Портрет жены репина в кресле

Обновлено: 08.07.2024

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Вера Шевцова, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872

Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Искусствовед Александра Пистунова, рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец:

Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле.

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869

Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки — сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков…». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична

Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников, а его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты. Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга:
"Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?" Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874

Популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. Но однако при этом, как пишет В.П.Зилоти, она все же старалась жить интересами своего мужа: "Вспоминаю, как-то раз, в Москве, мы с сестрой Сашей заехали к Репиным. Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине.
«И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами - и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью».
А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника
!" Репин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Вера Веревкина полагала, что в этом семейном раздоре была виновна сама супруга, о которой она писала: «Мне было глубоко жаль его жену – блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх». Репин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе…». И хотя Вера Репина в полной мере соответствовала этому описанию, очень скоро она почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом.Репин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879

Однако собственные частые увлечения прекрасным полом не мешали художнику ревновать свою жену. Однажды он не сдержался и выгнал из дому сына знаменитого художника Перова, у которого случился короткий роман с Верой Алексеевной. Правда, после этого случая многие знакомые изменили своё отношение к жене художника, причём, в худшую сторону.

Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «…нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Вероятно, подобные мнения складывались благодаря откровенным рассказам Ильи Ефимовича о непростых семейных отношениях – между супругами, между родителями и детьми.

Неспокойная жизнь в родном доме превратила художника в раздражительного, вспыльчивого человека, с неровным неподатливым характером. Репины то расходились, то соединялись вновь, окончательный разрыв произошёл после переезда художника в Куоккалу под Петербургом, а в 1919 году Вера Алексеевна умерла.

Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику? После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке» .

Вера Репина: Не простые годы рядом с гением

Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.Репин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903

Они познакомились в 1900 году в Париже на Всемирной художественной выставке, где Репин был членом международного жюри. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича.

Не привлекательная, небогатая, умная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину, наверное, такой её делали любовь и великодушие. Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, - ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».

Наталья Нордман – адмиральская дочь, она происходила из обрусевшего шведского рода. В русской литературе известна под псевдонимом Наталья Северова, написавшая немало памфлетов, повестей, трактатов, романов, некоторые из которых публиковались с иллюстрациями Репина.

Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем. Н. Нордман была замечательным фотографом, в ту пору для женщин это было редкое занятие. На многих её снимках художник запечатлён в разных видах. Она владела шестью языками настолько хорошо, что переводила Репину зарубежные газеты прямо с листа. Систематического образования Наталья Нордман не имела, о чём постоянно сокрушался великий Репин, признававший её гениальный ум.

Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в имение Н. Нордман в Финляндии Пенаты. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк.

Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны.

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Направляясь к художнику, гости сначала заезжали к кому-нибудь обедать, ели досыта, приговаривая, что у Репина ничего кроме сена не получат. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е. Репина

Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. Она была охвачена поистине страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей.

С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…И.Е.Репин. Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой, жены художника Н.Б.Нордман-Северова

Великие истории любви. Две женщины в жизни Репина

Они были выполнены рукой мастера, с теплом и любовью. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому супруги часто просто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Однажды после очередной вспышки Нордман решила ненадолго уехать, чтобы прекратить ссору, но оказалось, что расставание получилось навсегда.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году, женщина простудилась, исполняя танец босоножки на снегу. Очень скоро развился туберкулёз. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но позже вновь подошла вплотную и избавиться от её тесных объятий не удалось.

Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию.

Вот что по этому поводу сказал Корней Чуковский: “Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов - одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, - удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных…
От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег. ”

Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. Репин опоздал на похороны, пришёл позже на кладбище и в дорожный альбом зарисовал могилу женщины, с которой прожил 15 лет.

«Пусть ее проповедь была порой чересчур эксцентрична, казалась причудой, капризом — самая это страстность, безоглядность, готовность на всякие жертвы умиляла в ней и восхищала. И присмотревшись, вы видели в ее причудах много серьезного, здравого…
Ко всякой пропаганде был у нее огромный талант.… Ее проповедь кооперации положила в Куоккале начало кооперативной потребительной лавки; она основала библиотеку; она много хлопотала о школе; она устраивала народный театр; она помогала вегетарианским приютам — все с той же всепожирающей страстью. Все ее идеи были демократичны….
Когда мне в "Ниве" попалась ее повесть Беглянка, я был поражен неожиданным ее мастерством: такой энергичный рисунок, такие верные, смелые краски. В ее книге Интимные страницы есть много очаровательных мест о скульпторе Трубецком, о разных московских художниках. Помню, с каким восхищением слушали в Пенатах писатели (среди которых были очень большие) ее комедию Деточки . У нее был хваткий наблюдательный глаз, она владела мастерством диалога, и многие страницы ее книг — настоящие создания искусства.
Она могла бы благополучно писать том за томом, как и прочие дамы-писательницы.
Но ее тянуло к какому-то делу, к какой-то работе, где кроме издевательств и брани она не встретила до гроба ничего» .

*К. И. Чуковский

Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. После ранней кончины жены он прожил шестнадцать лет, окруженный друзьями, почитателями, к нему переехали дочери. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер. Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу.

Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Ради удовлетворения материальных запросов многочисленных членов семьи, художник отстранялся от своих больших художественных замыслов и вынужденно брал заказы на портреты.

Обе женщины принесли в дар великому художнику собственную судьбу, доброе имя и иные жертвы, чтобы он мог творить. Появились бы на свет репинские шедевры живописи, не будь рядом с ним тихой Веры Шевцовой и большой оригиналки Натальи Нордман?!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вера Репина: пятнадцать непростых лет рядом с гением


Вера Шевцова, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872 | Фото: artchive.ru


Когда они впервые встретились, Вере было 9 лет, а Илье 19. Она была сестрой его приятеля, в доме которого молодой художник проводил достаточно много времени, и девочка охотно соглашалась ему позировать. А в 18 лет она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869 | Фото: gallerix.ru и artchive.ru


На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года.

За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.

Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882 | Фото: gallerix.ru

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична | Фото: liveinternet.ru


Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников, а его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты. Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874 | Фото: gallerix.ru и artchive.ru


Популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Жена об этом знала, хотя и старалась молчать. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

Репин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881 | Фото: wm-painting.ru и artchive.ru

Репин И.Е. Слева – Девочка с букетом (Вера Репина), 1878. Справа – На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже, 1879 | Фото: artchive.ru


Вера Веревкина полагала, что в этом семейном раздоре была виновна сама супруга, о которой она писала: «Мне было глубоко жаль его жену – блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх».

Репин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент | Фото: gallerix.ru


Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе. ». И хотя Вера Репина в полной мере соответствовала этому описанию, очень скоро она почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом.

Репин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876 | Фото: artcontext.info и gallerix.ru

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879 | Фото: wm-painting.ru


Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику? После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.

Репин И.Е. Слева – В.А. Репина, 1876. Справа – Автопортрет, 1887 | Фото: artcontext.info


Вера Шевцова , которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина , была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей – именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако через 15 лет их брак распался. Говорили, что Вера Репина превратилась из музы в бледную тень художника.

Репин И.Е. Этюд. В. А. Репина, лежащая в постели, 1872 | Фото: artchive.ru

Репин И.Е. Слева – Портрет Веры Репиной, 1878. Справа – Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869 | Фото: gallerix.ru и artchive.ru

На следующий год после свадьбы и рождения ребенка Репины уехали за границу и провели там три года. За это время они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье, Вера же никогда не любила писем, поэтому сравнить их впечатления от путешествий не представляется возможным. Впрочем, можно предположить, что Вера тоже чувствовала себя счастливой – у них родилось еще трое детей, и она все свое время посвящала их воспитанию.

Репин И.Е. Слева – Отдых (набросок), 1882. Справа – Отдых. Портрет жены художника, 1882 | Фото: gallerix.ru

Слева – И. Е. Репин. Справа – И. Репин в кругу семьи, 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична | Фото: liveinternet.ru

Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников, а его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты. Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

Репин И.Е. Слева – Портрет сына художника, Юрия, 1882. Справа – Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве, 1874 | Фото: gallerix.ru и artchive.ru

Популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Жена об этом знала, хотя и старалась молчать. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

Репин И.Е. Слева – Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884. Справа – Портрет Нади Репиной, 1881 | Фото: wm-painting.ru и artchive.ru

Репин И.Е. Слева – Девочка с букетом (Вера Репина), 1878. Справа – На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже, 1879 | Фото: artchive.ru

Вера Веревкина полагала, что в этом семейном раздоре была виновна сама супруга, о которой она писала: «Мне было глубоко жаль его жену – блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх».

Репин И.Е. Портрет молодой жены, сидящей на диване, 1881. Фрагмент | Фото: gallerix.ru

Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе. ». И хотя Вера Репина в полной мере соответствовала этому описанию, очень скоро она почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом.

Репин И.Е. Слева – Автопортрет, 1878. Справа – Портрет В.А. Репиной, жены художника, 1876 | Фото: artcontext.info и gallerix.ru

Репин И. Е. Летний пейзаж. В. А. Репина на мосту в Абрамцево, 1879 | Фото: wm-painting.ru

Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику? После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». Тем не менее Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Впрочем, и этот союз тоже со временем распался.

Репин И.Е. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман-Северовой, 1903 | Фото: artcontext.info


Репин создал множество женских портретов, некоторые из них заслуживают особенного внимания: Варвара Икскуль – баронесса, которая работала сестрой милосердия

Секреты Третьяковки: Как так случилось, что Илья Репин «приодел» светскую даму в одежду монахини

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной-Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. / «Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной-Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. / «Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин.

В искусстве живописи рентгеновские лучи позволяют узнать о старинных картинах много интересных фактов. Приоткрывая тайную завесу, они помогают забытым героям обрести их истинные имена, разоблачают подделки, а так же выявляют неведомые картины под известными шедеврами. Так, к примеру, рентген-анализ полотна «Монахиня» Ильи Репина неожиданно показал, что при его создании позировавшая девушка была одета в бальное платье, а вместо четок в ее руках был веер, что и было выявлено под верхним слоем краски благодаря рентгенографии. Как же светская женщина оказалась в черном монашеском наряде? Эта увлекательная история и несколько других не менее интересных,- далее в обзоре.

В прошлом году в Третьяковской галерее состоялась выставка под названием "Тайны старых картин". Экспонаты запасников, хранящие легенды и загадки, вызвали немалый интерес публики, а сама выставка имела грандиозный успех.

Предистория первого варианта картины И.Е.Репина «Монахиня»(1878).

«Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин.

Портрет датируется 1878 годом, внимательно присмотревшись к которому, можно увидеть несоответствие наряда и выражения лица девушки. Ее смиренной монахиней вряд ли можно назвать.

 «Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е.Репин.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е.Репин.

Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей - Софьей, но в 1872 году Илья женился на младшей - юной Вере.

«Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной». (1876). Государственный Русский музей. Петербург Автор: И.Е.Репин.

«Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной». (1876). Государственный Русский музей. Петербург Автор: И.Е.Репин.

Софья же, по иронии судьбы, стала женой его родного брата — Василия, студента петербургской консерватории. Илья не раз писал портреты Софьи Алексеевны, один из которых хранится в Киевском национальном музее русского искусства.

Из мемуаров племянницы художника достоверно известно, что был еще один портрет свояченицы, позировавшей живописцу в бальном платье, и что во время одного из сеансов Софья и Илья крепко рассорились. И художник, будучи эмоционально неуравновешенным и легко воспламеняющимся, одним махом превратил нарядную героиню своего полотна в монашенку. Под черное одеяние он спрятал пышную прическу, бальное кружевное платье и веер. Это был всплеск эмоций, захлестнувший художника.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной». / «Монахиня». (1878). Автор: И.Е.Репин.

В подтверждение правдивости слов мемуаристки сделанная рентгенограмма картины показала это на нижнем слое, который был не счищен автором. И что интересно: истинные отношения Софьи Шевцовой и Ильи Репина остались тайной. Так же как и реакция Софьи на поступок художника. Покрыто тайной времени осталось и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен Павел Третьяков, который приобрел его для своей коллекции.


«Монахиня» 1878 года, по всей вероятности, маленькая месть художника. За что? Этого мы уже никогда не узнаем. Вот так человеческие отношения меняют судьбу картины.

Второй вариант полотна И.Е.Репина «Монахиня»(1887).

По истечении десятилетия, в 1887 году, живописец, с уважением относящийся к библейским сюжетам и к религии в целом, как бы в свое оправдание, напишет уже настоящий портрет служительницы церкви. И назовет его также, как и предыдущий — «Монахиня». Только в отличие от первой картины, пред нами художник представит истинный облик послушницы. Практически то же фоновое пространство, тот же ракурс, только героиня настоящая.

Монахиня», 1887. Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е. Репин.

Предположительно на картине изображена двоюродная сестра Репина — Эмилия, монахиня женского монастыря, духовное имя которой было Евпраксия.

Тайна «Портрета неизвестного в треуголке» художника Ф.С.Рокотова

Еще одна тайна стала явной благодаря рентген-анализу полотна «Портрет неизвестного в треуголке».

«Портрета неизвестного в треуголке.» (Начало 1770-х). Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло 58 х 47. Автор: Федор Степанович Рокотов.

«Портрета неизвестного в треуголке.» (Начало 1770-х). Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло 58 х 47. Автор: Федор Степанович Рокотов.

Около двух веков считалось, что это портрет графа А.Г. Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и ее фаворита графа Орлова. Но рентген-снимок показал, что под верхним художественным слоем находится первоначальное изображение молодой женщины, лицо которой Рокотов оставил без изменений в поздней живописи.

Достоверно известно, что этот портрет принадлежал семье Струйских и на нем была изображена первая супруга Николая Еремеевича - Олимпиада, скончавшаяся при тяжелых родах. По всей вероятности, перед вторым бракосочетанием, дабы не вызывать ревности новобрачной, Струйский попросил Рокотова замаскировать портрет умершей жены под мужской образ.

В.В. Пукирев «Неравный брак» со своими тайнами и легендами

«Неравный брак». Государственная Третьяковская галерея. Автор: В.В. Пукирев.

У полотна «Неравный брак» есть свои легенды и тайны. Его идейный замысел связан с реальной историей друга В.Пукирева – Сергея Варенцова, который был влюблен Софью Николаевну Рыбникову и собирался взять ее в жены. Но родители, вопреки воле дочери, выдали ее за близкого родственника Сергея – богатого купца Андрея Александровича Карзинкина. А несостоявшийся жених стал шафером на этой свадьбе.

 Картина «Неравный брак». / Эскиз «Неравный брак». Автор: В.В. Пукирев.

На эскизе, предшествующем написанию картины, в образе стоящего за невестой молодого мужчины со скрещенными на груди руками Пукирев изначально изобразил Сергея Варенцова. А тот узнав об этом, обиделся на художника, хотевшего сделать его историю несчастной любви достоянием публики. И живописцу ничего не оставалось как на холсте в качестве шафера написать себя самого.

«Неравный брак». Фрагмент. Автор: В.В.Пукирев.

По всей видимости на этот шаг его подвигла собственная драма несчастной любви. Так как прообразом юной невесты он взял сестру друга - Прасковью Варенцову, которую выдали замуж за старика. Сам же Пукирев был страстно влюблен в нее и, чтобы как-то отвлечься от мучительных страданий он выехал за границу. Обе эти истории произошли в 1861 году, а через год был создан «Неравный брак», за который в 1863 году Академия художеств присвоила В.В.Пукиреву звание профессора «по живописи народных сцен». Это было впервые, чтобы присваивали такое звание за картину не исторического, а бытового характера.

И как не удивительно, эта история имела неожиданное продолжение. Совсем недавно в собрании произведений Третьяковки был обнаружен карандашный эскиз, сделанный малоизвестным художником Владимиром Суховым в 1907 году и подписанный автором: «Прасковья Матвеевна Варенцова». Той самой Прасковьи, которая 44 года назад стала героиней полотна влюбленного художника.

П.М.Варенцова. Государственная Третьяковская галерея. Художник В.Д.Сухов, 1907 год

Брак по расчету не принес девушке ни счастья, ни денег: свои дни Прасковья Матвеевна закончила в Мазуринской богадельне.

И.И Бродский. Какую тайну скрывала картина "Аллея парка" (1930).

«Аллея парка».(1930). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Исаак Израилевич Бродский.

Судьба этой картины также очень интересна. Было достоверно известно, что незадолго до написания "Аллеи" художник создал полотно "Римский парк", которое долгие годы считалось пропавшим. Исследователи Третьяковки пригляделись к "Аллее", сделали рентген и выяснили, что эта картина и есть пропавший "Римский парк". Бродский закрасил статуи, перерисовал публику и вот - новая картина, без налета буржуазности. Но красота картины от этого не изменилась: уникальная манера художника изображать тени в пространстве удивительна в своем исполнении.

«Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме» кисти неизвестного художника.

«Портрет

В запасниках Третьяковки был найден «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме», где она изображена еще в возрасте цесаревны. Это полотно кисти неизвестного художника примечательно он тем, что нарисовано на совершенно несвойственном для русской живописи того времени - тонком холсте, сквозь которое масло и лак просочились и образовали на обороте зеркальный портрет.

Авангардист и реалист Иван Клюн (Клюнков)

Картина в стиле авангарда. / Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Иван Васильевиа Клюн (Клюнков).

Картина в стиле авангарда. / Автопортрет. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Иван Васильевиа Клюн (Клюнков).

А эта двусторонняя картина принадлежит кисти Ивана Васильевича Клюна (Клюнкова) - известного русского художника-авангардиста.
На лицевой части холста изображена картина авангардного направления, а на обороте автопортрет самого мастера, что служит прямым доказательством, что художник мог работать и в направлении реализма.

Н.М. Козаков «Девушка с бубном». (1853).

«Девушка с бубном». (1853).Государственная Третьяковская галерея. Автор: Н.М. Козаков.

Примечательно на этой картине то, что автор оставил свою подпись на рукаве девушки, которая издали кажется вычурным узором.

История живописи интересна не только загадками своего создания, но и такими явлениями как плагиат, подражание, совпадение, картины-двойники . Интереснейшую подборку таких полотен можно посмотреть здесь

Почему сын Репина свел счеты с жизнью, а внук был расстрелян за свою мечту стать художником



Есть такое понятие: «в детях наше продолжение» и, конечно же, каждому родителю хочется, чтобы оно, это продолжение, было достойным и далеко идущим. О том как сложились судьбы наследников мэтра русской живописи Ильи Репина , а именно единственного сына Юрия, ставшего художником, и одного из внуков, всю короткую жизнь только мечтавшего стать им, далее в обзоре.

Сын Ильи Репина, Юрий пошел по стопам отца, став художником, и будь у него характер потверже, его ожидало бы неплохое будущее живописца. Однако случилось, как случилось… По тем временам по этому поводу в прессе можно было встретить разные умозаключения, и вот одно из них: «Одни специалисты считают сына великого Репина бездарностью и идиотом, паразитировавшим на известности отца, другие — талантливым живописцем, но прожившим в тени величия Репина-старшего…» . Однако истина, как правило, всегда кроется где-то посредине…

Как семья Ильи Репина оказалась после революции на территории Финляндии

И что любопытно, судьбы всех детей и внуков русского мастера живописи Ильи Репина связаны отнюдь не с Россией, а с Финляндией. Так случилось, что за несколько лет до революции Илья Ефимович приобрел участок земли в селении Куоккале, что на берегу Финского залива и в 6 километрах от финско-русской границы. Построенную там усадьбу назовут «Пенатами», а рядом возведут дом для сына Юрия и его семьи, который назовут «Вигвам».

Пенаты. Усадьба Ильи Репина.

Однако после революционных событий в России и провозглашения Финляндией своей независимости, поместье Репиных в Куоккале (ныне Репино), вместе со всеми его жителями очутилось на территории чужой страны. Граница закрылась, и хотя формально Репины не считались эмигрантами, но фактически оказались отщепенцами. Жизнь населения этой деревушки превратилась в испытание, и семья Репиных оказалась оторванной от всего того, что связывало ее с Россией.

И, чтобы отцу не пришло в голову перебраться в Россию, старшая дочь Вера рассказывала ему ужасающие истории. А именно, что его "картины давно выброшены из музеев и сожжены, а друзья — Поленов, Нестеров, Васнецов — расстреляны и только Чуковский выжил, потому что вовремя сошел с ума."

Илья Репин. Автор: Юрий Репин.

Потрясенный художник в местной церкви заказал панихиду по невинно убиенным. А когда узнал из газет, что всё это неправда, как ни в чем не бывало отстоял молебен за здравие коллег-художников. И конечно же, со своего поместья никуда не уехал.
Поговаривают, что однажды прибыл в имение художника посланец с письмом от советского правительства, в котором предлагалось Репину переехать в Ленинград, обещалась хорошая пенсия, квартира и все почести. На что Илья Ефимович, не без чувства собственного достоинства, ответил: «Вы предлагаете мне деньги, вы, просящие милостыню, совершенно опустошившие великую Россию, где сейчас миллионы голодают и влачат жалкое существование… Я не богат, но и не настолько беден, чтобы принимать ваши деньги». Хотя до самой смерти художник с семьей бедствовал, перебиваясь продажей за бесценок своих полотен.

"Талантливый сын в тени отца или сумасшедший человек и бездарность"

Портрет сына художника, Юрия. Автор: Илья Репин.

Юрий (Георгий) Ильич Репин родился ранней весной 1877 года на родине отца — в городе Чугуеве, что на Украине, куда художник с семьей приехал пожить после заграничной командировки. При крещении ребёнку дали греческое имя — Георгий, в быту называли Юрием. Мальчик в детстве тяжело болел, что сильно отразилось на его характере, как, впрочем, и на учебе - она давалась ему с большим трудом, и школу он так и не закончил.

 Автопортрет./ Портрет Веры Репиной, жены художника. Автор: Илья Репин.

А потом так сложилось, что в 1887 году Илья Ефимович с первой женой, матерью своих четверых детей, развелся. В результате чего дети были поделены между супругами: двое старших дочерей стали жить с отцом, а 10-летний сын и меньшая дочка - с матерью. Однако спустя 6 лет Репин забирает к себе и сына Юрия. Они вместе много путешествуют по странам Западной Европы. Именно там Репин-младший увлекся искусством и занялся живописью.

Репин Илья Ефимович (со своими детьми, фото 1880-х гг.)

По возвращению в Россию в 1899 году он поступает вольнослушателем в художественное училище при Петербургской Академии художеств и параллельно оканчивает художественно-педагогические курсы, где постигал премудрости живописного искусства в классе батальной живописи известного баталиста Ф. А. Рубо.

Илья Репин с сыном, невесткой и их первенцем.

Страстно влюбившись и взяв в жены приемную дочь их прислуги Прасковью Андрееву, в 1905-м Юрий бросает учёбу, так и не получив звания классного художника. Через год в молодой семье родился сын Гай (Георгий), а еще через год и второй — Дий (Дмитрий). Мальчики были названы в честь древних патрициев времен Римской империи. Однако это были тихие, скромные юноши и, кроме звучных имен, их ничто не роднило с могущественными тезками. В 1907-м Юрий с семьей поселяется на участке с домом, выделенном его отцом, в посёлке Куоккала.

Юрий Репин на даче.

Нужно отметить, что в поведении Юрия с раннего возраста многие замечали за ним шокирующие странности. Он частенько ввергал в потрясение окружающих своими экстравагантными выходками. Это сказывались приступы душевной болезни, которой в той или иной степени были подвержены, увы, все дети Репина-старшего.

Сам же Илья Ефимович этого старался не замечать, а считал, что все беды его сына от того, что тот женился ". на их кухарке, наглой, разбитной девке. Она ловко заарканила мальчишку: облапошила и повела под венец. Полбеды, что она ему не ровня, обидно, что мальчик стал чужим". Но делать было нечего - пришлось отцу смириться с выбором сына.

Портрет Юрия Репина. Автор: Василий Сварог.

Тем более, что на творческом поприще дела у отпрыска шли довольно успешно. Еще с 1903 года Юрий наряду со своим знаменитым отцом, выставлялся на выставках Союза русских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Репин-младший неплохо владел импрессионистической манерой, писал портреты, картины на евангельские, исторические и батальные сюжеты. В в 1910 году на международной выставке в Мюнхене он был награжден II золотой медалью, а в 1913-м — II премией за историческую живопись от Общества поощрения художников, в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им. А. Куинджи. А в 1914 году Юрий Репин решил занятся педагогической деятельностью, открыв в Куоккале частную детскую рисовальную школу.

 Портрет Надежды Репиной. (1896 год). Автор: Ю.И. РЕПИН.

А начиная с 20-х годов на Юрия буквально обрушилась череда неудач и личных несчастий и жизнь потихоньку пошла под откос. Сначала скончалась его жена, затем отец, а следом и одна из его сестер. Эти потери близких подкосили в первую очередь психологическое здоровье Юрия Ильича, он стал нелюдим, неопрятен, ударился в мистику. Осенью 1939 года перед началом советско-финской войны началась эвакуация населения с приграничной территории и Юрия вместе с сестрой Верой вывезли в пригород Хельсинки, а после Второй мировой они перебрались в саму столицу.

Юрий Репин./ Стреляй! 1921 (год).

Репин-младший, бедствуя, продолжал заниматься живописью, писал иконы и портреты на заказ. А после смерти сестры, у Юрия все больше стала проявляться склонность к психическому расстройству, он начал сбегать из дому, бродяжничал, питался отбросами, ночуя в приюте «Армии спасения». «Полубезумный старик зимой и летом бродил по городу в монашеской рясе, в ермолке на голове и сандалиях на босу ногу. Еду добывал среди отбросов на городском рынке, а собственные картины бесплатно раздавал всем желающим». Окончательно тронувшись рассудком, в 1954 году Юрий Репин покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна ночлежки.

Отец и сын Репины.

Подытоживая жизненный и творческий путь Репина-младшего, все же хотелось бы отметить, что если бы Юрий Ильич не был сыном своего прославленного отца, как знать, — может быть, его творческая судьба, впрочем, как и сама жизнь могли сложиться совершенно по-иному, и он стал бы известным и успешным художником. Но, как бывает весьма часто, груз ответственности, наложенный знаменитой фамилией, оказался для Юрия неподъемным. Даже самые лучшие его работы не шли ни в какое сравнение с шедевральными творениями Репина-старшего. А их, как на зло, постоянно сравнивали и распускали злые языки на тему природы, которая отдыхает на детях гениев.

Экспозиция в музее-усадьбе «Пенаты» с работами Юрия Репина

Но, как бы там ни было, полотна Репина-младшего в нынешнее время хранятся в Третьяковке, в доме-музее И.Е. Репина в "Пенатах", Национальной галерее в Праге, во многих частных коллекциях.

Несбывшаяся мечта внука гениального деда

Внуки Ильи Репина - Гай и Дий.

Судьба же сыновей Юрия Ильича сложилась следующим образом: старший сын Гай, окончив реальное училище отправился учиться в Пражскую инженерно-строительную школу, в дальнейшем жил в Чехии и Германии. Меньший - Дий, получив нансеновский паспорт, завербовался юнгой и плавал несколько лет на шведских судах. Именно море закалило характер юноши, именно там он прошел школу выживания, а тяжкий труд моряка преобразил домашнего мальчишку в сильного, бесстрашного, независимого мужчину.

Илья Репин, дочь Вера, внук Дий.

В 1929 году сойдя с корабля, в связи с болезнью матери, Дию пришлось пережить и ее смерть, и деда, и тетки. После их ухода стало не только пусто в самих "Пенатах", но и в душе 27-летнего молодого человека. Времена были нелегкие и ему не удавалось найти работу. Грела лишь искра надежды, что его жизнь еще может кардинальным образом измениться, если он вновь обратится к своей мечте стать художником.

 Семейный портрет (жена Прасковья и сын Гай). (1907 год). Автор: Юрий Репин.

Воспитанный в творческой среде, Дий с малых лет впитывал ту чудотворную атмосферу, и мысль в освоении профессии художника время от времени посещали молодого человека. А теперь она стала идеей всей его жизни. И в начале 30-х годов Дий решает поступить в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства (бывшая Академия художеств). Однако в 1932 году, подав прошение в советское консульство на получение визы, Дий получил отказ. Тогда отец, решив поддержать сына, попросил помощи у давнего знакомого семьи, жившего в Париже посодействовать в поступлении в Парижскую Академию искусств. Также ничего не вышло.

Жена художника с сыновьями. Автор: Юрий Репин.

Не теряя веры и надежды, и всё ещё грезя художественным образованием, Дий пошел на большой риск: он решает нелегально пересечь финско-советскую границу и, добравшись в Ленинград, обратиться за помощью к былым товарищам его деда. Большие надежды Дий возлагал на художника И.И. Бродского, который был учеником деда и однокурсником отца. В то время он преподавал живопись, и его учебный класс был расположен в бывшей мастерской Ильи Ефимовича.

Юрий Репин с семьей.

Для этого нужно было лишь пересечь пограничную реку в 7 метров шириной. И разве это могло стать препятствием к достижению заветной мечты для моряка, не раз побывавшего в кругосветном плавании. Он еще в детстве с местными ребятами сотни раз, играя, пересекал узкую речушку — зимой на лыжах, летом - вплавь.

Портрет Веры Ильиничны Репиной на фоне японского пейзажа. (1925). / Портрет Исаака Израилевича Бродского. (1909). Автор: Юрий Репин.

Портрет Веры Ильиничны Репиной на фоне японского пейзажа. (1925). / Портрет Исаака Израилевича Бродского. (1909). Автор: Юрий Репин.

28 февраля 1935 года бесстрашный внук Ильи Репина перешёл границу СССР, но его тут же задержали и арестовали. На допросах молодой человек, искренне веря в здравый рассудок работников НКВД, рассказывал, что «он хочет жить, учиться и работать в Ленинграде». Но, как оказалось, не так все было просто в родном отечестве.
Его, романтика-мечтателя, в миг превратили в «члена подпольной антисоветской террористической организации , отправленного в СССР с заданием проводить теракты против высших руководителей СССР». И летом 1935 года Дия Репина военный трибунал приговорил к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 6 августа 1935 года в дни празднования 91-й годовщины со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. А спустя 56 лет Дий Юрьевич Репин в связи с отсутствием состава преступления был полностью реабилитирован.

(1877-1954) Портрет художника Э. К. Липгарта. 1921 г. Автор: Юрий Репин.

А тогда Дий, конечно же, своей вины не признал. Да и в чем она была, его вина. В том, что он хотел жить на земле предков, получить образование, о котором так мечтал, трудиться. А в итоге поплатился за свою мечту жизнью.

Ну что тут скажешь, поистине удивительна жизнь, вносящая свои коррективы в судьбы людей, как великих, так и обычных, ничем не примечательных.

О гениальном недосягаемом мастере живописи Илье Репине, шедевральные полотна которого вошли в золотой фонд отечественной культуры читайте в обзоре: Малоизвестные факты о картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Читайте также: