Обучение краю дивана ребенка

Обновлено: 18.05.2024

врач-психотерапевт, специалист по развитию детей в младенческом и раннем возрасте,
автор проекта для маладенцев и их родителей ОТКРЫВАТЬ КАК КНИГУ

Этот вопрос часто задают родители на занятиях. Я знаю несколько способов как это можно делать. На самом деле это довольно удивительно, что несмотря на то, что техника слезания с дивана одинакова, подходов к обучению есть несколько. Давайте посмотрим, что это за способы и что стоит за каждым из них.

1) Во-первых, можно не учить ребенка слезать с дивана. И в один прекрасный момент обнаружить, что он самостоятельно научился это делать. Вы оставляли его одного на диване с игрушками, точно зная, что он никуда не денется оттуда, и чувствовали, что ваша кадка с растениями в безопасности, пока однажды, решив проверить, что это он так долго вас не зовет, не увидели его копашащимся в земле и обрывающим молоденькие листочки вашей любимой монстеры.
Конечно, это случилось не само собой. Малыш чему-то такому научился, что позволило ему сделать еще один маленький шажок вперед и, наконец, у него получилось слезть с дивана. Мы можем подумать о том, из чего состоит собственно слезание с дивана и предложить освоить эти элементы в другой более простой обстановке.
Например, может быть полезно небольшое возвышение на 5-10 см (см. картинки). Ребенок учится залезать и слезать с него. Как передом, так и задом.
Для того, чтобы ребенок мог слезть задом у него должна быть идея о заднем пространстве. Это заднее пространство начинает формироваться еще когда ребенок учится поворачиваться с живота на спину. На самом деле еще раньше, когда мы предлагаем ребенку взять игрушку не прямо перед собой, а смещаем ее вбок и вниз, но это отдельный большой разговор. Самый наглядный пример движения назад - это когда ребенок ползет не вперед, а назад. Такое часто случается на этапе освоения ползания. Кто-то пугается такого поворота дела, а кто-то с интересом исследует как это так "я смотрю вперед, а двигаюсь назад!" От того насколько безопасно и насколько освоено это заднее пространство зависит с какой легкостью ребенок примет идею разворачиваться попой. Быть может эта идея ему уже знакома и он сам применит ее к ситуации дивана.
Кроме того важна линия развития пластичности ползания - позволяя ползать по разным поверхностям ребенок учится модифицировать исходно довольно примитивную схему ползания. Это позволит ему подстраивать свои движения под особенности дивана.
Фактически это такой способ, когда ребенок как бы сам всему учится. А задача взрослого быть очень внимательным и выстраивать среду в соответствии с возможностями и задачами развития ребенка.

2) Во-вторых, можно показывать ребенку схему сползания с дивана. Может быть, малыш норовит скорее свалиться с дивана, чем остаться без игрушки, которая свалилась на пол. И это небезопасно! Или маме было бы удобнее, чтобы он сам поскорее научился сползать и самостоятельно приползал к ней на кухню греметь крышками от кастрюль. Так или иначе, но задачу освоения дивана хочется решить в кратчайшие сроки.
Обычно в таком случае родители разворачивают ребенка задом к краю, когда замечают, что он хочет сползти вниз (можно на пол положить яркую погремушку), потихоньку свешивают его ноги вниз и еще медленнее тянут его за ножки дальше вниз, давая возможность малышу почувствовать пол ступнями. Как только он чувствует опору под ногами, то мгновенно ориентируется, разворачивается и устремляется к понравившейся игрушке. Родители проделывают такие действия несколько раз, чтобы этот навык закрепился.
Конечно, уже должна быть некоторая база, чтобы малыш мог все это усвоить. Об этой базе мы немного говорили выше.
Есть одна хитрость. Можно обучать "с конца". Т.е. вы вешаете ребенка за край дивана (см фото), так чтобы его ножки совсем чуть-чуть не доставали до пола и помогаете ему "упасть". И начинаете играть в такую игру. Детям обычно нравится это ощущение динамики, движения. Потихоньку расстояние до пола вы увеличиваете, а ребенок осваивает это "падение", понимает, что он может им "управлять". Ну, а потом уже учитесь скатываться со всей высоты дивана. И так двигаетесь к началу маневра.

3) В-третьих, можно из дивана сделать горку. Вы кладете вплотную к дивану подушки, создавая некоторый скат с него. Идеально если это будут диванные подушки старых моделей - довольно тяжелые, плотные и не укатывающиеся. Ребенок, конечно, попытается сползти по ним носом вниз. И это совершенно нормально. Вскоре вы можете заметить, что он не всегда сползает прямо носом вниз, а делает это под некоторым углом. Затем малыш начинает сползать боком (см.фото), здесь уже есть движение назад, но остается контроль зрением, а потом ребенок разворачивается попой вперед.
Это такая естественная последовательность освоения сползания. Вначале я движусь туда, куда смотрю. И лишь затем модифицирую эти способы. Важно освоить разные вариации, в конце-концов побеждает самая легкая и удобная. Самое простое с когнитивной точки зрения - носом впред, самое простое с моторной - задом вперед. Не надо пугаться, что ребенок ползает как-то не так. Он исследует, пробует. Важно пробовать все способы, постепенно неудобные отваливаются сами собой. Но где-то внутри остаются представления о всех возможных способах. Я могу и так, и эдак, и вот так!
Может, у вас есть свои находки? Или вы хотите чем-то поделиться?

И в заключении несколько фотографий и небольшое смешное видео о том, как малыш придумал свой собственный способ к его уникальной ситуации.

Как вы учите детей краю кровати? Чтобы не пытался нырнуть. Острые углы и все такое. 8 месяцев. Где можно про это почитать?

Как вы учите детей краю кровати? Чтобы не пытался нырнуть. Острые углы и все такое.

8 месяцев. Интуитивно говорю — Бах! Будет бобо. Где можно про это почитать?

Кладете на живот и учите правильно разворачиваться ногами к краю кровати и слезать, повторять регулярно, не словами а действиями. Острые углы только методом проб и шишек)

Бах хорошо работает, у нас так точно. Ну и 3 раза с кровати бах, нам 11м))

Мои когда маленькие были, когда подползали к краю кровати, просто разворачивала попой, и учила правильно слазить, действия+слова, очень действенно на мой взгляд, по крайней мере с моими, с кровати никто не летал.

На углы клеила накладки, края подстраховывала. В 8 месяцев ещё трудно научить, т.е. давать информацию нужно, но освоить и выполнить ребёнку сложно пока.

Скручивала из одеял бортики, на пол стелила покрывала и подушки. Падали все- равно. Потом уже учить слазить и забираться.

поворачивала попой к краю , удерживала, опускала ножки. Чепрез два дня дети научились слазить. )) Смешно так. ползут, потом разворачиваются попой и сползают )))

@ Мария спасибо! Пока не ходит, но учить буду.

Показывала несколько раз, как правильно слезать. Как оказалось, ему этого было вполне достаточно, как понадобилось, продемонстрировал, что все прекрасно запомнил.

Учила слезать, чтобы попой вниз. Ну и на пол возле кровати подушки клала, чтобы падал на подушки. Раза четыре упал, потом научился слезать.

Стараюсь не использовать негативно окрашенные слова (будет бобо), говорила две фразы: край и попой вперед (как сползать). Все это дублировала жестами и действиями ребенка (мышечная память).

@ Irina спасибо, пугать специально не хочется.

Кстати, смешно потом получилось. Дочь так натренировплась, что надо аккуратно слазить и попой вперед, что, когда мы пришли на гимнастику, она также аккуратно слазила там в бассейн с кубиками, причем начиная довольно заранее, вместо того, чтобы с разбега прыгать в них. Но быстро научились понимать разницу, где нужно аккуратно, а где наоборот можно бегать и прыгать.

Учила поворачиваться попой и сползать, пока ноги на полу не окажутся. Оба довольно быстро понимали

кровать: бах! и переворачивала попой вперёд, чтобы правильно слезал. это было, правда, как только научился ползать. и по 100 раз на день. месяцам к 8 сработало – сам попытался. углы – говорила, останавливала. пару раз впилился – запомнил. в общем, ничего и щас не поменялось особо ))))) 4 года – так же долдоню о чём-то, на какой-то раз доходит.

Показывала как надо спускаться, разворачивала попой к краю и по одной ноги спускала! Первое время каждый раз как ползёт к краю говорила Как спускаться надо? Он пытается как надо, а я подстраховываю, сейчас сам делает правильно без Напоминания! Но, кстати, не всем детям дано, старший например и в 4,5 может не заметить край и слететь, потому что страха нет и никогда не было

@ Olesya , а я читаю, и думаю, как это детки сами за пару дней учатся?! Видимо, не всем дано ? Мой абсолютно не понимал, что это я с ним делаю и зачем разворачиваю, надо было самому пару раз упасть, чтоб понял, как надо )

@ Svetlana когда двое, невольно начинаешь сравнивать и очень многое зависит от характера, темперамента? А до этого со старшим все время думала, блин, да что же я не так делаю… ?‍♀️

Тоже по 100 раз на день показывали как надо спускаться…

Сползать с кровати когда учила, то поворачивала попой и говорилла «слезаем попой»))
Потом напоминала всегда словами, что слезаем попой.
Но сейчас 2 и все равно может заиграться на кровати и свалится.
Предлагаю играть на полу. И ещё есть моменты когда дети хотят спать, у них может резко нарушатся координация и устойчивость

@ Татьяна спасибо, важный момент

на сон только барьеры ставить если не в кроватке спит, а так да — обьяснять про бух, будет больно, учить разворачиваться и сползать ногами

Показывала как слезать) научились дети за несколько дней. Старшая вообще осторожная была, но все равно один раз сильно упала. А младшая пока ни разу за год ни откуда не падала, сразу просекла как надо слезать) острые углы тоже обходит стороной интуитивно, я даже не учила)

Учила правильно сползать с кровати, на животе, ножки первые сползают и встают. С кровати не падали дочки.

Учила в игре, придумала короткую весёлую фразу, которая легко запомнилась и не вызывала негатива

Всех учила слезать. Чтоб поняли, мониторила, как подползут к краю и давала «упасть»-страховала и ловила на излете, но у ребенка появлялось понимание и страх. За пару недель учились слезать правильно, попой вперед.

Я точно так же учила. Падали с подстраховкой, но испугаться успевали

У нас няня научила сползать ножками вперед. Как только малыш подползал к краю кровати или манежа, сразу переворачивался ножками вперед и на животе сползал. Няня научила очень быстро, за пару дней. А потом мы всегда повторяли.

Муж учил слезать дочку. Она, кажется, месяцам к 9-10 научилась

Слезать научили в этом возрасте

Очень рано научила слезать ногами вниз. Но и шлепалась бывало.

Учила слезать. Учила ключевым словам «осторожно, край!»

Учу слезать, как раз мес 7-8

Опыт! Лучший учитель. Пара раз врежется и очень быстро все поймет

Инргда оооочень плачевный опыт((((

@ Оля ну окна открытые не надо оставлять, конечно. А как ножками назад слезать дети учатся очень быстро.

Мой сын довольно быстро научился слезать сам и это определенно один из самых полезных навыков. Каждый раз когда пытался головой вперед лезть тоже говорила — «бух! » падать не давала. Ждала, когда захочет слезть, подползал к краю и каждый раз, как жучка переворачивала ногами вперед. А за руки придерживала. Это было очень смешно, потому что в какой-то момент он научился пятиться, но часто не в те стороны и вошкался так по кровати ?. Сейчас хоть не страшно, что один останется. Всегда справляется

Падали, поворачиваю попой, сестра своим примером показывает, проговариваю. По-моему пока ребенок не понял, что от него хотят. Хотя спуститься со ступеньки — меня зовет/ждет

@ Оля моя ещё не ходит даже. Но так настойчиво ползёт к краю кровати.

@ Евгения
Я с рождения практически про край всем толдычу. Ну с 3/4месяцев…

Учили сползать с дивана/кровати -как бы на пузе съезжать.Прям разворачивали и давали сползать.Освоила быстро,но часто напоминали,что край близко и надо развернуться. Бонусом ребенок так реагирует на любой край.Даже на горке на улице разворачивается.

«Осторожно край» и учила слезать попой вперёд. Разворачивала и они сползали

А во сколько дети сами научились слезать с кровати, дивана (ногами в первую очередь, а не головой), не помните?

А во сколько дети сами научились слезать с кровати/дивана (ногами в первую очередь,а не головой?), не помните?

82 Ответа

Около 9 месяцев, я прям разворачивала попой и показывала как слезать

@ Lisa это делается очень просто. Когда ребенок хочет слезть с дивана головой вперед, то надо его там же на диване разворачивать ногами и медленно тянуть к краю и показывать как надо слезать. Придётся показывать много раз, пока ребенок сам не станет так слезать с дивана.

Благодарю!) думаю нужна ли в хозяйстве кровать,тк в люльке все равно не спит)

В 7 как начали ползать, а учить начала в 5 как начал переворачиваются

В 10 месяцев где то. Хотя ползать она тогда не умела

Ещё не ходила, слезать учили

Около 7 месяцев

@ Dinara уже ползал ребенок?

@ Anna да, сначала пополз

Оказываются, учат. Я просто пока не пускаю на высокие предметы, потому что дочь именно головой вперёд спускается ? 8 мес. Ползает и встаёт у опоры.

@ Daria надо показывать ребенку. Разворачиваете его ногами вперед (при этом ребенок лежит на животе) и медленно сами как бы спускаете с дивана ногами вперед.

Учили, в 5,5-6 мес начал

Сами показываете или разворачиваете попой к краю на диване. И ждете пока ногами пола достанет. Руки на диване ребенка. Сами просто придерживаете

@ Lisa показывали на своем примере, разворачивали ногами и «сползали»

сползал и становился на пол?. моя тоже в 5,5 месяцев стояла у опоры, но спускаться на ноги еще не могла

@ Anna да, он ползал уже

та ну ползал понятно. но меня факт сползания на ножки с высокого дивана удивляет. в 5 месяцев

@ Ольга он ползал вовсю на четвереньках, сползал на ноги и далее присаживался и полз

@ Ольга почему удивляет?) Если ползал и стоял уже) с опорой стоял

В 6 месяцев научили

@ Dasha аВаш малыш ползал уже?

@ Dasha мой пока не ползает..и это ключевой момент видимо)

@ Anna Всё равно рассказывайте. «Как правильно спускаться? Вот так…» Вы же не просто так спросили, пытается?

@ Dasha пока носом вперед)

С первой дочкой, если честно, думала, что рано в 6 месяцев учить. Но нет! Научилась. И вторую поэтому тоже сразу научила.

Дарья Красильниковатогда попробую! Спасибо!

В 9 месяцев, учила дня 2-3

около 9-10 месяцев

начали учить с 6 месяцав, к 8 сын освоил навык типа 8 из 10 раз спускался правильно, к 9 месяцев уже без осечек. У мужа прям была цель научить, чтобы утром спокойно досыпать, пока ребенок спустился с кровати и сидит играет. Но в 10 он начал бегать по дивану/кровати и внезапно кровать под ногами заканчивалась=))) Вот это более стремная тема оказалась)))

@ Anna у нас сын очень легкий, поэтому легко держать себя вертикально что ли, он в 8 месяцев уже ходил у опоры и ползал реактивно, поэтому вот в момент как ребенко умеет стоять у опоры его легко можно научить спускаться.

@ Natalia у меня старшему 7 и у меня абсолютно стерся этот момент в памяти))

у меня как раз 1.2 года и я помню супер радость мужа, когда он с довольным лицом спал, а ребенок проснулся, слез с кровати и сидит играет рядом))) Муж сим достижением ооочень гордился))))

Наша в полтора года

6-7 месяцев научили

В 11 месяцев примерно, учила на своём примере и разворачивала чтобы сползал правильно где-то с 10 месяцев тренировались

Все трое детей с 6-7 месяцев сами как-то переползали через «заборчик» ?

В 1,2 примерно научили. Снимали планки с бортика кровати, учили, разворачивали

В 8 месяцев. Но поползла рано, в 4.5. Слезать учили специально, ибо ровно 12 апреля мой космонавт совершила свой первый диванный полет

Я помню, что дочке два раза показала как надо слазить, а сыну пришлось раза четыре-пять показывать. Но научились ещё до того, как ходить стали

попой вперёд где-то в год начал, до этого учила с 8 мес

Если будете учить , направляя ножками к концу кровати , поддерживая как нужно спускаться вниз , то научится быстро сам. Ну может через месяц — два точно. Мой месяцев в 10 освоил

Мы с первого раза показывали что и как делать, направляли и через несколько раз сама спускалась с кровати легко. Ни разу не упала.

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как научиться писать без ошибок?

Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв ("стака. " вместо "стакаН").
  4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
  5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
  6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").

И, наконец, "неаккуратность" в тетради:

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".

Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

Как научить ребёнка писать без ошибок?

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Статья предоставлена сайтом "Логопедический Портал"

Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза - это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно - все твердят - ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает - наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.

Наша страна, тихонько, приближается к воспитанию моно людей. Человек разбирающийся в одной области знаний, далёк от другой, даже похожей и близкой. Мой старший сын, обучаясь в одной из лучшей школе города и имея, как выяснилось в 4-м классе , дизграфию, занимался с учителями-репетиторами начаная с 1 класса, ни одна из 3 не понимала в чем проблема ребёнка. Второй ребёнок пошёл в 1 класс, уже занимаясь, с одним из ведущих специалистов логопедии (преподавателем пед.ВУЗа), было выявлено, дизграфии нет. ,сейчас он во втором классе , русский твёрдая 3. А причина 35 человек в классе , всем трудно и детям, и учителю. Предлагаю, прекратить гонку за образованием , ну хоть чуть-чуть, дать детям психологически облегчённое детство, ну и перестанем вытягивать из родителей деньги, ставя такому кол-ву семей этот диагнноз

Способность писать грамотно даётся от природы, как способность к математике, физике. Конечно, развивать грамотность можно и нужно, но какой же это труд для ребёнка! Есть дети, которые при изучении темы говорят, что все легко и просто, единицы даже утверждают, что уже проходили этот материал в прошлом году, хотя это совсем не так:) И есть те, кто сидит с отсутствующим взглядом, хоть разбейся!, а на математике щелкает задачи, неграмотно записывая пояснения и ответ!

Бороться с дисграфией сложно, но можно и нужно,
если бы еще учителя -как специалисты, хоть немножко помогали её вовремя обнаружить и знали ЧТО подсказать.
Из опыта борьбы с дисграфией, 1-4 части ДНЕВНИКА
[ссылка-1]

Боже мой! Можно не знать правила русского языка и писать грамотно, а можно знать и писать кое-как. Правила и грамотность - вещи разные. Вначале разработают интенсивную школьную программу, набитую правилами и исключениями, а потом удивляются, что грамотно не пишут. Так ведь не учили же этому!

Статья хорошая.
Другой вопрос, как заставить ребенка заниматься по всем этим полезным пунктам??
Я долго искала какую-то игру, или книжку-развивалку, чтобы был интерес заниматься. Нашла "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Наберите поиском, очень полезная штука!

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

как научить ребенка устному счету

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

Как правильно научить ребенка складывать и вычитать

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

"Чтобы к прибавить 3, нужно сначала к прибавить 1, получится 3, потом к прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

С чего начать обучение счету

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Как научить ребенка счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

как научить ребенка складывать и вычитать

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Читайте также: