Не менее восьмисот участников кратчайшая дорога ихняя собака пять полотенец лягте на диван

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Русский язык (Морфологические нормы (образование форм слова))

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не менее ВОСЬМИСОТ участников
КРАТЧАЙШАЯ дорога
ИХНЯЯ собака
пять ПОЛОТЕНЕЦ
ЛЯГТЕ на диван

Быстрый переход

Числительные

Склонение количественных числительных

5-20, 30

40, 90, 100

50-80, 200-900 (скл. обе части)

сорок, сто, девяносто

сорока, ста, девяноста

сорока, ста, девяноста

(о) сорока, ста, девяноста

(о) трехстах шестидесяти

Склонение составных количественных числительных

У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят.

Девятьсот шестьдесят пять

Девятисот шестидесяти пяти

Девятистам шестидесяти пяти

Девятьюстами шестьюдесятью пятью

(о) Девятистах шестидесяти пяти

Склонение дробных числительных

3 - числитель: количественное числительное
5 - знаменатель: порядковое числительное

При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как прилагательное во множественном числе.

Склонение собирательных числительных оба-обе

муж., ср. р.

жен. р.

основа обо- (обоих игроков)

основа обе- (обеим командам)

Склонение числительных полтора, полтораста

муж., ср. р.

Существительные

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

Ы, И

А, Я

инструкторы
редакторы
лекторы
ректоры
конструкторы
прожекторы
секторы
инженеры
шофёры
бухгалтеры
диспетчеры
договоры
приговоры
плейеры
драйверы
принтеры

директора
профессора
инспектора
доктора
катера
ордера
тенора
фельдшера
флюгера
хутора
шулера
буфера
веера
буера
повара

Слова на –ль, л

векселя
вензеля
кителя
штабеля
штемпеля
тополя

шомпола
колокола
купола

Остальные слова

слесари
токари
конюхи
возрасты
кремы
супы
грунты
лифты
порты
склады
торты
флоты
фронты
штабы
штурманы

адреса
бока
борта
века
желоба
жемчуга
жернова
края
кузова
окорока
округа
острова
отпуска
паруса
паспорта
погреба
потроха
снега
стога
сорта
сторожа
тетерева
черепа

Форма зависит от значения

адреса (новоселов)
века (Средние)
года (мои года)
колена (выделывать)
корпуса (танковые)
кренделя (выделывать)
меха (одеваться в меха)
мужья (прочить в мужья)
образа (святых)
ордена (на груди)
пропуска (временные)
рода (войск)
счета (оплатить)
сыновья (и дочери)
тона (светлые)
учителя (профессия, в школе)
хлеба (яровые)

адресы (поздравительные)
веки (на веки вечные)
годы (войны, девяностые)
колени (больные)
корпусы (часов)
крендели (вкусные)
мехи (кузнечные)
мужи (Отечества, ученые)
образы (литературные)
ордены (Тевтонский)
пропуски (занятий)
роды (и виды, древние)
счеты (свести)
сыны (Отечества)
тоны (сердца)
учители (не профессия,
великие учители человечества,
хлебы (печь формовые)

Существительные в Родительном падеже, множественном числе

сапоги - сапог; туфли - туфель; тапки - тапок; ботинки - ботинок; валенки - валенок; чулки - чулок, носки - носков; гольфы - гольфов.

Растительный мир

апельсинов
бананов
огурцов
бананов
томатов
помидоров
гранатов
абрикосов
ананасов
лимонов
мандаринов
баклажанов

яблок
груш
слив
дынь

Названия национальностей

казахов
калмыков
киргизов
монголов
семитов
таджиков
тунгусов
узбеков
хорватов
якутов

Исключение:
турок

армян
башкир
болгар
грузин
лезгин
осетин
румын
татар
туркмен
цыган

Единицы измерения

Наиболее употребляемые
в повседневной жизни

Редко употребляются
в повседневной жизни(термины)

байтов
гектаров
граммов
децибелов
каратов
килограммов
километров

ампер
аршин
бит
ватт
вольт
радиан
рентген

Парные предметы

носков
гольфов
рельсов
бронхов
джинсов
кедов

ботинок
чулок
шаровар
шорт
туфель
сапог
тапок
тапочек
галош
бахил
бутс
валенок
манжет
серёг
клипс

Военная тематика (сущ. в Р.п.)

Солдат
Гусар
Драгун
Гренадер
Кадет
Улан
Партизан

Существительные на -ня

Если перед -ня стоит гласная

Если перед -ня согласная

богинь
погонь
тихонь
яблонь
нянь

басен
башен
боен
вишен
двоен
пашен
сотен
спален
сплетен
таможен
черешен

Исключение:
барышень
боярышень
кухонь
деревень

Существительные на -це

болотцев
кружевцев
деревцев
оконцев

блюдец
зеркалец
копытец(копытцев)
одеялец
полотенец
сердец
солнц

Существительные на –ье, -ья

Без ударения
в И.п.

(гулянье) гуляний
застолий
кушаний
надгробий
новоселий
ожерелий
раздумий
сидений
снадобий
солений
ущелий
армий
аудиторий
бегуний
гостий
колдуний
оладий
пародий
плясуний
эскадрилий
печений
побережий
подземелий

Исключения:
платьев
верховьев
кореньев
лохмотьев
низовьев
подмастерьев
хлопьев
устьев

ружьё (ружей)
питей
полыней
статей
судей

Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

распрей
ведомостей
лопастей
мощностей
отраслей
скатертей
скоростей
четвертей
бомжей
векселей
вензелей
госпиталей
кабелей
медведей
будней
дровней
козней
пельменей
яслей

вафель
петель
барж
копён
кочерёг
обойм
пелён
сирот
зраз
жабр
каникул
лосин
макарон
невзгод
оков
сардин
уз
шпрот
брызг

выборов
дебатов
заморозков
кулуаров
мускулов
нардов
очистков
сотов
чипсов
нервов

Степени прилагательных:

  1. Сравнительная -прилагательные, с помощью которых сравниваются два предмета:
  • простая – сравнение с помощью одного прил. (красивее)
  • составная – сравнение с помощью двух прил. (более красивый)
  1. Превосходная - прилагательные, с помощью которых сообщается о превосходстве одного предмета над всеми:
  • простая – превосходство выражается с помощью одного слова (красивейший)
  • составная - превосходство выражается с помощью двух слов (самый красивый)

Возможные ошибки:

Нельзя смешивать между собой простую и составную степень прилагательных.

  • Неправильно: более красивее.
  • Правильно: красивее ИЛИ более красивый
  • Неправильно: самый красивейший
  • Правильно: красивейший ИЛИ самый красивый

Глаголы

Одеть – надеть

  • Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
  • Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

Образование повелительного наклонения

Лечь
Ехать
Ездить
Положить
Класть
Бежать
Лазать
Выйти
Выложить
Выверить
Вывесить
Выдвинуть
Клянчить
Махать
Нянчить
Погодить
Портить
Тронуть
Чистить

Ляг(те)
Поезжай(те)
Езди(те)
Положи(те)
Клади(те)
Беги(те)
Лазай(те)
Выйди(те)
Выложи(те)
Вывери(те)
Вывеси(те)
Выдвини(те)
Клянчи(те)
Маши(те)
Нянчи(те)
Погоди(те)
Порти(те)
Тронь(те)
Чисти(те)

Образование формы прошедшего времени

Сохнуть
Просохнуть
Замерзнуть
Окрепнуть
Промокнуть
Намокнуть и пр.

Сох
Просох
Замерз
Окреп
Промок
Намок

Образование формы настоящего времени

ездить
лазить
попробовать
печь
беречь
хотеть
полоскать
махать

ездим
лазим
попробуем
печем
бережем
хотим
полощем
машем

Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

Решу ЕГЭ и Незнайка объединились,

чтобы запустить свои курсы ЕГЭ в Тик-Ток формате. Никаких скучных вебинаров, только залипательный контент!


Вариант 3

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении. (2)______ , неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З) Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.

2) Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.

3) Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.

4) Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.

5) Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Несмотря на это

5. Вопреки этому

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ШКОЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

1. Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Школа жизни.

2. Направление в области науки, искусства. Создать свою школу в науке.

3. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Общеобразовательная школа.

4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании). Откатать школу.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке : НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный . Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Юная спортсменка, которая в очередной раз одержала ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНУЮ победу в соревнованиях юниоров, является сегодня надеждой российской сборной по художественной гимнастике.

2. Для многих настольных игр требуется специальный ИГРАЛЬНЫЙ кубик, на боковых сторонах которого нарисованы цифры или кружки.

3. Родители стремились выбрать для своей дочери ЗВУЧНОЕ имя, мечтая видеть её исполняющей арии из известных опер на сцене Большого театра.

4. Искренняя, ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа всегда помогала людям достичь взаимопонимания.

5. КОРЕННЫЕ изменения, которые произошли за последние десятилетия не только в экологии, но и в питании, оказывают чрезвычайно опасное влияние на здоровье человека.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не менее ВОСЬМИСОТ участников

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Природный памятник «Столпы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печерского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.
Б) ошибка в построении сложноподчиненного предложения 2) Петр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В конце ХVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) К концу 1840-х годов П.Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.
6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».
7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.
8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.
9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, - это любовь или презрение со стороны прессы.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр. .мирить, пр..уныть

по.. считать, о.. бить

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Юные спортсмены стремятся к победе пока (не)совсем осознанно.

3. Когда поднялся занавес, лица зрителей озарились улыбками, настолько точно декорации воссоздавали ещё (не)забытую атмосферу конца прошлого века.

4. (Не)смотря по сторонам, победитель олимпиады поднялся на сцену, и ему был торжественно вручён памятный подарок.

5. Фантастические литературные образы, воплощённые М.А. Врубелем в картинах, (не)мыслятся без изображения природы, гармонично соединённой с фигурами персонажей и раскрывающей их сущность.

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Льющийся с неба свет (КАК)БУДТО растворяется в белоснежных стенах церкви и в ТО(ЖЕ) время отражается от них, придавая им необычайную яркость.

2. Для того ЧТО(БЫ) определить морфемный состав слова, нужно прежде всего понять, к какой части речи оно относится, а (ЗА)ТЕМ определить его морфологические признаки.

3. Принесённый ребятами из леса ёжик СРАЗУ(ЖЕ) забился под диван и весь вечер не подавал (ОТ)ТУДА никаких признаков своей таинственной ежиной жизни.

4. (НА)КОНЕЦ дождь перестал, и сразу ИЗ(ЗА) туч выглянуло ласковое солнце.

5. (ПО)ВСЮДУ в природе было разлито настроение спокойствия и умиротворённости, и звёзды светили ТАК(ЖЕ) безмятежно, как мгновение назад скрывшийся месяц.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

На картине был изображён покрытый золочё(1)ой скатертью стол, на котором лежали и яблоки, и груши, и зелё(2)ый лук, и бледная, как будто недожаре(3)ая, курица, и даже непотрошё(4)ая щука с раскрытой зубастой пастью.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Сегодня с утра в чистейшей небесной лазури ослепительно светит по-зимнему холодное но яркое солнце.

2) Гулко откликнулись прокатились и рассыпались по небу громовые раскаты.

3) Кате вдруг захотелось угостить забавного малыша конфетой или пирожным.

4) Вот мы видим то амбар то лабаз то церковную ограду то часовенку на развилке дороги.

5) После плавания по морям Европы Христофор Колумб обосновался в Лиссабоне и участвовал в различных португальских морских экспедициях.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Норовистый конь (1) закусив удила (2) и (3) сверкая огненными глазами (4) выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух.

За работу с молотком (1) конечно же (2) нужно браться со знанием дела и расчётом. Все понимают, как важно (3) например (4) избежать повреждения пальцев при забивании маленького гвоздя.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Вдоль аллеи парка (1) стоят задумчивые вековые липы (2) в золотой листве (3) которых (4) запуталось осеннее солнце.

День клонился к вечеру (1) и (2) так как вся работа уже была сделана (3) Демьян с наслаждением вытянулся (4) на свежем душистом сене.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

От непогашенной сигареты возникло загорание бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.

- (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?

- (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи. (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.

(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу.

(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!

(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.

(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.

(16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.

(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.

(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.

(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.

(23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.

(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.

(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

(По М. Пришвину*)

*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Морфологические нормы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно .

  • с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками
  • талантливые РЕЖИССЁРЫ
  • по ИХ просьбе
  • ЕХАЙ осторожно
  • РЕДЧАЙШИЙ экземпляр__
  • ПОЛУТОРА метрами
  • стадо из СЕМИСОТ голов скота
  • об ОБЕИХ книгах
  • пара САПОГОВ
  • новые ДРАЙВЕРЫ

Ответ ___________________ 2

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно . с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами пачка МАКАРОН к десятому АПРЕЛЮ ОБЕИХ гусынь в СОРОКА регионах не менее ВОСЬМИСОТ участников КРАТЧАЙШАЯ дорога ИХНЯЯ собака пять ПОЛОТЕНЕЦ ЛЯГТЕ на диван Ответ ___________________ 4 Ответ ___________________ 3

  • с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами
  • пачка МАКАРОН
  • к десятому АПРЕЛЮ
  • ОБЕИХ гусынь
  • в СОРОКА регионах

Ответ ___________________ 4

Ответ ___________________ 3

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ДВОЕ сирот менее ДЕВЯНОСТО одного процента ЛЯГТЕ (на пол) пара НОСКОВ ИХ работа ПЯТИСТА экземплярами несколько ЯБЛОНЬ НАИБОЛЕЕ УДАЧНО ПОЕЗЖАЙ быстрее ИХ победа Ответ ___________________ 6 Ответ ___________________ 5

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ДВОЕ сирот
  • менее ДЕВЯНОСТО одного процента
  • ЛЯГТЕ (на пол)
  • пара НОСКОВ
  • ИХ работа

Ответ ___________________ 6

Ответ ___________________ 5

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ОБОИМИ студентами БОЛЬНАЯ мозоль пять АПЕЛЬСИНОВ ПРИЕДЬ быстрее для СЕМИСОТ детей ОБГРЫЗАННОЕ яблоко ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями ЧЕТВЕРО суток ЧЁРНЫЙ тюль пара БОТИНОК Ответ ___________________ 7 Ответ ___________________ 8

  • ОБОИМИ студентами
  • БОЛЬНАЯ мозоль
  • пять АПЕЛЬСИНОВ
  • ПРИЕДЬ быстрее
  • для СЕМИСОТ детей
  • ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
  • ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
  • ЧЕТВЕРО суток
  • ЧЁРНЫЙ тюль
  • пара БОТИНОК

Ответ ___________________ 7

Ответ ___________________ 8

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ОБЕИХ странах ПОЛОЖИТЕ сумки с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями пара ЧУЛОК тонна ПОМИДОРОВ ШЕСТЬЮСТАМИ учениками ЛЯГТЕ на диван много БАКЛАЖАНОВ пирог с ПОВИДЛОЙ КЛАДИТЕ на место Ответ ___________________ 9 Ответ ___________________ 10

ЕГЭ. Русский язык. Тест №29

1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении.

(2)______ , неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З) Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

5) Результатом работы учёных и изобретателей в области

совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ШКОЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный . Выпишите это слово.

шАрфы полилА позвонИт красивЕе дОсуха

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО

употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить.

2) Мария Склодовская-Кюри— единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии.

3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что "И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят".

4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол.

7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях.

8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь

9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

1) под…рить, ун…верситет, отм…чать

2) изм…рение, соб…рать, пром…кнуть

3) предпол..жить, зан..мать, заж..м

4) р…сток, ск…кать, ур…вень

5) р…нтабельный, уд…вляться, изв…нения

1) о..бросить, о..гадка, о..мычка

2) неи…сякаемый, и…точник, чере…чур

3) спорт…нвентарь, небез…звестный, роз…грыш

4) пр…страстился, пр…вентивные меры, камень пр…ткновения

5) бе…шумно, во…тание, …жатие

1) рул…вой, удоста…вать

2) усидч…вый, подчёрк…вать

3) стержн…вой, затм…вать

4) владел…ц, увид…л

5) ненавид…вший, сбивч…вый

1) увлека…мый, вымуч…нный

2) пар…шься, слыш…мая

3) вид…мый, провер…шь

4) задерж…шься, леле…мый

5) выгон…шь, мурлыч..щий

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

14. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

2. Для того ЧТО(БЫ) определить морфемный состав слова, нужно прежде всего

понять, к какой части речи оно относится, а (ЗА)ТЕМ определить его морфологические признаки.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Плодородие— это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания и воде и обеспечивать урожай, благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств. (2) Плодородие — это важнейшее свойство почвы. (3) Оно во многом зависит от наличия в ней органического вещества — гумуса. (4) Гумус образован разложившимися остатками отмерших растений и животных. (5) Толщина этого слоя в почве различна: в тундре – от 5 см, у степных чернозёмов Юга России –до 1,8 м. (6) Основоположник учения о почве В.В.Докучаев опубликовал в 1883 г. книгу «Русский чернозем», в которой не только раскрыл происхождение черноземов, их свойства и географию, но и показал, что почва — особое естественно-историческое тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности и возраста почвы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

1) Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.

2) У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.

3) Искусство способно объединить людей.

4) Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.

5) Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.

1) В предложениях 3—4 содержится рассуждение.

2) В предложениях 14—15 представлено описание.

3) В предложениях 17—19 представлено повествование.

4) Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.

5) Предложения 25—27 включают рассуждение.

24. Из предложения 25 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.

26. «Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _____ предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп — (Б) _____ («яблоко. смеётся» в предложении 8). ПРИЕМ — (В) _____ (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство — (Г) _____ (предложение 10) — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».

3) разговорная лексика

5) лексический повтор

8) восклицательное предложение

9) риторический вопрос.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем

1. Проблема активного жизненного поиска. (Каким образом человек может достичь своих жизненных целей?)

1. Чтобы прийти в жизни к ожидаемым

результатам, необходимо искать пути

достижения поставленной цели, долгое

время находиться в активном поиске.

2. Проблема овладения богатствами родного языка. (Каковы пути овладения богатствами родного языка?)

2. Понимание законов родного языка

передаётся каждому человеку от матери,

от своего народа, во время обучения в

школе, но, чтобы стать мастером слова,

необходимо «встретить свой родной язык,

3. Проблема восприятия языка как друга. (Почему можно воспринимать язык как друга?)

3. Язык спасает человека «от тяжёлого

молчания», позволяет человеку установить

онтакт с другими людьми и окружающим

4. Проблема определения силы искусства. (В чём заключается сила искусства, сила творчества?)

4. Сила искусства состоит в способности

породнить всех людей на земле, сила

творчества выводит одного человека

5. Проблема возможности «соавторства» писателя с читателем. (Когда писатель может считать своего читателя соавтором?)

5. У писателя бывают особенные

творческие удачи, и этими удачами он в

определённой мере обязан встречам с

другими людьми и своим читателям, если,

обращаясь к ним через своё творчество,

он в каждом из них видит друга.

6. Проблема преодоления писателем своего одиночества. (Как писатель преодолевает своё одиночество?)

6. Обращаясь в своём творчестве

к читателю, писатель преодолевает

7. Проблема определения писателем своего жизненного пути. (Что представляет собой жизненный путь писателя?)

7. Жизненный путь творца — это путь

к другому человеку, к другу, которого

писатель видит в каждом.

8. Проблема определения мудрости. (В чём состоит человеческая мудрость, мудрость писателя?)

Готовимся к ЕГЭ (тесты)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

Маститые ученые предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов.

На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

А) нарушение построения предложения с причастным оборотом

1) Все, кто был в этот день в театре, вспоминал яркую игру актеров.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Собирая грибы, обязательно перерабатывайте их только в день сбора.

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3) В "Сорочинской ярмарке", написанную Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) В журнале "Телескопе" были опубликованы "Философские письма" П.Я. Чаадаева.

Д) нарушение порядка слов в предложении

5) Эрих Фром сказал однажды, что любовь ближе к смерти, чем к жизни.

6) Согласно легенде, именно эдельвейс вырос на крови прикованного к скале Прометея.

7) Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.

8) Весной хочется не только хорошей погоды, но и радостных событий.

9) Учеба давалась мне легко благодаря упорства и самодисциплины.

ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь цветы и листву утомлённых зноем деревьев.

Победитель олимпиады по иностранному языку был награждён путёвкой в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь.

В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.

Каждому человеку необходимо своевременно ПОПОЛНЯТЬ недостаток витаминов в своём организме.

Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, их неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг.

3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания.

Г) ошибка в построении сложноподчиненного предложения

4) В «Диком помещике» М.Е. Салтыков-Щедрин наглядно рисует богатого барина, который оказался без слуг.

5) Мы спросили, что в праве ли рассчитывать на помощь государства.

6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечении срока его действия.

7) Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.

8) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.

Девушка сорвала с головы яркую беретку и небрежным движением ВСТРЯХНУЛА её — яркие брызги дождя разлетелись вокруг, переливаясь в лучах весеннего солнца.

Все предприятия общественного питания обязаны ПРЕДОСТАВЛЯТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

В том случае, если АДРЕСАТ не приходит за почтовым переводом, посылкой, заказным письмом в течение пяти суток, почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

Чтобы приобрести не только воспитанного, но и ласкового и ИГРИСТОГО щенка, нужно сначала понаблюдать, удаётся ли заводчику создавать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

Люди никогда не должны забывать о существовании в мире непреходящих, ВЕЧНЫХ ценностей.

1) В апрельских номерах журнала «Нового мира» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

Б) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

2) Фруктоза – это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Д) неправильное употребление имени числительного

5) Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

6) Этот камерный зал, использующийся сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

8) Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

1) Природный памятник «Столпы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печерского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

Б) ошибка в построении сложноподчиненного предложения

2) Петр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

3) В конце ХVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

4) К концу 1840-х годов П.Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.

6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».

7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, - это любовь или презрение со стороны прессы.

Читайте также: