Расположение кресел в театре

Обновлено: 08.07.2024

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

Пространство сцены

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Схема пространства сцены 3

Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Колосники

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавес

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Вагнеровский занавес

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Итальянский занавес

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.

Кулисы и падуги

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорации

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Театральная шпаргалка

Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с начала. Что такое театр?

Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.

Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.

Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.

Вестибюль, -я, м. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного. Во многих театрах именно в вестибюле располагаются кассы и окошко администратора.

Вестибюль

В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.

Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.

Театральная касса

Фойе, нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.

Фойе

Гардероб – комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.

Гардероб

И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.

Театральный зал

Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

Схема зала

Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.

Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.

Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…

Эрмитажный: театр в музее или музейный театр?

Эрмитажный театр фото

Балет «Лебединое озеро» по праву считают достоянием русской культуры. Особенно в Эрмитажном театре! Костюмы, игра актеров, декорации, обзор сцены и звук … Представление великолепно! Сам театр не уступает по убранству и изяществу остальным, а его камерность создает дополнительный уют. Торжественность атмосфере придает игра скрипичного квартета в фойе.

Как добраться

Добраться до театра можно как на метро, так и на общественном транспорте или собственном автомобиле. Ближайшая станция метро - Адмиралтейская, от нее прогулка до театра займет около 15 минут (1 км). От м. Невский проспект или Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) придется пройтись чуть больше километра, но прогуляться по историческому центру Санкт-Петербурга всегда в удовольствие. До Дворцовой площади Вас также довезут автобусы № 7,10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11.

карта

Такси высадит вас непосредственно перед входом, а вот если поедете сами, то придется искать парковочное место, что довольно проблематично. На Дворцовой площади и набережной парковка запрещена. Ближайшие улицы, где можно оставить автомобиль, это Миллионная и набережная реки Мойки, поближе к Зимней канавке. Вечерние представления начинаются в 19-30, поэтому заранее рассчитайте время на поиски места и пробки. В это время дня в центре города движение затруднено.

карта2

вход

Путь к искусству

Внутри здания Вам нужно будет пройти через пункт охраны на второй этаж, где Вас ожидает гардероб. Проблем с тем, чтобы сдать верхнюю одежду, у меня не возникло. Для такого небольшого театра гардероб довольно приличный. Далее Вы поднимаетесь выше еще на 1 этаж по широкой лестнице и оказываетесь в красивом фойе, которое было оформлено архитектором Л. Н. Бенуа еще в 1902 году. Здесь Вас встречает скрипичный квартет, играющий классические произведения.

Перед входом в фойе установлен плазменный монитор, на котором постоянно крутится видео об истории Эрмитажного театра.

фойе
фойе2

Зрительный зал

Пройдя дальше, Вы попадаете в зрительный зал. Посадка в театре свободная, все входные билеты без нумерации. Цена билета для иностранных граждан составляет 7000 рублей, для граждан РФ – 5000 руб.

зал3

Большую часть репертуара Эрмитажного театра занимают такие балеты как: "Лебединое озеро", "Корсар", "Жизель", "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Щелкунчик". Также проходят сольные и гала-концерты, спектакли для детей и творческие вечера.

Театр строился как придворный. Здесь играли спектакли для членов семьи, друзей и близких гостей, поэтому размеры зала небольшие. Однако это не мешает ему выглядеть празднично и величественно. Амфитеатр представляет собой полукруг, обрамленный несколькими колоннами. Стены зала отделаны мрамором и украшены фигурами Аполлона. Акустика в зале превосходная. Хорошая видимость сцены открывается практически с любого места. Единственные места с плохим обзором находятся справа и слева от сцены за осветительными лампами, но туда гости обычно и не садятся. Скамьи амфитеатра отделаны мягким бархатом. Немного не хватает подлокотников, чтобы опереться. Сидеть приходится полубоком, так как место для удобного расположения ног отсутствует.

зал2

Можно выбрать для себя стулья в первых рядах или сесть повыше на скамьях амфитеатра. Вместимость зала 250 мест. Перед сценой устроен небольшой партер на три ряда. За 40 минут до начала представления 60 процентов зала было уже заполнено. Подавляющая часть гостей - это туристы. Очень много гостей из Китая. Они наслышаны о прелестях русского балета и представление «Лебединое озеро» всегда входит в их экскурсионную программу. Русских гостей в зале было всего несколько человек. Перед началом балета через громкоговоритель всех оповещают, что пользоваться мобильными телефонами во время представления запрещается. Объявление зачитывают на русском, английском и китайском языках.

В конце второго акта, несмотря на запрет использования телефонов, зрители все равно начинают снимать происходящее на сцене. О поведении китайских гостей нашего города написано немало негативных отзывов, в том числе и от иностранцев. Вспышки и экраны телефонов отвлекают остальных зрителей и мешают актерам.

зал_1

Театральные закоулки

Для иностранных гостей есть удобные таблички с указателями, как пройти в туалет и в кафе. Женский туалет довольно маленький и попасть в него оказалось сложно. Очередь выстраивается на весь коридор. Во время антракта ситуация повторяется.

туалет
туалет2

Кафе театра является также служебной столовой для персонала, поэтому значительно отличается по размерам и состоит из трех залов. Кафе уютное, светлое и чистое. На витрине можно найти эклеры и тортики (150 руб.), суфле, бутерброды с красной рыбой (180 руб.) и бужениной (150 руб.). В продаже есть соки в ассортименте (100 руб.), вода (100 руб.), чай, кофе и шоколадные батончики. Кафе довольно посещаемо во время антракта. Зрители берут в основном воду и напитки. Алкоголь отсутствовал.

кафе
кафе2
кафе3

После спектакля все гости поспешили к гардеробу. Образовалась очередь. К работе подключили еще несколько человек. В толпе кто-то из иностранных гостей успел поругаться и потолкаться. Однако этот инцидент занял лишь несколько секунд. Ждать своего пальто пришлось около 10 минут.

гардероб

Общее впечатление от посещения Эрмитажного театра положительное. Я бы рекомендовала его к посещению всем любителям балета, как гостям, так и жителям Северной столицы.

Лучшие места в театре

зал театра фото

Для начала, нужно определиться с тем, в какой театр вы идёте. Если в оперный или построенный до XX века, то представленная классификация для вас. Если в более современное место, то выбирайте либо «режиссёрский» восьмой ряд, либо вообще любое место: будет и видно, и слышно. За исключением «слепых зон», они есть во всех театрах, причём в каждом свои.

Партер

Не стоит мечтательным взглядом смотреть на первые ряды, обычно дорогие, но бессмысленные. Во время балета вы будете отчётливо слышать топанье ног «хрупких» балерин, во время оперы перед носом будет маячить голова дирижёра. На драматической постановке ещё есть вариант угнездиться в первых рядах, но и это не всегда полезно, особенно, если актёры будут использовать «летающие» в страстях предметы, воду, пыль, дым.

Есть ещё одна проблема в партерах исторических театров - они плоские. Ряды не возвышаются друг над другом. Так что, если вы невысокого рсота, смотреть вам придётся в щёлочки между головами. Тогда выбирайте хотя бы первый ряд в горизонтальном проходе (если он имеется).

Театры с более современной архитектурой хорошо продумывают этот момент, поэтому партер в них сделан с подёмом, а сами кресла расположены в шахматном порядке. Такой удобный зал есть, например, в театре "Буфф", где не только комфортные места, но и отличный обзор из любой точки.

Амфитеатр (бенуар)

Амфитеатр располагается чуть выше партера. И это самые драгоценные места, хотя по стоимости могут запросто оказаться дешевле партера. Обзор отличный, слышимость прекрасная.

Бельэтаж

Бельэтаж находится над амфитеатром. В переводе с французского означает «красивый этаж». Зачастую они действительно вполне симпатичны. Видно прекрасно, слышно ещё лучше, поэтому ожидать от этих мест низкой цены бессмысленно.

Ложи - одни из самых дорогих театральных удовольствий. Их прелесть в отстранённости от толпы. Отдельный воход в отдельное помещение - да это почти камерный зал! Но за высокой ценой и пафосностью скрываются и неудобства.

Сидеть приходится в полоборота, но даже это не спасет порой от «отрезанного» края сцены, увидеть который можно только свалившись вниз. И чем дальше вы расположилиь от царской ложи, тем ограниченнее ваш обзор. И то, если вы в первом ряду. Если у вас места во втором, то увидеть хоть что-нибудь - дело исключительно счастливого случая.

Балкон

Балкон располагается на самом верху, над всеми ярусами лож. Высоко, но весело. Маленькие человечки, бегающие по кукольной сцене - правда забавное зрелище. Поэтому, если вам важно увидеть драму, прочувствовать её, не берите места на балконе, хоть они и самые дешёвые. А вот для опер и концертов - в самый раз. Звук там великолепный! Слушать Шопена, рассматривая росписи и лепнину на потолке - вполне вдохновляющий процесс.

И самое главное - не забывайте про бинокли. Если судьба подарила вам билет на балкон или на высокие ярусы, то они спасут вас от несправедливости!


Что подарить на День Святого Валентина?



Юсуповский сад: история, описание


Гамлет, принцесса датская. Немое кино на страже гендера


Старо-Манежный и Ново-Манежный скверы


Какой балет лучше посмотреть? ТОП-10

Подберем мероприятие для вас

Эстрада - поп, Концерт

  • 29 октября 19:00
  • Ледовый дворец
  • Билеты от 2500 ₽ Е

Балет, Детям, Каникулы

  • 17 сентября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 2640 ₽ Е
  • 22 октября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 08 октября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 26 ноября 19:00
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 30 сентября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 11 октября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 02 октября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 26 октября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е

Рок музыка, Концерт, Концерт в клубе

  • 11 ноября 20:00
  • Клуб-фестиваль "Морзе"
  • Билеты от 1500 ₽ Е

Экскурсия, Активный отдых, 12+

  • 27 ноября 15:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1300 ₽ Е

Детям, Активный отдых, 12+, Каникулы, для семейного просмотра

  • 21 января 18:00
  • Пеш.экск. пл. Искусств
  • Билеты от 1000 ₽ Е

Детям, Экскурсия, Активный отдых

  • 25 сентября 15:15
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Детям, Экскурсия, Активный отдых, Развлечение, Новый год, От 7 до 11 лет, Премьера, Образование, Каникулы

  • 04 января 11:00
  • Пеш.экск. пл. Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Детям, Экскурсия, Активный отдых, 12+

  • 12 февраля 17:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1300 ₽ Е
  • 27 ноября 17:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1300 ₽ Е
  • 01 апреля 17:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Детям, Экскурсия, Активный отдых, От 7 до 11 лет

  • 12 марта 15:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1300 ₽ Е
  • 22 ноября 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 28 октября 13:00
  • Пеш.экск. пл. Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Экскурсия, Активный отдых

  • 27 ноября 10:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1600 ₽ Е
  • 25 марта 13:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е
  • 01 мая 11:00
  • Пеш.экск. пл. Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е
  • 16 июня 15:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1200 ₽ Е
  • 25 декабря 16:00
  • Автоб.экск. пл.Искусств
  • Билеты от 1300 ₽ Е

У заядлых театралов уже давно присмотрены отличные места в каждом театре. Но вот что делать тем, кто ходит туда редко или вообще собирается в первый раз?

От партера до галерки: выбираем свое место в театре

Header Banner

Театралам хорошо известно: от перестановки мест в партере может зависеть очень многое! Не говоря уже про амфитеатр, балкон и, тем более, бельэтаж! Везде есть свои особенности и даже нюансы. А потому, сегодняшний материал мы впервые решили посвятить не сцене, а зрительному залу.


Как выбрать свое место под театральным солнцем? Читайте об этом прямо сейчас! Усаживайтесь поудобнее!

Но прежде чем рассказывать про зрительные места, нам необходимо определиться с театром. Если здание современное, с одним зрительным пространством, то лучше выбрать восьмой ряд — так называемый “режиссерский”. Или же любое другое место, которое нравится – кто-то любит сидеть близко, а кто-то, наоборот — постоянно расширяет кругозор.


Астраханский ТЮЗ. Синий зал

Ну а если вы решили пойти в оперный или драматический, то представленная ниже информация может оказаться для вас крайне полезной.

Начнем с самого многочисленного – ПАРТЕРА. В переводе с французского par terre означает «на земле». Это нижний этаж зрительного зала в пространстве от сцены или оркестра до амфитеатра.


Фото: Астраханский драматический театр

Первые партеры были сделаны в виде скамеек для сенаторов в театрах Древнего Рима. А в XVII веке, после видоизменения театрального здания, партер так же изменился — приблизившись к современному виду. Кстати, в те времена он предназначался для низшего сословия, а потому в нем не было сидячих мест. Да, зрители смотрели постановки стоя, но не очень-то унывали от этого. Первые сидячие места в партере стали появляться уже в частных театрах Англии. Сегодня кресла здесь располагаются рядами, которые постепенно от сцены к амфитеатру становятся уровнем выше или же остаются параллельными краю сцены.

Что касается выбора места, то здесь стоит учитывать ряд нюансов. Во время балета на передних рядах можно отчетливо слышать передвижения артистов, а во время оперы оркестр будет для вас звучать громче. На драматической постановке первые места – это шанс на дополнительные эмоции в виде пролетающих рядом предметов, брызг воды, клубов дыма и т.д. Если, конечно, подобные манипуляции вообще предусмотрены в данном спектакле — как, например, в спектакле «Шум за сценой», где артист находится совсем близко от вас.


«Шум за сценой». Астраханский драматический театр

АМФИТЕАТР — это места для зрителей за партером, возвышающиеся полукругом. Они считаются самыми выгодными, так как отсюда хорошо видно и слышно театральное действо. Само название «Амфитеатр» произошло от древнегреческого ἀμφιθέατρον, а заимствовано было через немецкий или французский amphithéâtre.


Интересно, что изначально амфитеатры представляли собой круглый театр без крыши и создавались под несколько иные и очень массовые зрелища. Недаром самым знаменитым из них является римский Колизей, где проходили легендарные гладиаторские бои. Колизей был построен в 80 году и вмещал до 50 тысяч зрителей.


Вокруг круглой или овальной арены устраивались полностью или частично окружавшие её ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для зрителей. Всё строение было окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр).

БЕЛЬЭТАЖ находится над амфитеатром. Другими словами, это балконы первого яруса. В переводе с французского bel étage означает «красивый этаж», и с этим определением нельзя не согласиться. Видно прекрасно, слышно еще лучше. Многие даже рекомендуют смотреть балет именно в бельэтаже — на этом уровне хорошо виден рисунок танца.

ЛОЖА — это обособленный внутренний балкон, предназначенный для нескольких зрителей. Французское loge восходит к древненемецкому laubia, что переводится как «крытый навес». Ложи в театре расположены по сторонам и сзади партера на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме — такие ложи носят название «бенуар».

Главная прелесть ложи в ее отстраненности от толпы – она отлично подходит для театралов-интровертов, да и для всех остальных, конечно, тоже. Есть отдельный вход в помещение, что тоже удобно. Но нужно учесть тот факт, что здесь не такой обзор сцены, как в том же партере, и сидеть вы будете вполоборота.


Астраханский театр оперы и балета

Ложи впервые появились в венецианских театрах в XVII веке. Изначально их придумали для того, чтобы сэкономить место в зрительном зале и заработать больше денег на продаже билетов. Венецианские импресарио считали, что богатые посетители театров будут часто выкупать ложи, поскольку им хочется посмотреть оперу или спектакль в одиночестве или с друзьями.

В XVIII веке ложи появились почти во всех европейских театрах. Однако строили их уже не для экономии места. Места в ложах подчеркивали статус зрителей. Во многих театрах их арендовали еще во время строительства и оплачивали на много лет вперед. Так, некоторые ложи в театре Liceu в Барселоне переходят по наследству до сих пор: с 1847 года их продолжают арендовать одни и те же семьи. Сегодня классовые различия в выборе места уже не прослеживаются.


Театр Liceu, Барселона

Центральную ложу с лучшим видом на сцену, а также особым убранством и украшением, называют ЦАРСКОЙ. И не случайно. В самых известных театрах страны – таких, как Мариинский, Михайловский, Александринский и Большой — специальные «Царские ложи» строили для монарших особ.


М.А. Зичи. «Император Александр II в Большом театре»

Первый парадный спектакль — в честь императора Александра II и императрицы Марии Александровны — Большой театр дал 30 августа 1856 года. Для них в театре как раз открыли царскую ложу. Места рядом обычно покупали придворные, фавориты, приближенные ко двору аристократы. Иногда монархи лично решали, кто будет сидеть в соседних с ними ложах. Чем ближе к правителю размещался зритель, тем выше был его статус.

В советские времена определение «Царская» заменили на «Центральную», но позже привычное название вернулось. В Астраханском театре оперы и балета Центральную ложу некоторые так и называют Царской. Сюда может попасть любой зритель, купив билет, если места заранее не забронированы для почетных, приглашенных гостей.


Центральная ложа в Театре оперы и балета

Что касается БЕНУАРА, с таких мест было сложно рассмотреть артистов, однако и самих посетителей, которые сидят в ложе бенуар, не видно со стороны зрительного зала. Ранее в некоторых театрах эти места даже дополнительно закрывали специальной сеткой. Через нее можно было следить за залом и сценой и при этом оставаться незамеченным. Вот такие инкогнито из театра получались.


Астраханский драматический театр. Фото: AstraKult

БАЛКОН расположен на самом верху, поэтому здесь без бинокля не обойтись. Зато ни одна деталь не ускользнет от вашего вооруженного взора. Возможно, для восприятия драматического накала страстей кто-то предпочтет спуститься с балкона на землю, но для оперных постановок и концертов это место отлично подходит — идеальный звук и своя атмосфера. Специалисты утверждают, что на третьем ярусе обычно самая лучшая акустика – любителям оперы на заметку.

Кстати, в числе интересных театральных терминов имеет место быть еще и галёрка. Это самый верхний ярус зрительного зала, где расположены самые недорогие места. Из-за дешевизны билета галёрка было довольно популярна у небогатых слоёв населения (преимущественно студентов). Ну а подобная доступность объясняется просто – места зачастую располагаются на невыгодном расстоянии от сцены. Что, конечно, компенсируется стоимостью билета. В Астраханском драмтеатре нам рассказали, что в советское время на галерку продавались билеты стоимостью 20 копеек. Ну а сейчас во время спектакля здесь нельзя находиться по технике безопасности.

Ну вот, теперь вы кое-что узнали и можете смело отправляться за покупкой билета на спектакль и выбором своего заветного места. Желаем приятного просмотра!

Читайте также: