Театр уж полон ложи блещут партер и кресла все кипит средство выразительности

Обновлено: 27.03.2024

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются такие тропы:
1. Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, например:
Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
( С. Маршак)
Поэт сравнивает снег, засыпавший голые кусты, с пушистым полушубком: он тоже белый, мягкий и греет.
Ель рукавом мне тропинку завесила. Слово рукавом создает яркий художественный образ. Читателю представляется густая раскидистая ель, которая завешивает проход на тропинке

2. Метонимия – это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности. Когда М. Исаковский пишет: Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь, то каждому ясно, что это ходит человек с гармонью. К метонимии обращался А. Пушкин, рисуя «волшебный край» (театр) : Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла – все кипит…

3. Эпитет – это художественное определение: Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… (А. Фет) .

4. Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

5. Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы:

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
(К. Бальмонт)

С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. Совпадающие в звучании и написании, но различные по значению слова: ключ – «родник» и ключ – «отмычка» .
Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы)
также являются источником выразительности речи:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу!
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
(А. Пушкин)
Писатели нередко сталкивают в одном контексте разные значения многозначных слов и омонимов, добиваясь комического эффекта: Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите. (Э. Кроткий) .

6. Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. О красоте и выразительности речи носителя языка можно судить по тому, как он использует синонимы. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной. Бедность словаря часто приводит к повторению одних и тех же слов, тавтологии, к употреблению слов без учета оттенков их значения. К. Чуковский, рассуждая о переводах, задавал вопросы и сам отвечал на них: «Почему всегда пишут о человеке – худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие… думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой – и мало ли какие еще» .
Синонимы позволяют разнообразить речь, избежать употребления одних и тех же слов.

Словесные средства художественной изобразительности.
- эпитет
-сравнение
-перифраза
-олицетворение
-метафора
-метонимия
-гипербола, литота
-сочинение

Средства выразительности речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн… К. Бальмонт

Анафора (единоначатие). Одинаковое начало нескольких соседних предложений. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О.Высотская).

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Антитеза резко выраженное противопоставление понятий или явлений. "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… Н. Некрасов. И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных — горячишься; в страстных вопросах — холоден; если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь; если ты здесь— хочешь уйти; если тебя нет — мечтаешь возвратиться, среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире.

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть На них медведь разинул пасть … А.Н. Крылов. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! А.С. Пушкин

Ассонанс Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. О весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! А. Блок

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. А. Блок.

Швед, русский, колет, рубит, режет. Волков бояться – в лес не ходить.

Гипербола Художественное преувеличение Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) море слез; океан любви, реки крови, море смеха.

Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны

Градация Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий) Тёмные, душные, скучные комнаты. Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют.” Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? В. Маяковский

Инверсия Обратный порядок слов Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) Преданья старины глубокой. А.С. Пушкин

Ирония Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. Ф.И. Тютчев.

Лексический повтор. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота Художественное преуменьшение "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".

«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить

Метафора Переносное значение слова, основанное на сходстве Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина) Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции. «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», "стальные нервы", "поле деятельности", «каменное сердце»…. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. Горит восток зарею новой. Ножка стола. Заря жизни. Льется речь. Золотая осень

"(.) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".

(М.Булгаков. "Белая гвардия")

Со снопом волос своих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. С. Есенин

Ах, увял головы моей куст, Засосал меня песенный плен. Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин. )

Метонимия замена одного слова или выражения другим на основе близости значений. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. А.С.Пушкин ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). не то на серебре – на золоте едал; ну, скушай же тарелочку, мой друг; читал Пушкина. Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит. А.С. Пушкин

В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре" – имеется ввиду револьвер.

Многосоюзие синт. Намеренное использование повторяющегося союза. Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер)

И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют. ; И скучно и грустно, и некому руку подать… М.Ю. Лермонтов Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев. Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Окказионализмы Индивидуальные авторские словообразования .В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов Туристы в родном городе. (Тэффи) живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ, убогая роскошь, горькая радость, красноречивое молчание, громкая тишина.

Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. (А.С.Пушкин) (И лес ожил – заговорили деревья, запел ветер в верхушках елей), (душа поёт, река играет…). Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. "Мама и убитый немцами вечер" В.Маяковского. Щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. А. С. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В. Брюсов. Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза

Парцелляция Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных. «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился». Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.) Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Перифраза Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты "люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса) («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев») Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)

Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, северная Венеция.

Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? Что день грядущий нам готовит?

Риторическое обращение Обращение к неодушевлённому предмету Ах ты, степь моя, привольная! О времена! О нравы! Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!

Синекдоха Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин) Защита требует оправдания подсудимого. Пуще всего береги копейку. Мы все глядим в Наполеоны. Взыскательный покупатель. И было слышно до рассвета, как ликовал француз. 1) Часть явления называется в значении целого: А в двери - бушлаты, шинели, тулупы. В. Маяковский 2) Единственное число в значении общего и даже всеобщего: Там стонет человек от рабства и цепей. М. Лермонтов. И гордый внук славян, и финн. А. Пушкин 3) Замена числа множеством: Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. А. Блок

Синтаксический параллелизм. Сходное, параллельное построение фраз, строк Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение Да, есть слова, что жгут, как пламя. На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…" (В.Шукшин)

Умолчание - невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… М. Ю. Лермонтов

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Эллипсис Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь – в смерть… А ты?. Ты в меня! Г. Гейне Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

Эпитет Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум. (Н.Некрасов), лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман, парус одинокий, роща золотая, "живая вода" или "мертвая вода", "добрый молодец", "борзый конь". Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным. Кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); край заброшенный (С.Есенин); удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, сияющие глаза, глаза-бриллианты; хмурое утро;

ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.

Мы набирали огромные (определение) охапки палой (определение) листвы и несли домой прекрасные, печальные (2 эпитета) букеты.

Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Весну заклинати, зиму провожати. Рано, рано зиму провожати. Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Фразеологизмы – средство лексической выразительности речи, которое, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо; дурака валять; как кот наплакал).

Средства выразительности
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком.

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину,

так чтоб не мимо господского дома. (Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)

Задание 3

1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)

3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)

4. Что-то неуловимо восточное было в его лице,

но из седой дремучести светились,

горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)

Задание 4

1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)

2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С.Орлов)

3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)

4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)

5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна. Всю ночь слышна. (А.Блок)

Задание 5

1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)

5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)

Задание 6

1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)

2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)

3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)

4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)

5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)

Задание 7

1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)

3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)

5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)

Задание 8

1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)

2. И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)

4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)

Задание 9

1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)

2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)

3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)

4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М.Цветаева)

5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная. (Н.Некрасов)

Задание 10

1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и

наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)

2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)

4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)

5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)

Задание 11

1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете. (А.Блок)

2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. (К.Бальмонт)

3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. (А.Твардовский)

4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)

5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)

г) параллелизм, анафора, эпифора,

Задание 12

1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова.
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)

2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)

3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)

5. Мне грустно. оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)

Задание 13

1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия. (А.Твардовский)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)

5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)

Задание 14

1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)

2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)

3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)

4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. (М.Волошин)

5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)

г) лексический повтор;

Задание 15

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)

2. Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)

3. Но степь поет. (И.Бунин)

4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)

5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)

Задание 16

1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

2. Белая акация и сирень пахнут так сильно,

что кажется: воздух и сами деревья стынут

от своего запаха. (А.Чехов)

3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)

4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)

5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)

Задание 17

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)

2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)

3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)

4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)

5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)

Задание 18

1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)

2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)

3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)

4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)

5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)

Задание 19

1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)

2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)

3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)

4. Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)

5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)

Задание 20

1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)

2. На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. (Б.Пастернак)

3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М.Цветаева)

4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)

5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)

Задание 21

1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов)

2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)

3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин)

4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)

5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)

Задание 22

1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)

2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)

3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе.
О той свободной доле,
Что мне не суждена. (А.Блок)

4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)

5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)

а) Лексический повтор;

Задание 23

1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)

2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)

3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)

4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)

5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)

Задание 24

1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)

2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)

3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)

4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)

5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)

Задание 25

1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)

2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)

3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)

4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)

5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)

Задание 26

1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)

2. Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)

3. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)

4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)

5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)

г) анафора, параллелизм;

Задание 27

1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)

2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)

4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)

5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)

Задание 28

1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)

2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)

3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)

4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)

5. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)

Задание 29

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)

2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)

3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. (А.Ахматова)

4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)

5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)

Задание 30

1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)

2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)

3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)

4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)

5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов)

Презентация к уроку русского языка "Лексические средства выразительности" 7 класс
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

В презентации пошагово представлены все этапы урока, все виды деятельности учащихся на уроке русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности".

Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок по теме: ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 7 класс РАЗРАБОТАЛ: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 » г. Меленки Владимирской области Абросимова Елена Сергеевна

Прочитайте тексты. Сравните. Одуванчик лекарствен- ный – это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Млечный сок растения содержит 2-3 % каучу-ковых веществ. Одуванчик пр…дорожный Был, как солнце, з … лотым , Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра З… лотые семена, Чтобы солнечным ра ( с,сс ) ветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов)

Лексические средства выразительности.

Знать: лексические изобразительные средства языка, их виды. Уметь: находить изобразительные средства языка в предложениях и тексте; решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени; свободно употреблять выразительные средства языка в речи.

ТРОПЫ. Лексические средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. Одуванчик пр…дорожный Был, как солнце, з … лотым , Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра З… лотые семена, Чтобы солнечным ра ( с,сс ) ветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов) и о о сс (близость) (золото)

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов) сравнения

Одуванчик придорожный Был, как солнце , золотым, СРАВНЕНИЯ Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым … Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов)

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов) эпитеты

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым , Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… ЭПИТЕТЫ Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов)

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов) метафоры

Одуванчик придорожный Был, как солнце, золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым… Ты неси на крыльях ветра МЕТАФОРЫ Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов)

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Тема текста – Основная мысль – Тип речи – Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты - …..; метафоры - …..; олицетворения - ….; сравнения - ….

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями. 1.МетАфора А. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. 2.ЭпИтет Б. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. 3.СравнЕние В. С лово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве 4.ОлицетворЕние Г. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? 1. Анчар, как грозный часовой ,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин) 2. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький) 3. Улыбнулись сонные березки. (С.Есенин) 4. Среди белеющих прудов // Кусты в пушистых полушубках … (С.Маршак) 5. Театр уж полон // ложи блещут // партер и кресла – всё кипит … (А.Пушкин) 6. Лес, точно терем расписной … (И.Бунин) 7. Простые краски северных широт: // Румяный клевер, лен голубоватый, // И солнца блеск, немного виноватый , // И облака, плывущие вразброд. (О.Фокина)

ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем. Побледневшие звезды дрожали, трепетала листва тополей. Горит восток, пылает алым пламенем.

Домашнее задание Упр. 412 (1) – на выбор: выполнить задания к упр.158 или 206; для учеников, успевающих на «4» и «5» – (2)

Спасибо за урок! Желаю удачи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе (УМК под редакцией М.Разумовской)на тему:"Средства выразительности"

Класс:9Предмет: русский языкДанную презентацию можно использовать после изучения темы "Тропы и стилистические фигуры" для обобщения изученного материала.Презентация подготовлена для работы на интеракт.


Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка".


Презентация к уроку русского языка для 7 класса "Фонетические средства выразительности"

Презентация помогает провести урок русского языка в 7 классе по УМК Львовых. Актуальность темы обозначена новыми стандартами изучения русского языка в школе.


Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой.


Презентация к уроку русского языка "Средства выразительности"

Презентацию можно использовать на консультациях по подготовке к экзаменам: теория + тестирование и самопроверка.

Презентация к уроку русского языка в 10 классе при подготовке к ЕГЭ "Выразительные средства языка в художественном тексте" (задание 26)

на уроке учащиеся повторяют лексические и синтаксические средства выразительности (тропы, стилистические фигуры), учатся их различать в контексте, работают с рецензией на текст (формат ЕГЭ).

Театр уж полон ложи блещут партер и кресла все кипит средство выразительности

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит.
(А.С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
(М. В. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз - воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев)

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
( А. Блок)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
(Н.А. Некрасов)

АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. " (С.Есенин).

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…).

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
(А.Н. Крылов)

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
(А.С. Пушкин)

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)

ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

Напрасно!
Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно!
(А.А. Фет)

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами. ). Катахреза сродни оксиморону.

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик. ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
(А. С. Пушкин)

Мчаться тучи, вьются тучи.
(М.Ю. Лермонтов)


Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. С. Пушкин)

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. Более подробно о рифме см. «Словарь разновидностей рифмы» или «Лаборатория».

СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).

СИМПЛОКА (греч. symploke - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)

ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты. Ты в меня!
(Г. Гейне)

ЭМФАЗА (греч. emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
(А. С. Пушкин)

______
Из справочника по стихосложению
© 2002 "Русские рифмы"

Юлия Рущак, координатор ЛК "Голоса Оренбуржья"
(г.Орск, Оренбургская обл.)

Читайте также: