Кто все время лежал на диване

Обновлено: 20.05.2024

«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. «
Романы бывают интересные, бывают не очень, а бывают Вечные. роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”. в своем роде уникален…
Сюжет его на первый взгляд прост
Илья Ильич Обломов живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, и знакомство с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется, заставляют героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем окончательно угаснуть в «обломовщине». С лёгкой руки Добролюбова, введённый в литературно-критический мир термин «обломовщина, сделалась нарицательным, означающим апатию, застой, косность отказ от деятельной жизни.
Итак, перед нами герой отрицательный?!
Но, почему же автор живописует Обломова с такой мягкой и снисходительной нежностью, почему рисует облик человека, который и умён, и добр и светится душевной чистотой. Обломов - не делец, он — созерцатель и «кроткий голубь», и он не может ужиться в такой среде, где необходимо дело и где даже юные и Casta diva поющие девушки, вроде Ольги, предварительным условием и доказательством любви настойчиво признают хозяйственную поездку в деревню или посещение казенной палаты. Более того он испытывает внутренний страх перед жизнью, которая “трогает, везде достает”
Но может, он болен, и не в состоянии жить как все «нормальные» люди? Ведь он практически отказывается не только от живой деятельности, но даже и от книг и газет, - он не живет, а лежит,
Конечно, это только внешний литературный приём, - мысль о неприятии этой формы жизни выражена в утрированной и подчёркнутой форме На вечный вопрос – быть или не быть, Обломов отвечает – не быть .
От какого «счастья» он собственно отказывается? От той манеры жить, которую представляет нам Штольц (антипод Обломова) Быть деятельным, как Ольга и Штольц, значит принимать на себя определённые социальные роли Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так.
Он находил поэзию в самой жизни , практически единственный подлинный человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он. Обломов, превратится в “жениха”, приобретет конкретный, определенный статус. (Ольгу, наоборот, это радует: “Я — невеста” — с гордым трепетом думает она).
Потому Обломов и не может включиться в окружающую жизнь, что ее делают люди-роли. У каждого из них своя цель, своя шестеренка, которыми они сцепляются для удобства с другими. Обломову ничем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он — просто человек.
Оказывается, что самое страшное для Обломова — потерять вот эту самую уникальность своей личности, слиться с “другими”. Поэтому и приходит он в такой ужас, случайно подслушав, что его назвали “каким-то Обломовым”.
В свете этого мистического ужаса — потерять себя в толпе — совсем иначе звучат якобы пустые восклицания Обломова: “Где ж тут человек? Где его цельность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?”
Какую бы форму деятельности ни предлагал окружающий мир Обломову, тот всегда находит способ увидеть в ней пустую суету, разменивающую душа на пустяки. Мир требует от человека быть не полноценной личностью, а только частью ее — мужем, чиновником, героем. И Штольцу тут нечего возразить Обломову, кроме: “Ты рассуждаешь точно древний”.
Подлинный смысл его жизни — не гнаться за Штольцем в тщетной попытке быть современным, а наоборот, в том, чтобы избежать движения времени. Обломов живет в своем, автономном времени, поэтому и скончался он, “как будто остановились часы, которые забыли завести”. Он растворился в своей мечте — удержать, остановить время, застыть в абсолютном бытии идеальной Обломовки.
Утопическая мечта о идеальном существовании — это мир, и настолько прекрасный, что его нельзя улучшать. А значит — мир, лишенный цели и движения – абсолютный мир ( или мир Абсолюта)
.Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русской ментальности — стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам обыденности.
Через отталкивание действительности проявляется мечта об ином , идеальном бытии.

Комментарии
Ella Kuznetsova 15-06-2009
Согласна. После школьно-добролюбовских убеждений прошло много лет, я поняла, что Илья Ильич - не отрицательный персонаж. Но зачем такой вызов? Доброта - это звучит гордо? Пассивная, мягкая, бессильная доброта? "мечта об ином, идеальном бытии" - прекрасная, но совершенно беспочвенная мечта. Нечем особенно гордиться. Я сама была такая, всё детство пролежала на диване, правда, с книжкой. И мечтала. Потом пришлось вытягивать себя за волосы - в жизнь.

Антонина Агеева 15-06-2009
Мне здесь привиделась некая параллель с монашеством. Когда люди уходят в монастырь, они ведь тоже отталкивают существующую действительность. Правда при этом они не лежат на диване, а посвящают свою жизнь Богу, как им кажется. Но многие ли из тех, кто пытается порвать с мирской жизнью на самом деле служат Богу, а не пытаются спрятаться за монастырскими стенами от своих разочарований, обид, забот и проблем, которые есть в миру? В монастыре жизнь далеко не сахар, но там они могут найти то, что почти бесполезно искать в обыденной жизни - стабильность и принятие их, как ценных для Бога (а это главнее, чем принятие, которое они не получили от мирских людей)и идущих верным путём людей, которых после успения ждёт мир абсолюта (идеальное, хоть и бестелесное бытие).
Может я не права.
Не все люди, которые идут в монастырь, руководствуются этими мыслями, но есть среди них и такой, причём немалый, контингент.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ, с позиций супраментального психоанализа.

Есть романы вечные, и есть герои, имя которых стало нарицательным Плюшкин для нас – синоним скупости, дон-Кихот бескорыстного служения идеалу, Фауст – поиску смысла жизни….Это классика, и она, как утверждают, бессмертна. А собственно почему? Почему каждый думающий и чувствующий человек в определённые этапы своей жизни сталкивается с явлениями, которые уже описаны кем-то, и описание это не зависит от эпохи, страны и моды. Во все времена юный человек. вступающий в жизнь, решает вопрос ценности этой жизни и себя в ней – Быть или не быть – вот в чём вопрос.
А Чичиковы новой России так же бойко торгуют мёртвыми душами, а лохи дон Кихоты по-прежнему остаются предметом насмешек и презрения…
Очевидно классические герои являются в определённом смысле, образным выражением фундаментальных законов человеческого естества, это своего рода - символы проявления человеческой натуры, которые могут утратить свою значимость только с изменением самой природы человека ( а это произойдет, надо полагать, совсем не скоро, если вообще когда-либо произойдёт)
А что же Илья Ильич Обломов, что для нас символизирует этот образ? Многие, не задумываясь, скажут – лень, и они будут правы, с одной стороны. А с другой стороны? Вот текст, который перечисляет качества характера некоего абстрактного человека
Уход в себя, жертвенность, высший идеализм, духовные обольщения, невосприимчивость к вербальной информации инертность, неуверенность. Отторжение от реального мира., полная пассивность Отрицание старых идеалов и смыслов, интуитивный поиск новой веры, жизнь в автономном времени – самосохранение от давления витальных энергий действительности.
Неправда лики, кого-то этот человек нам напоминает? – Ну, конечно, Илью Ильича Обломова.
Но ведь текст этот характеризует качества энергий знака Рыб. Нелепо было бы утверждать, что Гончарова интересовала астрология, или чем-то в этом роде, но, тем не менее, его Обломов – это не просто реальный человек, нет, он скорее вообще не человек а символ, квинтэссенция качеств, абсолютизация этого типа сознания. Этот образ - материализованное воплощение этой энергии, как, например, Русалочка – воплощение энергии Любви.
И тут надо учесть одну вещь.
Нам представляется, что стоит только некоему человеку залечь на диван и решительно ничего не делать, как он тут же превращается в Обломова. Вовсе нет, Обломовым стать так же трудно, как и святым. Почему? Да потому, что этот человек-символ генетически обладает теми свойствами психики, которые делают жизнь человека «в миру» практически невозможной. Он генетически – монах, имеющий полную возможность стать святым. Дело здесь не в философии и не в психологии веры даже, дело, как ни странно это звучит, в физиологии этого организма – он так идеально устроен, что миссии отшельничества ему по силам и даже неизбежно необходима. Однако он далёк от всего этого и волей обстоятельств обречён жить «как все», вопреки своей природе. Зачем понадобилось Гончарову помещать Обломова в суету повседневности, тем самым фактически обрекая своего героя на гибель, этого я не знаю.
Но вывод очевиден – Обломовым нельзя СТАТЬ, Обломовым можно только РОДИТСЯ

3 неочевидные причины, почему муж все время лежит на диване

3 неочевидные причины почему муж все время лежит на диване


В предыдущей статье я привела краткий сценарий консультации с одной моей клиенткой, которая жаловалась, что ее муж вечно лежит на диване, смотрит телевизор и ничего не делает по дому, никак ей не помогает:

Давайте сегодня попробуем разобраться, почему так происходит. Если спросить женщин, то чаще всего их ответы будут сводиться к одной из двух причин:

1. Муж - лентяй, оболтус, который привык ничего не делать и сидеть на шее, неблагодарный человек, который не ценит мой труд, меня, и которому вообще на все плевать.

2. Я недостаточно хорошая жена. Я не достаточно его мотивирую, вдохновляю. Просто он меня не любит, я потолстела, постарела, и он просто забил на меня. В общем, разлюбил.

- Ну, вы поняли, да? Посыл такой, что кто-то плохой: либо муж, либо жена.

Позиция "искать виноватого, плохого" в случае, если что-то идет не так, формируется в детстве.

Разбиралась в семье ваза, и сразу собирается суд присяжных: "опять ты с мячом играл дома", "нет, это ты ходишь как увалень, и все сшибаешь на пути", "да это ты убиралась и поставила вазу на край, она и упала".

Но вернемся к нашим диванам и мужчинам, на них возлежащих. И посмотрим, каковы могут быть другие реальные, но неочевидные причины.

Депрессия не имеет никакого отношения к лени. Депрессия - это комплекс психических нарушений, лечением которого занимается психотерапевт. Обвинения в лени, мотивация, принуждение к действиям, жалость и т.д. не помогут. Лучше обратиться к специалисту.

2. Напряженная обстановка в семье.

Это может выражаться в конфликтах, недопониманиях, критике и неуважении. А может выражаться в том, что в доме очень жесткие правила, много суеты, все с утра до ночи крутятся, и никто не умеет расслабляться, отдыхать. В такой семье порядок, чистота, ремонт и накрытый 3-мя блюдами стол важнее, чем отношения и отдых.

Лежание на диване - становится возможностью убежать от напряженной реальность в манящие дали голубого экрана. Выныриваешь из телевизора, и тут же хочется убежать обратно.

3. Гиперответственность мужчины.

Да-да, вот этот тюфяк на диване может оказаться на самом деле гиперответственным. Такой человек вкладывает в то, что он делает больше энергии и сил, чем того требуется. Такой человек может много делать для других, всем помогать и часто в ущерб себе. И к концу дня мужчина может оказаться настолько измотанным, что дома не остается ни на что сил, и единственное о чем он думает, это о том, чтобы его никто не трогал на его любимом диване.

Конечно, это не всеобъемлющий список причин, в конце концов , мужчина может быть и лентяем с непрокаченной волевой мышцей, и эгоистом, и нарциссом/социопатом. Список причин большой и важно разбираться в конкретной ситуации.

Почему Обломов "лежит на диване"?

Обломов пребывал на диване потому что таков был его идеал жизненного устройства. Ему ничего не хотелось делать, только лежать и мечтать. Это его философия, его образ жизни и менять что-либо в устоявшемся положении Обломову не хотелось. Нет, он конечно был отнюдь не дурак и иногда ему приходили в голову мысли, что надо испытать что-нибудь другое, но лень перебивала все. Он совершенно нарасно приехал в Петербург, оставался бы в райской Обломовке и жил не тужил. А тут потуги Штольца его едва не женили, он едва не полюбил, а это может быть могло бы все изменить. Но нет, он женился на Агафье, которая воплотила его идеалы хозяйки и остался лежать на диване.

Ах, если бы все так просто! У него нет ни интереса к работе (деятельности, должности, как написано в романе), нет интереса к развлечениям, нет интереса к общению, нет интереса к познанию нового, нет интереса к семейным отношениям. Даже нет интереса к своим делам: управление имением пущено на самотек. Хуже того, такое же настроение у его слуги. Нет целей в жизни. Как ни странно, сейчас таких людей тоже много, особенно среди молодых. Не очень это позитивная тенденция в обществе, когда таких людей становится много.

А лежит он на диване, потому что встать с дивана - означает выйти из этого режима с минимальной активностью. А для этого надо поставить цель и начать двигаться к ней. А у него нет сил: привычка существовать в самом экономичном режиме не дает. Роман не просто остросоциальный для своего времени. Он очень актуален сейчас. Быт облегчен, а интерес к жизни есть не у каждого.

Убежать от конфликта в покой и комфорт. Помните, как он уволился со службы? Ошибся, потом струсил, заболел и подал в отставку. Бежать от проблем в уютную пещерку. И так во всем.

Потеря интереса к жизни.

Роман Ивана Гончарова, во второй половине 19 века был остро социальным и современным. Время показывает, что и сегодня он, к сожалению, не устарел. На примере героя романа - Обломова, Иван Гончаров хотел показать бездеятельность, не желание развиваться дворянства, огромную лень людей которые не живут а проживают, просыпают жизнь. Дворян давно нет, а Обломовы остались. Сколько людей, как Обломов, не могут победить свою лень, предпочитают вести пассивный образ жизни. Этот роман, о великой лени именно русского человека, не случайно немец Штольц, лучший друг Обломова, полная противоположность лежебоке. Русский человек прекрасен душой, талантлив, но часто лень побеждает все его прекрасные качества.

Иван Гончаров, на примере своего героя, предлагает задуматься читателям, какой путь они предпочтут выбрать: пассивный образ жизни, цель которой лишь в удовлетворении необходимых потребностей организма; либо интересную, разнообразную жизнь. Но если вы выбрали второй вариант жизни, надо сначала встать с дивана.

Если говорить современным языком, то это его зона комфорта, из которой он не хочет выходить. Ему нравится лежать на диване, и он не видит особого смысла вставать с него. Да, иногда возникают кое-какие мысли и идеи, но они не в состоянии поднять с дивана героя романа "Обломов".

И действительно, я согласна с некоторыми ответами, жизнь Обломова импонирует многим представителям современной молодежи - нет ни цели, ни желаний, пугает реальность, зато есть мечты, в которые так удобно погрузиться, заменив ими настоящую жизнь.

В романе "Обломов" читателю демонстрируется не просто жизнь одного из помещиков, нет, в нём мы видим много большее: червивое нутро общества старой дореформенной России. Обломов, который лежит на диване и ничего не делает, - это символ аристократии того времени, ленивой, апатичной, пассивной, лишь мечтающей и строящей грандиозные планы. "Обломовщина" - это жизненная идеология, собирательный образ жизни сливок общества. Новое поколение дворян было слишком оторвано от действительности, никогда не трудилось, а просто созерцало жизнь вокруг себя. Ведь можно было просто лежать на диване и ничего не делать, за тебя всё сделают слуги. "Обломовщина" - это болезнь общества, деградация его наиболее влиятельных движущих сил.

Да он лежит то только в первой части (а первая часть длится 8 с половиной часов) фактически, в остальных иногда, да ложится, но не на большее время, чем обычный человек. Это фактически, т.е. то, что мы имеем, что видим в романе. Теоретически же - да, "это было его нормальным состоянием"

В то же время мы видим и то, что "как только - так сразу", то есть стоит в его жизни появиться цели - и он действует, вполне нормально. Ради Ольги. Сама Ольга конечно тот еще экземплярчик. "от насмешек над его существованием перешла к деспотическому проявлению воли", своей воли. "Она преследовала малейшую тень сонливости даже у него на лице. Она спрашивала не только, что он делает, но и что будет делать." Она может быть тысячу тысяч раз права, да только. любящая женщина не так поступает. у любящей другие цели. другая середина стремлений. Впрочем мы не Ольгу обсуждаем, она к слову пришлась. Итак: Илья может быть и действенным (что вовсе не испаряется и после разрыва с Ольгой).

Почему он лежал? Я отвечу вопросом - а что еще было делать? Нет, конечно, можно было

Но ведь вопрос не о том, почему его не привлекло никакое дело, а о том почему он лежит. Ну так вот именно потому, что не было дела, в которое он мог вложить душу. А делать дела без души он не желал. И считал, что если нет нравящегося дела, то нечего и суетиться. Кто виноват.

Это пронзительные слова человека, который не хотел понять, что нет рая на земле. Нет идеальной любви.

Нет идеальной любви? Но как же Агафья, с ее самоотверженостью? Как же она?

Почему мужчины лежат на диване?


Это сквозная проблема человечества, идущая с момента гибели первого солдата. У большинства мужчин своя насущная жизненная мечта гибнет еще в раннем детстве, под гнетом довлеющего повсюду материализма, жить почти никто не знает куда, а неистребимый инстинкт размножения преподнесен как необходимость иметь семью.

В итоге мужчина вроде бы рядом, но он не ощущает себя родным. Это древний выбор нашего мира, который рассматривает мужчин только как силу способную к агрессии время от времени, к тяжелой работе и размножению, это уже давно лишило большинство мужчин своей судьбы, поэтому, выполнив все долги они просто умирают гораздо раньше женщин от износа здоровья и от бессмысленности такой ситуации.

Чувства зова в свою судьбу уже нет, нет даже ощущения нужности, нет ощущения родного дома, в душе память о многочисленных ранениях и глупых смертях предков мужского рода, и от этого с начала жизни нет врожденного здоровья и потому убиты все чувства, кроме ярости. Война, таким образом, тихо тлеет в каждом из мужчин. И если бы не дети, то большинство мужчин жили бы нормально без женщин. Детей хочется сильно и это бывает зачастую сильнее, чем жажда ребенка у женщин.

У всех на Земле есть своя горечь на тему мужского и женского. Весь семейный мир от неискоренимой горечи войн и бесконечных утрат стал уже обязанностью, поэтому семьи заводят детей, потому, что это сильнее нас, а остальное уже утратило смысл. Поднимать подоплеку военного долга, которая в принципе разрушила смысл быть семейными обсуждать не только не принято, но уже и невозможно, потому что там в глубине общей людской души живут разрушительные для здоровья процессы окруженные святым ореолом понятия Родина.

Это проблема всего мира и мужчины очень часто не ощущают свою семью родной, иногда так хочется все бросить, но долг огромен, поэтому бросают все через алкоголь, травматологию, кардиологию, онкологию и через кладбище! Без женщин мужчинам уже давно легче.

На Земле выбрали материализм и всю сексуальность заперли в соперничестве и как следствие в оружии. Мы уже давно вырождаемся, секс рассматривается только как необходимость, от которой появляются дети, а вот про секс с жизнью уже ничего неизвестно.

Никто не танцует от радости жизни. Мы просто такими стали. Нам нужен совершенно другой выбор кем быть, но к сожалению выбирать мы умеем только через поля сражений. Это настолько тугой клубок боли, что мужчины ощущают себя заранее убитыми на фронте. Внутри каждого лежачего на диване живут повторяющиеся сценарии гибели мужчин из поколения в поколение. Эти тенденции неизлечимы и лечатся только смертями. О любви и о настоящем родстве в таком случае нет и речи.

Единственный путь это основательная психотерапия двоих. Это очень большая работа над древними силами в паре, которые имеют одержимый характер. Если этого искренне захотеть, то можно все же вернуться к самым прекрасным природным мотивам отношений между мужчиной и женщиной.

Нужно так же понимать, что даже сама психология возникла как один из способов исцелить эту древнюю травму. Нужна обоюдная, планомерная работа над оживанием души во всех смыслах. Обязательно станет легче и светлее и, в конечном счете, придет понимание, что счастье и мир создают, а не ожидают. Ждать уморя погоды наивно.

В странах, где семейный уют ценится сильнее, чем долг перед государством, мужчины заняты своим делом и все становится на свои рельсы само по себе, если государство это поддерживает. Стремление к миру оно естественное и очень многие мужчины уже давным давно встали бы с дивана если бы мир был бы более справедливый и настроен на жизнь в покое и в счастье. Тогда любой мужчина внес бы в это вклад.

Жизнь ради долга перед семьей это бессмысленная жизнь. Благоразумнее когда женщина изначально поддерживает любимое дело своего мужа всем сердцем. Под любимое дело тогда формируется весь быт и уклад и семья тогда обрастает уникальными, самобытными чертами, что позволяет жизнь в своем ритме труда и отдыха и при этом обогащая экономику продуктивным трудом и без всяких болезней.
Поэтому такая поддерживающая Любовь возможна для всех, но в текущей человеческой ситуации нужна огромная работа над собой почти каждому.

Не пренебрегайте любой парной работой, которую предлагает рынок психологии, не будьте равнодушными к себе и к партнеру, не создавайте эмоциональное прозябание на протяжении всей жизни, наступая на одни и те же грабли, теряя годы в неведении настоящего семейного триумфа, который можно создать для двоих. Особенно не доводите семью, когда пущенная на самотек боль одного из партнеров обнажается телесно и кончается смертью.

В типичном сценарии, когда мужчина на диване, заключена тяжелейшая человеческая боль. В ней и уродство государства, и военное прошлое и религиозные догмы и несправедливость политики и крайне нестабильная экономика, гендерные болезни и отклонения, тюрьмы и дедовщина, Это в конце концов вопрос третьей мировой войны, который точно поставит вопрос какими нам быть? В конце концов, это вопрос ответственности за всю свою жизнь целиком, чтобы мечта всей жизни стала ведущей силой к настоящему доброму будущему для себя и для тех, кто рядом.

Большой опыт работы с гендерными травмами. Преобразование любых жизненных трудностей в ресурсы личной силы, глубинная психоаналитика по самым сложным вопросам и исцеление духа отношений (счастья) в парах. Работа с психосоматикой. Консультации очно и онлайн.
С уважением, трансперсональный психолог Дмитрий Калабин

Читайте также: