Статистика по детским креслам

Обновлено: 26.04.2024

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эффективность использования удерживающих устройств выразилась в снижении смертности среди детей в ДТП на 54%, а риска получения травм – на 70%.

В России эта мера защиты ребенка в машине тоже приводит к снижению количества пострадавших. По статистике, за последние несколько лет в России на 17% сократилось число раненых в результате ДТП детей, на 30% снизилась смертность и на 15% – тяжесть полученных травм у детей. Общая статистика такова – погибает каждый седьмой ребенок, попавший в ДТП, каждый третий получает травмы и ранения.

Данные ГИБДД, собранные по итогам ДТП, говорят так же, что риск получения тяжелых травм в 1,8 раза выше, если ребенок едет без автокресла.

В то же время в целом почти 80 процентов водителей используют автокресла при перевозке детей – таковы данные исследования ВЦИОМ в 2017 году. А ведь всего несколько лет назад, в 2011 году, автокреслами пользовались всего чуть больше 30 процентов автовладельцев.

Раньше родители были убеждены, что самая лучшая защита – родительские руки. Пусть ребенок едет на руках у матери, это безопаснее, чем ползать по салону. ВЦИОМ также опрашивал родителей на этот счет, и 20% опрошенных заявили, что ребенку будет надежнее «на ручках», а еще 3% вообще не верят, что кресло защитит ребенка во время ДТП. Однако это типичная ошибка.

Справка
При ударе на скорости 10 км/ч вес 70-килограммового человека равен 982 кг. При скорости 40 км/ч вес возрастает до 2453 кг. Недаром категорически запрещено перевозить ребенка, держа его на руках. Ребенок в год весит 10-12 кг, при лобовом столкновении на скорости в 40 км/ч его вес увеличится в 35 раз – и составит 350-420 кг. Удержать его вы не сможете.

«Да тут недалеко»: почему дети чаще гибнут на внегородских дорогах

Как ни странно, в городах происходит гораздо меньше ДТП со смертельным исходом для детей, чем за городом. Речь даже не о федеральных скоростных трассах, как вы, наверное, подумали. Самыми опасными оказываются местные загородные дороги.

«А зачем нам автокресло, нам тут недалеко!» «Да мы быстро доедем, всего-то в гости через три улицы». Такой подход и губит людей. Родители считают, что не будет ничего страшного, если они доедут до детской поликлиники, до ближайшего парка, до соседа без автокресла. Да и пробок же тут нет, не Москва же! Трафик спокойный. Но итог печальный.

В лидерах по травматичным исходам ДТП для детей-пассажиров – Северный Кавказ и Южный округ России.

Вывод прост: даже если вы планируете пробыть в дороге всего 10 минут, не пренебрегайте автокреслом!

Не забывайте, что и в такси нужно сажать ребенка в автокресло. Вызывая машину, убедитесь, что выставили такую опцию, и тогда к вам приедет машина, оборудованная детским удерживающим устройством.

Проверено на манекене

Известные марки автокресел обязательно проходят проверку – краш-тесты.

Самые жесткие и объективные тесты, как считается, проводит немецкая тестовая лаборатория ADAC. Эта независимая лаборатория тестирует кресла уже более 50 лет!

Краш-тесты ADAC настолько строгие, что параметры и требования часто превышают нормативы, действующие в странах Евросоюза.

Поэтому, если вы выбираете кресло, одобренное тестами ADAC, то за безопасность ребенка в нем можно быть спокойным. Изучить результаты свежих краш-тестов ADAC с указанием брендов и типов автокресел, можно, например, здесь.

Самые главные критерии, по которым проверяется автокресло, – это безопасность при лобовом и ударе сбоку, эксплуатация, очистка и обработка, эргономика, содержание загрязняющих веществ в материалах.

В каждом кресле покатаются манекены разного «возраста», кресло ставится в разные положения, проверяются разные типы крепления. Проверка фронтального и бокового удара – самое основное. В итоге бьется до 8 штук кресел, пока специалисты не сделают все выводы.

На манекенах огромное количество датчиков, они фиксируют нагрузки при ударе. Помогают оценить качество автокресла и кадры скоростной видеосъемки, причем она ведется с нескольких ракурсов.

Мы предлагаем посмотреть видео краш-теста.

Кстати, при испытаниях удар производится на скорости всего лишь 64 км/ч с неравномерным замедлением, это имитирует деформацию машины при реальном ДТП. А теперь представьте, что вы несетесь со скоростью 100 километров в час!

Выбираем автокресло: без ошибок

Правильно выбирайте автокресло для вашего ребенка. В группу 0 входят фактически автолюльки – они предназначены для детей весом до10 кг, до полугода. В общем-то, они имеют низкий уровень защиты, используются только по медицинским показаниям (например, малыша надо куда-то перевезти, но он может передвигаться только в горизонтальном положении).

Следующая группа кресел 0+ для детей весом от 0 до 13 кг, до года – это более надежное устройство. Такое кресло имеет ручку для переноски, ребенок в нем находится в положении полулежа, внутренние ремни обеспечивают безопасность.

Группа 1 – кресла для детей весом от 9 до 18 кг (примерно до 4 лет). Группа 2 – кресла для детей весом от 15 до25 кг (3-7 лет), и группа 3 – кресла для детей весом от 22 до 36 кг (6-12 лет). Но это так называемые бустеры – в них снимается спинка и кресло превращается в подставку-сиденье, а оно не может обеспечить безопасность ребенка.

Есть и еще некое «устройство безопасности» – так называемые адаптеры ремней ФЭСТ. Раньше с ними разрешали возить детей, и многие пытались сэкономить: ведь автокресло дорогое, а такая накладка на ремни стоит всего 500-1000 рублей. Потом их запретили, однако производители этих устройств успели получить сертификат детского удерживающего устройства по прежним стандартам.

Фактически же адаптеры ремней не обеспечивают безопасность ребенка. В Европе такие адаптеры тоже вне закона.

Выбирать автокресло лучше вместе с ребенком

Ребенок обязательно должен сесть в него. Кресла бывают более глубокие и широкие, а бывают мелкие, надо подбирать индивидуально. Надо убедиться, что оно не мало и не велико ребенку, что ему в нем комфортно. При подборе и пользовании автокресел важным также будет рост.

Часто ребенок перерастает кресло. В этом случае нужно пересаживаться на кресло следующего размера, или же – после достижения роста 135 см – можно ездить на бустере, но следует помнить, что он практически не дает защиты, это лишь дополнительные крепления.

В первую очередь проверьте наличие сертификата на продукцию. Внимательно осмотрите внешний вид – саму конструкцию, качество обивки, пластика, ремней и крепежа.

Важно, чтобы сам ребенок не мог расстегнуть ремни кресла, но в то же время вам было удобно ими пользоваться.

Крепления должны быть надежными и крепкими. Убедитесь, что они не опасны для ребенка, когда он сидит в самом кресле: не причинят ли сами крепления и замки ребенку травму при аварии.

Проверьте регулировку наклона спинки. Если ехать придется долго, то будет хорошо, когда кресло можно разложить и ребенок сможет спать.

Крепиться в машине кресло может с помощью ремней безопасности автомобиля. Это удобно тем, что можно будет переносить кресло из одного авто в другое при необходимости.

Другой вариант – крепление ISOFIX. Это жесткое крепление кресла к кузову машины. Судя по краш-тестам, это более безопасно. Но система ISOFIX подходит для ребенка только до 18 кг.

На рынке автокресел бренд имеет значение.

Потому что это гарантирует качество, причем проверенное: кресла известных марок, как мы уже отметили, обязательно проходят краш-тесты, а еще они соответствуют европейским требованиям безопасности.

Кстати, статистика ВОЗ говорит, что почти 45 процентов детей оказываются неправильно пристегнутыми в машине. 39 процентов родителей не знают, как правильно устанавливать кресло. Поэтому, чтобы не подвергать своего ребенка опасности, а себя – штрафу (да, за неправильно установленное кресло тоже берут штраф!), внимательно изучите инструкцию.

Кресла ставятся как по ходу движения, так и наоборот. На переднем сидении, например, кресло может ехать только спиной к ходу движения – иначе сработавшая во время аварии подушка ударит ребенка в лицо.

Наказание рублем

С 12 июля 2017 года действуют поправки в ПДД. Они немного изменили правила перевозки детей в автомобиле, подход стал строже. В частности, использование адаптеров ремней безопасности, которым заменяли автокресла, теперь не допускается.

Для детей до 7 лет обязательно использование кресла или люльки. Отсутствие подобного детского удерживающего устройства грозит штрафом в 3 000 руб. Кресло или люльку можно устанавливать как на переднее, так и на заднее сиденье, закрепляя по инструкции.

Для детей от 7 до 12 лет предполагается использование детских удерживающих устройств в добровольном порядке, если ребенок сидит сзади, его можно пристегнуть штатным ремнем безопасности автомобиля. Послабление сделано для детей младше 12 лет, которые уже просто в силу своего роста (выше 150 см) или веса (больше 36 кг) не влезают в кресло. Но просто из ПДД убрали штрафы за это, однако эксперты по безопасности все равно рекомендуют не пренебрегать автокреслами, если по росту ребенок все еще помещается в них.

А вот если ребенок до 12 лет едет на переднем сиденье, то обязательно использование кресла или бустера. Штраф за нарушение этого правила такой же – 3 000 руб.

Дети старше 12 лет могут ездить в машине уже без автокресел, но обязательно быть пристегнутыми штатным ремнем безопасности.

Штрафы будут выписаны, если ребенок едет на руках у других пассажиров, если ребенок едет в автокресле, которое ему уже явно мало, если он сидит в автокресле, но при этом не пристегнут (считается, что безопасность не обеспечена), а также, если в автомобиле отсутствуют штатные ремни безопасности.

Должностному лицу за те же нарушения штраф будет выписан на порядок выше – 25 тысяч рублей, а для организации-перевозчика сумма взыскания выше в четыре раза.

Рисунки Дмитрия Петрова

До какого роста-возраста-веса перевозить ребенка в детском автокресле?

Я много писал про автокресла для маленьких детей, про важность езды против хода как можно дольше, пр.

До какого роста-возраста-веса перевозить ребенка в детском автокресле?

Я много писал про автокресла для маленьких детей, про важность езды против хода как можно дольше, про вместимость таких кресел и т.д. А сегодня поговорим об автокреслах для детей постарше.
Один из самых часто-задаваемых вопросов, хватит ли кресла группы 2-3 (15-36 кг) или 1-2-3 (9-36 кг) до 12 лет? Да разве он в это кресло влезет?

Или наоборот, часто слышим отзыв - у меня уже в 7-8 лет ребенок это кресло перерос!

Итак, давайте определимся. Самый неудачный критерий для определения срока реального использования детского автокресла (любого) - это возраст. Задумайтесь, ведь все дети растут по разному. Причем, очень сильно по разному. Ну и каким образом можно одинаково сказать до скольки лет будет вмещать конкретное кресло хрупкую миниатюрную красавицу или здоровенного богатыря, который в 9 лет покрупнее своей мамы будет?

Возраст для использования детского кресла указывается исключительно в качестве очень примерного ориентира. Как правило, рассматривается ситуация с развивающимся идеально средним образом (по таблица ВОЗ) худощавым ребенком в летней одежде ).

Для каждого автокресла есть следующие реальные критерии, на которые стоит обратить внимание:

- предельный вес. Европейские автокресла рассчитаны до веса в 36 кг. Это не значит, что при большем весе пассажира оно развалится. Но есть утвержденные возрастные группы, согласно которым определяется группа автокресла. И предельный вес для группы 3, на котором кресло испытывается - 36 кг. У американцев есть кресла с заявленной массой пассажира ~50 кг. Правда, в основном, это автокресла именно для американского рынка. В России используется европейская классификация.

- предельный рост. Зависит, конечно, от пропорций ребенка. У кого-то ноги длинные, у кого-то тело. Но тем не менее, по росту большинство автокресел группы 2-3 вполне способно вместить ребенка ростом 150 см. Не верите? Посмотрите сюжет, где в рамках съемок для 1 канала мы усадили девочку, ростом чуть более 150 см в 2 автокресла и в одном даже запас остался.

К сожалению, текущий свод правил ECE R44-04 полностью игнорирует данный вопрос, хотя он с точки зрения выбора автокресла для детей постарше, да и вообще - наиболее важен. А новый свод правил ECE R129 в части детей ростом выше 105 см, который должен ориентироваться на этот показатель еще не принят в принципе.
Но как правило, в законодательстве отдельных стран предельный рост обязательной езды в детском автокресле ограничен от 135 см до 150 см. Далее, считается, что безопасность ребенка уже обеспечивает штатный ремень без каких-либо дополнительных аксессуаров, по крайней мере, не хуже, чем взрослому. Естественно, штатный ремень, даже проведенный правильно, не обеспечит, например, боковой защиты ребенку. Поэтому я считаю, что цифра 150 см является более правильной. Но требовать большего - это точно фанатизм.

- Что по закону?

В России период использования детских удерживающих устройств определяется пунктом 22.9 ПДД. К сожалению, в нем полностью игнорируется вопрос предельных роста и веса для использования автокресел. Указан только возраст, до которого они должны применяться - 12 лет.

- Чего ждать?

На рассмотрении находится законопроект, который должен, наконец, четко обозначить параметры ребенка, которому необходимо детское автокресло. Предварительно, те самые 150 см и 36 кг. Когда примут, если примут - станет проще.

UPDATE 09.2016. Похоже, что вообще примут с 7 лет - на усмотрение родителей. Пока все непонятно. В любом случае,мы ведь здесь, чтобы стараться делать, как правильно, а не как номинально дозволено, верно?

- Что делать сейчас?

Итак, ребенок перерос указанные параметры, а 12 лет еще далеко! И в кресле уже не помещается. Сажаем в бустер. Толку особого не будет в плане безопасности, но и вреда тоже. Использовать всякого рода альтернативные удерживающие устройства и в таком случае не стоит, т.к. есть риск навредить, случись что.

Олег Нурмиев

Возрастные группы детских автокресел

Возрастные группы детских автокресел

Какую возрастную группу десткого автокресла выбрать для своего ребенка? На данный момент существует 4 основные возрастные группы, которые встречаются как отдельно, так и в комбинации. И разобраться в них не специалисту бывает достаточно трудно. Мы собрали описания основных из них в этой статье.

Группа 0+

Это кресла, которые приобретаются новорожденному, так называемые кресла-переноски. Обычно такие автокресла рассчитаны на детей с рождения до 12-15 месяцев и до веса 13 кг.
В автомобиле кресла 0+ устанавливаются исключительно «спиной вперед», лицом против направления движения. Все модели можно крепить ремнем безопасности автомобиля, но предпочтительнее использовать их в комплекте с базой ISOFIX, которая устраняет риск неправильного крепления и облегчает использование кресла.

Важно! Положение ребенка в кресле 0+ на сиденье автомобиля – далеко не горизонтальное и это нормально! Ребенок располагается в естественной позе, но его спина находится под определенным углом к направлению движения

Ребенок в 0+ крепится 3-х или 5-и точечными внутренними ремешками (в данной группе разница не принципиальна). Очевидный плюс переносок: они компактные и достаточно легкие. Тем не менее, удобнее всего использовать их в паре с совместимой коляской в качестве шасси.
Помимо 0+ существует еще группа 0 – автокресла похожие на люльку от коляски, с установкой поперек на задних сиденьях, но это решение не пользуется популярностью из-за очевидных минусов с безопасностью, габаритами и коротким сроком использования.

Важно! Установка кресла 0+ допускается только при отключенной фронтальной подушке безопасности.

Группа 0+1

Кресла 0+/1 от рождения (либо от 3-6-ти месяцев) до 4-х лет, до 18 кг. Все наиболее безопасные современные кресла на возраст до 4-х лет сосредоточены именно в 0+1. В первую очередь это кресла, разработанные в соответствии с новым стандартом R129 (I-SIZE) с креплением ISOFIX и возможностью перевозить ребенка «спиной вперед» максимально долго и имеющие более просторное внутреннее пространство.

Кресло 0+1 может быть с поворотным механизмом – когда сиденье закрепленного кресла можно поворачивать вбок для более удобной посадки/высадки ребенка.
В качестве третьей точки крепления в креслах 0+1 с ISOFIX используется раздвижной упор в пол, реже – якорный ремень TopTether.

Ребенок пристегивается пятиточечными внутренними ремнями.

Важно! При выборе автокресла для ребенка от 9 месяцев до 2-х лет, ни одно кресло групп 1, 1-2, 1-2-3 не сравниться по безопасности с 0+1 I-Size, установленным «против хода», даже если оценка в краш-тестах у них одинакова! Оценки ставятся для сравнения кресел из одной возрастной группы, а посадка «спиной вперед» позволяет ребенку выдержать гораздо большие нагрузки при фронтальном ударе или экстренном торможении автомобиля.

Автокресла этой возрастной группы могут быть двух стандартов - R44/04 или более нового и современного I-SIZE.
Основные различия в стандартах:
I-SIZE – кресло устанавливается только на ISOFIX + вспомогательный упор в пол или якорное крепление. Возможна перевозка ребенка «спиной вперед» на протяжении всего срока эксплуатации.
R44/04 – кресло может крепиться ремнем или на ISOFIX + вспомогательный упор в пол или якорное крепление. Перевозка «спиной вперед», почти всегда, предусмотрена только до 13 кг, примерно до 9-12 месяцев.

Группа 1

Кресла группы 1 от примерно 1 года до 4 лет, до 18 кг , с установкой только по ходу движения. Во всех креслах этой группы есть хорошее наклонное положение, что отличает их от большинства универсальных кресел.

Минимальный возраст ребенка согласно стандарту R44/04 – 9 месяцев, согласно новому стандарту R129 I-Size – 15 месяцев. Есть модели с креплением ISOFIX, с креплением ремнем безопасности, реже – сразу с двумя этими способами крепления.

В креслах группы 1 с ISOFIX в качестве третьей точки крепления используется Top Tether или раздвижной упор в пол. Ребенок пристегивается пятиточечными ремнями или так называемым "столиком безопасности".

Группа 1-2-3

Очень популярная группа 1-2-3, универсальные автокресла 9-36 кг, с наибольшим разнообразием конструкций и способов крепления. Номинально, кресла этой группы рассчитаны на возраст от 9 месяцев до 12 лет, но мы не рекомендуем такие кресла детям младше 12 месяцев, как из соображений безопасности, так и комфорта.

Основным плюсом этих кресел является их универсальность и долгий срок использования. Их хватит минимум лет на 7-8, а некоторых моделей и до 11 лет.

Большинство моделей группы 1-2-3 уступают группам 0+1 и 1 или по безопасности, или по комфорту или и по тому и по другому критерию, но есть и исключения.

Группа 2-3

Кресла от 3-4 до 12 лет, для детей ростом от 95-100 см, от 15 до 36 кг. Самый главный критерий для начала использования кресла 2-3 – рост ребенка не ниже 95, а лучше – 100 см. Максимальный рост ребенка на который обычно рассчитаны автокресла 140-150 см.

Обратите внимание! Во всех креслах этой возрастной группы ребенок фиксируется в автокресле штатным автомобильным ремнем безопасности

Ребенок начинает пристегиваться почти также, как взрослый пассажир, кресло лишь правильно располагает ремень безопасности и обеспечивает защиту от бокового удара. При фронтальном ударе кресло сопровождает ребенка до срабатывания ремня безопасности.

В этой группе много моделей, которые крепятся к системе IsoFix автомобиля, при этом кресло устанавливается более жестко и надежно. Также часто используется крепление Soft Latch – крепление ремешками с карабинами. При этом, крепится только нижняя часть сиденья, спинка детского кресла свободно откидывается на сиденье автомобиля и никак не фиксируется.

Кресла 2-3 с тем или иным вариантом креплений к ISOFIX, всегда можно крепить и ремнем безопасности - например в автомобиле без ISOFIX или на переднем сиденье

Группы 0-1-2 0-1-2-3 и 1-2

Различные вариации объединения возрастных групп. Позволяют подобрать оптимальное по сроку использования детское автокресло. Основной плюс - очень длительный период использования. Например, купив одно кресло 0-1-2-3, оно заменит собой все детские автокресла, которые нужны будут ребенку до того момента, когда ему уже можно будет ездить как взрослому.

Детские автокресла - статистика спасенных жизней.

Долгое время я консультирую по выбору автокресел. Их польза для меня лично очевидна. Но читая форумы.

Детские автокресла - статистика спасенных жизней.

Долгое время я консультирую по выбору автокресел. Их польза для меня лично очевидна. Но читая форумы, в том числе те, где ссылаются на мои статьи, вдруг кое-что понял. А именно, что многие попросту не верят в эффективность автокресел (ну или оправдывают так свое неприятие расходов на них). Можно было бы махнуть рукой, но опять же, посмотрев множество доступных ресурсов, убедился - информации толком нет. Только общие слова, практически не подтвержденные цифрами. И вопрос "а где цифры, где статистика? мы выросли все без всяких автокресел и прекрасно!" ставит любую подобную тему в тупик.

На самом деле, тема не так уж не изучена, как может показаться, изучая рунет. Конечно, собрать идеальную статистику гораздо сложнее, чем можно подумать. Ведь это должны собираться данные о каждом конкретном ДТП. Это, в идеале, и возраст ребенка, был ли он пристегнут, было ли автокресло, какое оно, соответствовало ли оно возрасту ребенка, правильность установки, место установки, сам автомобиль, характер ДТП, полученные травмы и т.д. и т.п. - продолжать можно долго. Такая работа занимает годы и результаты все равно очень усредненные.

Но они есть. И в США и в Европе есть базы данных ДТП, куда стекается информация. И целый ряд исследований этих данных опубликовано по всему миру.

Данные получаются очень усредненными, но это в нашем случае и неплохо. Если даже в неточных данных, куда попадают и неправильно установленные кресла, и некачественные, и неправильно выбранные, все равно видна эффективность, то в реальности она гораздо выше.

Буду в этой теме собирать конкретные цифры, которые будут мне попадаться со ссылками на источники. Чтобы любой человек, которого попросят подтвердить эффективность детских автокресел знал, где искать ответ.

Итак, дальше только факты. Только жизнь, реальные ДТП, никаких манекенов, тележек и датчиков :).
Список "на вскидку", добавлять буду по мере попадания новых мне на глаза.

Всемирная Организация Здравоохранения.

Доклад "Необходимость ремней безопасности и детских удерживающих систем".

Эффективность детских удерживающих устройств.

Тип удерживающего устройства Изменение риска травм
Дети от 0 до 4 лет в ДУС по ходу движения - 50%
Дети от 0 до 4 лет в ДУС против хода движения - 80%
Дети от 5 до 9 лет в подходящем ДУС с штатным ремнем - 52%

Durbin DR, Elliott MR, Winston FK. Автокресла, адаптирующие прохождение штатного ремня и снижение риска травм в ДТП.

Результаты:Случаев повреждений для детей от 4 до 7 лет были на 59% ниже для детей от 4 до 7 лет в креслах, адаптирующих прохождение ремня, чем у детей, пристегнутых обычным штатным ремнем. У детей в автокреслах не было повреждений живота, шеи/позвоночника/спины, либо с меньшими проявлениями, в то время как дети, пристегнутые обычным штатным ремнем получали повреждения всех частей тела.

Эффективность детских автокресел по сравнению с ремнями безопасности для детей от 2 до 3 лет.

Использовались данные NHTSA (National Highway Transportation Safety Administration) по ДТП, в которых хотя бы одно из ТС нуждалось в буксировке.

Данные рассматривались с 01.01.1998 по 31.12.2004. Рассматривались дети-пассажиры, сидевшие на задних местах и закрепленные штатным 3-х точечным ремнем, либо сидевшие в детском автокресле.

Результат: Вероятность травм оказалась на 81,8% ниже для детей в детских автокреслах, чем для детей, пристегнутых штатным ремнем.

Michael R. Elliott, PhD; Michael J. Kallan, MS; Dennis R. Durbin, MD, MSCE; Flaura K. Winston, MD, PhD

Использовалась выборка дтп в США по данным NHTSA, комбинировались со случаями смерти по данным департамента системы анализа смертности США.

Результат: По сравнению с штатными ремнями, детские автокресла, когда не были серьезным образом нарушены правила установки, привели к снижению на 28% риска смерти детей от 2 до 6 лет.

Оптимальная удерживающая система снижает риск повреждений брюшной полости в ДТП

Результаты и выводы: Правильно закрепленные дети подвергаются в 3 с лишним раза менее подвержены риску повреждений органов брюшной полости. Для информации, среди правильно закрепленных детей в возрасте 4-8 лет вообще не было повреждений органов брюшной полости.

Правильно закрепленные дети подвержены значительно меньшему риску повреждений, чем дети, закрепленные не соответственно возрасту.

Кстати, есть и противоположное мнение.

Есть довольно известное исследование экономиста Steven D. Levitt, который приходит к выводу, что автокресла бесполезны по сравнению штатным 3-х точечным ремнем для детей в возрасте от 2 до 6 лет (именно об этом возрасте). Правда речь идет о периоде, когда устанавливаемые против хода автокресла были скорее диковинкой.

Даже целых 2 исследования, поскольку первое было построено только на статистике ДТП со смертельным исходом, что игнорировало слишком большую часть базы. А второе интереснее, в соавторстве с Joseph J. Doyle, исследуют то же самое, но на большем объеме данных.

Получилось то же самое, но уменьшение при использовании автокресел на 25% только в случае небольших травм. Так что полемика и здесь ведется.

UPDATE. Обещал пополнять статью и все время забываю. Наткнулся на доклад по Франции за 2011 год "IMPLICATION OF CHILDREN IN ROAD ACCIDENTS IN FRANCE IN 2011" на конференции "Enhanced Safety of Vehicles", где подробно анализируется статистика травматизма среди детей на дорогах. Доклад большой и всесторонний. Используются данные о 31636 детях (0-13 лет) участниках ДТП во Франции в 2011г. Статистически значимая выборка 915 детей. К теме этой статьи очень подходит следующий факт: всего 6% детей в общей выборке не были в детских удерживающих устройствах. А доля таковых в случаях с смертельным исходом составила 22%.

Олег Нурмиев

Эксперты: автокресла снижают детскую смертность при ДТП на 54%

Детское автомобильное кресло

"По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эффективность использования удерживающих устройств выразилась в снижении смертности среди детей в ДТП на 54%, а риска получения травм - на 70%", - сказал директор Московского Научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ Александр Царегородцев.

По его словам, использование автокресел благоприятно отразилось на статистике происшествий: за последние пять лет в России на 17% сократилось число раненых в результате ДТП детей, на 30% снизилась смертность и на 15% - тяжесть полученных травм у детей.

При этом старший инспектор главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Сергей Хранцкевич сообщил, что за пять месяцев текущего года в России произошло 2,5 тысячи ДТП, в результате которых погибли 137 маленьких пассажиров, а остальные получили травмы. "У нас водители думают, что самое безопасное место в машине - за их сидением. Но представьте, что машина проезжает перекресток, и в нее кто-то врезается сбоку. Этот случай доказывает, что самое безопасное место находится посередине заднего сидения, то есть по центру автомобиля", - сказал он.

По данным статистики, в 2010 году в Германии произошло порядка 10 тысяч аварий с участием детей, в которых 32 ребенка погибли. При этом в России за это же время их произошло порядка 8,7 тысячи, но в них скончались 632 ребенка. Координатор Глобального партнерства дорожной безопасности Маргарита Плотникова отметила, что благодаря использованию детских автокресел, например, в немецком городе Штутгарт за последние пять лет ни один ребенок не погиб в результате ДТП.

"Если в городе Штутгарте смогли прожить пять лет без детской смертности на дорогах, значит, это возможно и достижимо. Мы ничем не отличаемся от других стран и способны обеспечить тот уровень безопасности на дорогах, который может быть", - добавила она.

Вес и возраст

Царегородцев отметил, что важно не только выбрать автокресло для ребенка в соответствии с его возрастом, но также правильно его установить в машине и правильно застегнуть ремни.

По данным ВОЗ, половина детей до 10 лет перевозится без автокресел, а 45% пристегнуты неправильно. В ходе опроса среди родителей стало известно, что 39,3% имеют неправильное представление о том, как устанавливается кресло, если есть подушка безопасности, и еще 5,4% ответили, что вообще не знают, как это делается.

Эксперты отметили, что все автокресла делятся на четыре группы в зависимости от веса ребенка. Царегородцев сообщил, что к 12 годам ребенок достигает всех параметров взрослого человека, но это усредненный возраст.

"Правила регламентируют перевозку в специальных устройствах и запрещают перевозку на переднем кресле детей до 12 лет. Но если ребенок уже выглядит как взрослый человек, то впихивать его в детское кресло смысла нет. Правильно - учитывать параметры ребенка", - сообщил Хранцкевич.

Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что больше трети участвовавших в исследовании родителей не собираются приобретать детские автокресла, 20% опрошенных считают, что "у мамы на ручках надежнее", а еще 3% вообще не верят, что кресло защитит ребенка во время ДТП.

Однако Хранцкевич не считает, что "у мамы на руках" ребенок будет более защищен, чем в детском автокресле. "Статистика не фиксирует случаи, в которых кресла предотвратили гибель ребенка, и нельзя привести конкретный пример, когда это может произойти. Все зависит от многих факторов - от того, где и как произошло столкновение, от автомобиля. Возможно, что при скорости 60 километров в час кресло спасет, но и при 20 километрах в час бывают аварии со смертельным исходом. Есть статистика, что дети чаще погибают на загородных трассах, где водители набирают большую скорость, а в городах ДТП больше, но все ограничивается ранениями", - рассказал старший инспектор.

Эксперты также напомнили, что за безопасностью ребенка родителям необходимо следить не только в собственной машине, но и при поездке в такси. "Когда родители заказывают такси, они должны сообщить, что им нужно перевезти детей. Тогда водитель выезжает из таксопарка с креслом, и машина приезжает, уже оборудованная детским удерживающим устройством. Штрафы за его отсутствие налагаются обычные - за неправильную перевозку людей. Но в первую очередь именно родители должны беспокоиться, чтобы их дети были в безопасности", - сообщил Хранцкевич.

Читайте также: