Техническое задание на диван по 44фз

Обновлено: 18.05.2024

Техническое задание — важнейшая часть документации, и это одно из условий успешной закупки. Чем четче вы пропишите техническое задание и чем больше требований предъявите к поставщику и товару, тем более качественный товар получите.

Вопрос правильного составления технического задания важен не только для заказчиков, но и для поставщиков поскольку техническое задание является тем документом, на основании которого они делают выводы, стоит ли им участвовать в тендере или нет.

Что такое техническое задание и где оно используется

Техническое задание — это документ, в котором заказчик описывает объект закупки, то есть требования, которые он предъявляет к закупаемым товарам, работам или услугам. Как правило, техническое задание — это либо приложение к контракту или договору, либо часть документации, в которой изложено, что конкретно приобретается по договору.

Важно!

Термин «техническое задание» — не единственно возможный, а лишь наиболее часто используемый. Другие допустимые названия: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация» и т.п. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, в котором заказчик описывает объект закупки, определяет как «описание объекта закупки».

Независимо от употребляемого термина, важно, чтобы требования к закупаемым товарам, работам и услугам были конкретными, понятными и не противоречили законодательству — 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.

Техническое задание используется:

  • в правилах нормирования. Через эти правила государственный заказчик закупает определенные товары, работы, услуги (есть определенные перечни, которым должны соответствовать закупаемые товары).
  • в плане-графике. Государственный заказчик описывает, что будет закупать и минимальные требования.
  • в документах при формировании начальной (максимальной) цены контракта и документации о закупке.
  • в заявке участника. Участник формирует заявку на основе технического задания, он описывает объект закупки (товар, работу или услугу), который он будет поставлять, если окажется победителем тендера.
  • как раздел контракта или приложение к контракту. Заключая контракт, обе стороны подписываются под тем, что победитель подставит товар, соответствующий техническому заданию, а заказчик, в случае если все соответствует техническому заданию, этот товар примет.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в техническом задании должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Это необходимо для того, чтобы не ограничивалась конкуренция. К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность. Должны быть максимальные и минимальные значения. А уже потенциальный участник попытается поставить товар, характеристики которого входят в этот диапазон. При этом в ст. 33 также сказано, что есть показатели, которые не могут изменятся.

Правила формирования технического задания

Эксперт по тендерам и ведущий вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию» Олег Бируля рассказывает, на что заказчику следует обратить внимание при составлении технического задания:

Особенности подготовки технического задания

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:

  • товарных знаков,
  • знаков обслуживания,
  • фирменных наименований,
  • патентов,
  • полезных моделей,
  • промышленных образцов,
  • наименования места происхождения товара или производитель.

Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Законодатель не расписывает, какие условия и какие требования влекут за собой ограничения, он просто обращает внимание на то, что нельзя предъявлять требования, которые ведут за собой ограничение количества участников закупки, то есть нарушают конкуренцию. Исключение составляют лишь случаи, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Найдите все закупки благодаря умному поиску

В определенных случаях 44-ФЗ допускает указание в конкурсной документации товарных знаков — в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Допустим, предметом контракта является строительство. Разумеется, в рамках строительства используются строительные материалы — например, цемент, клей, кирпич определенных марок. Но поскольку цемент, клей, кирпич не являются предметом контракта, то заказчик, закупая, по сути, работу с использование материалов, может предъявить требования к материалам, то есть указать, что ему нужен цемент, клей, кирпич определенной торговой марки. Но со словами «или эквивалент».

Есть ряд исключений, когда слова «или эквивалент» не пишутся:

  • В случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Например, у заказчика есть сеть, которая работает только с конкретным оборудованием, и другое оборудование нельзя интегрировать в эту сеть, так как оно просто не будет работать.
  • В случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Важно обратить внимание на то, что в документации к этому товару и оборудованию должно быть четко написано, что используются запасные части только этого производителя.

В описании объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями.

Ст. 33 44-ФЗ разрешает в описание объекта закупки включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия (стандарту, ТУ или др.), процессов и методов производства и др.

Документация должна содержать изображение поставляемого товара (если есть требование о соответствии поставляемого товара изображению).

Документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (при наличии требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара). Например, если госзаказчик пишет в документации, что поставляемый товар должен соответствовать определенному макету, то он должен указать, по какому адресу расположен макет, чтобы все потенциальные участники закупки могли в определенное время ознакомиться с ним.

Поставляемый товар должен быть новым. То есть речь идет о товаре, который не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей и не были восстановлены потребительские свойства. Однако законодатель делает важную оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки». То есть если заказчик указывает в техническом задании, что ему нужен товар не новый, то он может его получить.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (указываются максимальные (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но если будет указан конкретный показатель, под который попадает только одна марка, значит, будет нарушена конкуренция.

При необходимости в техническом задании устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги и объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В документацию о закупке нельзя включать следующие требования:

  • к производителю товара (нельзя написать, например, что завод, производящий товар, должен работать на рынке 20 лет и располагать определенными мощностями);
  • к участнику закупки (в том числе требования к квалификации, наличию опыта работы);
  • к деловой репутации;
  • к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.

Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.

Закон ввел новые инструменты регламентации качества: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Их заказчик тоже может использовать при формировании описания объекта закупки.

Специфические вопросы регулируют другие законы. Так, например, при закупке пищевых продуктов госзаказчик должен ориентироваться на Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Антимонопольное законодательство

В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ говорится, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Это следующие действия:

  • координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для каких-либо участников;
  • создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации;
  • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  • участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Закупаем мебель по новым правилам: пошаговая инструкция

Закупка мебели по 44-ФЗ — это процедура, в которой нужно соблюдать правила импортозамещения. Рассказываем, как правильно закупать мебель по новым правилам с учетом последних изменений.

Шаг 1. Определяем объект закупки

Если необходимо закупить мебель в рамках 44-ФЗ, при составлении документации и выборе победителя нужно учитывать новый запрет на закупку мебели по 44-ФЗ. В первую очередь необходимо определить предмет закупки и выбрать код ОКПД2. Это может быть мебель:

  • 31.01 — для офисов и предприятий торговли;
  • 31.02 — кухонная;
  • 31.03 — матрасы;
  • 31.09 — прочая.

Запреты действует с 01.12.2017 по 01.12.2019 и распространяются на 29 позиций ОКПД2:


Шаг 2. Планируем госзакупку мебели

Если товар входит в Перечень, то при заполнении плана-графика в столбце 27 (вкладка «Применение национального режима при осуществлении закупок») нужно указать, что установлен запрет, или сослаться на Постановление № 1072 от 05.09.2017.

Шаг 3. Составляем техническое задание

После того как предмет определен и закупка запланирована нужно составить техническое задание. Используйте примеры из актуальных закупок или проверьте сайты региональных органов власти. Например, на сайт комитета по государственным закупкам республики Дагестан выложено типовое ТЗ на такую госзакупку.

С 01.07.2019 для описания объекта закупок мебельной продукции придется использовать сведения из каталога товаров, работ, услуг.


Учтите, что есть исключения на мебель, которая:

  • произведена в государствах — членах ЕАЭС;
  • закупается по специальному инвестиционному контракту;
  • не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.

Шаг 3. Составляем документацию о проведении закупки

В документации о проведении процедуры необходимо указать, что участник и предлагаемые им товары должны соответствовать условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 закона о контрактной системе, и обязаны предоставить документы, подтверждающие это, или копии этих документов. Например, если закупка будет проходить в виде электронного аукциона, то можно указать требование к заявке. Она должна содержать документы или их копии, подтверждающие соответствие участника аукциона и(или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

С 20.02.2018 заказчик не может дополнительно требовать, чтобы участники использовали российские или из стран ЕАЭС плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые, а также другие одревесневшие материалы для производства следующих товаров:

Наименование товара ОКПД2
Мебель металлическая для офисов 31.01.11
Основы матрасные из деревянного каркаса 31.03.11.110
Основы матрасные из металлического каркаса 31.03.11.120
Основы матрасные прочие 31.03.11.190
Матрасы, кроме матрасных основ 31.03.12
Мебель металлическая, не включенная в другие группировки 31.09.11
Мебель из пластмассовых материалов 31.09.14.110

В Приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 об условиях допуска иностранной продукции есть позиции, которые посвящены мебельной продукции. Несмотря на это, запреты имеют приоритет, их нужно обязательно установить. Проект Приказа, который исключает эти позиции из Приказа № 126н, уже рассматривается на официальном портале проектов нормативных актов.

Нельзя требовать от участника подтверждения этого специальными документами (п. 5 Постановления Правительства № 1072).

Шаг 4. Рассматриваем заявки

После последних изменений заказчику при рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на то, что поставщик обязан к основному пакету документов предоставить бумаги, в которых будет указано соответствие поставщика требованиям национального режима.

Законодатели определили, что такими документами являются:

  • копия специального инвестиционного контракта (СПИК). Она должна быть заверена руководителем организации (или индивидуальным предпринимателем) при условии, что он является стороной СПИК; , который выдается Торгово-промышленной палатой. Порядок ее определен по согласованию с Минпромторгом;
  • заключение, которое подтверждает наличие производства промышленной продукции на территории РФ. Оно должно быть выдано Минпромторгом; .

Поставщик обязан предоставить сертификат о происхождении товара, так как именно он является свидетельством ненарушения требований. Выглядеть он должен примерно так.


Шаг 5. Заключаем контракт

Этот пример государственного контракта на поставку мебели учитывает все последние изменения. Можете использовать его для разработки собственного шаблона.


Шаг 4. Принимаем товар

После того как победитель выбран и контракт заключен, необходимо осуществить приемку товара по стандартной процедуре. При этом поставщик обязательно должен предоставить оригиналы сертификатов по форме СТ-1, специальный инвестиционный контракт или акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Как составить техническое задание

Техническое задание по 44 ФЗ — это документ, который необходим заказчику, особенно на этапе обоснования НМЦК. Но закон не устанавливает правил, по которым они составляются.

В чем разница технического задания и описания объекта госзакупки

Описание объекта закупки является составной частью техзадания. В законе о контрактной системе правила описания объекта урегулированы, но требования к техническому заданию по 44 ФЗ не уточняются и о таком документе ничего не говорится.

Напомним, что с 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения:

  1. Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
  2. Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».

Делать это не обязательно:

  • если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.

Составлять образец формы технического задания по 44 ФЗ работнику контрактной службы или контрактному управляющему рекомендуем совместно с юридической службой и специалистами, которые знают специфику в конкретной области закупки.

Правила составления ТЗ основаны на комплексе норм государственных и международных стандартов (ГОСТ). При их использовании в какой-либо сфере необходимо соотнести ТЗ со спецификой конкретной области деятельности.


В соответствии с 44-ФЗ, образец технического задания по ГОСТу в обязательном порядке заказчику создавать не нужно. Но практика показывает, что на каждом из этапов закупки (при составлении сопровождающей документации, проекта контракта, приемки и контроля исполнения контракта) заказчик соприкасается с элементами техзадания. Поэтому полезно такой образец иметь и понимать принципы разработки технического задания.

Правила составления ТЗ по 44 ФЗ

Самый простой и быстрый способ сформировать техническое задание — образец по ФЗ 44 разработать на основе официального издания Единой системы документации национальных стандартов.


Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки. Закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23). Каталог утвержден постановлением правительства от 08.02.2017 № 145.

При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан:

  • описывать объект закупки так, как это предусмотрено КТРУ;
  • включить в описание письменное обоснование (если описание отличается от того, которое предусмотрено в КТРУ).

Формулировку требований заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33). Выделим некоторые обязательные условия:

  • указание на эквивалент;
  • обоснованность регламентами или иными нормативными документами;
  • наличие спецификаций, планов, чертежей, эскизов, изображений (при необходимости);
  • новое состояние товара (если нет иной потребности у заказчика);
  • требования в отношении гарантийного срока, предоставлении гарантии.

Что указать в техническом задании

Содержание ТЗ необходимо основывать на положениях 44-ФЗ, обязательно соблюдать нормы гражданского, бюджетного и антимонопольного законодательств и отраслевых нормативных актов.

В качестве рекомендации, как составить техническое задание по 44 ФЗ, можно предложить разбить документ на основные разделы:

  • общая информация;
  • информация о закупаемом объекте;
  • требования к поставщикам;
  • условия исполнения контракта;
  • приложения (допускается по усмотрению заказчика).

Этапы составления технического задания

1. Составить список терминов, определений и сокращений, которые будут использоваться в документе.

2. Предоставить полную информацию о заказчике:

  • наименование (официальное название организации с указанием организационно-правовой формы);
  • адрес (организации или подразделения, которое отвечает за госзакупку);
  • режим рабочего дня в соответствии с внутренним трудовым распорядком.

3. Предусмотреть в информации о закупке сведения:

    или нет, а если да — права и обязанности каждого заказчика (ПП от 28.11.2013 № 1088);
  • централизованная закупка, сведения об уполномоченном органе (ч. 1 ст. 26 закона № 44-ФЗ);
  • привлечение экспертов, порядок их работы.

4. Перечислить сведения о госзакупке:

  • способ определения поставщика (ч. 1 ст. 24);
  • обоснование выбранного способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24).

5. Перечислить требования к участникам: деловая репутация, наличие у них производственных мощностей.

6. Указать исходные условия: справочная, производственная, опытная информация, которые оказывают влияние при исполнении контракта. Например, обслуживать закупаемую технику только в утренние часы.

7. Привести сведения об особенностях производственного процесса или архитектурного объекта заказчика, которые повлияют на процесс исполнения контракта. Например, при составлении технического задания на закупку мебели может понадобиться указать, что при доставке необходим подъем на третий этаж вручную из-за отсутствия лифта.

8. Указать точное местоположение объекта, а при необходимости — его полное описание. Это потребуется, например, для проектирования инженерных коммуникаций или для точного расчета стоимости ремонта.

9. Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик).

10. Указать источник финансирования.

11. Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам.

12. Определить условия нормирования госзакупки (ч. 1 ст. 19).

13. Указать наименование и обоснование объекта госзакупки.

14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33).

15. Определить экологические особенности закупаемого объекта.

16. Уточнить объем закупаемых товаров, периодичность и срок поставки.

17. Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий.

18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней.

19. Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния.

20. Определить расходы на эксплуатацию.

21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.

22. Установить порядок поставки и приемки.

23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.

Образцы техзаданий для товаров, работ, услуг в 2020 году

Помните, что универсальный образец технического задания по ФЗ-44 не разработан, к каждой закупке требуется индивидуальный подход. Только так учитывайте все потребности и особенности заказчика. В качестве ориентира вы можете использовать этот пример технического задания по 44-ФЗ (образец).

Далее представлен образец технического задания на поставку товара по 44-ФЗ.

Образец техзадания на выполнение работ по ФЗ-44 вы можете найти в материале о техзадании на проектирование и обслуживание пожарной сигнализации или системы видеонаблюдения.

А если вы закупаете техобслуживание машины, то образец технического задания на ремонт автомобиля по 44 ФЗ и пошаговую инструкцию по проведению этого вида закупок вы сможете найти в статье «Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция».

Примеры для других госзакупок

Также в наших подробных инструкциях вы можете найти образец техзадания и узнать, как грамотно провести закупку на:

Техническое задание: законодательные требования и сложившаяся практика

Беккер П. Р.

Техническое задание (ТЗ) должно быть составлено так, чтобы сформированные требования обеспечили заказчику приобретение именно того товара, в котором он нуждается, но при этом не были нарушены нормы ст. 33 Закона № 44-ФЗ, не была ограничена конкуренция.

Формулировки в ТЗ должны быть четкими и подробными, но характеристики и условия нельзя подогнать под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае велика вероятность обжалования подобных требований участниками закупки в УФАС. Возможен вариант, что заказчик указывает лишь базовые характеристики товара, работы, услуги, без предъявления детальных требований, но такой подход обусловит поставку самого худшего из возможных товаров на минимально необходимом уровне, что не всегда соответствует выделенному бюджету и интересам заказчикам. Именно поэтому надлежащая проработка технического задания — важнейшая задача любого заказчика для получения ожидаемого результата.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает обязательного шаблона для технического задания, оно составляется в произвольной форме с соблюдением правил описания объекта закупки, предусмотренных ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

В ТЗ очень важно раскрыть ключевые особенности и потребности заказчика:

  • Качественные характеристики тех свойств и признаков объекта, которые отражают его способность соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
  • Технические характеристики объекта закупки. Например, требования к габаритам, цвету, применяемым материалам и т.д.
  • Функциональные характеристики, которые отражают способность объекта выполнять его основную функцию. Например, при закупке продуктов питания функциональными характеристиками являются потребительские свойства товара, такие как пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах и т.д.).
  • Эксплуатационные характеристики, например, характеристики надежности и работоспособности объекта закупки — прочность, долговечность, в отдельных случаях целесообразно указать предельные эксплуатационные расходы на приобретаемый товар.

Совокупность указанных показателей позволяет определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг требованиям заказчика, но не является исчерпывающей.

В техническое задание допустимо включать также:

  • Требования энергетической эффективности: если объект закупки включает товар, работу или услугу, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности (п. 7 Правил установления энергетической эффективности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221).
  • Подтверждение соответствия. К примеру, если это предусмотрено техрегламентом на объект закупки либо объект закупки относится к перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации.
  • Соответствие товара макету (образцу) или изображению с обязательным фиксированием эталона в техническом задании.
  • Необходимость обучения лиц, которые будут использовать и обслуживать товар.
  • Другие требования в зависимости от объекта закупки.

Заказчик формирует описание объекта закупки (техническое задание) в виде отдельного электронного документа и включает его в состав извещения о закупке или документации о закупке — при закрытых конкурентных способах (п. 1 ч. 2 ст. 42, пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства для надлежащего формирования технического задания заказчику необходимо включить утвержденную проектную документацию, или типовую проектную документацию, или смету на капремонт объекта капитального строительства (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

В конце статьи вы найдете шаблон описания объекта закупки.

В конце статьи есть шпаргалка

Применение каталога товаров, работ, услуг (КТРУ)

Важно помнить, что при составлении технического задания (описания объекта закупки) заказчик обязан руководствоваться каталогом товаров, работ, услуг (п. 2 и 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), в том числе при описании:

  • Наименования объекта закупки. Указывается в извещении, в документации о закупке — при закрытых процедурах, в контракте и реестре контрактов.
  • Характеристик объекта закупки. Позиция КТРУ может не содержать описания товара, работы, услуги, в указанном случае заказчик вправе самостоятельно установить характеристики объекта закупки (Письма Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090, от 25.08.2020 № 24-06-05/74463).
  • Наименования единицы измеренияколичества товара, объема работы, услуги. Если в КТРУ нет такой информации, заказчик вправе самостоятельно выбрать единицу измерения в соответствии с национальной системой стандартизации. Единицы измерения определяются в ОКЕИ (Письмо Минфина России от 07.02.2020 № 24-01-08/7999).

В случае описания предмета закупки без применения КТРУ должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ при наличии жалобы от участников закупки или плановой проверки закупочной деятельности заказчика.

Закупка с неопределенным объемом

Для экономии трудозатрат, оптимизации расходов и обеспечения непрерывных поставок заказчики вправе проводить закупки с неопределенным объемом. В документации заказчик устанавливает начальную цену единицы товара (работы, услуги), начальную сумму цен таких единиц и максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22, п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Закупки с неопределенным объемом чаще всего реализуются при закупке сырья, материалов, запасных частей, топлива, транспортных услуг. При этом Законом № 44-ФЗ не предусмотрен исчерпывающий перечень, который указывает, что допустимо покупать без фиксированного объема.

Чтобы понять, что это закупка с неопределенным объемом, надо внимательно изучить извещение. Также рекомендуется ознакомиться с проектом контракта: в нем заказчик указывает, что количество товара, объем работ или услуг будет определяться на основании заявок (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Типичные нарушения заказчика при составлении технического задания

Нарушение № 1. Неясные формулировки, значения

Из описания объекта закупки должно быть однозначно понятно, что заказчик собирается закупить. Требования к показателям характеристик (min, max или точные значения) следует указывать недвусмысленно, предельно понятно и доступно. Согласно ст. 33 Закона № 44-ФЗ, извещение должно содержать требования, которые позволяют установить, подходят ли предлагаемые товары, работы или услуги заказчику. Не следует использовать термины «не хуже», «не слабее» и тому подобные — это необъективное описание. Что для заказчика лучше, а что хуже, поставщик не обязан знать или угадывать.

Характеристики объекта закупки, например, могут выглядеть так:

Товар (далее — мебель) должен соответствовать ГОСТ 16371-2014 «Мебель. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.06.2015 № 683-ст), ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры столов». Наименование товара: стол эргономичный. Цвет: коричневый.

Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота): минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см, максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см. При этом высота не подлежит изменению.

Требования к столешнице: материал — высококачественная МДФ, толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм. Облицовка — ПВХ-пленка. Столешница должна быть эргономичной и иметь плавные края. В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой.

Бывает, что заказчики ошибаются при указании диапазона значений, например «ширина более 360 мм и менее 214 мм». Иногда при описании объекта закупки не учитываются собственные инструкции по подготовке заявок: «в случае, если присутствует слово «диапазон», «в пределах», то поставщику необходимо предоставить диапазон значений ниже установленного заказчиком». Каким образом это понимать в случае температурного диапазона, непонятно.

Достаточно часто заказчики переписывают с государственных стандартов все подряд характеристики, при этом товар не может обладать всеми требуемыми характеристиками одновременно. Например, что касается подвижности и жесткости бетона (ГОСТ 7473-2010), то бетон может быть либо жестким (Ж), либо подвижным (П) — это взаимоисключающие характеристики. Однако заказчики умудряются вписать в техзадание и то и другое: «жесткость Ж1–Ж4; подвижность П1–П4». Материала с такими характеристиками не может быть. И это является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

  • Должны быть обязательно правильно указаны единицы измерения показателей. В практике были случаи, когда заказчики указывали «м» вместо «мм».

Термины характеристик, их единицы измерения должны соответствовать техническим регламентам. В противном случае заказчику придется обосновать применение иных терминов и единиц измерения.

Установление излишне детализированных требований к материалам, из которых изготавливается товар, также будет нарушением закона.

Нарушение № 2. Ссылка на ГОСТ без какого-либо описания

Еще одно распространенное нарушение — это перечисление в техническом задании ГОСТ без привязки к конкретным товарам. Позиция ФАС в этой ситуации такова: подобное описание объекта закупки не позволяет идентифицировать каждый товар и не позволяет потенциальному поставщику подготовить заявку должным образом.

Нарушение № 3. Отсутствие фразы «или эквивалент»

Частая ошибка — указание в описании объекта закупки требования к товарному знаку без ссылки на возможность применения эквивалента, что может привести к ограничению конкуренции.

В общем случае при составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или страну происхождения товара.

Основные правила подготовки технического задания

Применяйте национальные стандарты

Помимо положений Закона № 44-ФЗ, необходимо руководствоваться иными правовыми актами, техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (ГОСТ Р, ГОСТ, СНиП и пр.), что прямо указано в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Если планируете использовать иные показатели, то вам придется обосновывать необходимость их применения в извещении о закупке, в противном случае высок риск жалобы.

Не ограничивайте конкуренцию

В целях обеспечения конкуренции в описании объекта закупки не допускается включать:

  • Требования, которые создают преимущественные условия для отдельных участников закупки.
  • Требование поставить товары, выполнить работы или оказать услуги, которые технологически и функционально не связаны между собой, при этом наличие или отсутствие взаимосвязи устанавливается для каждого случая индивидуально. К примеру, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов работ может свидетельствовать о потенциальном нарушении, поскольку может ограничивать число участников закупки (Письмо ФАС России от 09.02.2015 № АЦ/5147/15).
  • Любые иные требования, которые влекут необоснованное ограничение конкуренции.

Учитывайте особенности национального режима закупок

Один из примеров — случаи применения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 при закупке радиоэлектронной продукции или Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 при закупке промышленных товаров. В этих ситуациях запрещено закупать совместно товары из перечня с товарами, которые в него не включены.

Аналогичный запрет установлен при закупке медицинских изделий из Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 и медицинских изделий, которые в него не входят.

Поставка б/у товара возможна

По умолчанию товар должен быть новым, неиспользованным, не в ремонте, у которого не менялись составные части, не восстанавливались потребительские свойства (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Если вы допускаете возможность поставки товара, бывшего в употреблении, предусмотрите в техническом задание соответствующее положение (Письмо Минфина России от 25.05.2021 № 24-06-08/40268).

Распространенные вопросы при подготовке технического задания

Можно ли требовать поставки оригинальных, а не совместимых запасных частей в техническом задании?

Можно, если речь идет о продукции, находящейся на гарантии, или есть необходимость обеспечить взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию в соответствии с конструкторской документацией, которая предусматривает использование только определенной продукции, без возможности применения совместимой продукции.

Необходимо приобрести прибор для исследований к уже имеющейся системе из трех приборов одного производителя. Необходимо полное совмещение всего в работе, эквиваленты существуют, совместимость обеспечивается, но, как показывает практика, надежность данных эквивалентов не так высока. Возможно ли не указывать эквивалент и указать конкретный товарный знак?

Нет, это невозможно. Ситуация не относится к случаю «при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком». В то же время можно более детально рассмотреть особенности оригинального прибора, в том числе учесть гарантийный срок эксплуатации, иные важные характеристики, и использовать их при формировании технического задания.

Можно ли в ТЗ по капремонту указать узкие показатели, приложить пример композиции из гипсокартона на потолке, конкретную коллекцию плитки без эквивалента, ссылаясь на эстетические предпочтения?

При формировании технического задания заказчики должны руководствоваться требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Цвет стен — это выбор заказчика, это его потребность, не ограничивающая число поставщиков. Макет, эскиз композиции из гипсокартона на потолке — это также потребность заказчика, все исполнители смогут повторить приведенный в документации макет. Коллекция плитки без эквивалента — это нарушение п. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Если такое требование указано и оно влечет ограничение количества участников закупки, для минимизации риска жалобы следует сопроводить указание конкретной плитки словами «или эквивалент».

Правила составления технического задания по требованиям 44‑ФЗ

Редакция Контур.Школы

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара « Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Читайте также: