Почему на заседании дивана султан сидел за решеткой

Обновлено: 30.04.2024

Султан управлял через совет – Диван, которым руководит Великий Визирь.

Заседания Дивана проходят во Дворце Султана в специальном помещении, называемом Куббе Алты ( «Под куполом»).

Султану присутствовать на заседании было не обязательно.

Султан при желании мог слушать речи своих советников, оставаясь невидимым, сквозь небольшую занавешенную решетку — «Глаз султана».

За которой находилась комната, принадлежащая уже к его личным покоям — гарему, расположенному в третьем и самом закрытом для посещения дворе, вход в который назывался Воротами Счастья.

Диван решает вопросы войны и мира, военных действий, управления государством, финансов.

Он так же играет роль высшего органа правосудия, куда может обратиться каждый подданный.

Кроме того, Диван занимается протоколом двора (управляет дворянством) и ведет переговоры с иностранными послами.

Диван заседает ежедневно под председательством Визиря.

Само слово впервые встречается в текстах IX века, описывающих халифат времён халифа Омара (634—644).
При создании административной системы халиф ориентировался на образец державы Сасанидов, потому и дал совету персидское название.
Позднее термин распространился на различные органы государственной власти Османской империи.
Оsкar 22

Другие интересные вопросы и ответы

Какой самый мерзкий анекдот вы знаете?

Сидит отец в туалете, дрочит. Заходит сын и спрашивает

-«Папа, а что ты делаешь?»

-«Дрочу сынок, скоро и ты будешь»

-«У меня рука устала»

Вадим Авсюк 778

Чем закончится «Великолепный век»? Судьбы основных персонажей?

Не знаю, будут ли нам показывать правление следующего после Султана Сулеймана правителя Османской империи, но и до этого должно многое случиться.

Хюррем: умрет раньше султана, своей смертью, Сулейман будет очень горевать.

Султан: умрет (1566 год) в военном походе, на территории Венгрии. Ему было 72 года.

Михримах: проживет долгую жизнь в браке с Рустемом, после смерти матери будет у Султана советником во всех делах, займет место Валиде султан. Также будет управлять гаремом при следующем правителе- Селиме (брате). Про Михримах можно почитать тут.и вот здесь.

Мустафа: будет казнен собственным отцом.

Махидевран: переживет всех, умрет в Бурсе. Подробнее про судьбу Махидевран тут.

Ибрагим: будет задушен шелковым шнуром во дворце в ночное время, похоронен на родине без почестей.

Хатидже: умрет через 2 года после смерти Ибрагима от тоски. Подробнее тут

Младший горбатый Джихангир умрет вскоре после Мустафы, вроде как от горя.

Мехмет умрет в возрасте 22 лет от оспы, во время санджака.

Баязид во взрослом возрасте пойдет против отца, вынужден будет бежать в Персию, откуда и будет выдан отцу. Будет казнен. Вместе с ним будут казнены все его сыновья, включая самого маленького. Про Баязида немного вот здесь.

А Селим станет султаном после смерти Султана Сулеймана.

Четверостишье со словами любовь, морковь, диван, султан

Ну? Давайте Ваше четверостишье….

Что такое ппу в диване?

ППУ, или пенополиуретан, – это вспененный материал, полученный на основе синтетических полимеров. Материал имеет пористую структуру, состоящую из наполненных воздухом толстостенных ячеек. ППУ выпускается в нескольких вариантах жёсткости, и, в зависимости от марки, способен выдерживать нагрузку от 60 до 100 кг. Основным преимуществом ППУ является его способность быстро восстанавливать форму. При правильной и бережной эксплуатации пенополиуретан прослужит долгие годы.

Для производства мебели используется литой и блочный пенополиуретан. Для блочного наполнителя детали вырезаются из листов с разной плотностью и склеиваются так, чтобы мягкий слой был сверху, а более жёсткий – снизу. Литой наполнитель представляет собой твёрдый блок, отлитый из жидкой смеси и сформированный под давлением. Литой ППУ обеспечивает особую мягкость и плавность форм мебели.

В блоках ППУ не накапливается пыль, это абсолютно гипоаллергенный материал. Однако от длительного воздействия солнечных лучей он может начать крошиться. Поэтому в качестве обивки для дивана с ППУ лучше выбирать плотные светонепроницаемые ткани.

Хансарай. Часть 6: Зал Дивана


Визит во внутренние покои Хансарая, безусловно, следует начать с Зала Дивана (он же – Зал совета и суда). Это помещение, тронный зал повелителей Крыма, можно без преувеличения назвать «сердцем» государственной жизни Крымского ханства: в этих стенах, в собрании лидеров нации, принимались судьбоносные для Крыма решения.

Сам термин «диван» происходит от арабского слова, которое, в основе своей, обозначало сборник письменных реестров. Впоследствии значение слова расширилось и на хранилище таких документов, и на ведавшее ими учреждение, и, наконец, стало означать государственный орган. (Наименование предмета мебели тоже имеет к этому прямое отношение: диван потому и назван диваном, что сделан на манер длинных мягких топчанов, стоявших в «офисах» Османской империи). В Крыму и в Турции диваном называли совещательный орган, который являлся одновременно и верховным судом при правителе, и государственным советом.

В Крымском ханстве существовала разветвленная система юриспруденции и большинство судебных решений в стране принималось на местах. Гражданскими делами (такими как вопросы брака, имущества, наследия и т.п.) ведали религиозные суды кадиев в своих судебных округах (кадылыках), а над кадиями осуществляли надзор столичные кадиаскеры. Уголовные дела, помимо того, могли рассматриваться также и региональными диванами, которые существовали при резиденциях калга-султана и беев наиболее знатных родов. И лишь тогда, когда вопрос не удавалось разрешить на месте, либо когда тяжба велась между представителями знатного сословия, дело передавалось в ханский Диван. Кроме того, в Диване должен был утверждаться любой вынесенный местными судами смертный приговор.

Смертные приговоры были не слишком частым явлением среди на редкость законопослушного, как отмечали современники, населения Крыма, но вот лиц, желающих подать апелляции на решения местных судов, набиралось достаточно, и к вратам Хансарая стекались просители, жаждущие добиться справедливости в ханском суде. Сортировкой их прошений (какое заслуживает аудиенции у хана, какое следует передать на рассмотрение кадиаскерам, а какое вернуть обратно) занимались чиновники ханской канцелярии. Эта канцелярия располагалась на террасе с колоннадой перед самым входом в Зал Дивана. В прежние времена это была не открытая терраса, как сейчас, а помещение наподобие застекленной веранды, со шкафами и лавками внутри.

10_02_2016_02

Вид на северо-восточный угол Зала Дивана с зарешеченным балконом и витражами

Ханский Диван собирался регулярно: как правило, еженедельно. Однако следует заметить, что проведение судебных заседаний было лишь одной из функций ханского тронного зала – причем даже не самой главной. Ведь, помимо суда, совещаний в узком кругу по текущим вопросам и приемов иностранных посланцев (в том числе и османских, с распоряжениями от султана), в этих стенах регулярно проводилось еще одно, гораздо более масштабное мероприятие: встреча («кёрюнюш») хана с представителями крымских знатных родов. Эти многолюдные ассамблеи были, по сути, главным предназначением зала – именно потому он настолько и превосходит и по площади, и по высоте, и по роскоши ту скромную палату Дивана, что существует в стамбульском дворце Топ-Капы. Такие всеобщие собрания крымской знати во дворце происходили не очень часто, обставлялись с немалой пышностью и решения на них принимались наиважнейшие: на них беи четырех знатнейших родов формально избирали новых ханов, принимали совместно с ханами решения о войне и мире, а порой случалось и так, что ханы во время таких собраний узнавали о своем низложении и отставке.

Потому в ханские времена здание тронного зала очень часто называли не Залом Дивана, а Кёрюнюшем. Помещений для подобных собраний в Хансарае было несколько: Эвлия-челеби перечисляет во дворце кёрюнюши Бахадыра Герая, Исляма Герая и Эски-Кёрюнюш (ни один из них не дошел до нашего времени), а тот зал, который можно осмотреть ныне, у Эвлии назван кёрюнюшем Сахиба Герая – по имени основателя Бахчисарайского дворца. Это был самый старый и самый главный из парадных залов ханской резиденции.

Войдя сегодня в его двери, мы окажемся в просторном помещении с хрустальной электрической люстрой и блестящим мраморным полом, на котором ясным утром затейливо переливаются цветные лучи, падающие сверху через витражи. Стены и потолок зала украшены яркими росписями, а прямо напротив входа сверкает позолоченный макет трона. Большая часть этого декора – результат реставрации 2000-х годов, выполненной в соответствии со старыми описаниями Зала Дивана. В этих описаниях упоминается и мраморный пол (снятый и вывезенный куда-то еще в 19 столетии), и «три прекрасные люстры» (видимо, венецианской или французской работы, что считалось особой роскошью в Крымском ханстве), и бассейн с фонтаном посередине (его реконструировать не стали, ибо стены здания и без того сильно повреждены излишней сыростью).

Над входом в зал изнутри нависает балкон, закрытый плотной деревянной решеткой: так называемые «хоры». Экскурсоводы обычно рассказывают, что ханы тайно подсматривали оттуда за ходом заседаний Дивана, члены которого, таким образом, никогда не знали наверняка, слушает ли их хан или нет, и потому на всякий случай не позволяли себе лишних высказываний. Поводом к возникновению этой басни, без сомнения, послужил пример зала Дивана в стамбульском дворце Топ-Капы. Там, в самом центре стены, прямо над местом, где сидел главный везирь, проделано небольшое окошко с позолоченной решеткой. С обратной стороны этого окошка расположен нижний этаж «Башни справедливости», зайдя в которую из своих личных покоев, султан мог, по желанию, либо тайно наблюдать через решетку за совещаниями придворных советников, либо, поднявшись по ступеням, осматривать свой дворец с вершины башни.
В прошлом очерке я уже подробно рассказывал о том чрезвычайно закрытом образе жизни, который, храня свое недосягаемое величие, вели турецкие султаны. Случаи, когда падишахи лично являлись на заседания своего Дивана, были настолько редки, что всякий раз бурно обсуждались в столице и были предвестниками серьезных политических перемен. Обычай, при котором правитель тайно наблюдает за совещаниями своих сановников, возник не в Стамбуле: он бытовал во многих странах и культурах задолго до возникновения Османской империи. К примеру, во дворце фатимидских халифов в Каире тоже было устроено решетчатое окошко («шуббак») в главном парадном зале: халиф, скрытый для глаз, наблюдал из него за происходящим, а везирь, сидя под этим окошком, вел заседание.

Представить, чтобы тот же обычай мог соблюдаться и в Крыму, трудно для всякого, кто знаком с государственной системой Крымского ханства. Ведь если стамбульский Диван был всего лишь советом высокопоставленных придворных служителей, каждого из которых, невзирая на чины, султан мог в любой момент казнить или заменить на посту, то кёрюнюш крымских ханов – это, своего рода, наследственная «палата лордов», где беи занимали места не по милости хана, а по праву своего знатного происхождения, и наследовали их из рода в род. Хан не был вправе ни смещать, ни казнить беев по собственному произволению. По этой-то причине беи (в отличие от османских везирей, холодевших при звуках падишахских шагов по ту сторону решетки) не боялись ханов и издавна привыкли выражать свое мнение вслух и без всякой опаски. Известен не один случай, когда предводители крымской знати открыто и совершенно безнаказанно бросали в лицо хану самые суровые слова, вплоть до угрозы свергнуть его и избрать себе другого правителя. Учитывая всё это, «хоры» в Зале Дивана правильнее считать либо помещением для присутствующих на кёрюнюше женщин (а ханские матери и старшие жёны имели право посещать такие собрания, хотя и не у всех на глазах), либо – что мне кажется более вероятным – пристройкой уже русского времени.

Центральное место в зале было зарезервировано не за везирем, как в Топ-Капы, а за самим ханом (и это еще раз подчеркивает, что ханы, в отличие от султанов, присутствовали на заседаниях лично, а не скрывались в тени потайных комнат). Впрочем, везирь (в Крыму эта должность называлась хан-агасы) был и здесь ключевым участником собрания: хан-агасы не сидел на месте, а ходил по залу и распоряжался ходом заседания.

Вплоть до середины 19 века в Зале Дивана сохранялся настоящий ханский трон. Очевидцы писали, что он обладал немалой ценностью и был покрыт оранжевым сукном с вышитым золотой нитью полумесяцем. К сожалению, никто тогда не зарисовал его, и теперь мы не имеем понятия, как именно выглядело ханское кресло – ведь на Востоке существовало немало разнообразных типов парадных сидений правителя. И когда в свое время перед нами встал вопрос, чем заменить прежний музейный «трон» (который представлял собой обычный ящик, накрытый коврами и подушками, и не имел ни малейшего отношения к истории ханства), было решено изготовить деревянный макет знаменитого Багдадского трона османских султанов – временно, до тех пор, пока не будет выяснен истинный облик тронного места крымских ханов. Рядом с троном, по словам тех же очевидцев, стояло еще несколько сидений («табуретов») поменьше, а дальше вдоль обеих стен тянулись длинные мягкие лавки – все они были обиты тем же оранжевым сукном, что и ханский трон.

Эти места занимали придворные сановники, рассаживаясь на них согласно своему рангу. По левую руку от хана сидел калга-султан – первый наследник и распорядитель левой (восточной) части страны, а по правую – нурэддин-султан, командир правого (западного) крыла Крыма. Далее на стороне нурэддина располагался ханский муфтий, а напротив него, на стороне калги, сидели кадиаскеры, имамы и кадии крымских судебных округов, после которых следовал дефтердар – главный придворный секретарь, который и вел реестр судебных решений. На заседания являлись также главный казначей, распорядитель дворцового хозяйства и прочие придворные чины. Когда в столице пребывали беи знатных родов либо высшие военачальники как, например, командир гарнзиона Ор-Капы и ханские наместники в заперекопских ногайских ордах, они тоже принимали участие в заседаниях Дивана – хотя и не были обязаны посещать их регулярно (в отличие от калги, который, правя суд в своем собственном диване в Ак-Месджиде, раз в неделю был обязан являться в Бахчисарай к хану). На входе дежурил с серебряным жезлом в руках капыджи-кяхьяси – начальник придворной стражи, который и проводил в зал посетителей, допущенных к правителю.

10_02_2016_04

Вид на южную стену Зала Дивана с макетом трона

Сейчас уже не так просто в деталях представить, как проходила эта церемония, ибо описания ее скудны, а сам Зал Дивана существенно переменился с ханских времен. Тот вид, в котором он отреставрирован, примерно отражает состояние зала на середину 19 века; восстановить же его изначальный облик уже невозможно по той причине, что декор ханской эпохи навсегда утрачен. К примеру, росписи на стенах – это творчество русских художников позапрошлого столетия; их недавно обновили свежими красками, но выяснить, какие крымскотатарские или османские узоры были прежде на их месте, не удалось, поскольку первоначальный слой счищен практически начисто. Сильно изменилась и сама структура помещения.

Насколько можно судить, окна с цветными витражами изначально находились во всех четырех стенах (а не в одной, как сейчас) и в зале было значительно больше света. Нижний ряд окон уже в царское время переделан в двери, убран ряд лавок под ними, разобраны камины в углах помещения и фонтан посередине, и список подобных переделок можно продолжать долго. Не вызывает сомнений и то, что уже при последних ханах Зал Дивана мало походил на прежний кёрюнюш Сахиба Герая – ведь недаром Селямет II Герай оставил над его входом надпись, напоминающую о ремонте здания после разрушительного пожара.
Тем не менее, главный зал Хансарая уцелел и сохранился. И те, кто небезразличен к прошлому ханского Крыма, по-прежнему имеют возможность прийти сюда и попытаться услышать голоса людей, что когда-то раздавались под этими сводами и направляли Крым на его пути по бурным волнам истории.

Почему султан Сулейман наказал шехзаде Мустафу за тайный никях, а Баязида простил

Султан Сулейман, стал первым в истории Османской империи правителем, который заключил религиозный брак со своей наложницей Хюррем-султан. А она, вопреки всем правилам османского двора, нарожает повелителю 5 сыновей и одну дочь.

Никях Сулеймана и Хюррем нарушал не только уклад и порядок во дворце, но и давал возможность потомкам и отпрыскам пойти по пути своего великого предшественника. Такого исхода опасалась мать султана Сулеймана — Валиде Хафса-султан и не раз предупреждала сына о том, что его сыновья в свою очередь рано или поздно тоже захотят совершать никях (обряд бракосочетания в исламской семье) со своими наложницами. Это могло поставить под угрозу всю династию, поскольку в таких случаях нарушалась иерархия и рожденные шехзаде от простых наложниц могли иметь иное положение, нежели сыновья рожденные от любимых женщин.

Первым, кто как и отец нарушил традицию османского двора — был шехзаде Мустафа, рожденный от наложницы Махидевран. По сюжету сериала, Мустафа тайно совершил никях со своей возлюбленной Михринисой. Махидевран-султан была против бракосочетания сына и всячески отговаривала его от совершения подобной ошибки. Тем более никях был заключен тайно и без разрешения султана Сулеймана, а это могло сулить большие проблемы для влюбленного Мустафы. Только султан мог принимать подобные решения, которые влияли на всю династию. Однако Мустафа поступил по-своему.


Вслед за Мустафой, тайный никях совершил и шехзаде Баязид — сын Хюррем-султан. Баязид женился на дочери покойных Ибрагима-паши и Хатидже-султан — Хуриджихан-султан. Хюррем, также как и Махидевран была против этого союза, понимая последствия для своего шехзаде. Казалось бы, проступок у наследных принцев по степени тяжести был одинаковый, однако только шехзаде Мустафа был наказан.


Во-первых, для султана Сулеймана важнее всего была преданность и честность как своих подданных, так и членов семьи. Перед тем, как о тайном никяхе Мустафы стало известно султану, у отца со своим шехзаде состоялся душевный разговор, где Сулейман прямо спросил сына, остались ли между ними какие-либо тайны и недосказанности. К сожалению, шехзаде Мустафа соврал, глядя отцу прямо в глаза. Это больше всего задело Сулеймана и стало одним из факторов в принятии решения о казни сына.

Во-вторых, Михриниса-султан была мусульманкой из знатного рода, ведь ее отец был сам Хайреддин Барбаросса и шехзаде был обязан совершить с ней никях, чтобы вступить в полноценные отношения.


Взяв в жены дочь уважаемого и влиятельного флотоводца — адмирала армии османов, Мустафа автоматически делал его своим сторонником и союзником. Конечно, Сулеймана это тревожило. Он расценил это как заговор против него и лишил Мустафу титула наследника.


Брак Баязида не представлял подобной опасности для Сулеймана, к тому же испытывая вину перед Хуриджихан-султан, падишах не стал препятствовать чувствам и счастью племянницы и сына. Еще и Хюррем-султан служила буфером между султаном и их детьми, защищая и выгораживая отпрысков перед отцом.

Султанша, которая имела право прогнать даже султана с Совета Дивана

Султанша, которая имела право прогнать даже султана с Совета Дивана

Самым главным и великим человеком в империи всегда был именно султан. Никто не имел столько власти, сколько имел он. Его приказы должны были выполняться без раздумий и лишний размышлений. Все, кто входил в Совет Дивана, считали честью свое присутствие на нем.


Совет Дивана – не что иное, как собрание самых высших чинов. На Совете обсуждали предстоящие военные походы, кадровые перестановки, ситуацию в империи. В особых случаях именно на этом заседании выслушивали жалобы, принимали послов, выносили вердикты и приговоры. Проводить заседание советы изначально имел право лишь один человек – правящий падишах.

Однако в «Великолепном веке» мы прекрасно видели, как султан Сулейман наградил этим правом самого Ибрагима-пашу. Повелитель порой лично не присутствовал на совете – но сидел в соседней комнате, где все видел и слышал. Совет Дивана – был крайне важным мероприятием, и нарушать его заседание не имел право никто, тем более женщина. И было абсолютно неважно, какой титул она имела и кем приходилась правящему падишаху.


Достаточно вспомнить, что первая Валиде – мать Сулеймана и даже Хюррем, несмотря на всю имеющуюся у них власть никогда даже не пытались нарушить заседание совета, не говоря уже о том, чтобы выгнать с него султана. А вот среди их потомков, такая женщина была, и власть ее была безгранична, ведь не зря за время своей жизни она была несколько раз регентом султана и стала единственной Валиде, которая носила титул бюйюк Валиде-султан.


Этой женщиной была никто иная, как Махпейкер-султан или как она сама себя назвал – Кесем. Кстати, имя это женщина выбрала себе не случайно – оно означает единственная любимая. Власть Кесем-султан была тиранией, жесткой, коварной и опасной. Султанше пришлось многое пережить, перед тем как стать Валиде. Ее изгоняли из дворца, но всякий раз она возвращалась обратно – с гордо поднятой головой.


Именно Кесем Валиде-султан, будучи бабушкой правящего султана, имела власть сама проводить Совет Дивана. А начиналось все очень просто – в любой момент заседания она могла прийти на него. И если с самого начала султанша просто слушала, то потом стала вести дебаты, отправлять султана среди заседания в его покои и сама выносила необходимые решения.


Противиться воле Кесем-султан не мог никто – ни дети, ни внуки, ни султаны, ни паши. Все прекрасно знали что, несмотря на титулы, управление империей фактически осуществляет она сама. Кесем была так могущественна – что стала единственной за всю историю Османской империи женщиной, способной не просто проводить Совет самостоятельно, но и имеющей власть – выгнать с него правящего повелителя.

10 грубых ляпов сериала Великолепный век

Сериал Великолепный век по праву можно считать легендарным. В нём всё настолько красиво, романтично и интересно, что мало кто остаётся к нему равнодушным.

Декорации, костюмы, талантливые актёры, остросюжетная линия. Благодаря всему этому, Великолепный век буквально с первых минут способен увлечь зрителя. Он как будто уносит тебя в Османскую империю на пятьсот лет назад.

10 грубых ляпов сериала Великолепный век

В сериале показано много событий, которые действительно происходили во времена правления Султана Сулеймана. Именно поэтому сериал считается историческим. Однако стоит отметить, что в Великолепном веке всё же есть свои ошибки. И сегодня я расскажу про 10 ляпов, и, возможно, вы посмотрите на сериал уже с другого ракурса.

Обязательно досмотрите этот ролик до конца и вы узнаете самые грубые киноляпы сериала.

1. Декорации и интерьер

Пожалуй, начнем с декораций. В сериале интерьер дворца совершенно не соответствует той эпохе. Шторы и занавески больше в викторианском стиле. Во времена Сулеймана шторы были прямыми, и не имели драпировки, бахромы и ламбрекенов. Столов и стульев в те времена у Османов тоже не было. А в сериале стол есть, чуть ли не в каждой комнате. И если обратить внимание, то во дворце можно заметить многорожковые подсвечники, хотя в те времена их ещё не было.

10 грубых ляпов сериала Великолепный век

2. Слишком откровенные платья

В Великолепном веке женщины расхаживают в роскошных, и при этом очень откровенных платьях. Однако тогда женщины одевались в более закрытые наряды. Платья больше походили на широкие халаты и мало чем отличались от мужской одежды. Даже в более поздние времена в Османской империи, женщины никогда не ходили с таким открытым и глубоким декольте.

Обязательной частью одежды османских женщин были панталоны. Но, скорее всего, это распугало бы зрителей, поэтому создатели сериала намеренно выбрали именно европейский стиль в нарядах женщин. Видимо, чтобы глаза радовались красоте, пусть и не существовавшей в те времена.

К слову говоря, мужской гардероб тоже не вполне соответствует тем временам. Например, ткани коричневого цвета не использовались в мужской одежде. Тогда предпочтение отдавалось более ярким и насыщенным тканям. Рубиново-красные, с узорами синего, черного, зелёного или синего цвета. К тому же ткани для кафтанов были очень плотными, тяжелыми и цветастыми.

10 грубых ляпов сериала Великолепный век

3. Роскошные украшения

В сериале все султанские женщины носят красивые и довольно роскошные украшения. Однако настоящие османские украшения выглядят совсем по-другому. Нет в них такого огромного количества камней. В основном они из золота. И разных самоцветов в них гораздо меньше.

А ещё внимательный зритель обязательно заметит, что султанши время от времени одалживают друг другу свои украшения и одежду. Но в реальности такого просто не могло быть. Каждая султанша, как и любая другая женщина, очень ревностно относилась к своим вещам, и в особенности к украшениям.

4. Хюррем сильно опоздала

Хюррем появилась в жизни Сулеймана в 1517 году. Ей тогда было около 15-17 лет. А в сериале вместо молоденькой девочки мы видим довольно зрелую девушку.

5. Хасеки Махидевран-султан

Титул «Хасеки» был введён Сулейманом специально для Хюррем, чтобы подчеркнуть её особый статус в гареме. Но с самого начала сценаристы наградили этим титулом Махидевран-султан. Хотя на самом деле она носила титул «Баш-кадын» — главной жены султана, как мать единственного наследника.

6. Отречение от Махидевран

В сериале Султан Сулейман становится холоден к Махидевран буквально с первой серии. А после хальвета с молодой рабыней Александрой он довольно неохотно проводит ночи с ней. Ревнивая Махидевран в своём нежелании делить любимого с Хюррем совершает несколько ошибок, после которых Сулейман навсегда отворачивается от неё.

Но в жизни Махидевран и Хюррем на протяжении 15 лет приходилось делить Сулеймана не только между собой, но и с другими наложницами из гарема. И только после того, как Махидевран сильно избила Хюррем всё изменилось. Махидевран вместе с Мустафой отправились в санджак, а Хюррем стала единственной женщиной Сулеймана.

7. Валиде султан говорит на русском

Ещё одним ляпом является сцена, где Валиде султан говорит на русском языке. На самом деле этого быть не могло. Валиде султан не знала ни русского, ни украинского языка, поскольку была совсем другого происхождения. Она вовсе не была дочерью крымского хана. Оттого и языка она не могла знать.

Наверняка многие заметили, что новоприбывшая Хюррем спокойно разговаривает с калфами в гареме. Да и на корабле она ругалась с пиратами. Все друг друга понимали. Это ещё один киноляп.

8. Гарем в Топкапы

А теперь настало время для самых грубых ошибок сериала. Для этого предлагаю вернуться к первой серии, где шехзаде Сулейман получает письмо с известием о смерти своего отца. Теперь время ему занять престол османов. Интересный моментом является то, что в Стамбуле его встречает Валиде, Хатидже и Гюльфем.

Конечно, их присутствие можно объяснить тем, что они члены семьи правящей династии. Но тогда почему Махидевран так сильно запоздала с приездом? И как объяснить то, что гарем молодого султана в полном составе был в Топкапы? Фаворитки заняли комнаты на втором этаже. Наложницы и рабыни расположились в общей комнате. Да только вот неувязочка. До 1527 года гарем находился в здании старого дворца. Оттуда фавориток и жён султана привозили в Топкапы. Иногда султан сам приезжал в гарем.

После большого пожара в старом дворце часть гарема переехала во дворец Топкапы. Остальных жительниц гарема отпустили на свободу.

9. Бородатые шехзаде

Шехзаде носили бороды. Это ещё один из ляпов, на которые зрители не обратили своего внимания. Но давайте вспомним, как в сериале выглядели сыновья Сулеймана. Шехзаде Мехмед никогда не носил бороды. Ни во дворце Топкапы, ни у себя в санджаке. А вот остальные шехзаде очень интенсивно отращивали усы и бороды, что в реальной жизни могло стать причиной гнева Повелителя.

Шехзаде не имели права носить бороду. Это была привилегия только правящего Султана. Поэтому все наследники султана обязаны были избавляться от лишней растительности на своем лице. Однако сериальный и настоящий шехзаде Мустафа это правило нарушил и активно отращивал бороду. И в истории это тоже стало причиной его ссор с Сулейманом.

10 грубых ляпов сериала Великолепный век

10. Принцесса Изабелла была слишком старой

Принцесса Изабелла Кастильская была захвачена в плен и стала красивой игрушкой в руках Сулеймана. Однако в реальности Сулейман и принцесса Изабелла никогда не пересекались. И даже если бы они встретились, то вряд ли бы у Сулеймана проснулся к ней любовный интерес. Принцесса Изабелла Кастильская по возрасту ему совсем не подходила. Скорее она годилась ему в бабушки. Когда Сулейман родился, ей было уже 43 года. А встреча их действительно была невозможной, ведь Изабелла умерла ещё в 1504 году.

Конечно, можно найти ещё много ляпов, которые были допущены в сериале. Если вы их заметили, пишите об этом в комментариях.

Читайте также: