Новые кресла для автомобиля

Обновлено: 26.04.2024

Наряду с рулём кресла являются основным каналом тактильной связи с автомобилем. Это и важный элемент дизайна. Существенна их роль в восприятии многих потребительских свойств машины.

Сиденья ― наверное, самая недооценённая часть автомобиля. Мы любим удобно расположиться, но плохо представляем, как они устроены. Знали бы хорошо, вряд ли использовали такие примитивные жаргонизмы, как «мебель» или «стулья». Под непрозрачной обивкой подчас скрыта сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр. Поскольку это весьма дорогой и тяжёлый элемент автомобиля, в конструировании и производстве ему уделяется гораздо больше внимания, чем в рекламе или отчёте о журналистском тест-драйве.

На примере сидений Volvo XC90 видно, как нечто, воспринимаемое цельным объектом, оказывается непростой в изготовлении конструкцией со множеством деталей.

Посадочные места, занимающие значительную часть интерьера, крайне важны для дизайнеров. А для водителя кресло ― основной канал физической связи с автомобилем: с ним соприкасается треть поверхности тела. Европейские исследования показывают, что за свою жизнь среднестатистический автолюбитель проводит в машине около 22 тысяч часов. И хотя сегодня совсем уж плохие сиденья встречаются нечасто, около 75% водителей в той или иной степени жалуются на проблемы со спиной. Плюс боли в шее, затруднения кровообращения, преждевременная усталость… Вызванная ей потеря концентрации ― причина трети серьёзных ДТП в Европе. А вы говорите «стулья».

Типичную для начала ХХ века конструкцию сиденья на металлических пружинах демонстрирует американский седан Essex 1927 года.

Хотя начиналось всё именно с мебельных технологий. Самобеглые повозки до начала ХХ века оснащались пружинными сиденьями а-ля бабушкин диван: набор витых металлических пружин обтягивался кожей с небольшим мягким подбоем. С 1900-х годов совершенствовали именно эту прослойку, применяя натуральные волокна от шерсти животных до кокосовых нитей, в том числе прорезиненных. В 1930-х появилась пена, сначала латексная. Она удешевила сиденья по сравнению с пружинными. С 1960-ми в автопром пришёл ещё более доступный вспененный полиуретан с различными производными.

Во-первых, это красиво… Примерно до 70-х годов сиденья воспринимались в первую очередь как художественный объект и проектировались по наитию.

Ещё 30 лет назад считалось, что лучшие автомобильные сиденья сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены, однако экономические соображения свели на нет «диванные» конструкции к началу 1990-х. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки, в качестве ненавязчивой опоры для пены.

В спортивных креслах Понтиака GTO конца 1960-х упрощённые, но всё ещё развитые пружины поддерживают пенную подбивку, играющую важную роль для образования формы.

Основой в любом случае служит каркас из металла или композитов. Его прочность в последние десятилетия многократно выросла ― прежде всего из-за ужесточения требований пассивной безопасности. К сиденьям теперь крепятся как минимум замки ремней, а то и надувные подушки, да и сами кресла положено испытывать на прочность по самым разным параметрам. Эти нормы, как и развитие научного подхода к проектированию штатных сидений почти убили рынок тюнинговых. Даже начинавшая с них известнейшая компания Recaro уже около десяти лет не производит гражданские автокресла сама, лишь «торгуя именем» на сторону.

В кресла Volvo XC90 встроены деформируемые элементы, позволяющие на треть снизить нагрузку на позвоночник при вертикальном ударе ― например, если автомобиль упал с высоты.

Профессионально оценивать сиденья принято дважды. Первичное восприятие ― статическое, в течение буквально первых 10–15 секунд после того, как ты оказался в кресле, будто покупатель в автосалоне. Не мешает ли оно процессу посадки? Насколько жёсткое? Не теснит ли? Хорошо ли держит? А главное ― как распределены реактивные силы от давления человеческого тела на обивку. Говоря по-простому, каков тот самый часто упоминаемый нами в тестах исходный рельеф или «профиль» сиденья.

Volvo 144, конец 1960-х. Подголовники и трёхточечные ремни вынудили рассматривать кресла ещё и как важный элемент безопасности, изменив конструкторские подходы.

Затем в ходе поездки длиной не менее часа-двух составляется представление о динамическом комфорте. Ко всем перечисленным факторам ― а их восприятие в движении может измениться ― добавляется то, как сиденье гасит широкий спектр колебаний. Ведь за плавность хода в автомобиле отвечает не только подвеска, а триумвират шин, шасси и кресел.

С научной точки зрения это означает, что каркас, упругие элементы, пена вместе и по отдельности должны избегать резонансов в самой неприятной области частот от четырёх до восьми герц. Резонансы на частотах от 0,1 до 0,6 Гц вызывают укачивание ― помните убаюкивающий задний диван дедушкиной Волги? Отказ от каркасов на витых пружинах существенно облегчил жизнь людям со слабым вестибулярным аппаратом. Частоты собственных колебаний современных сидений много выше. Нельзя их делать и слишком жёсткими, чтобы не передавали вибрации.

У современных кресел мощные каркасы, минимум пружин и максимум пены. Слева ― сиденья «пятого» Гольфа, а справа ― адаптивные от Мерседеса SL 2012 года с подбивкой верхнего слоя из прорезиненного волокна, приспосабливающегося к форме тела, и подачей тёплого воздуха к шее.

Как сделать идеальное сиденье? Научные исследования этой темы начались только в 1940-х, и прошло два-три десятилетия, прежде чем результаты заметно сказались на серийной продукции, причём не повсеместно. Зато сейчас недостатка в данных нет, и по наитию или методом тыка никто вроде бы не работает. Многочисленные исследования даже порой противоречат друг другу. В том числе в самом важном — как должна распределяться нагрузка от тела по сиденью.

Седан Volvo Amazon 1964 года впервые предложил регулируемый поясничный подпор. Именно в области поясницы передаётся максимальная нагрузка от спины на спинку, поэтому важно иметь возможность подстроить его под индивидуальные особенности седока.

Меньшинство учёных считают, что достаточно сделать кресло равномерно мягким, как, например, в старых французских машинах. Большинство — что жёсткость должна варьироваться, поскольку разные части тела неодинаково переносят нагрузку. Можно снизить давление на уязвимые ткани, сделав сиденье плотнее в местах контакта с наиболее выносливыми частями тела. Это ягодицы под так называемыми седалищными буграми и область поясницы на спине.

Форма и жёсткость сиденья выводится в виде эпюры — карты нагрузок. Чем краснее зона, тем сильнее удельное давление. Чрезмерное сдавливание тканей воздействует на нервы, вызывая дискомфорт или боль, а также затрудняет кровоток в крупных сосудах.

Угол между подушкой и спинкой подбирается так, чтобы человек не «сползал» по подушке, потому что тогда к напряжению от сдавливания в нижней части тела добавится и сдвиг тканей. При этом седоки должны иметь возможность в дальней дороге сменить позу без существенного изменения карты давлений. В самой удобной для человека позе каждый из суставов находится примерно в середине его диапазона поворота. Все расчёты ведутся относительно центра тазобедренного сустава, так называемой точки Н (от hip-point, но некоторые инженеры используют индекс R).

Про задние диваны поговорим в другой раз, но к ним применимы те же закономерности, что и в случае с передними креслами. Серьёзный компоновочный вызов ― недостаток места для толстых комфортных подушек и их пружин. На фото ― срез второго ряда кроссовера Skoda Kodiaq.

Каркас задних спинок приходится существенно усиливать, поскольку во многих случаях к ним крепится верхняя точка ремня безопасности среднего пассажира.

Учитывается, что под массой тела обивка деформируется в среднем на 4-5 см. У очень мягких кресел ― примерно на восемь. Комфорт посадки зависит от её высоты, то есть положения точки Н над полом кузова. Проблема в том, что все люди разные. Достаточно вспомнить долю страдающих ожирением жителей США или статистически низкий средний рост китайцев.

От рынка к рынку отличается традиционный диапазон между так называемым пятым женским перцентилем (дама ростом около 153 см) и 95-м мужским (187 см). И даже в этих рамках получается удовлетворить лишь 90% клиентов. Приходится выбирать, для кого в основном создаётся автомобиль, потому что полностью компенсировать разницу телосложений не поможет и миллион регулировок. А ведь сиденье должно не только принять, удобно разместить, но и зафиксировать тело.

В «адаптивном» сиденье седана Cadillac Seville STS (1998–2001) при запуске двигателя надувалось десять подушек. Раз в четыре минуты наполненность каждой проверял компьютер. Подобная система стояла и в заднем диване лимузина президента США.

А ещё есть данные, что люди растут: за каждые десять лет американцы и европейцы становятся на сантиметр выше. Неудивительно, что диапазоны продольной регулировки передних кресел, некогда очерченные стандартами DIN как минимум 160 мм, сегодня порой достигают почти 300. Вилка перемещения по высоте обычно составляет 60–70 мм.

Последняя доступная в продаже серийная легковушка со сплошным передним диваном ― Chevrolet Impala 2012 года. Это была опция.

Отдельная история ― микроклимат. Поскольку треть нашего тела соприкасается с сиденьем, его роль в обеспечении теплового комфорта огромна. Оптимальной считается температура поверхности 23 ºС в любое время дня и года. Неудивительно, что подогрев сидений появился ещё в 1966 году в качестве опции автомобилей Cadillac. Но теплообмен ― процесс двусторонний. Обивка должна поглощать примерно 75 Вт/м² тепловой энергии человеческого тела. Проще говоря, пропускать воздух и пот.

Не считая дополнительных чехлов с авторынка, худший вариант в этом плане ― обивка из искусственной кожи. Натуральная немного, но «дышит» ― хотя и её желательно снабдить глубокой текстурой, чтобы обеспечить микродренаж. При этом в любом случае формообразующая пена должна быть толстой, ведь при сжатии более чем на 80% она становится практически непроницаемой.

Кресло легковушки Ford 2007 года интересно как пример типичного недорогого решения. Обивка натянута сразу на пену, без промежуточных слоёв. Зато она экологически чистая соевая, а не полученный из нефтяного сырья пенополиуретан.

Однако ткань, даже самая дешёвая, — лучше. Кожаная обивка может с ней сравниться по эффективности теплоотвода только в случае применения дорогой перфорации и ещё более дорогой вентиляции. Как правило, вентиляторы работают на «вытяжку». Так повелось ещё с 1997 года, когда подобная система дебютировала на автомобиле Saab 9-5. Вероятнее всего, в кресла скоро начнут встраивать более экономичные небольшие тепловые насосы, использующие принцип кондиционера ― отбор или выдачу тепла при изменении агрегатного состояния хладагента.

Сиденья зачастую представляются маркетингом как нечто новое и уникальное. Но Nissan Gravity Seats в кроссовере Murano (слева) или «поддерживающие таз» кресла Мазды 3 конструктивно не оригинальны. Просто усовершенствована карта давлений.

Среди современных тенденций ― максимальная индивидуализация под конкретного человека с применением персональных ложементов, как это издавна делается в автоспорте и индустрии спорткаров. Если Ferrari довольно давно продаёт три размера кресел для дорожных машин, то Porsche уже предлагает индивидуальную формовку «ковшей» трёх степеней жёсткости для трековых версий моделей 911 и 718.

Porsche обещает индивидуально формованные «ковши» для дорожного применения с мая 2021 года. Концептуальное сиденье Lexus Kinetic Seat обозначает важный тренд в сторону облегчения конструкции, ведь только пены в стандартном кресле не менее восьми килограмм.

В массовых машинах стараются увеличить число регулировок. Рекордсмен ― марка Lincoln, с 2017 года предлагающая кресла с 15 настраиваемыми параметрами, включая индивидуальные изменения длины и наклона подушек каждого бедра. На американский манер, подразумевая, что все размеры можно менять в двух направлениях, их называют сиденьями с 30 регулировками.

Опциональные кресла Perfect Position седана Lincoln Continental позволяют индивидуально регулировать вылет и высоту правой и левой передних частей подушки в зоне опоры бёдер. По статистике, мужчины, молодёжь и стройные люди при прочих равных менее придирчивы к креслам.

Массажем уже вообще никого не удивить, он предлагается даже для пикапов Ford F-150. Несложные датчики, встроенные в сиденья, скоро позволят контролировать пульс водителя и предупреждать о потере бдительности. Наверняка в серию пойдут и развитые сенсоры нагрузки на сиденья, отслеживающие «карту» давления седока на обивку. Это полезно не только для оптимизации регулировок самого кресла, но и для настроек систем активной безопасности. И даже для противоугонных систем! Поэтому мы запросто можем вскоре прочитать на щитке приборов что-нибудь типа «ваши седалищные бугорки распознаны, хорошей поездки».

Анатомические сиденья ULTRA

Конструкция анатомических сидений рассчитана на скоростную, длительную поездку за рулём, во время которой позвоночник водителя способен испытывать перегрузку. Обращаясь к надёжному, проверенному производителю, вы сможете приобрести качественные сиденья. Ведь во время изготовления учитываются все анатомические особенности человеческого тела, а также нюансы установки в салоне. К тому же, они способны поддерживать правильное положение бедер, столба, снять нагрузку с опорно-двигательного аппарата. Анатомические кресла обладают системой, способствующей поддержке плеч. Для их производства используется высококачественный материал, а сам каркас изготавливается из лёгкого, но в тоже время, практичного сплава. Все составляющие подобных приспособлений надёжны и эффективны. Все представленные модели анатомических сидений имеют все необходимые сертификаты, подтверждающие их надежность и соответствиям нормам и техническим регламентам.

Автомобиль уже давно перестал быть простым средством передвижения и превратился в нечто необходимое. Он используется для поездок на работу и с работы, по рабочим и семейным делам, поездки на отдых. Таким образом, человек все больше времени проводит за рулем, что неблагоприятно сказывается на его здоровье. Больше всего страдает опорно-двигательная система, а именно позвоночник, а это может привести к серьезным последствиям для всего организма, начиная от головной боли и заканчивая более серьезными патологиями других органов и систем. Поэтому, если вы задумываетесь о своем здоровье, то стоит присмотреться к анатомическим автомобильным сиденьям.

Что такое анатомическое сиденье?

Специалисты уже давно бились над проблемой профессиональных заболеваний водителей и пришли к созданию ортопедических, анатомически правильных сидений. Такие сиденья по внешним признакам мало чем отличаются от штатных автокресел, но имеют механизм, позволяющий регулировать спинку в поясничной области. Это обеспечивает комфортную и правильную посадку за рулем. Помимо этого, такие автомобильные сиденья оснащены достаточно прочными боковыми поддержками, которые обеспечивают фиксацию тела. Этот аспект особенно важен при резких поворотах или заносах на зимней дороге.

Конструкция анатомического кресла

В основе таких кресел лежит металлический каркас и формованный пенополиуретан, который и выполняют функцию горизонтальной и вертикальной плоскостей сиденья. Снаружи такие сиденья обтягивают различными типами материалов: велюр, твид, винил, кожзаменитель или натуральная кожа. Отсюда и богатый выбор исполнения и цветовой гаммы.

Ортопедические кресла изготавливаются из качественных материалов и имеют правильную анатомическую форму. Это позволяет достичь не только комфорта, но и правильной осанки.

Дополнительно анатомические кресла могут оснащаться вентиляцией или подогревом, что немаловажно при использовании в российском климате зимой и летом.

Приобретая анатомическое сиденье, стоит учесть тот факт, что оно будет лучше смотреться в паре с пассажирским, тем более, что пассажиры тоже могут проводить много времени в машине и страдать не меньше, чем водители.

Компания UNP: Производство сидений для всех видов транспорта

Выпускаемые под брендом UNP сиденья знакомы многим россиянам: с 1998 г. они активно устанавливаются на общественный и частный транспорт в стране и даже за ее пределами. Производитель, изначально специализировавшийся на разработке и изготовлении усовершенствованных, тюнингованных моделей для авто, постепенно расширял перечень выпускаемой продукции. Сегодня сиденья UNP купить можно практически для любых целей — от установки в наземные, водные, воздушные транспортные средства до обустройства офисов и театральных залов.

Назначение официального сайта — расширить ваши возможности!

Хороший товар говорит сам за себя — своим качеством, удобством, долговечностью и эстетичностью. Однако традиционный в прошлом способ продаж — через рассылку бумажных коммерческих предложений и прайс-листов — имеет существенные недостатки. При такой организации сотрудничества клиент лишен возможности узнавать важную информацию, заказывая в UNP сиденья дистанционно. Интернет-представительство создавалось в первую очередь для того, чтобы рассказать о компании и ее продукции как можно больше.

С появлением сайта предлагающий UNP сиденья официальный поставщик перестал быть незнакомцем, что особенно важно при налаживании первого контакта. Нам есть чем гордиться и есть что показать!

  1. Все UNP сиденья официальный сайт демонстрирует в специальном разделе. Онлайн-каталог доступен для просмотра круглосуточно. Потенциальный клиент избавлен от необходимости подстраиваться под рабочий график офиса компании. Увидеть все выпускаемые партиями сиденья UNP сайт позволяет в любое удобное время.
  2. На сайте размещена актуальная контактная информация. Вам не придется искать адрес центрального офиса компании и график ее работы. Используя номера телефонов и адреса электронной почты специалистов, вы можете получить консультацию и оформить заказ.
  3. Желающим заказать UNP сиденья в эксклюзивном или серийном вариантах доступна информация обо всех возможностях производства. А они обширны! У нас есть собственный отдел разработок, металлообработка, швейных цех, участки формовки, покраски, сборки. Все детали для брендовой продукции производятся на одном предприятии, поэтому на любое сиденье UNP цена устанавливается на демократично невысоком уровне.

На сайте подробно рассказывается о важных для клиентов моментах — гарантии, сертификации, оборудовании. А еще — об используемых материалах, которые влияют на конечную стоимость изделий, и технологиях, обеспечивающих высокое качество.

Заглянув на официальный сайт бренда впервые, не спешите сразу оформлять заказ! Ознакомьтесь с имеющимися возможностями. Почитайте об особенностях производства. Рассмотрите в каталоге товары из интересующей вас категории. Это поможет точнее сориентироваться, каким должно быть оптимально подходящее для ваших целей сиденье UNP, цена в различных комплектациях, функциональность. И помните: специалисты компании готовы ответить на любые вопросы, оказать помощь в выборе, дать персональные рекомендации.

Читайте также: