Заседание дивана в османской империи

Обновлено: 06.07.2024

Диван (перс. دیوان ‎ ) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.

Содержание

Этимология

Современный перс. «دیوان» ‎ [diwān] через пехл. «dpywʾn» [diβi-vān] или «dywʾn» [di-vān] восходит к др.-перс. «dipi-vān-» — 'относящийся к документам' от корня «dipi-» — 'надпись, документ', который через эламский язык восходит к аккад. «ṭuppu» , которое, в свою очередь, заимствовано от шум. «dub» — 'глиняная табличка с надписью' [1] . От данного корня также происходит др.-перс. «dipī-var» — 'писец', ставшее в пехл. dibīr и в перс. «دبیر» ‎ [debīr].

История

Слово впервые встречается в текстах IX века, описывающих халифат времён халифа Омара (634—644), и означает списки распределения государственных доходов, а также место хранения данных списков. При создании административной системы халиф ориентировался на образец державы Сасанидов, а потому и дал совету персидское название. Позднее термин распространился на различные органы государственной власти.

Примеры

  • Диван Высокой Порты в Османской империи состоял из Великого визиря, иных визирей и аги янычар, заменяя отсутствующего султана.
  • В Дунайских княжествах диваном называли сословные собрания.
  • В языках Индонезии слово Dewan употребляется до сих пор в качестве обозначения советов различного уровня.

Министерства

В султанате Марокко некоторые министерства называются диванами:

  • Diwan al-Alaf: военное министерство.
  • Diwan al-Bar: морское министерство (МИД).
  • Diwan al-Shikayat (или - Chikayat): министерство прошений.

Церемонии

Dīwān-e-Ām

(перс. ديوان عام ‎) Публичная церемония вершения суда и приема петиций подданных мусульманским правителем.

Dīwān-e-Khās

((перс. ديوان خاص ‎) Частная церемония приема особо уважаемых посетителей мусульманским правителем.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Диван (ведомство)" в других словарях:

Диван (значения) — В Викисловаре есть статья «диван» Мебель Диван комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек Диван кровать мебельное изделие для сидения, трансформируемое в кровать. Диван тахта мебельное изделие для сидения,… … Википедия

диван — 1. ДИВАН, а; м. [от перс. divan возвышенный пол, покрытый ковром] Вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания. Спать на диване. Сесть на д. Разложить д. ◁ Диванчик, а; м … Энциклопедический словарь

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Юридический словарь

ДИВАН — (перс. канцелярия присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего и Ср. Востока… … Большой Энциклопедический словарь

Диван (канцелярия) — Диван (перс. ‒ канцелярия, присутственное место), 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634‒644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место хранения… … Большая советская энциклопедия

ДИВАН (присутственное место) — ДИВАН (перс. канцелярия, присутственное место), в мусульманских странах в средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи (см. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ) и некоторых других совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего … Энциклопедический словарь

Диван — (от перс, divan, diwan гос ная канцелярия, присутственное место) 1) при первых халифах (634 644 гг.) гос ный реестр, список для распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Энциклопедия права

ДИВАН — (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Средние Века в мусульманских странах налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых других странах совет при государе; 2) в некоторых современных государствах Ближнего и Среднего… … Юридическая энциклопедия

диван — (перс. канцелярия, присутственное место) в мусульманских странах в Средние века налогово финансовое ведомство. В Османской империи и некоторых др. совет при государе. В ряде современных государств Ближнего и Среднего Востока правительственные… … Большой юридический словарь

Диван — I Диван (перс. канцелярия, присутственное место) 1) в Халифате, начиная со времени правления Омара (634 644), список распределения доходов государства между различными группами господствующего класса и для оплаты войск, а также место… … Большая советская энциклопедия

Султанша, которая имела право прогнать даже султана с Совета Дивана

Султанша, которая имела право прогнать даже султана с Совета Дивана

Самым главным и великим человеком в империи всегда был именно султан. Никто не имел столько власти, сколько имел он. Его приказы должны были выполняться без раздумий и лишний размышлений. Все, кто входил в Совет Дивана, считали честью свое присутствие на нем.


Совет Дивана – не что иное, как собрание самых высших чинов. На Совете обсуждали предстоящие военные походы, кадровые перестановки, ситуацию в империи. В особых случаях именно на этом заседании выслушивали жалобы, принимали послов, выносили вердикты и приговоры. Проводить заседание советы изначально имел право лишь один человек – правящий падишах.

Однако в «Великолепном веке» мы прекрасно видели, как султан Сулейман наградил этим правом самого Ибрагима-пашу. Повелитель порой лично не присутствовал на совете – но сидел в соседней комнате, где все видел и слышал. Совет Дивана – был крайне важным мероприятием, и нарушать его заседание не имел право никто, тем более женщина. И было абсолютно неважно, какой титул она имела и кем приходилась правящему падишаху.


Достаточно вспомнить, что первая Валиде – мать Сулеймана и даже Хюррем, несмотря на всю имеющуюся у них власть никогда даже не пытались нарушить заседание совета, не говоря уже о том, чтобы выгнать с него султана. А вот среди их потомков, такая женщина была, и власть ее была безгранична, ведь не зря за время своей жизни она была несколько раз регентом султана и стала единственной Валиде, которая носила титул бюйюк Валиде-султан.


Этой женщиной была никто иная, как Махпейкер-султан или как она сама себя назвал – Кесем. Кстати, имя это женщина выбрала себе не случайно – оно означает единственная любимая. Власть Кесем-султан была тиранией, жесткой, коварной и опасной. Султанше пришлось многое пережить, перед тем как стать Валиде. Ее изгоняли из дворца, но всякий раз она возвращалась обратно – с гордо поднятой головой.


Именно Кесем Валиде-султан, будучи бабушкой правящего султана, имела власть сама проводить Совет Дивана. А начиналось все очень просто – в любой момент заседания она могла прийти на него. И если с самого начала султанша просто слушала, то потом стала вести дебаты, отправлять султана среди заседания в его покои и сама выносила необходимые решения.


Противиться воле Кесем-султан не мог никто – ни дети, ни внуки, ни султаны, ни паши. Все прекрасно знали что, несмотря на титулы, управление империей фактически осуществляет она сама. Кесем была так могущественна – что стала единственной за всю историю Османской империи женщиной, способной не просто проводить Совет самостоятельно, но и имеющей власть – выгнать с него правящего повелителя.

10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции

«Темных» секретов Османской империи.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство

Мехмед Завоеватель.

Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: " Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде

Клетка для шехзаде.

Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( "клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад

Султанский дворец Топкапы.

Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: " Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача

Несчастного волокут на казнь.

Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка

Бежать, чтобы победить.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения

 Селим Грозный.

Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем

Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань

Кровная дань.

Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") — налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция

Рабство как традиция.

Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства

При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Турецкий кафес - место, где престолонаследников выращивали в клетках



Одной из достопримечательностей Стамбула является дворец Топкапы. До середины XIX века он был главным дворцом Османской империи и потому был выстроен со всей помпезностью — со всеми садами и пристройками территория дворца занимает более 700 тысяч квадратных метров. Именно здесь султан содержал свой гарем, и именно здесь растили будущих султанов. В клетках.

Дворец Топкапы.

Гарему была отведена большая часть дворца. Здесь находились многочисленные жены, наложницы, их дети и слуги, которые их всех обслуживали. Впритык к гарему, но за высокой стеной, находилось место, где росли принцы. Это было одноэтажным зданием с очень красивым и богатым убранством внутри — стены выложены плиткой, потолки расписаны, на полу ковры, в окнах витражи, а из них открывается вид на красивый террасный сад и бассейн.

Убранство в кафесе.

Да только вся эта красота была построена не для эстетического наслаждения — в этом здании запирали принцев, которые могли претендовать на престол. Чтобы ни при каких обстоятельствах они не смогли отобрать власть у султана. В эту красочную тюрьму попадали сыновья султана и другие возможные престолонаследники.

Это здание получило название кафес — с турецкого это слово переводится как «клетка». В кафесе было сооружено двенадцать павильонов, в каждом из которых было по несколько комнат. Селить сюда всегда было кого, так как у правящих династий тогда было правило престолонаследия по старшинству, то есть даже младшие братья султана имели шанс занять трон.

Топкапы в Стамбуле.

До сооружение кафеса султаны просто-напросто приказывали убивать всех соперников. Это было официальным законом — кто бы ни взошел на трон, тому следует умертвить всех своих братьев, дядей и двоюродных братьев, чтобы уменьшить шансы на возникновение на восстание или гражданскую войну. За 150 лет с момента объявления этого закона, было убито более 80 членов правящей династии Османской империи.

Витражи в кафесе.

Все младшие братья и неугодные сыновья умирали часто еще в младенчестве. Однако такой радикальный подход имел и свои минусы — в случае внезапной смерти султана, был шанс, что после него просто не будет никого из родных, кто бы мог занять его место, а это ставило под угрозу существование всей империи. Именно с такой целью и был построен кафес. Возможные престолонаследники жили в роскоши, но без свободы. А в случае смерти султана, старшего освобождали и возводили на трон.

Кафес.

Мальчиков переводили в кафес в восьмилетнем возрасте. Там их продолжали учить, за ними продолжали ухаживать, им даже разрешалось иметь наложниц, но жениться и заводить детей им категорически запрещалось. У кафеса находился небольшой огороженный высоким забором парк, где принцы устраивали состязания по борьбе или стрельбе из лука, иногда организовывались вечера с музыкой, танцами и песнями, иногда с театральными постановками. В такой «золотой клетке» принцы часто жили до самой смерти, так никогда и не получив возможность увидеть «большой мир». Да и качество этой жизни было на самом деле весьма сомнительным — помимо физического заточения, принцы часто страдали различными психическими расстройствами, так как жили в постоянном страхе, что их убьют если не по приказу султана, так по инициативе соседствующих по кафесу принцев.

Красивая тюрьма.

Одним из таких принцев стал Мурад IV, который взошел на престол после смерти Мустафы I, не оставившего сын-наследника. Мурад IV первым делом запретил пить кофе во всей империи, а также употреблять табак и алкоголь. Каждого, кто ослушается запретов, жестоко наказывали, а за повторный проступок — казнили. Иногда султан нарочно укутывался в плащ и ходил по тавернам, в поисках тех, кто все-таки решился выпить кофе. Тогда он скидывал плащ и собственноручно убивал «преступника». Иногда Мурад IV прятался в будочке у воды при дворце и стрелял из лука во всех, кто осмеливался на своей лодке проплывать «слишком близко» ко дворцу. А иногда султан и не пытался даже придумать причину своей жестокости и просто выбегал ночью босиком из дворца и рубил мечом всех, кто попадался ему по пути, без всякой на то причины.

Мурад IV.

После смерти Мурада, на престол взошел другой воспитанник кафеса — Ибрагим. Его психическое состояние было еще более печальным. Ибрагим прожил в кафесе 22 года, не имея возможности общаться с другими людьми — ему прислуживали немые и глухие евнухи. Сидя в своей клетке, он видел, как казнят то одного, то другого принца, как двух его братьев при приказу самого Мурада также казнили. Ибрагим остался последним наследником, и его страх был вполне обоснован. На самом деле Мурад и правда приказал убить и его, но советники все же смогли его отговорить. Так что когда в кафес к Ибрагиму пришли объявить его султаном, Ибрагим испугался и забаррикадировался у себя в комнате. Никто не мог убедить его, что это не палачи, он не верил даже собственной матери. Поверил только, когда к кафесу принесли тело умершего Мурада.

Кафес при дворце Топкапы.

Мурад достаточно быстро попал под влияние своих советников и через некоторое время почти полностью отстранился от управлением империей. Ибрагима стали называть безумным за его непредсказуемое поведение. Попав в гарем, стало очевидно, что султан даже не подозревает как себя вести и каким образом рождаются дети. Ему наняли учителя — и вскоре Ибрагим оставил всё управление империей ради бесконечного провождения время в гареме. Однажды Ибрагим впервые увидел коровы, и был так ею восхищен, что потребовал замерить размеры филейной части животного и найти в империи такую женщину, у которой бы зад был такого же размера — и привезти ее в гарем.

Ибрагим I.

Несмотря на неуемные сексуальные аппетиты, однажды в порыве гнева Ибрагим потребовал казнить всех женщин гарема — и всех 280 наложниц утопили. В другом порыве гнева он швырнул своего сына-младенца в бассейн, где тот ударился головой о стенку. Мальчика удалось спасти, но шрам на голове у него остался до его смерти.

Кафес.

Последний султан Мехмед VI Вахидеддин почти всю жизнь провёл в стенах роскошной тюрьмы кафеса. Ему было уже 56 лет, когда он наконец взошёл на трон. Это было последнее и самое длинное заточение и последняя дань обычаям и законам султаната. Мехмед VI оставался султаном до тех пор, пока Османская империя не распалась после Первой мировой войны.

О том, какие еще темные секреты скрывала Османская империя, можно прочитать в нашей статье, посвященной этой теме.

Почему некоторых османских султанов воспитывали в клетках



В самом сердце Стамбула стоит роскошный дворец османских султанов - Топкапы. Именно здесь была королевская резиденция правителей одной из самых могущественных империй своего времени. К огромному комплексу, отданному под гарем, примыкает непримечательное помещение, спрятанное за высокой стеной. Это помещение называется кафес, или клетка. Сюда заточали возможных наследников престола. Здесь они были обречены находиться до конца своих дней, медленно сходя с ума. Зачем же султаны поступали со своими родными братьями столь жестоко?

Многие османские традиции могут показаться нам довольно жестокими и даже варварскими. Веками европейцы слагали настоящие легенды о жизни в Османской империи. Многое, конечно, было преувеличено. Как и во многих исламских династиях, турки практиковали «правило старшинства», когда наследство переходило от брата к брату, а не от отца к сыну. Таким образом, все мужчины в пределах старшего поколения должны были погибнуть, прежде чем власть перейдет к старшему мужчине в следующем поколении.

Вид на дворец Топкапы и Босфор.

Каждый кто становился султаном, первым делом уничтожал всех своих конкурентов, даже если они на тот момент были грудными младенцами. Ведь если этого не сделать, то государству грозят заговоры против правителя, народные восстания, междоусобные войны.

Внутренний двор дворца Топкапы.

Эту жестокую практику впервые использовал султан Мехмед II. Этот правитель прославился многими хорошими делами. Сначала он разгромил крестоносцев, завоевал Константинополь. Именно этот султан создал Порту - центральное правительство Османской империи. Мехмед был очень набожен, хорошо знал Коран. На основании изречений этой древней мудрой книги он издал свод законов, назвав его Канун. Сам Мехмед II получил в своё время блестящее образование и понимал насколько важно образование для того, чтобы государство процветало. Султан лично контролировал строительство новых школ, сделал обязательным преподавание догматов ислама, грамматики, логики, математики, законоведения и других наук.

Витражные окна в кафес.

Кроме всех этих прекрасных вещей, Мехмед II прославился тем, что по восхождении на престол задушил шёлковым шнуром всех девятнадцать своих единокровных братьев. После этого он издал это как закон. Этот закон действовал почти две сотни лет. Отменил его сын Мехмеда III, Ахмед I. Он, став султаном, отказался убивать своего умственно неполноценного брата. Вместо этого поместил его под домашний арест.

Внутреннее убранство кафес.

Во дворце Топкапы, вплотную к гарему примыкало одноэтажное здание. За его высокими стенами и спрятал Ахмед своего брата Мустафу. Так появилась на свет система кафес. Здание было непримечательным снаружи, но весьма богато оформленным внутри. Великолепные витражи украшали окна. У помещения были высокие потолки, пышно убранные комнаты, устланные великолепными коврами. Там была роскошная высокая терраса, бассейн и прекрасный сад. Невзирая на всю изысканность и роскошь обстановки — это была тюрьма. Буквально клетка.

Вид на кафес снаружи.

Турки поняли, что такая система очень удобна — все претенденты на престол собраны в одном месте. Вреда они не могут причинить никакого, но зато если султан внезапно скончался, а наследника не оставил — брали следующего по старшинству и короновали. Принцев помещали в клетку, когда им исполнялось восемь лет. Там они пребывали до своей естественной кончины. Их надёжно охраняли, но определённые свободы у них были. Они могли получать образование, иметь множество наложниц. Не разрешалось только жениться и иметь детей.

Вечерний Стамбул.

К сожалению, от такой жизни очень многие или спивались, или сходили с ума. Бывало такое, что на престол восходили люди совершенно невменяемые и не способные выполнять возложенные на них обязанности. Как это получилось с Мустафой I. Не лучше был Мурад IV, который воцарился после его смерти в 1623 году.

Султан Мурад IV.

Начал он с того, что издал запрет на кофе, алкогольные напитки и курение табака. Наказанием было жестокое избиение. При второй поимке нарушителей этого закона топили в водах Босфора. Ночью Мурад сам бегал по улицам и если видел курящего или пьющего кофе — отрубал ему голову. Бывало султан сидел в своей беседке у воды и развлекался стрельбой из лука по лодочникам. Ещё этот безумный правитель мог выскочить с мечом в полночь из своих покоев босиком на улицу и убивал любого, кто попадался ему на пути.

Султан Ибрагим Безумный.

Ещё одна жертва подобной изоляции — Ибрагим, которого впоследствии прозвали Безумным. В клетке он прожил двадцать два года. Пребывая в постоянном страхе смерти. После кончины брата его возвели на престол. Ибрагим заподозрил, что это всего лишь ловушка, а брат просто решил его казнить. Он отказался выходить из своих покоев, пока прямо к дверям его тюрьмы не принесли мёртвое тело султана.

Ночной вид на дворец Топкапы.

Правление Ибрагима запомнилось позорными оргиями и упадком. От его имени правила мать Ибрагима — Кесем Султан в паре с визирем. Безумцу разрешалось развлекаться вволю, чем он и занимался. Султан обожал пышнотелых женщин. Его гарем был забит толстушками со всего мира. Вес красавиц варьировался от 130 до 230 килограммов. Ибрагим считал, чем толще, тем лучше. Красавицы должны были придерживаться специальной диеты — их постоянно кормили всевозможными сладостями и пирожными. Безумный султан спустил на своих толстых наложниц всю казну. Он позволял им тратить деньги направо и налево.

Сад во внутреннем дворе дворца.

Странные сексуальные ролевые игры и приступы неконтролируемой ярости лишили его сначала трона, а потом и жизни. Выходки Ибрагима терпеливо сносили, когда он в припадке гнева приказал утопить в Босфоре весь свой трёхсотенный гарем. Вытерпели даже тогда, когда он в гневе швырнул своего маленького сына в фонтан и тот чуть не умер. Однажды безумец переполнил чашу терпения: он похитил и обесчестил дочь высокопоставленного священника. После издевательств он отправил её обратно к отцу. Позора она не стерпела и покончила с собой.

Беседка с видом на Босфор.

Муфтий пожаловался, а янычары подняли настоящее восстание. Ибрагима спасла от растерзания мать. Его опять поместили в клетку. Но теперь он был ограничен тем, что содержался в маленькой комнате на чердаке. Служанки рассказывали, что из-за двери они часто слышали как свергнутый султан плачет. Спустя некоторое время оскорблённый и опозоренный муфтий добился казни Ибрагима Безумного. Когда в комнату к бывшему султану пришёл палач, тот впервые в жизни проявил смелость — он сражался за свою жизнь, как лев.

Покои султана во дворце Топкапы.

Можно долго спорить о том, что такие средства были оправданными, но мы видим ужасные последствия такой длительной изоляции. Когда в 1687 году на трон был возведён Сулейман II, который провёл тридцать шесть лет в клетке, он сказал: «Если мне должно умереть — то пусть так и будет. Томиться почти сорок лет в тюрьме — это настоящий бесконечный кошмар. Лучше умереть один раз, чем медленно умирать каждый день. За один вздох пережить ужас, который приходится переживать долгие годы».

Помещения гарема.

Последний султан Османской империи взошёл на престол, будучи пятидесяти шести лет от роду. Всю свою жизнь он провёл в кафес. Это было самое продолжительное заключение за всю историю этой печальной практики. Правил Мехмет VI Вахидеттин вплоть до упразднения империи после Первой мировой войны.

Ворота во дворец Топкапы.

Османская империя оказывала огромное влияние на мир. Больше информации об этом, прочтите в нашей статье как турки, победившие Византию, устроили европейский Ренессанс.

Читайте также: