Ребенок в инвалидном кресле

Обновлено: 19.05.2024

В сказке про Цветик-Семицветик самый главный, последний лепесток девочка посвятила очень важному желанию. Она решила вылечить мальчика, который не мог ходить. И мальчик снова стал здоровым и счастливым. Анна Вощикова, жительница Каменск-Уральского, так и назвала свой проект, в котором они с мужем когда-то сделали специальный велосипед для своего сына с ДЦП, а теперь делают такие велосипеды для детей с особенностями здоровья со всей страны.

«Я никогда бы не посадила сына в инвалидное кресло»

У Леонида, сына Анны Вощиковой, ДЦП. Вставать на ноги мальчик стал гораздо позже других детей, к 4 годам. Каждый выход на улицу был стрессом. Пройти 200 метров для Лени было очень тяжело, он сильно уставал, начинал плакать. Выход – или уговаривать, или ругаться, или брать на руки. Аня искала другой выход. И когда Лёне было 5 лет, родители купили ему первый 3-колесный велосипед.

«Тогда мы заказали его в интернете из другой страны за дикие для нас деньги. На тот момент это была диковинная штука. Я горела идеей поставить сына на ноги и облегчить наше передвижение по улице», – говорит Анна. Об идее использовать инвалидную коляску даже и речи не было. Ее Анна боялась как огня, не хотела признавать своего ребенка человеком с инвалидностью.

Это оказалось отличной идеей! «С велосипедом сразу все стало просто, – говорит Анна. – Во-первых, это как игра, ребенку интересно. А во-вторых, мы стали спокойно гулять, и наши прогулки стали длительными!

Сын похудел, стал себя лучше чувствовать, у него появились во дворе друзья. Дети ведь реагируют на технику, им интересно, что это такое. На улице мы часто видели удивление на лицах прохожих, кто-то по-доброму восхищался необычной техникой, кто-то хамил, пытаясь пошутить на счёт «примотанного к педалям ребенка». Но нам было все равно!

Сын гордился своим велосипедом и с каждым днем совершал все большие по времени и по расстоянию прогулки».

Зимой кататься не получалось, Леня с нетерпением ждал весны. А весной родители обнаружили, что сын подрос. Велосипед прослужит еще год, но как быть дальше? Покупать новый такой же специальный реабилитационный велосипед не было возможности, и за этот еще кредит не был выплачен, американская конструкция стоила более 200 тысяч рублей. А в России тогда, 10 лет назад, подобных специальных средств еще не делали.

Профессия конструктора пригодилась

Анна и Анатолий – оба инженеры-конструкторы. И супруги решили применить свои знания и опыт. С 2010 года они начали сами делать велосипеды. Сначала сделали для сына.

Тот велосипед, который был куплен в США, был не во всем удобен. Например, не влезал в лифт, а таскать такую тяжесть с 9 этажа было не очень удобно. Когда Анна и Анатолий сами придумывали новый велосипед для сына, они решили исключить все недочеты.

Из собственного опыта были сделаны такие выводы: колеса должны легко сниматься и быстро устанавливаться на велосипед; расстояние между задними колесами должно легко меняться (шире – для большей устойчивости, уже – для того, чтобы помещаться в лифт без разборки на детали); велосипед должен компактно и легко складываться, чтобы не занимать много места при хранении дома, помещаясь в багажник машины.

А еще изобретатели решили, что велосипед должен расти вместе с ребенком. Эта идея и подтолкнула их на создание новой конструкции, ведь покупать велосипеды каждый год, особенно, если они дорогие, тяжелая нагрузка для семейного бюджета.

Друг детства Ани, талантливый инженер-конструктор Анатолий Кузьминых помог докрутить идею и разработать техническую документацию.

Новый велосипед Лени даже имел имя! Его назвали «Яркое пламя дракона». Мальчику уже было 8 лет, и он обожал свой новый велосипед.

«Новые возможности развития физических навыков дали свои результаты, теперь он выходил гулять еще чаще, а скорость передвижения стала еще больше. Настолько, что мы уже не успевали за сыном.

Пришлось и нам сесть на велосипеды. Чуть позже подрос и младший сын и тоже не отставал, потому, что очень рано научился кататься на велосипеде. Теперь мы ездили всей семьей», – рассказывает Аня.

А когда через два года велосипед снова нужно было менять на новый, сложностей уже не было. Родители просто подобрали обычный новый велосипед в магазине по росту Лени и установили на него специально разработанный задний мост. А старый велосипед превратился в обычный двухколесный, его продали.

В итоге на новый специализированный велосипед для сына родители потратили всего 2000 рублей.

Седьмой лепесток

«На то, как катался наш сын, смотрели не только прохожие на улицах, нас очень часто стали спрашивать про велосипед наши друзья и знакомые, в семьях, которых тоже были дети с ДЦП. И мы начали делать свои велосипеды и для всех, кто хотел», – говорит Анна.

Сначала делали велосипеды в одном экземпляре, причем денег за работу не брали, просто передавали его родителям особого ребенка и радовались вместе с ними тому, как тут же меняется его жизнь. Но со временем просьб от родителей становилось все больше и больше.

Работали сначала просто в гараже, на верстаке. По собственным чертежам заказывали детали в разных местах.

«Это было сложно дорого и долго. Я начала выгорать. Нас просили, а у меня уже руки не поднимались. Двое детей, к тому времени у нас подрастал и второй сын, да еще и работа, тяжело, – говорит Анна.

– И тогда пришла идея сделать из этого социальный бизнес. Сейчас это наша основная работа – АНО «Седьмой лепесток», есть своя мастерская. Мы помогаем детям с ДЦП и другими поражениями опорно-двигательного аппарата. К нам обращаются самые упертые мамы, верящие в своих детей, – говорит Анна Вощикова».

Детали теперь супруги заказывают партиями, и это облегчает работу. Раньше велосипед собирался за месяц-полтора, когда детали приходилось доставать поштучно, а теперь это занимает неделю-две.

Анна сама шьет специальные крепления и спинки. Спинка нужна детям, которые не могут самостоятельно сидеть при поражениях нервной системы. Крепления нужны для помощи непослушным ногам и рукам.

Фиксаторы держат ноги, а если руки не работают, то крепления фиксируют их на специальном руле. Таким образом, ребенок, который самостоятельно не может сидеть и ходить, на велике сразу же становится самостоятельным.

Анна Вощикова поясняет, что реабилитационный велосипед, у которого есть специальная тяжелая сварная и низкая рама, специальные педали с креплениями и особо сконструированная спинка, нужны детям старше 10-12 лет, состояние опорно-двигательного аппарата которых не дает возможности самостоятельно держать тело и голову.

А если у ребенка более легкая степень ДЦП или других особенностей здоровья, то им подходит не такой сложный велосипед, и внешне он даже может выглядеть, как обычный велик. И при этом на трех колесах – такая устойчивая конструкция не позволяет велосипеду опрокинуться.

Сейчас велосипеды Анны Вощиковой стали популярны и среди родителей детей с аутизмом и другими особенностями здоровья, рассказывает их автор-конструктор:

«Некоторые такие дети не держат равновесие, а на трехколесном специальном велосипеде они легко передвигаются. Для гиперактивных детей, которым нужно тратить свою энергию, это идеальное решение.

А у детей с синдромом Дауна иная ситуация, у них слабые мышцы, им не хватает сил ехать на обычном велосипеде, а на нашей конструкции ехать легко. Мы так подбираем звездочки на цепи ведущие и ведомые, чтобы легко было крутить педали».

Базовая комплектация велосипеда стоит от 25 000 рублей.

«Самая дорогая штука в этом велосипеде – это задний мост. Мы постарались сделать его универсальным. Если маленькому ребенку покупают маленький велосипед, то потом ему уже не понадобится новый. Нужно просто купить в магазине обычный велосипед и вставить вместо заднего колеса наш задний мост.

Ничего не надо срезать или варить, предусмотрены крепежи – посадочные места универсальные по размеру, да и колеса на наш велосипед можно установить любого диаметра – от 12 до 26 размера», – рассказывает Анна.

Просто особый велосипед

«Мы не позиционируем себя как производители реабилитационной техники. Это просто особый велосипед, – говорит Анна. – Да, сейчас в России есть и другие производители таких велосипедов. Но это неподъемная тяжелая техника, велосипед со стальной рамой, весит 40 кг.

А у нас обычный велик, он не привлекает внимание как реабилитационный. Он складывается, его можно положить в багажник, он маневренный.

Раньше мы делали их по 5-7 в год. В последнее время уже делаем 50 штук в год, в 2018 год сделали 65 штук. А хотелось бы еще больше».

В 2016 году проект Анны стал победителем конкурса социальных проектов для социальных предпринимателей фонда «Навстречу переменам», получив 1 200 000 рублей на развитие, а также возможность учиться в и повышать квалификацию.

На эту сумму супруги оборудовали мастерскую, изменили технологию производства, улучшили качество и дизайн велосипедов.

Анна приглашает к себе родителей с детьми с ДЦП или аутизмом, заказавших велосипеды, на индивидуальные консультации. Ведь нужно все подобрать для конкретного ребенка: тип креплений, размеры, а еще провести диагностику ребёнка: что он вообще умеет и в каких движениях ограничен.

Дальше Анна проводит первые выезды, своеобразные тренировки. «На занятиях каждый чего-то достигает: кто-то уже лихо катается на велосипеде, кто-то научился садиться и крутить педали. Родители тоже учатся. Им ведь нужно сопровождать ребенка.

Если ребенок неуверенно двигается на велосипеде, его за специальную ручку двигает родитель. Надо уметь делать это безопасно.

А у детей радость и восторг в глазах, красные от удовольствия щеки и улыбки. Все это первые шаги, сначала робкие и медленные, но приносящие такую радость и восторг, дарящие надежду и веру в свои силы».

Движение, приносящее радость

Заказы поступают из разных городов, в этом случае вопросы решаются удаленно. «Мы обсуждаем историю ребенка, детали, конструкцию, собираем велосипед за 2 дня и отправляем, – рассказывает Анна. – Чаще всего на нас выходят по сарафанному радио.

В прошлом году мы отправили велосипеды в 22 города. Это Центральная Россия, Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Оренбург, Ямало-Ненецкий автономный округ».

Анна Вощикова говорит, что любит делать велосипеды по заказам благотворительных фондов. «Было бы здорово, если бы фонды их покупали для своих подопечных, – говорит Анна. – ДЦП это такое заболевание, которое не вылечишь одной реабилитацией, операцией, поездкой за границу и так далее. Я это сама знаю как мама.

А на те же 200 тысяч рублей, которые фонды собирают, допустим, на какие-то реабилитационные программы, очень много детей можно сделать активными, свободными и радостными».

Овладевая таким велосипедом, ребенок становится более самостоятельным. Меняется и отношение родителей к ребенку, ведь он становится более независимым, уверенным в себе, замечает Анна.

Это еще и своего рода социализация: «Одно дело – везти ребенка на инвалидной коляске в магазин. Другое дело, когда на велосипеде спереди и сзади закреплены корзины, и он уже мамин помощник! Он собой гордится! И мы гордимся этими историями».

Да и физическая выносливость детей вырастает в разы. Им приходится контролировать вертикальное положение тела, и у них укрепляются мышцы тела, спины, таза, они становятся ровнее в ходьбе.

Вот, например, Кирюша, один из счастливых обладателей особого велосипеда. 9-летний мальчик полностью лежачий, у него сложная форма поражения центральной нервной системы, он лежит. Но на велосипеде может ехать!

Мама ведет его под руки и сажает на велосипед. Сначала мама толкала велосипед с Кирюшей за специальную ручку. А через полтора месяца тренировок он сам научился ездить.

«Мы знакомы с Анной и Леней уже давно. Живем в одном городе, наши дети вместе были в санатории, туда Анна привозила свой велосипед и показывала его мамам детей с особенностями здоровья.

Мы видели и то, как Леня на нем ездит. И заинтересовались, – говорит Марина, мама 10-летнего Кирюши. – У Кирюши как раз тогда прошла первая операция, и мы решили взять такой велосипед, чтобы он восстанавливался. Это было 3 года назад.

В простом велосипеде Кирилл даже не мог надавить на педали. А на этом велосипеде он все быстро понял, почувствовал уверенность в себе. У Кирюши сохранный интеллект, только он полностью лежачий. Почему на таком велосипеде ему удобно и легко? Потому что у велосипеда мягкий ход, большие колеса, он устойчив, а еще ребенок полностью закреплен.

Все тело до подмышек зафиксировано, словно я его обнимаю. Зафиксирована вся нога – ступня, икра, полностью, у сына ведь спастика – ноги или крестиком, или вытягиваются вперед, а на велосипеде ему комфортно.

По пути я его иногда корректирую: “Левее, правее”. Когда в первый раз Кирилл проехал 10 метров, эмоции его просто переполняли! Каждый сезон сын снова садится за руль велосипеда, только осваивать приходится заново, ведь каждый год Кирилл переносит операции, потом несколько месяцев лежит в аппарате Илизарова и в гипсе, мышцы забывают нужные движения, слабеют, и мы снова начинаем тренироваться.

В эту весну Кирилл выезжал уже дважды. Он счастлив: он не лежит, он может двигаться, радоваться солнцу, ветру, играть с детьми, а еще помогать маме, на велосипеде у нас есть корзина, туда я кладу продукты, а Кирюша везет наши покупки домой».

Леониду сейчас 15 лет. Мальчик так ни разу и не сел в инвалидное кресло. Таков был принцип Анны – раз уж пошел, надо укреплять мышцы. Да, это до сих пор сложно для Лени, и он использует любую возможность, чтобы сесть на велосипед.

Сейчас Леонид – трехкратный чемпион России по жиму штанги лежа, занимается в школе пауэрлифтинга, недавно взял золото на первенстве России. И во многом это заслуга его родителей, которые сами не дали слабину и поддержали сына, помогли ему поверить в себя.

«Посажу его в коляску, он не захочет ходить!»

Инвалидная коляска для малыша: символ свободы или клеймо безнадежности?


Мы видим пиктограмму «Человечек на коляске» на асфальте парковки и на стекле в вагоне метро. Это места для других, не таких, как мы. Для инвалидов. Почему-то именно этот образ – человек на коляске – стал символом «ограниченных возможностей». Но так ли это?

Когда перед родителями ребенка с особенностями встает выбор – учить его ходить любой ценой или посадить в коляску, они теряются. И чаще всего испытывают страх. Но детство с активной коляской может быть обычным!

Посадишь – сидит, положишь – лежит

– Почему люди думают, что инвалидность передается воздушно-капельным путем? Детей в сторону отводят, рот им закрывают рукой, чтобы они не дышали, странные такие люди… – Надежда грустно усмехается.

У младшей Надиной дочери Евы расщепление позвоночника, spina bifida. Первый год с дочкой гулял только папа. Мама боялась выйти из дома, опасалась косых взглядов прохожих. Она до сих пор не может перестать считать себя «бракованной», раз не смогла родить здорового ребенка.

– В обществе как-то принято: если человек ходит, он нормальный. А не ходит, значит, совсем труба. Нас никто не предупреждал, что может быть по-разному. И я такая же была. Страшно было посадить Еву в инвалидную коляску, – рассказывает Надя.

Еве сейчас три года, но по своему развитию она ребенок семи-восьми месяцев. Обратиться в фонд, чтобы дочери подобрали активную коляску, посоветовал физиотерапевт. Врач была уверена, что коляска поможет Еве развиваться быстрее.

Но Надя боялась и в фонд писать не стала. Через три месяца фонд нашел их сам, благодаря тому самому физиотерапевту. Под Новый год, утром 31 декабря в доме появилась активная коляска для Евы. Легкая, маневренная, бирюзовая. Надя до сих пор удивляется, что можно было выбрать цвет.

– Такие смешанные чувства были: детский восторг от коляски, от того, что фонд помог. И страх. Ты ее видишь и понимаешь, вот она перед тобой, не на картинке, – вспоминает Надежда.

Раньше Еву сложно было чем-то заинтересовать. На игрушки не реагировала. Посадишь – сидит, положишь – лежит. А теперь подъедет к столу и начинает его ощупывать. И со старшим братом стало проще общаться. Ему пять лет, и когда Ева в коляске, легче смотреть друг другу в глаза.

– У Евы не сильное поражение мозга, но ей как будто ничего не было интересно до появления коляски. А сейчас я решила, что в приоритете у нас будет голова, а не ноги. Будем развивать мозг. Важно, что сейчас она может что-то сама исследовать, а не сидеть только там, где ее посадили.

Сделать первый шаг на коляске


– Когда мы произносим «инвалидная коляска», то как будто ставим клеймо на человека: «инвалид». Мы говорим – активная коляска. Совсем по-другому звучит, это уже про возможности, – рассуждает физический терапевт фонда «Плюс Помощь Детям» Диана Яцына, – коляска – это дополнительная опция, которая дает ребенку мобильность. Если он ходить не может, коляска помогает почувствовать, а как это, когда ты можешь сам добраться из точки А в точку Б самостоятельно, а не у мамы на руках.

Это не заменяет ходьбу. Дети, у которых есть предпосылки к ходьбе, будут ходить. Ребенок не откажется от возможности ходить в пользу коляски.

Он может отказаться, если ему ходить реально тяжело, а родители его заставляют и пытаются выжать из него все соки. Я часто слышу, как мамы говорят: «Он у меня ленивый». Почему-то бытует мнение среди родителей: если ребенок не плачет, значит, он не работает.

Упражнения на пресс, укрепление мышц спины – это сфера интересов спортсменов. К детям это никакого отношения не имеет. Нужно давать эти упражнения таким образом, чтобы ребенок, играя, достигал все цели, которые перед ним стоят. И спину укреплял, и ходить учился. Не говорить, что мой ребенок ленивый, а подойти к этому с другой стороны, понять, что ему интересно.

Ходить любой ценой?


– В философском плане вокруг коляски сложнейший ежедневный человеческий выбор: мы хотим соответствовать норме и выглядеть в глазах других людей похожими или мы хотим воплощаться в этой жизни максимально свободно, активно и управляя тем, из чего складывается наша жизнь? – делится своим видением проблемы директор фонда «Плюс Помощь Детям» Мария Климашкина.

– Мы можем смотреть на это как на противостояние и стремиться всеми возможными усилиями поставить ребенка на ноги. Как будто мы готовы пожертвовать сегодняшним днем, радостью ребенка, здесь и сейчас, быть активным, независимым. Мы готовы его лишать этой радости ради того, чтобы в будущем он ходил.

Да, установка «русские не сдаются» сильно на нас влияет. Но в отношении детей это очень спорный вопрос, должны ли дети идти до конца и бороться. За что бороться? Почему-то ценности именно детства, насыщенного радостью времени, этого как будто не хватает.

Мы сделали 50 колясок для маленьких детей, и уже видны изменения. Помню волну СМСок от родителей, когда они стали получать коляски, это было очень трогательно. Практически каждый писал, как было тревожно и страшно, что коляска окажется дома, и «как я заплакала, увидев, как ребенок счастлив». Как он радуется, что может сам перемещаться по дому. Три года назад почти не было просьб на коляски, а сегодня у нас очередь стоит.

Я уверена, чем раньше человеку дается возможность самостоятельно передвигаться и осваивать себя в пространстве, тем успешнее он развивается эмоционально и социально. Это не значит, что весь день надо сидеть в коляске. Человек может треть дня проводить в ходунках, треть дня вообще с помощью палок передвигаться, но треть дня он проведет в коляске, потому что так удобнее.

Если мы говорим о хорошей качественной жизни, где человек занят не тем, чтобы соответствовать, в движении в том числе, представлениям о том, как хорошо и правильно, а он занят чем-то, что ему интересно. Изучает что-то, общается, занимается творчеством, получает образование, работает. И как именно он перемещается, это не самый большой вопрос.

А зачастую это становится таким краеугольным камнем, увы. И тогда что-то важное, из чего складывается наша жизнь, исчезает.

Иллюстрации Оксаны Романовой

Детской инвалидной коляской малыш управляет сам, а это уже реабилитация


Милана на прогулке

«Мам, пока, я пошел!»

– А зачем малышу с инвалидностью специальная коляска? Разве не достаточно обычной детской или рук родителей?

– Когда дети получают коляску, это очень меняет жизнь и самого ребенка, и родителей, – говорит Мария Климашкина, директор благотворительного фонда «Плюс Помощь Детям». Родители обнаруживают, что их малыш – вовсе не беспомощный пупсик, которого можно только носить на руках. Оказывается, это маленький человек, который много чего хочет и много чего может!


Мария Климашкина, директор благотворительного фонда «Плюс Помощь Детям». Фото из личного архива

По словам реабилитологов, все дети к году ментально созревают для самостоятельного передвижения. Но у родителей другие приоритеты – обследования и лечение.

Между тем, коляска – тоже лечение. Абсолютно все дети предрасположены к активности, коляска только создает им условия для этого. В год, в год «с хвостиком» можно посадить малыша в коляску, и он или она сможет ездить сам. С ходу понимают, как управлять, и тут же говорят: «Мам, пока! Я пошел».

«В обществе не привыкли видеть маленьких детей на инвалидных колясках, не потому что детей с инвалидностью нет – колясок нет, – говорит Мария Климашкина. – Поэтому и запроса не возникало».

Давайте сделаем коляски для маленьких


Коляски стоят дорого, и купить их до недавнего времени можно было только за рубежом. Фонд «Плюс Помощь Детям» покупал коляски в Дании, и стоила каждая примерно 230 тысяч рублей (курс евро постоянно растет).

Социальные предприниматели, российская компания Kinesis, делают инвалидные коляски для взрослых – очень качественные, надежные, стильные. Фонд пришел к ним с идеей – давайте сделаем коляски для маленьких? Вместе с реабилитологами фонда обсудили концепцию. И в начале 2020 года появилась первая модель.

Средства реабилитации ищешь годами – а тут фонд взял и предложил


Милана и ее мама Людмила Болюбаш

Одну из моделей, опытный образец, уже получила двухлетняя Милана из Москвы. На детской площадке ребята сначала удивились, даже испугались: малышка в детской инвалидной коляске. Спрашивали, что с ребенком такое? А потом – привыкли. Теперь все хотят покатать Милану, но она предпочитает сама. Пускай только одной рукой – правой крутить колесо пока не получается. У Миланы – ДЦП, спастическая диплегия.

– Я не делаю из этого проблему – и никто не делает, – рассказывает мама Миланы Людмила Болюбаш. – Если мы верим, что у детей все будет хорошо, то они тоже верят. Когда у нас появилась коляска, все заметили скачок в развитии. Милана намного лучше стала сидеть, держать равновесие, вообще стала активнее. Даже зрение улучшилось.

Раньше Милана находилась все время в горизонтальном положении, это очень тормозило ее развитие – и физическое, и эмоциональное. Мышцы спины были слабые. Когда вставала, сразу изгибалась. Благодаря коляске мышцы окрепли. Физиотерапевт даже разрешил стоять.

Мы живем на четвертом этаже в пятиэтажке без лифта. Я несу Милану в одной руке, а коляску в другой. Не скажу, что это очень удобно, но возможно.

Я очень благодарна фонду за такой подарок. Обычно каждое средство реабилитации нужно искать самой, куда-то ехать, стоять в очередях, думать, подойдет или не подойдет, просить у государства деньги на компенсацию, заполнять кучу бумаг. Это огромное количество сил и времени, и я не могу сказать, что у нас их в избытке.

А тут инициатива исходила из фонда – просто взяли и помогли.

Волонтерство и велосипеды натолкнули на мысль делать коляски


Ольга Барабанова, генеральный директор компании Kinesis

Ольга Барабанова, генеральный директор компании Kinesis, рассказывает, что компания много лет занималась производством велосипедов, а сама она была волонтером в детском хосписе «Дом с маяком».

В какой-то момент она увидела детские инвалидные коляски и поняла, что они очень похожи на велосипед. Ольга решила, что компания сможет производить коляски, с той же идеей, что детские велики: свобода движения и красивое детство.

«Но инвесторов не нашлось, поэтому мы стали делать коляски для взрослых, – говорит Ольга Барабанова. – Теперь, благодаря сотрудничеству с фондом, мы начали производство колясок для самых маленьких. У колясок для малышей – два основных размера. При заказе мы адаптируем коляску под конкретного ребенка. Реабилитологи фонда заполняют бланк: диагноз, рос, вес, антропометрические мерки.

Перед этим оценивают двигательные возможности, планы социализации, условия окружающей среды, где живет ребенок. Потом мы согласовываем финальный чертеж и начинаем производство. Заказчик может выбрать цвет. Мы ожидаем первую партию через два-три месяца».

Эти первые коляски прослужат детям три-четыре года. В школу они пойдут на коляске повыше – другого размера, но тоже детские – в которых удобно сидеть за партой.

Часть колясок для самых маленьких, очевидно, можно будет повторно использовать – компания и фонд предполагают привести их в порядок, после того как семья закончит ими пользоваться, и передать другим детям.

В планах – построить большой завод и при нем устроить лекторий, куда смогут приходить люди на коляске и рассказывать о своем опыте.

Инклюзивный зайчонок на коляске


Художница Наталья Понина со своими зайцами

Вместе с коляской каждый малыш получит в подарок вязаного зайчонка на мини-коляске – это волонтерская инициатива художницы Натальи Пониной. В России нет инклюзивных игрушек для детей младше трех лет, поэтому это очень ценно. «Есть Лего с коляской, но там мелкие детали, есть Барби на коляске у Mattel, мы им писали, просили с нами сотрудничать, но они с нами так и не связались», – говорит Ольга Барабанова.

Другая художница, Варя Панюшкина, нарисовала для детей бумажных кукол, у которых тоже есть инвалидные коляски – их можно распечатать и играть. В будущем компания и фонд планируют договориться с какой-нибудь компанией, чтобы такие листочки с куклами они вкладывали, например, в обычные заказы – маленький шаг к толерантности.


Зайцы ищут друзей

Наталья Понина, художница и волонтер:

– Я уже давно вяжу зайчиков и мышек для своих детей и на подарки. Видеть, как дети улыбаются, целуют эти игрушки, знать, что они засыпают с ними, – важнее, чем получить за них деньги от продажи.

Когда узнала, что идет сбор средств на производство колясок для малышей, мне захотелось что-то сделать. Я сейчас не работаю, дома с детьми, скоро родится третий, и финансами не могу помогать. Тогда я решила связать зайчиков и к ним – коляски.

Летом мы жили с детьми на даче. Первую кукольную инвалидную коляску я смастерила из того, что было, из палочек. Потом знакомый, который вырезает из фанеры, сделал мне партию из 50-ти колясок.

Одного зайца я вяжу, в среднем, два дня. Зайцы все разные, каждый может по размеру отличаться, и пряжу я разную беру. Аксессуары придумываю: кому-то шарфик, кому-то сумочку, морковки, кому-то желудь положила в рюкзачок.

Еще я пишу письмо от имени зайца. Думаю, что это будет интересно, дети же верят в сказки, в хорошее, доброе.

Хочется, чтобы каждый зайчик именно к своему ребенку так торопился, спешил и его искал, чтобы стать другом.


Фото Павла Смертина

Инвалидные коляски и кресла-каталки для детей с ДЦП

Ребенок в коляске

Дети – это будущее, ежедневная радость и гордость своих родителей. В них весь смысл жизни, её достойное продолжение и вечная надежда.

Когда в семье появляется малыш, вся забота и внимание переключается именно на него, так как этот кроха – продолжение своих родителей, их светлая частичка. Но бывают в жизни чёрные полосы: на свет малыш появляется не совсем здоровым, а если точнее сказать «особенным», с проявлениями ДЦП.

С первых дней родители осознают, насколько серьёзными им придётся быть, насколько внимательными к этому маленькому человечку с такими особенностями.

ДЦП – это не причина во всём ребёнка ограничивать, так как он тоже хочет активности, он хочет познавать окружающий мир и прикасаться ежедневно ко всему, что находится рядом.

Ребёнок, ограниченный в чём-то от природы, ничем не хуже других, более активных детей. Все родители таких деток должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы кроха не чувствовал себя ущемлённым и на помощь в этом придут инвалидные коляски и кресла-каталки для деток с ДЦП.

Специально для таких особенных малышей разработаны модели комфортные, яркие, некоторые даже не похожие на инвалидные кресла. В такой коляске ребёнок будет чувствовать очень удобно.

Необходимость в коляске — есть сомнения?

кресло каталка и ребенок

Ребёнок с ДЦП в большинстве случаев ограничен в передвижении, поэтому первая задача родителей – сделать его повседневную жизнь более активной, весёлой и познавательной.

С этой целью, в первую очередь, необходимо обзавестись креслом-каталкой, которое производятся с учётом всех особенностей фигуры, растущего организма со специфическим отклонениями.

Коляска – это не роскошь. Это крайняя необходимость. На данный момент в продаже имеется масса разновидностей колясок для детей с ДЦП – это и каталки для дома, и прогулочные варианты и для активного отдыха.

Функциональные и технические особенности

Для того чтобы кресло-коляска для ребёнка с ДЦП была максимально комфортной, конструкторы предусмотрели разнообразные уловки и дополнительные функции, благодаря которым каждый день будет дарить малышу что-то новое и интересное, отвлекая от ограниченности в движениях:

  • спинка обязательно должна быть жёсткой. Кроме того, что это снимает нагрузку на спину, ещё и является профилактикой кифоза;
  • подлокотники располагаются так, чтобы верхние конечности находились в природном положении;
  • опора для ног – регулируемая: родители могут подобрать необходимую высоту, в зависимости от длины ног;
  • сидение также должно быть максимально комфортным: его ширину и глубину необходимо рассчитывать при выборе кресла, в зависимости от возраста и роста малыша. Главное, на что необходимо обратить внимание – колени и тазобедренные суставы должны правильно сгибаться;
  • в случаях, если ребёнку необходима фиксация тела во время передвижения, коляски могут быть оснащены специальными фиксаторами головы, таза, рук, туловища;
  • при необходимости можно рассчитывать на конструкцию, которая будет фиксировать бёдра;
  • для комфортного передвижения и нахождения в коляске наклон спинки регулируется;
  • в случаях особенно тяжёлых в коляске предусматривается специальная подушечка от пролежней;
  • на коляске имеются ручки для более комфортной транспортировки кресла сопровождающими лицами;
  • некоторые модели оснащены специальным столиком, за которым ребёнок может учиться, играть или кушать;
  • важная функция – наличие антиопрокидывателей страховочных и тормоза.

коляска для ребенка инвалида

Также детские кресла-коляски могут быть оснащены и дополнительными опциями:

  • удерживателями трости;
  • электроускорителем хода колёс;
  • ремнём для фиксации стоп;
  • полностью откидной спинкой;
  • подставкой под капельницу.

Но и это не весь перечень возможных функций и аксессуаров, которые прилагаются к детским креслам-коляскам. Все особенности зависят от предназначения кресла, фирмы-производителя и особенностей ребёнка, для которого выбирается коляска.

Кресла для детей с ДЦП можно разделить на два основных вида:

Кресло-коляска

Кресло-коляска – это специальное реабилитационное приспособление, предназначенное для людей с нарушениями, не позволяющими свободно передвигаться. Среди всего разнообразия таких средств передвижения для детей с ДЦП можно выделить такие разновидности.

  • для домашнего использования;
  • для прогулок;
  • кресло-коляска с электроприводом.

Для активного отдыха

Цель коляски – упростить жизнь ребёнку с ограниченными возможностями и предназначается как для перемещения по дому, улице, на близкие и далёкие расстояния (в зависимости от особенностей и тяжести заболевания). Детская коляска для дома кроме комфорта отличается небольшими габаритами, благодаря которым может свободно проходить в дверные проёмы.

В отличие от кресла-коляски для дома, аналог для улицы должен быть легче, а, следовательно, манёвренней. Колёса в таком случае с целью

Кресло-коляска Лиза

Кресло-коляска Лиза для детей с ДЦП

лучшей амортизации используются пневматические. Модели в основном имеют складную раму для более комфортной транспортировки, многофункциональны, имеют яркий дизайн.

Некоторые модели кресел-колясок могут быть оборудованы электроприводом колёс – это значительно облегчает эксплуатацию коляски ребёнку старшего возраста.

Кресла-коляски для активного отдыха помогут тем детям, которые мечтают заниматься спортом (теннис, баскетбол, регби и т.д.). Основа такого кресла не крестовина, а рама, с встроенным в неё сидением. Такая коляска рассчитана на передвижение по твёрдому покрытию на сравнительно небольшие расстояния.

Выбор потребителей

Как и любой продукт, существует своеобразный рейтинг товара «кресло-коляска», который соответствует значению «цена-качество». Такой ТОП определяется путём опроса пользователей.

Итак, исходя из нашего опроса, наиболее популярными моделями есть:

Cruiser Planar от Convaid

  1. Cruiser Planar от Convaid (США) – кресло-коляска компактна, благодаря возможности складываться в трость. Спинка имеет три положения и фиксированный угол сидения 30 градусов. Обшивка съёмная и отлично поддаётся чистке. Ткань не препятствует воздухообмену. Имеется пять фиксаторов тела. Вес коляски – 19 кг, а максимальная грузоподъёмность – 34 кг. Стоимость кресла-коляски – около 120000 руб.
  2. Кимба Нео от Otto Bock (Германия) – кресло-коляска идеально подходит для использования дома. В конструкцию включены подголовник, регулировка высоты колёс, сидение, ремни для стоп и ремни для крепления в пяти точках, имеется специальная ограничительная ручка для малышей. Максимальная грузоподъёмность – 50 кг. Стоимость – около 130000 руб. имеется два варианта: для детей от 0 до 6 лет, от 6 до 10 лет.
  3. Child Chair OSD (Италия) – универсальная коляска: для дома и улицы. Выдерживает до 100 кг. Обшивка не препятствует воздухообмену. Спинка и сиденье могут сниматься, подлокотники подниматься для более комфортной фиксации рук ребёнка. Подножки трансформируются в одну. Имеется тормоз. Это самый бюджетный вариант, так как приобрести такую коляску можно за 20000 руб.

В основном, коляски для активного отдыха, занятий спортом производятся по специальному заказу клиента, но существует и ряд моделей, которые хорошо себя зарекомендовали среди себе подобных:

Colours Hammer

  1. Colours Hammer (Италия) — модель для спорта, в частности регби. Имеет жёсткую раму высокую маневренность и лёгкость управления. Сверхпрочная и вместе с тем лёгкая рама легко трансформируется. Отличается ярким дизайном. Стоимость – 30000 руб.
  2. Etac Elite (Швеция) – жесткая рама со складной спинкой сделает активный отдых ещё приятнее и легче. Рама титановая. Пневматические задние колёса. Стоимость – 45000 руб.
  3. Progeo «EXELL VARIO» (Италия) — ультрасовременная коляска, в основе которой лежат новейшие технологии и высочайшее качество. Каркас крестовидный из авиационного алюминия. В основе спинки титановые трубки. Максимальная грузоподъёмность – 125 кг. Вес коляски – 12 кг. Имеет регулируемую спинку, передние и задние колёса, боковые щитки и подножку. Стоимость – 90000 руб.

Кресла-каталки

Кресла каталки отличаются от колясок тем, что предназначены для пациентов полностью обездвиженных, с самыми тяжёлыми формами ДЦП. Передвигать каталку может только сопровождающий человек.

Используется для перемещения по дому, по медицинскому учреждению, в некоторых случаях для недолгих прогулок. Также применяется для посещения туалета и душа.

Народный рейтинг

ТОП – 3 лучших колясок исходя из опроса потребителей:

OSD-JBS 367A

  1. Кресло-каталка для душа и туалета OSD-JBS 367A. Может использоваться для душа, туалета, а также как обыкновенная каталка в быту. Кресло имеет металлическую раму, откидные подлокотники с подушками для рук, съёмное сидение, регулируемые подставки для ног. Все четыре колеса вращаются. Два из них имеют тормоз. Стоимость – 15000 руб.
  2. Кресла-каталки OSD Wave удобны в использовании для проведения гигиенических процедур и передвижения по дому. Материал, покрывающий кресло устойчив к воде. Каталка имеет откидные подлокотники, съёмное сидение, под которое устанавливается судно. Рама алюминиевая, стойкая к появлению ржавчины. Все четыре колеса поворотные, на двух – тормоз. Стоимость – 30000 руб.
  3. Каталка транзитная OSD-MOD-7 – удобная не только для перемещения по медицинскому учреждению, но и по дому. Компактная, со складной рамой. Подлокотники откидываются, подножка цельная. Вес каталки – 7 кг. Максимальная грузоподъёмность – 70 кг. Стоимость 24000 руб.

Особенности выбора кресла-коляски

Существует ряд условий, на которые следует обращать внимание при выборе кресла-коляски для детей с ДЦП:

  • тяжесть состояния больного: может ли он самостоятельно удерживать позу и управлять коляской;
  • параметры жилплощади – ребёнок должен беспрепятственно проезжать по комнатам и коридорам;
  • насколько активен малыш;
  • возможность уделять максимум времени «особенному» ребёнку;
  • спинка коляски должна быть регулируемой;
  • наличие опоры для головы;
  • наличие ремней для фиксации тела в правильном положении;
  • ремни безопасности;
  • регулируемая подставка для ног.

Советы и мнение родителей

В отзывах родителей можно найти мнение, что без кресла-коляски обойтись, имея в семье ребенка с ДЦП, обойтись невозможно.

Невозможно себе представить ежедневные хлопоты по уходу за ребенком с ДЦП без кресла-коляски. Ребёнок достаточно активный, любознательный.

Только после приобретения коляски мы смогли в полной мере предоставить возможность познавать мир и вести достаточно активный образ жизни.

Мария, 40 лет

У дочери тяжёлая форма ДЦП, поэтому ей нужна надёжная фиксация положения во время передвижения. Только после того как мы приобрели Кимба Нео от Otto Bock смогли немного развязать себе руки и дать дочери возможность видеть мир вокруг себя и, одновременно, фиксировать тело в природном положении.

Коляска Амбрелла, предназначенная для детей с ДЦП — обзор и отзыв потребителя:

Ребёнок с ДЦП – это не горе. Это особенный малыш, за которым нужен особенный уход. Для того чтобы облегчить жизнь ему и себе, обязательно наличие в доме кресла-коляски или каталки, при помощи которых вы сможете фиксировать дитя, перевозить, выводить на прогулки, играть, кормить и дарить ежедневную радость этому солнечному человечку.

Новый законопроект учтет особенности перевозки в авто детей-инвалидов, освобождая их родителей от штрафов

Неожиданный и важный законопроект внесен в Госдуму. Если его примут и он станет законом, то документ освободит водителей от штрафов за нарушения Правил дорожного движения, которые сегодня категорично требуют пристегивать всех детей в машине во время ее движения.

Действующие ПДД не учитывают всех нюансов перевозки детей-инвалидов. / Reuters

Напомним, о какой ответственности водителя идет речь. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 12.23. В ней говорится, что нарушение требований к перевозке детей, предусмотренных ПДД, "влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3 тысяч рублей, на должностных лиц - 25 тысяч рублей, на юрлиц - 100 тысяч рублей".

Авторы законопроекта предложили дописать эту статью. Точнее, сделать к ней примечание. Оно о том, что от наказания за непристегнутого ребенка освобождаются водители, которые перевозят ребенка-инвалида в возрасте до 12 лет. В документе об этом ребенке это сказано более сухо - физиологические особенности которого не позволяют выполнить установленные Правилами дорожного движения требования к перевозке детей.

Надо подчеркнуть, что все нормы и правила, которые регламентируют правила перевозки детей в салоне автомобиля, всегда были жесткими и однозначными.

И это, конечно же, правильно. Но есть исключения. Для тех, у кого в семье нет детей и их не возят в автомобилях, напомним.

В соответствии с пунктом 22.9 ПДД перевозка детей допускается "при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства".

Так, для малышей, которым меньше семи лет, правила требуют следующее - перевозка таких детей в легковом автомобиле, "конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детского автокресла". И про это детское кресло еще дополнительно сказано, что оно должно соответствовать весу и росту ребенка.

Ну а детей постарше - в возрасте от 7 до 12 лет - требуется перевозить "с использованием детского автокресла или ремней безопасности, а на переднем сиденье автомобиля - только в автокресле".

Авторы этой законодательной инициативы в пояснительной записке к проекту написали, что все перечисленные жесткие нормы рассчитаны исключительно на здоровых детей.

Но ведь в стране есть не только здоровые, но и дети с тяжелыми заболеваниями, с инвалидностью, да и просто с очень серьезными особенностями развития.

Таким детям в самом маленьком возрасте врачи уже присваивают высшую степень инвалидности, которая сопровождается словами, что категория "присвоена пожизненно".

Так что авторы законопроекта совершенно справедливо указывают, что особенности перевозки детей с инвалидностью в Правилах дорожного движения не учтены. Даже если бы у нас было всего несколько маленьких пассажиров с такими диагнозами, поправки про них обязательно надо было бы принимать. Но у нас нездоровых детей немало.

Некоторых детей с диагнозом детский церебральный паралич по медицинским показаниям родители могут перевозить в автомобиле только в лежачем положении в специальном кресле. Но вот беда - оно не помещается в небольшой автомобиль. Родители таких ребят с инвалидностью вынуждены нарушать ПДД, и, как следствие, они получают и штрафы.

Закон нужен еще и потому, что, по мнению разработчиков законопроекта, сейчас, оштрафуют ли водителя за перевозку ребенка-инвалида не в кресле, а в лежачем положении или нет, зависит только от понимания и доброй воли сотрудника ГИБДД, остановившего машину.

Читайте также: