Путин в кресле обложка

Обновлено: 18.05.2024

Фотограф втёрся к нему в доверие вопросом про Beatles. Под катом действительно интересная история и видео с рассказом фотографа, которое выглядит не менее напряженно, чем действие остросюжетного триллера.

«Смотреть в лицо Владимира Путина на портрете 2007 года работы Платона Антониу — это все равно, что заглядывать в дуло заряженного ружья. Бывший президент России производит впечатление ледяного хладнокровия, более смертоносного, чем все измышления создателей Бондианы.»

Дэниел Бир — преподаватель новейшей истории Европы в колледже Роял Холлоуэй Лондонского университета.

Фотограф Платон Антонио, более известный просто как Платон, рассказал изданию Huffington Post об обстоятельствах съёмки самой известной фотографии Владимира Путина, помещённой на обложку журнала Time в 2007 году.

По словам фотографа, на съёмку он пришёл один, принеся с собой переносную студию — оборудование и освещение. Со стороны президента РФ было гораздо больше людей: два переводчика, четыре-пять политических советников и команда «тяжеловесов» — охранников, «бритых, со шрамами».

Платон должен был сделать фото Путина, которое поместят на обложку Time. Чтобы снять атмосферу напряжённости в комнате, фотограф попросил советников Путина задать президенту один вопрос.

Я спросил: «Я англичанин. Я люблю The Beatles. А вы?»

Он повернулся к переводчикам, затем к своим советникам, и после этого на русском приказал им всем выйти из комнаты: «Немедленно!». И они все вышли. Остался я, Путин и все охранники.

Он повернулся ко мне и на идеальном английском произнёс: «Я обожаю The Beatles».


Трюк с вопросом про The Beatles позволил Платону заполучить доверие президента и как следствие сделать более откровенные фотографии, показав настоящую натуру его власти. Люди президента передали Платону, что Путину понравились его фотографии, и автор обложки Time даже получал от него рождественские открытки.

Однако впоследствии обложка Time стала использоваться оппозицией: лицо Путина со снимка перерисовывали, вырезали, защитники прав человека и активисты ЛГБТ помещали его на плакаты. Фотография стала по-настоящему народной, и по мнению Платона, это и есть высшая награда фотографа — однако у неё есть и обратная сторона: «Открытки больше не приходят».

Впрочем, есть и более раннее видео с рассказом о создании этого фото.

Фотограф Платон (Platon) — полу-англичанин, полу-грек. Возможно, это помогает ему соблюдать в своей работе баланс между отстраненностью, верно найденной дистанцией и интересом к людям. За свою карьеру он снял всех ведущих политиков, актеров, музыкантов — и, несмотря на несомненную иронию его взгляда, почти никто не отказывает ему в съемке.

Самые известные фотографии Платона были сделаны крупным планом, но также имели успех и некоторые из его снимков, сделанные с помощью широкоугольного объектива. Например, снимок снизу, на котором запечатлен Билл Клинтон (Bill Clinton). Съемка с нижней точки, а также положение рук Билла Клинтона на коленях делают фотографию объемной, и в то же время не отвлекают. Кстати, именно после этого снимка для журнала «Esquire» он получил широкую известность.

Однако большинство самых узнаваемых снимков Платона были сделаны с помощью телеобъектива. Эти фотографии, фокусирующие внимание на лице персонажа, позволяют под другим углом взглянуть на личность в кадре.

Фотографу не интересны сложные осветительные конструкции или замысловатая композиция. Больше всего его интересует личность, находящаяся перед объективом, и то, что он или она может показать особенного в одну сотую секунды. Большую часть времени Платон сосредоточен на личном контакте со своим объектом, а не на постановке света.

Как он сам упомянул в своем видео-интервью, действия, посвященные фотографированию, занимают лишь три процента времени в его работе, а все остальное посвящено тому, чтобы вытащить наружу истинную личность человека в кадре.

В настоящее время Платон является штатным фотографом в «The New Yorker»,но среди его клиентов встречаются и другие издания, в том числе «Vanity Fair», «Rolling Stone», «Time» и «GQ».

Неизгладимый отпечаток: как создавался самый знаменитый портрет президента России

Фотограф Платон, сделавший несколько обложек и для русского Правила жизни, рассказывает о том, как он снимал Путина для журнала Time.

Тяжелее задания у меня, наверное, не было. Я фотографировал Путина для обложки журнала Time, который назвал его человеком года. И в то, что снимок получится, я не верил до самого конца. Люди из Кремля все время нам говорили, что максимум, на что он согласится, — репортажная съемка во время интервью, позировать он не будет железно, потому что ненавидит смотреть в объектив. Репортажную съемку я, честно говоря, недолюбливаю, мне нужен контакт, мне нужен человек целиком. Но призрачный шанс на студийный портрет все же был, так что я не терял надежды.

После того как мы приехали в Москву с начальством из Time, которое должно было брать у Путина интервью, я пять дней и пять ночей торчал в гостинице — ждал, пока дадут отмашку. На шестой день к подъезду подкатила черная кремлевская BMW. Мы ехали полтора часа и в итоге оказались в темном, почти готическом лесу. Снегу — по колено. Нас высадили у ворот в огромной, пятиметровой стене и стали обыскивать. Два часа я простоял на страшном холоде, пока люди из КГБ перетряхивали всю мою аппаратуру. Их было несколько десятков плюс какое-то количество снайперов по периметру. Наконец, нас пустили внутрь, на дачу Путина. Восемь с половиной часов я промаялся в приемной, где досуг мне скрашивали кремлевский чай, кагэбэшные пирожные и какие-то бутерброды, признаться, немного подсохшие. Около 9 часов вечера вышел охранник и сказал: «Можете идти и готовиться».

К чему готовиться — к репортажу или студийной съемке, он не сказал, а я уточнять не стал. Просто пошел в кабинет Путина и начал расставляться. Поставил штативы, свет, белый фон, который всегда вожу с собой. В какой-то момент я полез искать розетку, но на меня тут же заорали, чтобы я ничего не трогал. Я посмотрел на провода, которые были протянуты по всей комнате, посмотрел на стол, где была «красная кнопка», и подумал: «Черт, я же пришел в кабинет к одному из самых могущественных людей на земле! И чуть тут все не порушил».

В общем, началось интервью. Я стал щелкать своими «лейками» репортажку, но ждал я не этого, мне был нужен Путин — один на один. Через час или около того интервью стало подходить к концу, и тут директора Time говорят: «Господин Путин, мы вам очень благодарны за интервью, но есть еще одна вещь. К чести быть названным человеком года прилагается обязанность — мы должны просить вас сфотографироваться на обложку». Про меня к тому времени все уже давным-давно забыли. И тут Джон Хьюи говорит: «Господин президент, мы привезли с собой замечательного фотографа, его зовут Платон». Когда он меня похвалил, я из-за этого бесконечного ожидания, из-за безумного стресса чуть не прослезился. А Путин смотрит прямо на меня. В общем, совершенно неожиданно для меня и для всех остальных он согласился позировать, наверное, ему просто стало меня жалко. И вдруг я понял: все, он — мой.

Всех выгнали из кабинета, остались только Путин, я и человек 20 из КГБ и Кремля, охрана. Я его спрашиваю: «Скажите, а каково это было — познакомиться с Полом Маккартни?» Дело в том, что я перед съемкой кое-что изучил. Пересмотрел кучу фотографий Путина, и на всех он производил впечатление очень уверенного в себе, могущественного человека. Взять хотя бы эту серию, где он на охоте, — идет такой, голый по пояс, что твой Рэмбо. Но с Маккартни все было совсем иначе — несмотря на то что они встречались в Кремле, Путин не казался каким-то безумно крутым, он был расслаблен, ему было хорошо, он улыбался. Потому что массовая культура побеждает политику. Я подумал: «А вот это уже интересно. На этом-то я его и поймаю». И действительно, когда я спросил Путина про Маккартни, он как-то сразу растаял. И несмотря на то, что я стоял посреди его кабинета, он уже был на моей территории. Он говорит: «Хорошо». А я говорю: «Я вот, например, большой поклонник Beatles, а вы?» Он говорит: «Я тоже». — «А какая у вас любимая песня?» — «Yesterday». И в этот момент — сказалась, наверное, моя наивность и крайнее перевозбуждение — я приобнял его за плечо и сказал: «Вы классный мужик». Все эти кагэбэшники просто оцепенели от ужаса. Меня предупреждали, что трогать Путина ни в коем случае нельзя, максимум — пожать руку. Но все было нормально. Мы еще немного поболтали — о Beatles, о моей маме, о каких-то таких человеческих вещах. Я его раскусил. Я залез ему в душу. Я понял, что все получится. И действительно, на все про все у меня было минут но все в итоге получилось отлично. И хотя я ждал неделю в Москве, хотя меня с ног до головы обшмонали, хотя я день промариновался в приемной, так и не зная до самого последнего момента, удастся ли мне сделать то, что я хочу, игра, безусловно, стоила свеч.

10 обложек зарубежных журналов, посвященных Путину

Владимир Путин объявил о своем выдвижении в президенты и дал еще один повод поместить себя на обложку. Вспоминаем, что западная пресса писала о нем в 2017 году.

The Economist, октябрь 2017

К столетней годовщине Октябрьской революции британский журнал The Economist поместил Путина на обложку в образе царя. На его мундире красуется орден в виде красной звезды и медали, одна из которых повторяет очертания полуострова Крым. «В то время, когда мир отмечает столетие Октябрьской революции, Россия вновь под властью царя», – говорится в подзаголовке.

Путин заслужил свой титул, спася страну от хаоса 1990-х, но добился этого жесткими методами (подавление оппозиции, агрессивная внешняя политика), и это в будущем может сыграть с ним злую шутку, пишет автор. В 2018 году Путин займет президентское кресло в последний раз, и ему предстоит решать проблему передачи власти. Журналист The Economist проводит параллель с октябрьскими событиями и предсказывает, что в отсутствие демократических механизмов новый лидер появится в результате борьбы за власть, которая может стать началом распада России.

TIME, июль 2017

Необычная обложка этого номера Time состоит из множества безликих иконок пользователей интернета, и на ней легко угадывается лицо президента России. Вынос гласит: «Секретный план остановки заговора Путина по выборам».

Автор статьи Массимо Калабреси рассказывает о 15-страничном документе, разработанном американскими киберспециалистами к президентским выборам. По его словам, этот план демонстрирует, насколько «Вашингтон был обеспокоен» действиями России. В нем описаны действия властей в случае кибератак на инфраструктуру выборов – в частности, с задействованием правоохранительных органов, военных и членов Национальной гвардии по запросу Пентагона или президента.

TIME, май 2017

На этой обложке Путина нет, но обойти вниманием ее невозможно. Белый Дом превращается в Храм Василия Блаженного, пока журналисты Time исследуют информационную войну России против Соединенных штатов.

Авторы приходят к выводу, что «Россия, возможно, обрела способность, которую долго не могла развить в годы холодной войны – менять курс событий в США с помощью манипуляции общественным мнением». Это уже не рудиментарные методы вроде кражи переписок американских политиков, а взлом соцсетей, в том числе Twitter, а также распространение фейк-новостей с помощью «фабрики троллей», говорится в материале.

Newsweek, май 2017

Заголовок статьи гласит: «Кампания Путина по уничтожению американской демократии». Коротко суть материала заключается в следующем: Путину повезло с ценами на нефть, у россиян возникло ощущение, что он восстанавливает порядок в стране после Ельцина, и это принесло ему бешеную популярность на родине. «Он, можно сказать, сделал Россию снова великой, и большинству россиян это очень понравилось. Это же позволило Москве убедить перспективных молодых людей стать кибервоинами Матушки-России. Люди, совершившие атаку на Национальный комитет Демократической партии и кампанию Хиллари Клинтон, не были свидетелями холодной войны. В основном это миллениалы под смешными никнеймами, которые весело наводняют хаос».

New Yorker, март 2017

Пожалуй, самая яркая и интересная обложка уходящего года. Не столько из-за того, что на ней изображен Путин, а из-за кириллицы в названии издания. Сам рисунок, на котором президент России через монокль смотрит на бабочку с головой Дональда Трампа, отсылает к самой первой обложке The New Yorker 1925 года.

«Художник Бэрри Блитт изобразил будущее, в котором наш денди (вымышленный персонаж, символ журнала. – Правила жизни) становится Юстасом Владимировичем Тилли, а чешуекрылое под пристальным взором – не кто иной, как ошеломленный Дональд Трамп», – так арт-директор New Yorker Франсуаза Мули описала обложку.

В каверстори под заголовком «Путин, Трамп и новая холодная война» исследуется влияние России на выборы президента в США. Авторы проводят параллель с политикой генсека СССР Юрия Андропова, который «проводил aktivniye meropriyatiya», чтобы не допустить переизбрания Рональда Рейгана. В 2016 году в американском обществе произошел раскол и сложилась благоприятная почва для dezinformatsiya, и российские спецслужбы воспользовались этим, чтобы подорвать веру граждан в демократические институты, считают авторы.

Создатель легендарной обложки Time
Платон: истории перед объективом

Британский портретный и документальный фотограф за свою карьеру успел снять многих политиков, актеров, предпринимателей и музыкантов. Одной из знаменитых работ Платона является портрет Путина, который в 2007 году красовался на обложке журнала Time — тогда президент России был выбран «Человеком года». В нашем материале — фототехникой какой марки пользуется фотограф, в чем состоит фирменный стиль Платона и, конечно же, галерея его запоминающихся работ.


Платон использует камеры Hasselblad на протяжении всей своей профессиональной карьеры и считает, что качество оптики и сенсоров Hasselblad является важнейшим компонентом, позволяющим ему рассказывать визуальные истории, благодаря которым он стал авторитетным фотографом и одним из самых знаменитых творческих фигур своего поколения. Обсуждая систему Hasselblad, Платон отмечает: «Каждый раз, когда я беру в руки камеру Hasselblad, открывается некая дверь. Я знаю, что я не просто буду кого-то фотографировать; обязательно произойдет что-то необыкновенное».

Фирменный стиль Платона с годами стал таким же знаковым и узнаваемым, как и известные личности, которых он фотографирует. Он использует обычные настройки освещения и зачастую простой белый или черный фон или пустую стену, делая все акценты на модели. Несмотря на кажущуюся простоту, его умение уловить суть человека требует невероятного терпения, навыков и интуиции.

Платон мгновенно читает людей и находит к ним подход, помогая им преодолеть напряжение и неловкость, связанную с позированием для портретной съемки. Во время фотосъемки Марка Цукерберга Платону нужно было найти способ преодолеть некую защитную маску основателя Facebook. На первом снятом им портрете Цукерберг явно защищается, не раскрываясь перед камерой.

«Его шея была напряжена, глаза широко открыты. И он словно сопротивлялся каждой моей попытке наладить с ним контакт», — рассказал Платон о знаменитом снимке в интервью PBS News. Пытаясь что-то придумать, Платон спросил его: «Как ты справляешься с неудачами?» На что Цукерберг ответил: «Нет неудач. Я люблю то, что я делаю». Платон сказал: «Так покажи мне».

Полученная в результате фотография является неким преображением; Платону удалось запечатлеть на фото ту сторону Марка, которую мир прежде не видел. Он выглядел элегантным и сдержанным, но не скованным. Этот неожиданный вопрос Платона помог наладить взаимопонимание, а Цукерберг снял свою непроницаемую маску и позволил Платону сделать несколько удачных кадров. И это изменило все.

«Каждый раз, когда я беру в руки камеру Hasselblad, открывается некая дверь. Я знаю, что я не просто буду кого-то фотографировать; обязательно произойдет ​что-то необыкновенное».

Используя наряду с пленочным Hasselblad 553ELX новейшие камеры H5D и H6D, Платон не только наслаждается резкостью и светосилой оптики Hasselblad, но и считает, что развитие технологий значительно помогло повысить качество его работ.

Говоря о Hasselblad H5D, Платон отмечает: «На самом деле я был ошеломлен уровнем детализации, который я могу получить с помощью этой камеры. Я привык к оптике Hasselblad за столько лет; невероятная детализация глаз, ресниц, пор кожи. Это мой визуальный язык; Это мой мир. Есть вещи, которые мне раньше сделать не удавалось, но теперь благодаря технологиям я могу расти как фотограф. И, надеюсь, создавать работы, которые тронут людей».

При съемке влиятельных лиц фотографам редко дается более минут времени на подготовку и зачастую даже меньше на саму фотосессию. Поскольку рабочее время в таких условиях крайне ограничено, фотографам, таким как Платон, необходимо, чтобы их фотоаппарат отвечал самым высоким стандартам качества и стабильности. Отмечая важность надежности своей камеры, Платон сказал: «Для меня большая честь оказаться в месте, где краткий миг буквально становится историей перед моим объективом. Если мое оборудование подводит меня, значит, все напрасно. Так что для меня уверенность в камере, связь с моей камерой являются одними из самых важных вещей в жизни».

Посетите Instagram Платона, чтобы получить представление о невероятных историях, стоящих за его знаковыми фотографиями, и о том, как происходили фотосессии известных личностей.

«Я залез ему в душу»: как создавался самый знаменитый портрет Владимира Путина

В 2007 году журнал Time назвал Владимира Путина «Человеком года». Фото на обложке до сих пор остается одним из самых знаменитых портретов президента России. А знаешь ли ты, что пришлось пережить фотографу ради этого снимка?

«Я залез ему в душу»: как создавался самый знаменитый портрет Владимира Путина

В 2007 году фотограф Платон в составе делегации от журнала Time прилетел в Москву, чтобы сфотографировать Владимира Путина для обложки в статусе «Человека года». Ох, что это был за квест!

«Тяжелее задания у меня не было. Я фотографировал Путина для обложки журнала Time, который назвал его "Человеком года". И в то, что снимок получится, я не верил до самого конца. Люди из Кремля всё время нам говорили, что максимум, на что он согласится, — репортажная съемка во время интервью, позировать он не будет железно, потому что ненавидит смотреть в объектив. Призрачный шанс на студийный портрет всё же был, так что я не терял надежды», — рассказывал Платон в интервью с Esquire.

5 дней и 5 ночей фотограф безвылазно провел в гостинице, ожидая, когда его пригласят на съемку. На шестой день приехала «черная кремлевская BMW».

«Мы ехали полтора часа и в итоге оказались в темном, почти готическом лесу. Снегу — по колено. Нас высадили у ворот и стали обыскивать. Два часа я простоял на страшном холоде, пока люди из КГБ перетряхивали всю мою аппаратуру. Их было несколько десятков плюс какое-то количество снайперов по периметру. Наконец, нас пустили внутрь, на дачу Путина. Восемь с половиной часов я промаялся в приемной, где досуг мне скрашивали кремлевский чай, КГБшные пирожные и какие-то бутерброды», — вспоминал Платон.

Около 9 часов вечера к фотографу подошел охранник и дал отмашку, что можно готовиться к съемке. Но к какой — репортажной или студийной? Уточнять этот момент Платон не стал — от греха подальше. В кабинете у Путина он начал потихоньку расставлять свет и необходимую аппаратуру.

«В какой-то момент я полез искать розетку, но на меня тут же заорали, чтобы я ничего не трогал. Я посмотрел на провода, которые были протянуты по всей комнате, посмотрел на стол, где была "красная кнопка", и подумал: "Черт, я же пришел в кабинет к одному из самых могущественных людей на земле! И чуть тут все не порушил»», — рассказывал фотограф.

Началось интервью, Платон снимал репортажку, но ждал всё-таки студийной съемки — один на один.

«Через час или около того интервью стало подходить к концу, и тут директора Time говорят: "Господин Путин, мы вам очень благодарны за интервью, но есть еще одна вещь. К чести быть названным человеком года прилагается обязанность — мы должны просить вас сфотографироваться на обложку». Про меня к тому времени все уже давным-давно забыли. И тут Джон Хьюи говорит: «Господин президент, мы привезли с собой замечательного фотографа, его зовут Платон». Когда он меня похвалил, я из-за этого бесконечного ожидания, из-за безумного стресса чуть не прослезился. А Путин смотрит прямо на меня. В общем, совершенно неожиданно для меня и для всех остальных он согласился», — делился фотограф.

Всех тут же попросили удалиться из кабинета: остались только Платон, Владимир Путин и «человек 20 из КГБ и Кремля, охрана». А дальше, пожалуй, случился ключевой диалог, благодаря которому и получился легендарный снимок.

«Я его спрашиваю: "Скажите, а каково это было — познакомиться с Полом Маккартни?» Дело в том, что я перед съемкой кое-что изучил. Пересмотрел кучу фотографий Путина, и на всех он производил впечатление очень уверенного в себе, могущественного человека. Взять хотя бы эту серию, где он на охоте, — идет такой, голый по пояс, что твой Рэмбо. Но с Маккартни все было совсем иначе — несмотря на то что они встречались в Кремле, Путин не казался каким-то безумно крутым, он был расслаблен, ему было хорошо, он улыбался. Потому что массовая культура побеждает политику. И действительно, когда я спросил про Маккартни, он как-то сразу растаял. И несмотря на то, что я стоял посреди его кабинета, он уже был на моей территории. Он говорит: «Хорошо». А я говорю: «Я вот, например, большой поклонник Beatles, а вы?» Он говорит: «Я тоже». — «А какая у вас любимая песня?» — «Yesterday».

Читайте также: