Мероприятия по пуф объекта экономики должны проводиться заблаговременно или во время чс

Обновлено: 17.05.2024

7. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях

7.1. В целях повышения устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях проводятся следующие мероприятия:

создаются и содержатся в постоянной готовности локальные системы оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

организуется взаимодействие между организациями по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами между ними;

создается страховой фонд конструкторской, технологической, эксплуатационной документации;

накапливаются и поддерживаются в готовности к использованию резервные источники питания;

создаются запасы энергоносителей, сырья, строительных материалов, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования организаций в условиях прерванного материально-технического снабжения;

производится подготовка к возможной эвакуации персонала и особо ценного оборудования;

осуществляется подготовка к проведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты персонала и организации;

ведется подготовка к проведению мероприятий, необходимых для жизнеобеспечения населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7.2. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в организациях проводятся мероприятия, повышающие устойчивость их функционирования, в том числе осуществляется:

снижение количества АХОВ, пожаро- и взрывоопасных материалов на производстве;

подготовка защитных сооружений для защиты персонала от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

усиление технологической дисциплины и охраны организаций.

7.3. Организационными мероприятиями по заблаговременной разработке и планированию действий органов управления, сил и средств организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций являются:

прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций и определение размеров опасных зон вокруг организаций;

подготовка руководящего состава к работе в особом режиме;

создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций и организация их работы в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

обучение производственного персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций, локализации аварий и тушении пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;

проверка готовности локальных систем оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

7.4. Инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, включают:

создание в организациях систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;

накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны и повышение их защитных свойств в зонах возможных разрушений, радиационного загрязнения или химического заражения;

обвалование емкостей для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;

дублирование источников энергоснабжения;

защиту водных источников и контроль за качеством воды;

герметизацию складов и холодильников в опасных зонах.

7.5. Специальные мероприятия по созданию благоприятных условий для проведения работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации аварий и их последствий включают:

накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; создание на химически опасных объектах организаций запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;

обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;

разработку и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных;

регулярное проведение учений и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях с органами управления, аварийно-спасательными формированиями и производственным персоналом организаций.

Мероприятия по пуф объекта экономики должны проводиться заблаговременно или во время чс

ГОСТ Р 22.3.17-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals

Дата введения 2021-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения по разработке документов планирования, содержащих мероприятия по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - МЭР).

1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.

Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.

3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГТС - гидротехнические сооружения;

ГУ - группы управления;

МЭР - мероприятия по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;

ПЭП - приемные эвакуационные пункты;

СЭП - сборные эвакуационные пункты;

ЧС - чрезвычайная ситуация.

4 Общие положения

4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.

4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:

- работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;

- неработающие члены семей указанных работников;

- нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.

Рассредоточению подлежат следующие категории населения:

- рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;

- рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.

4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.

4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:

- в федеральных органах исполнительной власти:

- в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;

4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:

- в федеральных органах исполнительной власти - на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

- в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

- в организациях - на руководителей организаций.

4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.

Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.

4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

- мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;

- мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов

5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:

- сборных эвакуационных пунктов (СЭП);

- промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);

- групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

- эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;

- приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);

- администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 апреля 2007 года N 49-ук

Об организации проведения первоочередных мероприятий
по поддержанию устойчивого функционирования организаций
в военное время, а также содействия устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных ситуациях

1. Утвердить методические рекомендации по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований (муниципального района, городского округа) Оренбургской области согласно приложению.

2. Руководителям органов местного самоуправления - муниципальных районов и городских округов, осуществляющих руководство гражданской обороной на территории муниципальных образований:

2.1. Организовать проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, а также содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований муниципального района, городского округа (далее - методические рекомендации).

2.3. Довести методические рекомендации до руководителей объектов экономики.

3. Рекомендовать руководителям организаций:

3.1. Проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

3.2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

4. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на первого вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Оренбургской области Грачева С.И.

5. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Приложение
к указу Губернатора области
от 24.04.2007
№ 49-ук

Методические рекомендации
по повышению устойчивости функционирования объектов экономики
муниципальных образований (муниципального района, городского округа)
Оренбургской области

I. Общие положения по повышению устойчивости
функционирования экономики

Настоящие методические рекомендации определяют направления деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, а также содействию устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Одним из основных направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости. Мероприятия проводятся заблаговременно в мирное время.

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.

Устойчивость функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) - способность территориальных структур экономики функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.

Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) территориальных структур и объектов экономики (далее - ОЭ) достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики.

С этой целью заблаговременно в мирное время проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.

К организационным мероприятиям относятся:

создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;

разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;

создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;

подготовка рабочей силы к работе в военное время;

организация устойчивых производственных связей;

разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;

подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения;

подготовка зданий круглогодичного функционирования для развертывания в них учреждений больничной базы медицинской службы гражданской обороны (далее - ГО).

К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:

строительство защитных сооружений для укрытия наибольших работающих смен на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;

повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;

повышение устойчивости энергетики;

строительство пунктов управления;

повышение живучести транспорта;

строительство загородных баз и складов;

рассредоточение запасов и резервов;

строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.

Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий:

обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;

повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств;

подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;

накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.

Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения в мирное время, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти и на объектах экономики разрабатываются положения о комиссиях по ПУФ.

Комиссии муниципальных образований по ПУФ решают следующие задачи:

организация работы по ПУФ подведомственных организаций, предприятий и учреждений;

контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях;

оценка состояния, возможностей и потребностей подведомственных организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подведомственных организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях;

обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подведомственных организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация);

обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

Комиссии организаций (предприятий) решают следующие вопросы:

планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств;

иные возникающие вопросы.

Председателями комиссий по ПУФ экономики могут назначаться заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ - лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы) по:

рациональному размещению производственных сил;

устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

устойчивости социальной сферы, управления и другие.

В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) могут назначаться должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).

Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на 5 или 10 лет с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.

Основные направления ПУФ экономики муниципального образования:

обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;

рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования;

проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики;

подготовка к работе отраслей экономики;

подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики;

подготовка системы управления экономикой.

Основными направлениями ПУФ предприятий и организаций (далее - организаций) являются:

обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности;

рациональное размещение производительных сил организации на соответствующей территории;

подготовка организации к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;

подготовка к выполнению работ по восстановлению производства;

подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

II. Мероприятия по ПУФ

Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.

Проводятся два вида исследовательской работы по устойчивости.

Первый вид - специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики.

Второй вид - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.

Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО.

В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:

I этап - исследовательский, на котором выявляются проблемные вопросы в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по их решению;

II этап - проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения по ГО);

ГОСТ Р 22.2.12-2020

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Safety in emergency. Increasing the business continuity of organizations in emergencies. General principles

Дата введения 2021-04-01

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при планировании и осуществлении мероприятий по гражданской обороне и защите населения, а также при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в составе документов территориального планирования Российской Федерации и проектной документации объектов капитального строительства.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

- федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими планирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения;

- организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

ГОСТ 22.0.04 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.1.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 1.0 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 22.0.11 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения

ГОСТ P 22.3.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 42.2.01 Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 55201-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства

СП 264.1325800.2016 "СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.1.1 объект экономики: Предприятие, организация или учреждение материально-производственного или социально-производственного назначения, имеющее единую систему управления и расположенное на единой территории.

3.1.2 объект жизнеобеспечения населения: Предприятие, организация или учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях.

3.1.3 уязвимость объекта: Свойство объекта быть подверженным воздействию опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.

3.1.4 устойчивость функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях: Способность объектов экономики и жизнеобеспечения населения противостоять опасностям, возникающим при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов или при чрезвычайных ситуациях, с целью поддержания выпуска продукции или оказания услуг в запланированном объеме и номенклатуре; предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения и материального ущерба, а также с целью восстановления в минимальные сроки утраченных функций объектов.

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

АТС - автоматическая телефонная станция;

АХОВ - аварийно химически опасное вещество;

ГО - гражданская оборона;

ЗС ГО - защитное сооружение гражданской обороны;

МТС - материально-техническое снабжение;

НРС - наибольшая работающая смена;

СИЗ - средства индивидуальной защиты;

ОКС - отдел капитального строительства;

ОСП - обычные средства поражения;

ССП - современные средства поражения;

4.1 Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются одной из основных задач гражданской обороны.

4.2 Объектами экономики, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, являются:

1) объекты организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны [2];

2) объекты, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время;

3) объекты, представляющие высокую потенциальную опасность, в том числе:

- критически важные объекты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации;

- потенциально опасные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [3];

- особо опасные и технически сложные объекты, установленные законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности [1].

4.3 К объектам жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, относятся объекты жизнеобеспечения организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны [2], и объекты жизнеобеспечения, имеющие мобилизационное задание и/или продолжающие функционировать в военное время, в том числе:

- предприятия агропромышленного комплекса;

- объекты пищевой и мясо-молочной промышленности, хлебозаводы, холодильники и т.п.;

- предприятия торговли и общественного питания, бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания;

- предприятия водо-, электро- и теплоснабжения;

- организации материально-технического и продовольственного снабжения;

- предприятия городского и междугороднего транспорта;

- муниципальные ремонтно-восстановительные службы и др.

4.4 Конкретный перечень объектов экономики и жизнеобеспечения населения, для которых необходимы планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости их функционирования при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях, утверждается в составе планов гражданской обороны и защиты населения, а также планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

4.5 Основными направлениями обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях являются:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (СП 165.1325800.2014);

- обеспечение защиты персонала (рабочих и служащих) объектов от поражающих факторов ССП, вторичных поражающих факторов их применения, а также от ЧС;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в соответствии с требованиями СП 165.1325800.2014;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

Приложение N 1. Положение об устойчивости функционирования организаций, предприятий, учреждений в чрезвычайных ситуациях

1.1. Под устойчивостью функционирования предприятий, организаций, учреждений понимается способность предприятия при чрезвычайных ситуациях мирного времени, производить продукцию в запланированном объеме и номенклатуре, а при получении разрушений восстанавливать свое производство в максимально короткие сроки.

Воздействие факторов чрезвычайных ситуаций может вызвать разрушение или нарушение деятельности любого участка технологического процесса, что приведет к временной остановке или прекращению производства в целом.

1.2. Устойчивость работы объекта зависит от:

- обеспеченности производственного персонала индивидуальными и коллективными средствами защиты;

- прочности и механической устойчивости зданий и сооружений;

- устойчивости оборудования и всего технического процесса;

- бесперебойного энергоснабжения и материально-технического обеспечения;

- создания условий, исключающих распространения ЧС на другие цеха, участки, строения;

- подготовки объекта, инженерно-технических и материальных средств к восстановлению производства, технологического процесса, жизнедеятельности;

- надежности управления производством в условиях ЧС.

II. Основные направления деятельности по повышению
и поддержанию устойчивого функционирования организаций
и обеспечение жизнедеятельности населения

2.1. Общие положения по повышению и поддержанию устойчивого функционирования организаций и обеспечение жизнедеятельности населения (далее ПУФ).

Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС.

Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования осуществляют руководители организаций и хозяйственных объектов экономики района, а также комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики создаваемые на объектах экономики.

2.1. На организации (предприятия) возлагаются следующие задачи:

- планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

- планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

- обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

- ответственность за выделения необходимых материальных и финансовых средств.

2.2. Основные направления ПУФ учреждений, предприятий и организаций.

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в г.Юрьев-Польский, и их жизнедеятельности в ЧС.

2. Рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории.

3. Подготовка организаций к работе в ЧС.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в ЧС.

5. Подготовка системы управления организаций для решения задач в ЧС.

В организациях по основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости с учетом специфики деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются в основном, заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.)

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач РСЧС.

Мероприятия по ПУФ организаций рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по ПУФ организаций.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в условиях военных действий.

3. Основные мероприятия по ПУФ в отраслях экономики с опасными объектами (производствами) и на объектах жизнеобеспечения.

3.1. Химически опасные объекты.

1. Обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС).

2. Обеспечение персонала СИЗ.

3. Защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ.

4. Создание локальных систем оповещения.

5. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии.

6. Накопление медицинских средств для первой медицинской помощи.

7. Обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС.

8. Ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории ОЭ.

9. Сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ.

10. Своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ.

11. Внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ.

12. Обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ.

13. Разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ.

3.2. Взрывопожароопасные объекты.

1. Обеспечение персонала ЗС.

3. Изоляция взрывоопасных зон прочными стенами.

4. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого ЛПА, ЧС.

5. Обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре.

6. Размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей.

7. Создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды.

8. Предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах.

9. Автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации).

10. Установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров).

11. Обеспечение грозозащитными устройствами.

12. Установка предохранительных клапанов для сбора давления.

13. Обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением.

14. Использование несгораемых конструкций и материалов.

15. Создание противопожарных разрывов и минеральных полос.

16. Создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ.

17. Строгое соблюдение правил пожарной безопасности (ППБ).

18. Обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом.

19. Обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения.

20. Подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

3.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, резкое понижение температуры, атмосферного воздуха).

1. Создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС.

2. Создание укрытий для производственного персонала в районах расположения.

3. Утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей.

4. Обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС.

5. Создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств.

6. Размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС).

7. Установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС.

8. Запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления.

9. Размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий на ЧС.

10. Проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах.

11. Регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока.

12. Обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС.

13. Создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС).

14. Строительство на возвышенностях объектов(в зонах гидрологических ЧС).

15. Повышение физической стойкости (демонтаж) на стойких к воздействию факторов ЧС зданий и сооружений.

16. Защита уникального и особо ценного оборудования.

17. Создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ (АВР).

18. Берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений.

19. Подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений.

20. Локальная защита объектов и небольших участков территории.

21. Подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и огородительных валов.

22. Стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа.

23. Подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий.

24. Гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ.

25. Подготовка плавсредств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.

3.4. На всех видах транспорта.

1. Подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС.

2. Обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС.

3. Подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий.

4. Обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения).

5. Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС.

6. Подготовка объездов возможных зон ЧС.

7. Подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения.

8. Установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства.

9. Подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения.

10. Рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей.

11. Разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС.

12. Создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания (ТО) и спецобработки зараженной автотехники.

13. Накопление и хранение неприкосновенного запаса (НЗ) запасных частей, оборудования, инструмента.

14. Совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений.

15. Строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов.

16. Подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС.

17. Разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

3.6. На объектах энергетики

1. Распределение энергоисточников по районам и потребителям.

2. Внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов.

3. Кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы.

4. Внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных ЛЭП.

5. Подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей.

6. Подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС.

7. Подготовка к работе резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

3.7. Перерабатывающая и пищевая промышленность.

1. Обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах.

2. Создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных).

3. Автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки.

4. Подготовка предприятий к временному переходу на упрощенные технологии.

5. Разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики.

6. Дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС.

7. Защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары.

8. Разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной).

9. Совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств.

10. Обеспечения предприятий средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами.

11. Снижение взрыво- и пожарной опасности предприятий.

12. Разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС.

13. Создания запасов консервантов и материалов первичной обработки, мяса (соли и др.) в условиях ЧС.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: