Диван стол стул шкаф

Обновлено: 15.04.2024

Дети должны усвоить: названия основных видов мебели и их частей; назначение.

Расширение словарного запаса:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, стул, табурет, стол, кровать, диван, кресло, шкаф, ножки, столешница, спинка, сиденье, подлокотники, дверца, полки, гостиная, спальня, кухня, ножка, комната, вешалка; комод, сервант, буфет, стенка, тумба.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: обеденный, письменный, журнальный, компьютерный, мебельный, кухонный, платяной, высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, светлая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, модная, комнатная, книжный; дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная, пластмассовая.

ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.спать, работать, открыть, протереть, сломать, починить; расставлять.

НАРЕЧИЯ: удобно, мягко, жестко, справа, слева, посередине.

Грамматический строй

1. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)

Стол – столы (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Стол – столик (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

4. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)

Для чего нужен стул? Стул нужен для того, что бы сидеть (учите детей отвечать полным предложением)

(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

5. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)

Крышка нужна для … (стола)

Спинка нужна для …(стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)

Ящики нужны для …(стола, тумбочки, комода)

Матрац нужен для… (кровати)

Подлокотники нужны для… (кресла, дивана)

6. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)

Мебель из кожи - кожаная

Мебель из дерева - .

Мебель из пластмассы - .

Мебель из пластика - .

Мебель из металла -..

Стол из дерева – деревянный стол

Диван из кожи – кожаный диван

Полка для книг – книжная полка

Комод из дуба – дубовый комод

Полка для обуви –

7. Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже

Стул – нет стула

Диван – нет дивана

Кровать – нет кровати

Письменный стол – нет письменного стола и т.д.

Связная речь

1. Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.

2. Составление рассказа «Как я убрал в комнате».

3. Нарисуй свою комнату.

Итоговое мероприятие: презентация рассказа описания «Обставляем комнату»

Уважаемы родители! Если у вас есть мебель для игрушек (резиновая , деревянная, пластмассовая), пожалуйста, принесите в четверг. В пятницу сможете забрать ее домой. Спасибо за сотрудничество!


Загадки на тему «Мебель»

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол)

На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул)

На мне пишут и едят,
Дети все вокруг сидят
(Стол)

Прибили к стенке ловко,
Теперь я стала…
(Полка)

Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)

Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
(Кровать)

День прошел, пора и спать,
Расстелю свою…
(Кровать)

Как приятно нашей Тане
Поваляться на…
(Диване)

Перед телевизором стоит,
Папа, отдыхая, на нем лежит.
(Диван)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)

Ваши вещи сберегу,
И по полкам разложу.
Я высокий, как жираф
Угадайте кто я…
(Шкаф)

На диван оно похоже
И на стул немного тоже.
Нам вдвоем сидеть в нём тесно.
Догадались? Это…
(Кресло)

Четыре сестрички день-деньской
Сидят под крышею одной.
(Стол и стулья)

Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек…
(Полку)

В нашем парке на аллейке
Стоят ажурные…
(Скамейки)

Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в…
(Шкаф)

У чистюли Любочки
Всегда порядок в…
(Тумбочке)

Пальчиковая

гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.

Кирюшкина кроватка

Вот Кирюшкина кроватка, (Разводят руки в стороны.)
Чтобы спал Кирюшка сладко, (Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.)
Чтоб во сне он подрастал, (Медленно поднимаются.)
Чтоб большим скорее стал. (Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

Платяной шкаф

Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой. (Показывает, какой большой шкаф.)

Он красивый и удобный
И зовется «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки, (Загибает пальцы на двух руках.)
Свитера и пиджаки.
И носки с футболками
Уберу на полки я.

Стол

У стола четыре ножки. (Левый кулачок ставится на стол.)
Сверху крышка, как ладошка. (Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.)

Стул

Это стул. Сиденье, спинка, (кулачок, ладошка)
А на спинке две картинки, (показывает 2 пальчика)
А еще четыре ножки, (показывает 4 пальчика)
чтоб сидеть под стулом кошке. (показать ушки)

Ножки, спинка (Левая рука опирается локтем на стол.)
И сиденье (Кулачок прижат к левой ладошке.)
Вот вам стул
На удивленье!

Раскраски по теме «Мебель»

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/16/s_5e48cf5486701/1354822_6.png

https://daddy-tales.ru/wp-content/uploads/2017/09/Stol-I-Stul.jpeg

https://umochki.ru/images/raskraski/dlya-detei/mebel/raskraski-dlja-detei-mebel-16.jpg











Игры по теме «Мебель»:


Где сидит котенок?

https://fs00.infourok.ru/images/doc/9/12184/hello_html_m7353e924.jpg

«Соедини предметы мебели по образцу»







Куда нужно положить игрушки?


Куда спрячем собаку (кошку, машину, тапочки, мышку)?



Назови кто, где сидит?


Куда забрался котенок?


Где сидит мишка?



Назови предметы мебели.



Чего не хватает?




Развиваем связную речь

Обведи по пунктирным линиям (развиваем мелкую моторику)







Конструирование из бумаги.

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант,

тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких

из этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний

звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано.

Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного.

Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент.

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков )

Слова: стол, диван, шкаф, стул.


Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ,

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской

кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

—Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я новый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

—Да, — ответила кровать, — я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

—Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

Картотека игр на обогащение словарного запаса по теме «Мебель»
картотека

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант, буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка, обивка, дизайнер,

гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

ВложениеРазмер
slovar_mebel.docx 31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Картотека игр на обогащение словарного запаса по теме «Мебель»

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель I кв. категории

г. Аша, 2021 год

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант, буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка, обивка, дизайнер,

гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Глаголы: делать, продавать, покупать, ставить, вносить, выносить. передвигать, сидеть, расставлять,

перевозить, писать, есть, спать, лежать, читать, убирать, вытирать (пыль), ухаживать (за

мебелью), переставлять, обставлять, задвигать (стулья). раздвигать (стол), ремонтировать,

строгать, красить, собирать,

Прилагательные: красивый, блестящий, кожаный, пластмассовый, круглый, квадратный, прямоугольный, длинный - короткий, удобный, кухонный, спальный, письменный, детский, игрушечная, школьная (мебель), полированная, плетенная, лакированная, высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блестящий, гладкий — шероховатый.

Обивка велюровая, кожаная, гобеленовая, шерстяная, меховая.

Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.

Дифференциация: шкафы по назначению для платья, белья, книг, посуды, шкафы по форме.

Знать основные предметы мебели, их название, назначение. Знать материал, из которого

сделана мебель. Уметь показывать и называть части стула, стола, дивана, кресла, кровати:

сиденье, ножки, спинка.

1.Игра «Скажи ласково». Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

стул - стульчик кровать - кроватка

шкаф - шкафчик диван – диванчик и т.д.

2. Игра «О чем можно сказать ?»Цель: Упражнение в согласовании существительных с прилагательными ( мужской, женский, средний род).

Новый – стол, диван, стул, шкаф, табурет, Мягкое - …

Деревянная - … И т.д.

3.Игра «Измени по образцу». Цель : Образование имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа:

стул - стулья - много стульев шкаф - шкафы- много шкафов

полка - полки - много полок кресло - кресла- много кресел

стол - столы- много столов и т.д.

4.Игра «Скажи: Какая мебель ?». Цель: Образование относительных прилагательных.

мебель из дерева – деревянная мебель стол для кухни – кухонный стол

стол для обеда - обеденный стол стол для газет и журналов - журнальный стол

стол для занятий , письма - письменный стол стол для детей - детский стол

шкаф для книг - книжный шкаф шкаф для белья - бельевой шкаф

полка для книг - книжная полка и т.д.

5.Игра « Один, два, пять». Цель: Согласование количественных числительных с существительными.

один стул, два стула, пять стульев один шкаф, два шкафа, пять шкафов

одна полка, две полки, пять полок одно кресло, два кресла, пять кресел и т.д.

6.Игра « Скажи правильно». Цель: Согласование прилагательных с существительными и числительными в косвенных падежах:

один овальный пластмассовый стол дного овального пластмассового стола

на одном овальном пластмассовом столе одним овальным пластмассовым столом

7 . Игра «Дополни предложение. Произнеси его целиком». Цель: Упражнение в подборе глаголов по смыслу.

Мама и папа . мебель. Рабочие . мебель из магазина .

Они . ее в квартиру. Родители . мебель на свои места.

Теперь я помогаю маме . за мебелью .Я . мебель тряпкой.

8. Игра «Скажи наоборот». Цель: Упражнение в подборе слов– антонимов.

высокий - низкий большой- маленький

длинный - короткий толстый- тонкий

широкий - узкий гладкий- шероховатый

красивый - некрасивый мягкий- жесткий

чистый – грязный новый - старый

Старая мебель – новая мебель; широкая кровать – узкая кровать;

тяжелая мебель – легкая мебель; тонкие ножки у стола – толстые ножки у стола;

открыть шкаф – закрыть шкаф; внести мебель в квартиру – вынести мебель из квартиры

большая мебель – маленькая мебель; поставить посуду на полку – взять посуду с полки;

взрослая мебель– детская мебель мягкий диван – жесткий диван;

высокий шкаф – низкий шкаф; сломать кресло – отремонтировать кресло;

старинная мебель – современная мебель; и т.д.

9. Игра « Эхо». Цель: Составление сложносочиненных со значением противопоставления.

Стол высокий, а стул низкий.

Стол в комнате большой, а на кухне маленький.

У высокого стола ножки длинные, а у низкого стола . (короткие) .

Взрослый стул высокий, а детский . (низкий ).

Стул жесткий , а кресло . ( мягкое ) .

10 . Игра « Подбери признак». Цель: Упражнение в подборе имен прилагательных к существительному

Стол (какой?) – большой, обеденный, журнальный, кухонный, письменный, детский,

компьютерный, раскладной, пластмассовый, деревянный, соломенный, железный,

большой, стеклянный, маленький, новый, красивый, расписной, удобный, чистый,

поцарапанный, грязный, старый. И т.д.

Стул -(какой? )-. . . Кресло - ( какое ? )-. . .

11.Игра « Сравни ». Цель : Образование сравнительной степени прилагательных:

длинный – длиннее Тот шкаф высокий, а этот еще .

низкий - ниже ; высокий - выше Эта полка красивая , а та еще ….

красивый – красивее Это кресло большое, а то еще….

быстрый – быстрее И т. д.

12. Игра «Сравни мебель». Цель: Развитие умения выделять отличительные признаки предметов, наблюдательность .

Платяной шкаф самый высокий. Комод ниже платяного шкафа.

Кресло шире стула. И т.д.

13. Игра «Слушай , отвечай».

Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов:

ДО, ОТ, ИЗ - ЗА, ИЗ- ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, БЕЗ :

В комнате нет . кресла, стула, дивана, стола.

Ребенок дошел ( до чего ?)- до стула, дивана, стола.

Ребенок отошел ( от чего ?)- от стола, стула, дивана.

Ребенок стоит ( возле чего ? ) - возле стола, дивана.

Ребенок стоит ( около чего ? ) - около стола, стула, дивана.

Откуда выглядывает мальчик ? - из - под стола, из- за шкафа.

Без чего стул ? - без ножки, спинки, сиденья.

Цель: Употребление дательного падежа с использованием предлога К :

К чему подходит дедушка ? - к стулу, креслу, дивану.

Цель: Употребление творительного падежа с использованием предлога : НАД, ПОД, МЕЖДУ, ЗА :

Где висит картина ?- над диваном.

Где висит лампа ? - над столом .

Где спряталась кошка ? - под диваном , столом. ; за диваном, стулом, креслом,

между диваном и креслом.

Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлога В, НА:

На чем можно полежать ?

На чем можно посидеть ?

Где можно купить мебель ?

14.Игра «Что лишнее? ». Цель: Развитие мышления. (Объясни, почему).

Буфет, стол, кровать , стулья, сервант (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а

всё остальное — в столовой);

полка, буфет, тумбочка, кастрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).

шкаф, стол, пальто , диван кровать, кастрюля, кресло, стул

туфли, кровать, шкаф, диван шапка, кресло, стол, шкаф

кресло, стул, шкаф, диван шкаф, буфет, табурет, сервант

полка, диван, кушетка, софа И т.д.

15.Игра «Мой, моя, мое». Цель: Использование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ

мой- диван, стул, стол, … буфет – мой буфет.

моя- … диван – мой диван

мои-… этажерка – моя этажерка

мое- … кресло – мое кресло

16. Игра «Измени слово с помощью приставок (части слова)». Цель: Образование приставочных глаголов совершенного вида.

ПО - ; ЗА - ; ПЕРЕ - ; РАЗ - ; ВЫ - ; ПОД - ;

17. Игра «Помоги Незнайке». Цель: Упражнение в составлении предложений по опорным словам.

Стоит, у, стол, стул. Собрать, стул, сборщик.

Мебель, много, комната, в. Передвигать, диван, папа.

Кровать, Максим, застилать. Красивый, рисовать, Костя, сервант.

РАЗГОВАРИВАЕМ С РЕБЕНКОМ.

(Называть предметы мебели, а ребенок распределяет их по комнатам (по назначению):

кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне, вешалка - …, и т.д.)

(Называть комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть.)

- «Для чего это нужно?»

(Называть предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и

расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень

удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни,

пододеяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верхнюю одежду (платья,

кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мялась, вешают на вешалки в шкафу».)

- «Назови части предмета».

(Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф —у шкафа три стенки:

задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки) , ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.)

(Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по четыре ножки; кресло и стул;

стул и табурет; кровать и диван и др.)

(Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.)

( Сломался стул. Что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.)

(Называть материал, из которого сделан предмет, а ребёнок — какой он (прилагательное).

Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки

железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.

Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за использованием

грамматических форм рода, числа. )

- «Определи целое по части».

(Ребёнку называть отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати. А он должен

определить предмет и назвать его остальные части.)

(Ребенок по устному описанию определяет предмет. А потом сам описывает предмет мебели.)

(Ребенок рассказывает о мебели, которая есть у них дома.)

- «Кто делает мебель ? Где делают мебель?»

- «Как называется верхняя часть стенки?» ( антресоль )

План рассказа о любом предмете мебели

3. Из чего сделана?

4. Откуда берётся материал?

5. Кто делает мебель?

6. Какие применяются инструменты?

8. Уход за мебелью.

Существует несколько видов мебели: спальная, столовая, гостиная, кухонная. Они предназначены для разных целей: обязательный предмет для спальной — кровать или диван, для столовой — обеденный стол и стулья, а для кухни — буфет, мойка, холодильник.

Мебель делают в основном из дерева. Деревья пилят в лесу (пилой), там же обрубают ветки (топором), привозят на деревообрабатывающий завод, где с них снимают кору. Полученные брёвна распиливают вдоль на доски, а уже на мебельной фабрике из досок делается мебель. Занимаются этим столяры, плотники, а особо красивую мебель создают краснодеревщики. Для этого нужны стол-верстак и инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, плоскогубцы, долото, отвёртка и др. Сверху мебель покрывают лаком; тогда она выглядит красиво и с неё легче вытирать пыль.

Для изготовления мебели нередко используют железо и пластмассу; иногда из такого материала делают только отдельные части, например ножки стола, стульев, сиденья или спинки.

Мебель есть в каждом доме, в каждой квартире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со.


Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.


Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на обогащение словарного запаса

Данные лексические игры и упражнения,при регулярном применении помогут активизировать словарь детей, помогут развить внимание к слову, окажут положительное влияние на формирование .

Картотека игр на обогащение словарного запаса детей

Картотека игр на обогащение, развитие, активизацию словарного запаса у дететй для воспитателей.


Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» с элементами экспериментирования, направленного на развитие речи, обогащение словарного запаса по теме «Волшебница вода».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи.Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плава.

КАРТОТЕКА игр на обогащение словарного запаса

КАРТОТЕКАигр на обогащение словарного запаса.


Картотека "Игры на обогащение словарного запаса"

Лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, происходи.

Лексическая тема "Мебель" подготовительная группа
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Познакомьте его с названиями предметов мебели и попросите показать следующие части: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы, спинки, ящики, столешницы, полки. Закрепите в словаре обобщающее понятие «мебель».

2. Попросите ребёнка назвать мебель для кухни, спальни, гостиной, кабинета.

3. Познакомьте ребёнка с многозначными словами. Объясните разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).

4.Расскажите ребёнку о том, кто изготавливает и ремонтирует мебель. Расскажите о необходимых инструментах для этого.

5. Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:

"Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё".

Упражнение «Из чего – какой?»:

Ножки табуретки из металла. Они (какие?) …. (металлические);

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ….

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ….

Столешница стола из дерева. Она (какая?) ….

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) ….

Упражнение «Назови ласково»: полка-полочка; кресло-…; стул-…; стол-…; шкаф-…; кровать-… .

Упражнение «Скажи одним словом»: закончи предложения.

Стол для газет и журналов называется журнальный .

Стол, за которым обедают, называется….

Стол, за которым пишут, называется…

Стол для компьютера называется…

Полка для книг называется…

Шкаф для книг называется…

  1. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?)….

Перевозя мебель из магазина домой,

покупатели (что делают?)…

Дома люди мебель (что делают?)…

За мебелью люди ухаживают так:

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.

ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.

ПРИЗНАКИ : деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…

СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ :
Одно кресло, два кресла, пять кресел.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:
Это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.
Это стол, нет стола, поставить на стол.
Это кресло, нет кресла, сесть в кресло.

СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ:
Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).

Шкаф высокий, а тумбочка ….(низкая)

Диван мягкий, а табурет…(твёрдый, жёсткий)

Шкаф большой, а полка… (маленькая)

Кресло мягкое, а стул …(жёсткий)

«Я спрошу, а ты ответь»

Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? - . .
На чем ты сидишь? - . .
На чем спит бабушка? - . .
Где отдыхает дедушка? - . .

Поиграйте с ребёнком в игру с мячом "Без чего?" для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных.

Если у стола нет ножки . - Стол без ножки.
Если у кровати нет спинки . - кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья . - стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы . - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки . - буфет без полки.

Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова

крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда,

На его спине широкой,

Разместились без труда.

У него спина большая

И на ней он разрешает

И писать, и рисовать

И лепить, и вырезать.

П и сьм е нн ы й ст о л

Он работе первый враг,

Он лентяям очень рад: Отдохнут пускай на нём,

Ну а дело подождёт!

Как на нём легко сидится,

И приятно, сладко спится!

Спинка мягкая, подушки…

Что ещё для счастья нужно?

Этот зверь не покусает, Пасть ему откройте сами, Он всегда готов принять Куртки, шубы и толстовки, И кожанки, и ветровки,

Лексическая тема недели: «МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»
материал по развитию речи

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 17.56 КБ

Лексическая тема недели:

«МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»

мебель, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка.

деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д.

покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.

Образование относительных прилагательных:

«Какая бывает мебель?»

Из какого материала делают мебель?

Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная

Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная

Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая

Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол

Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол

Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол

Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол

Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф

Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф

Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф

Мебель для детей (какая?) – Детская мебель

Образование множественного числа существительных

- Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов. (Рекомендуется использовать парные картинки)

«Один – много» «Договори слово»

У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).

У меня один диван, а в магазине много … (диванов).

У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).

У меня одна полка, а в магазине много … (полок).

У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).

«О чем ты думаешь?»

- Подумай, какую мебель ты хочешь купить. Скажи, о чем ты подумал.

Я подумал о диване, о кресле, о шкафе, о комоде, о столе, о стуле, …

Я подумал о диванах, о креслах, о шкафах, о комодах, о столах, …

Образование существительных с уменьшительно - ласкательным значением

- Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.

Большой шкаф – маленький шкафчик

Большой стул – маленький стульчик

Большая кровать – маленькая кроватка

Большой диван – маленький диванчик

У меня диванчик, а у тебя? – У меня диванчики

У меня табуретка, а у тебя? – У меня – табуреточки

У меня кроватка, а у тебя? – У меня кроватки

У меня полочка, а у тебя? – У меня полочки

« Выполни действия» «Скажи, где находиться»

" положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … .

Куда ты положил кубик?

– Я положил кубик на стол.

- Я положил кубик под стул.

- Я положил кубик в ящик.

- Я положил кубик перед диваном.

" возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за …

Откуда ты взял кубик?

– Я взял кубик со стола.

- Я взял кубик из ящика.

- Я взял кубик из-под стула.

Расширение и активизация словаря

1. «Кто больше подберет слов»

Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают.

Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в мужском, женском, среднем роде.

Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…

Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …

Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …

2. «Что есть у мебели? Назови части мебели»

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

3. «Подумай и ответь»

У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана.

У какой мебели есть сиденье? – Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.

У какой мебели есть спинка? – Спинка есть у стула, у кресла, у дивана

Развитие связной речи.

«Для чего нужна мебель?»

Для чего нужен шкаф?

- В шкаф складывают одежду.

- В шкафу хранят посуду.

- В книжном шкафу хранят книги.

Для чего нужен стул?

Для чего нужен диван?

- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.

Для чего нужен стол?

- На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.

Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.

Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.

Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.

Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).

Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.

Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.

«Расскажи о мебели»

Составление описательных рассказов о мебели, её составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).

Из какого материала сделана?

Что с ней можно делать?

Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.

«Придумай загадку о мебели»

Это мебель. У него есть ножки, спинка и сиденье. На нем сидят. Что это?

Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

С ногами, а без рук, Меня в комнате

с боками, а без бедер, Всякий приметит,

С сиденьем, а без живота, А открыв меня,

Со спинкой, а без головы. Зиму и лето встретит.

В квартире нашей новый дом, Я удобный, очень мягкий,

Живет посуда в доме том, Вам не трудно угадать,-

В нем место есть и для конфет, Любят бабушки и внуки

Он называется … . Посидеть и полежать.

Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен

Я посуде всякой рад,

тема недели "мебель"

рекомендации для родителей.


План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели»

Тема недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели» (09.12.19-13.12.19)Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о назначении мебели, ее видах, из чего она изготовлена. .


Рекомендации для родителей по теме недели "Мебель"

Рекомендации для родителей по теме недели "Мебель".


Беседа с ребенком, текст стихотворения С.Маршака.


Задания и упражнения по лексической теме недели "МЕБЕЛЬ"

Лексическая тема этой недели "МЕБЕЛЬ" .Для домашних занятий с детьми рекомендую следующие задания и упражнения.

Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель: стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф" (3 класс)

Формы проведения: работа в группах, практическая работа, индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Предмет: развитие речи.

Учитель : Радченко Олеся Васильевна.

Дидактические цели урока:

Расширять и активизировать словарный запас по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову, образовывать множественное число существительных; учить детей называть части целого предмета.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; развитие сенсорного восприятия, связной речи.

Воспитывать бережное отношение к мебели, чувство этикета. Учить группировать предметы мебели по назначению.

Задачи урока:

- расширить и уточнить представления учащихся о назначении помещений в квартире;

- уточнить знания об основных видах мебели;

- уточнить представления о предметах мебели;

- учить применять полученные знания на практике.

- развивать дизайнерские способности;

- развивать умение оценить рассказ своего одноклассника;

- формировать умения и навыки учебной (практической и умственной) деятельности;

- развивать эстетический вкус.

- отрабатывать словообразовательные навыки и умения;

- отрабатывать умение составлять описательный рассказ;

- коррекция памяти, мышления на основе упражнений в сравнении;

- развивать наблюдательность, внимание;

- связь с жизнью на основе наблюдений, межпредметная связь.

- воспитывать эмоциональную адекватность поведения;

- воспитывать коммуникативные навыки, культуру общения: продавец-покупатель;

- воспитывать интерес к предмету, к получению новых знаний, практических умений.

Наглядно-методический комплекс:

- презентация;

- картинки предметов мебели;

- сюжетные картинки: кухня, спальня, гостиная, прихожая;

- буквы разного цвета;

- паззлы по теме мебель.

I . Организационный момент.

-Прежде чем вы присядете, посмотрите на свои парты и прочтите про себя слова, которые написаны на карточках. (ключ, дом).

-Первыми садятся те, у кого написано слово ключ, вторыми- у кого слово дом.

Стихотворение-настрой.

Долгожданный дан звонок-

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас.

Пожелаем всем удачи-

За работу! В добрый час!

II . Артикуляционная гимнастика.

- Перед тем, как начать урок, что нам нужно сделать? (Видеоролик.)

Ответы детей: гимнастику для язычков.

III . Актуализация опорных знаний.

- Какое время года на этом видео?

- Это не случайно, ведь сейчас зима. Давайте послушаем прогноз погоды на сегодня.

-Вспомните тему прошлого урока. Какое было домашнее задание?

Детям было предложено выполнить задание 3 на стр.53.- зная из чего сделан предмет образовать прилагательное(стакан из стекла-стеклянный).

Дежурный рассказывает о погоде.

Учащиеся по цепочке зачитывают домашнее задание.

IV . Введение в тему.

- Вспомните начало урока. Первыми сели ребята, у которых было написано какое слово? (ключ)

-Это не случайно. Дело в том, что сегодня я получила ключ. От чего вы узнаете, вспомнив какое слово было у ребят, севших вторыми(дом).

-Сейчас мы с вами совершим экскурсию в новый дом.

-Посмотрите на доску и скажите, какие комнаты тут показаны. (Слайд 1,2,3,4).

- Как вы это определили?

- Для чего предназначены эти комнаты?

- Определите по картинке, какая это комната?

- Почему этого не удается сделать?

- Чего не хватает в комнате? (слайд №5)

Создание проблемной ситуации.

А чтобы сформулировать тему урока, вам надо выполнить следующее задание:

Чтобы выполнить заданье,

Обрати на цвет вниманье!

Буквы красные возьми

И название прочти! (слайд)

Детям предлагаются буквы разного шрифта и цвета, следуя инструкции, ребята составляют слово «мебель» (слайд).

-Ребята, как вы думаете чему будем учиться, что узнавать(ответы).

Уч-ся называют функции комнат, видя какие предметы мебели в них находятся.

Дети делают вывод о том, что нельзя определить какая это комната, потому что в ней нет мебели.

Ребята определяют тему и цели урока.

-Сегодня мы вспомним и порассуждаем о том, что такое мебель, зачем человеку нужна мебель, из чего и где изготавливают мебель.

(на доске таблички с вопросами).

VI . Работа по теме урока.

1)Беседа.

- Где можно встретить мебель?

- Что же такое мебель?

Рассказ учителя.

Мебель – это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластмасса, а также их еще обтягивают кожей или тканью. Их человек использует в быту и на работе. Это те предметы, на которых мы сидим, спим, едим, занимаемся и т.п. (Работа над обобщенными понятиями: кухонная мебель, гостиная мебель, спальная мебель, гарнитур.) Как можно назвать набор мебели одинакового цвета для кухни? (кухонный гарнитур). Набор мебели одинакового цвета для спальни? (спальный гарнитур). Для гостиной? (гостиный гарнитур). Мебель нужна для красоты и удобства.

- А где делают мебель?

- Как называется профессия человека делающего мебель?

Дети отвечают: на мебельной фабрике.

Физминутка

для глаз.

-Устали? Немного отдохнем. Вспомним прогноз погоды… Сейчас зима и мы отправляемся в зимний лес (видеоролик).

- Куда поступает мебель с фабрики?

- Кто собирает мебель в мебельном магазине?

2) Игра «сборщик мебели».

- Закройте глаза и представьте, что вы в большом мебельном магазине. Кругом много разной мебели. А каждый из вас работает в этом магазине сборщиком мебели. И вот вам нужно собрать один из предметов мебели, а у него не хватает одной детали. Но у вас, как у настоящего сборщика мебели есть любые запасные детали. (Слайд) Открывайте глазки и переворачивайте разноцветные листочки, которые у вас на партах. Ваша задача собрать предмет мебели, который вам достался, добавив к нему недостающую часть.

- В ваш магазин пришел покупатель, мне нужно приобрести некоторые предметы мебели.

-Я загадываю загадку, а владелец карточки встаёт, произносит и показывает отгадку. А я буду покупать у вас эти предметы (подхожу к каждому и даю деньги).

1. У него четыре ножки

На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья для него – подружки.

Украшает кухню, холл.

Что за мебель? Это … (Стол.)

(покупаю предмет, плачу 3000)

- Куда можно поставить этот предмет мебели?

2. Я с ножками, но не хожу,

Со спинкою, но не лежу,

Всегда стою, а всем сидеть велю! (стул) 700р.

- Для чего нужен стул?

3. Если ты устал играть,

То ложишься на … (кровать). 4000р.

4. На нем сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рожденья –

Он разместит гостей.

О чем стихотворенье,

Ответьте поскорей (диван) 8000р.

- Чем похожи с кроватью и чем отличаются?

- В какую комнату поставим?

5. По соседству с диваном стоит

В нем отдыхающий сидит (кресло) 3000р.

-Что общего с диваном и в чем разница?

6. На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного лежит!

Выше всех я, как жираф:

Я большой, красивый … (шкаф). 7000р.

- Вы молодцы! Из вас получились отличные сборщики мебели и продавцы!

Учащиеся слушают музыку и следят за движением лесных зверей на экране.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Уч-ся закрывают глаза, слушают учителя.

Рассматривают свои карточки, дорисовывают недостающую часть предмета.

Учащиеся поочередно встают, называют предмет мебели, который им достался, называют его части и функции.

Много мебели в квартире.

Посидим чуть-чуть на стуле.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

3. Игра «Четвёртый лишний».

- Посмотрите на доску (слайды).

- Что тут изображено?

- Эти предметы расположены рядами. Сколько предметов в каждом ряду?

- Один предмет в ряду лишний. Ваша задача определить, какой это предмет и объяснить почему. Кто сообразит-поднимает руку и отвечает : «Я считаю, что лишний…, потому что…»

- Каждый из вас по одиночке отлично работает!

4. Паззлы «Собери мебель».

-Сейчас проверим ваше умение работать в коллективе. Для этого у учащихся, сидящих на вторых партах, лежат папки с паззлами. Достаньте их. Учащиеся, сидящие на первых партах, поворачиваются назад. Учащиеся, сидящие на последних партах, тихо подходят и становятся рядом.

Вы должны работать дружно, помогая друг другу, что б как можно быстрее собрать картинку.

Теперь один человек из команды покажет картинку, расскажет, что за комната получилась, для чего она предназначена, как вы это поняли?

(детская спальня, гостиная, классная комната.) Ответ начните так: «Наша команда собрала…»

Читайте также: