Виды кресел для инвалидов

Обновлено: 18.05.2024

Термины и определения. Классификация

Wheelchairs. Terms and definitions. Classification

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт устанавливает классификацию кресел-колясок, относящихся к техническим средствам реабилитации (ТСР) людей с ограничениями жизнедеятельности, а также содержит термины и определения, применяемые к креслам-коляскам, в том числе термины и определения основных параметров (характеристик) кресел-колясок.

При этом классификация кресел-колясок в настоящем стандарте полностью гармонизирована с классификацией ТСР, установленной в ГОСТ Р ИСО 9999 в части используемых принципов, правил, а также наименований и кодирования классификационных группировок кресел-колясок, в связи с чем эта классификация кресел-колясок состоит из трех иерархических уровней (подклассов, групп и подгрупп) и кодов, каждый из которых состоит их трех пар цифр, которые корреспондируются с кодами подклассов или групп кресел-колясок, представленных в ГОСТ Р ИСО 9999. При этом в настоящем стандарте для каждого уровня приведены пояснительные примечания, включения или перекрестные ссылки.

В настоящем стандарте установлено около 80 наименований (понятий) в области кресел-колясок, в том числе свыше 20 терминов и определений основных параметров кресел-колясок, сопровождаемых в ряде случаев графическими пояснениями.

В разделе "Термины и определения" для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Не рекомендуемый к применению термин-синоним приведен в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначен пометой "Нрк".

Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым, а недопустимые синонимы - курсивом.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

В тех случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определенного понятия.

Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В настоящем стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском и английском языках с указанием номера статьи.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию кресел-колясок, специально изготовленных для людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе для инвалидов (далее - кресла-коляски), а также термины и определения, применяемые к креслам-коляскам с ручным приводом и электроприводом.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь

ГОСТ Р ИСО 9999 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Правила, используемые в классификации и терминологии

Классификация базируется на функциях классифицируемых кресел-колясок, особенностях их применения и конструктивного исполнения.

Классификация охватывает кресла-коляски в целом, а также их системы и принадлежности. Каждая классификационная группировка кресел-колясок состоит из кода, наименования и, если необходимо, пояснения и ссылок на другие позиции классификации.

Коды классификационных группировок кресел-колясок базируются на системе кодирования вспомогательных средств, представленной в ГОСТ Р ИСО 9999, в которой первая пара цифр определяет класс, вторая пара - подкласс и третья пара определяет группу вспомогательных средств.

Исходя из целей идентификации и гармонизации классификации кресел-колясок, установленной в настоящем стандарте, с классификацией вспомогательных средств, представленной в ГОСТ Р ИСО 9999, все кресла-коляски отнесены в настоящем стандарте к классу "Вспомогательные средства для персональной мобильности", имеющему в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999 код "12", и разделены на две классификационные группировки: подклассы и группы, имеющие наименования и коды, идентичные ГОСТ Р ИСО 9999.

Код соответственно определяет место кресел-колясок как в международной, так и в национальной классификации вспомогательных средств для людей с ограничением жизнедеятельности.

Наряду с этим в разделе 4 приведены наименования видов кресел-колясок, включенных в [1], [2], с соответствующими этим видам кресел-колясок номерами, заключенными в круглые скобки, с целью обеспечения адаптации и увязки всех этих видов кресел-колясок с классификацией кресел-колясок, представленной в ГОСТ Р ИСО 9999.

Наименования классификационных группировок и видов кресел-колясок в настоящем стандарте максимально адаптированы к стандартизованным терминам.

Установленные в настоящем стандарте термины и определения, применяемые к креслам-коляскам, расположены в систематизированном порядке, соответствующем заданной иерархической структуре классификации кресел-колясок на отдельные ранее упомянутые группировки, которые базируются на общих функциональных признаках.

Для сохранения целостности классификационной схемы и терминологической системы в настоящий стандарт включены ранее стандартизованные термины с определениями и ссылками на стандарты, в которых эти термины регламентированы, например в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7176-26, а также термины с определениями, которые нашли отражение в законодательных актах Российской Федерации, например в [3].

4 Классификация

Код классификационной группировки кресел-колясок по ГОСТ Р ИСО 9999

(номер вида кресел-колясок в соответствии с [1])

Наименование классификационной группировки (вида) кресел-колясок

Вспомогательные средства для персональной мобильности

Кресла-коляски с ручным приводом.

Этот подкласс включает, например, кресла-коляски:

- с ручным приводом из полулежачего положения;

- для передвижения по снегу;

- для передвижения по морскому берегу

Кресла-коляски с двуручным приводом колес.

Эта группа включает, например, кресла-коляски с двуручным приводом:

- на передние колеса кресла-коляски и

- задние колеса кресла-коляски

Кресла-коляски с двуручным рычажным приводом

Кресла-коляски с односторонним ручным приводом.

Эта группа включает, например, кресла-коляски с рычажной системой привода одной рукой

Кресла-коляски с ручным приводом и дополнительным электроприводом

Кресла-коляски с ножным приводом

Кресла-коляски с ручным приводом, управляемые сопровождающим лицом (кресла-каталки)

Кресла-коляски со вспомогательным приводом, управляемые сопровождающим лицом

Кресла-коляски с ручным приводом комнатные (для инвалидов и детей-инвалидов).

Здесь и далее в таблице приведен номер вида кресла-коляски, заключенный в круглые скобки, и наименование этого вида кресла-коляски в соответствии с [1], [2].

Эта группа включает в себя кресла-коляски с ручным приводом:

- с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатные (для инвалидов и детей-инвалидов);

- комнатные для управления одной рукой (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с ручным приводом прогулочные (для инвалидов и детей-инвалидов).

Эта группа включает в себя кресла-коляски:

- с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочные (для инвалидов и детей-инвалидов);

- прогулочные с двуручным рычажным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов);

- с ручным приводом для управления одной рукой прогулочные (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с ручным приводом активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с силовым приводом.

- с силовым приводом типа stand-up;

- управляемые пользователями, находящимися в полулежачем положении;

- с поднимающимися или наклоняющимися сиденьями;

Кресла-коляски с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).

Эта группировка включает в себя кресла-коляски с электроприводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с электроприводом и ручным управлением

Кресла-коляски с электроприводом и электронным управлением

Кресла-коляски с приводом от двигателя внутреннего сгорания

Кресла-коляски с электроприводом, управляемые сопровождающим лицом

Кресла-коляски с силовым приводом, перемещающиеся вверх по лестнице

Малогабаритные кресла-коляски (для инвалидов и детей-инвалидов)

Принадлежности кресел-колясок, которые включают, например:

- ненательные средства для абсорбирования мочи и фекалий одноразового использования (код 09 30 42 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- ненательные средства для абсорбирования мочи и фекалий, пригодные к стирке (код 09 30 45 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- вспомогательные средства для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него (код 12 12 18 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- вспомогательные средства для погрузки порожнего кресла-коляски на транспортное средство или внутрь него (код 12 12 21 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- вспомогательные средства для фиксации (закрепления) кресла-коляски в транспортном средстве (код 12 12 24 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- лестничные подъемники (код 12 17 03 по ГОСТ Р ИСО 9999)

Системы управления и контроля для кресел-колясок

Система рулевого управления креслом-коляской

Силовые блоки [энергетические агрегаты] для кресел-колясок с ручным управлением

Приборы осветительные и аварийной сигнализации для кресел-колясок включают, например, задние сигнальные маячки, рефлекторы (отражатели)

Рабочая система торможения кресел-колясок, которая включает, например, рабочие тормоза

Стояночная система торможения кресла-коляски, которая включает, например, стояночный тормоз

Шины и колеса для кресел-колясок, которые включают, например:

- полозья для снега

Аккумуляторные батареи и зарядные устройства для кресел-колясок

Устройства для чистки кресла-коляски или его определенный части

Устройства для защиты кресел-колясок и их пользователей от воздействия солнечных лучей и осадков, которые включают, например, зонтики и навесы для кресел-колясок

Устройства подсоединения кресла-коляски к велосипеду

Устройства, которые прикрепляют к креслам-коляскам для облегчения перемещения вверх и вниз по лестнице

Устройства, прикрепляемые к креслам-коляскам для удержания и перевозки предметов (вещей), включающие, например, мешочки, корзины и кейсы, которые крепят к креслу-коляске, держатели тростей и костылей, и багажники для обуви

Устройства для контроля (наблюдения) за средой, окружающей кресло-коляску, которые включают, например, зеркала заднего вида, камеру наблюдения

Составные элементы инвалидных колясок

Составные элементы инвалидных колясок

Инвалидные коляски отличаются не только по видам, но и по элементам, каждый из которых имеет свои особенности. Поговорим о том, чем характеризуются составные части реабилитационной техники.


Подлокотники

Такие, казалось бы, простые элементы, как подлокотники, имеют массу вариаций. Различают следующие виды:

  • по фиксации – откидные, съёмные, фиксированные;
  • по форме – компромиссные, ступенчатые, удлинённые;
  • по возможности трансформации – с изменяемой высотой и цельные (+/- дополнительные опции).

Коляска с несъёмными подлокотниками характеризуется повышенной устойчивостью. Съёмные и откидные подлокотники дают возможность пользователю пересаживаться без применения особых усилий, что особенно важно для ослабленных или пожилых пациентов.

Ступенчатые подлокотники позволяют беспрепятственно подъезжать к различной мебели, а удлинённые обеспечивают больший комфорт для рук.

Компромиссные подлокотники одновременно являются скошенными и удлинёнными, что позволяет комфортно расположить руки и при этом подъезжать к столу и другим предметам интерьера. Также подлокотники могут быть мягкими и жёсткими.

Подножки

  • фиксированными;
  • съёмно-откидными;
  • съёмно-откидными с ортопедической подушкой.

Фиксированные регулируются по длине в соответствии с ростом пользователя. Съёмно-откидные облегчают перевозку коляски, так как без подножек она становится более лёгкой и компактной. Такими элементами оснащены коляски марки SORG, Dietz, Ottobock, Vermeiren.

В некоторых моделях, если человеку не нужна одна подножка (после ампутации ноги, например), её можно удалить для облегчения транспортного средства. В кресло, оснащённое откидными подножками, комфортно садиться. Это особенно важно для пациентов, способных передвигаться самостоятельно и использующих кресло лишь время от времени.

У съёмно-откидных подножек с ортопедической подушкой имеется следующая особенность: они изменяют угол наклона даже до горизонтального положения, что повышает уровень функциональности. Такая подножка, в частности, удобна человеку с переломом таза, когда ногу нельзя согнуть из-за наложенного гипса.


Колёса

В зависимости от того, где предполагается использовать коляску, выбирается средство с пневматическими или литыми колёсами. Первый тип обеспечивает повышенный уровень амортизации, сглаживает недостатки дорог. Ухода такие колёса требуют такого же, как и велосипедные: их необходимо периодически подкачивать, заменять. Литые колёса предназначены для домашнего применения и должны использоваться только на гладких поверхностях.

Рама колясок изготавливается из стали или алюминия. Первый вариант – классический, в то время как алюминий применяют в облегчённых моделях. Дюралюминиево-стальная рама имеется у колясок марки SORG. Также рама коляски может быть складной или цельной.

Обивка сидения

В качестве обивки используют кожзаменитель или ткань из гигроскопического материала. Кожзаменитель легко моется, что особенно актуально в медицинских учреждениях. Гигроскопический материал обеспечивает пользователю повышенный уровень комфорта.

Разновидности инвалидных колясок

Разновидности инвалидных колясок

Люди с ограниченными возможностями являются неотъемлемой частью современного общества и должны жить социально активной жизнью. Индустрия товаров медицинского назначения уделяет особое внимание усовершенствованию инвалидных колясок, которые являются незаменимым средством мобильности и активности инвалидов.

Виды инвалидных кресел

Разделяются на два основных вида:

  • Каталки - для транспортировки людей с временной потерей подвижности. Широко применяются в медицинских учреждениях, они просты в использовании, легко поддаются санитарно - гигиенической обработке и износоустойчивы. Изделия данного вида имеют существенное ограничение – длительность пребывания в кресле-каталке не более трёх часов единовременно.
  • Кресло-коляска. Средство передвижения для инвалидов не требующее посторонней помощи. Человек с ограниченными возможностями самостоятельно управляет коляской, что позволяет ему быть мобильно независимым. Конфигурация изделий представляет собой удобное ортопедическое кресло на колесах с дополнительными опциями управления. Предназначены для постоянного использования в домашних и уличных условиях. В зависимости от диагноза, медицинских показаний и личных предпочтений подбирается тип и необходимая комплектация.


Основные типы инвалидных кресел-колясок массового производства:

  1. Классические с ручным приводом. Кресло с парой больших колес и дополнительной парой маленьких, обеспечивающих маневренность. Управление таким типом кресла-коляски осуществляется вручную, увеличивая или уменьшая вращение больших колес, которые удобно расположены под руками. В базовую комплектацию изделий входит подножка, которая может быть съемная, съемно-откидная или несъемная, в зависимости от модели. Современные модели, при необходимости можно дополнить подлокотниками и подголовниками.
  2. Активные – более легкая и усовершенствованная конструкция модели с ручным приводом для инвалидов, ведущих активный образ жизни. Занятия спортом, длительные передвижения и даже походы в горы для инвалидов – колясочников из мечты превратятся в реальность, если пересесть на модель этого типа. Являются универсальными моделями спортивных инвалидных колясок, которые изготавливаются индивидуально и хорошо зарекомендовали себя на параолимпийских играх, что дало толчок ввести их в массовое производство и расширить модельный ряд.
  3. Кресло – коляска рычажного типа представляет собой классическую модель усовершенствованную механическим элементом управления – рычагом. Движение колес, а также торможение осуществляется с помощью поступательных движений рычагов, которыми управляет инвалид. Использование такой модели требует достаточно развитую мускулатуру рук. Может быть оснащена одним или двумя рычагами, в зависимости от модели. Износоустойчивая конструкция предназначена для длительных прогулок по неровной поверхности дорог, а так же для тех, кто стремится поддерживать достойную физическую форму.
  4. С электроприводом – основной особенностью данного типа является автоматическое управление с помощью джойстика, который встроен в подлокотник коляски. В комплектацию изделия входят аккумуляторные батареи, которые обеспечивают автоматизированный процесс движения. Современные дизайнерские решения и новейшие разработки превратили инвалидную коляску в автоматический мобильный комплекс, достигающий скорости движения до 10 -15 км/ч. Автоматическая подстройка угла спинки и подлокотников, подстраиваемые подножки и подголовник, вертикализатор и многое другое может довести стоимость кресла – коляски до стоимости автомобиля.
  5. Для детей с ДЦП. Несмотря на название, данная конструкция, все таки, относится к виду кресел-каталок, т.к. не предусматривает самостоятельное управление. Внешний вид разрабатывался с максимальным приближением к обычной детской коляски, чтобы не привлекать особого внимания окружающих. В комплектацию входят абдукционная подушка, капюшон и дополнительные фиксирующие ремни, обеспечивающие безопасность ребенка с учетом специфики заболевания.

Помимо вышеперечисленных видов и типов, существует еще несколько вариаций:

  1. Для дома или для улицы. Основное различие в конструкции колес и амортизации при движении по неровным поверхностям. Например, для передвижения по улице рекомендуется приобретать коляски с пневматическими колесами;
  2. Детские и взрослые модели различаются размером и, в некоторых случаях, дизайнерскими решениями;
  3. Кресла – коляски с высокой спинкой комфортны для людей, которые большую часть времени проводят в коляске;
  4. Санитарные кресла – коляски, предназначены для оправления естественных нужд и принятия водных процедур.

Чтобы подобрать максимально комфортную и эффективную модель, необходимо получить точные инструкции у лечащего врача, а затем определить вид и цену, с учетом финансовых возможностей.

Похожие статьи

Составные части инвалидных колясок

Инвалидные коляски отличаются не только по видам, но и по элементам, каждый из которых имеет свои ос..

Выбор подушек для инвалидной коляски

Длительное нахождение человека в одной позе заставляет вес концентрироваться на небольшом участке ег..

Спортивная жизнь колясочников

Спорт среди инвалидов-колясочников давно перестал быть диковинкой. Люди с ограниченными возможностям..

Выбор запасных частей для инвалидных колясок – тема, которая нуждается в особом разговоре. Некоторые..

Выбор детской инвалидной коляски

Коляски с электроприводом для инвалидов: полезная информация и советы

Электроколяска – инвалидная коляска, которая работает не за счет усилий самого пользователя, а при п..

Ходунки – это опорное приспособление, которое помогает самостоятельно передвигаться людям с проблема..

Как выбрать инвалидную коляску для пожилого человека


Ассортимент реабилитационного оборудования в последнее время становится все шире. И это не может не радовать: люди с ограниченными возможностями больше не остаются без внимания. С другой стороны, человек, не слишком разбирающийся в подобной продукции, может затрудниться с выбором инвалидной коляски. Мало кто знает, что такие изделия отличаются не только по функциональным возможностям, но и по своему предназначению. К примеру, если необходимо передвигаться вне помещений на дальние расстояния, то требуется модель с рычажным приводом. Сегодня мы поговорим о том, как выбрать инвалидную коляску правильно.

Какую выбрать инвалидную коляску в зависимости от вида и типа

сам человек с ограниченными возможностями;

помощник или медперсонал, если заболевание очень серьезное.

Инвалидные кресла делятся на два типа: инвалидную коляску и кресло-каталку. 1. Инвалидная каталка используется, как правило, для перемещения больных, которые не могут передвигаться сами в силу разных причин. Также данное устройство необходимо людям с болезнями опорно-двигательного аппарата, не имеющим возможности самостоятельно использовать инвалидные коляски. Ведь последние, благодаря большим колесам, предназначены в основном для передвижения с помощью собственных мышечных усилий. 2. Кресла-коляски с рычажным приводом. Выбрав подобную инвалидную коляску, человек с ограниченными возможностями может передвигаться вне дома на значительные расстояния. У этих устройств с целью амортизации на плохой дороге обычно имеются пневматические шины. Для дома лучше выбирать инвалидную коляску с литыми шинами. Конструкции подобного типа имеют массу преимуществ. Во-первых, они очень комфортны. Во-вторых, безопасны при движении. В-третьих, обеспечивают сцепление с поверхностью даже на неровной дороге. При возможности выбора остановиться лучше на кресле-коляске, у которой есть возможность регулировки наклона задней спинки. Людям, у которых функции тела ограничены с одной стороны, лучше выбирать инвалидную коляску с рычажным управлением левой или правой рукой. Это даст возможность перемещаться вперед и назад, используя ручку управления. Вообще, кресла-коляски с рычажным приводом очень удобны и просты в использовании. С помощью данных устройств люди с ограниченными возможностями могут с определенной степенью свободы передвигаться в пространстве, им доступны некоторые виды спорта. 3. Кресла-коляски электрические. Основное их отличие от всех остальных в том, что они оснащены электроприводом. Выбрав подобную инвалидную коляску, человек может быстро передвигаться как в помещениях, так и на улице – при условии хорошей погоды и ровной дороги. Пациенты в зависимости от их болезни, а также желания могут выбрать механическую или электрическую инвалидную коляску. В первом случае человек с помощью мускульной силы рук приводит в движение ведущие задние колеса, во втором коляска движется за счет аккумуляторных батарей. У электроколясок ходовая часть устроена принципиально по-другому, на подлокотнике имеется пульт управления, манипулировать которым весьма удобно. Кроме того, можно выбрать инвалидную коляску для неходячих такой модели, где пульт можно переставить, как требуется: с одной стороны на другую, закрепить его посередине или вообще сделать ножное управление.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Устройства с электроприводом экономят больному массу сил, при этом на них гораздо удобнее передвигаться, чем на обычных инвалидных колясках. Единственный их недостаток – цена. Купить подобное оборудование могут себе позволить далеко не все. 4. Кресла-коляски активные. Из названия уже ясно, что такую инвалидную коляску выбирать рекомендуется тем, кто желает вопреки болезни вести активный образ жизни. Данная модель, как и прочие, помогает человеку передвигаться в пространстве, маневрировать и заниматься некоторыми видами спорта. Но, в отличие от других инвалидных колясок, эта изготовлена из очень прочных материалов, способных противостоять экстремальным нагрузкам. Большие и маленькие колеса имеют специальную облегченную конструкцию, которая способствует продолжительному сроку эксплуатации изделия в крайне сложном режиме. 5. Кресло с санитарным оснащением. Используется человеком с ограниченными возможностями как душевая или туалетная коляска. Имеется съемное судно.

Как правильно выбрать инвалидную коляску: 7 критериев

Грузоподъемность инвалидной коляски, то есть какой вес она может выдержать без ущерба для срока эксплуатации.

То, сколько весит сама коляска. Далеко не во всех домах или учреждениях имеются пандусы, и транспортировка слишком тяжелой модели может стать проблемой.

То, какого рода подлокотники. Они могут быть съемными или постоянными, откидными или фиксированными, регулируемыми по высоте или нет. Это важно, например, для процесса пересаживания пациента на кровать и т. п.

Подножки. Обратите внимание: съемные они или фиксированные? Можно их регулировать по высоте и углу наклона или нет? Есть ли упоры для голеней? Складываются они или не складываются? От всего этого напрямую будет зависеть комфорт пациента. К примеру, человеку, у которого отекают ноги, лучше выбирать инвалидную коляску, дающую возможность изменить их положение. Кто-то может пересаживаться из коляски только при убранных подножках и т. д.

То, высокая у инвалидной коляски спинка или нет, есть ли разного рода ограничители и упоры, подголовник. Для многих тяжелобольных людей это может иметь первостепенное значение.

Возможность регулирования спинки кресла – как по высоте, так и по углу наклона. Даже обычному человеку сложно все время находиться в одном положении, так что уж говорить о людях с ограниченными возможностями.

Иные плюсы и минусы конкретного инвалидного кресла.

При выборе инвалидной коляски далеко не в последнюю очередь нужно учитывать заболевания (как основное, так и сопутствующие) человека, для которого она приобретается. Также важны возраст пациента и его физические возможности. К примеру, кто-то способен перемещаться на коляске с механическим приводом, действуя при этом руками. А кому-то, напротив, подойдет лишь электрическая модель с пультом управления. Выбирая инвалидную коляску для дома и для улицы, в обязательном порядке нужно учитывать каждую мелочь!

Как выбрать инвалидную коляску под параметры конкретного человека

Ширина сиденья

6

Нужная ширина вычисляется следующим образом. Человека нужно посадить, затем с помощью сантиметровой ленты измерить расстояние от одного его бедра до другого – причем сделать это по самым дальним точкам. И не забудьте учесть при измерении толщину одежды. Но это не итоговая цифра. К ней нужно прибавить 5 см. Делается это для того, чтобы в выбранной инвалидной коляске пациент ощущал себя комфортно и находился в правильном положении. Что, в свою очередь, позволяет избежать образования пролежней и потертостей на коже. Кроме того, данный зазор обеспечивает человеку некоторое пространство для движений, а это очень важно. С другой стороны, слишком много свободного места в инвалидном кресле – тоже плохо. Это приводит к неправильному положению тела пациента в кресле, что негативно скажется на его здоровье. К примеру, возможно искривление позвоночника. Есть и другие минусы слишком широкой для человека модели устройства. Во-первых, ему будет затруднительно работать с колесами. Во-вторых, крупногабаритная коляска с трудом протискивается в некоторые дверные проемы. Как правильно выбрать ширину сиденья вы уже знаете. Но на всякий случай верность данного выбора стоит проверить. Сделать это довольно просто. Если между боками человека, сидящего в коляске, и ее стенками свободно проходят обе ладони рук одновременно, то все в порядке.

Глубина сиденья

7

При выборе инвалидной коляски обязательно нужно учитывать глубину сиденья. Слишком маленькая увеличивает давление на область седалищных бугров человека. Кроме того, при движении коляски пациент рискует опрокинуться вперед. В противном случае, когда глубина слишком большая, человек в подобной коляске будет ощущать физический дискомфорт. Особенно это касается подколенной области, где возможно разного рода давление и трение. И вообще, положение пациента не будет правильным с медицинской точки зрения. Чтобы исключить оба неверных варианта, следует провести соответствующие измерения. Человека нужно посадить, после чего сантиметровой лентой измерить расстояние от края ягодицы (на уровне спины) до внутреннего сгиба колена. Делается это вдоль бедра. И опять же полученная цифра будет не окончательной. Из нее нужно вычесть от 5 до 7,5 см. Полученный результат – тот, что вам понадобится при выборе инвалидной коляски. Так же, как и в предыдущем случае, осуществим проверку. Усадив пациента в кресло-коляску, измерьте расстояние от края сиденья до подколенной области человека. Если оно не больше 5–7,5 см (это примерно 3-4 пальца руки), то вы все сделали правильно. К сожалению, бывает так, что инвалидное кресло с неверными параметрами уже куплено, и поменять его на новое пока нет возможности. В этом случае небольшой совет. Глубину сиденья можно немного уменьшить, если прикрепить к спинке специальную ортопедическую подушку.

Высота сиденья

В данном случае – это расстояние от плоскости сиденья до пола. Тут практически как со стулом. Если он будет слишком высоким, то неудобно будет сидеть за столом. И наоборот. То же и с креслом-коляской. Выбрав инвалидную коляску со слишком высокой посадкой, пациент не сможет нормально подъехать к столу. А на слишком низком сиденье седалищные бугры будут подвергаться ненужному давлению. Да и просто находиться в таком положении не доставит человеку никакого удовольствия. Для того чтобы вычислить необходимые параметры, ногу нужно согнуть в колене и измерить расстояние от пятки или каблука до нижнего края бедра. К полученной цифре прибавить 5 – это будет зазор между подножками и полом. Есть один важный нюанс. Если человек, постоянно сидящий в кресле-коляске, использует специальные подушки под ягодицы, этот момент при измерении также необходимо учитывать. При увеличении высоты сиденья на каждые 2,5 см пропорционально увеличивается и расстояние от пола до подножек. Если так вышло, что высота сиденья у выбранной инвалидной коляски слишком мала, ее можно компенсировать с помощью той же подушки. Что касается площадки для ног, то нельзя, чтобы она была слишком низкой, иначе человек может просто упасть. Расстояние от пола до подножки не должно быть меньше 5 см. При верном расчете между бедром пациента и сиденьем должно быть расстояние в 4-5 см (две трети указательного пальца).

Высота спинки

9

При выборе инвалидной коляски важную роль играет высота спинки. Здесь все зависит от особенностей человека и его возможностей. Если данный параметр подобран правильно, то пациент в кресле-коляске будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Минимальная высота спинки рассчитывается следующим образом. Человек должен сесть и вытянуть руки вперед параллельно полу. С помощью сантиметровой ленты нужно измерить расстояние от сиденья до подмышки. От полученной цифры отнять 10. В случаях, когда пациенту нужна более высокая поддержка, то тут выбор или регулировка должны быть в соответствии с потребностями больного: до плеч, головы и т. д.

Высота подлокотников

10

Не менее важный параметр, чем все остальные. Выбрав инвалидную коляску с низкими подлокотниками, вы тем самым заставите пациента сутулиться. А это приводит не только к затруднению дыхания, но и к нарушению равновесия со всеми возможными последствиями. При излишне высоких подлокотниках человек также будет испытывать физический дискомфорт. Исходя из этого, высоту подлокотников тоже обязательно надо рассчитывать. Для этого нужно определить расстояние от основания локтя сидящего пациента до поверхности сиденья. К полученной цифре прибавляем 2,5 см. К примеру, 18 плюс 2,5. Значит, правильная высота подлокотников будет 20,5 см. Выбор инвалидной коляски – процесс очень ответственный. И делать это нужно, опираясь исключительно на индивидуальные особенности и потребности пациента. Это важно не только для физического здоровья человека, но и для его психического состояния.

Сколько стоит инвалидная коляска

sl-0

При выборе инвалидной коляски ни в коем случае нельзя забывать и о таком параметре, как качество. В продаже имеются очень дешевые изделия, стоимостью в 5-6 тысяч рублей. Цена невелика, но их выполнение оставляет желать лучшего. Мало того, что человек в подобной коляске будет чувствовать себя некомфортно, но и срок ее эксплуатации вряд ли будет достаточно долгим. Выбирать подобные вещи имеет смысл только в том случае, если использовать ее планируется непродолжительное время. К примеру, при переломе ноги или в качестве инвалидной коляски для бабушки, которую 2-3 раза в год нужно отвезти на прием к врачу. Более дорогие модели стоят от 8 до 15 тысяч рублей. Они уже лучше, но за такие деньги в любом случае не купить устройство с хорошей функциональностью. Как правило, при минимальном наборе возможностей такие коляски много весят и обладают определенными недостатками. Выбрав инвалидную коляску за 15–25 тысяч, вы уже можете рассчитывать на вполне приемлемое качество. Но, может, стоит подумать, немного добавить и купить модель за 35 тысяч или больше? В таком случае жизнь инвалида станет куда более комфортной. Ведь у подобной коляски не только прочный, но и очень легкий корпус. Кроме того, плавный ход, удобное сиденье, масса функциональных возможностей и весьма приличный срок службы. И напоследок еще один совет. Выбирать и покупать инвалидные коляски нужно только в специализированных магазинах, при этом проверяя наличие сертификата. Также неплохо было бы сперва прочесть отзывы о данных торговых точках. Если не следовать этому правилу, то можно оказаться владельцем не той коляски, что вам требуется, а той, которую магазину нужно было поскорее сбыть.


Благодаря инвалидной коляске жизнь пожилого человека упрощается. В некотором смысле ее можно сравнить с автомобилем или ботинками, поскольку это устройство физически поможет человеку взаимодействовать с окружающей средой. Благодаря креслу человек, у которого нарушены функции спинного мозга, имеет возможность перемещаться с такой же скоростью, как и другие. Для пожилого человека, страдающего от артрита, инвалидная коляска как пропуск в мир за пределами дома. В последнее время выбрать коляску для пожилого человека стало не так просто, поскольку современный рынок предлагает богатый ассортимент данных устройств.

В нашей статье мы поговорим подробнее о том, как выбрать инвалидную коляску для пожилого человека.

Виды инвалидных колясок

Очень важно выбрать такую инвалидную коляску, чтобы пожилой человек мог чувствовать себя комфортно и удобно. Дизайн устройства должен соответствовать личным нуждам и интересам человека.

Если следовать инструкциям и рекомендациям, вы сможете улучшить качество жизни своих близких, сделав их перемещение легким и удобным. Коляска упростит передвижение через дверные проемы и в помещениях, где пространство ограничено.

  • Подлокотники: фиксированные либо съемные.

Благодаря съемным или откидывающимся назад подлокотникам пожилой человек может легче и быстрее пересаживаться. Некоторые модели колясок позволяют регулировать высоту подлокотников. Изделия с зафиксированными подлокотниками отличаются простотой и надежностью, а их конструкция прочная и устойчивая. Подвижный механизм такой коляски для пожилого человека не сможет сломаться, что обеспечивает безопасность передвижения.

  • Шины: цельнолитые либо пневматические.

Цельнолитые шины отличаются надежностью и прочностью, но при этом данная коляска предназначена для того, чтобы перемещаться по гладкой и твердой поверхности, потому что любая погрешность доставит дискомфорт пожилому человеку. Как правило, такую модель можно выбрать для передвижения в помещении. Инвалидные коляски для пожилого человека на пневматических шинах направлены на перемещение по улице: амортизация «сглаживает» незначительные погрешности на дороге. Это устройство имеет свои недостатки: оно нуждается в регулярной подкачке и замене шин. Последние модели инвалидных колясок для пожилого человека на пневматических шинах имеют новые компоненты, которые обеспечивают комфорт в использовании.

Они работают от батареи. Модели, оснащенные электроприводом, характеризуются совсем другой ходовой частью, чем механическая коляска (где пожилой человек самостоятельно крутит колеса). Электрическое кресло-коляска может быть использовано в любой среде.

Это устройство оснащено пультом управления. Некоторые модели инвалидных колясок для пожилого человека позволяют перемещать пульт управления, что создает дополнительный комфорт. При управлении коляской пожилому человеку практически не приходится прикладывать усилий. Единственный недостаток данной модели – высокая стоимость. Поэтому прежде чем выбрать инвалидную коляску для пожилого человека, оснащенную электроприводом, стоит это учесть.

Эта модель коляски предназначена для пожилых людей, которые привыкли быть активными, несмотря ни на что. Такое оборудование обеспечивает легкость и быстроту передвижений, позволяет маневрировать и даже выполнять некоторые физические упражнения. Такая инвалидная коляска для пожилого человека представляет собой надежную и прочную конструкцию, которая рассчитана на экстремальный уровень спортивных нагрузок. А благодаря облегченной конструкции колес ее можно эксплуатировать при больших нагрузках.

Как выбрать инвалидную коляску для пожилого человека

Для того чтобы правильно выбрать инвалидную коляску для пожилого человека, следует замерить:

  • ширину и глубину сиденья;
  • длину ног пожилого человека;
  • высоту сиденья;
  • высоту предплечий;
  • высоту спинки.

Если правильно выбрать инвалидную коляску для пожилого человека, ему будет максимально удобно. Он не будет испытывать трудностей в процессе перемещения в любой среде. К тому же негативные последствия продолжительного сидения в кресле минимизируются.

  • наличие определенных заболеваний и общее состояние здоровья пожилого человека;
  • в какой среде будет эксплуатироваться эта коляска.

Перед тем как выбрать инвалидную коляску для пожилого человека, обратите особое внимание, что она должна входить в дверные проемы. Общие габариты инвалидной коляски высчитывают с помощью следующей формулы: к ширине внутренней нижней рамы прибавляют ширину колес. Как правило, получается 22 см, но вы можете получить и меньший показатель.

Основной параметр кресла – это ширина сиденья.

Если она подобрана правильно:

  • пожилой человек может равномерно распределить свой вес на поверхности сиденья;
  • упростится процесс перемещения в инвалидном кресле;
  • тело пожилого человека не будет тереться о боковые панели кресла.

Ширина сиденья

Ширину сиденья замеряют следующим образом: определяется ширина бедер пожилого человека, затем к данному показателю нужно прибавить 5 сантиметров.

Замер осуществляют там, где бедра отличаются максимальной шириной. В том случае, когда пожилой человек планирует выезжать на улицу, учтите при замерах толщину верхней одежды.

Таблица соответствия ширины коляски размеру одежды:

48, 50, 52, 55, 58 см

свыше 54 размера

Эти показатели приблизительные. Когда вы будете выбирать инвалидную коляску для пожилого человека, необходимо учитывать особенности последнего.

Когда сиденье оказывается слишком узким:

  • пожилой человек испытывает трудности с поворачиванием корпуса тела, следовательно, его подвижность ограничивается;
  • увеличивается уровень давления на седалищные бугры, что вызывает риск образования пролежней.

Если выбрать чересчур широкое сиденье инвалидной коляски:

  • возникают трудности с фиксацией спины;
  • пожилой человек заваливается в сторону, сидит с искривленным позвоночником, что доставляет ему дискомфорт;
  • обод колеса инвалидной коляски находится дальше, и пожилому человеку приходится тянуться к нему;
  • инвалидная коляска не помещается в дверные проемы и лифт.

Если вы правильно подберете ширину сиденья, то между бедром пожилого человека и стенкой инвалидной коляски с обеих сторон легко поместится ладонь.

Чтобы правильно выбрать инвалидную коляску для пожилого человека, необходимо также учитывать:

  • глубину сиденья;
  • высоту сиденья инвалидной коляски для пожилого человека;
  • высоту подлокотников;
  • высоту спинки.

Глубина сиденья представляет собой расстояние между внешним краем инвалидной коляски и спинкой. За счет правильно подобранной глубины сиденья:

  • вес тела равномерно распределяется на ягодицы и бедра, минимизируется давление на седалищные бугры;
  • отсутствует риск нарушения кровообращения;
  • сводится к минимуму риск возникновения раздражения в области коленей.

Глубина сиденья

Глубина сиденья инвалидного кресла для пожилого человека определяется расстоянием от края бедра пожилого человека до его колена, затем от полученного параметра отнимают от 5 до 7,5 см.

Когда глубина сидения недостаточная:

  • масса тела пожилого человека не может распределиться равномерно, усиливается уровень давления на область седалищных бугров;
  • центр тяжести оказывается смещенным, возрастает нагрузка на позвоночный столб;
  • возникает риск выпадения пожилого человека из инвалидной коляски.

Если выбрать инвалидную коляску для пожилого человека с чересчур глубоким сиденьем:

  • край кресла будет оказывать давление на икроножные мышцы пожилого человека, будет нарушаться процесс кровообращения, а кожа под коленом раздражаться;
  • возникает риск развития кифоза;

Когда глубина сиденья подобрана верно, то промежуток между ногой пожилого человека и краем инвалидной коляски составляет от 6–7 см.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни

Высота сиденья является расстоянием от пола до сиденья. Если грамотно выбрать высоту сиденья:

  • минимизируется давление на область седалищных бугров и область под коленом;
  • оптимизируется процесс перемещения в коляске (пожилой человек не будет ударяться коленями о различные предметы в окружающей среде).

Длина подножки

Для определения высоты сиденья инвалидной коляски для пожилого человека следует замерить расстояние от пяток до коленей, затем к данному показателю добавить 5 см и высоту подушки (если она необходима пожилому человеку). Когда пациент сидит в инвалидной коляске, объем подушки сокращается в два раза.

Важно помнить следующее:

  • подножки инвалидной коляски должны быть расположены не дальше пяти сантиметров от пола;
  • если высоту сиденья увеличить на 2,5 сантиметра, то и промежуток между полом и подножками должен увеличиться на эту же величину.

Когда подножки и сиденье инвалидной коляски для пожилого человека расположены чересчур низко:

  • колеса при вращении задевают голени;
  • возрастает уровень давления на седалищные бугры;
  • возникает риск выпадения пожилого человека из инвалидной коляски;
  • пожилому человеку проблематично дотянуться до необходимых ему предметов.

Когда уровень подножек и сиденья инвалидной коляски расположен слишком высоко:

  • пожилому человеку будет затруднительно подъезжать к столу;
  • также будет неудобно тянуться к ободу колес.

Рассмотрим высоту подлокотников.

Если высота подлокотников подобрана верно:

  • пожилой человек устойчиво сидит в инвалидной коляске;
  • сохраняется прямая осанка.

Высота подлокотника

Высота подлокотников инвалидной коляски для пожилого человека вычисляется следующим образом: замеряют промежуток между сиденьем и локтем, затем к данному показателю прибавляют 2,5 см. Эта величина и будет означать, на каком уровне следует располагать подлокотники коляски для пожилого человека.

Когда подлокотники находятся на слишком низком уровне:

  • пожилой человек будет сутулиться;
  • возрастет нагрузка на позвоночный столб;
  • ухудшится общее состояние, возрастет утомляемость;
  • плечи будут оказывать давление на диафрагму, а дыхание, в свою очередь, затруднится.

Когда подлокотники находятся на слишком высоком уровне:

  • плечи будут подняты;
  • подлокотники перестанут поддерживать предплечья.

Поговорим о высоте спинки.

Если правильно выбрать высоту спинки инвалидной коляски:

  • это гарантирует комфортную и удобную позу для пожилого человека;
  • это обеспечивает эффективную поддержку туловища.

Когда вы будете регулировать высоту спинки инвалидной коляски, необходимо учесть активность пожилого человека и его физическое состояние. Если пожилой человек не испытывает необходимости в поддержке туловища, установите высоту спинки, измерив промежуток от сиденья до уровня подмышек, затем от этой величины отнимите 10 см. Если пожилому человеку необходима хорошая поддержка корпуса тела, следует замерить расстояние от плечей до сиденья коляски.

Когда спинка инвалидной коляски для пожилого человека находится слишком низко:

  • голова заваливается назад, а коляска может опрокинуться.

Когда спинка коляски расположена чрезмерно высоко:

  • лопатки пожилого человека оказываются ограниченными в подвижности;
  • когда пожилой человек будет откидываться назад, он может получить травму шеи или головы.

Высота спинки

Когда вы правильно установите высоту спинки, то расстояние от края сиденья до подмышек пожилого человека составит около 10 см.

Следуя этим простым правилам, вы сможете выбрать подходящую инвалидную коляску для пожилого человека, чтобы обеспечить ему более удобную и комфортную жизнь.

Читайте также: