества?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Объем
кислорода
Масса
органического
вещества

8. Решение задания

Свет – это источник энергии для
фотосинтеза, в результате которого
образуются органические вещества и
выделяется кислород. Нет света – нет
фотосинтеза.
В ответе необходимо записать: 22
Объем кислорода
2
Масса органического
вещества
2

Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь
лабораторных крыс высокую дозу тироксина. Как
изменятся у животных частота сердечных
сокращений и нервная возбудимость?
Для каждой величины определите
соответствующий характер её изменения:
1) повысилась 2) понизилась 3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для
каждой величины. Цифры в ответе могут
повторяться.
Частота сердечных
Нервная
сокращений
возбудимость

10. Решение задания

Известно, что тироксин учащает
сердцебиение и повышает нервную
возбудимость. Дополнительное введение
инъекции тироксина вызовет
дополнительное увеличение этих
показателей.
В ответе необходимо записать: 11
Частота сердечных
сокращений
1
Нервна возбудимость
1

Экспериментатор прокалил плечевую кость
кролика при высокой температуре в течение 3
часов. Как изменится содержание органических
веществ и концентрация минеральных солей в
кости по истечении указанного времени?
Для каждой величины определите соответствующий
характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Цифры в ответе могут повторяться.
Содержание
органических
веществ
Концентрация
минеральных солей

12. При прокаливание кости органические вещества, которые входят в ее состав, сгорят. Минеральные вещества под действием высоких

Решение задания
При прокаливание кости органические
вещества, которые входят в ее состав,
сгорят. Минеральные вещества под
действием высоких температур не
изменятся.
В ответе необходимо записать: 23
Содержание
Содержание
органических веществ минеральных солей
2
3

Экспериментатор проращивал семена пшеницы в
чашке Петри с добавлением дистиллированной
воды. Как изменится длина проростков и
количество всхожих семян, если дистиллированную
воду заменить на раствор с солями ртути?
Для каждой величины определите соответствующий
характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Длина
проростка
Количество
всхожих семян

14. Решение задания

Очевидно, что соли ртути
ядовиты для всего живого.
Поэтому данный опыт скажется
негативно на жизненных
показателях растения.
В ответе необходимо записать:
22
Длина проростка
2
Количество всхожих
семян
2

Экспериментатор проращивал семена пшеницы в
чашке Петри с добавлением дистиллированной воды.
Как изменится длина корней и стеблей проростков
семян, если дистиллированную воду заменить на
раствор, содержащий калийную селитру?
Для каждой величины определите соответствующий
характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Длина корней
Длина стеблей

16. Решение задания

Калийная селитра – хорошее
удобрение, стимулирующее рост и
развитие всех частей растения на
любом отрезке его жизни. Поэтому, ее
добавление в питательный раствор
будет стимулировать и рост корней, и
рост стеблей.
В ответе необходимо записать: 11
Длина корней
1
Длина стеблей
1

Ученый-генетик внес в среду, на которой
инкубировались лейкоциты человека, колхицин
(вещество, разрушающее микротрубочки веретена
деления). Как изменится частота геномных и генных
мутаций в инкубируемых клетках?
Для каждой величины определите соответствующий
характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Частота геномных
мутаций
Частота генных
мутаций

18. Решение задания

Колхицин используется в качестве
химического мутагена, с помощью
которого можно увеличить число хромосом
в клетке, т.е. получить полиплоидные
клетки. Увеличение числа хромосом –
геномная мутация. На перестановку
нуклеотидов в генах это вещество не
влияет, т.е. не влияет на генные мутации.
В ответе необходимо записать: 13
Частота геномных мутаций
1
Частота генных мутаций
3

Селекционер получил семена от гетерозисного
сорта пшеницы путем ее самоопыления. Как
изменится
урожайность
и
степень
гетерозиготности растений, выращенных из
полученных семян, по сравнению с исходным
сортом?
Для каждой величины определите
соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не
изменилась
урожайность
степень
гетерозиготности

20. Решение задания

Гетерозис, или гибридная сила,
проявляется при скрещивании чистых
линий между собой. С каждым
последующим поколением эффект
гетерозиса будет уменьшаться, даже
если будет производиться
самоопыление сортов пшеницы.
В ответе необходимо записать: 22
урожайность
2
Степень гетерозиготности
2

Экспериментатор добавил в воду с аквариумным растением элодея 1 г
гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Схема эксперимента показана на рисунке.
Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и
масса усвоенного углекислого газа?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе
могут повторяться.
Объем кислорода
Масса углекислого газа

При добавлении в аквариум гидрокарбоната натрия в воде
увеличивается концентрация углекислого газа, поэтому идут
интенсивнее процессы фотосинтеза. Как следствие возрастает
масса усвоенного углекислого газа и объём выделяемого
кислорода.
Объем кислорода
1
Масса углекислого газа
1

Экспериментатор внес в питательную среду, на которой выращивались дрожжи,
дополнительное количество глюкозы. Как изменится в питательной среде объем
углекислого газа и объем кислорода?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут
повторяться.
Объем углекислого газа
Объем кислорода

Если внести дополнительное количество глюкозы в среду с
дрожжами, то увеличится интенсивность брожения. При
этом возрастёт выход побочного продукта — углекислого
газа, соответственно уменьшится объем кислорода
Объем углекислого газа
объем кислорода
1
3

Экспериментатор внес в питательную среду, на которой
выращивались дрожжи в анаэробных условиях, дополнительное
количество глюкозы. Как изменится в питательной среде объем
углекислого газа и количество клеток дрожжей?
Для каждой величины определите соответствующий характер её
изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

Если внести дополнительное количество глюкозы в среду с
дрожжами, то увеличится интенсивность брожения. При
этом возрастёт выход побочного продукта — углекислого газа
дрожжи начнут активнее делиться.
Объем углекислого газа
объем кислорода
1
1

Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь лабораторных крыс
инсулин. Как изменятся у животных концентрация глюкозы в крови и
содержание гликогена в печени?
Для каждой величины определите соответствующий характер её
изменения:
1) повысилась
2) понизилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в
ответе могут повторяться.

При
введении
инсулина
в
кровь
лабораторных
крыс концентрация глюкозы снижается. Под действием
инсулина
глюкоза
переходит
в
гликоген,
который
откладывается в печени.
Концентрация глюкозы в
крови
2
Содержание гликогена в
печени
1

Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический
раствор NaCl. Как изменились количество воды и количество
солей в клетке при достижении гомеостаза. Для каждой величины
определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) не изменилась
3) уменьшилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
Количество воды
Количество солей

Гипотонический раствор NaCl достигается при концентрации
раствора соли в стакане менее 0,9%. Для достижения гомеостаза
происходит выравнивание концентраций солей в растворе и
клетке, количество солей при этом неизменно. Вследствие
этого, вода за счёт пониженного осмотического
давления поступает в клетку.
Количество воды
Количество солей
1
2

Экспериментатор поместил эритроциты в гипертонический раствор
NaCl. Как изменились количество воды и количество солей в
клетке при достижении гомеостаза. Для каждой величины
определите соответствующий характер её изменения:
1) не изменилась
2) увеличилась
3) уменьшилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

Гипертонический раствор NaCl достигается при концентрации
раствора соли в стакане более 0,9%. Для достижения
гомеостаза происходит выравнивание концентраций солей в
растворе и клетке, количество солей при этом в клетке не
меняется. Вследствие этого, вода за счёт повышенного
осмотического давления выходит из клетки.
Ответ: 31.

Экспериментатор поместил эритроциты
NaCl. Как изменились размер клетки
внутри неё при опускании клетки
величины определите соответствующий
в гипотонический раствор
и осмотическое давление
в раствор. Для каждой
характер её изменения:
1) уменьшилась
2) не изменилась
3) увеличилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

Гипотонический раствор NaCl достигается при концентрации
раствора соли в стакане менее 0,9%. Концентрация солей в
растворе ниже, чем в клетке, соответственно осмотическое
давление гипотонического раствора ниже, чем физиологического.
Вследствие этого, вода поступает в клетку и та увеличивается.
При
поступлении
воды
в
клетку,
концентрация
солей
уменьшается и осмотическое давление падает.
Ответ: 31.

Экспериментатор поместил эритроциты в гипертонический раствор
NaCl. Как изменились размер клетки и осмотическое давление
внутри неё при опускании клетки в раствор. Для каждой величины
определите соответствующий характер её изменения:
1) не изменилась
2) увеличилась
3) уменьшилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

Гипертонический раствор NaCl достигается при концентрации
раствора соли в стакане более 0,9%. Концентрация солей в
растворе выше, чем в клетке. Вследствие этого, вода выходит из
клетки и та уменьшается. В результате концентрация солей в
клетке становится выше и осмотическое давление возрастает.
Ответ: 32.

Экспериментатор на питательную среду с колонией бактерий E.
coli заселили плесневый гриб пеницилл. Как изменились размер
колонии бактерий E. coli и площадь мицелия пеницилла.
Для каждой величины определите соответствующий характер её
изменения:
1) увеличилась
2) не изменилась
3) уменьшилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

В процессе жизнедеятельности пеницилл выделяет вещества,
обладающие
антибактериальными
свойствами.
Пеницилл
подавляет развитие колоний бактерий и размер колонии
уменьшается, в то время как площадь распространения
пеницилла увеличивается.
Ответ: 31.

Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество
воды, в каждый на поверхность налили слой растительного
масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как
изменилось количество воды в каждом из стаканов?
Для каждой величины определите соответствующий характер
её изменения:
1) уменьшилась
2) не изменилась
3) увеличилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.
Цифры в ответе могут повторяться.

Масло в стакане предотвращает испарение с поверхности воды.
Побег поглощает из стакана воду и испаряет влагу через
устьица, поэтому воды в первом стакане стало меньше, а во
втором её количество осталось прежним.
Ответ: 12.

Тест по теме Семя

1304. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

Верный ответ: Семя

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1304.

1409. Почему плодовые растения (яблони, груши, персики) при размножении с помощью семян теряют полезные для человека признаки?

1) Для большинства сортов плодовых растений характерна гибридная природа. При последующих скрещиваниях их полезные свойства не сохраняются.
2) В ходе опыления на пестики растений попадает пыльца (пыльцевые зерна) других сортов из-за чего их полезные свойства не сохраняются.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1409.

1725. Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как изменились количество воды и концентрация солей в клетках семян?
Для каждого случая определите соответствующий характер изменения:

1) не изменилась
2) уменьшилась
3) увеличилась

Задание ЕГЭ по биологии

Верный ответ: 23

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1725.

1) Воздух - для нормального газообмена у зародыша
2) Вода - для набухания семени, в результате которого зародыш становится способен усваивать питательные вещества, запасенные в семени
3) Оптимальная температура - для обеспечения нормальных физиологических процессов
4) Время
5) Глубина закладки - чем мельче семя, тем ближе к поверхности почвы следует его закладывать для успешного прорастания
6) Наличие освещения (необходимо для прорастания семян петунии, бегонии, душистого табака, колокольчика, примулы, сельдерея) или полная темнота (необходима для прорастания семян лука, конопли, клещевины)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1801.

1) Взять семена и поместить в два стакана при оптимальных показателях влажности и температуре: в одном стакане смочить семена водой, в другом - оставить сухими
2) Через несколько дней семена, смоченные водой, прорастут, так как вода, воздух, температура - необходимые условия для прорастания семян. Сухие семена останутся без изменений: прорастать не будут.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1829.

Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф как изменилась концентрация солей и воды

Тип 25 № 22411

При всасывании питательных веществ в кишечнике человека резко меняется концентрация этих веществ в крови. Объясните, каким образом эта концентрация стабилизируется? Какой орган играет главную роль в этом процессе?

1) вся кровь от кишечника собирается в воротную вену печени и проходит через печень;

2) при этом (в синусах печени) часть веществ из крови забирается, снижая их концентрацию;

3) таким образом печень поддерживает постоянство состава крови

Тип 14 № 23043

Установите последовательность процессов вдоха и выдоха у человека, начиная с повышения концентрации СО2 в крови. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) насыщение кислородом капилляров альвеол

2) повышение концентрации кислорода в тканях и клетках

3) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга

4) расслабление диафрагмы и наружных межрёберных мышц, сокращение внутренних межрёберных мышц

5) сокращение диафрагмы и наружных межрёберных мышц

Последовательность процессов вдоха и выдоха у человека:

Повышение концертрации углекислого газа в крови воспринимается хеморецепторами продолговатогг мозга (дыхательный центр), поэтому начинаем с пункта 3

3) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга → 5) сокращение диафрагмы и наружных межрёберных мышц (ВДОХ) → 1) насыщение кислородом капилляров альвеол → 2) повышение концентрации кислорода в тканях и клетках → 4) расслабление диафрагмы и наружных межрёберных мышц, сокращение внутренних межрёберных мышц (ВЫДОХ)

Тип 2 № 45699

Экспериментатор поместил семена гороха в стакан с небольшим количеством воды. Как изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян на следующий день?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Концентрация солейКоличество воды

Перед прорастанием семена активно впитывают влагу. В результате количество воды в клетках увеличивается, а концентрация солей падает.

Тип 2 № 46446

Ученые-агрономы внесли в почву опытной делянки препарат, содержащий клубеньковые бактерии. Как изменится концентрация аммонийных солей в почве и урожайность сои, возделываемой на опытной делянке?

Концентрация аммонийных солейУрожайность сои

Клубеньковые бактерии фиксируют азот из атмосферы, что в результате ведёт к увеличению концентрации аммонийных солей в почве. Растения нуждаются в азоте, поэтому урожайность с увеличением количества соединений азота в почве тоже возрастает.

Тип 2 № 46451

Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь лабораторных крыс инсулин. Как изменятся у животных концентрация глюкозы в крови и содержание гликогена в печени?

Концентрация глюкозы в кровиСодержание гликогена в печени

При введении инсулина в кровь лабораторных крыс концентрация глюкозы снижается. Под действием инсулина глюкоза переходит в гликоген, который откладывается в печени.

Тип 2 № 46515

Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян?

При испарении воды её количество в семенах уменьшается, таким образом концентрация солей увеличивается.

Тип 2 № 48958

Экспериментатор поместил эритроциты в дистиллированную воду. Как изменилась концентрация ионов натрия внутри клеток и объём клеток?

Концентрация ионов натрияОбъём клеток

При помещении эритроцита в дистиллированную воду, в ходе осмотического давления вода будет поступать в клетку. В результате её объём увеличится, а концентрация солей уменьшится.

Тип 22 № 50615

Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с клетками клубней картофеля в растворах сахарозы различной концентрации. Он вырезал из клубней полоски одинакового размера, поместил их в растворы сахарозы концентрацией 0,01М и 1М на 30 минут и измерил длину полосок. Экспериментатор обнаружил, что полоски, помещённые в 0,01М раствор,

увеличились, а полоски, помещённые в 1М раствор, уменьшились. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Почему изменилась длина полосок в каждом из случаев? Какими по отношению к клеткам клубня картофеля являются использованные растворы? Почему плазматическая мембрана клетки картофеля, в отличие от плазматической мембраны эритроцитов, не разрывается в дистиллированной воде?

1. Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная — концентрация сахарозы в растворе; зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — длина полосок из клубня картофеля (должны быть указаны обе переменные).

2. В 0,01М растворе вода из раствора поступила в клетки картофеля, поэтому полоска увеличилась.

3. В 1М растворе вода из клеток картофеля поступила в раствор, поэтому полоска уменьшилась.

4. 0,01М — гипотонический раствор, 1М — гипертонический раствор.

5. Клеточная стенка не позволяет плазматической мембране клетки картофеля разорваться в гипотоническом растворе.

Тип 25 № 51046

Исследователь поместил на два предметных стекла по капле воды с культурой амёб. На первое стекло он добавил каплю водного раствора с 10%-ной концентрацией NaCl, а на второе — каплю воды с хламидомонадами. Две капли на каждом стекле он соединил водным мостиком. Какое поведение амёб наблюдал исследователь в первом и во втором случаях? Как называют способность амёб реагировать на внешние воздействия и каково её значение для организма?

1. Раствор с 10%-ной концентрацией NaCl — гипертонический для амёбы. Чтобы скомпенсировать концентрацию солей, вода из клетки будет поступать в окружающую среду. Амёбы как можно дольше будут стремиться оставаться наиболее пресных частях капли, избегая соли.

2. Хламидомонада может являться кормовым объектом для амёб. Во втором случае амёбы начнут охотиться на хламидомонад.

3. Способность амёб реагировать на внешние воздействия — раздражимость.

4. Реагирование на внешние воздействия позволяет адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Тип 22 № 51699

Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? В каком из листьев крахмала будет меньше? Ответ поясните. Почему через три дня концентрация кислорода в колбе значительно возрастет?

1. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — количество углекислого газа в воздухе (тип условий, в которые помещен лист), зависимая (изменяющаяся в зависимости от заданной) — количество (концентрация) крахмала в листе (должны быть указаны обе переменные).

2. Количество крахмала в листе № 2 будет меньше.

3. Углекислый газ потребляется в процессе фотосинтеза;

4. При избытке углекислого газа образование крахмала (процесс фотосинтеза) идет интенсивнее.

5. Кислород выделяется в процессе фотосинтеза.

Тип 25 № 51767

Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды?

1. В арктических морях температура воды ниже, чем в экваториальных или субэкваториальных водах.

2. Органические вещества при отрицательных температурах окружающей среды поддерживают цитоплазму в жидком состоянии.

3. Зимой (в холодное время года) (будет выше концентрация ненасыщенных жирных кислот).

4. При понижении температуры меняется текучесть мембраны («затвердевают» насыщенные жирные кислоты).

5. Изменяется (увеличивается) количество ненасыщенных жирных кислот, чтобы сохранить текучесть мембраны.

6. При переходе воды из жидкого состояния в твёрдое (лёд) разрываются клеточные мембраны (разрушаются клеточные органоиды).

Задания Д10 № 2807

Растения, участвуя в круговороте веществ в биосфере,

Растения, благодаря фотосинтезу, повышают концентрацию кислорода в атмосфере.

Задания Д15 № 4901

Длительное пребывание человека в помещении с высокой концентрацией угарного газа

Гемоглобин образует с угарным газом прочное соединение, поэтому быстро наступает кислородное голодание. Т. е. Длительное пребывание человека в помещении с высокой концентрацией угарного газа приводит к резкому уменьшению количества кислорода, которое доставляется к клеткам тела. Что может даже привести к гибели.

Задания Д24 № 9203

Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у

Ядовитые вещества переходят по цепочке: растения – травоядные животные – хищники, в последних происходит их большая концентрация.

Все звенья цепи питания (продуценты, консументы 1, 2, 3 порядков и даже редуценты) имеют механизмы, обезвреживающие ядовитые вещества и поддерживающие их гомеостаз. Травянистые растения будут содержать максимальное количество ядов, поскольку они первые в цепи питания (наряду с деревьями), но размножаются и растут быстрее, накапливают биомассу быстрее, и, соответственно, накапливают яды. Правильный ответ 3.

Ваше первое утверждение верно - все звенья цепи питания имеют механизмы, обезвреживающие ядовитые вещества и поддерживающие их гомеостаз.

Но второе, нет. Растения стоят первыми в цепи питания и передают загрязняющие вещества по цепи. Но у растений происходит быстрая смена вегетативной массы (обновление клеток и тканей), листопад (удаление вредных веществ из организма).

А вот хищные животные в наибольшей степени подвержены загрязнению среды (пестицидами, нефтью и нефтепро­дуктами, атмосферными загрязнителями, свинцом и други­ми токсикантами) и длительное время сохраняют с собственных тканях данные вещества (в костях, зубах дольше всего).

Животных используют для биологической очистки водоемов от токсических веществ.

То есть, многолетние деревья, которые всю свою жизнь копят различные ядовитые вещества, менее "загрязнены", чем хищники?

Но у рас­те­ний про­ис­хо­дит быст­рая смена ве­ге­та­тив­ной массы (об­нов­ле­ние кле­ток и тка­ней), ли­сто­пад (уда­ле­ние вред­ных ве­ществ из ор­га­низ­ма).

А если разговор пойдет про вечно-зеленые растения? Ели, например? Они листву не сбрасывают копят ядовитые вещества. Тогда подходит ответ номер 2.

А вечно-зеленые растения тоже обновляют "листовую массу", сбрасывая хвоинки, но реже, чем листопадные, поэтому они больше подвержены воздействию антропогенного загрязнения и хуже выживают в условиях города.

Тип 26 № 14143

Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?

1) Свет — источник энергии для световых реакций фотосинтеза; при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;

2) СО2 — основной компонент реакций синтеза глюкозы (углеводов); при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается. Вода является донором электронов для ЭТЦ тилакоидов в световой фазе фотосинтеза. При недостатке воды закрываются устьица, поэтому снижается поступление углекислого газа, поэтому снижается интенсивность фотосинтеза.

3) все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры.

Дополнительно.

Лимитрующие факторы — факторы, которые при определенном наборе условий окружающей среды ограничивает какое-либо проявление жизнедеятельности организмов.

Скорость фотосинтеза возрастает линейно, или прямо пропорционально, увеличению интенсивности света. В области лимитирования светом скорость фотосинтеза не изменяется при уменьшении концентрации СО2.

Вода доставляет минеральные вещества от корня; обеспечивает испарение и растворение веществ; понижение или повышение температуры ведет к денатурации ферментов, замедляет процесс фотосинтеза.

Вода не является компонентом реакций синтеза глюкозы. Таким компонентом является только углекислый газ. Цикл Кальвина, в котором происходит синтез сахарофосфатов (из которых потом и образуется глюкоза, дисахара, полисахариды, ЖК, амк), фиксирует только CO2 и восстанавливает его с помощью НАДФН. Вода же используется только как донор электронов для ЭТЦ тилакоидов в световой фазе фотосинтеза. Но, так как вода самое распространенное вещество в любой клетке, считать ее лимитирующим фактором нельзя. Воды всегда хватает для фотосинтеза, даже в условиях засухи, так как в этом случае растение закрывает устьица на весь дневной период для экономии влаги, что приводит к быстрому расходованию углекислого газа. Поэтому в даже в условиях засухи лимитировать фотосинтез будет не вода, а СО2.

Рекомендую убрать воду из списка лимитирующих факторов в тексте задания и пояснении к нему.

При недостатке воды растение будет закрывать устьица, сбрасывать листья, увядать. Эти процессы препятствуют фотосинтезу.

В Вашем мнении смешано три факта, которые не доказывают, что вода это лимитирующий фактор.

Вы отвечаете: "При недостатке воды растение будет закрывать устьица" — да, такая реакция у растения возможна, но закрытые устьица в условиях светового дня гораздо быстрее приводят к расходованию углекислого газа в процессе фотосинтеза, а не воды, так как СО2 в несколько порядков меньше, чем воды в растении. Здесь лимитирует скорость фотосинтеза снова CO2, но не вода.

Вы пишите: "При недостатке воды растение будет. сбрасывать листья, увядать. Эти процессы препятствуют фотосинтезу." Именно "препятствуют". А точнее сказать, листовой опад в принципе отменяет фотосинтез в растении. Поэтому считать воду (из-за снижения давления которой произошел листовой опад) фактором, снижающим скорость фотосинтеза, это все равно, что считать деньги лимитирующим фактором в реакции получения водорода, потому что из-за их отсутствия мы не смогли приобрести аппарат Киппа, в котором должна идти реакция получения водорода.

На ЕГЭ по биологии в 2013 году задание было предложено именно в такой формулировке, менять ее мы не будем. Если вы сможете убедить нас в том, что составители ЕГЭ ошиблись, задавая такой вопрос, так и напишем. Пока находим ваше мнение слишком категоричным. Опрошенные нами специалисты с вами не согласны.

Полагаем, что лимитирующий фактор не обязательно должен влиять на фотосинтез прямо. Это влияние может быть и опосредованным. На фотосинтез, в первую очередь, влияют концентрация углекислого газа и освещенность, но влияют также температура окружающей среды, обеспеченность растения водой и минеральными элементами. При недостатке воды закрываются устьица, поэтому снижается поступление углекислого газа, из-за чего снижается интенсивность фотосинтеза. Но первопричина — недостаток воды. Если вы не разделяете эту позицию, приведите, пожалуйста, ссылки на авторитетные источники, подтверждающие вашу точку зрения.

Спасибо за внесенные исправления в п.2 пояснений. Прежде всего, я ратовал именно за исключение воды как "основного компонента реакций синтеза глюкозы". Считать или не считать воду фактором, лимитирующим скорость фотосинтеза, оставим на личное усмотрение каждого. Прямо недостаток воды не влияет на скорость фотосинтеза, лишь опосредованно.

Задание №2 ЕГЭ 2022 по биологии таблица с ответами

1)Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

2)Ученые-агрономы внесли в почву опытной делянки препарат, содержащий клубеньковые бактерии. Как изменится концентрация аммонийных солей в почве и урожайность сои, возделываемой на опытной делянке? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

3)Экспериментатор добавил в воду с аквариумным растением элодея 1 г гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Схема эксперимента показана на рисунке. Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса усвоенного углекислого газа? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

4)Экспериментатор удалил источник света от водного растения элодея (схема эксперимента показана на рисунке). Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса синтезированного органического вещества? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

5)Экспериментатор внес в питательную среду, на которой выращивались дрожжи, дополнительное количество глюкозы. Как изменится в питательной среде объем углекислого газа и объем кислорода? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

6)Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь лабораторных крыс высокую дозу тироксина. Как изменятся у животных частота сердечных сокращений и нервная возбудимость? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

7)Экспериментатор ввел путем инъекции в кровь лабораторных крыс инсулин. Как изменятся у животных концентрация глюкозы в крови и содержание гликогена в печени? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

8)Экспериментатор поместил кусочек кожицы лука в раствор с высокой концентрацией хлорида калия. Как изменится объем содержимого клеток (протопласта) кожицы лука и толщина клеточной стенки? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

9)Экспериментатор поместил кусочек печени кролика в дистиллированную воду. Как изменится объем клеток печение и концентрация минеральных солей в них через минуту после начала эксперимента? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

10)Экспериментатор прокалил плечевую кость кролика при высокой температуре в течение 3 часов. Как изменится содержание органических веществ и концентрация минеральных солей в кости по истечении указанного времени? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

11)Экспериментатор выдержал бедренную кость курицы в 10% растворе соляной кислоты в течение часа. Как изменится содержание органических веществ и концентрация минеральных солей в кости по истечении указанного времени? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

12)Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина проростков и количество всхожих семян, если дистиллированную воду заменить на раствор с солями ртути? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

13)Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина корней и стеблей проростков семян, если дистиллированную воду заменить на раствор, содержащий калийную селитру? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

14)Ученый-генетик внес в среду, на которой инкубировались лейкоциты человека, колхицин (вещество, разрушающее микротрубочки веретена деления). Как изменится частота геномных и генных мутаций в инкубируемых клетках? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

15)Селекционер получил семена от гетерозисного сорта пшеницы путем ее самоопыления. Как изменится урожайность и степень гетерозиготности растений, выращенных из полученных семян, по сравнению с исходным сортом? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

16)Экспериментатор кормил лабораторных крыс кормом с добавлением соевого белка. Затем он разделил животных на две равные по численности группы: контрольную, оставшуюся на прежней диете, и опытную, для которой соевый белок был заменен на аналогичный, но выделенный из генномодифицированной сои. Как изменится масса тела и смертность потомства у животных из опытной группы по сравнению с контрольной? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

Примеры новых заданий линии 2 в ЕГЭ 2022 по биологии

Читайте также: