Тест детских кресел авторевю

Обновлено: 03.05.2024

Авторевю — советско-российское издание, которое организовало первый независимый рейтинг пассивной безопасности автомобилей ARCAP. Авторевю проводит ресурсные испытания автомобилей и собственные краш-тесты по методике EuroNCAP на базе Дмитровского автополигона НАМИ и Лаборатории ударных испытаний АвтоВАЗа. Среди проектов издания — организация экспедиций в необычные места планеты, тесты автомобильного топлива, шин и различных автодорожных аксессуаров. Авторевю освещает значимые события автомобильной индустрии — мировые автосалоны, тенденции, новинки и разработки, а также уделяет большое внимание детской пассивной безопасности в автомобиле.

Газета Авторевю 1990 год
Газета Авторевю 1993 год

Авторевю - краш-тест

Первые тесты детских автокресел были организованы Авторевю в 2001 и 2006 годах. Совместно с АвтоВАЗом специалисты создали собственную шкалу оценок безопасности, основываясь на протоколе ECE 44. Согласно им, предельное замедление головы не должно превышать 60 g, эти значения ниже границы «зеленой» зоны по методике EuroNCAP (72 g). Итоговый рейтинг был составлен из шести слагаемых, максимальная оценка — 10 баллов.

Газета Авторевю 2001 год
Газета Авторевю 2015 год

Наиболее ценным слагаемым в то время считалось удобство использования сиденья, простота и надежность его установки. Этому критерию было выделено 25% от общей оценки, которая складывалась из мнения специалистов АвтоВАЗа и по времени корректной установки автокресла силами одного человека.

Оставшиеся 75% были разделены между пятью составляющими защиты: головы, груди, брюшной полости, ног и позвоночника, по 15% на каждый параметр. Границы «зеленой» и «красной» зон определялись исходя из требований ECE R44 и методики EuroNCAP для защиты детей.

Авторевю - тест детских автокресел 2016

Следующий крупный краш-тест детских удерживающих устройств был проведен Авторевю в 2015 году и основывался на большом списке нововведений. На этот раз к проекту присоединилась компания Автодети, предоставив кресла для испытаний, а также услуги специалистов по детской безопасности. В Лаборатории пассивной безопасности АвтоВАЗа, где проводились испытания, появились современные детские манекены Q-серии, с помощью которых теперь можно измерить ускорение таза и нагрузки на шею. Был пересмотрен и финальный рейтинг по баллам. Главным фактором стала совокупность результатов фронтального и бокового ударов, на которые были отведены максимальные 35% рейтинга модели.

Авторевю и Автодети - подготовка к испытаниям
Авторевю - каркас автомобиля для краш-тестов

Авторевю и Автодети - изучение кресла
Авторевю и Автодети - изучение кресла

Но самое важное отличие от предыдущих тестов — новая методика: отныне она включала не только фронтальный, но и боковой удар. При этом оба удара были «жестче», чем в требованиях EuroNCAP. Такие завышенные параметры позволяли выявить предел перегрузки и степень защиты для лучших представителей мировых и отечественных брендов, а также выявить различия между хорошими и очень хорошими моделями, которые при нынешней практике краш-тестов EuroNCAP несколько стерлись.

Подробнее о краш-тестах детских автокресел Авторевю читайте в обзорной статье.

Как выбрать детское автокресло


Уверен, безопасность ребенка в автомобиле важна для подавляющего большинства моих читателей. Сегодня я поделюсь с вами своим опытом в выборе хорошего детского автокресла.

Предыстория
Когда моему малышу исполнилось 8 месяцев, он окончательно вырос из старенького детского кресла Inglesina, которое я купил в свое время у знакомого вместе с коляской. Поэтому перед очередным автомобильным путешествием в Европу я решил приобрести новое автокресло. Где и какое? Эти два вопроса я задал читателям (среди которых очень много опытных родителей) на своей странице в Facebook. Мнения по брендам, как обычно, разошлись, но большинством голосов я был отправлен в магазин "Автодети" на улице Вавилова. Тем более, что выяснились, что в недавнем прошлом компания спонсировала юных автогонщиков, а это значит, что люди, как говорится, «в теме».


В небольшом магазине, среди стеллажей, заставленных детскими креслами от пола до потолка, я сразу понял, что пришел по адресу.


Во-первых, стало ясно, что мое старое кресло безнадежно устарело, и все новинки в сравнении с ним — как "Майбах" рядом с "Запорожцем". Во-вторых, объем полученной от консультантов информации был достаточно большим, чтобы я смог определится с тем, чего именно я хочу от детского автокресла. А в вопросе, как мы знаем, кроется большая часть ответа. Но прежде чем я расскажу про свой выбор — немного теории.

Теория и практика безопасности
Все мы знаем, что в России есть некие правила дорожного движения, и многие относятся к ним с пренебрежением. Это касается и перевозки детей. Вот что написано в законе:

22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.

По ГОСТ Р 41.44—2005,

2.1 Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сhild restraint systems): Совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.

2.1.1 Детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:
2.1.1.1 группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2.1.1.2 группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
2.1.1.3 группа I (group I) — для детей массой 9—18 кг;
2.1.1.4 группа II (group II) — для детей массой 15—25 кг;
2.1.1.5 группа III (group III) — для детей массой 22—36 кг

Согласно пункту 3 статьи 12.23 КоАП РФ штраф за отсутсвие специального удерживающего устройства составляет 3000 р.

К моему глубочайшему сожалению, многие люди, иногда с виду адекватные, игнорируют все возможные правила – и перевозка детей не является исключением. Каждый раз, когда у меня на глазах мама с грудным ребенком на руках садится на заднее или переднее сиденье недешевого автомобиля, или я вижу стоящих детей на заднем сиденье едущего впереди автомобиля — меня охватывает неподдельный ужас. Аналогично, когда я читаю в интернете комментарии типа: "Нам кресло не подходит, наш малыш такой непоседа, ни за что не усидит на месте больше получаса", или: "Мы ездим небыстро, в аварии не попадаем, зачем нам мучать ребенка в кресле". Конечно, каждый выбирает самостоятельно как ему жить, но стоит иметь в виду, что даже в случае даже вроде бы незначительного ДТП на небольшой скорости ребенок без кресла может погибнуть или получить серьезные травмы. Вышесказанное относится и к тем случаям, когда перевозка младенцев осуществляется в люльках от коляски, пристегнутым их к замкам безопасности. Даже если вы ездите небыстро и очень аккуратно, это не является гарантий, что в вас не врежется другой автомобиль.

Не является правильной с точки зрения безопасности покупка бывшего в употреблении или дешевого «безродного» кресла. Единственное, от чего оно защитит гарантированно – это от штрафа в размере 3000 рублей. Но при этом далеко не факт, что при ДТП данное "удерживающее устройство" способно спасти от трагедии. Ведь "бэушное" кресло даже известной марки может оказаться после ДТП… С дешевыми новыми креслами все еще хуже.

Автомобильных детских кресел великое множество, они продаются в магазинах автозапчастей, рынках, даже на заправках и в магазинах игрушек, но далеко не все эти кресла реально защищают детей. На сегодняшний момент (с 1 января 2015 года) в России действуют европейские нормы ECE R44/04, подразумевающие соответствие конструкции кресла определенным нормативам. Соответствующие этому стандарту кресла должны иметь соответствующую маркировку — на оранжевом фоне буква E в кружочке, индекс ECE R44/04, и указание соответствующего модели кресла веса ребенка в килограммах. Это первое правило выбора авто-кресла — если на кресле нет маркировки ECE R44/04, подтвержденной сертификатом — покупать его ни в коем случае нельзя. Второе правило — кресло должно подходить вашему ребенку по весу, росту и возрасту.


Нормативы безопасности определяют, при каких условиях ребенок внутри кресла не должен получить серьезных травм. Для неподготовленного человека, эти цифры мало о чем говорят — ведь в методиках по сертификационным правилам испытания фигурирует не скорость автомобиля при ударе, а величина замедления и длительность импульса. Согласно директивам ECE R44/04, при фронтальном ударе кресло должно спасать при замедлении 20g, которое длится не менее 15 мс, а пиковое значение перегрузки не должно превышать 28g. По правилам ECE R44/04, детей до 9 месяцев разрешается перевозить только в детских креслах, установленных против хода движения.

Помимо обязательных сертификационных испытаний, все популярные кресла проходят независимые "краш-тесты". Например, подобные тесты в Европе проводит немецкий автоклуб ADAC, а в России — газета "Авторевю". Эти тесты жестче — в них имитируются реальные ДТП на скорости 64 км.ч., соответственно, и требования к креслам выше: например, в тесте ADAC допускается пиковая перегрузка 37g, длительность перегрузки 30 g составляет 13 мс. Нормы "Авторевю" еще "круче" — пиковое замедление 38g, длительность перегрузки выше 30g — 17 мс. Как показывает практика, выдерживать подобные нагрузки способны далеко не все сертифицированные по ECE R44/04 кресла…

Изучение результатов тестов "Авторевю" повергло меня в легкий шок — большая часть тестовых кресел оказалась с липовыми сертификатами или вовсе без них, и не выдержала испытаний ударом. Поэтому третье правило выбора автокресла — оно должно иметь хорошие показатели безопасности в независимых краш-тестах.

В ближайшее время в Европе начнет действовать новый стандарт ECE R129 (i-Size), в котором требования безопасности будут жестче, чем в ECE R44/04. Так, задаются нормативы на боковой удар, более того, детей возрастом до 15 месяцев по новым правилам будет разрешено перевозить только в креслах, установленных против хода движения. Именно такой вариант установки считается наиболее безопасным даже для более взрослых детишек — по словам экспертов, риск получения травмы шеи при фронтальном столкновении снижается в таком случае на 80%. Это четвертое правило выбора автокресла для малыша — оно должно обеспечивать возможность перевозки ребенка в положении против хода движения.

Разобравшись с основными критериями выбора, переходим к нюансам.

Выбор типа крепления: Ремень или Isofix?
По типу крепления автокресла делятся на два типа — те, которые крепятся штатным ремнем автомобиля, и с креплением Isofix. Крепление ремнем теоретически более надежно, ведь ремень рассчитан на больший вес, но пристегивать такое кресло сложнее и дольше. Более того, данные кресла не подходят для современных автомобилей, оснащенных встроенными в ремни подушками безопасности (Mercedes S-класса, Ford Mondeo, Ford Explorer — поставить туда такое детское кресло можно только спереди, отключив предварительно подушку безопасности, или посередине заднего дивана — там обычный ремень).

Крепления Isofix — это две металлические скобы, спрятанные в нижней части спинки заднего сиденья. Они есть на всех современных автомобилях. Для установки совместимого кресла необходимо просто завести на эти скобы направляющие сиденья, после чего они защелкнутся, что подтвердят зеленым светом соответствующие индикаторы.

Очень просто и удобно, но кресла с Isofix тоже имеют недостатки — во-первых, они процентов на 30% дороже, во-вторых, далеко не все модели допускают установку кресла на переднее сиденья. Среди таких автомобилей можно назвать, например, Smart и новый Renault Twingo. Также существуют модели, где крепление Isofix можно убрать, и закрепить кресло штатным ремнем – таких кресел большинство в «старших» группах 2/3, рассчитанных на детей весом 12-36 кг, т.е. от трех до 12 лет. В таких креслах крепление Isofix не несет большой силовой нагрузки, так как само кресло легче и ребенок в любом случае фиксируется при помощи штатного ремня безопасности. Но вернемся к нашим креслам группы 0/1.

При выборе кресла с Isofix обратите внимание на дополнительные крепления. Да-да, две петли — это еще не все! Такие кресла требуют дополнительной фиксации — либо при помощи упирающейся в пол выдвижной стойки, либо при помощи "якорей" ("Top Tether"), цепляющихся за специальные пазы в багажном отсеке. Как показывает практика, подобные крепежи есть не в каждом автомобиле. Вариант с телескопической стойкой более универсален, но он не подойдет для тех машин, у которых под ковриком есть закрытый пластиковой крышкой багажный отсек (такое встречается на многих минивенах).

Дополнительные возможности автокресла
Современные детские кресла имеют ряд опций, значительно облегчающих их повседневное использование и езду на дальние расстояния. Во-первых, это возможность поворота кресла на 90 градусов — развернув кресло к открытой двери или к заднему пассажиру, вам будет гораздо проще посадить в него ребенка.

Выбирая кресло с такой опцией, убедитесь, что функция поворота будет работать в вашем конкретном автомобиле — для этого у него должен быть достаточно широкий задний диван и высокий потолок.

Вторая важнейшая опция для любителей дальних поездок — это возможность наклона кресла. В вертикальном положении малыш бодрствует, спит в наклонном. Это более физиологично и очень важно, если вы планируете за день проехать тысячу километров с малышом. Хорошие кресла имеют как минимум три положения наклона.

Куда в машине безопаснее установить детское кресло
Согласно исследованиям, места сзади (или на среднем ряду, если у вас семиместная машина) на 59-86% безопаснее, чем на передних сиденьях. При место сзади посередине на 25% безопаснее, чем боковые, что объясняется большей безопасностью при боковом ударе. К сожалению, далеко не во всех автомобилях на втором ряду есть три крепления Isofix, т.к. это накладывает некоторые ограничения по возможности трансформации раздельной спинки заднего сиденья. Три крепления Isofix сзади есть на автомобилях Citroen Grand C4 Picasso, Ford S-Max, Peugeot 308SW, Seat Alhambra, Renault Grand Scenic, Audi Q7, Opel Insignia, Peugeot 5008, Mercedes-Benz GL, Tesla Model S, Ford Galaxy.

Если на вашем автомобиле нет среднего крепления Isofix, то в таких случаях кресло рекомендуется устанавливать за передним пассажиром, так как в таком случае манипуляции с креслом происходят со стороны пешеходной зоны, а не проезжей части, и это более безопасно. Установка кресла должна была быть произведена строго по приложенной к креслу инструкции, иначе безопасность вашего ребенка будет под большим вопросом.

Как правильно пристегивать ребенка в автокресле
Следует помнить, что ни одно, даже самое "крутое" и правильно установленное детское кресло не поможет, если вы неправильно пристегнете ребенка. Ремни должны быть хорошо затянуты, под диагональными лямками должно проходить только два пальца. Также не стоит сажать ребенка в кресло в пуховиках — во-первых, ему будет жарко, во-вторых, в такой одежде очень трудно подобрать правильное натяжение ремня.

Полезные аксессуары
При покупке автокресла имеет смысл обратить внимание на различные аксессуары – некоторые из них очень полезны. Например, летом вам пригодится специальный чехол из хлопка – так малыш не будет потеть, и на кресле не будет разводов от пота.


Если вы переживаете за сохранность салона вашего автомобиля, тот имеет смысл приобрести защитные накладки на спинку переднего или заднего сиденья,

Детское кресло. Безопасность или ?


Итак дочь подросла. Не помещается в выданную дядей люльку. Взять у знакомых следующее автокресло не предвидеться — следующий размер автокресел на больший диапозон ростовок и дети из них еще не выросли. Необходимо приобрести свое, родное.

Итак, увидел как знакомый купил Babyton Nord Fix Lux. Как сидит у него в машине — очень понравилось, крепко, благодяря 3м креплениям: изофикс, якорь и авторемень. Цена — ОЧЕНЬ демократичная. Почти созрел купить, но тут жене не понравилось качество материала и я натолкнулся на обзоры автокресел.

В общем если вы ограничены четкой суммой эти обзоры лучше не читать и не смотреть. Может это пиар ход производителей (т.к. качество материалов даже у дорогих кресел оставляет желать лучшего), но я повелся.

Для начала попытался найти обзор на данное кресло — ничего нет. Почитав инструкцию и пообщавшись с консультантами детского мира, понял, что эта марка эксклюзивная для детского мира. Порывшись поглубже — это оказалось кресло Siger Наутилус.

Siger- отечественная фирма, но тесты на данное кресло также найти не смог. В Авторевю 2015 года был опубликован тест одного из кресел siger, где они называли его полным Китаем (Продавцы детского мира утверждают, что марка Бэбитон это именно российская сборка на заводе sigera, но раньше был Китай, поэтому допускаю, что сейчас что-то изменилось).

В общем все-равно доверие было подорвано. Итак, необходимо было подобрать автокресло, которое подошло бы ребенку от 11 месяцев.
Изучив тесты:
Авторевю 2015 года
ADAC 2015
ADAC 2016
Краш-тесты бескаркасных автокресел для детей

Для себя понял, что может и пошел на поводу у маркетологов, но за безопасность своего ребенка я готов заплатить (с учетом того, что авария на предыдущей машине произошла как раз в сторону, где я обычно вожу ребенка — за водителем — хорошо что в тот момент ехал один).

Итак, после просмотра обзоров остановился на следующих автокреслах:

Все модели достаточно дорогие: от 15 до 30 т.р.
Поэтому изначально начал склоняться к группе 1/2/3 (9-36 кг), которая явно будет не на один год.

Группа 1 (9-18 кг)
BRITAX RÖMER King II
В магазине ребенку сидеть понравилось, крепление кресла — только штатный ремень.
Очень хорошие оценки ADAC, но смутило, что авторевю посчитало его абсолютно небезопасным.

Peg-Perego Viaggio1 Duo-Fix ASIP
Щупал одновременно с BRITAX RÖMER King II. Мне показалось, что ребенку удобнее в первом.

Группа 1/2/3 (9-36 кг)
Kiddy GuardianFix Pro 2
Не нашел магазин, в котором можно посидеть в данном кресле

Окончательный выбор был между:

Recaro Young Sport Hero
Не понравилось, что нет изофикса. Для группы 1 — все равно. Пристегивание кресла происходит штатными ремнями, а ребенка — ремнями кресла. Но в будущем — и кресло и ребенок пристегиваются штатными ремнями, т.е. пока не пристегнешь, а например ребенка только сажаешь в него, кресло будет елозить.
Также смутил тест авторевю, где они поставили отрицательную оценку по боковому удару.

Cybex Pallas 2-Fix
Пристегивание ребенка всегда происходит штатным ремнем. В группе 1 — через специальный столик. Очень переживали, что ребенку будет не удобно, но дочь с радостью обняла столик и не хотела отпускать. Также, из-за того, что больше поверхностей касается тела ребенка, скорее всего оно более жаркое, чем автокресло выше.
В данной модели есть изофикс. Т.е. при пристегивание автокресла с ребенком штатными ремнями оно не елозит.
Для группы 1+ есть небольшая регулировка угла наклона (буквально +-10 градусов)
По тестам и авторевю и ADAC оно получало хорошие баллы по безопасности.

В общем остановили свой выбор на последнем экспонате.
Дочь осталась довольна — ей удобно и спать в кресле и играть в нем.
Также купили штатные хлопковые чехлы на кресло, чтобы было меньше контакта кожи с синтетикой и дочь меньше потела.

Краш-тесты от А до Я: всё о проведении испытаний детских автокресел


Обезопасить себя и своих детей в поездке на автомобиле – задача первостепенная. Аварийные ситуации возникают ежедневно, мы подвергаем себя и близких опасности, отправляясь на машине в путь.

Ремни и подушки безопасности, детские удерживающие устройства – каждый год совершенствуются конструктивные элементы автомобиля, спасающие жизнь. Особое внимание уделяется разработке, выпуску и проведению тестов детских кресел.

Подчеркнем, что приобретение и установка автокресел для маленьких пассажиров стали обязательством для родителей. За нарушение исполнения этого правила грозит штрафом в размере 3 тысячи рублей.


Что такое краш тесты и кто их проводит?

Любое понравившееся автокресло в магазине не всегда может оказаться достаточно функциональным с точки зрения безопасности. Определиться родителям с покупкой помогают результаты проведенных краш-тестов детских автокресел, представленных на рынке.

В переводе с английского «краш тест» (crash-test) – аварийное испытание. Понятие и процесс проведения испытаний чаще всего использовался в отношении автомобилей. В последние 10-летия краш тесты детских автокресел также приобрели свою заслуженную популярность и информационную востребованность.

Ежегодно тесты кресел проводят независимые организации, например:

– ADAC из Германии

– Stiftung Warentest из Германии

– ÖAMTC из Австрии

– TCS из Швейцарии

– Autoliitto из Финляндии

– Авторевю из России

– ANWB из Голландии

Это самые популярные, зарекомендовавшие себя лаборатории. Краш тесты независимых организаций проводятся и в процессе разработки моделей, готовящихся к выпуску, и в качестве оценки тех, что производятся не один год.


Результаты краш тестов отражают оценки моделей по четырем параметрам:

1. защита (уровень безопасности)
2. эксплуатация/уход (уровень долговечности, потребительских характеристик)
3. эргономика (уровень комфорта/дискомфорта)
4. экологичность (уровень наличия/отсутствия вредных веществ)

Во время тестирования специалисты независимой лаборатории проводят оценку, используя свои методики и уровень требований международных стандартов. Следует отметить, что тест защиты проводится во всех организациях одинаково – с использованием манекена и созданием условий ДТП (фронтальный и боковой удары).


Как проводятся испытания и можно ли верить результатам краш-тестов?

В нашей статье мы расскажем о процессе проведения краш-тестов детских автокресел в самой известной испытательной лаборатории – немецком автоклубе ADAC.

Ежегодно весной и осенью специально для мониторинга лучших моделей детских автокресел клуб собирает кресла различных брендов и ценовой категории. Для весеннего краш теста обычно приобретаются 30 моделей детских автокресел, для осеннего – не менее 10-ти. Обязательным условием является закупка в розничных сетях.

Первым стартует фронтальный базовый тест (64 км/час), за ним второй – боковой удар (50 км/час).

Манекены (по 2 экземпляра в каждой группе) при проведении каждого краш теста подбираются для каждой весовой категории. Датчики, фиксирующие нагрузки во время импровизированного ДТП, устанавливаются в ключевых точках (голова, грудь, таз и шея).


Каждая модель удерживающего устройства тестируется не менее 6 раз.

Решение о присвоении общей оценки модели принимается после подведения итогов по всем параметрам. Оценка проводится по пятибалльной системе. Главными, первостепенными оценками признаются критерии защиты и экологичности. Последний параметр – достаточно молодой, в процессе его оценки материалы обшивки удерживающего устройства, к которым прикасается малыш, тестируются на наличие в них вредных веществ.

В результате испытаний составляется рейтинг, отражающий оценки по всем параметрам и общую оценку. Свои оценочные выводы ADAC передает многочисленным партнерам. Так в сети появляются обзоры краш-тестов других компаний, сотрудничающих с этим немецким центром-лабораторией.

Кроме этого, таблицы с оценками получают и производители испытуемых моделей кресел. Бренд, заинтересованный в изменении своей оценки, работает над совершенствованием своего продукта, затем информирует автоклуб о выпуске доработанного детского автокресла. ADAC формирует список таких претендентов для проведения нового тестирования.

Результатам краш-тестов этой лаборатории доверяют миллионы родителей. Стоит ли это делать Вам? Безусловно. Выбор детских автокресел на потребительском рынке велик, определиться сложно. Именно в таких ситуациях важны оценки экспертов, посвящающих своему делу – проверке безопасности удерживающих устройств – десятилетия.


Стоит ли экономить на автокресле?

У нас в России наибольшей востребованностью на рынке пользуются удерживающие устройства низкой и средней ценовой категории. В основном, каждый бренд выпускает большой ассортимент моделей на разный кошелек и с разной системой крепления (соответственно и уровнем защиты).

В краш тестах ADAC кресла одного производителя могут существенно отличаться оценками, а некоторые модели этого бренда попросту не тестировались. Поэтому сэкономить можно, но лишь при детальном изучении результатов тестирований каждого отдельного продукта в отдельности. Не советуем доверять так называемым «проверенным» народом рекомендациям при покупке того или иного детского автомобильного кресла.

Стремление сэкономить при использовании в качестве удерживающего устройства в автомобиле переноски или люльки от коляски может существенно снизить уровень безопасности перевозки вашего ребенка. Это также касается и всевозможных бескаркасных сидений, и бустеров. Они представляют собой простые накладки на сидения в салоне автомобиля и не несут никакой гарантии, что малыш не получит травму в случае возникновения аварийной ситуации. Такие устройства также тестируются в независимых лабораториях с целью показать родителям всю картину бесполезности такой покупки.

Выбираем лучшие детские автокресла по результатам краш-тестов 2015–2017 годов


В июле 2017 года вступили в силу поправки в ПДД, касающиеся перевозки детей: требования к детским удерживающим устройствам стали строже. Мы уже подробно разобрали все нюансы новых правил. Одна из проблем российского рынка подобных изделий: в продаже есть множество небезопасных моделей, которые никогда не проходили краш-тестов. Из тех же, что проходили, далеко не все показали себя хорошо. Мы собрали воедино результаты независимых тестов и выявили 52 модели, продемонстрировавших лучшие результаты.

Независимые краш-тесты проводят крупные мировые автоклубы, институты дорожной безопасности и автопресса. Методики могут различаться, но все они — более жесткие, чем те, которые предусмотрены правилами сертификации. Кроме того, картина получается детальнее. Если при сертификации изделие может получить «зачет» либо «незачет», то испытания сторонних организаций дают более подробные оценки по многим параметрам. Так у потребителя появляется возможность выбрать не просто хорошую модель, а лучшую из лучших.

Для российских автомобилистов это важно еще и потому, что на нашем рынке наличие сертификата вообще не является гарантией соответствия изделия нормам (не говоря уже о более жестких требованиях). Казалось бы, в нашей стране действует то же Правило ECE 44/04, что и в Европе, а оно предусматривает обязательные краш-тесты. На деле в России право выдавать сертификаты имеют десятки организаций, большинство из которых заведомо не проводят никаких испытаний. У них просто нет нужного оборудования.

Для нас наиболее показательны результаты европейских тестов. В России пока накоплено слишком мало данных, на Западе же испытана не одна сотня моделей. Свои тесты проводят в США и Японии, однако для российских автомобилистов рейтинги этих стран не столь актуальны. Дело в том, что ассортимент детских удерживающих устройств в нашей стране гораздо более похож на европейский, чем на американский или японский. Главная причина заключается опять же в том, что российский технический регламент привязан к европейскому Правилу ECE 44/04.


Модель кресла, успешно прошедшая тесты, допустим, в США, может быть не сертифицирована по европейским нормам и, следовательно, у нас ее использовать не разрешается. Ну а любое кресло с европейским сертификатом для России подходит.

Еще одна причина, почему западные тесты показательнее — более жесткие методики испытаний, чем в США и Японии. В конце статьи мы отдельно коснемся того, чем американские и японские методики отличаются от принятых в ЕС. Но во главу угла поставим именно европейские результаты испытаний, как самые релевантные для российских покупателей.

Как испытывают детские кресла?

Фронтальный удар. При сертификационных испытаниях на фронтальный удар по европейским правилам кресло с манекеном устанавливается на тележку, которую «выстреливают» с помощью катапульты со скоростью 48–50 км/ч в барьер, которым служит железобетонный блок. Есть и дополнительные требования к удару: нагрузка в 20 g должна длиться не менее 15 миллисекунд, и при этом пиковое значение не должно превысить 28 g. Если эти условия соблюдены, то кресло, выдержавшее все испытания, получает «зачет».

Независимые краш-тесты проводятся по более требовательным методикам. Наиболее масштабные испытания проходят по методике немецкого автоклуба ADAC. Скорость — 64 км/ч, а в качестве барьера испытатели применяют специальные конструкции, обеспечивающие неравномерное замедление — так удается сымитировать работу сминаемых зон кузова автомобиля. Это отчасти смягчает удар, однако перегрузки (в силу высокой скорости перед ударом) — более продолжительны, а пиковые значения — выше (до 37 g). Эту же методику взяли на вооружение автоклубы и институты безопасности из Голландии, Швейцарии, Австрии, Финляндии и других странах, так что именно этот вид краш-тестов можно считать наиболее весомым в Европе.


Удар сзади. Для получения сертификата кресла подвергаются удару сзади на скорости 30 км/ч. Среди независимых испытателей тест на удар сзади распространения не получил.

Боковой удар. Сейчас краш-тест, имитирующий боковое столкновение, не входит в число обязательных сертификационных тестов, а вот независимые испытатели считают его не менее важным, чем фронтальный. Отметим, что боковой краш-тест предусмотрен новым европейским стандартом R129 (i-Size), который пока носит факультативный характер, а обязательным должен стать в 2018 году. Эти правила требуют бить кресла сбоку на скорости 24 км/ч. В краш-тестах ADAC (и аналогичных) боковой краш-тест гораздо серьезнее: скорость при ударе — 50 км/ч.


Манекены. Насколько успешно то или иное кресло защищает ребенка, определяется по нагрузкам на разные «части тела» специального манекена. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано автокресло, подбирается манекен подходящего размера и веса. Манекены серии Q (самые совершенные на сегодняшний день) бывают шести возрастных групп: Q0, Q1, Q1.5, Q3, Q6 и Q10. Цифра в названии означает возраст ребенка.

Ключевое отличие нынешних манекенов от тех, которые применялись в «нулевые» годы, — большее количество датчиков, что позволяет детальнее оценивать нагрузки на разные части тела. В частности, в манекенах появились датчики, фиксирующие ускорения, действующие на шею и таз. У моделей Q6 и Q10 вдобавок есть и сенсор давления на брюшную полость.

Лучшие автокресла по результатам европейских испытаний

Мы проанализировали результаты краш-тестов, проведенных ADAC и другими европейскими организациями, пользующимися той же методикой и работающими в тесном сотрудничестве с немцами. В итоговые таблицы вошли тесты, которые вместе с ADAC делали ANWB (Королевский голландский туристический клуб), TCS (Туристический клуб Швейцарии), немецкий институт Stiftung Warentest и финский автомобильный и туристический клуб Autoliitto.


Для начала мы выбрали 124 краш-теста, проведенных с 2015 по 2017 год, потому что в более ранних тестах применялась менее строгая методика оценки. Кроме того, ассортимент моделей постоянно меняется, на рынок выходят все более совершенные устройства, и именно на них имеет смысл обратить внимание при выборе.

Далее мы хотели отобрать только те изделия, которые получили оценку безопасности не ниже уровня «++» (пять по пятибалльной шкале), однако в некоторых весовых категориях не набралось ни одного кресла с такой оценкой. Поэтому мы несколько расширили границы: в наш «топ» вошли все кресла, получившие один или два плюса за безопасность (четверки и пятерки по пятибалльной шкале). При этом мы исключили те изделия, чья оценка по любому другому параметру — ниже четверки. Дело в том, что кроме безопасности европейские эксперты оценивают также содержание вредных веществ, эргономику, удобство эксплуатации, качество материалов и сложность ухода и чистки. Если одна из этих оценок — «удовлетворительно» или ниже, такое изделие вряд ли стоит рекомендовать к покупке. В итоге наш отсев прошли 52 модели.

Западные испытатели разбивают изделия на условные возрастные группы, однако мы привели данные в соответствие с действующей в России классификацией, которая делит кресла на группы по весу. Для справки мы также указываем данные о росте в том виде, как они написаны в протоколах краш-тестов.

Группа 0+ (вес 0–13 кг, примерный возраст — от рождения до года)





Группа 0+/1 (вес 0–18 кг, примерный возраст — от рождения до 4 лет)





Группа 1 (вес 9–18 кг, примерный возраст — от 9 месяцев до 4 лет)





Группа 1/2/3 (вес 9–36 кг, примерный возраст — от 9 месяцев до 12 лет)





Группа 2/3 (вес 15–36 кг, примерный возраст — от 3 до 12 лет)





Какие краш-тесты проводятся в России и чем отличаются от западных?

В России независимые испытания детских кресел проводили наши коллеги из «Авторевю» и «За рулем». В последней серии краш-тестов «Авторевю», проведенной в 2015 году, приняли участие 16 удерживающих устройств группы 1 (от 9 до 18 кг). Методика — собственная, и отчасти она даже жестче, чем испытания ADAC. Например, издание утверждает, что фронтальный удар происходил с перегрузкой в 38 g, что примерно соответствует скорости в 68–70 км/ч. Результаты испытаний выложены на сайте «Авторевю».


«За рулем» в 2017 году опубликовал свои результаты тестов, в которых сравнивалось одно кресло группы 2/3, один бустер, адаптер ремней безопасности (ныне ПДД не относит такую продукцию к детским удерживающим устройствам) и штатный ремень. Методика испытаний — относительно мягкая, взятая из Правил ECE 44/04. Итоги краш-теста — на сайте «За рулем».

Как испытывают кресла в США и Японии?

США. Хорошей репутацией пользуются рейтинги издания Consumer Reports, которое проводит свои испытания детских кресел уже более 30 лет. В составлении рейтингов потребительских товаров ему мало равных в мире: бюджет на испытания различных изделий (не только кресел) составил в этом году $27 млн!


Эксперты взяли за основу стандартный американский краш-тест, предполагающий фронтальный удар на скорости 30 миль в час (48 км/ч), и усовершенствовали методику. Скорость увеличили до 35 миль/ч (56 км/ч), а конструкцию тележки дополнили элементами реального автомобиля. В частности, перед детским креслом установлена панель, имитирующая заднюю сторону спинки переднего сиденья. Эта важный момент: при ударе спереди именно эта деталь может травмировать ребенка, если автокресло и ремни недостаточно надежно его удерживают. Но бокового краш-теста в методике Consumer Reports, к сожалению, нет. На сегодняшний день в рейтинге Consumer Reports упоминаются 104 детских автокресла. Американский «топ» выложен в платном разделе сайта, доступ к которому обойдется примерно в $7 в месяц.

Бесплатно можно посмотреть «топ» детских кресел по версии Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA). Это исследование называется Ease-of-Use Ratings: эксперты оценивают простоту и удобство эксплуатации, корректность инструкций и обозначений на самих изделиях и тому подобное. Но собственных краш-тестов NHTSA не проводит. Там полагают, что если изделие успешно прошло сертификационные испытания, то безопасность заведомо достаточна.


Япония. Испытания детских кресел проводит Национальное агентство автомобильной безопасности и помощи пострадавшим (NASVA). Условия испытаний жестче, чем при сертификации — 55 км/ч вместо 50 км/ч — а нагрузки оцениваются более детально. В частности, японские эксперты уделяют значительное внимание измерению нагрузок на брюшную полость.


К сожалению, NASVA проводит довольно мало испытаний в сравнении с западными коллегами. В опубликованных рейтингах значительная часть относится к краш-тестам времен 2001–2010 годов. Ассортимент детских удерживающих устройств с тех пор сильно изменился, да и представления автомобилистов о безопасности тоже. Более свежих испытаний в базе NASVA немного. Полные результаты испытаний выложены на сайте NASVA.

Европа переходит на стандарт i-Size: что ждет российских покупателей?

В последние годы на российском рынке стали появляться автокресла с приставкой «i-Size» в названии. Это означает, что модель соответствует новому европейскому стандарту ECE R129, который сейчас носит рекомендательный характер, а с 2018 года станет в Европе обязательным и заменит собой действующие Правила ECE 44/04. В российских нормах новый стандарт пока никак не учтен, но для покупателя отметка «i-Size» имеет значение. Кресла этого стандарта заведомо соответствуют более жестким требованиям.

Главные плюсы кресел i-Size:

• Лучшая защита головы и шеи ребенка. Все кресла стандарта i-Size (R129) проходят обязательный боковой краш-тест на скорости 30 км/ч (напомним, что в Правилах ECE 44/04 боковой краш-тест отсутствует).

• Люльки (для детей до 15 месяцев) — только против хода движения. Действующий стандарт допускает сажать детей по ходу движения уже с того момента, как ребенок достиг веса в 9 кг (весовая группа 1), а четкой возрастной границы нет. Разработчики нового стандарта полагают, что родители слишком рано начинают применять такой метод установки, что небезопасно для маленьких детей. Отсюда требование: если кресло стандарта i-Size предназначено для детей до 15 месяцев, то оно конструктивно не может быть установлено по ходу движения.

• Разделение кресел не на весовые, а на ростовые группы. Считается, что так удается более корректно подобрать подходящее кресло. Отметим, что в России вы в любом случае обязаны подбирать изделие соответствующей весовой группы (требование выбирать модель в том числе и по росту в ПДД есть, но при этом ростовые группы никакими российскими правилами не утверждены).

• Обязательное наличие крепления Isofix. Доказано, что наличие подобного замка резко снижает вероятность неправильной установки (и связанных с этим травм). Правда, пока с исполнением этого требования есть некоторая неразбериха: на рынке есть модели с отметкой i-Size, не имеющие крепления Isofix. До той поры, пока стандарт R129 не стал обязательным, в нормах сохранились противоречия.


Стандарт i-Size определяет требования не только к креслу, но и к автомобилю! Например, для использования кресла i-Size машина должна иметь усиление пола под упорную ногу кресла, а габариты салона должны допускать установку кресел против хода движения. Полная гарантия совместимости есть только в том случае, если автопроизводитель четко указывает, что модель автомобиля совместима со стандартом i-Size. Понятное дело, что еще не все автомобильные новинки могут этим похвастать, а в ранее выпущенных машинах эти нормы вообще не учитывались. На деле случаи несовместимости довольно редки. Если в автомобиле есть крепление Isofix и на кресле оно также есть, то изделие удастся корректно установить. Для уверенности лучше заранее уточнить, с какими моделями автомобилей совместима та или иная модель кресла (производители детских удерживающих устройств публикуют такие сведения о своих изделиях).

Главный вопрос для российских покупателей: что произойдет в 2018 году, когда Запад полностью перейдет на новый стандарт, а в России по-прежнему останется старый? Мы попросили прокомментировать это руководителя отдела защиты детей проекта «Автодети» Сергея Керженцева:


— Зачастую изделия имеют двойную сертификацию: по Правилам R129 и 44/04. Для таких моделей на нашем рынке ничего не меняется. Если же кресло сертифицировано только по стандарту R129, то пока оно вне закона в России. Сейчас у нас принимаются протоколы испытаний только по 44/04. Ждем обновлений техрегламента Таможенного союза. Пока производители обивают пороги Минпромторга, чтобы добавили правило R129 в техрегламент и появилась законная возможность сертифицировать новые модели кресел, но результат, к сожалению, нулевой. Если ничего не изменится, то производители будут вынуждены как-то проходить сертификацию по 44/04. Но надеюсь, что все же стандарт будет добавлен в общий реестр Технического регламента ТС и Россия не откатится на шаг назад в области безопасности маленьких пассажиров.

Евростандарты

Тех, кто планирует ездить из России за границу на автомобиле, беспокоит такой вопрос: можно ли будет в 2018 году при поездке на Запад использовать кресло стандарта 44/04, когда Европа, как ожидается, полностью перейдет на стандарт R129? Да, можно. Даже после того как в Европе разрешат продажу только тех изделий, которые соответствуют стандарту R129, автомобилисты не будут обязаны менять ранее купленные кресла на новые. Модели прежнего стандарта будут разрешены к использованию еще как минимум несколько лет (точные сроки пока не называются). Кстати, дата отмены стандарта 44/04 еще тоже не определена.


А еще законодателям требуется устранить некоторую неувязку в нормах. В автопарке ЕС по-прежнему есть много автомобилей, не оборудованных креплением Isofix (и новые правила не запрещают выпускать такие машины в дальнейшем). Но если кресла без подобных креплений полностью исчезнут из продажи (как это предусматривает стандарт i-Size), то получается, что автомобилисту нужно будет купить другую машину, чтобы использовать детское кресло. Западная пресса пишет, что это противоречие в нормах устранят: для автомобилей без Isofix по-прежнему будут выпускать кресла, фиксирующиеся только ремнем безопасности.

Еще раз напомним читателям, что хотя новая редакция ПДД допускает перевозить детей старше 7 лет на задних местах без автокресла, это крайне небезопасно. Мы рекомендуем использовать кресла или бустеры соответствующей весовой категории при перевозке всех детей до 12 лет. И лучше, если безопасность изделия подтверждена не только сертификатом, но и краш-тестами, о которых мы вам рассказали.

Читайте также: