Расстояние от сцены до кресел

Обновлено: 17.05.2024

Часть II, раздел Л

Дата введения 1969-01-01

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 31 мая 1968 г.

ВЗАМЕН § 7 главы II-B.11 СНиП изд. 1958 г. и СН 30-58

ВНЕСЕНА поправка к главе СНиП II-Л.15-68, опубликованная в БСТ N 5, 1970 г.

Поправка внесена изготовителем базы данных.

Глава СНиП II-Л.15-68 "Кинотеатры. Нормы проектирования" разработана ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Госгражданстрой), Всесоюзным научно-исследовательским кинофотоинститутом и бывш. Ленинградским филиалом института Гипрокинополиграф Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР при участии КиевЗНИИЭП Госгражданстроя.

С введением в действие настоящей главы утрачивают силу § 7 главы II-В.11 СНиП издания 1958 г. и "Нормы и технические условия проектирования зданий кинотеатров" (СН 30-58).

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий кинотеатров, предназначенных для демонстрирования художественных, хроникальных и научно-популярных кинофильмов.

Примечания: 1. При проектировании зданий кинотеатров, возводимых в сейсмических районах, в северной строительно-климатической зоне и на подрабатываемых территориях, надлежит дополнительно руководствоваться требованиями, приведенными в главе СНиП II-А.12-62 "Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования", в "Указаниях по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне" СН 353-66 и в "Указаниях по проектированию зданий и сооружений на подрабатываемых территориях" СН 289-64.

2. При проектировании зданий кинотеатров надлежит также руководствоваться другими главами СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, противопожарного, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными Госстроем СССР.

3. При проектировании реконструкции зданий кинотеатров допускаются отступления от требований настоящих норм при надлежащем технико-экономическом обосновании и согласовании с республиканскими органами по кинематографии и республиканскими органами государственного санитарного и пожарного надзора.

1.2. Кинотеатры подразделяются на:

а) кинотеатры круглогодичного действия:

тип 2 - с распределительными кулуарами;

б) кинотеатры сезонного действия:

летние открытые (киноплощадки).

1.3. Количество мест в зрительном зале зданий кинотеатров следует принимать от 100 до 1600, на летних открытых киноплощадках - от 100 до 2500.

Примечания: 1. Кинотеатры круглогодичного действия с вместимостью залов более 1600 и летние открытые киноплощадки вместимостью более 2500 мест допускается проектировать с разрешения Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР.

2. Кинотеатры круглогодичного действия допускается проектировать многозальными, а также блокировать с кинотеатрами сезонного действия.

1.4. Тип и вместимость кинотеатра устанавливаются заданием на проектирование в зависимости от численности обслуживаемого населения.

1.5. Виды демонстрирования кинофильмов в кинотеатрах, как правило, следует принимать:

при вместимости зрительного зала до 800 мест - обычный, кашетированный и широкоэкранный, с одноканальным воспроизведением звука;

при вместимости зрительного зала 800 и более мест - обычный, кашетированный, широкоэкранный и широкоформатный, с одноканальным и стереофоническим воспроизведением звука.

1.6. Здания кинотеатров круглогодичного действия при вместимости более 400 мест и летних закрытых кинотеатров при вместимости более 600 мест следует проектировать, как правило, II класса; при меньшей вместимости допускается проектировать здания кинотеатров III класса.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ КИНОТЕАТРОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Кинотеатры круглогодичного действия следует размещать в общегородских центрах населенного места, а при делении населенных мест на жилые районы - в общественных центрах этих районов.

2.2. Архитектурно-композиционное решение здания кинотеатра должно способствовать формированию ансамбля общественного центра населенного места или его жилого района.

2.3. Кинотеатры сезонного действия, как правило, следует размещать в парках и пригородных зонах отдыха.

2.4. Площадь земельных участков для кинотеатров следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП II-К.2-62 "Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования".

2.5. От границ земельного участка кинотеатра до остановки общественного транспорта следует предусматривать устройство пешеходных аллей и дорог, безопасных для движения зрителей.

2.6. На земельном участке кинотеатра следует предусматривать:

площадки перед входами в здание и выходами из него из расчета 0,2 м на 1 место в кинотеатрах круглогодичного действия и 0,3 м на 1 место в кинотеатрах сезонного действия;

газоны и площадки для отдыха зрителей;

проезды и пешеходные дорожки с твердым покрытием;

искусственное освещение проездов, дорожек и площадок;

хозяйственный двор (при необходимости размещения котельной, хозяйственных складов и др.).

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ

3.1. Помещения кинотеатров подразделяются на 3 группы:

ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА

3.2. Площади помещений зрительского комплекса следует принимать согласно табл.1.

Объемно-планировочные решения

Театральное здание по структуре делится на две части: зрительскую и сценическую.

Такое деление дает самое общее представление о сущности театрального здания. Важнее рассмотреть театральное здание с позиций дифференциации его структуры по следующей схеме:

  • - помещения зрительского комплекса;
  • - помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, сцена, помещения технологического обеспечения сцены);
  • - помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала; склады);
  • - административно-хозяйственные помещения;
  • - производственные помещения.

Примерный состав и минимальные площади помещений драматического театра с залом на 800 мест приводятся ниже (таблица 1).

Общая функционально-планировочная схема театра показана на рис. 2.

Зрительский комплекс

Зрительский комплекс включает в себя: зрительный зал, фойе, кулуары, распределительный и кассовый вестибюли и комплекс помещений обслуживания зрителей - гардероб, туалеты, курительные, буфеты. Иногда зрительские помещения дополняются выставочными или музейными залами. К зрительской части может примыкать кафе или ресторан со своей кухней и раздаточной, своим вестибюлем и отдельным входом.

Зрительская часть занимает 40-30% общего объема, сценическая или демонстрационная - 60-70%.

Основным элементом зрительского комплекса театра является зрительный зал. Построение зрительного зала тесно связано со сценой, где происходит театральное действие.

Решение зрительного зала должно обеспечивать зрителям наилучшие условия восприятия спектакля - хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене. Это определяет форму и размер зрительного зала. Так, мимику актера считают различимой при удаленности зрителя от «красной линии» сцены (проекция внутренней грани портала на ее планшет) на расстоянии 25 м, что и обусловливает размер зала по его оси и максимальную вместимость зрительного зала. Зрительские места следует размещать в пределах горизонтального угла от 30 до 35о, образованного лучами, проведенными из его вершины, лежащей на оси сцены, через боковые грани портала. Вертикальный угол должен быть не более 25о для мест по оси зала и не более 35одля крайних боковых мест, расположенных у сцены при луче, выходящим из точки, лежащей на красной линии по оси зала к горизонту.

Для обеспечения необходимой видимости минимальное превышение луча зрения над головами впереди сидящих зрителей в зале составляет 6 см, среднее значение превышения - 12,5 см, на балконах и ярусах - не менее 4 см.

Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.

Различают два основных типа зрительного зала - ярусный и амфитеатральный.

Многоярусный зал дает наибольшее приближение зрителей к сцене. Лучших условий видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала является сложность вертикальных коммуникаций для зрителей.

При амфитеатральном зале все зрители размещаются на одной поверхности партера и амфитеатра сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Однако задние места, расположенные в едином партере-амфитеатре, в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым. Отсюда, для театров малой вместимости (до 600 мест) следует проектировать зал в виде амфитеатра, а для театров большой вместимости - балконного или ярусного типа.

Зрительный зал может иметь до трех ярусов. Верхний ярус не должен выходить за пределы угла 30о, вершина которого находится у кромки планшета сцены. На каждом ярусе может быть до шести рядов мест (при отсчете по центральной оси зала). Ярусы консольно нависают над нижележащими ярусами, амфитеатром или партером.

При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех, высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3 м.

Зрительный зал оборудуется мягкой мебелью - креслами с откидными сиденьями. Ширина ряда от спинки до спинки кресел принимается 0,9-1,1 м. Количество непрерывно установленных мест в ряду зависит от ширины ряда и принимается соответственно: при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем - не более 50. Расстояние между авансценой или барьером оркестровой ямы и спинкой сидений первого ряда зрительских мест следует принимать не менее 1,5 м.

Уклон пола (пандуса) в зале допускается не более 1:7. При более крутом уклоне в проходах обязательно устройство ступеней, высота которых принимается не более 0,2 м.

Ширина проходов и дверей в зрительном зале определяется требованиями эвакуации и должна быть не менее 1,2 м и не более 2,4 м. Из партера, амфитеатра и балконов необходимо создавать по два эвакуационных выхода из зала.

Зрительный зал оборудуется специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за действием спектакля: звуко- и светорегуляторные, помещения теле-, радио-, иногда - кинопроекционные. Располагаются они обычно на задней стене зала выше зрительских мест амфитеатра. Отметка пола этих помещений не должна превышать 4 м от уровня планшета сцены. Эвакуация персонала и связь со сценой предусматриваются по особым изолированным лестницам через чердак или через подвал.

Театральные залы строятся с искусственным освещением и вентиляцией. Зал должен быть оборудован специально регулируемым освещением сцены: со стороны зрительного зала - софитами, а также боковым светом из щелей в стене или осветительных лож.

Площадь зрительного зала принимается из расчета 0,7-0,8 м2, а объем зала - 4-6 м3 на одно зрительское место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

Важнейшее влияние на организацию пространства зрительской части театра оказывают размещение, планировка и оборудование вестибюля и фойе с кулуарами.

Примеры схем построения зрительского комплекса

Рис. 2 Примеры схем построения зрительского комплекса

1 - зрительный зал; 2 - фойе; 3 - кулуары; 4 - вестибюль

Во входных помещениях театра кассовый, входной и распределительный вестибюли могут проектироваться раздельными или объединенными: кассовый с входным, либо входной с распределительным вестибюлем.

Обособленный входной вестибюль наиболее целесообразен при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже.

Кассовый вестибюль возможно проектировать в виде обособленного помещения с самостоятельным входом.

При проектировании проходного кассового вестибюля кассовые кабины рекомендуется располагать вне потоков проходящих зрителей.

Распределительный вестибюль следует проектировать с учетом исключения встречного движения зрителей, сдавших верхнюю одежду в гардероб, со зрителями, входящими с улицы.

Гардеробы в распределительном вестибюле могут размещаться в одном или нескольких местах, а также в цокольном или подвальном этажах с организацией входа из входного вестибюля, а выхода в распределительный вестибюль.

Длину барьера гардеробной рекомендуется определять из расчета не менее 1 п.м. на 30 зрителей. Глубина гардеробной от барьера до стены не должна превышать 4 м, расстояние от вешалок до барьера должно быть не менее 1 м, а ширина прохода перед барьером принимается не менее 3 м, между барьерами - не менее 6 м.

В распределительном вестибюле желательно предусматривать банкетки и кресла из расчета на одновременное пользование 7-10% зрителей.

Комнату для переодевания при распределительном вестибюле рекомендуется оснащать зеркалами с подзеркальниками и светильниками с индивидуальными банкетками, из расчета на единовременное пользование 2% зрителей.

Фойе обычно делается самым парадным помещением вне зрительного зала, оставаясь в то же время ему подчиненным. Фойе рекомендуется организовывать по принципу дифференциации пространства, членя его на зоны для тихого и активного отдыха.

Зоны тихого отдыха размещают вне направлений активного движения и выделяют различными архитектурными средствами, создавая интимные пространства. Зоны тихого отдыха рекомендуется оборудовать креслами, диванами, банкетками.

Зону для активного отдыха также рекомендуется расчленять, устраивая залы и протяженные пути перемещения. Распространенными средствами зонирования являются зелень, мебель,дизайнерское решение, перепады уровней потолка и пола, световая и цветовая композиция и пр.

Кулуары в театре - помещения, прилегающие к фойе и зрительному залу и предназначенные для рекреации и эвакуационных целей.

Буфеты размещаются в отдельном помещении или непосредственно в фойе, кулуарах, вестибюле. Длина стойки буфета принимается не менее 5 м, а количество посадочных мест - из расчета одно на 12 зрительских мест. Расчетное количество посадочных мест может быть уменьшено за счет устройства столов без посадочных мест (по типу закусочных).

Помещения доготовочной и моечной должны быть удобно связаны со служебным коридором и лестницей. Кладовую и тарную буфета рекомендуется размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах с устройством специальных служебных дверей или люков с пандусами либо с подъемными механизмами. Связь между доготовочной, кладовой и тарной при расположении их на разных этажах осуществляется подъемниками грузоподъемностью 100 кг.

Производственные помещения буфета не рекомендуется размещать над вентиляционными камерами, электрощитовыми, зрительным залом, фойе и вестибюлями. Над помещениями буфета не следует располагать санитарные узлы, души и т.п.

Курительные рекомендуется размещать в отдельных помещениях с устройством в них вентиляции. Не рекомендуется расположение курительной в виде проходного помещения в санитарные узлы. Курительные оборудуются по типу гостиной.

Санитарные узлы рекомендуется проектировать из расчета соотношения мужчин и женщин 1:2. Количество приборов в санитарных узлах принимается из расчета не менее: один умывальник на 60 чел., в мужских - один унитаз и два писсуара на 70 чел., в женских - один унитаз на 30 чел. Санитарные узлы проектируются в составе двух помещений - туалетная и уборная.

В каждой туалетной рекомендуется предусматривать шкафы или кладовые для инвентаря площадью 1,5-2 м2.

При расположении вестибюлей, фойе и кулуаров более, чем в двух этажах, рекомендуется выделять санитарные узлы для балконов и ярусов, располагая их на соответствующих этажах.

Помещения зрелищной части

Зрительские помещения (зрительный зал, фойе, требования к объемно-планировочным решениям, обеспечение условий видимости, акустические требования, приемы трансформации)

Зрительный зал является необходимым планировочным элементом клубов общего профиля всех типов. Зал предназначается для проведения собраний, кинопоказа, концертных программ, театральных постановок (профессиональных спектаклей в выездном оформлении и любительских спектаклей). В клубах типов I и II залы вместимостью до 300 мест включительно используются не только для зрелищ, но и для празднеств и гражданских обрядов, поэтому в таких залах рекомендуется предусматривать горизонтальный пол на глубину до 9-12 м от эстрады, а группу остальных мест располагать на наклонном амфитеатре. Допускается оборудование балкона. Места на горизонтальном участке пола целесообразно проектировать съемными секциями, предусматривая кладовую для их хранения.

Форму зрительных залов целесообразно избирать согласно требованиям комфортной видимости (рис. 6 и 7).

Рис. 6. Варианты решения формы зрительных залов на 150-500мест

Варианты решения формы зрительных залов клубов (продольные разрезы залов)

Рис. 7. Варианты решения формы зрительных залов клубов (продольные разрезы залов)

Допускается предусматривать зону размещения дополнительных мест зала с эпизодическим подключением смежных с залом помещений. Условия видимости с дополнительных мест могут быть пониженной характеристики. Количество дополнительных мест следует принимать не более 300. Из подключаемых к залу помещений следует предусматривать самостоятельные эвакуационные выходы. При непосредственной связи дополнительных мест со зрительным залом пути эвакуации из зала рассчитывают исходя из его суммарной вместимости; включая и дополнительные места.

В зрительных залах клубов следует резервировать не менее 3% мест для инвалидов на колясках. Желательно, чтобы это была отдельная ложа, в которую можно было бы беспрепятственно попасть с лифта либо прямо с улицы.

Места для инвалидов предусматриваются в первом ряду, при этом в той части ряда, где расположены места для инвалидов, сидения не устраиваются а их роль выполняют кресла-коляски. Ширина подъезда к местам принимается не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90°- не менее 1,1 м. Ширина каждого места должна быть не менее 0,9 м.

Высоту зала при вместимости 150 мест и более рекомендуется принимать не менее 3,6 м с учетом условий видимости и композиционного решения зала.

При расположении потолочных светильников зрительного зала на высоте более 5 м над полом следует предусматривать устройства доступа к светильникам.

В зрительных залах клубов I типа рекомендуется, а клубов иных типов при вместимости зала до 400 чел. допускается проектировать естественное освещение при оборудовании устройствами для зашторивания световых проемов.

Расстояние между передней границей эстрады (сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы) и спинками сидений первого ряда зрительских мест должно быть не менее 1,5 м, а в зрительных залах вместимостью до 300 мест - не менее 1,2 м. ( Рис. 8 )

Высота уровня планшета эстрады (сцены, авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется не более 1 м (с горизонтальным полом - не более 1,1 м).

В зрительных залах уклон пола(пандуса) допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.

При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех высота от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала принимается не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3 м. Высота барьеров балконов или ярусов должна быть не менее 0,8 м. На барьерах следует предусматривать устройство, предохраняющее от падения предметов с высоты.

Схема разреза зрительного плана

Рис 8. Схема разреза зрительного плана

Зрительные залы рекомендуется проектировать с учетом установки в них полумягких или жестких кресел с откидными сидениями. Допускается также установка стульев или скамей.

Ширину кресел (между осями подлокотников) следует принимать не менее 0,5 м, ширину сидений стульев и скамей - не менее 0,45 м, глубину - соответственно 0,4 и 0,35 м.

Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) следует предусматривать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей - соответственно не менее 0,85 и 0,8 м. При проектировании для строительно-климатических подрайонов 1А, 1Б и 1Г глубину ряда допускается принимать не менее 1 м.

Кресла, стулья, скамьи или их звенья в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 мест)следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При вместимости залов не более 300 мест допускается установка кресел, стульев и скамей или их звеньев без крепления к полу, но с обеспечением устройств, предотвращающих их опрокидывание.

Габариты зала, конфигурация и расположение в нем зрительских мест зависят от условий видимости, акустики и требований эвауации зрителей (рис.9)

Схема плана зрительного зала, исходя из условий видимости (заштрихованы зоны мест с ограниченной видимостью игровой площадки)

Рис.9. Схема плана зрительного зала, исходя из условий видимости (заштрихованы зоны мест с ограниченной видимостью игровой площадки)

Рядом с эстрадой проектируется склад декораций и мебели, высота его должна быть равной высоте эстрады. Для склада декораций и мебели необходимо предусмотреть внешнюю загрузку.

В последнее время клубные залы широко используются для проведения различных мероприятий. В этом случае они проектируются с плоским полом и устраивается дополнительная кладовая для мебели и спортивного инвентаря (0,05 м2на одно место в зале).

Кроме того в проекте архитектор должен предусмотреть возможности трансформации перегородок, наклонных участков пола (рис. 10,11)

Примеры использования зрительных залов для проведения вечеров отдыха, танцев

Рис.10. Примеры использования зрительных залов для проведения вечеров отдыха, танцев: а - в районном Доме культуры г. Очакова Николаевской обл.; б - в районном Доме культуры г. Екабпилса в Латвии; I - планы с установленными креслами; II - планы со снятыми креслами; 1 - зрительный зал; 2 - эстрада; 3 - фойе; 4 - фойе- вестибюль

В многофункциональном зрительном зале клубного здания следует предусматривать естественное освещение. Устройство артистических уборных предусматривается при вмести- мости зала 300 мест и более, при меньшей вместимости в качестве артистических уборных могут использоваться кружковые комнаты. В этом случае необходимо обеспечить связь этих кружковых со сценой. Если артистические уборные не имеют связи с клубными помещениями, при них необходимо предусмотреть санитарный узел.

Примеры использования зрительных залов для занятий спортом

Рис. 11. Примеры использования зрительных залов для занятий спортом: в - в Доме культуры в пригороде г. Риги.; г - в клубе пос. Боозе Эстония; I - планы с установленными креслами; II - планы со снятыми креслами; 1 - зрительный зал; 2 - эстрада; 3 - эстрада подъемно-опускная; 4 - фойе-вестибюль; 5 - фойе.

При решении интерьера зала следует помнить о необходимости размещения потолочного софита и боковых прожекторов, освещающих авансцену и первый план игровой площадки (рис. 12). Софит состоит из прожекторов, подвешенных на горизонтальной штанге; ось светового потока в клубах направляется на красную линию, а в домах культуры - на точку, отстоящую на 1,5 м от кромки барьера сцены.

Фойе-зал массовых мероприятий рекомендуется в клубах II и III типов и допускается в клубах IV типа со вместимостью зрительного зала не более 500 мест. В фойе должна быть небольшая стационарная или разборная эстрада размером не менее 4?3 м, площадь которой позволила бы разместить 6-10 оркестрантов. Высота помещения фойе-зала массовых мероприятий не менее 3,6 м.

В клубах IV и V типов помимо помещения буфета возможно устройство в фойе дополнительной буфетной стойки.

Для повышения гибкости и плотности использования помещения фойе рекомендуется предусмотреть возможность трансформации с целью изменения его площади и конфигурации. Это достигается за счет присоединения смежно расположенных помещений (буфета, гостиной, вестибюля и др.), а также за счет использования трансформирующегося оборудования (складная мебель, эстрада и др.). При проектировании на площади фойе выставок и экспозиций музея следует увеличивать принятую площадь на 5%.

В составе площади фойе могут быть выделены кулуары, шириной не менее 2,4 м, площадь которых уточняется расчетом путей эвакуации зрителей из зала и здания.


При необходимости площади вестибюля и фойе могут быть объединены в общее многоцелевое пространство с его зонированием при помощи мебели, перепада отметок пола, создания ниш и т. д. Допускается объединение фойе с танцевальным залом, зимним садом, выставочным залом (рис. 13).

Рис. 13. Варианты взаимного расположения вестибюля (В),фойе (Ф), фойе-вестибюля (Ф - В) и зрительного зала клуба (стрелками указаны возможные направления входа в здание)

Расстояние от сцены до кресел

ЗДАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Buildings of theaters and entertainment. Regulations of design

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество "ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий (АО "ЦНИИЭП жилища")"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Свод правил выполнен АО "ЦНИИПромзданий" (руководитель работы - д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина), АО "ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий" (руководитель разработки - д-р техн. наук, проф. С.В.Николаев, научный руководитель работы - канд. архитектуры, проф. А.А.Магай, ответственный исполнитель - канд. архитектуры, доц. Н.В.Дубынин, исполнители - Ю.Л.Кашулина, канд. архитектуры А.О.Родимов, канд. техн. наук Д.Г.Пронин, Д.М.Шурыгин, О.А.Шурыгин, Е.В.Андреева, Е.Е.Макарова, А.А.Архипова), НИИТИАГ РААСН (чл.-кор. РААСН, гл. науч. сотр. НИИТИАГ, проф. ВГИК д-р архитектуры А.А.Анисимов), ООО "Главный конструктор" (С.А.Тимонин), ООО "Товарищество театральных архитекторов" (чл.-кор. РААСН, канд. архитектуры М.М.Гаврилова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых театрально-зрелищных зданий высотой до 50 м и имеющих заглубление подземной части до 15 м, а также требования к организации участков этих объектов.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство зданий театров, кинотеатров, концертных залов по перечню, приведенному в приложении В СП 118.13330.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование, реконструкцию и капитальный ремонт театрально-зрелищных зданий, являющихся некапитальными (временные, мобильные, сборно-разборные и аналогичные), а также объектами культурного наследия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 28574-2014 Защита от коррозии в строительстве. Конструкции бетонные и железобетонные. Методы испытаний адгезии защитных покрытий

ГОСТ 28575-2014 Защита от коррозии в строительстве. Конструкции бетонные и железобетонные. Испытания паропроницаемости защитных покрытий

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 32670-2014 Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия

ГОСТ Р 53292-2009 Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53770-2010 Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ Р 55321-2012 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования

ГОСТ Р 55966-2014 Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями N 1, N 2)

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (с изменениями N 1, N 2)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования

СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования

СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авансцена (просцениум): Часть сцены, выдвинутая в зрительный зал не менее, чем на 1,5 м, равная по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы.

3.2 амфитеатр: Зона зрительного зала, в которой зрительские места размещаются на повышающихся к периферии ступенях.

Примечание - Как правило, размещается за партером, но может быть устроена сбоку от него или, в залах без партера, начинаться сразу от сцены или оркестровой ямы, а также на балконах.

3.3 аппаратная: Помещение, предназначенное для размещения устройств управления постановочным освещением, связи, электроакустических и кинотехнологических устройств, электроустановок питания и управления электроприводами механизмов сцены (эстрады), для размещения части осветительных и проекционных приборов.

3.4 арьерсцена: Пространство позади основной игровой сценической площадки, не отгороженное от нее капитальными стенами.

3.5 балкон (здесь): Зона зрительного зала, расположенная над амфитеатром напротив сцены и по боковым сторонам зрительного зала в несколько вертикальных рядов (ярусов).

3.6 вестибюль входной: Помещение, расположенное при входе перед распределительным вестибюлем, предназначенное для приема потоков зрителей.

3.7 вестибюль кассовый: Помещение, предназначенное для кассовых операций и размещения афиш.

3.8 вестибюль распределительный: Помещение, расположенное за входным вестибюлем, предназначенное для разделения встречных и пересекающихся потоков входящей публики.

3.9 галереи рабочие: Галереи, расположенные по правой и левой боковым, а также задней стенам сцены, предназначенные для рабочих сцены, поднимающих и опускающих декорации, осветителей, сценических механизмов, пультов управления и т.п.

3.10 карманы сценические: Пространства сбоку от видимой части сцены на уровне планшета за пределами боковых стен сценической коробки, расположенные с одной или двух сторон сцены и предназначенные для динамичной смены декораций, а также накопления артистов.

3.11 кинопроекционная: Помещение, предназначенное для размещения стационарных кинопроекторов.

3.12 колосники сцены: Решетчатый настил над сценой, предназначенный для прохождения тросов от штанкетов к штанкетной площадке, оборудованной блочными устройствами; вся система обеспечивает подъем и спуск декораций, осветительной арматуры и подъемных занавесов.

3.13 коробка сценическая: Многоуровневый объем, отделенный от зрительного зала стеной с портальным проемом, включает колосники и рабочие галереи, планшет сцены, а также трюм, арьерсцену, боковые карманы сцены при их наличии.

3.14 костюмерная: Помещение для подготовки (мелкий ремонт, глажка) костюмов к выступлению артистов.

3.15 кулуар: Промежуточное пространство, прилегающее к зрительному залу, обеспечивающее доступ в различные части зала и лож из фойе, буфета или вестибюля.

3.16 линия сцены красная: Линия, отделяющая сцену от авансцены в плоскости внутренней поверхности (со стороны сцены) портальной стены, как правило соответствующая передней плоскости противопожарного занавеса.

Театр. Расстояние между рядами кресел.

Я давно не был в театре и вот с девушкой решили в субботу сходить на премьерный спектакль в ТЮЗ. Когда добрались до своих мест, обнаружилось, что мы при своем достаточно среднем росте 180 см никак не помещаемся на своих креслах - ноги не то что упирались в передний ряд, их приходилось виртуозно размещать вдоль ряда. При этом сидеть было не то, что неудобно, но и невозможно - ноги и спина постоянно затекали.
Существуют ли нормы расстояния между рядами в подобных заведениях? А то мы почувствовали себя эдакими гулливерами.

Я давненько такое наблюдал в театрах. Но в концертных залах такого не наблюдал никогда.
Надо бы было бы посмотреть следы от прежних креплений кресел к полу.
А в ТЮЗе основные зрители вроде как юные. Но если они акселераты и под 180?

Дык он же (театр) для ЮНОГО зрителя. Существуют пожарные нормы прохода - при поднятых сиденьях проход до спинки переднего ряда должен составлять не менее 450 мм. Фсе. Остальное - на совести проектировщиков и администрации. Существует еще норма - чем больше мест в зале, тем прибыльнее представление . А кресла бывают тоже оччень разные. И по ширине (от 52 до. ) и по глубине. Так что если проектировщики закладывали в проект тощенькие кресла для увеличения мест в зале (ачто, все по нормам), а при строительстве купили - а откаты тут нехилые- другие, страдаете вы.

СНиП 31-06-2009
5.29. Расстояние от спинки до спинки между рядами кресел, стульев или скамей в зрительном зале должна составлять не менее 0,9 м.

Число непрерывно установленных мест в ряду не должно превышать 26 при одностороннем выходе из ряда, а при двустороннем выходе - не более 50.

Аshаs-ка, не совсем так. Давно (в "позапрошлом" веке) в некоторых (или нескольких) театрах было так, как описан автор. Пройти кому-то вглубь ряда можно было ТОЛЬКО встав и пропустив. А тогда было - как заложили, так и купили, так и привинтили.
А прежние "дырочки" (в полу) стоило "поискать", если уж интересно.

А если часто ворочаешься - ничего не поймешь. Зачем тогда ходить?

Театры юного зрителя и театры кукол. Рекомендаций по проектированию /Сост.; В.Е. Быков, Э.И. Окунева, В.В. Щепетов и др. - М.; Стройиздат, 1972. - 54 с.
Окунева Э.И. Театры юного зрителя. - М.: Стройиздат, 1976. - 126 с.
Нормы технологического проектирования театров /Сост.: А.С. Тихомиров. - II редакция. - М.: Гипротеатр, 1978. - 304 с.

Спорить не будем. В следующий раз рулетку возьму.
Остается открытым вопрос, должен ли старый театр приводить зал в соответствие с современными озвученными требованиями?
Или это решается просто, обращаешься в суд и театр и за билет компенсацию делает и за мораль еще платит? В этом есть какие-то прецеденты?

Спорить ни к чему, сейчас детки есть и с 42 размера обуви - и ростом они взрослым чаще стали обладать. Ничего удивительного и тем более спорного.
А рулетка не сработает в металлодетекторе?
Вытянутой рукой проще измерить - сначала подлокотник, потом свою руку до спинки + собственный глазомер, или количеством парткетин или длиной ботинка.
А ты попробуй в следующий визит в антракте зайти к администратору - он всё знает, может даст правильный адрес или прецедент расскажет, может свои интересные (исторические) аргументы скажет.
Вопрос не только открытый, но и интересный (без шуток).
Т.е., Возможно ли в театрах превышение проектной нормы зрительских мест?

3.8. Ширину кресел (между осями подлокотников) следует принимать не менее 0,52 м, ширину стульев и скамей - не менее 0,45 м. Глубина кресел, стульев и скамей должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.
3.9. Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) следует принимать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей - соответственно не менее 0,85 и 0,8 м.
При проектировании для строительно-климатических подрайонов IA, IБ и IГ глубину ряда допускается принимать не менее 1 м.
3.7 Зрительные залы следует проектировать с учетом установки в них кресел с откидными
сидениями.
В сезонных кинотеатрах, клубах, центрах досуга со зрительными залами вместимостью не более 200 мест, малых залах театров, а также в ложах и на балконах глубиной не более двух рядов допускается устанавливать стулья или скамьи со спинками.
Ширину кресел (между осями подлокотников) следует принимать не менее 0,52 м, ширину
стульев и скамей – не менее 0,45 м. Глубина кресел, стульев и скамей должна обеспечивать ширину
проходов между рядами не менее 0,45 м.
Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) следует предусматривать не менее
0,9 м, а между спинками стульев или скамейками – не менее 0,85 м, в кинотеатрах –не менее
1,0– 1,1 м.

Вот еще интересно.

СНиП 31-06-2009
Ширина кресел (между осями подлокотников) принимается не менее 0,52 м.
Расстояние от спинки до спинки между рядами кресел, стульев или скамей в зрительном зале должна составлять не менее 0,9 м.

Почему в СНиПе в расчет толщина спинки не берется и толщина подлокотников? Она же может быть разной. Соответственно спинка и подлокотники "съедают" расстояние и напрямую влияют на комфорт зрителя.
Здесь мы опять видим тупой маразм "строителя-проектировщика", который привык размеры в осях ставить где надо и где не надо?

Это пошло от норм эргономики. Комфортные размеры стульев, кресел (театральных) когда-то были строго регламентированы. По ширине. А потому размер по осям подлокотников означало соответствие ширине кресел стандартному ряду (по эргономическим показателям).
Ничего тут тупого в "проектировании" нет. Не надо это воспринимать в качестве приемов стандарного строительного проектирования. Для зрелищных сооружений несколько другие "меры счисления". По осям удобно при общей планировке зрительного зала - эта величина не догма. Это в некотором смысле условность (проектная). А кресла для з/з театров, как по конструкции, так и по размерам, бывают разные, но эргономический принцип у них одинаков (не менее, не более).
Как-то так.
Толщина спинки и ширина подлокотника (30-50 мм) не настолько велики, чтобы их учитывать в этих нормах "удаленности". Это условности для комфортности по эргономике.

Важнее соблюдение этой нормы:

Глубина кресел, стульев и скамей должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.

Не "от спинки до спинки" должно озабочивать, а обеспечена ли ширина прохода 0,45 м.

А вот, кстати, измерь и сравни в другой раз расстояния от спинки до спинки по внешним поверхностям и расстояние в свету (между внутренней твоего ряда и наружной ряда перед тобой). Т.е, толщина спинки в какую сторону "играет" в сторону соблюдения 0,9 или уменьшения нормы "от спинки до спинки"?

Читайте также: