Рейд по детским креслам

Обновлено: 20.05.2024

Пришли выходные, вся семья погрузилась в машину и поехала: кто в торговый центр, кто на дачу, кто к родственникам. Все знают, что в России только каждый третий ребенок ездит в специальном кресле? Остальные — потенциальные жертвы: последствия столкновения на скорости всего 50 км/ч равносильны падению с четвертого этажа. А ваш любимый малыш как едет?

Пришли выходные, вся семья погрузилась в машину и поехала: кто в торговый центр, кто на дачу, кто к родственникам. Все знают, что в России только каждый третий ребенок ездит в специальном кресле? Остальные — потенциальные жертвы: последствия столкновения на скорости всего 50 км/ч равносильны падению с четвертого этажа. А ваш любимый малыш как едет?

В России только в 63% случаев дети младше семи лет ездят на машине в детском кресле, а те, кто старше, — только в 33%, утверждают специалисты экспертного центра «Движение без опасности». Среди самых распространенных отговорок — «мой ребенок не помещается в автокресле», «малышу там неудобно» и «гаишников вроде нет».

Образцовый детский сад

Едем на парковку к детскому саду № 1583 Головинского района Москвы. «Действуем так: видим родителей, которые привезли ребенка в сад на машине, подходим и просим показать детское кресло. Здесь учатся детки до семи лет, и, если кресла нет, родителям грозит административный штраф», — инструктирует инспектор Екатерина Шибина.

За время «дежурства» пообщались с семью водителями. Все говорят хоть и по-разному, но об одном и том же: детей надо всегда перевозить в автокресле, ведь от этого зависит безопасность.

Задаю инспекторам вопрос: «Неужели и вправду московские автолюбители такие сознательные?» Ответ утвердительный: «Не знаю, как обстоит ситуация в других регионах, но в Москве водители в этом плане очень сознательные», — отмечает инспектор ДПС Роман Мажинский.

Впрочем, есть и другая версия, почему у детского сада не попалось ни одного нарушителя: сотрудники ГИБДД должны за несколько дней предупредить учебное учреждение о своем визите. Ну а дальше сработало сарафанное радио.

Все такие законопослушные

Для чистоты эксперимента «За рулем» с ГИБДД едет на оживленную дорогу рядом с торговым центром. Трафик плотный, однако для инспекторов не составляет особого труда вычислить в потоке нарушителя — как правило, он выдает себя сам. «Тут дело в практике: чаще всего люди начинают странно себя вести. Завидев нас, стараются уйти в крайний ряд, некоторые вообще совершают странные маневры, пытаются развернуться — мол, им вообще надо было ехать в другую сторону», — говорит Роман Мажинский.

По словам инспектора, во время рейдов по перевозке детей он, в первую очередь, высматривает молодых женщин за рулем. За час остановили около десяти машин, три из которых были с детьми. Оказалось, что все водители соблюдают ПДД. Причины покупки детского кресла называют разные:

— Как только родила, мы сразу стали возить ребенка только в кресле. Если во время движения просто резко затормозить, без него ребенок может вылететь, — поясняет Анна.

— Мы в принципе никогда не сажали детей в машину (в семье трое детей. — Прим. ЗР), пока не приобрели автокресло. Из роддома тоже уезжали в нем. Это же безопасность наших детей. У знакомых был печальный опыт перевозки ребенка без кресла, не хотелось бы повторять, — говорит Ольга.

— Как только дети родились, мы сразу начали пользоваться детским креслом. Во-первых, за вождение без них предусмотрен штраф, во-вторых, это же дети. Купить детское кресло можно недорого — от трех тысяч. И это того стоит! — считает Юлия.

Глас невинного

— Вера, часто с родителями ездишь на машине?

— А больше где любишь ездить — спереди или сзади?

— Спереди. Ну просто там больше все видно и интереснее.

— А если ты не пристегнешься в машине, то что тогда?

— Ругаться мама с папой точно не будут. Мама сама вообще не пристегивается.

— Как ты считаешь, а зачем люди пристегиваются в машине?

— (Задумывается) Ну… потому что так надо. Так безопаснее.

— Скажи, пожалуйста, а автокресло в машине у вас есть?

— Нет, но когда маленькая была, оно было.

По словам инспекторов, зачастую родители, не пользующиеся автокреслом, просто не верят в возможность аварии или банально не хотят думать о плохом. Мол, страшные ДТП — это история не про них, а про абстрактных героев роликов на YouTube и сводок происшествий в вечерних новостях. «Иногда граждане не используют детские автокресла по ряду простых, но вовсе не убедительных и не избавляющих их от ответственности причин: считают, что это слишком дорого, или что ребенок слишком быстро из кресла вырастет, или что несчастный случай никогда с ними не произойдет. Безответственность приводит к самым печальным последствиям — из-за ошибок родителей страдают дети», — говорит подполковник полиции Сергей Захаров.

Зарубежный опыт

КоАП РФ гуманен в отношении родителей, нарушающих правила перевозки детей, — штраф составляет всего 3 тыс. рублей. В Великобритании за это же нарушение придется заплатить до 500 фунтов стерлингов (около 44,7 тыс. руб.). При этом английское законодательство предусматривает более жесткие правила перевозки: ребенок должен находиться в специальном кресле, пока не достигнет 12-летнего возраста или роста свыше 135 см.

В столице ОАЭ перевозка детей до 4 лет без специального удерживающего устройства наказывается штрафом в 400 дирхамов (около 7,5 тыс. руб.)

Три наивных вопроса о перевозке детей

— Какое количество штрафов за отсутствие автокресла я могу получить за одну поездку? Есть ли лимит?

— Теоретически за одну поездку можно получить неограниченное количество штрафов — все зависит от того, сколько раз вы попадетесь инспекторам. Как физическое лицо, вы заплатите 3 тыс. рублей. Для должностных лиц тариф выше — 25 тыс. рублей. В случае с юридическими лицами штраф достигает 100 тысяч.

— Кто будет платить, если мы с ребенком поехали на такси, в котором не оказалось детского кресла — я или водитель?

— По закону ответственность за нарушение требований к перевозке детей несет водитель.

— Если в машине несколько детей едет без кресел, то штраф мне будет выписан на каждого в отдельности?

— В случае нарушения правил перевозки сразу нескольких детей протокол об административном правонарушении по статье 12.23 часть 3 КоАП РФ будет составлен в одном экземпляре. То есть как физическое лицо за всех детей в салоне авто вы заплатите 3 тыс. рублей; как должностное лицо — 25 тыс. рублей. В случае с юридическими лицами штраф достигает 100 тыс. рублей.

Куда посадить ребенка

В теории штрафы можно ужесточить до европейского уровня, а инспекторов ГИБДД расставить едва ли не на каждом перекрестке, однако серьезно повлиять на ситуацию может только человеческая сознательность. Вспомним социальную рекламу: куда посадить своего ребенка — в автомобильное кресло или в инвалидное, каждый решает сам. Жестокие последствия такого выбора можно легко найти в интернете. Предупреждение: в ролике ниже — реальный ужас любого родителя.

Автокресло или штраф: ГИБДД провела рейд по безопасности перевозки детей

Сотрудники Госавтоинспекции в очередной раз напомнили родителям о том, что детское кресло в машине – не прихоть инспектора, а реальная защита ребенка в ДТП.

Широкомасштабное профилактическое мероприятие «Автокресло или штраф» проходит на территории Тульской области с 10 октября по 10 ноября. Рейды Госавтоинспекции проходят каждый день на территории Тулы и области. Сотрудники ГИБДД останавливают машины, в которых есть дети и проверяют, находится ли ребенок в специальном удерживающем кресле.

11 октября с 8.00 до 9.00 инспекторы проверили автомобили туляков на ул. Ленина, 17. Рядом находятся сразу четыре образовательных учреждения — Центр образования №27 и школы №2, №4 и №16. Поток машин был приличный, но нарушителей оказалось не так много.

Всего за день сотрудники ГИБДД во всех районах Тулы поймали 13 машин, в которых дети ехали без специальных кресел.

У родителей-нарушителей традиционные отговорки: «Я хороший водитель», «Нам недалеко ехать» или банально «Не хватило денег на кресло».

Неизвестно, что заставляет большинство водителей устанавливать детские кресла: частые рейды Госавтоинспекции и внушительные штрафы 3 000 рублей или страшная статистика ГИБДД. Но инспекторы рассказывают: в сравнении с прошлым годом нарушителей стало заметно меньше.


– Практика показывает: в случае ДТП детские кресла сильно снижают тяжесть последствий, а в некоторых случаях даже спасают жизнь. Родители должны это понимать. К сожалению, многие покупают кресла «для вида», чтобы избежать штрафа, или просто не пристёгивают детей и не закрепляют удерживающее устройство. В случае ДТП такая «защита» не сработает, — объясняет инспектор отдела пропаганды УГИБДД УМВД России по Тульской области Александр Ларин.

В Тульской области есть печальные примеры аварий, в которых погибли дети, находившиеся в автомобиле без удерживающего кресла.


Одна из них произошла 8 октября на 116-м км автодороги «Тула-Белёв». водитель «Мерседеса», совершая обгон, выехал на полосу встречного движения, где допустил касание движущегося навстречу автомобиля ВАЗ-2112. После этого «Жигули» и «Мерседес» съехали в кювет. В аварии погибла 27-летняя женщина — водитель ВАЗа — и шестилетняя пассажирка. Ребенок находился в салоне без детского удерживающего устройства. Девочку выбросило из машины примерно на 30 метров.


8 августа на 143-м километре трассы М2 «Крым» автомобиль «Сузуки Гранд Витара» совершила съезд в правый по ходу движения кювет с последующим опрокидыванием. В аварии погибли трое: 5-летний мальчик скончался на месте ДТП, а 30-летняя женщина — в карете скорой помощи по дороге в больницу. Спустя два дня в больнице погибла и 6-летняя девочка, пассажир автомобиля. В момент аварии мальчик находился в машине без удерживающего устройства, а детское кресло, в котором находилась девочка, не было закреплено в салоне автомобиля.

Водители, соблюдайте правила дорожного движения, особенно в части перевозки детей! Согласно ПДД, до 12 лет детей нужно перевозить в специальных удерживающих устройствах. Соблюдение этого простого правила сохранит жизнь и здоровье вашего ребенка!

Госавтоинспекция всех регионов страны продолжает проведение мероприятия «Автокресло-детям»

Статистика аварийности с участием детей-пассажиров свидетельствует, что они постоянно находятся в группе риска. Это связано, прежде всего, с беспечностью водителей на дороге.

Анализ дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что тяжелые последствия отмечаются больше всего в ситуациях, когда пассажиры не используют средства пассивной безопасности, такие как ремни безопасности, детские удерживающие устройства. Нередко в ДТП страдают самые маленькие пассажиры.

Несмотря на то, что Правила дорожного движения предписывают перевозить детей в возрасте до 12 лет только с использованием детских удерживающих устройств, многие водители по-прежнему пренебрегают этим требованием, число ДТП с участием детей- пассажиров велико: с начала года произошло 7 272 ДТП, в которых погибло 353 ребенка, 8 295 пострадало.

Поскольку проблема повышения безопасности детей-пассажиров по-прежнему остается крайне актуальной, вот уже пятый год на территории страны, проходит мероприятие по снижению дорожно- транспортного травматизма детей-пассажиров. Проект «Автокресло-детям» был реализован силами Госавтоинспекции МВД России, Российского союза автостраховщиков и экспертного центра «Движение без опасности» и призван напомнить родителям, что любая, даже самая короткая, поездка ребенка в автомашине должна проходить только с использованием детского удерживающего устройства. Вместе с тем, такие мероприятия носят, прежде всего, профилактический характер и направлены на предупреждение аварийности с участием детей-пассажиров, повышение безопасности самых юных участников дорожного движения. Родители должны позаботиться не только о грамотном выборе детского удерживающего устройства и фиксации ребенка в нем. Также необходимо правильно выбрать наиболее безопасное место в салоне автомобиля, где будет размещаться ребенок.

Одним из ключевых условий для снижения количества ДТП с участием детей является формирование в обществе дорожной культуры, ведение непрерывного диалога с участниками дорожного движения. Проект получил широкую огласку и поддержку практически во всех регионах страны. «Ваш пассажир-ребенок!», «Пристегни ребенка!», «Детское автокресло», «Ребенок-главный пассажир»- все эти мероприятия направлены на популяризацию использования детских удерживающих устройств и защиту прав детей-пассажиров. Зачастую такие акции сотрудники ГИБДД совместно с педагогическим составом проводят возле школ и детских садов в утренние часы, когда родители привозят своих детей в образовательные организации.

На постоянной основе проводится разъяснительная работа среди водителей, сотрудники напоминают им о необходимости соблюдать элементарные правила безопасности при перевозке детей. В период праздничных и выходных дней эта работа усилена, - повсеместно проходят мероприятия, направленные на предупреждение аварийности с участием детей-пассажиров, выявление нарушений правил перевозки детей.

Юные инспекторы движения республик Саха, Бурятия, Татарстан, Краснодарского, Красноярского, Пермского краев, Нижегородской, Кировской, Тамбовской, Свердловской областей принимают активное участие в проведении мероприятий. Дети рисуют плакаты и баннеры, делают памятки для взрослых, вместе с сотрудниками Госавтоинспекции участвуют в проведении акций и флеш-мобов.

Различные общественные организации также становятся участниками пропагандистских акций, более 20 тысяч детей Липецкой области стали зрителями спектакля по безопасности дорожного движения, который организовали волонтеры совместно с сотрудниками ГИБДД, полицейские Мурманской области и члены общественной организации провели детский праздник, где юные пассажиры демонстрировали, как правильно нужно пристегиваться в автомобиле. В Новосибирской области, представители общественности приняли участие в работе круглого стола на тему детского дорожно-транспортного травматизма.

Министерство здравоохранения Российской Федерации поддерживает инициативу Госавтоинспекции, Российского союза автостраховщиков и экспертного центра «Движение без опасности», касающуюся правильной перевозки детей-пассажиров. По рекомендации Минздрава региональным представительствам, информация об использовании детских удерживающих устройств размещена на стендах детских лечебно-профилактических учреждениях. Особое внимание сотрудники ГИБДД уделяют будущим мамам. В перинатальных центрах и родильных домах на постоянной основе проводятся беседы и кинолектории для будущих мам, на которых разъясняют, как выбрать детское удерживающее устройство для будущего ребенка и как правильно его расположить, чтобы юный пассажир был в безопасности. Главное чтобы в сознании каждой мамы сложилось твердое убеждение в том, что детское кресло необходимо не для того чтобы избежать административного наказания в виде штрафа, а для обеспечения безопасности ее ребенка при поездке в автомобиле.

Развитие и внешние параметры каждого ребенка индивидуальны, поэтому покупка детского удерживающего устройства должна осуществляться с учетом всех параметров роста и веса, а лучше – чтобы покупка была сделана вместе с ребенком.

Госавтоинспекция постоянно напоминает о том, что перевозка детей в салоне автомобиля без детского удерживающего устройства недопустима, а нахождение ребенка в процессе движения на руках у матери вообще является одним из самых опасных методов транспортировки. Несмотря на это, многие родители до сих пор не отдают себе отчета в необходимости соблюдения мер безопасности.

Поэтому формирование в обществе культуры поведения на дорогах по-прежнему остается ключевым моментом в сфере повышения безопасности участников дорожного движения, особенно детей. Участие широкой общественности в этой работе также является важным фактором в сохранении жизни и здоровья юных участников дорожного движения.

Рейд по детским креслам

Сегодня по работе принял участие в рейде гаишников по выявлению водителей, перевозящих детей без детских кресел. Реально шокирован тем, как много родителей пренебрегают такими элементарными вещами. Не думал, что все настолько плохо…


Менее получаса понадобилось одному экипажу ДПС, чтобы в рамках спецрейда выявить десяток водителей, перевозивших малышей без детского кресла. Горе-родители интересовались у «гаишников», за что их остановили, и заочно соревновались друг с другом в глупости оправданий своего проступка.

Четверг, 4 октября, 8 часов утра. У корпуса 933, где расположен поворот с Панфиловского проспекта в 9-й микрорайон, припаркован патрульный автомобиль ДПС, экипаж которого на некоторое время усилен журналистами зеленоградских СМИ. Причиной тому — объявленный в городе рейд «Ваш пассажир — ребенок!», в рамках которого автоинспекторы, патрулируя улицы, уделяют повышенное внимание соблюдению правил перевозки детей в автомобилях. Место выбрано неслучайно — в этой части 9-го микрорайона расположены два детских сада и одна школа, и до 8:30 большую часть транспортного потока тут составляют автомобили родителей, везущих детей в эти учебные заведения. Увы, о безопасности своих отпрысков многие из них заботятся куда меньше, чем об их образовании.
Ждать первого нарушителя приходится совсем недолго — в первой же машине, в салоне которой находится ребенок, малыш выглядывает с заднего ряда, фактически стоя между передними креслами, на которых сидят его родители. Папа-водитель еще не успевает дойти до патрульной машины для оформления протокола нарушения, когда другой автоинспектор тормозит следующий автомобиль. Находящийся за рулем Land Rover мужчина везет маленького сына в детский сад и объясняет, что оставил детское кресло в другой машине.

Помощь в ведении профилактической беседы с нарушителем сотрудникам ГИБДД оказывает представитель общественности в окружной комиссии по организации и безопасности дорожного движения Константин Антонович, который демонстрирует забывчивому родителю поучительный ролик на экране ноутбука. Константин несколько лет назад имел возможность на практике убедиться в необходимости и эффективности использования детских кресел — в декабре 2009 года его автомобиль на скорости 90 км/час столкнулся с «Газелью», водитель которой забыл посмотреть в зеркало перед разворотом. Несмотря на серьезность аварии (машина Константина не подлежала восстановлению), ни он сам, ни члены его семьи в этом ДТП не пострадали — взрослые были пристегнуты ремнями безопасности, а дети сидели в удерживающих креслах.
Штраф за нарушение правил перевозки детей составляет 500 рублей, однако многие водители, похоже, вообще не считают отсутствие детского кресла нарушением. «А что я нарушил?» — именно с таким вопросом обращается к инспектору следующий остановленный водитель, везущий сына в детский сад. После разъяснений со стороны инспектора ДПС мужчина начинает оправдываться тем, что ехать до садика совсем недалеко.

Из нарушителей быстро собирается целая очередь. Пока «гаишники» корпят над оформлением протоколов (шесть штук за двадцать минут) и проводят профилактические беседы, мимо проезжает еще куча горе-родителей, у которых дети «болтаются» по салону, — на то, чтобы останавливать всех, у инспекторов ДПС просто не хватает рук. При этом сами взрослые почему-то пристегиваются ремнями безопасности. И находят различные объяснения своей халатности в отношении собственных чад. Вот эта женщина, например, сообщила инспектору, что не ставит детское кресло, потому что делать это ей неудобно.

Еще одну «уважительную» «отмазку» своему нарушению — «ребенка держит мама» — придумал водитель, вызвавшийся подбросить женщину с малышом до детского сада. Погоня за ста рублями, сопряженная с нарушением ПДД, обернулась для «бомбилы» штрафом в полтысячи. Пассажирка с ребенком продолжила путь в садик пешком, а водитель остался с глазу на глаз с инспектором ДПС.

Процент нарушений в области перевозки детей в Зеленограде действительно шокирует. Исключением тут является не отсутствие детского кресла, а его наличие. За время нашего непродолжительного дежурства с автоинспекторами мы видели всего три машины, в которых маленькие дети перевозились в соответствии с правилами. Случаев, когда они ехали не пристегнутыми вообще ничем, было как минимум в четыре раза больше (шестерым водителям выписали постановление о штрафе, еще минимум столько же проехали мимо автоинспекторов в виду их занятости в тот момент).
Получается, что около 80 процентов родителей не используют детские кресла. Цифра слишком велика, чтобы всерьез рассуждать о нерепрезентативности приведенной выборки. Даже если окажется, что этот показатель ниже в два раза, количество родителей, которых не волнует, что в случае ДТП их ребенок имеет шансы вылететь на дорогу через лобовое стекло, пугающе велико. Невольно задумываешься, действительно ли дети — самое дорогое, что есть у этих людей. Апофеоз родительской беспечности — малыш лет шести-семи, сидящий непристегнутым на переднем сиденье. После остановки машины «гаишником» мальчик выходит из салона и пересаживается на задний ряд, где. установлено детское кресло. «Пересел вперед по дороге», — неубедительно оправдывается папа. — «А почему вы за этим не следите?» В ответ — молчание.

P. S. В 2011 году на дорогах страны погибли 944 ребенка. Больше половины из них были пассажирами, при этом перевозка каждого второго погибшего ребенка осуществлялась без применения специального удерживающего устройства. 10 июня 2011 года на пересечении Панфиловского проспекта и улицы Болдов ручей произошла серьезная авария с участием двух машин, в которой получил тяжелые травмы 4-летний мальчик — пассажир одного из автомобилей. Малыша перевозили без детского кресла и в результате ДТП он оказался на проезжей части, получив закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, перелом костей таза и закрытый перелом правой бедренной кости.

Читайте также: