Самые удобные кресла в авто

Обновлено: 06.05.2024

Собственно вопрос в теме, просто у меня на Примьере не хватает поясничного упора, вот и думаю другие поставить.

Просьба Рекаро не предлагать, о том что они хорошие - сам знаю, мне интересно именно мнение людей поездивших на разных машинах.

У всех разная комплекция и разные автомобили. Кому-то надо жесткие рекаровские табуретки, кому-то кожу с вентиляцией. Мнений куча.

-В каких машинах сидушки самые удобные?

Я говорю про обычную комплектацию; кожа с вентиляцией - это конечно хорошо, но хочется что то более близкое к жизненной реальности.

А что, рекаро действительно очень жёсткие? или всё-таки есть разные варианты исполнения?

всяко в моей самые удобные :))) ГЫГЫГЫ

на любителя - кому что, кому как

Спасибо мужики. за ОФИГИТЕЛЬНО УМНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. И это в стране, где у 7 из 10 человек остеохондроз спины и шеи.
Похвальная забота о здоровье.

2 DimaSS - знаешь, коллега, все машины хороши по-своему
пока не посидишь, не поездешь, не поймешь
если траблы со спиной, то ортопедические чехлы еще никто не отменял
друган брал на раф за 4700. горя не знает сейчас

Увы, японцы (особенно, нативные) в этой компоненте очень слабы

номинация "самое удобное"
1. Хонда Фит - почетное первое место по соотношению "цена машины/удобство сидушки .
2. Мерс 210 (сидеть просто кайф, по 15-18 часо за рулем без проблем) - но ценовая категория машины к этому обязывает
3. Фульксвагон Гольф 2/3 - очень "правильные" сидушки

номинация "самое неудобное"
1. скорее даже "вне зачета" - классические "ТАЗы" - no comments
2. Дэу Нексия - у этой на первый "взгляд" вроде должно быть неплохо, - а на деле уже через час болит спина. Особенно убивает то, что руль и педали смещены вправо от сидухи
3. Тойота ВИТЦ . - в дальней дороге это полная Ж. спина и "верхняя часть ноги" просто отваливается. Но в городе при коротких поездках все нормально, в общем - узкая специализация :-))

вообще у японцев, надо признать, есть неприятный "грешок" - коротковаты подушки сидений

это, а также отсутсвие обогревов зеркал на большинстве массовых моделей, - отношу к основным минусам "родных япошек" . а кто-то думает что минус - это расположение руля :-))

читаю - удивляюсь.
или всё очень зависит от объемности пятой точки, или одно из двух)))))

удобные (из того что пробовалось)
1 - хонда аккорд
2 - форестер
3 - альфа 164

полный отстой (на дальние перегоны - лучше пристрелите, но больше не сяду)
1 - мерины (все что довелось попробовать, жуть просто)
2 - фольксваген пассат
3 - . честно, больше откровенно хреновых и не вспомнилось.

Составлен мировой топ-5 автомобилей с самыми удобными сиденьями

Открывает рейтинг седан Mercedes-Benz S-Class нового поколения (индекс W223) в топовой модификации S580.


Фото Mercedes-Benz

Эксперты отметили качественную отделку из дорогой кожи, функцию массажа с 10 различными режимами работы, очень удобные подголовники, а также первые в индустрии фронтальные подушки безопасности для пассажиров заднего ряда.

Следом идет флагманский Rolls-Royce Phantom в особом исполнении Tempus, которое посвящено "понятию времени, астрономическим феноменам и бесконечным просторам вселенной". Удлиненная колесная база обеспечивает пассажирам сзади еще больший комфорт, в частности, им доступны сдвижные электрические подставки для ног и подушки из замши.


Фото Rolls-Royce

Кроме того, в стандартное оснащение входит холодильник для двух бутылок шампанского и набор хрустальных фужеров. Кожаные сиденья обшиты вручную. В оформлении интерьера также использовано натуральное дерево и овечья шерсть.

Экстремальный суперкар Lamborghini Aventador SVJ с 770-сильным двигателем имеет два сиденья, для которых не предусмотрено электрических регулировок, обогрева и вентиляции. Отказ от этих систем обусловлен желанием инженеров максимально облегчить конструкцию автомобиля, способного набирать "сотню" за 2,8 секунды.


Фото Lamborghini

При разработке "ковшей" дизайнеры оглядывались на форму кресел реактивных истребителей. В результате пилот сидит внутри Lamborghini Aventador SVJ "как влитой". При этом сиденья, оснащенные 5-точечными ремнями безопасности, не сковывают движение рук, головы и локтей гонщика.

В 1700-сильном гиперкаре Koenigsegg Gemera достаточно места для размещения четырех полноценных сидений, доступ к которым осуществляется через большие "двери-ножницы", открывающиеся вверх. Сами кресла сделаны из особого пенного наполнителя с эффектом памяти, благодаря чему они принимают форму тела водителя или пассажира.


Фото Koenigsegg

Для передних "ковшей" даже предусмотрены электрические регулировки в четырех направлениях. В списке оснащения – восемь подстаканников с функциями нагрева и охлаждения, дисплеи мультимедиа, беспроводные зарядки для мобильных устройств и даже светильники для чтения.

Volvo XC90 стал самым дешевым автомобилем в рейтинге. Тогда как стоимость остальных машин варьируется от 116.000$ (Mercedes-Benz S580) до 1,7 млн долларов (Koenigsegg Gemera), цены на шведский кроссовер начинаются от 49.000$. Тем не менее в Bloomberg отметили, что Volvo использует сиденья особой конструкции с каркасом из высококачественной стали, благодаря чему существенно снижается действие вертикально направленных сил на водителя и пассажиров.


Фото Volvo

Для кресел, в которых используют экологически чистые материалы вроде натуральной шерсти и переработанного пластика, предусмотрены самые разные функции, от электрорегулировок с памятью до массажа.

Лучшие машины для пассажиров и за 3 млн: только 5 вариантов!

Что нужно от автомобиля пассажиру заднего ряда? В первую очередь — простор, чтобы можно было сидеть не зажимаясь. Во-вторых — чтобы не трясло и не укачивало. В-третьих — возможность регулировать температуру и управлять аудиосистемой. Что еще? USB-разъем, хорошая шумоизоляция, удобство входа и выхода.

Вы думаете, вариантов много? Как бы не так.

Skoda Superb

Один из самых щедрых на пространство для пассажиров на российском рынке — чешский лифтбек Skoda Superb. Колесная база — 2841 мм, запас пространства в районе коленей пассажиров — 157 мм. Можно сидеть даже нога на ногу!

Объем багажного отсека — 584 литра с разложенными сиденьями. Это может быть важно и для корпоративного автомобиля, если, например, приходится возить пассажиров с большими чемоданами. А грузить багаж в лифтбек удобнее, чем в седан: крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом, открывая огромный проем. На заказ автомобиль можно оснастить системой бесконтактного открытия багажника.

Садиться и выходить из машины удобно — двери открываются широко.

С тремя миллионами можно рассчитывать на Superb в топовой комплектации L&K (Laurin & Klement). На таком же ездит президент Чешской Республики. Со 150-сильным 1.4, 7-ступенчатой DSG и передним приводом такой Superb стоит 2 806 000 рублей. А дороже всего версия с 280-сильным 2.0, 6-ступенчатой DSG и полным приводом — 3 416 000 рублей.

Самый крутой Суперб — с адаптивной системой регулирования ходовой части DCC, передними сиденьями с электроприводом и памятью, тонировкой задних стекол Sunset, LED-пакетом, включающим фоновую подсветку интерьера. Акустические стекла, улучшающие шумоизоляцию, солнцезащитные механические шторки для задних стекол, держатель для планшета на подголовник, трехзонный контроль Climatronic с управлением с заднего ряда идут за доплату.

И вы, конечно, помните о шкодовских решениях Simply Clever, которых в Супербе около трех десятков. Например, отделения для зонтов в дверях (в передних, в отличие от Rolls-Royce), складывающаяся вперед спинка переднего пассажира и прочие приятные мелочи. Одна из таких фишек — текстильные коврики с наклонной подставкой Lounge Step для ног задних пассажиров. В длительных поездках вещь незаменимая!

Комментарий эксперта:

— Автомобили, которые приобретают для первых лиц компании, обычно оснащаются с учетом индивидуальных требований пассажира. Совсем другое дело — такси или разъездная машина, например, торгового представителя: в этой сфере популярны унитарные (то есть минимально оснащенные) комплектации.

Но в любом случае покупатели автомобилей бизнес-класса всегда обращают внимание на три ключевых фактора: стоимость обслуживания, надежность автомобиля и выкупная стоимость на момент окончания эксплуатации.

Volkswagen Passat

Колесная база седана Volkswagen Passat поменьше, чем у Суперба, — 2786 мм. Но все равно по сравнению с предыдущим поколением нынешнее B8 прибавило в колесной базе 79 мм, а задний ряд был просторен и на предыдущем Пассате. Машина для пассажиров на 100%.

Двигатель только один — бензиновый 150-сильный 1.4 TSI, работает в паре с 7-ступенчатым роботом DSG. Привод передний. Но и цена пониже, чем у Суперба: за 2 638 000 рублей можно стать владельцем автомобиля в топовой комплектации Exclusive.

Пассажирам должны понравиться и асимметрично разделенная спинка заднего сиденья, с проемом для длинномеров и центральным подлокотником с подстаканниками, розетки на 12 и 220B и USB-разъем на центральной консоли сзади, климат-контроль Climatronic 3-зонный с антиаллергенным фильтром и дополнительным управлением с заднего ряда, обогрев передних и боковых задних сидений, лобовое стекло с атермальным остеклением, обогревом и звукоизоляцией.

За доплату в 61 000 рублей предлагают комплект «Комфорт», включающий фоновую подсветку интерьера, внутреннее освещение салона с задержкой выключения, по две светодиодные лампы для чтения спереди и сзади, светодиодные огни во всех дверях, шторки на задних боковых стеклах, на заднем стекле — с электроприводом, звукоизолирующие ламинированные боковые стекла, тонированные задние стекла. За 64 000 — панорамный люк. За 36 500 можно получить адаптивное управление шасси DCC, включая выбор профиля вождения, подвеску для плохих дорог и увеличенный дорожный просвет.

Объем багажного отсека у Passat — 585 литров, в версии Exclusive есть электропривод открывания и закрывания двери багажника с функцией Easy Open (виртуальная педаль).

Toyota Camry

Этот японский седан до сих пор бьет рекорды продаж в своем классе. Его любят и таксисты, и чиновники. И есть за что. Колесная база у седана — 2825 мм, места на заднем ряду достаточно. По простору сзади Камри всегда была лидером класса (бизнес или E, как вам больше нравится). Правда, в нынешнем поколении у автомобиля широкий и высокий трансмиссионный тоннель перед задним диваном, так что, если надумаете ехать на Camry впятером, знайте: тому пассажиру, который сядет посередине, придется помучиться.

Рейтинг самых вместительных автомобилей по версии ЗР

Замеры салонов во время сравнительных тестов мы традиционно проводим при помощи так называемого «буратино» — специального манекена, на который можно навесить грузы, чтобы его вес соответствовал среднему весу взрослого человека. В каждом тесте есть таблица измеряемых параметров салона. От нее и будем отталкиваться.

H — расстояние от пола до крыши, которое измеряем в середине салона. H1 и H2 — расстояние от подушки кресла до потолка для переднего и заднего пассажиров соответственно. Параметр L1 — не прямая, но так или иначе характеризует расстояние от педалей, до «пятой точки» водителя. А L2 — расстояние от спинки заднего сиденья до спинки переднего кресла. Если указан диапазон, берем среднее значение. Наконец, B1/B2 — ширина салона для передних и задних рядов кресел соответственно. Итого семь измеренных нами параметров.

Итак, возьмем тесты, которые наш журнал провел в 2016 году. Кто же и в каких классах стал самым просторным? Дело за малым — выстроить рейтинг. Но как? Ведь если автомобиль обыгрывает соперников по зап асу пространства над головой, это совершенно не означает, что и в плечах он окажется лучшим. Пришлось изобретать новую методику сравнения — вычисляем среднее арифметическое значение для каждого автомобиля по всем измеренным параметрам (если указан диапазон, учитываем максимальное значение). Конечно, в этом случае в выигрыше оказываются модели с наибольшим диапазоном для регулировки переднего сиденья, но ведь и этот показатель далеко не последний, как и прочие параметры, напрямую влияет на комфорт водителя и пассажиров. По среднему значению и выстроили рейтинг. Результат — в таблице ниже.

Доступные кроссоверы (стоимость базовой версии до 1 000 000 рублей)

Средн. значение

Renault Sandero Stepway

Lada Kalina Cross

Интересно, что в тесте, где принимали участие наиболее ожидаемые у нас новинки 2016 года — Hyundai Creta и Renault Kaptur, кроссовером с самым просторным салоном оказался Kia Soul.

Интересно, что в тесте, где принимали участие наиболее ожидаемые у нас новинки 2016 года — Hyundai Creta и Renault Kaptur, кроссовером с самым просторным салоном оказался Kia Soul.

В этом году мы провели четыре больших теста, в которых приняли участие все самые ожидаемые новинки рынка. Это Hyundai Creta, Renault Kaptur и Lada XRAY . Вы удивитесь, но все они по простору в салоне проиграли более компактному Kia Soul! Более того, сравнив Soul с другими SUV, которые побывали у нас в тестах ранее, можно увидеть, что Kia — один из самых просторных кроссоверов и в абсолютном зачете. Но удивительно, что его обошли китайские Haval H2 и Zotye T600 — они заметно превосходят «корейца» по габаритам.

А вот среди наиболее бюджетных переднеприводных псевдокроссоверов можно отметить Renault Sandero Stepway. Посмотрите, по большинству параметров он слегка уступает соплатформенной Ладе Иксрей, зато значительно превосходит ее по части простора в плечах. Примечательно и то, что в конце рейтинга оказались автомобили, которые больше ориентированы на комфорт передних седоков. Они достаточно просторны в передней части салона, но куда сильнее стеснят пассажиров заднего ряда. Другими словами, в лидерах наиболее сбалансированные по части внутрисалонного пространства автомобили.

Компактные и среднеразмерные кроссоверы (цена базовой версии от 1 000 000 рублей)

Самым вместительным среди представленных на рынке конкурентов оказался Honda CR-V. В ходе сравнительных тестов этот кроссовер обошел по пяти параметрам даже Тойоту RAV4 и, заочно, Мазду.

Самым вместительным среди представленных на рынке конкурентов оказался Honda CR-V. В ходе сравнительных тестов этот кроссовер обошел по пяти параметрам даже Тойоту RAV4 и, заочно, Мазду.

Солидная и недешевая Honda, увы, не идеальна для задних пассажиров. Диван чрезмерно жесткий, со слабой поддержкой. Нет ни обогрева, ни подлокотника, ни розетки, ни USB-разъема. И стекла опускаются не полностью. Тот случай, когда одного лишь простора мало, хочется еще и уюта.

Солидная и недешевая Honda, увы, не идеальна для задних пассажиров. Диван чрезмерно жесткий, со слабой поддержкой. Нет ни обогрева, ни подлокотника, ни розетки, ни USB-разъема. И стекла опускаются не полностью. Тот случай, когда одного лишь простора мало, хочется еще и уюта.

На звание среднеразмерного кроссовера с самым просторным салоном претендуют Mazda CX-5, Toyota RAV4 и Honda CR-V. Их показатели очень близки, но все же Honda оказалась чуть вместительнее. Mazda CX-5 и Toyota RAV4 идут практически ноздря в ноздрю. Скажем, по высоте (H) первенство за Маздой, а по простору в ногах у задних пассажиров (L2) — за RAV4.

Победа в этом классе досталась тем кроссоверам, у кого просторный задний ряд. Вот почему Hyundai Tucson оказался в числе отстающих — на галерке у него теснее, чем у конкурентов.

В тесте премиальных среднеразмерных кроссоверов мы сравнили Jaguar F-Pace, самую ожидаемую британскую новинку, которая только появилась на наших дорогах, с хорошо знакомыми лидерами класса — BMW X4 и Porsche Macan GTS. Британец, даром что дебютант, оказался самым просторным. Причем за явным преимуществом он опередил конкурентов по шести параметрам из семи!

В тесте компактных кроссоверов — представителей сегмента премиум, победа досталась самому компактному в баварской линейке паркетников — BMW X1. За ним идет представитель британской школы — Range Rover Evoque. BMW вне конкуренции по таким параметрам, как расстояние от подушки сиденья до потолка спереди и сзади (H1 и H2), а также по высоте салона (H).

Салон «икс-первого» оказался не только самым просторным по четырем параметрам, но и наиболее комфортным для пассажиров второго ряда.

Салон «икс-первого» оказался не только самым просторным по четырем параметрам, но и наиболее комфортным для пассажиров второго ряда.

Совместив данные трех тестов, получили вот такие неожиданные результаты. Оказывается, доступные представители класса по простору салона не уступают премиальным моделям.

Детально разбираемся в автомобильных сиденьях

 Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Сиденья ― наверное, самая недооценённая часть автомобиля. Мы любим удобно расположиться, но плохо представляем, как они устроены. Знали бы хорошо, вряд ли использовали такие примитивные жаргонизмы, как «мебель» или «стулья». Под непрозрачной обивкой подчас скрыта сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр. Поскольку это весьма дорогой и тяжёлый элемент автомобиля, в конструировании и производстве ему уделяется гораздо больше внимания, чем в рекламе или отчёте о журналистском тест-драйве.


На примере сидений Volvo XC90 видно, как нечто, воспринимаемое цельным объектом, оказывается непростой в изготовлении конструкцией со множеством деталей.

Посадочные места, занимающие значительную часть интерьера, крайне важны для дизайнеров. А для водителя кресло ― основной канал физической связи с автомобилем: с ним соприкасается треть поверхности тела. Европейские исследования показывают, что за свою жизнь среднестатистический автолюбитель проводит в машине около 22 тысяч часов. И хотя сегодня совсем уж плохие сиденья встречаются нечасто, около 75% водителей в той или иной степени жалуются на проблемы со спиной. Плюс боли в шее, затруднения кровообращения, преждевременная усталость… Вызванная ей потеря концентрации ― причина трети серьёзных ДТП в Европе. А вы говорите «стулья».

 Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Хотя начиналось всё именно с мебельных технологий. Самобеглые повозки до начала ХХ века оснащались пружинными сиденьями а-ля бабушкин диван: набор витых металлических пружин обтягивался кожей с небольшим мягким подбоем. С 1900-х годов совершенствовали именно эту прослойку, применяя натуральные волокна от шерсти животных до кокосовых нитей, в том числе прорезиненных. В 1930-х появилась пена, сначала латексная. Она удешевила сиденья по сравнению с пружинными. С 1960-ми в автопром пришёл ещё более доступный вспененный полиуретан с различными производными.

 Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Ещё 30 лет назад считалось, что лучшие автомобильные сиденья сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены, однако экономические соображения свели на нет «диванные» конструкции к началу 1990-х. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки, в качестве ненавязчивой опоры для пены.

 В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

Основой в любом случае служит каркас из металла или композитов. Его прочность в последние десятилетия многократно выросла ― прежде всего из-за ужесточения требований пассивной безопасности. К сиденьям теперь крепятся как минимум замки ремней, а то и надувные подушки, да и сами кресла положено испытывать на прочность по самым разным параметрам. Эти нормы, как и развитие научного подхода к проектированию штатных сидений почти убили рынок тюнинговых. Даже начинавшая с них известнейшая компания Recaro уже около десяти лет не производит гражданские автокресла сама, лишь «торгуя именем» на сторону.

 В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

Профессионально оценивать сиденья принято дважды. Первичное восприятие ― статическое, в течение буквально первых 10–15 секунд после того, как ты оказался в кресле, будто покупатель в автосалоне. Не мешает ли оно процессу посадки? Насколько жёсткое? Не теснит ли? Хорошо ли держит? А главное ― как распределены реактивные силы от давления человеческого тела на обивку. Говоря по-простому, каков тот самый часто упоминаемый нами в тестах исходный рельеф или «профиль» сиденья.

 Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Затем в ходе поездки длиной не менее часа-двух составляется представление о динамическом комфорте. Ко всем перечисленным факторам ― а их восприятие в движении может измениться ― добавляется то, как сиденье гасит широкий спектр колебаний. Ведь за плавность хода в автомобиле отвечает не только подвеска, а триумвират шин, шасси и кресел.

С научной точки зрения это означает, что каркас, упругие элементы, пена вместе и по отдельности должны избегать резонансов в самой неприятной области частот от четырёх до восьми герц. Резонансы на частотах от 0,1 до 0,6 Гц вызывают укачивание ― помните убаюкивающий задний диван дедушкиной Волги? Отказ от каркасов на витых пружинах существенно облегчил жизнь людям со слабым вестибулярным аппаратом. Частоты собственных колебаний современных сидений много выше. Нельзя их делать и слишком жёсткими, чтобы не передавали вибрации.


У современных кресел мощные каркасы, минимум пружин и максимум пены. Слева ― сиденья «пятого» Гольфа, а справа ― адаптивные от Мерседеса SL 2012 года с подбивкой верхнего слоя из прорезиненного волокна, приспосабливающегося к форме тела, и подачей тёплого воздуха к шее.

Как сделать идеальное сиденье? Научные исследования этой темы начались только в 1940-х, и прошло два-три десятилетия, прежде чем результаты заметно сказались на серийной продукции, причём не повсеместно. Зато сейчас недостатка в данных нет, и по наитию или методом тыка никто вроде бы не работает. Многочисленные исследования даже порой противоречат друг другу. В том числе в самом важном — как должна распределяться нагрузка от тела по сиденью.

 Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Меньшинство учёных считают, что достаточно сделать кресло равномерно мягким, как, например, в старых французских машинах. Большинство — что жёсткость должна варьироваться, поскольку разные части тела неодинаково переносят нагрузку. Можно снизить давление на уязвимые ткани, сделав сиденье плотнее в местах контакта с наиболее выносливыми частями тела. Это ягодицы под так называемыми седалищными буграми и область поясницы на спине.

 Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Угол между подушкой и спинкой подбирается так, чтобы человек не «сползал» по подушке, потому что тогда к напряжению от сдавливания в нижней части тела добавится и сдвиг тканей. При этом седоки должны иметь возможность в дальней дороге сменить позу без существенного изменения карты давлений. В самой удобной для человека позе каждый из суставов находится примерно в середине его диапазона поворота. Все расчёты ведутся относительно центра тазобедренного сустава, так называемой точки Н (от hip-point, но некоторые инженеры используют индекс R).


Про задние диваны поговорим в другой раз, но к ним применимы те же закономерности, что и в случае с передними креслами. Серьёзный компоновочный вызов ― недостаток места для толстых комфортных подушек и их пружин. На фото ― срез второго ряда кроссовера Skoda Kodiaq.

 Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Учитывается, что под массой тела обивка деформируется в среднем на 4-5 см. У очень мягких кресел ― примерно на восемь. Комфорт посадки зависит от её высоты, то есть положения точки Н над полом кузова. Проблема в том, что все люди разные. Достаточно вспомнить долю страдающих ожирением жителей США или статистически низкий средний рост китайцев.

От рынка к рынку отличается традиционный диапазон между так называемым пятым женским перцентилем (дама ростом около 153 см) и 95-м мужским (187 см). И даже в этих рамках получается удовлетворить лишь 90% клиентов. Приходится выбирать, для кого в основном создаётся автомобиль, потому что полностью компенсировать разницу телосложений не поможет и миллион регулировок. А ведь сиденье должно не только принять, удобно разместить, но и зафиксировать тело.

 В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

А ещё есть данные, что люди растут: за каждые десять лет американцы и европейцы становятся на сантиметр выше. Неудивительно, что диапазоны продольной регулировки передних кресел, некогда очерченные стандартами DIN как минимум 160 мм, сегодня порой достигают почти 300. Вилка перемещения по высоте обычно составляет 60–70 мм.


Последняя доступная в продаже серийная легковушка со сплошным передним диваном ― Chevrolet Impala 2012 года. Это была опция.

Отдельная история ― микроклимат. Поскольку треть нашего тела соприкасается с сиденьем, его роль в обеспечении теплового комфорта огромна. Оптимальной считается температура поверхности 23 ºС в любое время дня и года. Неудивительно, что подогрев сидений появился ещё в 1966 году в качестве опции автомобилей Cadillac. Но теплообмен ― процесс двусторонний. Обивка должна поглощать примерно 75 Вт/м² тепловой энергии человеческого тела. Проще говоря, пропускать воздух и пот.

Не считая дополнительных чехлов с авторынка, худший вариант в этом плане ― обивка из искусственной кожи. Натуральная немного, но «дышит» ― хотя и её желательно снабдить глубокой текстурой, чтобы обеспечить микродренаж. При этом в любом случае формообразующая пена должна быть толстой, ведь при сжатии более чем на 80% она становится практически непроницаемой.

 Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Однако ткань, даже самая дешёвая, — лучше. Кожаная обивка может с ней сравниться по эффективности теплоотвода только в случае применения дорогой перфорации и ещё более дорогой вентиляции. Как правило, вентиляторы работают на «вытяжку». Так повелось ещё с 1997 года, когда подобная система дебютировала на автомобиле Saab 9-5. Вероятнее всего, в кресла скоро начнут встраивать более экономичные небольшие тепловые насосы, использующие принцип кондиционера ― отбор или выдачу тепла при изменении агрегатного состояния хладагента.


Сиденья зачастую представляются маркетингом как нечто новое и уникальное. Но Nissan Gravity Seats в кроссовере Murano (слева) или «поддерживающие таз» кресла Мазды 3 конструктивно не оригинальны. Просто усовершенствована карта давлений.

Среди современных тенденций ― максимальная индивидуализация под конкретного человека с применением персональных ложементов, как это издавна делается в автоспорте и индустрии спорткаров. Если Ferrari довольно давно продаёт три размера кресел для дорожных машин, то Porsche уже предлагает индивидуальную формовку «ковшей» трёх степеней жёсткости для трековых версий моделей 911 и 718.

 Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

В массовых машинах стараются увеличить число регулировок. Рекордсмен ― марка Lincoln, с 2017 года предлагающая кресла с 15 настраиваемыми параметрами, включая индивидуальные изменения длины и наклона подушек каждого бедра. На американский манер, подразумевая, что все размеры можно менять в двух направлениях, их называют сиденьями с 30 регулировками.


Опциональные кресла Perfect Position седана Lincoln Continental позволяют индивидуально регулировать вылет и высоту правой и левой передних частей подушки в зоне опоры бёдер. По статистике, мужчины, молодёжь и стройные люди при прочих равных менее придирчивы к креслам.

Массажем уже вообще никого не удивить, он предлагается даже для пикапов Ford F-150. Несложные датчики, встроенные в сиденья, скоро позволят контролировать пульс водителя и предупреждать о потере бдительности. Наверняка в серию пойдут и развитые сенсоры нагрузки на сиденья, отслеживающие «карту» давления седока на обивку. Это полезно не только для оптимизации регулировок самого кресла, но и для настроек систем активной безопасности. И даже для противоугонных систем! Поэтому мы запросто можем вскоре прочитать на щитке приборов что-нибудь типа «ваши седалищные бугорки распознаны, хорошей поездки».

Никита Гудков, 29 мая 2020 в 13:25. Фото и иллюстрации Драйва, фирм-производителей и из открытых источников

Читайте также: