Ребенок специально писает на диван

Обновлено: 14.05.2024

Энурез у детей — заболевание, при котором достаточно взрослый ребенок не может полностью контролировать мочеиспускание. Обычно это происходит ночью, во сне, в редких случаях — во время бодрствования. В чем причина энуреза и как его лечить? Давайте разберемся.

Если ребенок мочится во сне — это детский энурез?

Не обязательно. О заболевании можно говорить только с определенного возраста. Обычно такой границей считается возраст 4–5 лет. Если вашему малышу 2–3 года, и у него случается ночное недержание мочи, не накручивайте себя — говорить о лечении еще слишком рано.

Не ставьте знак равенства между энурезом (заболеванием) и ночным недержанием мочи у детей (симптомом). Как насморк может быть признаком десятков инфекций, аллергий и еще целого ряда болезненных состояний, так и причиной проблем с контролем мочеиспускания могут быть самые разные заболевания.

Для диагностики энуреза у детей врачи сначала исключают дефекты и травмы позвоночника и спинного мозга, а также другие заболевания, которые могут стать причиной мокрых ночей, такие как инфекции мочевыводящих путей, диабет. Недержание может быть и побочным эффектом от приема некоторых лекарственных препаратов или травяных сборов. Если у ребенка отмечаются симптомы энуреза, рекомендуется пройти обследование — возможно, причины проблемы сможет выявить уролог, психолог, невролог или другой специалист.

Ночной энурез у детей — распространенное явление?

Энурезом страдает 5–10 процентов детей в возрасте 5 лет. В 10 лет этот показатель снижается до 3–5 процентов. В 15 лет энурез отмечается только у 1 процента подростков.

Если у ребенка диагностировано недержание мочи с ранних лет, т. е. мокрые ночи не прекратились в возрасте, когда малыш уже должен научиться контролировать позывы в туалет, говорят о первичном энурезе. Также существует вторичный энурез — он возникает после длительного периода сухости, от полугода и более.

В чем причина недержания мочи у детей?

У детского энуреза нет одной единственной причины. Основными виновниками этой неприятности считаются следующие факторы.

Наследственность

Мама и папа малыша должны вспомнить свое детство и честно признаться друг другу, были ли у них симптомы энуреза. Вероятность недержания мочи у детей существенно повышается, если хотя бы у одного из родителей случались мокрые ночи в детстве. Если энурезом страдали оба родителя, им очень повезет, если их ребенку удастся избежать этого заболевания.

Аномалии мочеполовой системы

Существует ряд отклонений в функционировании мочеполовой системы, которые затрудняют мочеиспускание. Предположить наличие таких заболеваний можно, если моча при походах в туалет выделяется по каплям или тонкой струйкой. Эта проблема чаще встречается у мальчиков из-за сужения крайней плоти (фимоза). У девочек может наблюдаться стриктура (сужение) мочеиспускательного канала, но крайне редко.

Задержки развития нервной системы

Неверно считать, что в недержании у детей виновата лишь мочеполовая система. В конечном итоге главным органом контроля в этом процессе выступает нервная система — именно она будит человека ночью, рекомендуя встать и дойти до туалета. Если механизм не работает, возможно, проблема в незрелости нервной системы. Иногда это проявляется и другими симптомами, например, наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Психосоматика

Считается, что стрессовые ситуации и психические травмы могут привести к нарушениям работы коры головного мозга. Конфликты в семье, уход близких людей или, наоборот, появление новых лиц, слишком строгие нормы поведения и наказания за провинности, переезд в другой район или город с резкой сменой круга общения — эти и другие стрессовые факторы могут стать спусковым механизмом детского энуреза. Именно по этой причине строго запрещено ругать за мокрые ночи — такие методы «лечения» недержания обычно только усугубляют ситуацию.

2 размера ночных одноразовых трусиков-подгузников для мальчиков и девочек

Ночное нижнее белье DryNites ® — это впитывающие трусики для детей старше трех лет. Они разработаны специально для тех детей, у которых случается ночное недержание. Высокая степень впитывания трусиков соответствует возрасту, для которого они предназначены. С этой незаметной защитой хороший ночной сон гарантирован.

Что делать, если у ребенка ночной энурез?

Для начала обратитесь к врачу. Специалист сможет проанализировать симптомы, определить причины заболевания и дать рекомендации по лечению. Также он может подсказать, как научиться контролировать проблему.

Поддержите малыша

Детский энурез — это заболевание, и оно случается у многих мальчиков и девочек. Помните: ребенок неповинен в том, что иногда во сне у него не получается контролировать работу своего мочевого пузыря. Не ругайте и не наказывайте малыша за мокрую постель. Родительская поддержка сейчас важна как никогда, а стрессовые ситуации, наоборот, могут навредить.

Соблюдайте режим и правильный рацион

Ночное недержание мочи у детей можно контролировать, соблюдая несколько несложных правил. Этот метод не является лечением, но позволяет уменьшить количество мокрых ночей.

Ограничьте прием жидкости за 3 часа до сна.

Не давайте соленые, копченные, острые продукты и содержащие кофеин напитки.

Проконтролируйте, чтобы перед сном ребенок сходил в туалет.

Убедитесь, что температура воздуха в комнате не ниже 20 градусов.

Купите ребенку специальные трусики от ночного недержания

Используйте для сна одноразовые трусики DryNites ® . Они выпускаются в двух размерах — для детей 4–7 лет и 8–15 лет и имеют модели, учитывающие отличия в физиологии у мальчиков и девочек.

Храните трусики в детской комнате вместе с обычным бельем и пижамой, чтобы ребенок мог сам ими воспользоваться. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и независимым.

Что будет, если не лечить детский энурез?

Многие дети просто «перерастают» энурез, и часто это происходит без какого-либо лечения. Мнение о том, что его не надо лечить, высказывают не только обычные люди, но даже некоторые профессионалы от медицины. Вместе с тем, сам по себе он проходит далеко не у всех и не всегда, а основная проблема этого заболевания вовсе не в мокрых простынях, а в травмах, которые он может нанести психике.

Уже в возрасте 6–7 лет малыш начинает понимать, что у него «стыдное» заболевание, и страдает от этого. А в 9–10 лет, когда начинаются детские лагеря, коллективные поездки на отдых, ночевки с друзьями, это может стать серьезной проблемой для социализации и причиной развития низкой самооценки.

Пока ваш ребенок совсем маленький, не стоит задаваться вопросом, как избавиться от энуреза. Однако если проблема сохраняется в 5–6 лет, лучше обратиться к специалисту, который поможет найти решение.

В 5 лет ребенок, назло, писает по углам

Я не замужем,но в гражданском браке.Ребенок с молодым человеком общий.К горшку стали приучать с 6-8 месяцев.В садик пошел в год и 8 месяцев.По началу писался периодически.Потом прошло.Сейчас ребенку 5 лет.В сентябре будет 6.На протяжении года писает по разным местам:на подушку,на кровать,на ковер,на кресло,за кровать,за кресло,в коробку с игрушками и т.д.Это может быть как ночью,так и днём.Были разговоры,ругани,показывали,что уже взрослый,наказывали-помогает на время.В саду такой ситуации не происходит,так же,как и в гостях.Только дома.Что с этим делать и как бороться?

Получено 2 совета от психологов


Анна, это явным образом протестное поведение, то что в американской психиатрии называют "поведением психопата/деллинквента".

"Ругать" и "наказывать" бессмысленно и лишь делает хуже - нужно выяснять причины - "против чего протестует"- и - делегировать ответствеенность за наносимый "вред" (чтобы сам всё отмывал /отстирывал и т.д.)

Поговорите о семейной ситуации и об отношениях с психологом чтобы найти "зацепки".

Берегите себя и свои нервы!

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве - индивидуально и в группе, а также по Skype.


Анна

Сейчас ребенку 5 лет.В сентябре будет 6.

Анна

Ребенок с молодым человеком общий

Аня, по тексту непонятно, кто у вас: сын или дочь? Скорее всего, сын, которому 6 лет. И его поведение - это регресс - "сползание" на более ранний период развития.

Обычно ребенок ведет себя плохо,чтобы обратить внимание на свою "боль" (психологический дискомфорт). И если у ребенка нет никакого медицинского диагноза, то проблема носит психологический характер.

Ребенок истерит, потому что не может повлиять на ситуацию и изменить ее в лучшую сторону. Субъективно ему не хватает родительской любви, внимания и заботы! Надо подарить (додарить) ему любовь!

Бывает, родитель считает, что любит ребенка, но ребенок НЕ чувствует этого, поэтому ТРЕБУЕТ ЛЮБВИ И ПРИНЯТИЯ. Ведь у родителей из-за семейного сценария в голове могут жить неконструктивные установки: "Детей нельзя обнимать и прижимать к себе! Детей нельзя хвалить, а то зазнаются. Детям никогда нельзя позволять спать с родителями, даже если ребенок болеет" и пр. Но любящий родитель - заботливый, он чуток к нуждам и здоровью ребенка: НЕ ПОТАКАЕТ ПРИХОТЯМ, А ОРГАНИЗОВЫВАЕТ ИНТЕРЕСНУЮ, РАДОСТНУЮ СОВМЕСТНУЮ С РЕБЕНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Скорее всего, вместо того, чтобы почитать ВМЕСТЕ С СЫНОМ сказки, посмотреть мультик и поговорить о его героях, погулять, найти и подчеркнуть красоту окружающей природы, сделать что-то вместе (например, лепить из пластилина, вырезать из картона, раскрасить раскраску, то есть создать какой-либо "шедевр"), вы, как и многие молодые родители, сидите в телефоне, развлекаетесь в соцсетях, заняты другими своими делами, а ребенок ощущает себя покинутым, брошенным, ненужным. Поэтому таким своим поведением он как бы говорит: "Мама и папа, обратите на меня внимание! Мне плохо, скучно, не хватает вас. ".

Безответственный и нелюбящий ребенка родитель по отношению к нему часто употребляет такие фразы: "Уйди, не мешай. Отстань от меня. Надоел, заткнись. И займись чем-нибудь!" Это также может делать просто педагогически некомпетентный родитель.

(Кстати, какую книжку про воспитание и развитие детей Вы прочитали в связи с появившейся проблемой. Куда заглянули в эти сложные моменты. На каком психологическом сайте поискали ответы специалистов на подобные вопросы?).

Итак, демонстративное (ИСТЕРОИДНОЕ) поведение ребенка показывает, что ему ПЛОХО!

Аня, для изменения ситуации к лучшему честно ответьте себе самой на следующие вопросы:

- Что не нравится ребенку в вашей семье и в вашем доме?

- Какие именно отношения между Вами и мужем?

- Вы привносите супружеские конфликты в сферу отношений с ребенком? (например, обижаетесь и злитесь на мужа, а на ребенке отыгрываетесь: он же пока маленький, не даст отпор и сдачи. ).

- Каковы отношения у Вашего сына с отцом? (если у вас сын). Как сын относится к отцу, и как отец относится к сыну?

Аня, работайте над улучшением отношений в семье. "Не Боги горшки обжигают".

Развивайте и расширяйте интересы ребенка, чтобы он всегда мог сам себе найти интересное занятие. И тогда поведение из серии "Хорошо быть кискою, хорошо собачкою. Где хочу пописаю, где хочу - покакаю" просто внезапно уйдет из вашего дома. незаметно. Как будто такого и не было.

Если Вам нужна дополнительная консультация, можем провести ее в скайпе или поговорить в WhatsApp.

Дочь семилетка писает на ковёр и мебель осознанно.

Меня зовут Анна, мне 29 лет, у меня двое детей, дочери.

Столкнулась с такой проблемой.

Старшей дочке 7 лет.

Стала замечать, что писает на ковёр.

Спокойно поговорила, что так делать не нужно, мы люди, не животные для этого есть туалет.

Вроде обещала так больше не делать.

Итог снова все повторяется.

Спрашиваю зачем она так делает.

Не сдержалась уже и наказала, сил нет уже объяснять.

В чем может заключаться проблема и как это всё прекратить?

С чем может быть связано такое поведение ребёнка?

Внимания ребёнку уделяется достаточно.

Есть всё о чем она попросит.

Игры, игрушки, вместе играем рисуем.

С младшей сестрой играют.

Я не понимаю в чем причина.

Подскажите, что мне делать, как можно решить эту проблему.

Спасибо большое заранее.

Жду вашего ответа.

С уважением, Анна.

Автор вопроса: Анна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Ветошкина Анна Николаевна.

Здравствуйте, Анна. Описанное вами поведение встречается у детей, когда их тревожит проблема, которую они не могут объяснить. Часто это даже не их проблема, а интуитивно ощущаемые трудности у родителей. До 10 - 12 лет дети очень тонко чувствуют родителей. Они улавливают и переживают конфликты между родителями или проблемы у одного из них (например проблемы на работе или что-то личное), даже если в присутствии ребенка всё благополучно и это не обсуждается. В таком случае ребенок чувствует напряжение взрослых, но не может понять причину. Это приводит к повышению тревожности и плохому поведению, причину которого ребенок не может осознать и тем более объяснить. В связи с этим, возможны несколько вариантов:

1. Таким образом, ваша дочь находит выход какому-то бессознательному страху. Возможно личному, возможно связанному с беспокойством о родителях. В этом случае стоит во время рисования предложить ей нарисовать то, чего она боится или просто что-то страшное. Важно никак не вмешиваться в процесс рисования, не спорить с ребенком и не подсказывать. Просто находиться рядом. Когда девочка закончит, обсудить с ней рисунок, узнать что именно она изобразила (если причина именно в страхах, во время обсуждения вы поймёте, в чём дело) и предложить ей украсить рисунок так, чтобы он стал не страшным. Для украшения можно использовать блёстки, бусины, можно что-то дорисовать или закрасить. Повторять эту технику нужно несколько раз, пока ребенку это интересно делать. Однако если она таким образом реагирует на проблемы значимых взрослых, это поможет незначительно и ненадолго.

2. Возможно, это связано со сменой социального окружения. Судя по возрасту, девочка должна была осенью пойти в школу. Если это так, обратите внимание, как она относится к школе, хочет ли туда идти. Поговорите с классным руководителем. Насколько девочка свободно чувствует себя в коллективе? Смогла ли адаптироваться к школе? Если для неё поступление в школу стало большим стрессом и ей трудно адаптироваться, ваша дочь может неосознанно возвращаться к ранним моделям поведения. В те времена, когда всё было хорошо и не было никакой школы. Это нормальная реакция человеческой психики, однако, в этом случае стоит уделить особое внимание адаптации к коллективу. Возможно, организовать для неё общение с одноклассниками после школы. Если у ребенка не сложились отношения именно с классным руководителем, поговорите с учителем, попробуйте наладить контакт.

3. Если нежелательное поведение происходит только дома и рисование на тему страхов не дает результатов, то причина в каких-то процессах среди взрослых членов семьи или у кого-то, кого она очень любит. В этом случае необходима индивидуальная работа родителей с психологом.

Приемная 9 летняя дочь специально писает на палас и кровать.

Автор вопроса: Елена Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Полухина Екатерина Александровна.

Здравствуйте, уважаемая Елена. Давайте разберёмся с самого начала, с внутриутробного развития. С вашего письма можно предположить, что, будучи беременной, биологическая мама девочки вела асоциальный образ жизни (пила, курила и т.д.). Ребёнок уже внутриутробно не получил достаточного питания и кислорода, это непосредственно влияет на нервные процессы в целом. Вы не написали по поводу активности ребёнка, скорей всего она у вас активная или гиперактивная. У таких детей снижен уровень самоконтроля - это главная причина в проблемном поведении ребёнка (писает на палас, ворует, плохо ведёт себя в школе). Процесс возбуждения в нервной системе преобладает над процессом торможения. Самоконтроль у таких деток обычно появляется к 11-12 годам. Во-вторых, в проблемном поведении ребёнка всегда есть причина. Вам нужно проанализировать, что закрепляет это поведение. Могу предположить, что со стороны ребёнка – это привлечение внимания. Если рассматривать эту причину, то она началась опять же с внутриутробного развития. Ребёнок ещё в животе у мамы не получал этого внимания. Дети когда не получают внимания когда они себя ведут хорошо, они всё сделают, чтобы получить это внимания когда ведут себя плохо.

1.Писает на кровать и палас. После совершившего ей деяния постельное меняет самостоятельно и по возможности стирает, с паласом то же самое. Ребёнку должно быть не выгодно подобное поведение, а как следствие трудотерапия.

2.Воровство. С 8 лет и старше ребёнок совершает акт воровства осознанно. Нарушение воли и самоконтроля, т.е. ребёнок испытывает желание чего-то, но его воля настолько слаба, что он не может сказать себе СТОП. С вашей стороны, как можно больше общения. Дети воруют, когда не могут спросить, как им получить желаемое. Учите ребенка сопереживанию и правилу «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».

Если кража состоялась:

-Выясните, что стало причиной воровства. Возможно, причиной стало импульсивное желание обладать тем, что вы запрещаете ребенку (например, он украл жвачку в магазине или у одноклассника).

-Поговорите с ребенком о его чувствах, будь он на месте того человека, у которого украли вещь.

-Говорите с ребёнком о последствиях, к чему может привести воровство, а лучше всё прорисовать комиксами. Приведите примеры, истории из жизни последствия воровства. Например, рабочие на стройки воровали цемент и не соблюдали нормативы, в дальнейшем, когда уже люди жили в этом доме, произошло обрушение. Погибли и пострадали люди. Чем больше расскажите или покажите на видео историй, тем лучше.

-Неконтролируемое поведение в школе и дома. Попробуйте применить метод игнорирования, это когда вы не обращаете внимания, когда ребёнок ведёт себя плохо (если причина привлечение внимания, то это сработает), но обращаете внимание, когда ребёнок ведёт себя хорошо. Даже пусть минут пять спокойно поиграла с сестрой, подойдите, погладьте, похвалите (в зависимости от предпочтений ребёнка), чтобы для неё это была награда. И в дальнейшем смысла не будет в проблемном поведении, когда мы будем закреплять приемлемое поведение, когда ребёнок ведёт себя хорошо. Наказания должны быть в любом случае, но не физические. Смотрите, что для ребёнка, будет наказанием, возможно угол, таковым не является. А вот лишение компьютера, телефона и мультика будет наказание. Если сказали, что наказана, то держите слово.

Рекомендую вам занятия с психологом, нужно разбираться подробнее с проблемным поведением, выяснять причины и следствия, которые закрепляют подобное поведение. Занятия спортом и увлечения (лучше ручной труд). Надеюсь, что была вам полезна ))). Если нужна будет моя помощь, обращайтесь. Всего доброго!!

3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)

Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

3 основные психологические причины детского энуреза (недержания)

Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.

Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.

Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?

Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога

Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.

Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.

Психологические причины возникновения энуреза

«Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.

Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.

Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.

1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию

Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.

В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.

Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.

2 Протестует против чрезмерного контроля

Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама. Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.

Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.

Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.

Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.

Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».

3 Страдает без тесного контакта с мамой

Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.

Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.

И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.

Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.

Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.

Читайте также: