Сменные кресла коляски для инвалидов это

Обновлено: 18.05.2024

Исходным моментом для рассмотрения вопроса об обеспечении инвалидов с нарушениями функций передвижения креслами-колясками является письменное заявление на разработку ИПР, представленное инвалидом лично или его законным представителем.
Решение о наличии объективных медицинских показаний для обеспечения инвалида креслом-коляской принимается на основе анализа выписки из истории болезни или из амбулаторной карты и очного обследования пациента специалистами бюро медико-социальной экспертизы. В * указанных документах, заверенных лечащим врачом и заведующим отделением в стационаре или руководителем поликлиники, должна быть представлена следующая информация:
аналитические данные об анамнех заболевания, типе течения (регрессирующее, ремитирующее, стационарное, прогрессирующее); степени тяжести; прогнозе исхода заболевания. В документах лечебно-профилактического учреждения, представленных в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, должны содержаться данные о проведенных мероприятиях по медицинской реабилитации инвалида и их эффективности;
данные о признаках наличия патологического процесса, выявленных при осмотре больного в лечебно-профилактическом учреждении (в стационаре, в поликлинике), на дому: например, у больных с двусторонними постгравматическими культями нижних конечностей - визуально видимое отсутствие нижних конечностей на определенном уровне, состояние культей (их форма; расположение; болезненность при пальпации; наличие рубцов, потертостей, наминов, воспалительных процессов и др.);
клинико-функциональный диагноз с указанием клинической (нозологической) формы основного заболевания, стадии нозологического процесса, характера течения заболевания, вида и степени функциональных нарушений;
данные инструментальных методов обследования (с обязательным указанием календарных сроков осуществления соответствующих процедур), подтверждающих наличие патологического процесса.
На основе анализа перечисленной информации принимается решение о наличии медицинских показаний для обеспечения инвалида с нарушениями функций передвижения креслом-коляской.
Следующим шагом в процедуре освидетельствования инвалида и составления для него ИПР является определение адекватных типа, вида и модели кресла-коляски.
Выбор типа, вида и модели кресла-коляски
Специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы должны знать и уметь выбирать кресла-коляски для инвалидов с нарушением функций передвижения.
Выбор типа, вида и модели кресла-коляски для инвалида определяется следующими показателями:
наличием у инвалида определенных медицинских показаний, с учетом которых решается вопрос о виде кресла-коляски (комнатное, прогулочное, малогабаритное), его типе (с ручным приводом от обода колеса, с рычажным приводом, с электроприводом, активного типа); о модели кресла-коляски (например, для инвалидов с двусторонней ампутацией бедер - малогабаритное кресло-коляска; для инвалидов с ампутацией обеих нижних конечностей, у которых смещены назад центр тяжести - кресла-коляски активного типа с возможностью выноса осей колес назад, для инвалидов со спинномозговой травмой позвоночника - облегченное разборное (складывающееся) кресло-коляска активного типа и т.д.); а таьсже о видах сиденья (сиденье для больного кокситом, сиденье для больного ДЦП, сиденье с регулируемым углом наклона и др.) и приспособлений к нему (вид подушки на сиденье); о видах спинки (регулируемая по высоте, с регулируемым углом наклона и др.) и приспособлений к ней (удлинитель спинки, подголовник, боковые упоры для головы, боковые упоры для тела, подушка на спинку, поясничный валик), о видах подлокотников (фиксированные, опускающиеся, вращающиеся, откидывающиеся, регулирующиеся по высоте и т.д.); о видах подножки (съемная, вращающаяся, регулирующаяся по высоте, с регулируемой опорой стопы, с откидной опорой стопы); о видах дополнительных приспособлений для кресел-колясок (валик для сохранения зазора между ногами, подставка под икры, держатели ног, задники-держатели и др.);
возрастом инвалида, с учетом которого выбирается модель кресла-коляски (кресло-коляска детское, подростковое, взрослое); для пожилых людей, ведущих малоподвижный образ жизни, учитывая опыт практического применения, можно рекомендовать комнатные кресла-коляски, которые имеют достаточно высокую спинку, фиксированные подлокотники и устойчивость от опрокидывания; для инвалидов пожилого возраста, имеющих возможность в ограниченных пределах самостоятельно передвигаться, целесообразно рекомендовать кресла-коляски с убирающимися подножками, чтобы они не мешали при вставании и давали возможность передвигаться на кресле-коляске отталкиванием ног от поверхности; для пожилых людей стоит также учитывать и тип шин колес кресла-коляски (для облегчения ухода за шинами лучше использовать колеса с литыми (не накачивающимися) шинами из вспененного полиуретана); для людей молодого и среднего возраста, ведущих активный образ жизни, целесообразно рекомендовать кресла-коляски с более широкими функциональными возможностями - активного типа и др.;
антропометрическими данными инвалида (его ростом, весом, размерами параметров тела (длиной ног, шириной бедер, длиной стоп и др.), с учетом которых выбираются такие параметры кресла-коляски, как ширина, глубина, высота сиденья; высота спинки и подлокотников; длина подножек и др., а также грузоподъемность кресла-коляски;
наличием у инвалида определенных социальных показаний: для инвалидов, которые будут пользоваться креслом-коляской тольют дома, следует рекомендовать комнатное кресло-коляску, ширина которого должна быть минимальной (малогабаритное кресло-коляска); колеса - цельнолитыми;
для инвалидов, которые будут пользоваться креслами-колясками как дома, так и на улице, необходимо выбрать модель кресла-коляски с шириной сиденья, которая предусматривает допуск на толщину одежды, которую инвалид одевает на улицу, а также с пневматическими колесами; следует помнить, что ширина коляски и высота подлокотников должны быть оптимальными, чтобы руки инвалида при вращении обручей не отводились излишне в стороны, вызывая дополнительное напряжение мышц рук и не натирались об обручи;
для инвалидов, проживающих в сельской местности, можно рекомендовать кресло-коляску с передними колесами большего диаметра и широкими пневматическими шинами;
для инвалидов, ведущих активный образ жизни, осуществляющих самостоятельную общественную, профессиональную деятельность, перемещающихся на длительные расстояния, занимающихся спортом, активным отдыхом и др., целесообразно рекомендовать кресла-коляски активного типа; при этом инвалиды, освоившие технику езды на задних колесах активного кресла-коляски, могут научиться самостоятельно подниматься по лестницам с перилами, преодолевать бордюры и другие препятствия. Инвалидам, которые любят путешествовать в любую погоду, необходимо рекомендовать активное кресло-коляску, имеющее передние колеса большего диаметра с пневматическими колесами, что позволит легче преодолевать неровности дороги. При передвижении по улице (на активном кресле-коляске) важно иметь развал больших задних колес, равный 4-6 градусов, благодаря чему кресло-коляску на дорогах с поперечным уклоном не ведет в сторону, это происходит только при правильно расположенных (вблизи центра тяжести) осях задних шлее. Для активных людей важное значение имеет расположение тормозов кресла-коляски - лучше низко расположенные тормоза (типа "ласточка"), двигающиеся в горизонтальной плоскости, при этом пальцы рук при энергичном вращении обручей колес не задевают и не сбиваются о них (что мажет произойти при использовании стандартных тормозов, работающих вертикально);
для инвалидов, живущих в стесненных условиях (узкие двери, коридоры и т.п.) нужны маневренные кресла-коляски - кресла-коляски активного типа или кресла-коляски, имеющие меньшую ширину и длину, а также имеющие возможность суживания;
для инвалидов, осуществляющих передвижения по улицам на большие расстояния, целесообразно рекомендовать (при наличии соответствующих медицинских показаний) рычажные прогулочные кресла-коляски, на которых можно передвигаться и дома, если позволяют габариты квартиры; следует помнить, что есть рычажные кресла-коляски с правосторонним и левосторонним, а также двусторонним приводом;
для инвалидов, пользующихся собственным автотранспортом, следует рекомендовать кресла-коляски, которые складываются, разбираются на части и обеспечивают возможность самостоятельной загрузки инвалидом кресла-коляски в машину (самые меньшие габариты в сложенном состоянии у кресел-колясок, чьи рамы складываются в вертикальном направлении "ножницами", несколько большие габариты - у кресел-колясок, складывающихся наклоном спинки сиденья вперед; если у кресла-коляски легко снимаются колеса, то благодаря этому его разбираемые части весят немного (рама - 5-6 кг, каждое колесо - 2-3 кг - у активного кресла-коляски) и возможна самостоятельная загрузка инвалидом кресла-коляски в машину.
Основные параметры, которые нужно определить у инвалида специалистам федерального учреждения МСЭ, чтобы рекомендовать модель кресла-коляски.
Правильный подбор модели кресла-коляски позволяет: обеспечить распределение массы пациента на возможно более широкой поверхности; облегчить передвижение с помощью кресла-коляски и предупредить соприкосновение и трение участков тела пациента о боковые стенка кресла-коляски; свести к минимуму проблему перемещения пациента на кресле-коляске в дверных проемах, в ванной комнате и других ограниченных пространствах.
Для правильного подбора модели кресла-коляски необходимо определить основные размеры пациента (замеры производятся, когда пациент сидит на плоской, твердой, не прогибающейся поверхности):
ширина сиденья - измерение производится через самые широкие участки бедер с использованием сантиметровой ленты (возможно применение другого простого способа - к двум сторонам бедер прикладывают вертикально две толстые книги и между их внутренними обложками замеряют расстояние), к полученной величине добавляют 4-5 см (это обеспечивает дополнительный зазор по 2-2,5 см с каждой стороны) и получают размер необходимой для данного пациента ширины сиденья коляски. Если ширина сиденья подобрана неправильно и свденье является слишком узким^ то объем движений и степень подвижности инвалида в кресле-коляске будут резко ограничены, при этом вес пациента будет распределяться на меньшей поверхности, что приведет к увеличению давления на седалищные бугры и монет вызвать образование пролежней. Слишком широкое сиденье приведет к уменьшению устойчивости инвалида в положении "сидя в кресле-коляске", могут возникнуть трудности при поступательном перемещении кресла-коляски вперед, что потребует дополнительных усилий и помощи рук. Увеличение ширины сиденья даже на 1,25 см может сделать невозможным перемещение через дверные проемы, посещение туалета и использование общественного транспорта. Существует простой общепринятый способ проверки соответствия размеров пациента и ширины сиденья кресла-коляски: необходимо поместить обе ладони между бедрами пациента и боковыми стенками, при этом ладони должны располагаться свободно, ие испытывая давления с боков;
глубина сиденья - измерение производится сантиметровой лентой справа и слева, отмечая расстояние от края ягодицы вдоль бедра до внутреннего сгиба колена; чтобы получить правильный размер глубины сиденья, от полученной величины отнимают 5-7,5 см. Глубина сиденья должна оставлять пространство между ногами и свденьем не менее 3-5 см (под коленным суставом). Правильно подобранная глубина сиденья обеспечивает устойчивость корпуса и препятствует сползанию тела вместе с подушкой дая сиденья вперед. Если глубина сиденья подобрана неправильно и слишком мала, то вес тела распределяется таким образом, что усиливается давление на седалищные бугры и смещается цент тяжести тела; отклонения такого рода увеличивают риск падения пациента вперед при движении кресла-коляски. Излишняя глубина сиденья кресла-коляски может вызвать циркуляторные нарушения и раздражение кожи в подколенной области и в области верхней часта икроножной мышцы. Существует простой общепринятый способ проверки соответствия размеров пациента и глубины сиденья кресла-коляски: расстояние между передним краем обивки свденья или гтодушки кресла-коляски и подколенной областью инвалида должно быть не более ширины 3-4-х пальцев, т.е. приблизительно 7,5 см;
высота сиденья - измерение производится от пятки или края каблука (учитывается высота вместе с обувью, предусматривается 5 см на высоту каблука) до уровня согнутого бедра, измерение производится справа и слева, при проведении измерения целесообразно учитывать подушечку для сиденья; к полученной величине высоты сиденья добавляется 5 см, это обеспечивает правильное подсоединение площадки для ног (при безопасном зазоре от пола - не менее 5 см); увеличение высоты сиденья на каждые 2,5 см должно сопровождаться увеличением зазора меаду полом и площадкой для ног. Если для сиденья используется полнуретановая подушечка, то под давлением нормального веса тела ее объем будет уменьшаться наполовину, следовательно, если высота подушки 10 см, то под давлением веса тела высота ее уменьшится до 5 см. Существующие кресла-коляски имеют высоту сиденья, рассчитанную в основном на среднестатистического человека, поэтому для инвалидов с другими размерами следует обратить на этот параметр пристальное внимание; лучше всего, если высота сиденья кресла-коляски позволяет инвалиду, сидя в кресле-коляске, касаться ногами пола всей подошвой. Если сиденье кресла-коляски расположено слишком низко, то это приведет к избыточному давлению на седалищные бугры пациента; такая ситуация требует применения подушки на кресле-коляске. Если сиденье кресла-коляски установлено слишком высоко, то инвалиду неудобно выполнять действия за столом из-за высокого расположения коленей. Определение высоты сиденья связано с определением расположения площадки для ног, которая должна находиться на уровне 5 см от поверхности пола. При слишком низком расположении площадки для ног возникают проблемы обеспечения поворотов туловища и плеч, они затрудняются и становятся небезопасными. Вращающиеся колеса кресла-коляски могут вызвать повреждения в области лодыжек, если стопы будут свисать из-за слишком низкого положения площадки. Пациент может выпасть из кресла-коляски, если площадка заденет за какое-то возвышение;
высота спинки должна позволять удерживать самостоятельно корпус тела; в последнее время при конструировании кресла-коляски преусматривается низкая спинка, заканчивающаяся на уровне поясницы, что позволяет беспрепятственно совершать повороты в разные стороны (например, закрывать за собой дверь, не поднимая плеч). Оптимальная высота спинки - 30-35 см. Для тех инвалидов, кто не может сидеть без дополнительной опоры, размеры спинки подбираются индивидуально с возможностью использования подголовника. Высота спинки должна быть отрегулирована в соответствии с функциональными нарушениями пациента и степенью его активности, правильно установленная высота и форма спинки обеспечивают удобную позу и устойчивое положение инвалида в кресле-коляске. При измерении высоты спинки определяется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины, при этом руки пациента должны быть вытянуты вперед и расположены параллельно поверхности пола. Чтобы точно установить высоту спинки кресла-коляски (с учетом толщины обивки), необходимо отнять от полученной величины 10 см. Полученный показатель высоты спинки кресла-коляски обеспечивает минимальную поддержку туловища. При необходимости полной поддержки туловища необходимо измерить высоту от поверхности сиденья до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать кресло-коляску со спинкой, позволяющей откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла-коляски с секционной регуляцией высоты, что позволяет изменять уровень поддержки по мере того, как у пациента восстанавливается функция отдельных сегментов туловища;
высота подлокотников - измеряется от поверхности сиденья до основания локтя (необходимо осуществить измерения справа и слева, а также учесть наличие выбранной подушки, так как можно скорректировать косо поставленный таз), к полученной величине необходимо прибавить 2,5 см - на этой высоте должны быть установлены подлокотники. Правильно установленные подлокотники обеспечивают сохранность правильной посадки в кресле и равновесие инвалида. Если подлокотники установлены слишком высоко, то плечи окажутся приподнятыми, что приведет к утомлению мышц. С другой стороны, пациент не смажет использовать подлокотник для опоры, что приведет к неустойчивости тела "в положении сидя". Низко расположенные подлокотники мешают пациенту принять удобную позу; ему придется ссутулиться, чтобы опереться предплечьями на подлокотники. Такое согнутое положение может вызывать утомление, нарушать равновесие, а также оказывать негативное влияние на дыхание.
Необходимые характеристики кресла-коляски, которые должны определить специалисты федерального учреждения МСЭ, изложены в таблице 4.

инвалидные кресла коляски


Для пациента с ограниченными возможностями здоровья инвалидная коляска – это не просто транспорт для передвижения по месту проживания или прогулок на свежем воздухе. Данное специфическое устройство позволяет больному чувствовать себя мобильным и, хоть и в ограниченной мере, но способным к осуществлению функций, присущих здоровым людям. Именно поэтому очень важно выбрать такую коляску, в которой ее пользователь будет чествовать себя удобно и комфортно.

Параметры, согласно которым выбирается инвалидный транспортКресло коляска схематично

  • Диагноз и физическое состояние будущего пользователя
  • Место эксплуатации коляски (улица, дом или и то, и другое)

Что касается второго пункта, то Вы должны понимать: коляске необходимо свободно проезжать в те двери и проемы, которые будут встречаться на традиционном в период использования маршруте. Если она предназначена для квартиры, то ее ширина не должна превышать размер дверного проема в комнатах, а если для прогулок, то габариты должны позволять ей въезжать в лифт. Если выдержать подобное требование к габаритам невозможно, то лучше отдать предпочтение складывающимся моделям, но это несколько затруднит процесс транспортировки пациента с ОВЗ.

Технические характеристики

  • Ширина сиденья – напрямую влияет на расположение тела и распределение массы пациента, что в свою очередь формирует его ощущения в процессе пребывания в коляске. Если не угадать с этим параметром, то Вы не только отобьете охоту у больного к передвижению на данном транспорте, но и можете нанести вред здоровью или самочувствию
  • Глубина сиденья – оказывает влияние на то, какую позу будут занимать пациент в коляске, особенно, что касается нижней части его тела. Неправильно подобранная глубина коляски вызовет нарушение кровообращения в нижних конечностях, что повлечет за собой дискомфорт, боли, а в дальнейшем и заболевания ног
  • Высота сиденья – этот параметр определяет на какой высоте от пола будет находиться сиденье коляски. Несоответствие данной характеристики росту больного приведет к возникновению критических нагрузок на седалищные бугры и колени, что тоже вызовет у него беспокойство и перспективу развития новых болезней
  • Высота подлокотников – влияет на правильность осанки пользователя и обеспечение его безопасности при передвижении за счет поддержания устойчивого положения
  • Высота спинки – при правильном подборе поможет хорошо поддерживать тело больного, что обеспечит ему удобство нахождения в коляске

Кроме технических параметров инвалидного кресла Вы должны думать и о мерах по обеспечению безопасности больного в процессе использования транспорта

  • Все без исключения механизмы коляски должны быть в исправном состоянии
  • После посадки пациента в кресло обязательно следует пристегнуть его тело ремнями, если в конструкции такие присутствуют
  • Не блокировать колеса во время езды
  • Не совершать резких маневров, не раскачиваться и не ехать быстро, дабы не произошло опрокидывание коляски
  • Пациент должен сидеть, опираясь на спинку и сохраняя правильное положение тела
  • Нужно избирать путь с минимумом препятствий, сложных дорожных условий, эскалаторов и бордюров
  • Тормоз нужно включать всегда, когда нужно прекратить движение коляски, даже если стоянка будет непродолжительной

Длительность беспроблемной эксплуатации инвалидной коляски во многом зависит от ухода за ней. Нужно с определенной регулярностью очищать ее от грязи, используя смоченную в теплой воде ветошь. Проверять затяжку болтов и давление в шинах, смазывать детали тормозов и вовремя менять вышедшие со строя элементы на стандартные аналоги. В этом коляска очень похожа на все другие транспортные средства, поэтому для всех Вас, у кого есть машина, мопед или велосипед, важность своевременного ТО и ремонта, наверняка, понятна.

Если Вы внимательно прочли данные советы и будете ими пользоваться в процессе выбора и эксплуатации коляски, то она сможет на долгое время стать для больного с ОВЗ тем опорно-двигательным аппаратом, которого ему не хватает из-за заболевания.

Сменные кресла коляски для инвалидов это

Термины и определения. Классификация

Wheelchairs. Terms and definitions. Classification

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт устанавливает классификацию кресел-колясок, относящихся к техническим средствам реабилитации (ТСР) людей с ограничениями жизнедеятельности, а также содержит термины и определения, применяемые к креслам-коляскам, в том числе термины и определения основных параметров (характеристик) кресел-колясок.

При этом классификация кресел-колясок в настоящем стандарте полностью гармонизирована с классификацией ТСР, установленной в ГОСТ Р ИСО 9999 в части используемых принципов, правил, а также наименований и кодирования классификационных группировок кресел-колясок, в связи с чем эта классификация кресел-колясок состоит из трех иерархических уровней (подклассов, групп и подгрупп) и кодов, каждый из которых состоит их трех пар цифр, которые корреспондируются с кодами подклассов или групп кресел-колясок, представленных в ГОСТ Р ИСО 9999. При этом в настоящем стандарте для каждого уровня приведены пояснительные примечания, включения или перекрестные ссылки.

В настоящем стандарте установлено около 80 наименований (понятий) в области кресел-колясок, в том числе свыше 20 терминов и определений основных параметров кресел-колясок, сопровождаемых в ряде случаев графическими пояснениями.

В разделе "Термины и определения" для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Не рекомендуемый к применению термин-синоним приведен в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначен пометой "Нрк".

Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым, а недопустимые синонимы - курсивом.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

В тех случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определенного понятия.

Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В настоящем стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском и английском языках с указанием номера статьи.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию кресел-колясок, специально изготовленных для людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе для инвалидов (далее - кресла-коляски), а также термины и определения, применяемые к креслам-коляскам с ручным приводом и электроприводом.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь

ГОСТ Р ИСО 9999 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Правила, используемые в классификации и терминологии

Классификация базируется на функциях классифицируемых кресел-колясок, особенностях их применения и конструктивного исполнения.

Классификация охватывает кресла-коляски в целом, а также их системы и принадлежности. Каждая классификационная группировка кресел-колясок состоит из кода, наименования и, если необходимо, пояснения и ссылок на другие позиции классификации.

Коды классификационных группировок кресел-колясок базируются на системе кодирования вспомогательных средств, представленной в ГОСТ Р ИСО 9999, в которой первая пара цифр определяет класс, вторая пара - подкласс и третья пара определяет группу вспомогательных средств.

Исходя из целей идентификации и гармонизации классификации кресел-колясок, установленной в настоящем стандарте, с классификацией вспомогательных средств, представленной в ГОСТ Р ИСО 9999, все кресла-коляски отнесены в настоящем стандарте к классу "Вспомогательные средства для персональной мобильности", имеющему в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999 код "12", и разделены на две классификационные группировки: подклассы и группы, имеющие наименования и коды, идентичные ГОСТ Р ИСО 9999.

Код соответственно определяет место кресел-колясок как в международной, так и в национальной классификации вспомогательных средств для людей с ограничением жизнедеятельности.

Наряду с этим в разделе 4 приведены наименования видов кресел-колясок, включенных в [1], [2], с соответствующими этим видам кресел-колясок номерами, заключенными в круглые скобки, с целью обеспечения адаптации и увязки всех этих видов кресел-колясок с классификацией кресел-колясок, представленной в ГОСТ Р ИСО 9999.

Наименования классификационных группировок и видов кресел-колясок в настоящем стандарте максимально адаптированы к стандартизованным терминам.

Установленные в настоящем стандарте термины и определения, применяемые к креслам-коляскам, расположены в систематизированном порядке, соответствующем заданной иерархической структуре классификации кресел-колясок на отдельные ранее упомянутые группировки, которые базируются на общих функциональных признаках.

Для сохранения целостности классификационной схемы и терминологической системы в настоящий стандарт включены ранее стандартизованные термины с определениями и ссылками на стандарты, в которых эти термины регламентированы, например в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7176-26, а также термины с определениями, которые нашли отражение в законодательных актах Российской Федерации, например в [3].

4 Классификация

Код классификационной группировки кресел-колясок по ГОСТ Р ИСО 9999

(номер вида кресел-колясок в соответствии с [1])

Наименование классификационной группировки (вида) кресел-колясок

Вспомогательные средства для персональной мобильности

Кресла-коляски с ручным приводом.

Этот подкласс включает, например, кресла-коляски:

- с ручным приводом из полулежачего положения;

- для передвижения по снегу;

- для передвижения по морскому берегу

Кресла-коляски с двуручным приводом колес.

Эта группа включает, например, кресла-коляски с двуручным приводом:

- на передние колеса кресла-коляски и

- задние колеса кресла-коляски

Кресла-коляски с двуручным рычажным приводом

Кресла-коляски с односторонним ручным приводом.

Эта группа включает, например, кресла-коляски с рычажной системой привода одной рукой

Кресла-коляски с ручным приводом и дополнительным электроприводом

Кресла-коляски с ножным приводом

Кресла-коляски с ручным приводом, управляемые сопровождающим лицом (кресла-каталки)

Кресла-коляски со вспомогательным приводом, управляемые сопровождающим лицом

Кресла-коляски с ручным приводом комнатные (для инвалидов и детей-инвалидов).

Здесь и далее в таблице приведен номер вида кресла-коляски, заключенный в круглые скобки, и наименование этого вида кресла-коляски в соответствии с [1], [2].

Эта группа включает в себя кресла-коляски с ручным приводом:

- с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатные (для инвалидов и детей-инвалидов);

- комнатные для управления одной рукой (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с ручным приводом прогулочные (для инвалидов и детей-инвалидов).

Эта группа включает в себя кресла-коляски:

- с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочные (для инвалидов и детей-инвалидов);

- прогулочные с двуручным рычажным приводом (для инвалидов и детей-инвалидов);

- с ручным приводом для управления одной рукой прогулочные (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с ручным приводом активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с силовым приводом.

- с силовым приводом типа stand-up;

- управляемые пользователями, находящимися в полулежачем положении;

- с поднимающимися или наклоняющимися сиденьями;

Кресла-коляски с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов).

Эта группировка включает в себя кресла-коляски с электроприводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП (для инвалидов и детей-инвалидов)

Кресла-коляски с электроприводом и ручным управлением

Кресла-коляски с электроприводом и электронным управлением

Кресла-коляски с приводом от двигателя внутреннего сгорания

Кресла-коляски с электроприводом, управляемые сопровождающим лицом

Кресла-коляски с силовым приводом, перемещающиеся вверх по лестнице

Малогабаритные кресла-коляски (для инвалидов и детей-инвалидов)

Принадлежности кресел-колясок, которые включают, например:

- ненательные средства для абсорбирования мочи и фекалий одноразового использования (код 09 30 42 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- ненательные средства для абсорбирования мочи и фекалий, пригодные к стирке (код 09 30 45 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- вспомогательные средства для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него (код 12 12 18 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- вспомогательные средства для погрузки порожнего кресла-коляски на транспортное средство или внутрь него (код 12 12 21 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- вспомогательные средства для фиксации (закрепления) кресла-коляски в транспортном средстве (код 12 12 24 по ГОСТ Р ИСО 9999);

- лестничные подъемники (код 12 17 03 по ГОСТ Р ИСО 9999)

Системы управления и контроля для кресел-колясок

Система рулевого управления креслом-коляской

Силовые блоки [энергетические агрегаты] для кресел-колясок с ручным управлением

Приборы осветительные и аварийной сигнализации для кресел-колясок включают, например, задние сигнальные маячки, рефлекторы (отражатели)

Рабочая система торможения кресел-колясок, которая включает, например, рабочие тормоза

Стояночная система торможения кресла-коляски, которая включает, например, стояночный тормоз

Шины и колеса для кресел-колясок, которые включают, например:

- полозья для снега

Аккумуляторные батареи и зарядные устройства для кресел-колясок

Устройства для чистки кресла-коляски или его определенный части

Устройства для защиты кресел-колясок и их пользователей от воздействия солнечных лучей и осадков, которые включают, например, зонтики и навесы для кресел-колясок

Устройства подсоединения кресла-коляски к велосипеду

Устройства, которые прикрепляют к креслам-коляскам для облегчения перемещения вверх и вниз по лестнице

Устройства, прикрепляемые к креслам-коляскам для удержания и перевозки предметов (вещей), включающие, например, мешочки, корзины и кейсы, которые крепят к креслу-коляске, держатели тростей и костылей, и багажники для обуви

Устройства для контроля (наблюдения) за средой, окружающей кресло-коляску, которые включают, например, зеркала заднего вида, камеру наблюдения

ГОСТ Р 51083-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические условия

Wheelchairs for disabled persons. General specifications

* В ИУС N 10 2021 г. ГОСТ Р 51083-2015 приводится с ОКС 11.180, 11.140,

здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2017-01-01

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным приводом, предназначенные для передвижения пользователей массой, не превышающей 100 кг, внутри и вне помещений, приводимые в движение и управляемые пользователем самостоятельно или сопровождающим его лицом (далее - кресла-коляски), которые относятся к следующим группам по ГОСТ Р ИСО 9999:

- с двуручным приводом колес

- с двуручным рычажным приводом

- с односторонним рычажным приводом

- с ножным приводом передних колес

- приводимые в движение и управляемые сопровождающим лицом

Стандарт не распространяется:

- на спортивные кресла-коляски;

- кресла-коляски для передвижения пользователей в положении стоя;

- кресла-коляски с электроприводом.

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 10733-98 Часы наручные и карманные механические. Общие технические условия

ГОСТ 10905-86 Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 14193-78 Монохлорамин ХБ технический. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ Р 15.111-97 Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 51632-2014 Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005 Кресла-коляски. Часть 1. Определение статической устойчивости

ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007 Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010 Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования взамен ГОСТ Р 50605-93*

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р ИСО 7176-7 Кресла-коляски. Часть 7. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колес

ГОСТ Р ИСО 7176-8 Кресла-коляски. Часть 8. Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность

ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены

ГОСТ Р ИСО 7176-13-96 Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности

ГОСТ Р ИСО 7176-15-2007 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации

ГОСТ Р ИСО 7176-16-2006 Кресла-коляски. Часть 16. Стойкость к возгоранию элементов кресла-коляски с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 7176-22-2004 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки

ГОСТ Р ИСО 7176-23-2009 Кресла-коляски. Часть 23. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых сопровождающим лицом

ГОСТ Р ИСО 7176-24-2009 Кресла-коляски. Часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых пользователем

ГОСТ Р ИСО 7176-26-2011 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь

ГОСТ Р ИСО 9999-2014 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология

ГОСТ Р ИСО 10542-5-2011 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 5. Системы для специальных кресел-колясок

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 кресло-коляска: Техническое средство (устройство) на колесах, оснащенное системой сиденья и предназначенное для персонального передвижения одного человека (пользователя) с ограниченной подвижностью.

3.2 кресло-коляска с ручным приводом: Кресло-коляска (3.1), рассчитанное на применение мускульной силы пользователя (3.3) или сопровождающего (3.4) при его использовании.

3.3 пользователь: Лицо, поддерживаемое системой сиденья кресла-коляски.

3.4 сопровождающий: Лицо, не являющееся пользователем (3.3), которое управляет креслом-коляской.

3.5 загруженное кресло-коляска: Кресло-коляска, загруженное испытательным манекеном по ГОСТ Р 7176-11*.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 7176-11-96. - Примечание изготовителя базы данных.

3.6 нормальное использование кресла-коляски: Режим работы кресла-коляски, включающий регулировки, контроль и настройку любым обслуживающим персоналом, а также рабочее состояние кресла-коляски, соответствующее инструкции по эксплуатации.

3.7 система опоры тела пользователя креслом-коляской: Части кресла-коляски, которые непосредственно поддерживают или в которых размещено тело пользователя, включая сиденье, опору спины, подлокотник и сборочный узел опоры нижней части ноги (голени и стопы).

3.8 система сиденья кресла-коляски: Совокупность поверхности сиденья и опоры спины пользователя вместе с подсоединяющими их устройствами, а также аксессуары, необходимые для размещения пользователя.

3.9 система удержания пользователя креслом-коляской: Совокупность устройств (приспособлений), предназначенных для удержания пользователя креслом-коляской в транспортном средстве при столкновении, чтобы предотвратить его выброс и/или минимизировать взаимодействие с внутренними компонентами транспортного средства или с другими пассажирами.

3.10 рабочая система торможения креслом-коляской: Совокупность элементов конструкции кресла-коляски (включая рабочий тормоз), предназначенных для остановки или замедления движения кресла-коляски.

3.11 стояночная система торможения креслом-коляской: Совокупность элементов конструкции кресла-коляски, предназначенных для удержания кресла-коляски в неподвижном состоянии с пользователем или без него, которые не требуют применения постоянно действующей силы со стороны оператора и потребления энергии от кресла-коляски.

3.12 ручка кресла-коляски: Элемент конструкции кресла-коляски, посредством которого сопровождающий с помощью мускульной силы рук может приводить в движение или наклонять кресло-коляску.

3.13 рукоятка кресла-коляски: Элемент ручки кресла-коляски (3.13), который непосредственно обхватывается кистью руки сопровождающего, приводящего в движение или осуществляющего наклон кресла-коляски.

Примечание - Рукоятка кресла-коляски может составлять целое или быть отдельно от него.

3.14 обод ручного привода кресла-коляски: Внешняя круглая часть маневрового колеса, верхняя зона которого предназначена для приведения в движение кресла-коляски с ручным приводом.

3.15 статическая устойчивость кресла-коляски: Предметный угол наклона испытательной плоскости, при которой сила давления колеса кресла-коляски, находящегося вверху на плоскости, на опорную поверхность становится равной нулю и наблюдается момент отрыва какого-либо колеса от испытательной плоскости.

ГОСТ Р 58522-2019

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Общие технические требования

Wheelchairs with hand drive for disabled children. General technical requirements

Дата введения 2020-04-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Обществом с ограниченной ответственностью "ГлобалКонсалтинг" (ООО "ГлобалКонсалтинг")

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным приводом для детей-инвалидов (далее - кресла-коляски), приводимые в движение и управляемые сопровождающим лицом, толкающим обеими руками ручки кресла-коляски (группа 12 22 18 по ГОСТ Р ИСО 9999), предназначенные для обеспечения правильной позы ребенка в сидячем положении в течение длительного времени в связи с выраженными или значительно выраженными нарушениями статодинамических функций вследствие травм и заболеваний (в том числе ДЦП), и устанавливает общие технические требования к ним.

Настоящий стандарт не распространяется на кресла-коляски, которые относятся к следующим группам по ГОСТ Р ИСО 9999:

Соответствующие требования установлены в ГОСТ Р 51083.

- 12 22 03 - кресла-коляски с двуручным приводом колес;

- 12 22 06 - кресла-коляски с двуручным рычажным приводом;

- 12 22 09 - кресла-коляски с односторонним ручным приводом;

- 12 22 15 - кресла-коляски с ножным приводом.

Настоящий стандарт не распространяется на кресла-коляски:

- предназначенные для перемещения более одного пользователя;

- индивидуального изготовления (изготовляемые по специальному заказу).

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ Р ИСО 7176-1 Кресла-коляски. Часть 1. Определение статической устойчивости

ГОСТ Р ИСО 7176-5 Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования

ГОСТ Р ИСО 7176-7 Кресла-коляски. Часть 7. Измерение размеров сиденья и колеса

ГОСТ Р ИСО 7176-8 Кресла-коляски. Часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность

ГОСТ Р ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательных поверхностей

ГОСТ Р ИСО 7176-16 Кресла-коляски. Часть 16. Стойкость к возгоранию устройств поддержания положения тела

ГОСТ Р 50602 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51083 Кресла-коляски. Общие технические условия

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 комнатное кресло-коляска: Кресло-коляска, предназначенное для эксплуатации внутри помещений при температуре окружающего воздуха от 35°С до 10°С и рассчитанное на перемещение по ровному твердому покрытию (3.1.3) и иногда через порожек (выступ на плоском полу) высотой до 22 мм.

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

Читайте также: