Преодолеть препятствие прилечь на диван превышать скорость пристрочить рукав приоткрыть дверь

Обновлено: 03.05.2024

Тип 10 № 14457

1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;

2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;

3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал

4) с..ехидничать, уст..е, в..юга

5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1. прИстрастный, прЕвышение (скорости), прЕграда;

2. беЗграмотный, чреЗмерный, воЗзвание;

3. рАсположившийся, понАслышке, рАзвал;

4. сЪехидничать, устЬе, вЬюга;

5. непОладки, нАвьючить, пОлагать.

Слово «престрастный» в словарях не указано.

Правило: Задание 10. Правописание приставок. Обобщение

и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.

Орфограммы, проверяемые в данном задании:

9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки

1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.

2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:

отказать — Отклик, наказать — нАспех.

3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,

где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.

4. Приставка ПРА- употребляется в словах:

5. Приставка ПА- встречается только под ударением:

6. Следует различать пары:

ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный

ПОделка и ПОДделка

ПОдевать и ПОДдевать

ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный

ПОдразнить и ПОДдразнить

9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С

ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)

которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.

3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)

звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

С — перед глухим согласным (расСматривать)

глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.

2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.

В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.

3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).

В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).

5. Близ — предлог (близ дома).

Но: близстоящий, близсидящий (причастие).

9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.

Приставка ПРИ- имеет значение:

— близость (приморский — близко от моря);

— неполное действие (приоткрыть);

— действие, доведённое до конца (придумать);

— близкое к приставке ДО- (приписывать);

— усиление действия (приналечь);

— действие в собственных интересах (принарядиться).

Приставка ПРЕ- имеет значение:

— очень (прекрасный — очень красивый);

— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).

В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:

прИбывать в город — прЕбывать в городе;

прИдать вид — прЕдать друга;

прИзреть сироту — прЕзирать недруга;

прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);

прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);

прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)

прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);

прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);

прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);

прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);

прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);

прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);

прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;

прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);

прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)

прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)

Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:

пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.

Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.

Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

На экзамене по русскому языку учащиеся могут столкнуться с различными формулировками задания 4, связанного с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-. Рассмотрим возможные варианты:

1. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

2. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

3. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

4. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «расположение вблизи».

5. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.

Вспомним соответствующее правило.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

(обобщающая таблица) [1]

приставки ПРЕ-

приставки ПРИ-

Высокая степень качества или действия (= очень, весьма, самый, слишком)

Присоединение

(значение соединения чего-то с чем-то);

приближение

(значение движения к какой-либо цели);

прибавление

(значение увеличения размеров чего-либо, прибавления чего-то к уже имеющемуся)

Исключения: привольный

Сходство со значением приставки пере-

(однако следует учитывать, что прямую замену

чаще всего сделать невозможно)

Неполнота действия

Нахождение вблизи

чего-нибудь (около, близко)

Доведение действия

до конца или совершение действия в чьих-то интересах

Очень важно учитывать следующее:


1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:


ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют)

ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку)

ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам)

ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон)

ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться)

ПРИПИРАТЬ (дверь) – ПРЕПИРАТЬСЯ (перебраниваться) и многие др.


2. Есть слова, в которых написание гласной невозможно объяснить изложенным в таблице правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В данных случаях необходимо пользоваться орфографическим словарем.

Задание 1. Вставить в слова пропущенные буквы.

Пр. жимать, пр. богатый, пр. многоуважаемый, пр. тягательный, пр. открытый, пр. занятный, пр. росший, пр. чудесный, пр. вознесенный, пр. умолкать, пр. бедняться, пр. резанный, пр. лезший, пр. печь, пр. образовать, пр. сыщение, пр. щучивать, пр. метывать, пр. тереть, пр. ставлять, пр. острый, пр. пухлый, пр. вкусный, пр. варить, пр. щелкивание, пр. взошедший, пр. бытие, пр. дполетный, пр. дусматривать, пр. способленец, пр. менение, пр. двещать, пр. падок, пр. фект, пр. дпр. нятый, пр. доставление, пр. дседатель, пр. творщица, пр. дпосланный, пр. дзнаменовать, пр. восходить, пр. небрежение, пр. образить, пр. людия, пр. емщица, пр. дзнаменование, пр. смыкающееся, пр. вкус, пр. восходящий, пр. дательство, пр. ступление, пр. кращенный, пр. дполагаемый, пр. рывистый, пр. дстартовый , пр. высить, пр. умыть, пр. дсенокосный, пр. творный, пр. дъявитель, пр. слать, пр. зреть, пр. подобный, пр. кусывать, пр. гасить, пр. скучный, пр. волье, пр. странный, пр. драсположенность, пр. образователь, пр. вой, пр. дметно-тематический, пр. клоненный, пр. земистый, пр. ценяться, пр. долимпийский, пр. подносить, пр. миальный.

Задание 2. Вставить в словосочетания пропущенные буквы.

Пр. восходный результат, пр. вышать скорость, пр. данья старины глубокой, пр. градить дорогу, пр. ступить закон, пр. вратности судьбы, пр. кратить кричать.

Задание 3. Вставить пропущенные буквы и прочитать сказку малышам – сестричкам и братишкам.

Пр. красным вечером Василисе пр. мудрой пр. снился пр. чудливый сон. Пр. забавные и пр. хорошенькие зайчата скакали впр. прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр. огромная туча. Это пр. летел злой-пр. злой Змей Горыныч. Пр. землился он, пр. сел на травку и пр. задумался. Пр. казал ему Кащей Василису пр. мудрую найти, пр. пугнуть, к нему пр. вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр. одолимые пр. пятствия [2] .

Прижимать, пребогатый, премногоуважаемый, притягательный, приоткрытый, презанятный, приросший, пречудесный, превознесенный, приумолкать, прибедняться, прирезанный, прилезший, припечь, преобразовать, пресыщение, прищучивать, приметывать, притереть, приставлять, преострый, припухлый, превкусный, приварить, прищелкивание, превзошедший, прибытие, предполетный, предусматривать, приспособленец, применение, предвещать, припадок, префект, предпринятый, пр е доставление, председатель, притворщица, предпосланный, предзнаменовать, превосходить, пренебрежение, преобразить, прелюдия, приемщица, предзнаменование, пресмыкающееся, привкус, пр е восходящий, предательство, преступление, прекращенный, предполагаемый, прерывистый, предстартовый , превысить, приумыть, предсенокосный, притворный, предъявитель, прислать, презреть, преподобный, прикусывать, пригасить, прескучный, приволье, престранный, предрасположенность, преобразователь, привой, предметно-тематический, преклоненный, приземистый, приценяться, предолимпийский, преподносить, премиальный.

Превосходный результат, превышать скорость, преданья старины глубокой, преградить дорогу, преступить закон, превратности судьбы, прекратить кричать.

Прекрасным вечером Василисе премудрой приснился причудливый сон. Презабавные и прехорошенькие зайчата скакали вприпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла преогромная туча. Это прилетел злой-презлой Змей Горыныч. Приземлился он, присел на травку и призадумался. Приказал ему Кащей Василису премудрую найти, припугнуть, к нему привести. Но возникли на пути Змея Горыныча непреодолимые препятствия.

1. Розенталь Д.Э. Русский язык: пособие для поступающих в вузы. М., 2000.

4. Арбатова Е.А. Русский язык: самые сложные правила в таблицах и схемах. СПб., 2012.

5. Симаков Е.С. Русский язык. 300 практических заданий для подготовки к ЕГЭ. М., 2015.

[1] Примеры причастий и деепричастий не приводятся, так как их легко образовать от глагольных форм.

Вставить пропущенные буквы. Обосновать. Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр

Вставить пропущенные буквы. Обосновать.
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок, пр_бывать в неведении, пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание, пр_дание силы, пр_ображенный, пр_обретенный; пр_творить в жизнь, пр_творить дверь, пр_дел в храме , пр_дел всему; пр_клонить ветви, пр_клонить колена, пр_скорбный факт, пр_светлый образ.

ПрИдорожный, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕнебрегать, прЕвращение, прЕследование, прИзнаться, прЕзирать труса, прИбрежный, прЕображение, прИступить к делу, прИостановить, прЕвосходный, прЕобразование, прЕграда, прИручить, , прИстроить, , знаки прЕпинания, прЕзабавный котенок, прЕбывать в неведении, прИбывать по расписанию; старинное прЕдание, прИдание силы, прЕображенный, прИобретенный; прЕтворить в жизнь, прИтворить дверь, прИдел в храме , прЕдел всему; прИклонить ветви, прЕклонить колена, прИскорбный факт, прЕсветлый образ.
________________
Приставка при- обозначает:

● приближение: приехать, приблизиться;
● присоединение: пришить, прибить;
● неполноту действия: привстать, приоткрыть;
● сопутствующее действие: припевать, приговаривать;
● нахождение вблизи чего-либо: пригород, пришкольный;
● доведение действия до конца: приучить, прислать.
___________
Приставка пре- соответствует по значению:

● слову очень, которым можно заменить приставку пре- :
• прЕсветлый ( = очень светлый ),
• прЕзабавный ( = очень забавный );

● приставке пере- , которой можно заменить приставку пре- :
• преграда ( = перегородить ).
_________________
В сходных по произношению словах различие в написании связано
с различием в значении.
------
• предать (совершить предательство)
• придать (сделать каким-нибудь по виду, добавить)
-----
• преклонить (колени) • приклонить (ветви)
-----
• пребывать (находиться где-либо)
• прибывать (приезжать, прилетать)
------
• претворить (осуществить) • притворить (прикрыть)
-----
• претвориться (осуществиться)
• притвориться (принять иной вид)
-----
• преступить (нарушить) • приступить (начать что-либо делать)
-----
• предел (граница) • придел (пристройка)
-----
• преходящий (временный) • приходящий (пришедший на какое-то время)
-----
• преградить (поставить препятствие)
• пригородить (пристроить)
______________________
● Запомните написание пре- и при- в словах:
☆《 ПРЕ- 》
•превратить
•презирать
•президент
•претензия
•президиум
•преимущество
•прекратить
•премьера
•препятствие
• препарат
•преследовать
•престиж
• прекратить
•претендент
•препинание
☆《 ПРИ- 》 •приключение
• природа
•прибор
•привидение
•привилегия
•приказ
•приветствие
•присяга
•присутствовать
•причина
•причуда
•приятель
•пригласить
•причудливый
•призвание
•прилежный
•пригожий
•примитивный

Конспект урока на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»

Конспект урока разработан на основе разноуровневой технологии обучения, задания представлены тремя уровнями: А (слабый), В (средний), С (сильный).
Цели урока:
1) дать представление о правописании гласных в приставках пре- и при-;
2) развивать орфографическую грамотность;
3) совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу;
4) воспитывать культуру умственного труда.

Оценить

ОБГОУ «Смоленская специальная

школа I и II видов»

Конспект урока по русскому языку

«Гласные в приставках пре- и при-»

учитель русского языка и литературы

Баянова Лариса Александровна

Конспект урока

1. Название модуля: « Гласные в приставках пре- и при- ».

2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания гласных в приставках пре- и при-.

3. Целевой план действий для учащихся:

дать представление о правописании гласных в приставках пре- и при-;

развивать орфографическую грамотность;

совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу ;

воспитывать культуру умственного труда.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква И?

1) без..дейный, пред..стория, сверх. нтересный, от..скать;

2) под..скать, меж. нститутский, небез..нтересный, пред. дущий;

3) сверх. зысканный, меж. здательский, по. грать, сверх. дейный;

4) под..тожить, под..грать, без..сходность, под. скать.

Альтернативный вопрос. Расскажите правило о правописании букв И — Ы после приставок. Приведите примеры. (После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

бе зы звестный ( и звестный); по ды тожить ( и тог)

После приставок сверх- и меж- пишется буква И.

свер хи зысканный (после сверх-), ме жи нститутский (после меж-) ).

В каждой строке найдите «четвертое лишнее» .

а) без. мянный, об. скать, без. скусный, меж. гровой;
б) пред. стория, супер. гра, от. грывать, без. дейный;
в) пре. нтересный, роз. ск, меж. нститутский, сверх. нтересный.

Ответ. а) безЫмянный, обЫскать, безЫскусный, межИгровой;
б) предЫстория, суперИгра , отЫгрывать, безЫдейный;
в) преИнтересный, розЫск , межИнститутский, сверхИнтересный.

Альтернативный вопрос: задание уровня А.

1. М еж. гровая тренировка, не. нтересный фильм.

2. Б ез. скусный рассказ, вз. скательный вкус.

3. С верх. зысканные манеры, с. грать шутку.

4. Без. сходное положение, меж. здательское соглашение.

Ответ . 1Б, 2А, 3Г, 4В .

Альтернативный вопрос: задание уровня В.

б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).

Гласные в приставках пре- и при-

Приставкапре- пишется :

а) если приставка пре- близка по значению к слову «очень», например: преинтересный (= очень интересный), преувеличивать (очень увеличивать);

б) если приставка пре- близка по значению к приставке пере-,например:преступать (= переступать).

Приставкапри- пишется в словах со значением:

а) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать,прибивать,примыкать;

б) близости, например: прибрежный,пришкольный;

в) совершения действия не в полном объеме, например: приоткрыть,приостановиться.

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровен ь А.

Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся: Объясните правописание данных слов.

Приоткрыть дверь, премудрый пескарь, преодолеть подъем, многочисленные препятствия, пришить пуговицу, преинтересный фильм, пригородные поезда, прикрепить к платью, прекрасное произведение.

Ответ . Приоткрыть (неполнота действия) дверь, премудрый (=очень мудрый) пескарь, преодолеть (= пере) подъем, многочисленные препятствия (= пере), пришить (присоединение) пуговицу, преинтересный (= очень интересный) фильм, пригородные (близость) поезда, прикрепить (присоединение) к платью, прекрасное (=очень красивое) произведение.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. Е: предобрый, превращение, пребольно, преграда, превеселый;

И: присесть, пришкольный, пританцовывать, пришить, принарядится.

Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.

1) превозносить, превосходить, прибежать, превратить;

2) присесть, приоткрыть, притягивать, препятствовать;

3) прибрежный, приплыть, пресветлый, прилечь;

4) преодолеть, приморский, препятствие, прекратить.

Ответ . 1) прИбежать; 2) прЕпятствовать; 3) прЕсветлый; 4) приморский.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. 1) ПРЕ: прегрубый, прекратить, преотличный, превращение, превысокий, препятствие. 2) ПРИ: приоткрыть, пришить, приподнять, прицепить, придорожный, привязывать.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Вставьте пропущенные буквы.

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_образование, пр_града, пр_забавный котенок.

Ответ . ПрИдорожный, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕвращение, прЕследование, прИбрежный, прЕображение, прЕобразование, прЕграда, прЕзабавный котенок.

Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.

1) превозносить, превосходить, прибежать, превратить;

2) присесть, приоткрыть, притягивать, препятствовать;

3) прибрежный, приплыть, пресветлый, прилечь;

4) преодолеть, приморский, препятствие, прекратить.

Ответ . 1) прИбежать; 2) прЕпятствовать; 3) прЕсветлый; 4) приморский.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. Е: предобрый, превращение, пребольно, преграда, превеселый, предатель, препятствие;

И: присесть, пришкольный, пританцовывать, пришить, принарядится, прижечь, приграничный.

Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при-; совершенствовать умение заменять сочетания слов одним словом, подходящим по смыслу .

Методический комментарий для учащихся: замените сочетания слов одним словом с приставками пре- или при-. Запишите эти слова.

добавил к написанному —

пирог немного сгорел —

немного открыли окно —

площадь у вокзала —

поселок при городе —

очень добрый

Ответ . Д обавил к написанному — приписал; пирог немного — пригорел; немного открыли окно — приоткрыли; площадь у вокзала — привокзальная; поселок при городе — пригородный; очень добрый — предобрый; очень светлый — пресветлый .

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. 1) ПРЕ: прегрубый, прекратить, преотличный, превращение, превысокий, препятствие, презабавный, превышение. 2) ПРИ: приоткрыть, пришить, приподнять, прицепить, придорожный, привязывать, приозёрный.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Вставьте пропущенные буквы.

Пр_дорожный, пр_успеть, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_остановиться, пр_образование, пр_прятать, пр_увеличить, пр_града, пр_забавный котенок.

Ответ . ПрИдорожный, прЕуспеть, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕвращение, прЕследование, прИбрежный, прЕображение, прИостановиться, прЕобразование, прИпрятать; прЕувеличить, прЕграда, прЕзабавный котенок.

Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли распределены в столбики слова. Рядом со словами, которые следует отнести в другую группу, поставьте номер нужного столбика.

1.Приставкапри-

2.Приставкапре-

Пр_ставить,
пр_школьный,
пр_восходить,
пр_внести,
пр_готовленный,
пр_частный,
пр_ехать,
пр_близиться,
пр_нимать

Пр_великий,
пр_образование,
пр_дание,
пр_вышение,
пр_подаватель,
пр_поднести,
пр_ложить,
пр_сыщение
пр_ем

1.Приставкапри-

2.Приставкапре-

ПрЕвеликий, 2
прИшкольный,
прЕвосходить, 2
прИвнести,
прИготовленный,
прЕвышение, 2
прИблизиться,
прИнимать

ПрИставить, 1
прЕобразование,
прЕдание,
прИехать, 1
прЕподаватель,
прЕподнести,
прИложить, 1
прЕсыщение

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. Е: предобрый, превращение, пребольно, преграда, превеселый, предатель, препятствие, преспокойный, преследовать;

И: присесть, пришкольный, пританцовывать, пришить, принарядится, прижечь, приграничный, притронуться, прибрежный.

Цель: закрепить правило о правописании гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся: Заполните таблицу собственными примерами (по 7 слов).

Приставка ПРЕ-

Приставка ПРИ-

Возможный ответ . ПРЕ: п рИдорожный, прИоткрыть, прИсесть, прИглушить, прИморский, прИбрежный, прИостановиться, прИпрятать. ПРИ: ПрИдорожный, прИоткрыть, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прИбрежный, прИостановиться, прИпрятать.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. 1) ПРЕ: престарелый, прекратить, преотличный, превращение, предатель, препятствие, презабавный, превышение. 2) ПРИ: приключение, пришить, приподнять, прицепить, придорожный, привязывать, приозёрный.

Цель: совершенствовать навык правописания гласных в приставках пре- и при- .

Методический комментарий для учащихся : Вставьте пропущенные буквы.

Пр_дорожный, пр_успеть, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_остановиться, пр_образование, пр_прятать, пр_увеличить, пр_града, пр_забавный котенок, пр_крепкий чай, пр_крыть форточку, пр_взойти самого себя, пр_слониться к двери, пр_кратить спор.

Ответ . ПрИдорожный, прЕуспеть, прИоткрыть, прЕодолеть прЕпятствие, прЕвозмочь боль, прИсесть на скамью, прИглушить, прИморский, прЕсытиться, прЕвращение, прЕследование, прИбрежный, прЕображение, прИостановиться, прЕобразование, прИпрятать; прЕувеличить, прЕграда, прЕзабавный котенок, прЕкрепкий чай, прИкрыть форточку, прЕвзойти самого себя, прИслониться к двери, прЕкратить спор.

5. Выходной контроль.

1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется И.

2. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.

3. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква И?

а) пр. одолеть, пр. дорожный, пр. шить;

б) пр. цепить, пр. рвать, пр. следование;

в) пр. бивать, пр. усадебный, пр. открыть;

г) пр. мудрый, пр. кратить, пр. спокойный.

4. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква Е?

а) пр. остановиться, пр. озерный, пр. грубый ;

б) пр. интересный, пр. милый, пр. града ;

в) пр. отличный, пр. ключение, пр. смешной;

г) пр. жечь, пр. гнуть, пр. отличный.

5. В каждой строке найдите «4-е лишнее»

а) пр. тронуться, пр. мять, пр. следовать, пр. ручить;

б) пр. датель, пр. ломление, пр. спокойный, пр. топнуть;

в) пр. плыть, пр. бавить, пр. вязать, пр. скучный .

Ответы. 1 – а, б, г. 2 – а, в, д. 3 – в. 4 – б. 5 – 1) преследовать; 2) притопнуть; 3) прескучный .

1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется И.

2. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.

3. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква И?

а) пр. одолеть, пр. дорожный, пр. шить;

б) пр. цепить, пр. рвать, пр. следование;

в) пр. бивать, пр. усадебный, пр. открыть;

г) пр. мудрый, пр. кратить, пр. спокойный.

4. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква Е?

а) пр. остановиться, пр. озерный, пр. грубый ;

б) пр. интересный, пр. милый, пр. града ;

в) пр. отличный, пр. ключение, пр. смешной;

г) пр. жечь, пр. гнуть, пр. отличный.

5. В каждой строке найдите «4-е лишнее»

а) пр. тронуться, пр. мять, пр. следовать, пр. ручить;

б) пр. датель, пр. ломление, пр. спокойный, пр. топнуть;

в) пр. плыть, пр. бавить, пр. вязать, пр. скучный .

6. В какой строке на месте пропуска во всех словах пишется буква И.

а) пр. плыть, пр. возносить, пр. бегать, пр. вязать;

б) пр. интересный, пр. ломить, пр. скучный, пр. соединить;

в) пр. скакать, пр. близиться, пр. бавить, пр. колоть;

г) пр. неприятное, пр. одолеть, пр. ехать, пр. клеить.

Ответы. 1 – а, б, г. 2 – а, в, д. 3 – в. 4 – б. 5 – 1) преследовать; 2) притопнуть; 3) прескучный . 6– в.

1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется И.

2. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.

3. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква И?

а) пр. одолеть, пр. дорожный, пр. шить;

б) пр. цепить, пр. рвать, пр. следование;

в) пр. бивать, пр. усадебный, пр. открыть;

г) пр. мудрый, пр. кратить, пр. спокойный.

4. В какой строке на месте пропуска во всех словах должны стоять буква Е?

а) пр. остановиться, пр. озерный, пр. грубый ;

б) пр. интересный, пр. милый, пр. града ;

в) пр. отличный, пр. ключение, пр. смешной;

г) пр. жечь, пр. гнуть, пр. отличный.

5. В каждой строке найдите «4-е лишнее»

а) пр. тронуться, пр. мять, пр. следовать, пр. ручить;

б) пр. датель, пр. ломление, пр. спокойный, пр. топнуть;

в) пр. плыть, пр. бавить, пр. вязать, пр. скучный .

6. В какой строке на месте пропуска во всех словах пишется буква И.

а) пр. плыть, пр. возносить, пр. бегать, пр. вязать;

б) пр. интересный, пр. ломить, пр. скучный, пр. соединить;

в) пр. скакать, пр. близиться, пр. бавить, пр. колоть;

г) пр. неприятное, пр. одолеть, пр. ехать, пр. клеить.

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_не

брегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. объясните почему пишется такая приставка например старинное предание пишется пре потому что близкое по значению пере

Придорожный ,приоткрыть ,преодолеть ,препятствие,превозмочь ,присесть,приглушить,приморский , пресытиться ,пренебрегать , превращение , преследование , признаться , презирать , прибрежный , преображение , приступить , приостановить , превосходный , преобразование , преграда , приручить , пристроить , препинания , презабавный

Сочинение на тему "Наурыз" для третьего класса:

Наурыз - это один из главных праздников большинства народов Азии. Его отмечают на протяжении 5 тыс. лет. Празднуют Наурыз 22 марта. Этот день символизирует весну и обновление природы. Все вокруг меняется, появляется новая жизнь.

Наурыз - это праздник возрождения природы, которая проснулась после длительного сна. С Наурызом у нашего народа связано много традиций и культурных обычаев. Мы с родителями обязательно отмечаем Наурыз, участвуем в массовом веселье, народных играх.

ЗабирАлся - в корне БИР пишеи И перед суффиксом А.
ЗажигАются - в корне ЖИГ пишем И перд суффиксом А.
Расположиться - в корне ЛОЖ пишем О перед Ж
Выросшие - в корне РОС пишем О перед С.

Ветхая одежонка; маленькая ручонка; глоточек воды; лапшой; лужей, зеленый горошек; кленовый шелковый лоскуточек; уютный палисадничек; кривой клювик; прелестная собачонка; жесткий сухарик; построить шалашик , камышом; опытный переводчик; перебежчик; веселая девчонка; грузчик; интересный рассказчик; болельщик «Спартака», узкая речонка; злостный прогульщик; разносчик газет; разведчики земных недр, чертежом; тучей;; лучом, легкие семена, наборщик типографии; газетчик; далекие времена, листочек; серенький мышонок.

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,— нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

Читайте также: