Якорь для детского кресла

Обновлено: 16.05.2024


Приобрел детское кресло в котором помимо креплений isofix (наличие которых в своем авто я проверил заранее) оказался якорный ремень (Top Tether). Проверив авто понял, что креплений Top Tether не установлено с завода. Однако, как видно на фото №1 и №2, места установки соответствующих кронштейнов имеются. Стоит заметить, что существуют комплектации универсалов, у которых нет этих отверстий и необходимо будет менять кузовную деталь (как я понял она только на болтах, без сварки), но есть ли она в продаже я даже не интересовался.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

На фото №2 виден кронштейн для крепления грузов, но он нам не подходит, так как расположен со смещением относительно центра пассажирского места, также я прочитал инструкцию к детскому креслу :), в которой строго запрещено крепить якорный ремень (Top Tether) к грузовым кронштейнам. Так что будем соблюдать все правила.
Какое то время я пытался найти номер предполагаемого кронштейна, но в официальных каталогах не нашел (по правде сказать я нашел один номерок, но стоимость его составляла около 1000 руб. и реальных фото в интернете нет, поэтому решил не рисковать деньгами).
В интернете есть несколько примеров установки кронштейнов для Top Tether в седан и хэчбэк, а для универсала ничего не нашел. Этот факт сподвиг меня законспектировать свой результат.
Основную информацию я нашел в записи RESTRAINT PROVISION-CHILD SEAT или анкеры крепления детских кресел пользователя niyaz-kzn , за что ему огромное спасибо! В своей заметке хотел визуально зафиксировать установку кронштейна конкретно в универсал. Из записи пользователя niyaz-kzn я узнал, что центральный кронштейн крепится к потолку, такой вариант меня не устраивал во всех смыслах (портить потолок неохота, ставить кресло посередине заднего дивана тоже фигня). Решил заказать боковые кронштейны GM 96816638 (от Chevrolet Aveo, Chevrolet Epica, V250) (фото с 3 по 5). Заказал на разборке 30 руб./шт. + доставка ТК 420 руб.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Сразу скажу, что все встало с минимальными изменениями. Убираем все из багажника, снимаем фальшпол, убираем органайзер, наклоняем сиденья, снимаем декоративную планку.
Так как кронштейн не родной то встает он туда туговато. Поэтому на фото №6 отметил область на кузове, которую необходимо утопить вниз на 2 мм (можно этого и не делать тогда придется чуть дольше повозится).

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Декоративная планка без доработок не встанет обратно, придется вырезать в ней углубления (фото 7 и 8) . Материал мягкий режется легко.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Все устанавливаем на место. Результат на фото с 9 по 11.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Еще раз спасибо пользователю niyaz-kzn !
Надеюсь моя меленькая заметка поможет владельцам Chevrolet Lacetti wagon (универсал), желающим безопасно возить своих детей.

Якорный/страховочный ремень

Большинство родителей, которые устанавливают детские автокресла, не знают о существовании и, тем более, о назначении страховочного или якорного ремня (Top Tether), так как в большинстве стран он не требуется стандартами безопасности. Однако, его роль достаточно важна в случае дорожно-транспортного происшествия.

Top Tether имеет вид ремня, который одним краем крепится к спинке автокресла, а другой его край имеет на конце крюк (анкер) и предназначен для закрепления в автомобиле.


При фиксации детского автокресла в транспортном средстве в положении "лицом вперед" с помощью системы ISOFIX , страховочный ремень является третьей точкой крепления. Особенность ISOFIX заключается в том, что она имеет две точки фиксации, а скобы для закрепления детского кресла расположены на задних сиденьях между верхней и нижней подушками дивана. То есть если фиксировать автокресло только в ISOFIX, то получается что оно закреплено лишь в нижней части. В этом случае и нужен якорный ремень. Он зафиксирует верхнюю часть спинки автокресла и тем самым ограничит ее движение при ударе. Таким образом, существенно снизится риск травмирования шейной и затылочной зон малыша и минимизируется вероятность удара головы о переднее сиденье или другие части интерьера автомобиля. Ведь с незакрепленным якорным ремнем во время ДТП голова ребенка резко "выпадает" на 10-15 см вперед. В нижеследующем видео-ролике смоделировано дорожно-транспортное происшествие с использованием Top Tether и без него.

Кстати, штатные ремни безопасности автомобиля также имеют по три точки фиксации: одну вверху и две внизу.

Теперь не помешает разобраться, куда же крепится страховочный ремень (Top Tether). На самом деле, все зависит от автомобиля. Большинство автомобилей 2008 года выпуска и новые имеют обычно минимум три различные точки для фиксации якорного ремня автокресла. Эти точки помечаются специальным значком, как показано ниже.



Расположение же точек фиксации страховочного ремня может отличаться в различных траспортных средствах. Все зависит от конструкции самого транспортного средства. Скоба для якорного ремня может находиться на потолке автомобиля или на полу, может быть на полочке у заднего стекла или на спинке заднего сиденья, или даже в полу багажника. На схеме ниже изображен ориентировочный перечень зон расположения точек крепления Top Tether. В любом случае вы должны руководствоваться рекомендациями инструкции по эксплуатации вашего транспортного средства по закреплению страховочного ремня детского автокресла.


Ниже находятся фото некоторых зон фиксации страховочного ремня в транспортных средствах, как они выглядят в реальной жизни.

Якорный ремень закреплен на потолке салона автомобиля.


Якорный (страховочный) ремень автокресла прикреплен к полу в багажнике транспортного средства.


Место фиксации Top Tether на обороте спинки заднего сиденья в машине.


Расположение точки крепления страховочного ремня автокресла на полочке рядом с задним стеклом автомобиля.


Следующие видео дадут вам практическое представление как выглядит и где находится страховочный (якорный) ремень автокресла, а также помогут разобраться как его закрепить и затянуть.

Почему обычно не фиксируют якорным ремнем автокресло, установленное "лицом назад" - потому что в таком положении спинка автокресла служит защитным барьером для головки младенца и ограничивает ее движение.

Почему страховочный ремень зачастую не используют в автокреслах, зафиксированных штатным ремнем безопасности автомобиля - потому что штатный ремень безопасности уже имеет три точки фиксации (1-вверху справа или слева, в зависимости от места установки автокресла, 2-снизу справа, 3-снизу слева).

Поиск и установка кронштейнов для крепления детского кресла с помощью isofix + якорный ремень (Top Tether) в Chevrolet Lacetti wagon (универсал)


Приобрел детское кресло в котором помимо креплений isofix (наличие которых в своем авто я проверил заранее) оказался якорный ремень (Top Tether). Проверив авто понял, что креплений Top Tether не установлено с завода. Однако, как видно на фото №1 и №2, места установки соответствующих кронштейнов имеются. Стоит заметить, что существуют комплектации универсалов, у которых нет этих отверстий и необходимо будет менять кузовную деталь (как я понял она только на болтах, без сварки), но есть ли она в продаже я даже не интересовался.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

На фото №2 виден кронштейн для крепления грузов, но он нам не подходит, так как расположен со смещением относительно центра пассажирского места, также я прочитал инструкцию к детскому креслу :), в которой строго запрещено крепить якорный ремень (Top Tether) к грузовым кронштейнам. Так что будем соблюдать все правила.
Какое то время я пытался найти номер предполагаемого кронштейна, но в официальных каталогах не нашел (по правде сказать я нашел один номерок, но стоимость его составляла около 1000 руб. и реальных фото в интернете нет, поэтому решил не рисковать деньгами).
В интернете есть несколько примеров установки кронштейнов для Top Tether в седан и хэчбэк, а для универсала ничего не нашел. Этот факт сподвиг меня законспектировать свой результат.
Основную информацию я нашел в записи RESTRAINT PROVISION-CHILD SEAT или анкеры крепления детских кресел пользователя niyaz-kzn , за что ему огромное спасибо! В своей заметке хотел визуально зафиксировать установку кронштейна конкретно в универсал. Из записи пользователя niyaz-kzn я узнал, что центральный кронштейн крепится к потолку, такой вариант меня не устраивал во всех смыслах (портить потолок неохота, ставить кресло посередине заднего дивана тоже фигня). Решил заказать боковые кронштейны GM 96816638 (от Chevrolet Aveo, Chevrolet Epica, V250) (фото с 3 по 5). Заказал на разборке 30 руб./шт. + доставка ТК 420 руб.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Сразу скажу, что все встало с минимальными изменениями. Убираем все из багажника, снимаем фальшпол, убираем органайзер, наклоняем сиденья, снимаем декоративную планку.
Так как кронштейн не родной то встает он туда туговато. Поэтому на фото №6 отметил область на кузове, которую необходимо утопить вниз на 2 мм (можно этого и не делать тогда придется чуть дольше повозится).

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Декоративная планка без доработок не встанет обратно, придется вырезать в ней углубления (фото 7 и 8) . Материал мягкий режется легко.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Все устанавливаем на место. Результат на фото с 9 по 11.

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Фото в бортжурнале Chevrolet Lacetti SW

Еще раз спасибо пользователю niyaz-kzn !
Надеюсь моя меленькая заметка поможет владельцам Chevrolet Lacetti wagon (универсал), желающим безопасно возить своих детей.

Способы крепления детских кресел в автомобилях

Способы крепления детских кресел в автомобилях

ISOFIX (International Standards Organisation FIX) — система крепления, разработанная Международной Организацией по Стандартизации (ISO) с целью сделать установку детских автокресел быстрой, простой и одинаковой во всех легковых автомобилях. Представляет собой жесткие металлические коннекторы, которые крепятся напрямую к кузову автомобиля. В США так же используется аббревиатура LATCH (Lower Anchors and Tethers for Children). Большинство марок и моделей автомобилей в мире оснащается этой системой начиная примерно с 2003 года.

В автомобиле система ISOFIX – это парные металлические скобы в сиденье. Расстояние между центрами двух скоб – 28 см. Почти во всех пятиместных легковых автомобилях такие скобы встроены парами в задние пассажирские сиденья - в правое и левое. Реже встречается 3-й комплект скоб в сиденье по центру (обычно в минивэнах и больших кроссоверах) Передние пассажирские сиденья оснащаются системой ISOFIX крайне редко – обычно только в двухместных автомобилях.

Проще было бы сказать, что ISOFIX крепления лучше и современнее (тем более, что чаще всего - это действительно так), однако, в разных возрастных группах конструкция автокресел отличается настолько сильно, что лучше разобрать способы крепления для каждой группы отдельно.

Группа 0+

(автокресла-переноски для новорожденных, до 12-15 месяцев)
Кресла 0+ крепятся на сиденье автомобиля исключительно «спиной вперед». Почти все автокресла 0+ можно закрепить в автомобиле ремнем безопасности, - это самый недорогой и вполне безопасный способ. Однако, большинство современных моделей 0+ рассчитаны, в первую очередь на использование в комплекте с базой ISOFIX, что намного удобнее. Автокресло 0+ используется как переноска и должно быть легким, поэтому коннекторы ISOFIX не встраивают в само кресло. База ISOFIX крепится на сиденье к скобам ISOFIX автомобиля, а в качестве третьей точки фиксации используется раздвижная опора в пол. Автокресло 0+, с пристегнутым в нем ребенком, просто ставится на базу, замки крепления кресла к базе защелкиваются автоматически, под весом кресла. Снимается переноска с базы обычно одним нажатием кнопки.

У некоторых производителей база ISOFIX унифицирована под возрастные группы 0+ и 0+1 (или 1) - когда ребенок перерастает 0+, можно использовать эту же базу для следующего по возрасту кресла.

Это удобно, а еще, надежность крепления ISOFIX не зависит от навыков устанавливающего или степени износа ремней безопасности. Риск неправильной установки автокресел с изофикс практически исключен. В краш-тестах ADAC некоторые модели автокресел 0+ при установке на базу ISOFIX показывают более высокие результаты чем при креплении ремнем, а некоторые – такие же.

Группа 0+1

В этой группе кресла с креплениями ISOFIX однозначно безопаснее и удобнее в установке, чем аналоги с креплением ремнем безопасности. Более того, новый стандарт безопасности R129 (I-SIZE) в соответствии с которым разработаны все самые новые и безопасные автокресла до 4-х лет, предусматривает только крепление на ISOFIX.

0+1 с креплением ремнем безопасности сейчас покупают только из соображения экономии – они обычно намного дешевле, либо в автомобили, не оборудованные ISOFIX.

Варианты конструкции кресел 0+1 ISOFIX так же различаются:
- с отдельной базой ISOFIX. Все, примерно, как в 0+, только кресло не используется как переноска. Обычно ребенок перевозится «спиной вперед» максимально возможное время, затем кресло переставляется на базе по ходу движения.
- с поворотным механизмом. Автокресло не снимается с базы, но его можно поворачивать прямо с ребенком.
- неразборная конструкция с установкой только «спиной вперед». Не очень распространены, но из-за невозможности перевозить ребенка по ходу движения – максимально безопасны.

В качестве третьей точки крепления в 0+1, чаще всего используется раздвижная опора в пол, реже – крепление якорным ремнем Top Tether.

Система Top Tether – дополнительная к ISOFIX система крепления детского кресла специальным ремнем с карабином. Используется как альтернатива раздвижной опоре в пол в комбинации с креплением ISOFIX.

В автомобиле система Top Tether – это места для крепления карабина. Обычно обозначаются специальным значком – детское кресло с якорем. В кроссоверах, хэтчбэках и универсалах - расположены на тыльной поверхности задних сидений со стороны багажника. Реже – в полу багажника или на потолке. В седанах, скобы для крепления ремня Top Tether почти всегда расположены за подголовниками задних сидений в специальных лючках.

Группа 1

(автокресла от 9 или от 15 месяцев до 4 лет)
Как и в группе 0+1 предпочтительнее кресла с ISOFIX (можно с упором в пол, можно с TopTether – не принципиально). Они безопаснее, оценки в краш-тестах выше, крепить их проще, хотя и стоят обычно дороже.
Также в этой группе есть модели с двумя способами крепления – ISOFIX или ремнем, для установки в разные автомобили, с ISOFIX и без.

Группа 2-3

(детские кресла от 3-4 и до 12 лет)
Все кресла группы 2-3 крепятся ремнем безопасности автомобиля вместе с ребенком. Это удивляет многих родителей. Особенно часто при покупке вызывает смущение конструкция спинки автокресла 2-3 – она никак не крепится к сиденью автомобиля, а во многих моделях может свободно откидываться или "болтаться". Крепление к скобам ISOFIX кресел группы 2-3 уже не рассчитано на удержание кресла при фронтальном ударе – кресло «полетит» вперед сопровождая ребенка до момента срабатывания ремня в любом случае, пристегнуто оно к скобам ISOFIX или нет. Поэтому, большинство производителей в группе 2-3 не пишут в характеристиках кресла «крепление ISOFIX», подбирая другие обозначения: ISOFIT (у Britax Romer), SeatFix (у Recaro) и др.

Крепления в этой группе часто бывают на пластиковых кронштейнах, часто используется вариант Soft Latch – когда к скобам ISOFIX автомобиля кресло крепится не жесткими коннекторами, а специальными ремешками с карабинами. Безопасность кресел 2-3 от таких решений никак не страдает.

Группа 1-2-3

(автокресла трансформеры примерно от 1 года до 12 лет - 36 кг)
Выбирая детское кресло этой группы важно понимать, что вы покупаете два кресла в одном: кресло группы 1 (примерно до 4-х лет), которое затем превращается, тем или иным способом, в кресло группы 2-3. В группе 2-3 ребенок всегда крепится ремнем безопасности автомобиля через направляющие в кресле!

А вот крепление кресел 1-2-3 в качестве группы 1 отличается максимальным разнообразием, в котором легко запутаться.Перечислим самые распространенные конструкции:
1. Крепление кресла только ремнем безопасности. Обычно – недорогие кресла простой конструкции.
2. Крепление кресла при помощи системы ISOFIX + Top Tether (крепление ремнем в таких креслах так же может быть предусмотрено в качестве резервного для машин без ISOFIX). Имеется ввиду «силовой» ISOFIX в качестве основного крепления, такой же, как в группе 1. Кресел такой конструкции в группе 1-2-3, с подтвержденным краш-тестами уровнем безопасности пока немного и стоят они дороже.
3. Крепление кресла ремнем безопасности, с дополнительным креплением к скобам ISOFIX тем или иным видом коннекторов (выдвижными на пластиковых кронштейнах или ремни LATCH) Примерно как в группе 2-3 - это крепление можно использовать, можно нет - безопасность меняется незначительно.

Важно не путать такие модели с моделями, где ISOFIX используется в качестве основного крепления! Ремнем безопасности такие кресла крепятся обязательно!

К этой категории относятся и кресла со столиком безопасности. Это всегда кресла с креплением ремнем безопасности в качестве основного, даже если у них есть крепление к скобам ISOFIX. По сути – это кресла группы 2-3, до 12 лет, в которых пристегивание ребенка ростом ниже 100 см осуществляется не напрямую, а через специальный столик безопасности.

Совмещенные группы 0-1-2 и 0-1-2-3

0-1-2 (до 25 кг) или автокресла 0-1-2-3 (до 36 кг)
Кресла группы 0-1-2 бывают с базой ISOFIX, с конструкцией, подобной группе 0+1, когда кресло снимается с базы для смены направления установки (против хода/по ходу).

Так же часто используется такой вариант: «спиной вперед» кресло крепится ремнем безопасности, а в качестве кресла возрастной группы 1, «лицом вперед» кресло крепится при помощи системы ISOFIX + TopTether.

Среди производителей, ориентированных на рынок США, много моделей этих групп с креплением Soft LATCH – когда «лицом вперед» кресло крепится к скобам ISOFIX и Top Tether, затягивающимися ремнями с карабинами.

Но, в любом из перечисленных вариантов, по достижении ребенком роста 100 см, примерно в 4 года и переходе в группу 2, все равно используется ремень безопасности автомобиля и ребенок пристегивается поверх, вместе с креслом.

Для всех возрастных групп, а особенно для совмещенных 0-1-2, 0-1-2-3, важно строго следовать инструкциям по эксплуатации и крепить кресло способом, соответствующим его возрастной группе!

Isofix и детские автокресла - мифы и реальность

Isofix и детские автокресла - мифы и реальность

Isofix в детском автокресле

Isofix, Isofix Plus, Isofit, Seatfix, Kidfix, X-fix, Latch, Top-Tether, V-Tether, "опорная нога", якорное крепление - я знаю эти и еще много других страшных слов!

Что такое Isofix?

Isofix - это две салазки (2 кронштейна) в основании автокресла, которые с помощью специальных прутков защелкиваются вокруг скоб в автомобиле, расположенных между спинкой и сиденьем автомобильного кресла. Почти всегда в автомобиле места, оборудованные скобами под установку детского автокресла Isofix расположены сзади справа и слева дивана (хотя бывают и исключения).
Подробно объяснять систему защелкивания и устройства Isofix в автокреслах и автомобиле не буду, т.к. в интернете полно такой информации, да и практическая ее ценность в плане выбора автокресла для своего чада крайне невелика.

В каких автокреслах применяется Isofix?

Теперь важное. Isofix - это крепление, применяемое в группах 0+ и 1, а также в детских автокреслах - комбинациях этих групп. Т.е. для детей весом до 18 кг (возраст примерно до 3-3,5 лет). И только в креслах, в которых ребенок закреплен внутренними ремешками.
ВСЕ. ПЕРЕЧЕНЬ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ и, как я уже писал, жестко стандартизованный.

Именно в этих группах мы встречаем нормальный, настоящий, силовой изофикс, который держит и кресло и закрепленного в нем внутренними ремнями ребенка. Именно в автокреслах групп 1 и 0+ он принимает на себя всю энергию удара в случае ДТП. Именно здесь он дает все свои преимущества и в простоте установки и в безопасности.

isofix_base


В группе 0+ (детских автокреслах от рождения до 13 кг) изофикс применяется не в самих детских креслах, представляющих из себя люльки-переноски, а в специальных базах, на которые некоторые такие люльки могут устанавливаться. Плюсы очевидны - мы переносим малыша в легкой люльке, укладываем его дома, забираем из машины спящего. И при этом, нет никакой необходимости в условиях тесного салона каждый раз "колдовать" над штатным ремнем, чтобы закрепить автокресло. Поставили на базу, нажали - кресло установлено. Нажали на кнопку или потянули за ручку - кресло свободно и можно нести ребенка домой. Безопасность тоже, как правило, лучше.
Минус реально один - база изофикс стоит примерно столько же, как и само кресло под него (которое в свою очередь, как правило, стоит дороже, чем кресло, которое установить на такую базу нельзя). В 95% моделей базу изофикс можно выбросить/продать по окончании использования группы 0+. Хотя бывают и исключения, где база переходит в группу 1, но таких моделей, особенно безопасных в обеих группах, не очень много (пример Maxi Cosi Pebble и др.).

В автокреслах группы 1 (9-18 кг) , кронштейны Isofix, как правило, встроены в основание самого автокресла (в Г-образную часть).

Isofix в детских автокреслах 0+

Хотя есть ряд моделей, которые представляют из себя просто верх, который ставится на базу от группы 0+ (Пример - Maxi Cosi Pearl и др.).

В комбинированных автокреслах группы 0+/1 с системой изофикс (сейчас таких становится все больше) - также встроены в основание самого автокресла. Но поскольку кресло может ставиться как против хода, так и по ходу, то тут все сложнее. Либо изофикс используется только в группе 0+ (HTS Besafe Izi Combi), либо чаша кресла может быть повернута для смены направления установки (Maxi Cosi Milofix). Либо вообще чаша поворотная на 180 градусов, в том числе для посадки и высадки пассажира (Romer Dualfix, Cybex Sirona).

Что за такая "нога" или упор в пол на части автокресел, которая мешает ставить мешок с картошкой в ногах у ребенка? И что такое какой-то якорный ремень Top Tether? Может лучше без него?

Изофикс по сути своей - это крепление в 2 точках на одной оси. И именно по этой оси возникает колоссальный вращательный момент при ДТП. При этом создается большая нагрузка на сами элементы системы Isofix и к тому же, возникает опасное смещение перед кресла с ребенком.
Поэтому и возникает необходимость в третьей точке опоры. А бывает она двух видов.

Isofix_top_tether

Первый вид - выдвижной упор в пол в виде телескопической "ноги", выходящий из основания автокресла. Упирается в пол и таким образом, препятствует вращению и снижает нагрузку на кронштейны.
Второй вид - якорное крепление Top Tether. Это специальный ремень выходящий сзади сверху детского автокресла с карабином на конце. Этот карабин закрепляется за специальную скобу в автомобиле, расположенную, чаще всего, либо в полу багажника, либо за подголовником заднего автомобильного кресла. Данный тип крепления считается универсальным, уже все новые автомобили разрабатываются с местом под Top Tether и в ближайшем будущем, любой автомобиль будет оснащен им.

Из-за того, что система крепления Isofix принимает на себя огромные нагрузки в случае ДТП, правилами ECE R44/04 строго регламентировано его применение. По этой причине, кресла с системой Isofix не могут весить более 15 кг, а использоваться она может только до веса ребенка в 18 кг.

Что же тогда из себя представляет "Isofix" в детских автокреслах групп 2-3 (15-36 кг, примерно от 3 лет) ?

Isofix в автокреслах гр. 2-3 (15-36 кг)

Слово "изофикс" я написал в кавычках, потому как настоящая система изофикс, как уже писал выше, к такому весу ребенка вообще никак не относится. Вот здесь и появляются всевозможные обозначения "кидфикс", "ситфикс", "изофит" и т.д. и т.п., которыми производители подчеркивают, что никакой это не Isofix, а совместимый способ крепления!
В группах 2-3 (автокресла 15-36 кг) ребенок уже пристегивается штатным ремнем безопасности, проведенном через специальные направляющие в автокресле. Соответственно, вся нагрузка при ДТП приходится именно на штатный ремень.
При этом, кресло должно иметь возможность сдвигаться вперед, сопровождая ребенка до момента срабатывания штатного ремня безопасности, обеспечивая боковую защиту и правильную маршрутизацию ремня в течение всего торможения. Т.е. если бы мы закрепили кресло группы 2-3 на полноценый изофикс, то он бы только вредил. И конечно же, никаких Top-tether или упоров в пол здесь быть не должно!

Поэтому все, что называют изофиксом в группе 2-3 - это просто аналогичная по способу установки система, которая должна иметь возможность отстегиваться, либо выдвигаться, либо смещаться вперед при нагрузке.

Функции улучшения безопасности такая система практически не несет, разве что немного ограничивает смещение при боковом ударе. Основное преимущество - не нужно пристегивать детское автокресло ремнем, когда едете без ребенка, ну и просто стоит поустойчивее - удобнее сажать и высаживать пассажира. Хотя есть еще моменты, которые не очевидны на краш-тестах, но в жизни может влиять. Первое - устойчивость при резких поворотах и разворотах.У меня, например, профиль дивана такой, что без этой системы кресло 2-3 просто заваливается при резком маневре, что явно не добавляет безопасности. Ну и второе - ограничивает нагрузку на ребенка от самого кресла при ДТП. Так что есть свои плюсы, совсем уж списывать со счетов за то, что он не силовой - не стоит.

А как же быть с детскими автокреслами от 9 до 36 кг?

Что с так называемыми "трансформерами", или как их еще часто называют "универсальными" креслами групп 1-2-3?

Самый типовой запрос покупателя "хочу автокресло от 9 до 36 кг с системой изофикс".

Cybex Pallas 2 fix

Так вот, на сегодняшний день, таких кресел, по крайней мере, успешно прошедших независимые тесты, в природе нет. (UPDATE 2016. Уже есть. Будет комментарий дальше в тексте.) По причине уже описанной ранее принципиальной разницы в конструкции настоящего Isofix 1 группы и декоративного - от групп 2-3. Первой ласточкой должен был стать Romer Xtensafix, решающий эту проблему как раз засчет относительной вращательной подвижности направляющих. Но там вылезла проблема в другом, и что получилось именно в плане "гибридного" изофикса мы так и не узнаем.

Часто под всеобщий тренд наличия изофикса попадают трансформеры 9-36 кг со столиками безопасности вместо ремней. Ведь там везде написано - ISOFIX. Но фишка в том, что в них штатный ремень пропускается через столик, и вся нагрузка опять же на нем, а изофикс там опять же декоративный, от группы 2-3. Т.е. в первой группе он просто компенсирует неудобство кресла (которое без него никак не зафиксировано само в автомобиле), а в группе 2-3 - работает, как обычно. Но безопасности особой его применение в этой группе не дает.

Есть еще странные примеры, вроде Inglesina Prime Miglia I-Fix. Их подход считаю совершенно некорректным. Если внимательно прочитать инструкцию, то в 1 группе (9-18 кг) крепить это детское автокресло надо и штатным ремнем и Isofix (т.е. просто непонятно зачем лишнее действие). А в группе 3 - вообще его не использовать. Страшно подумать, сколько людей не вчитывались в это подроно, а просто поставили кресло на Isofix. И производителю, если что, сказать нечего - он ведь предупреждал.

Сейчас появляются первые классические модели трансформеров 9-36 кг (гр.1-2-3) с внутренними ремешками и системой изофикс, которая вроде как должна работать во всех группах. В большинстве своем, от не очень известных производителей. Я уверен, что проблема эта технологически разрешима, но воздержался бы от особенных восторгов по поводу таких моделей до появления хоть каких-то официальных тестов, подтверждающих безопасность этих конструкций. Изофикс ради изофикса я, честно говоря, не понимаю!

UPDATE 2016. Моя уверенность в технологической разрешимости проблемы оказалась правильной. Первая ласточка - успешно прошедшее тесты кресло Britax Roemer Advansafix 2 SICT. И все больше производителей начинают выпускать кресла 1-2-3 с силовым изофикс и/или приличным наклоном. Каждый решает упомянутые выше проблемы по своему. Хотя в большинстве случаев, решение сводится к углублению в районе попы ребенка и максимальному занижению направляющих для горизонтальной лямки ремня. В общем, ждем новых успешных тестов. Без них все равно такой набор опций остается рискованным.

Для справки - есть еще американский вариант подобной системы - LATCH. Основное отличие - нет жестких металлических кронштейнов со стороны автокресла, а есть ремешки с защелками на концах. В группе 2-3 разницы с аналогичными креплениями европейской модификации никакой, т.к. надо удерживать только кресло.

А вот с группой 1 сложнее, т.к. кресла с этой системой не особо продаются в европе (я так полагаю, проблема с омологацией самой системы по европейским стандартам, где все жестко регламентировано), а значит, независимые европейские краш-тесты по таким креслам мы вряд ли увидим. А в США тесты с требованиями выше стандартов проводятся только самими производителями. Поэтому здесь остается верить или не верить результатам испытаний самих производителей. С другой стороны, есть очень серьеные производители вроде того же Evenflo. Но особенность американских кресел с их безмерном универсализме и перекладывании ошибок на сознательность потребителя. Я бы сказал, что эти кресла для очень внимательных и педантичных людей.

Ну и напоследок, пара распространенных мифов об Isofix:

МИФ 1. "Автокресло с Isofix всегда безопаснее, чем без него".
Это далеко не всегда так. Во первых, как уже понятно из данной статьи, относиться это утверждение может только к автокреслам 0+ (0-13 кг) и 1 (9-18 кг). В группах и 3 (15-36 кг) это не настоящий изофикс и на безопасность почти не влияет. В креслах трансформерах пока он либо от группы 2-3, либо недопроверенная временем и тестами конструкция.

Но и в группах 0+ и 1, хотя кресла с изофикс чаще всего и показывают лучшие результаты, но тоже далеко не всегда и не во всех моделях. Например, в независимых краш-тестах ADAC 2013 у базы одного из автокресел 0+ механизм изофикс попросту расстегнулся и кресло улетело вперед, как снаряд. Да и не только от способа крепления зависит безопасность детского кресла, но и от множества других факторов.

МИФ 2. Строго противоположный. "Кресла с изофикс опаснее, т.к. из-за жесткого крепления возникает более резкий рывок и большая нагрузка на ребенка. А при креплении ремнем, торможение происходит более постепенно т.к. ремень срабатывает не сразу и к тому же может немного растягиваться".

Это совершенно неверно. Во первых, множество тестов показывает обратное. Ну а во вторых, кому интересно, давайте разберемся, почему это не так. При столкновении происходит резкий сброс скорости от исходной до нуля, за малый промежуток времени. Это процесс очень быстрый, но не мгновенный, т.к. некоторое время происходит деформация кузова автомобиля. И это хорошо, т.к. перегрузка от удара не происходит мгновенно, одним резким пиком, который мы могли бы и не пережить, а постепенно. Так же и с автокреслом внутри. Если оно прикреплено к кузову не жестко, то его торможение, а следовательно, и торможение пристегнутого внутренними ремешками ребенка начинается не сразу. Получается, что ребенок гасит свою кинетическую энергию за меньший интервал времени, чем кузов автомобиля, и получает гораздо большую пиковую нагрузку, которая как раз и представляет опасность.

По этой же причине, лучшие результаты по безопасности среди кресел с ременным креплением, у тех, у которых есть хороший донатяжитель ремня.

Несколько выводов.

  • Isofix это отличное изобретение.
  • Основное его достоинство - снижать вероятность неправильной установки.
  • Isofix влияет непосредственно на безопасность в группах 0+ и 1 и их комбинации, в остальных - на удобство.
  • Не всегда даже в группах 0+ и 1 наличие Isofix дает плюсы к безопасности. Все зависит от конструкции самого кресла. Смотрим краш-тесты.
  • поиски полноценного изофикса в "трансформерах" 1-2-3 на сегодняшний день - это пустая трата времени. В креслах со столиком он от группы 2-3. А в креслах с ремешками - это отказ от проверенных и безопасных кресел в пользу чего-то несуществующего пока или неизвестного и непроверенного. UPDATE 2016 - ну если очень хочется, то первый упомянутый вариант есть. Ждем остальных.
  • Изофикс в группах 0+ и 1 нуждается в 3 точке опоры (кроме единичных модификаций). Если, скажем, про кресло написано, что нужен ремень Top Tether, а у вас в машине его нет - не надо брать это кресло из-за того, что оно "самое лучшее и безопасное на свете". Получите противоположный эффект за немалые деньги. Isofix ради изофикса - это неправильный критерий для выбора.

Олег Нурмиев

Читайте также: