Преодолеть препятствие прилечь на диван
Обновлено: 16.05.2024
Ученики и средних, и старших классов испытывают эти трудности.
Во-первых, это происходит оттого, что приставки пре- и при- на слух не различаются, а значение каждой приставки не всегда легко определить. Во-вторых, часто в слове несколько приставок, поэтому найти их, а тем более определить, какое значение слову придала каждая из приставок, бывает нелегко. В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре-/ при- входят в корень или являются иноязычными приставками, имеющими совсем другое значение. Чтобы не ошибиться в правописании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова.
Задание 1. Предложите ученикам обозначить в словах приставки пре-/при-, если они есть.
Пример, премьера, прическа, природа, принцесса, причина, прелестный, премия, приморье, предмет, пришкольный, запрещенный, призовой, препятствие, премудрый.
Задание 2. Предложите ученикам обозначить в словах приставки пре- / при-.
Приплясывать, бесприютный, времяпрепровождение, преспокойно, приговаривать, беспристрастный, приклеить, причудливый, непрерывный, прикреплять, приползти.
На начальном этапе знакомства с правилом правописания следует объяснить, почему приставки пре- / при- трудно различить.
I. Что может обозначать приставка при-?
• Знакомство с первым значением приставки при-.
Задание 3. Догадайтесь, какое общее значение есть у этих слов.
Прикатился, пришвартовался, приехал. (Приближение.)
• Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-.
Задание 4. Попробуйте записать слова, обозначающие приближение к какому-то месту спортсмена, мяча, змеи, птицы, коня, рыбы. (Прибежал, прикатился, приползла, прилетела, прискакал, приплыла.)
Дополнение к этому правилу: приставку при- мы употребляем не только когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его кто-то приблизил: притащил, привез, принес.
• Знакомство со вторым значением приставки при-.
Часто люди занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные предметы.
• В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.
Задание 5 (на закрепление). Замените словосочетания одним словом.
Присоединить: с помощью веревки, с помощью клея, с помощью цепей, с помощью молотка и гвоздей, с помощью иголки и нитки, с помощью винтов и шурупов, с помощью паяльника.
(Привязать, приклеить, приковать, приколотить, пришить, прикрутить, припаять.)
Следует предупредить учеников о том, что могут возникнуть трудности, если неправильно определить значение этой приставки.
Задание 6. Найдите слова, которые объяснены неверно, и определите, в чем ошибка.
Пригрелся – присоединился к грелке.
Прислонился – присоединился к слону.
Приструнил – присоединился к струнам.
Приколол – присоединил булавкой.
Приголубил – присоединил к голубю.
Приключение – присоединился к ключу.
Прикрикнул – присоединился к крикам окружающих.
Причудился – присоединился к чуду.
Слова с приставкой при-, обозначающей приближение или присоединение, часто имеют антоним.
Задание 7. Предложите ученикам подобрать антоним с приставкой при- к следующим словам:
отклеить (приклеить);
уехал (приехал);
убавить (прибавить);
отослать (прислать);
отплыть (приплыть);
унести (принести);
отчалить (причалить).
• Знакомство с третьим значением приставки при-.
Вначале дать задание 8: образуйте с помощью приставки при- прилагательные от данных слов:
участок около Волги (приволжский);
гостиница при дороге (придорожная);
участок при усадьбе (приусадебный);
пристройка при станции (пристанционная).
• Приставка при- обозначает нахождение около чего-то, близость.
Задание 9 (на закрепление данного правила): выделите только те слова, которые имеют значение нахождения около чего-либо:
приднепровский, прибалтийский, приволье, пристань, притяжение, пригородный, прирожденный.
• Знакомство с четвертым значением приставки при-.
Если в комнате душно, то можно слегка открыть (приоткрыть) окно. Вы не замолчали совсем, а только приумолкли. Вы устали, но очень торопитесь, поэтому только присели на минутку.
• Если что-то делается не в полную силу, не до конца, такие действия называются неполными, а слова, обозначающие их, пишутся с приставкой при-.
Задание 10 (на закрепление этого правила). Замените словосочетания одним словом с приставкой при-.
Ветки слегка наклонили (приклонили).
Пироги не совсем сгорели (пригорели).
Слегка затормозил (притормозил).
Заглушил чуть-чуть звук радио (приглушил).
Остановился на минутку (приостановился).
Лег на одну минутку (прилег).
Запорошило снегом слегка (припорошило).
Заснул ненадолго, где-то приткнувшись (прикорнул).
Слегка поднялся с земли (приподнялся).
Собеседник немного задумался (призадумался).
Буря ненадолго утихла (приутихла).
II. Что может обозначать приставка пре-?
Первое значение приставки: очень, самый, весьма.
Сильно повысил скорость (превысил).
Очень высокий (превысокий).
Очень мудрый (премудрый).
Очень старый (престарый).
Очень милый (премилый).
Второе значение приставки: приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.
Преграда (перегородка, перегородить).
Прервать (перервать).
Претерпеть (перетерпеть).
Беспрестанно (не переставая).
В конце можно выполнить следующие задания.
Задание 11. Образуйте от данных слов другие слова при помощи приставок пре- и при-.
Быть (прибыть).
Богатый (пребогатый).
Бежать (прибежать).
Строить (пристроить).
Школьный (пришкольный).
Коснуться (прикоснуться).
Везти (привезти).
Помнить (припомнить).
Обрести (приобрести).
Сесть (присесть).
Задание 12. Напишите небольшой диктант с грамматическим заданием: выделите приставки при-, пре- и объясните их значение, где это возможно.
Обезьяна Пэтти из зоопарка одного из городов Америки приютила мышонка. Тот случайно забежал к ней в клетку. Попытки сторожей отнять приемыша претерпевали неудачу. Пэтти всячески препятствовала этому. Она прижимала мышонка к груди, сопротивлялась, не давала прикоснуться к нему. С тех пор она ведет себя как нежная мамаша. Пэтти делится с мышонком пищей, презабавно играет с ним, укладывает спать.
(Обратите внимание на написание слов приемыш, претерпевала, препятствовала и их лексическое значение.)
III. Правописание приставок пре-, при- с неясными значениями
Усвоение таких приставок требует активной работы со словарями: орфографическими, толковыми, этимологическими, иностранных слов. Без серьезной исследовательской работы, без проверки каждого конкретного слова с неясным значением по словарям, справочникам, без зрительного запоминания этой лексики, без продуманной системы введения ее в активную речевую практику здесь не обойтись. Нужна большая орфографическая практика, построенная на разнообразном материале и пронизанная хорошим знанием теории. Предлагаю дидактический материал для отработки правила в средних и старших классах.
Диктант на распространение
Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками пре- / при-.
Он стоял, __________ к стене (прислоняясь). Татьяна верила __________ простонародной старины (преданьям). Она __________ к себе всеобщее внимание (привлекала). Деревня, где скучал Евгений, была __________ уголок (прелестный). На холмах пушки, __________, __________ свой голодный рев (присмирев, прервали). Служить бы рад – __________ тошно (прислуживаться). Уж коли зло __________, забрать все книги бы да сжечь (пресечь). В человеке все должно быть__________ (прекрасно). И дым Отечества нам сладок и __________ (приятен).
Диктант на замену
Замените и запишите данные слова и выражения одним словом с приставками пре- или при-.
Подарить (презентовать); случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода (прецедент); оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна); сторонник чего-либо, кого-либо (приверженец); первенство (приоритет); исключительное право государственного органа, должностного лица (прерогатива); слишком разборчивый, с прихотями, с капризами (привередливый); предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное (презумпция); вступительная часть музыкального произведения (прелюдия); глава государства (президент), продолжатель (преемник); трон монарха (престол); несправедливый, основанный на предвзятом отношении, необъективный (пристрастный); ад (преисподняя); проявление высокомерного отношения к кому- или чему-либо (пренебрежение); забавная, остроумная поговорка (прибаутка); бедный человек, живущий из милости в богатом доме (приживальщик); идущий в порядке последовательности от одного к другому (преемственный); превосходство (преимущество); раболепствовать, подличать (презр.) (пресмыкаться); человек, который подлежит призыву на военную службу (призывник); совершенно переделать, изменить к лучшему (преобразовать); торжественно подарить, вручить, передать (преподнести); воплотить в каком-нибудь виде (претворить); перестать делать что-нибудь (прекратить); возражать, говорить наперекор (пререкаться); гнаться за кем-нибудь, не оставлять в покое (преследовать); осуществить на деле (применить); видный, представительный (презентабельный); приобретший сомнительную славу (пресловутый); требование, предъявление своих прав (притязание).
Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в две колонки слова с приставками пре- / при-, определите значение приставок.
Свет моря и воздуха, свет солнца и блеск, присущий человеческой радости и уму, – именно это Гарт увидел в глазах женщины. Оренбург претерпел бедственную осаду. Мой собеседник явно преуменьшал опасности предстоящего восхождения на вершину. Бричка качалась во все стороны и наделяла его (Чичикова) пресильными толчками. Альпинистам приходится преодолевать неисчислимые препятствия, пробираясь в горах.
Задание 13 (на различение слов). Сравните значение приставок в данных парах слов.
Русский, помогите сделать пожалуйста
1) (небольшой) ЦИРК - в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) ДРЕВНЕРУССКИЙ (язык) - сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе
3) КОСИТь (траву) - написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в
слове суффикса -А-.
4) РЕЗАНЫЕ (овощи) - в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с
помощью суффикса -АН-, пишется Н.
5) ЛУЖОК - в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
1) ПРИСЕЛ (на стул) - правописание приставки не зависит от лексического значения.
2) РАСПИЛИТЬ (доску) - в приставках, оканчивающихся на -3- и -С-, перед звонкими согласными пишется 3,
перед глухими согласными - С.
3) ВЕЩЕСТВЕННЫЙ - вприлагательных, образованных от существительных с основой на -Н- с помощью
суффикса -Н-, пишется НН.
4) БЕЗВЕТРЕННЫЙ (день) - в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н- с помощью
суффикса -Н-, пишется НН.
5) МОЛОДЕжь - мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: у существительных женского рода в Им. п.
ед. ч.: дочь, тушь, ночь.
1) ПРИЛЕГ (на диван) - правописание приставки не зависит от лексического значения.
2) РАЗБИТЬ (стакан) - в приставках, оканчивающихся на -3 и -С, перед звонкими согласными пишется 3, перед
глухими согласными - С.
3) СВИНОЙ - в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н- с помощцсуффикса -Н-,
4) ОЛОВЯННЫЙ (стол) - в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н- с помощыю
суффикса -Н-, пишется НН.
5) ПОЛночь - мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: у существительных женского рода в Им. п.
ед. ч.: дочь, тушь, ночь, молодёжь.
1) ПРЕИНТЕРЕСНАЯ (книга) - приставка ПРЕ- пишется в значении «очень».
2) КРЫЖОВНИК - в суффиксахсуществительныхпосле шипящих пишется буква О.
3) УдиВИТЕльный - в корне слова пишется буква И, потому что это непроверяемая гласная, слово нужно
4) ПОЛУАВТОМАТ - слова с ПОЛУ- пишутся слитно.
5) (щенки) ПОДРОСЛИ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
1) СГИБ (колена) - правописание приставки не зависит от последующего согласного.
2) ПРОЛОЖЕННАЯ (дорога) - в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.
3) (много) ЗАДАЧ - мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных ж. р. и ср. р. в род. п.
4) СДЕЛАТЬ (уроки) правописание приставки зависит от последующего согласного.
5) ПО-ТОВАРИЩЕСКИ - наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ пишутся через дефис.
1) РАССтиЛАТь - правописание чередующейся гласной в корне не определяется правилом (является
2) НИЗКИЙ (берег) - в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.
3) (говорил) ПО-НЕМЕЦКИ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
4) (отнюдь НЕ) ЗАБОТЛИВЫЙ - причастие с зависимым словом пишется с НЕ раздельно.
5) РАЗЪЯСНИТЬ - буква Ъ пишется в корне слова для обозначения твёрдости предшествующего согласного
1) ИЗБЕЖАТЬ (проблему) - правописание приставки не зависит от последующего согласного.
2) ВЫБЕЛЕННЫЙ (мелом) - в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН
3) ПОЛ-АНАНАСА - пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного пишется через дефис, если существительное начинается с гласной буквы или согласной Л.
Предложения со словосочетанием «перебраться на диван»
Для меня было спасением перебраться на диван к холодильнику, но теперь вместо бабушкиного храпа я слышала абсолютно всё, что происходило на соседской территории в зоне туалета, ванны и кухни.
Я же переползла на место, где только что лежал укушенный, и раскинула лапки, как бы намекая, что кровать отныне занята, а кое-кому придётся либо отменить бойкот и извиниться, либо перебраться на диван в гостиной.
Служанка поставила еду на низкий столик у дивана. Нянька подала гостье руку и помогла сесть на массажном столе, а потом перебраться на диван.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мелящий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Съев тарелку супа и булочку с яблочным повидлом под радостным взглядом бабушки, я без сил перебралась на диван.
Телефонный звонок раздался в субботу ближе к середине дня, когда мы после плотного завтрака собирались перебраться на диван и заняться «повторением пройденного».
– Хорошо, хоть так думаешь, и на этом тебе спасибо! – с иронией сказала она и ушла на кухню. Настроение было испорчено, и он с кресла перебрался на диван.
Я ничего не сказала, просто перебралась на диван, подобрав под себя ноги, склонила голову на подлокотник и стала ждать.
Проигнорировала его протянутую руку и, пускай с трудом, но всё же самостоятельно перебралась на диван.
Уже некоторое время спустя я опять перебрался на диван с бутылкой какого-то фруктового напитка и открытой банкой с халвой.
Потом перебралась на диван, развлекая сына и мужа рассказом о прошлых новогодних желаниях, многие из которых сбылись.
Ассоциации к слову «диван»
Синонимы к словосочетанию «перебраться на диван»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «перебраться на диван»
- Придя к себе, Ипполит Сергеевич зажёг лампу, достал книгу и хотел читать; но с первой же страницы он понял, что ему будет не менее приятно, если он закроет книгу. Сладко потянувшись, он закрыл её, повозился в кресле, ища удобной позы, но кресло было жёсткое; тогда он перебрался на диван . Сначала ему ни о чём не думалось, потом он с досадой вспомнил, что скоро придётся познакомиться с Бенковским, и сейчас же улыбнулся, припоминая характеристику, данную Варенькой этому господину.
Сочетаемость слова «перебраться»
Сочетаемость слова «диван»
Значение слова «перебраться»
ПЕРЕБРА́ТЬСЯ , -берусь, -берёшься; прош. перебра́лся, -брала́сь, -брало́сь и -бра́лось; сов. (несов. перебираться). Разг. 1. Перейти или переехать через что-л., преодолевая какое-л. препятствие. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «диван»
ДИВА́Н 1 , -а, м. Род мебели большого размера, обычно мягкой, для сидения и лежания.
ДИВА́Н 2 , -а, м. 1. Совет высших сановников при султане в старой Турции. (Малый академический словарь, МАС)
Дополнительно
Значение слова «перебраться»
ПЕРЕБРА́ТЬСЯ , -берусь, -берёшься; прош. перебра́лся, -брала́сь, -брало́сь и -бра́лось; сов. (несов. перебираться). Разг. 1. Перейти или переехать через что-л., преодолевая какое-л. препятствие.
Значение слова «диван»
ДИВА́Н 1 , -а, м. Род мебели большого размера, обычно мягкой, для сидения и лежания.
ДИВА́Н 2 , -а, м. 1. Совет высших сановников при султане в старой Турции.
Синонимы к словосочетанию «перебраться на диван»
Ассоциации к слову «диван»
Сочетаемость слова «перебраться»
Сочетаемость слова «диван»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Предложения со словосочетанием «прилечь на диван»
Кто-то будет медитировать, кто-то пойдёт в церковь помолиться, другому для подключения к космосу понадобится высокая поэзия, а кому-то достаточно прилечь на диван и поспать часок-другой, и организм снова будет полон сил.
Низкий уровень витамина D делает вас болезненной и усталой, заставляет прилечь на диван и забыть о гимнастике.
В её глинобитном домике земляной пол, нет электричества и воды, так что, пожалуй, ей приятнее провести день в доме, где можно запросто прилечь на диван перед телевизором.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заколотый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Женщина откровенно маялась. Отошла от окна и снова прилегла на диван. Её губы что-то беззвучно прошептали.
После вкусного ужина все занялись своими любимыми делами, мама прилегла на диван с книжкой, папа доделывал очередную модель самолёта, Егорка пошёл в свою комнату, котёнок за ним.
Девушка раздражённо задёрнула шторы и вновь прилегла на диван. Глаза закрывались сами собой, хотя на часах не было ещё и десяти ночи.
Мать настолько прониклась этим знанием, что однажды в самый критический момент своей жизни, не зная, как дальше жить и что делать, в отчаянии прилегла на диван, закрыла глаза и тут же увидела экран телевизора.
А после обеда я планировала прилечь на диване в обнимку с любимой книжкой, накрывшись шерстяным пледом.
Поэтому рекомендуется прилечь на диван, укрыться тёплым пледом и (бездействуя!) подумать о ком-то или о чём-то приятном.
Помню, у меня поднялась высокая температура, это как раз в выходной было, но я не посмела прилечь на диван.
В тот день я впервые за долгие годы сам стал готовить себе завтрак (с надрывом я вспоминаю, как накануне вечером она в последний раз мне готовила и говорила уже, что слабость – немного постоит у плиты и идёт в залу прилечь на диван).
Он прошелся по нумеру, все еще в рубашке, без галстука, потом прилег на диван, подложил кожаную дорожную подушку под голову и закурил, – так время скорее ползет.
Особенно когда у тебя маленькие дети и после полубессонной ночи так тянет просто прилечь на диван и с головой накрыться одеялом.
Придя домой, я поняла, что переговоры с будущими лечителями меня утомили, даже пришлось прилечь на диван с книжкой знаменитого московского критика…
– Думаю, что тебе лучше прилечь на диван. Я вызову скрытые образы в твоей памяти, от этого может закружиться голова, и ты будешь дезориентирована.
Какая нега охватывает тело, когда после умывания и легкого завтрака вдруг появится возможность прилечь на диван и впасть в забытье удивительно тонкого и нежного сна, который незаметно граничит с явью, так что слышишь все звуки и голоса вокруг.
От последних мыслей у девушки набежали слёзы на глаза, она в бессилии прилегла на диван, поджав ноги и уткнувшись в подушку, разрыдалась.
После выполненных дел, девушка выдохнула от усталости после проделанной работы и пошла в комнату, где прилегла на диван и уснула.
Кто-то будет медитировать, кто-то пойдёт в церковь помолиться, другому для подключения к космосу понадобится высокая поэзия, а кому-то достаточно прилечь на диван и поспать часок-другой, дабы организм снова пополнил силы.
Подумала было снова прилечь на диван, и даже прихватила с одеяло со стула, как тут взгляд мой упал на ноутбук.
Конспект урока на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»
Конспект урока разработан на основе разноуровневой технологии обучения, задания представлены тремя уровнями: А (слабый), В (средний), С (сильный).
Цели урока:
1) дать представление о правописании гласных в приставках пре- и при-;
2) развивать орфографическую грамотность;
3) совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу;
4) воспитывать культуру умственного труда.
ОБГОУ «Смоленская специальная
школа I и II видов»
Конспект урока по русскому языку
«Гласные в приставках пре- и при-»
учитель русского языка и литературы
Баянова Лариса Александровна
Конспект урока
1. Название модуля: « Гласные в приставках пре- и при- ».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания гласных в приставках пре- и при-.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление о правописании гласных в приставках пре- и при-;
развивать орфографическую грамотность;
совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу ;
воспитывать культуру умственного труда.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква И?
1) без..дейный, пред..стория, сверх. нтересный, от..скать;
2) под..скать, меж. нститутский, небез..нтересный, пред. дущий;
3) сверх. зысканный, меж. здательский, по. грать, сверх. дейный;
4) под..тожить, под..грать, без..сходность, под. скать.
Альтернативный вопрос. Расскажите правило о правописании букв И — Ы после приставок. Приведите примеры. (После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].
бе зы звестный ( и звестный); по ды тожить ( и тог)
После приставок сверх- и меж- пишется буква И.
свер хи зысканный (после сверх-), ме жи нститутский (после меж-) ).
В каждой строке найдите «четвертое лишнее» .
а) без. мянный, об. скать, без. скусный, меж. гровой;
б) пред. стория, супер. гра, от. грывать, без. дейный;
в) пре. нтересный, роз. ск, меж. нститутский, сверх. нтересный.
Ответ. а) безЫмянный, обЫскать, безЫскусный, межИгровой;
б) предЫстория, суперИгра , отЫгрывать, безЫдейный;
в) преИнтересный, розЫск , межИнститутский, сверхИнтересный.
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
1. М еж. гровая тренировка, не. нтересный фильм.
2. Б ез. скусный рассказ, вз. скательный вкус.
3. С верх. зысканные манеры, с. грать шутку.
4. Без. сходное положение, меж. здательское соглашение.
Ответ . 1Б, 2А, 3Г, 4В .
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Гласные в приставках пре- и при-
Приставкапре- пишется :
а) если приставка пре- близка по значению к слову «очень», например: преинтересный (= очень интересный), преувеличивать (очень увеличивать);
б) если приставка пре- близка по значению к приставке пере-,например:преступать (= переступать).
Приставкапри- пишется в словах со значением:
а) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать,прибивать,примыкать;
б) близости, например: прибрежный,пришкольный;
в) совершения действия не в полном объеме, например: приоткрыть,приостановиться.
в) закрепление ранее изученного материала.
Уровен ь А.
Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся: Объясните правописание данных слов.
Приоткрыть дверь, премудрый пескарь, преодолеть подъем, многочисленные препятствия, пришить пуговицу, преинтересный фильм, пригородные поезда, прикрепить к платью, прекрасное произведение.
Ответ . Приоткрыть (неполнота действия) дверь, премудрый (=очень мудрый) пескарь, преодолеть (= пере) подъем, многочисленные препятствия (= пере), пришить (присоединение) пуговицу, преинтересный (= очень интересный) фильм, пригородные (близость) поезда, прикрепить (присоединение) к платью, прекрасное (=очень красивое) произведение.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. Е: предобрый, превращение, пребольно, преграда, превеселый;
И: присесть, пришкольный, пританцовывать, пришить, принарядится.
Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.
1) превозносить, превосходить, прибежать, превратить;
2) присесть, приоткрыть, притягивать, препятствовать;
3) прибрежный, приплыть, пресветлый, прилечь;
4) преодолеть, приморский, препятствие, прекратить.
Ответ . 1) прИбежать; 2) прЕпятствовать; 3) прЕсветлый; 4) приморский.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. 1) ПРЕ: прегрубый, прекратить, преотличный, превращение, превысокий, препятствие. 2) ПРИ: приоткрыть, пришить, приподнять, прицепить, придорожный, привязывать.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Вставьте пропущенные буквы.
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_образование, пр_града, пр_забавный котенок.
Ответ . ПрИдорожный, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕвращение, прЕследование, прИбрежный, прЕображение, прЕобразование, прЕграда, прЕзабавный котенок.
Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.
1) превозносить, превосходить, прибежать, превратить;
2) присесть, приоткрыть, притягивать, препятствовать;
3) прибрежный, приплыть, пресветлый, прилечь;
4) преодолеть, приморский, препятствие, прекратить.
Ответ . 1) прИбежать; 2) прЕпятствовать; 3) прЕсветлый; 4) приморский.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. Е: предобрый, превращение, пребольно, преграда, превеселый, предатель, препятствие;
И: присесть, пришкольный, пританцовывать, пришить, принарядится, прижечь, приграничный.
Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при-; совершенствовать умение заменять сочетания слов одним словом, подходящим по смыслу .
Методический комментарий для учащихся: замените сочетания слов одним словом с приставками пре- или при-. Запишите эти слова.
добавил к написанному —
пирог немного сгорел —
немного открыли окно —
площадь у вокзала —
поселок при городе —
очень добрый —
Ответ . Д обавил к написанному — приписал; пирог немного — пригорел; немного открыли окно — приоткрыли; площадь у вокзала — привокзальная; поселок при городе — пригородный; очень добрый — предобрый; очень светлый — пресветлый .
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. 1) ПРЕ: прегрубый, прекратить, преотличный, превращение, превысокий, препятствие, презабавный, превышение. 2) ПРИ: приоткрыть, пришить, приподнять, прицепить, придорожный, привязывать, приозёрный.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Вставьте пропущенные буквы.
Пр_дорожный, пр_успеть, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_остановиться, пр_образование, пр_прятать, пр_увеличить, пр_града, пр_забавный котенок.
Ответ . ПрИдорожный, прЕуспеть, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕвращение, прЕследование, прИбрежный, прЕображение, прИостановиться, прЕобразование, прИпрятать; прЕувеличить, прЕграда, прЕзабавный котенок.
Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли распределены в столбики слова. Рядом со словами, которые следует отнести в другую группу, поставьте номер нужного столбика.
1.Приставкапри-
2.Приставкапре-
Пр_ставить,
пр_школьный,
пр_восходить,
пр_внести,
пр_готовленный,
пр_частный,
пр_ехать,
пр_близиться,
пр_нимать
Пр_великий,
пр_образование,
пр_дание,
пр_вышение,
пр_подаватель,
пр_поднести,
пр_ложить,
пр_сыщение
пр_ем
1.Приставкапри-
2.Приставкапре-
ПрЕвеликий, 2
прИшкольный,
прЕвосходить, 2
прИвнести,
прИготовленный,
прЕвышение, 2
прИблизиться,
прИнимать
ПрИставить, 1
прЕобразование,
прЕдание,
прИехать, 1
прЕподаватель,
прЕподнести,
прИложить, 1
прЕсыщение
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. Е: предобрый, превращение, пребольно, преграда, превеселый, предатель, препятствие, преспокойный, преследовать;
И: присесть, пришкольный, пританцовывать, пришить, принарядится, прижечь, приграничный, притронуться, прибрежный.
Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся: Заполните таблицу собственными примерами (по 7 слов).
Приставка ПРЕ-
Приставка ПРИ-
Возможный ответ . ПРЕ: п рИдорожный, прИоткрыть, прИсесть, прИглушить, прИморский, прИбрежный, прИостановиться, прИпрятать. ПРИ: ПрИдорожный, прИоткрыть, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прИбрежный, прИостановиться, прИпрятать.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. 1) ПРЕ: престарелый, прекратить, преотличный, превращение, предатель, препятствие, презабавный, превышение. 2) ПРИ: приключение, пришить, приподнять, прицепить, придорожный, привязывать, приозёрный.
Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .
Методический комментарий для учащихся : Вставьте пропущенные буквы.
Пр_дорожный, пр_успеть, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_остановиться, пр_образование, пр_прятать, пр_увеличить, пр_града, пр_забавный котенок, пр_крепкий чай, пр_крыть форточку, пр_взойти самого себя, пр_слониться к двери, пр_кратить спор.
Ответ . ПрИдорожный, прЕуспеть, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕвращение, прЕследование, прИбрежный, прЕображение, прИостановиться, прЕобразование, прИпрятать; прЕувеличить, прЕграда, прЕзабавный котенок, прЕкрепкий чай, прИкрыть форточку, прЕвзойти самого себя, прИслониться к двери, прЕкратить спор.
5. Выходной контроль.
1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется И.
2. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.
3. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква И?
а) пр. одолеть, пр. дорожный, пр. шить;
б) пр. цепить, пр. рвать, пр. следование;
в) пр. бивать, пр. усадебный, пр. открыть;
г) пр. мудрый, пр. кратить, пр. спокойный.
4. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква Е?
а) пр. остановиться, пр. озерный, пр. грубый ;
б) пр. интересный, пр. милый, пр. града ;
в) пр. отличный, пр. ключение, пр. смешной;
г) пр. жечь, пр. гнуть, пр. отличный.
5. В каждой строке найдите «4-е лишнее»
а) пр. тронуться, пр. мять, пр. следовать, пр. ручить;
б) пр. датель, пр. ломление, пр. спокойный, пр. топнуть;
в) пр. плыть, пр. бавить, пр. вязать, пр. скучный .
Ответы. 1 – а, б, г. 2 – а, в, д. 3 – в. 4 – б. 5 – 1) преследовать; 2) притопнуть; 3) прескучный .
1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется И.
2. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.
3. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква И?
а) пр. одолеть, пр. дорожный, пр. шить;
б) пр. цепить, пр. рвать, пр. следование;
в) пр. бивать, пр. усадебный, пр. открыть;
г) пр. мудрый, пр. кратить, пр. спокойный.
4. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква Е?
а) пр. остановиться, пр. озерный, пр. грубый ;
б) пр. интересный, пр. милый, пр. града ;
в) пр. отличный, пр. ключение, пр. смешной;
г) пр. жечь, пр. гнуть, пр. отличный.
5. В каждой строке найдите «4-е лишнее»
а) пр. тронуться, пр. мять, пр. следовать, пр. ручить;
б) пр. датель, пр. ломление, пр. спокойный, пр. топнуть;
в) пр. плыть, пр. бавить, пр. вязать, пр. скучный .
6. В какой строке на месте пропуска во всех словах пишется буква И.
а) пр. плыть, пр. возносить, пр. бегать, пр. вязать;
б) пр. интересный, пр. ломить, пр. скучный, пр. соединить;
в) пр. скакать, пр. близиться, пр. бавить, пр. колоть;
г) пр. неприятное, пр. одолеть, пр. ехать, пр. клеить.
Ответы. 1 – а, б, г. 2 – а, в, д. 3 – в. 4 – б. 5 – 1) преследовать; 2) притопнуть; 3) прескучный . 6– в.
1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется И.
2. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.
3. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква И?
а) пр. одолеть, пр. дорожный, пр. шить;
б) пр. цепить, пр. рвать, пр. следование;
в) пр. бивать, пр. усадебный, пр. открыть;
г) пр. мудрый, пр. кратить, пр. спокойный.
4. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква Е?
а) пр. остановиться, пр. озерный, пр. грубый ;
б) пр. интересный, пр. милый, пр. града ;
в) пр. отличный, пр. ключение, пр. смешной;
г) пр. жечь, пр. гнуть, пр. отличный.
5. В каждой строке найдите «4-е лишнее»
а) пр. тронуться, пр. мять, пр. следовать, пр. ручить;
б) пр. датель, пр. ломление, пр. спокойный, пр. топнуть;
в) пр. плыть, пр. бавить, пр. вязать, пр. скучный .
6. В какой строке на месте пропуска во всех словах пишется буква И.
а) пр. плыть, пр. возносить, пр. бегать, пр. вязать;
б) пр. интересный, пр. ломить, пр. скучный, пр. соединить;
в) пр. скакать, пр. близиться, пр. бавить, пр. колоть;
г) пр. неприятное, пр. одолеть, пр. ехать, пр. клеить.
Читайте также: