Лаура в кресле бидструп

Обновлено: 06.05.2024

Херлуф Бидструп (дат. Herluf Bidstrup; 10 сентября 1912, Берлин — 26 декабря 1988, Аллерёд, Дания) — датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше 5 тысяч рисунков
Показать полностью.

. В тогдашней Дании новичок-ремесленник не мог рассчитывать на постоянный заработок, и многие, особенно те, кто не был обременен семьей, отправлялись по свету в поисках работы и счастья.

Когда Хермод Бидструп начинал свою трудовую жизнь, от тоже пустился в странствие, которое длилось двенадцать лет; он побывал во многих странах - от Фарерских островов на севере до Египта на юге. Перед первой мировой войной он оказался в Берлине. Там он женился и там же появился на свет Херлуф.

Первые воспоминания Херлуфа относятся к четырехлетнему возрасту: он играет на детской площадке с берлинскими ребятишками; мамы да и дети тоже - говорят об ушедших на фронт; Херлуф знает, что дома остаются только калеки, и когда одна из женщин спрашивает, на фронте ли его отец, малыш отвечает, что его папа дома, поскольку он. горбатый. Это была детская выдумка. Мальчик не знал, что его отца, датчанина, в Германии не могли призвать в армию.

У одного из товарищей отца была маленькая девочка, с которой Херлуф часто играл. Он хорошо помнит горестную сцену прощания в семье этого немца и также хорошо он помнит. Тот день, когда пришло извещение, что отец девочки погиб на Западном фронте. На пятом году жизни Херлуф отправляется с родителями в Данию. Ему помнится, что поездка была долгой и с необычайным приключением: один из пассажиров на ходу выпрыгнул из окна поезда. Мама потом объяснила, что этот человек был немецким солдатом. Он не хотел стрелять в французов и решил тайно перейти границу - в нейтральную Данию.

Здесь, в Дании, не было недостатка в продуктах питания, но зато было трудно с квартирами, и семья Хермода Бидструпа долгое время жила у его родителей; Только через несколько лет Хермод обзавелся собственным жильем.

Когда Херлуфу шел уже одиннадцатый год, он снова попал в Берлин. Был декабрь 1922 года. Мальчика поразило, что на каждом шагу попадались инвалиды войны, просившие милостыню. Тут были безногие, безрукие, слепые. В то время инфляция в Германии достигла невероятных размеров. За датскую крону можно было получить чуть ли не тысячу немецких. марок.

Таковы были чудовищные последствия войны. Тогда Херлуф сделал свой первый рисунок на социальную тему: «миллионеры» В Германии. Он уже был подготовлен к тому, чтобы увидеть противоречия времени и жизни. Хермод Бидструп часто беседовал с сыном о социалистическом движении, о классовых боях в странах капитала. Херлуф внимательно слушал рассказы отца о тех странах, где тот побывал, о нравах и порядках, о людях, с которыми он встречался. От отца Херлуф узнал о матросах с легендарного броненосца «Потемкин» - с ними датский мастеровой повстречался в Румынии. Поэтому с особым интересом уже в юношеские годы Херлуф смотрел обошедший весь мир фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин». Эта картина его потрясла.

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века

Херлуф Бидструп – художник непростой судьбы, практически забытый нынче на родине из-за своих левых убеждений, но хорошо памятный тем, кому довелось держать в руках его советский альбомный четырёхтомник. Подпольщик-нелегал, скрывавшийся от немцев, оккупировавших Данию, и рисовавший карикатуры на Гитлера. Лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами», окончивший жизнь на родине в нужде, многие годы он страстно отстаивал в своих карикатурах гуманистические идеалы, а с помощью рисованных рассказов умел одинаково рассмешить и растрогать зрителя…

Для начала нужно решительно разделить творчество художника на два магистральных направления: его деятельность как карикатуриста и как рассказчика рисованных историй. Причём, высочайшего уровня мастерства Херлуф Бидструп достиг в обоих случаях, да и разделить их порой не так просто. Подчас художник ловко сплетает политические сюжеты и жизненные истории, превращая карикатуры-комиксы в философские притчи. Вот девушка, перед которой, бахвалясь и рассчитывая на восхищение, солдат взрывает дом, выбирает строителя, который этот дом восстанавливает. Вот любящий отец семейства ужинает с близкими, нянчится с детьми, радуется жизни, после чего надевает колпак Ку-клукс-клана и исчезает в ночи. Вот человек, продирающийся по бюрократической лестнице, уменьшается в размерах настолько, что печать с штемпелем «отказать» давит его, как букашку.

Это смешение грустного и страшного со смешным и философским выделяет Бидструпа среди прочих представителей «лёгкого», на первый взгляд, жанра. Легко выдавить слезу, чуть сложнее – рассмешить, заложить идею не так просто, но сделать это всё разом, оставив зрителя в благоговейном смятении перед открывшимся простором интерпретаций – удел гения. Удивительно, но кажется совершенно невозможным назвать художника «низкого» жанра гением, но, собственно, почему? Почему известный лаконизм супрематистов, абсурдистов, дада- и прочих «истов» (над которыми Бидструп тоже подшучивал) заслуживает подобных сравнений, а блестящий, выведенный одной линией профиль – нет? Одно из знаменитейших произведений Пикассо «Голубь мира» также нарисовано одной линией. Но ни один «классический» художник не может позволить себе той эмоциональной заразительной контрастности и осязаемой экспрессивности движения персонажей. На одной странице в десяти с небольшим эпизодах Бидструп рассказывает полноценную историю с завязкой, кульминацией, развязкой, с раскрытием характеров и тончайшим психологизмом.

Кстати, о характерах и психологизме – именно Бидструп создал всем известную иллюстрацию, на которой раскрываются четыре юнговских темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Добивается этого художник с невыносимым изяществом – он позволяет одному человеку сесть на шляпу другого и просто наблюдает за реакцией, которая будет весьма красноречива.

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 24


Распространение заразы

Вообще, когда смотришь большинство историй Бидструпа, не покидает ощущение их небывалой актуальности. Не вчерашней и не позавчерашней. Сегодняшней и, может быть, завтрашней. И речь здесь идёт не только о «вечных» темах (которые, безусловно, тоже нужно уметь подать и «продать» зрителю) вроде проблемы отцов и детей, любви и ревности, семьи и одиночества и так далее. Художник не забывает о проблемах чрезмерного, непропорционального обогащения и без того богатых, о тяге к милитаризации и войнам, делению на политические и расовые группы и порождаемой этим ненависти. Впрочем, Бидструпу свойственны и куда более легкомысленные шпильки вроде иронии над «современными» художниками (чьё творчество по сей день не слишком изменилось), чрезмерным феминизмом, стиранием границ между мужественностью и женственностью и так далее.

Но, помимо подобных историй, у художника предостаточно «незамутнённых» исключительно витальных и жизнерадостных комикс-рассказов. Это истории о влюблённости, забавные рассказы на грани анекдота, комиксы о детях и животных. Бидструп ухватывает обыденность и, разбавляя её фантазией, гиперболизируя подробности на свой вкус, выжимает из неё весь возможный спектр эмоций. Спор о закрытой форточке в транспорте летом, отец, оставленный наедине с ребёнком и не умеющий его успокоить, наследник, который никак не может дождаться своего наследства и умирает, так и не увидев его – неординарный взгляд на ординарные вещи плюс лаконичная, но намертво прилипающая к сетчатке подача решают всё.

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 10


Жизненное пространство

Несмотря на то, что политическая карикатура не столь долговечна и актуальна – она имеет наибольшую ценность именно в момент появления в печати – не стоит забывать и о ней, ведь равного Бидструпу мастера было ещё поискать. Сам художник утверждал, что карикатура должна быть похожей на прообраз в большей степени, чем фотография. Любое обратное утверждение – заблуждение, если карикатура не похожа на оригинал, значит она не удалась. Карикатура означает преувеличение, но не искажение действительности. Если художник хочет выбрать объектом критики и сатиры политического деятеля, то он, не отходя от внешнего характерного облика самого человека, должен воплотить в его фигуре проповедуемые политиком идеи. Изображая его обрюзгшим и жирным, можно показать, что персонаж разжирел за счёт простого народа, делая же худым, нужно дать понять, что народ худеет вместе с ним. Только удержав баланс, обладая зорким глазом и твёрдой рукой можно стать настоящим карикатуристом – это роднит его профессию с профессией снайпера. К слову, у одного и у другого, по сути, есть всего одна попытка. И Бидструп умело использовал подавляющее количество своих попыток, страстно отстаивая близкие ему ценности и борясь с нацизмом, фашизмом, капитализмом, милитаризмом, расизмом, сегрегацией, бюрократией etc.

Принципиальность и неуёмность художника сделали его постепенно изгоем в родной Дании и произошло это гораздо позже ухода оттуда оккупационных немецких войск – политические конформисты не могли простить ему левых убеждений, от которых Бидструп наотрез отказывался отрекаться. Он перебивался на нескольких подработках, получал скромные гонорары за издания в СССР, но никогда не бросал любимого дела. Много лет спустя внук-астрофизик назвал именем деда планету и теперь, где-то над нашими головами, летит сквозь межзвёздную тьму планета по имени Бидструп.

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века


Ревность

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 2


Ошибка

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 42


Оратория

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 3


Зеркало души

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 4


Недоступная

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 5


Ботинки весной

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 51


Спокойствие и порядок

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 6


Тетушкин наследник

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 7


Весёлое Рождество

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 28


Совпадение желаний

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 8


У обезьянника

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 9


На поводке

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 11


Круг замкнулся

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 12


Воспитание

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 13


Дело рук человеческих

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 14


Радость жизни и смертный грех в США

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 15


Американский отец семейства

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 16


Помощь развивающимся странам

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 17


Культ личности

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 18


Изменение классового общества

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 19


Человек и бюрократия

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 20


Насвинячили

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 22


Эликсир для волос

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 23


Без ограничения скорости

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 25


Индивидуалист

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 26


Близнецы

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 27


Пример заразителен

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 29


Шедевр

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 21


Кемпинг

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 31


Не догадался

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 35


Флегматик и холерик

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 32


Познание мира

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 38


Зеркало

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 30


Высшая точка

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 33


Рыбий жир

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 43


Борьба за свободу

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 34


Вечная проблема - отцы и дети

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 36


Манера говорить

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 39


В купе

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 40


Скульптура

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 37


Четыре разных темперамента

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 41

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 44


В ресторане (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 46


Оперные типажи (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 47


Южное застолье (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 48


Восточный обед (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 49


Самая читающая страна (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 50


Рабочая девушка (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века 45


Возвращение домой (Зарисовки о визите в СССР)

Херлуф Бидструп — философ-карикатурист

Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup; родился 10 сентября 1912 года — умер 26 декабря 1988 года) — гениальный датский художник-карикатурист XX века, на счету которого более 5 000 работ. Творческая биография Бидструпа включает два магистральных направления: юмористические рассказы в картинах и карикатуры. Непревзойденного уровня мастерства он достиг в обеих областях. Тонко понимая жизнь, автор превращал свои мини-истории в глубокие философские притчи. В творчестве Херлуфа Бидструпа смешное перемешано со страшным, грустное с веселым, а житейские ситуации доведены до абсурда. До сих пор его работы вызывают у зрителя улыбку.

Херлуф Бидструп. Фотография художника, год создания неизвестен

Биография Херлуфа Бидструпа

Херлуф Бидструп появился на свет в Берлине 10 сентября 1912 года. Отец его был датчанином. Раннее детство мальчика нельзя назвать безоблачным: война, голод, возвращение в Данию, эпидемия испанки, чуть не оставившая ребенка сиротой.

Херлуф Бидструп. Шутливый автопортрет «Муки творчества», год создания неизвестен

Херлуф Бидструп с малых лет обожал рисовать. Даже вечером, перед сном, он водил пальцем по воздуху, придумывая разные сюжеты. По реакции родных паренек видел, что ему легко удается рассмешить людей, отвлечь их от проблем. Отец, по образованию художник-декоратор, в свободное время занимался живописью. Он стал учителем и авторитетным критиком юного дарования. Свою первую карикатуру на социальную тему Херлуф нарисовал, когда ему было всего 10 лет. Впоследствии он признавался, что еще в школе осознал разящую силу сатиры и использовал ее как оружие.

В 1931-1935 годах молодой человек обучался в копенгагенской королевской Академии художеств. Еще в период студенчества он стал печатать политические шаржи в популярных изданиях, рисовал для ревю и для рекламы велогонок. Международная обстановка меж тем накалялась. Карикатуры Бидструпа на фюрера, опубликованные в журнале Kulturkampen, привлекли всеобщее внимание.

Херлуф Бидструп. Карикатура на речь Гитлера «Оратория», 1934

Во время оккупации Дании Бидструп замещал штатного художника в крупной правительственной газете Social-Demokraten. «Комиксы» с антифашистским содержанием имели громкий успех.

Херлуф Бидструп. Карикатура «Фашистская мораль», 1936

Годы Второй мировой войны Херлуф Бидструп вместе с семьей провел на даче под Копенгагеном. В 1943-м он вступил в запрещенную тогда в стране Компартию и сотрудничал с подпольной газетой Land og folk. Смешные рисунки-рассказы на злобу дня в виде открыток выпускались огромными тиражами, а заработанные средства шли в партийный фонд. Авторский почерк гения стал к тому времени хорошо узнаваем.

После победы над фашизмом Херлуф Бидструп много путешествовал по миру. В 1952 году в составе датской делегации он впервые приехал в СССР, где его очень любили. Широкую известность у советского читателя карикатурист приобрел благодаря дружбе с журналистом ТАСС Михаилом Косовым (Рахмиэлем Косым), составителем и переводчиком большинства альбомов Бидструпа и автором его биографии. В сотрудничестве с режиссером мультипликационного кино Львом Константиновичем Атамановым Херлуф создал в 1967 году мультфильм «Скамейка», а в 1970-м — «Это в наших силах».

В 1964 году Херлуф Бидструп удостоился Ленинской премии, а в 1972-м ему вручили орден Трудового Красного Знамени. И власть имущие, и простые советские люди были покорены талантом датского карикатуриста. А вот на Западе к нему относились настороженно: уж очень ловко и непринужденно Бидструп выносил на суд толпы то, что буржуазное общество предпочитало не замечать.

Херлуф Бидструп. Карикатура «Ну и чихнул!», изд. 1969-1970 гг., т. 3

Скончался мастер карикатуры 26 декабря 1988 года. Именем Херлуфа Бидструпа назван один из сторожевых кораблей России.

Творчество Бидструпа не имело исключительно политической направленности. Больше всего ему нравилось находить смешное в повседневной жизни. Тонкий психолог, он превосходно разбирался в человеческой натуре, изобличая такие пороки, как гордыня, чрезмерное любопытство, самонадеянность, неблагодарность, жадность. Способность донести идею в простой форме — удел гения, то, что выделяет Бидструпа среди других представителей «легкого» жанра.

Херлуф Бидструп. Карикатура «Шедевр», 1960-е

Он не уважал современное искусство. Абстракционизму и другим модным течениям Херлуф Бидструп посвятил ряд язвительных рисунков. Над публикой, готовой искать глубокий смысл в одной-единственной закорючке, он тоже подтрунивал.

Херлуф Бидструп. Карикатура «Высшая точка», 1960-е

Самые известные карикатуры Херлуфа Бидструпа

Картинки Бидструпа «читаются» слева направо. Герои предстают на них в движении, как на экране телевизора. В нескольких коротких эпизодах рассказывается маленькая история с завязкой, кульминацией и финалом, понятная любому человеку, независимо от возраста и национальности. Среди лучших карикатур Херлуфа Бидструпа:

  • «Плата за мир» (1938) — эта короткая новелла в картинках раскрывает суть Мюнхенского сговора. Истерично орущему малышу (Гитлеру) отец (Чехословакия) под давлением респектабельного старика (Чемберлена) соглашается отдать на растерзание часы (Судетскую область). Результат задабривания тирана вполне закономерен.
  • «Гуманизм» (1945) — неординарная подача политической ситуации. Автор обличает известных культурных деятелей Дании, которые после освобождения страны выступали в защиту местных коллаборационистов. На глазах у сердобольной фрау огромный злой пес (фашизм) набрасывается на маленького парнишку (Данию). После победы мальчика в неравном бою дама обвиняет его в жестокости.
  • «Борьба за свободу» (1947) — всегда сочувствовавший людям труда художник с сожалением констатирует: ядро на ноге пролетариата никуда не делось, ценой невероятных усилий удалось лишь сменить свастику на доллар, т.е. власть фашизма — на власть денег.
  • «Кошмар капиталиста» (1951) — карикатура создана в разгар войны между Северной и Южной Кореей. Бидструп показывает истинное лицо капиталистов, умеющих носить маску симпатичных парней.
  • «Четыре темперамента» (1963) — одна из самых популярных работ мастера рисованной истории. Движения персонажей, их мимика экспрессивны и красноречивы. Филигранно переданы характерные для холериков, флегматиков, меланхоликов и сангвиников реакции на случайную порчу шляпы.

Херлуф Бидструп. Карикатура «Плата за мир», 1938

Херлуф Бидструп. Карикатура «Гуманизм», 1945

Херлуф Бидструп. Карикатура «Борьба за свободу», 1947

Херлуф Бидструп. Карикатура «Кошмар капиталиста», 1951

Херлуф Бидструп. Карикатура «Четыре темперамента», 1963

Художник никогда не мог понять, почему хохот ценится дешевле слез. Вклад Бидструпа в развитие карикатуры трудно переоценить: с его помощью этот вид искусства приобрел огромное влияние на общественное мнение. Рисунки Херлуфа Бидструпа и в настоящее время издаются в России отдельными альбомами.

Читайте также: